Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В РАЗВИТЫХ СТРАНАХ МИРА'

ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В РАЗВИТЫХ СТРАНАХ МИРА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
561
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДРАВООХРАНЕНИЕ / МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ / ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ МЕДИЦИНСКОЕ СТРАХОВАНИЕ / СОЦИАЛЬНО-СТРАХОВАЯ ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ / ЧАСТНАЯ ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Баракина Т.В.

В данной статье рассматриваются три принципиально отличающихся друг от друга формы организации здравоохранения: государственной, частной и социально-страховой. В каждой стране существует своя форма организации системы здравоохранения, отражающая степень вмешательства государства в данную сферу, ее финансирование, гарантии предоставления медицинской помощи и т.д. Так, в одних странах, например в Великобритании, медицинские услуги предоставляются бесплатно всему населению страны. В других странах, например в Германии, медицинские услуги предоставляются застрахованным лицам в рамках обязательного медицинского страхования, а в третьих, например в США, преимущественно на платной основе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BASIC FORMS OF HEALTHCARE ORGANIZATION IN DEVELOPED COUNTRIES

The article illustrates three different forms of health care organizations: state, private and social-insurance. Each country has its own form of health care organization, which reflects government influence in this area, its financing, guarantees of medical care, etc. In some countries, for example in the UK, medical services are provided free to every citizen. In other countries, such as Germany, the medical services provided to insured persons within the framework of the compulsory health insurance, and thirdly, for example in the USA, mostly for a payment.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В РАЗВИТЫХ СТРАНАХ МИРА»

В 1999 г. НБК начал эмитировать банкноты нового образца. Новая банкнота номиналом 100 юаней - юбилейная и посвящена началу нового века. Ее отличительная особенность в том, что она полимерная. Это третья разновидность купюр самого крупного номинала и первая в стране полимерная банкнота. Размеры ее - 166 х 80 мм. В центре лицевой стороны изображен летящий дракон, на оборотной стороне - современное здание НБК и национальный герб. Банкнота защищена водяным знаком в виде числа 2000, а также прозрачным окном с храмом. Роль защитной нити выполняет серебристая голограмма на лицевой стороне, на которой число 2000 изображено китайскими и римскими цифрами.

Использованные источники:

1. Шитов, В.Н. Деньги. Кредит. Банки. / Учебное пособие. Часть 1. -Ульяновск: УлГТУ, 2011. - 167 с.

2. Цымбалист О.Ф., Шитов В.Н. Развитие и современное состояние фальшивомонетничества. / Новое видение на решение задач в области финансового управления. - Ульяновск: УлГТУ, 2012. - С. 176-178.

3. Козьма П. Женьминьби - «народная валюта». Китайский юань, как фактор мировой экономики // Мнение эксперта, 2002.

УДК 614.2

Баракина Т.В. студент магистратуры 2 курса направление «Государственное и муниципальное управление»

Семенчук О.В., к.э.н. научный руководитель, доцент Самарский Государственный экономический университет

Россия, г. Самара ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В

РАЗВИТЫХ СТРАНАХ МИРА

В данной статье рассматриваются три принципиально отличающихся друг от друга формы организации здравоохранения: государственной, частной и социально-страховой. В каждой стране существует своя форма организации системы здравоохранения, отражающая степень вмешательства государства в данную сферу, ее финансирование, гарантии предоставления медицинской помощи и т.д. Так, в одних странах, например в Великобритании, медицинские услуги предоставляются бесплатно всему населению страны. В других странах, например в Германии, медицинские услуги предоставляются застрахованным лицам в рамках обязательного медицинского страхования, а в третьих, например в США, преимущественно на платной основе.

Ключевые слова: здравоохранение, обязательное медицинское страхование, медицинская помощь, государственная форма организации здравоохранения, частная форма организации здравоохранения, социально-

страховая форма организации здравоохранения

Barakina T. V. a graduate student

2 rdyear, Master program «State and Municipal Management»

Samara State University of Economics Russian Federation, Samara Scientific adviser: Semenchuk O. V.

