УДК 342
ББК 67 © А.Н. Федин, 2018
Научная специальность 12.00.01 — теория и история права и государства; история учений о праве и государстве
ОСНОВНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКОНЫ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ 1832 Г. КАК РЕЗУЛЬТАТ КОДИФИКАЦИИ РОССИЙСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX В.
Андрей Николаевич Федин,
соискатель кафедры истории государства и права Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117437, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12)
E-mail: [email protected]
Аннотация. Представленная статья посвящена Основным Государственным законам 1832 г., которые явились важным этапом в государственно-правовом процессе развития Российской империи, явились одним из основополагающих источников права, легитимировали основы государственного строя.
Ключевые слова: кодификация, российское законодательство, Основные Государственные законы, высшие органы власти и управления, император.
THE MAIN STATE LAWS OF THE RUSSIAN EMPIRE OF 1832 AS A RESULT OF THE CODIFICATION OF RUSSIAN LEGISLATION IN THE FIRST HALF OF THE 19TH CENTURY
Andrey N. Fedin,
Competitor of the Department of History of State and Law Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117437, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12)
Abstract. The article is devoted to the Basic laws of the State of 1832, which were an important stage in the state-legal process of development of the Russian Empire, were one of the fundamental sources of law, legitimized the foundations of the state system. Keywords: codification, russian legislation, Basic laws of the State, the supreme authorities and management, the emperor.
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Для цитирования: Федин А.Н. Основные Государственные законы Российской империи 1832 г. как результат кодификации российского законодательства в первой половине XIX в. Вестник экономической безопасности. 2018;(3):12-4.
Основные Государственные Законы явились важным элементом в системе законодательного определения и закрепления основ государственной власти в Российской империи. Их появление в российской правовой системе в первой половине XIX в. было не случайно: оно отразило начавшиеся еще в XVIII в. сложные политико-идеологические процессы, выражавшиеся в стремлении монархов к легальному оформлению их положения и власти. Основные законы отразили намерения двух социально-политических сил: с одной стороны, они должны были на законодательном уровне закрепить прерогативы главы государства, чего желали сами монархи, с другой стороны, дворянская аристократия искала защиту в них от монархического произвола. Недаром в ряде конституционных проектов второй половины XVIII в. (Н.И. Панина, М.М. Щербатова, А.А. Безбородко) [1, с. 200] аргументировалась необходимость выделения «в особую группу» узаконений, названных «коренными законами»,
которые должны были содержать четкие правовые положения об организации государственной власти и полномочиях монарха» [2, с. 10]. Братья Панины (Н.И. Панин и П.И. Панин) предлагали проект «О фундаментальных государственных законах», в котором провозглашалось «об утверждении на все времена формы государственному правлению, признанной всем разумным светом для монаршеско-го владения с фундаментальными, непременными законами» [3, с. 562]. По их предложению фундаментальные законы должны были закрепить положения о единстве и территориальной целостности государства, начала правосудия и государственного управления, права сословий и др. [3].
В начале XIX в. Александр I утверждает план «Книги законов», предложенный в докладе министра юстиции П.В. Лопухина «О преобразовании Комиссии составления законов» 28 февраля 1804 г. Первая часть Книги должна была включать в себе законы «органические и коренные, до правления
12
Вестник экономической безопасности
№ 3/2018
государственного относящиеся, как-то; изложение священных прав императорского величества и высочайшей фамилии, отношения подданных к государю, также постановления, также постановления правительственных мест верховною властью утвержденных» [4].
В 1804 г. председатель Комиссии составления законов Г.А. Розенкампф предложил «Проект Коренных законов Российской империи». Затем в 1815 г была предпринята попытка обобщения некоторых фундаментальных узаконений в рамках «Систематического свода существующих законов Российской империи». В 1821 г. были изданы «Основания российского права, извлеченных из существующих законов Российской империи» — «труд, оказавший большое влияние на некоторые части будущего Свода законов». [5, с. 83—107]
Положения проекта Г.А. Розенкампфа опирались на наиболее значимое отечественное законодательство в вопросах государственного устройства с элементами заимствования принципов германского государственного права. В проекте форма правления в российском государстве определялась в виде абсолютной монархии, персонализировалась государственная власть в лице монарха, институционализировались исключительные права императора во внешней и внутренней политике, устанавливались его обязанности, закреплялись основы правового статуса подданных, формулировались положения о престолонаследии и т.д. Положения проекта не были реализованы, однако они были учтены М.М. Сперанским при работе над Сводом Законов Российской империи.
К моменту вступления на престол Николая I проблема систематизации законодательства и выделения Основных законов явилась одной из самых насущных задач, стоявших перед российской властью, особенно в связи с намерением Николая I усилить режим законности ..., и четко определить исходные положения организации верховной государственной власти и направления деятельности императора как главы Российского государства» [6]. Концепция Основных государственных законов в разработке М.М. Сперанского, который, изучив российский и европейский опыт законодательного закрепления основ государственного строя и деятельности главы государства, предполагала самодержавную форму
правления для России как исторически обоснованную и содержала характеристику основных направлений деятельности монарха в законодательстве и управлении.