Candidate of Economics, associate professor Samara State University of Economics Russian Federation, Samara BASIC FORMS OF HEALTHCARE ORGANIZATION IN DEVELOPED COUNTRIES

The article illustrates three different forms of health care organizations: state, private and social-insurance. Each country has its own form of health care organization, which reflects government influence in this area, its financing, guarantees of medical care, etc. In some countries, for example in the UK, medical services are provided free to every citizen. In other countries, such as Germany, the medical services provided to insured persons within the framework of the compulsory health insurance, and thirdly, for example in the USA, mostly for a payment.

Keywords: health care, compulsory health insurance, medical care, state form of healthcare organization, private form of healthcare organization, social-insurance form of healthcare organization

В настоящее время все развитые страны мира уделяют большое значение социальной политике, в частности вопросам организации медицинской помощи населению.

В развитых странах существуют разные формы организации системы здравоохранения, от которых зависит степень вмешательства государства в данную сферу, финансирование данной отрасли, гарантии предоставления медицинских услуг и др.

Здравоохранение представляет собой динамично развивающуюся отрасль. Время не стоит на месте, постоянно совершенствуются методы лечения, выпускаются новые лекарственные средства, производится новое оборудование, а главное появляется возможность поддерживать и лечить ранее неизлечимые болезни. Но все это требует больших финансовых затрат, что ведет за собой увеличение стоимости медицинских услуг.

Поэтому особую актуальность приобретают вопросы, связанные с правильным выбором формы организации системы здравоохранения страны, а также повышением эффективности ее финансирования.

В настоящее время правительства развитых стран не могут постоянно увеличивать государственные расходы на здравоохранение, так как

бюджетные средства ограничены. Одновременно с этим они не могут позволить снизить государственные гарантии в данной сфере, так как уже сложился достаточно высокий уровень медицинского обслуживания.

Таким образом, многим развитым странам необходимо реформирование систем здравоохранения. Вышеперечисленные проблемы характерны отчасти и для России.

В связи с этим следует рассмотреть опыт развитых стран мира и выделить положительные уроки, которые могут быть применимы в нашей стране.

Сегодня выделяется множество различных форм организации здравоохранения, однако их единой классификации не существует.

Особый интерес представляет рассмотрение трех принципиально отличающихся друг от друга организации и финансирования систем здравоохранения: государственной, частной и социально-страховой.

Преимущественно государственная форма организации здравоохранения характеризуется значительной ролью государства. Финансирование здравоохранения здесь осуществляется за счет средств бюджета государства, формирующихся посредствам взимания налогов с физических и юридических лиц. Для данной модели характерно наличие государственных учреждений здравоохранения.

Таким образом, государство обеспечивает потребности населения в услугах здравоохранения, предоставляя каждому своему гражданину бесплатную медицинскую помощь.

Примером данной формы организации здравоохранения служит В еликобритания.

В Великобритании практически 95 % медицинских учреждений являются государственными. Кроме того, в стране оказываются платные медицинские услуги, и функционирует система частного медицинского страхования.

Система здравоохранения Великобритании представлена Национальной службой здравоохранения, состоящей из четырех государственных медицинских систем - Национальные службы Англии, Северной Ирландии, Шотландии, Уэльса. Причем каждая из систем функционирует обособлено друг от друга, соответственно, ответственность за работу каждой службы несет правительство административно-территориальной части Великобритании, на территории которой действует служба здравоохранения.

Национальная служба здравоохранения была образована в 1948 году, а главными принципами ее работы были и остаются доступность, всеобщность и бесплатность.

Финансирование системы здравоохранения Великобритании происходит главным образом за счет государственных средств, поступающих от налоговых отчислений в бюджет государства.

Кроме того, источниками финансирования могут выступать средства системы частного медицинского страхования, а также средства за получение платных медицинских услуг.

Централизованное финансирование системы здравоохранения позволяет сдерживать рост стоимости на медицинские услуги. В рамках данной системы все население страны имеют равные возможности в получении медицинской помощи.

Таким образом, медицинское обслуживание в Великобритании граждане могут получить бесплатно. Каждый житель прикреплен к врачу общей практики (GP), который выписывает рецепты на лекарственные средства и направляет пациента к профильным специалистам в случае необходимости.

Национальная служба здравоохранения оказывает услуги профилактики, первичной медико-санитарной помощи и специализированной помощи всем англичанам. Однако не все виды услуг входят в перечень бесплатных услуг, одни из которых в случае необходимости пациент должен оплатить самостоятельно в полном объеме, другие требуют соплатежей граждан, то есть оказываются при условии разделения стоимости медицинской услуги.

В полном объеме пациенты оплачивают частное лечение в учреждениях Национальной службы здравоохранения, лекарственные средства, которые можно купить без рецепта, офтальмологическую помощь. Что касается соплатежей, то они выплачиваются пациентами за стоматологическую помощь и рецептурные препараты, предоставляемые в рамках Национальной службы здравоохранения.

Таким образом, в последнее время в системе здравоохранения Великобритании происходят некоторые преобразования: больницам придается статус самоуправляемых, а в их работу вводятся коммерческие элементы, а именно предложение платных медицинских услуг. Так, наметилась тенденция к децентрализации, так как доля платных услуг увеличивается, а также растет количество негосударственных лечебных учреждений и частнопрактикующих врачей. Тем самым в систему здравоохранения привлекаются дополнительные финансовые средства.

Вторая, полностью противоположная первой форме организации здравоохранения - частная, которая базируется на предоставлении медицинских услуг населению за их собственные средства. То есть существует рынок медицинских услуг, на котором каждый желающий может удовлетворить свои потребности в медицинской помощи на платной основе. Что касается наиболее уязвимых слоев населения (пенсионеры, безработные, малоимущие, инвалиды и др.), то для них государством разрабатываются специальные программы медицинской помощи.

Наиболее ярким примером для данной модели является система здравоохранения Соединенных Штатов Америки, где наряду с рынком

медицинских услуг существуют государственные программы оказания медицинской помощи малообеспеченным слоям населения.

Сегодня система здравоохранения в Соединённых Штатах Америки занимает одно из ведущих мест в мире. Здесь сформирована мощная научная база в области здравоохранения, находится самое новое медицинское оборудование, лучшие лекарственные средства и расходные материалы. Кроме того, страна привлекает лучших специалистов из всего мира. Это подтверждает тот факт, что из последних 25 лауреатов Нобелевской премии в области медицины 18 являются учеными, трудящимися в Соединенных Штатах Америки.

США также является лидером в области инноваций в медицине. Американцы используют только передовые технологии в своих изобретениях. А за последнее двадцатилетие американскими фармацевтическими компаниями было разработано огромное количество новых медицинских препаратов.

Общее управление сферой здравоохранения в США осуществляет Министерство здравоохранения и социальных служб США, главной целью которого является охрана здоровья граждан, а также предоставление основных социальных услуг.

Несомненно, стоит отметить, что в связи с рыночной формой организации системы здравоохранения, характеризующейся незначительным вмешательством государства, Министерство играет скромную роль в данной отрасли. Основными его функциями являются: регулирование процесса реализации государственных программ здравоохранения, ведение статистического наблюдения в сфере здравоохранения, а также предоставление властям сведений о состоянии здоровья населения, развитие медицинской науки и другие.

В рыночной модели медицинская услуга представлена товаром, который может быть куплен или продан, врач выступает продавцом услуги, а пациент - покупателем. Поэтому большинству населения страны медицинские услуги оказываются платно, а в системе здравоохранения в основном действуют частные медицинские учреждения и коммерческие медицинские страховые организации.

В стране практикуется частное медицинское страхование, так как в случае болезни расходы на обследование и лечение весьма высоки даже для семей со средним достатком.

Американские граждане могут приобрести страховой полис с полной или частичной оплатой лечения страховой организацией. Данный полис будет служить гарантией получения медицинской помощи в случаях болезни, причем ее объем будет предварительно устанавливаться в условиях медицинской страховки.