Воплотить в жизнь свои идеи относительно создания основных законов М.М. Сперанский смог при работе над Сводом Законов Российской империи. Первоначальный проект Основных государственных законов был подготовлен чиновником II отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии М.А. Корфом под непосредственным руководством М.М. Сперанского и после доработки в Министерстве юстиции вошел в качестве первой части первого тома в Свод законов Российской империи.
Основные государственные законы включали в себя два раздела, каждый из которых делился на подразделы. Первый раздел «О священных правах и преимуществах верховной самодержавной власти» состоял из 8 подразделов (ст. 1-81) и в нем определялись порядок учреждения и принципы функционирования высших государственных органов страны. Второй раздел «Учреждение об императорской фамилии» состоял из 7 подразделов (ст. 82-203) и касался прав и обязанностей членов царствующего дома.
В Основных государственных законах определялись основные черты абсолютной монархии: самодержавие, неограниченность, священность, наследственность. Монарх является сувереном, осуществляет верховную власть «по собственному праву», не разделяет ее ни с кем и независим от какого бы то ни было государственного органа. Никакие внешние или внутренние силы не могут установить пределы и ограничить власть императора. Священность — монарх получает власть от Бога посредством процедуры коронования, таким образом его власть имеет божественный статус. Наследственность — российский престол и власть переходит на основании Акта о престолонаследии. Титул российского императора и государственный герб обозначали пространство власти монарха и пределы территории государства. Форма государственного устройства определялась как унитарная (российское многонациональное государство объявлялось «единым и нераздельным») с сохранением в отдельных национальных субъектах элементов местной системы управле-
№ 3 / 2018
Вестник экономической безопасности
13
ния и права. Был закреплен институт подданства и сословное деление общества. Основополагающим принципом законотворческой деятельности явилось исключительное право императора на издание закона. Провозглашался приоритет общегосударственного законодательства над местным. Власть управления во всем объеме принадлежала монарху.
Основные государственные законы выделили обособленный комплекс норм, регулирующих положение императорской фамилии и возникающих внутри нее правовых отношений, в частности, порядок приобретения прав членов императорского дома, определение родственных связей как основания к наследованию престола, обязанности членов императорского дома и др.
Историко-правовое значение Основных государственных законов всегда интересовало российских правоведов, которые особо отмечали их влияние на укрепление основ государственного строя и внедрение принципа законности как основы организации и деятельности российского государства. А.Д. Градовский указывает на то, что в Основных законах устанавливается «юридический, правомерный характер русского государственного устройства» [7, с. 3]. Н. М. Коркунов отмечает: «Начало законности в нашем государственном быту не явилось результатом какого-нибудь одного законодательного постановления, а сложилось как плод постепенного развития государственной жизни. Самоограничение власти правом составляет необходимое каждого сколько-нибудь развитого государственного быта. Прежде всего само могущество государственной власти может окрепнуть и утвердиться только под условием подчинения власти началам права, так как только тогда в гражданах может развиться чувство законности, делающее для них повиновение власти долгом» [8, с. 216]. А.В. Романович-Славатин-ский считал, что «российская империя управляется на твердом основании положительных законов» и «примыкает к разряду тех организованных Европейских государств, где все совершается на основании твердых, незыблемых законов, а не на основании воли и прихоти правителя, как в восточных деспотиях» [9, с. 59].
Таким образом, Основные государственные законы, закрепив общие начала организации государ-
ственной власти и управления Российской империи, позволили на этой базе осуществлять правовую регламентацию различных сфер государственной деятельности и жизнедеятельности населения.
Литература
1. В частности, Н.И. Панин считал, что при Елизавете Петровне «случайные господа пределов не имели своим стремлениям и дальним видам; государственные — оставались без призрения; все было смешано; все наиважнейшие должности и службы были претворены в ранги и награждения любимцев и угодников везде фавор и старшинство людей определяло; не было выбору способности и достоинству», и «в производстве дел всегда действовала более сила персон, нежели власть мест государственных, и недоставало таких начальных оснований правительства, которые бы его форму твердо сохранить могли» (Сборник Императорского русского исторического общества. СПб., 1871. Т. 7).
2. Виноградова Г.Е. Основные Государственные Законы Российской империи в определении основ государственного строя в России. Автореферат дисс. ... к.ю.н. Омск, 2010.
3. Кодан С.В. Попытки создания основных законов Российской империи в политике, идеологии и юридической практике российского государства (XVIII — начало XIX вв.) // Право и политика. История государства и права. № 3 (147). 2012.
4. ПСЗ. Собр. 1. Т. XXVIII. № 21187.
5. Кассо Л.А. К истории Свода законов гражданских // Журнал Министерства юстиции. 1904. № 3.
6. Владимирова Г.Е. Основные Государственные законы Российской империи 1832—1892 гг. в определении основ государственного строя России. Дисс. ... к.ю.н. Владимир, 2009.
7. Градовский А.Д. Начала русского государственного права. СПб., 1875. Т. 1.
8. Коркунов Н.М. Русское государственное право. СПб., 1909. Т. 1.
9. Романович-Славатинский А.В. Пособие для изучения русского государственного права по методу историко-догматическому. Киев, 1872. Вып. 1.
14
Вестник экономической безопасности
№ 3/2018