Таким образом, для американской формы организации здравоохранения характерно сосуществование двух систем медицинского

страхования и частной, и государственной, при абсолютном преобладании первой.

Как известно, примерно 85% населения США имеют полисы медицинского страхования. Однако помимо частного индивидуального медицинского страхования существует и частное корпоративное медицинское страхование, которое финансируется одновременно и работодателем, и работником. При данном виде страхования расходы в основном несет работодатель, работник лишь делает ежегодный страховой взнос для возобновления страховки. При этом работодатель самостоятельно выбирает страховую организацию, с которой желает заключить договор о медицинском страховании своих работников.

Работодатели в США считают, что расходы на медицинское страхование необходимы, так как служат средством закрепления квалифицированной рабочей силы в своих организациях.

Государственным медицинским страхованием охвачены лишь некоторые категории населения: пожилые люди, инвалиды, ветераны, малоимущие, государственные служащие.

Так, финансирование системы здравоохранения США происходит за счет средств, поступающих из частных фондов, а также из государственных источников, но в значительно меньшем объеме.

За последние тридцать лет произошло усиление государственного участия в финансировании системы здравоохранения. Во многом это связано с реализацией государственных программ в области охраны здоровья. Самыми важными среди них являются две программы, утвержденные в 60-х годах, «Медикэр» и Медикейд». Рассмотрим их более подробно.

Программа "Медикэр" (Medicare) нацелена на страхование пожилых людей. Данная программа входит в состав общефедеральной программы социального страхования. Ее финансирование происходит за счет бюджетных средств и социального налога, размер которого устанавливается конгрессом США. Социальный налог составляет 7,5% от фонда заработной платы, причем он платится как работником, так и работодателем в равных частях.

Собранные средства находятся в распоряжении Совета попечителей Медикэр (Medicare Board of Trustees). Это специальный орган, созданный с целью управления средствами программы и прогнозирования расходов.

Планирование расходов, тарифы на медицинские услуги, определение групп лиц, которым необходима помощь, в рамках данной программы находятся в ведении конгресса США.

Программа «Медикейд» (Medicaid) главной своей целью ставит оказание медицинской помощи малоимущему населению США. В рамках программы устанавливается минимальный доход на душу населения. Американцы, чьи доходы ниже установленного минимума, могут рассчитывать на получение медицинских услуг в рамках программы. Объем

и перечень медицинских услуг определяется Конгрессом штата.

Управление данной программой осуществляется штатами США. В их компетенцию входит определение группы лиц, которым необходимо оказать помощь в рамках данной программы, а также установление тарифов на медицинские услуги.

Кроме того, 23 марта 2010 года Бараком Обамой был подписан Закон о реформе медицинского и социального страхования (Patient Protection and Affordable Care Act, ACA), который известен как Obamacare.

Он регулирует процесс приобретения страховых полисов гражданами США и предусматривает ряд мер, которые призваны сократить расходы бюджетной части на здравоохранение, повысив прозрачность платежей между страховыми компаниями, больницами и федеральным правительством и мотивируя врачей

не назначать чрезмерное число дорогостоящих медицинских процедур. 40

Однако по инициативе нового избранного президента США Дональда Трампа данная реформа была отменена. Вместо нее же американцем будет предложен альтернативный вариант, предусматривающий меньшие расходы.

Таким образом, для США характерна частная форма организации здравоохранения, в основе которой лежит принцип предоставления медицинской помощи на платной основе.

Так, в США существует рынок медицинских услуг, на котором каждый желающий может удовлетворить свои потребности в медицинской помощи за свои собственные деньги. При этом пациент может выбрать любое учреждение здравоохранения и понравившегося ему специалиста. Однако существуют и категории граждан, которые могут получить бесплатную медицинскую помощь в рамках создаваемых государством программ медицинской помощи. К ним относятся пенсионеры, ветераны, инвалиды, безработные, малоимущие и другие.

Последняя, социально-страховая форма организации здравоохранения, главным образом, предполагает наличие обязательного медицинского страхования, а значит существование страховых фондов, которые аккумулируют страховые взносы, выплачиваемые работодателями или самими работниками. В определенных случаях и государство может участвовать в их финансировании. Государство предоставляет социальные гарантии населению, ставит главной своей целью организацию и обеспечение доступного медицинского обслуживания населения, повышение качества оказания помощи, сохранение и повышение уровня здоровья населения.

Данная модель также сочетает в себе и рынок медицинских услуг, и его регулирование со стороны государства. Государство выступает в роли гаранта по предоставлению доступной и качественной медицинской

40Официальный сайт РБК - Режим доступа: http://www.rbc.ru/politics/16/01/2017/587ca1ce9a7947aaaef17b62?from=newsfeed_

помощи населению независимо от уровня его доходов.

В случаях, если пациенту необходимы дополнительные медицинские услуги к гарантированному объему бесплатной медицинской помощи, то здесь имеет место рынок медицинских услуг.

Обратимся к рассмотрению данной формы организации здравоохранения на примерах конкретных стран - Франции и Германии.

Система здравоохранения Франции является одной из лучших в мире. Это произошло за счет обеспечения доступности медицинской помощи всему населению страны, а также предоставления свободного выбора пациентам врачей и медицинских учреждений.

Практически все население страны имеет полисы обязательного медицинского страхования.

Во Франции система медицинского страхования интегрирована со всей системой социального страхования. Так, на федеральном уровне сформированы фонды социального страхования, из которых осуществляется финансирование обязательной программы страхования здоровья граждан. Данный фонд пополняется с помощью страховых налогов, взимаемых с граждан, который составляет около 60 % фонда оплаты труда. Обязательным медицинским страхованием охвачено около 80 % населения. Кроме обязательного медицинского страхования существует и дополнительное медицинское страхование, благодаря которому медицинскую помощь могут получить незастрахованные люди.

Средства ОМС в основном формируются за счет взносов работников и работодателей, зависящих от дохода, взносов пенсионеров, чьи ставки значительно ниже.

С 1998 года с целью расширения финансовой базы системы социального страхования страховые взносы были почти полностью заменены целевым налогом, который назывался «общим социальным взносом». Им облагается общая сумма доходов, а не только доход от трудовой деятельности, как это было ранее.

Дополнительными источниками поступлений являются

специфические налоги, такие как налоги на табачные изделия и алкоголь, и налоги с товарооборота фармацевтических компаний. За их счет поступает около 13% средств.

В рамках добровольного медицинского страхования предоставляется широкий набор медицинских услуг, а также осуществляется возмещение расходов по соплатежам.

За последнее время роль ДМС в обеспечении равного доступа к медицинскому обслуживанию и его финансированию возросла. Так, ДМС составляет около 13 % расходов на здравоохранение.

Также во Франции с 2000 года для малообеспеченного населения на добровольной основе было введено государственное дополнительное страхование с избегания социального неравенства в доступе к медицинским

услугам.

Долговременная помощь пожилым и недееспособным финансируется за счет средств Национального фонда солидарности во имя самостоятельности, созданного в 2004 году. Источниками финансирования данного фонда являются средства ОМС и взносов "солидарность и самостоятельность". Данный взнос формируется за счет одного неоплачиваемого рабочего дня - дня солидарности.

В целях повышения качества оказываемой медицинской помощи и эффективности деятельности медицинских работников была введена система финансового стимулирования посредством заключения индивидуальных контрактов с врачами общей практики, предусматривающих дополнительную оплату за достигнутые результаты.

Таким образом, сочетание обязательного медицинского страхования и добровольного медицинского страхования привело к снижению личных расходов граждан на медицинскую помощь, а также к высокому уровню ее потребления. Сегодня средняя продолжительность жизни французов превышает 80 лет, что говорит о верных направлениях развития системы здравоохранения.

Система здравоохранения Германии во многом схожа с французской, так как основана на развитом медицинском страховании.

Система социального медицинского страхования здесь была введена еще в 1883 году, а сегодня ею охвачено более 90 % населения страны.

Главным принципом системы здравоохранения Германии является принцип солидарности, который подразумевает под собой доступность медицинской помощи для всех слоев населения без учета их материального положения, а также ее финансирование за счет страховых взносов.

Страховые взносы составляют около 15% от фонда оплаты труда, причем они выплачиваются работодателем и работниками совместно в равном соотношении. В случае если гражданин не имеет работы, страховой полис для него приобретает государство. Имея страховой медицинский полис, пациент имеет право получить амбулаторную, стационарную и неотложную помощь.

Правительство страны не принимает участия в организации медицинской помощи, а только контролирует выполнение законов. Управленческие полномочия в сфере здравоохранения разделены между федеральным правительством, правительствами земель и узаконенными организациями гражданского общества.

На федеральном уровне главным органом выступает Министерство здравоохранения, главными функциями которого является охрана здоровья граждан, государственное медицинское страхование, медицинское обслуживание, лекарственное обеспечение; профилактика болезней и другие. В большинстве земель вопросы здравоохранения курируют специальные департаменты, входящие в структуру министерств.

Характерной чертой немецкой системы медицинского страхования является децентрализованный характер финансирования. Все основные средства аккумулированы в фондах медицинского страхования, которые являются частными некоммерческими организациями. Их структура определяется законодательно, а организованны они могут быть по различным признакам - территориальному, профессиональному, по принадлежности к фирме, предприятию и т.д.

Страховые взносы в данные фонды вносят в равном соотношении, как работник, так и работодатель, однако ставка страхового взноса разниться в зависимости от выбранного страхового фонда. В некоторых случаях государственные органы власти могут перечислять средства в фонды медицинского страхования.

В структуре финансирования системы здравоохранения Германии выделяют средства обязательного медицинского страхования, которые составляют большую часть в общем объеме, средства добровольного медицинского страхования, а также государственные субсидии.

Особенностью системы обязательного медицинского страхования ФРГ Германии является то, что качество оказываемых населению медицинских услуг не зависит от объёма взносов каждого человека. Здоровое население несет расходы за больное, а обеспеченное население за малоимущее, это значит, что каждый гражданин социально защищен. Таким образом, в основе ОМС лежит распределительный принцип финансирования.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Величина страховых взносов одинакова для всех страховщиков, но объем медицинских услуг может существенно различаться. Это происходит за счет того, что, пожилые люди наиболее часто обращаются в больницы в отличие от молодых.

Кроме того, стоит отметить еще одну характерную черту для системы ОМС Германии, которая заключается в том, что при обязательном страховании одного члена семьи остальные являются совместно застрахованными без внесения дополнительных взносов в случае, если доход каждого не превышает определённого установленного минимума.

Так, система обязательного медицинского страхования - это наилучший вариант получения медицинских услуг для населения с невысоким уровнем доходов, для многодетных семей, а также для пожилых людей.

В настоящее время формы организации здравоохранения рассмотренных стран являются наиболее эффективными во всем мире. Происходит это за счет всеобщего охвата населения медицинскими услугами, высокого качества их предоставления, обеспечения передовыми технологиями в лечении, следовательно, и удовлетворенностью пациентов от оказанной им медицинской помощи.

Таким образом, в зависимости от политико-экономической ситуации в стране складывается определенная форма организации здравоохранения,

которая, по мнению государственных органов, наилучшим образом удовлетворяет потребности населения в медицинской помощи.

Из рассмотренных конкретных примеров самых лучших систем здравоохранения в мире следует перенять некоторый опыт для нашей страны.

В связи с ростом расходов на медицинскую помощь, которые подразумевают под собой увеличение стоимости лекарственных препаратов, расходных материалов, появлением новых технологий, увеличение заработной платы медицинского персонала, необходимо повышать эффективность использования средств, а также повышать качество управления в отрасли.

В российских больницах массовым видом услуг является амбулаторная помощь населению. Однако, несмотря на большой объем услуг, расходы на ее оказание гораздо ниже, чем на помощь, оказанную в стационарных условиях. Это связано с тем, что обслуживание пациентов в стационарах обходиться гораздо дороже, чем их амбулаторное посещение.

Поэтому необходимо дальнейшее развитие амбулаторного вида помощи, а также улучшение качества ее оказания. Так на первичном уровне пациенту должна быть оказана такая помощь, чтобы не пришлось помещать его в стационар.

Также, следует пересмотреть перечень и объем бесплатных медицинских услуг и ввести лекарственное страхование, предусматривающее частичную компенсацию расходов на лекарства, выписанные в амбулаторном режиме. Однако в связи с ограниченностью расходов на здравоохранение сделать это в ближайшее время не удастся.

Кроме того, необходимо развитие добровольного медицинского страхования, прежде всего, путем предоставления налоговых льгот физическим и юридическим лицам, приобретающим страховые полисы.

Таким образом, в современных условиях государство должно заботиться о здоровье своего населения путем предоставления ему широкого набора доступных медицинских услуг, отличающихся высоким качеством.

Использованные источники:

1. Официальный сайт РБК - Режим доступа: http://www.rbc.ru/politics/16/01/2017/587ca1ce9a7947aaaef17b62?from=newsfee d

2. Лисицын Ю.П. Общественное здоровье и здравоохранение: учебник / Ю.П. Лисицын - 2-е изд. - 2010. - 512 с.

3. Медик В.А. Общественное здоровье и здравоохранение: учебник / О. П. Щепин, В. А. Медик. - М. - 2011. - 592 с.

4. Алексеев В.А Здравоохранение Германии/В.А. Алексеев, О.Л. Задворная // Здравоохранение - 2010. - №7

5. Дровненкова М. Система здравоохранения Великобритании: преимущества и недостатки/ М.Дровненкова // «АиФ.Здоровье» - 2012 - №

6. Синиер К. Организация системы здравоохранения в странах СНГ/ К.Синиер// Вестник Росздравнадзора - 2010. - №6

7. Татаренко О.В. Система здравоохранения в Соединенных Штатах Америки: страхование нации/ О.В. Татаренко// Здоровье Украины - 2015. -№ 3

8. Шмальц А. Здравоохранение в Германии. Врачебные и экономические аспекты лечения пациентов/ А. Шмальц //Медицинский альманах - 2015. -№10

УДК 336.226.322

Баранова Е. О. магистрант

кафедра бухгалтерского учета, анализа хозяйственной

деятельности и аудита Саратовский социально-экономический институт (филиал)

ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г.В. Плеханова»

Россия, г. Саратов

ОСОБЕННОСТИ ПРЕДЪЯВЛЕНИЯ ВЫЧЕТА НДС ПО ПРИОБРЕТЕННЫМ ОСНОВНЫМ СРЕДСТВАМ

Аннотация. При приобретении предприятием основного средства можно осуществить вычет по НДС. В статье рассмотрены условия получения такого вычета и случаи, когда сумма НДМ включается в первоначальную стоимость объекта. Также сказано, как может быть вычтен НДС в случае осуществления на предприятии операций, облагаемых и не облагаемых этим налогом.

Ключевые слова. Учет, основное средство, налог на добавленную стоимость, вычет, раздельный учет.

Summary. In case of acquisition of a fixed asset by the entity it is possible to perform a deduction on the VAT. The conditions of receipt of such deduction and cases when the amount of NDM joins in original cost of an object are analysed in the article. It is as shown how the VAT in case of implementation at the entity of the transactions assessed and not assessed by this tax can be subtracted.

Keywords. Accounting, fixed asset, value added tax, deduction, separate accounting.

В настоящее время учет основных средств - достаточно сложный участок работы бухгалтера. Имеется ряд проблемных моментов как с точки зрения бухгалтерского учета, так и с точки зрения налогообложения. В то же время некоторые вопросы, касающиеся отражения в учете и налогообложении операций с основными средствами, несмотря на сложность, законодательно и практически прорабатываются. И один из этих

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.