Научная статья на тему 'Основные факторы влияющие на здоровьесберегающее обучение младших школьников'

Основные факторы влияющие на здоровьесберегающее обучение младших школьников Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
2689
177
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные факторы влияющие на здоровьесберегающее обучение младших школьников»

УДК 371

Ю.В. ЛУКАШИН, Г.К. ПАРИНОВА

ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ ВЛИЯЮЩИЕ НА ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» здоровье человека отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования.

Право на здоровье человека, зафиксировано во всех основных документах страны.

Например, в Конституции Российской Федерации [6] сказано: ... «Каждый человек имеет право на здоровье...» (ст. 41); кроме того: «Поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека... » (ст. 41). Что касается Закона Российской Федерации «Об образовании [4] , в 51 статье говорится: «Общеобразовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников ... ». В Конвенции о правах ребенка провозглашается: ... «Государства-участники принимают любые эффективные и необходимые меры с целью упразднения традиционной практики, отрицательно влияющей на здоровье детей ...» (ст.24).

Как видно из формулировки статей законов, государство беспокоится о состоянии здоровья населения и возлагает ответственность на определенные структуры: системы образования и здравоохранения. В тоже время закон носит декларативный характер и здоровье понимается только как отсутствие болезни, что и привело к тому, что государство стремится к снижению заболеваемости, а не к улучшению здоровья.

Известно, что растущий организм ребенка в силу особенностей своего развития особо чувствителен к воздействию факторов внешней среды (А.А. Баранов, 1999, 2000; ГВ. Римарчук, 1995, 2000).

Существенное влияние на состояние здоровья детей оказывают такие факторы как неблагоприятные социальные и экологические условия. Резко отрицательная экологическая обстановка в районах проживания и обучения детей и подростков существенно повышает их заболеваемость и снижает потенциальные возможности

образовательного процесса.

Исследования показывают, что в районах, отличающихся интенсивно развитой промышленностью, среди детей особенно часто встречаются изменения опорно-двигательного аппарата, заболевание пищеварительной, эндокринной, сердечно-сосудистой, дыхательной систем, возрастает частота задержек психоречевого развития, неврозов и невротических реакций.

Одновременно с негативным воздействием экологических и экономических кризисов на подрастающее население страны оказывают неблагоприятное воздействие множество факторов риска, имеющих место в общеобразовательных учреждениях. М.М. Безруких отмечает, что они приводят к дальнейшему ухудшению здоровья детей и подростков.

За период обучения с 1-го по 9-й класс число здоровых детей уменьшается в 4 раза, а детей с близорукостью - увеличивается с 3 до 50%, с нарушением осанки - до 65%; с нервно-психическими расстройствами - с 15 до 40%. Именно школа, судя по научным и статистическим данным, способствует возникновению хронических заболеваний у каждого второго ребенка, приводя к существенной утрате резерва здоровья. Практически здоровыми могут быть признаны только 20-25% школьников, вследствие этого те или иные ограничения в выборе профессии по состоянию здоровья имеют 45% старшеклассников (Р. Л. Апанасенко, 1997; Э.М. Казин и др., 1998).

Причинами такого положения, по данным Министерства образования РФ, являются факторы внутришкольной среды: переполненность классов, заниженный уровень освещенности помещений, и научно необоснованное их комплектование, совместное обучение детей с различным уровнем подготовки и разными психофизиологическими качествами, авторитарный стиль работы учителя, недостаточная организация питания в школе, перегруженность учащихся основными и дополнительными занятиями, неблаго-

получие психологического климата школьных коллективов; неоправданная интенсификация образования на фоне ухудшения социально-экономической и экологической обстановки.

Комплексные медицинские обследования детей дошкольного возраста, проведенные в различных регионах нашей страны, свидетельствуют о высокой их патологической пораженности (лишь 10% 5-летних детей признаны здоровыми). Среди хронических заболеваний у дошкольников наиболее часто встречаются нарушения опорно-двигательного аппарата (63%), отклонения в работе сердечно-сосудистой системы (33%), болезни желудочно-кишечного тракта (18%), причем частота этих и других заболеваний с возрастом только увеличивается (Э.М. Казин, Н.Г Блинова, Н.А. Литвинова).

Уже при поступлении в 1-й класс первая группа здоровья отмечается только у 12-15% учащихся; дети, имеющие хроническую патологию и сниженную резистентность, в 1-м классе составляют 22-25%. В третьем классе число практически здоровых детей резко снижается за счет нарушений в деятельности сердечно-сосудистой, нервной, эндокринной, дыхательной систем и органов зрения.

В результате обучения в начальной школе количество детей с патологией зрительной системы увеличивается в среднем до 35% (чаще за счет миопии). Обучение в школе к 11-му классу завершается резким уменьшением числа здоровых по зрению детей и ростом патологии в 52% случаев (близорукость, осложненная косоглазием и астигматизмом). На 7 млн. выпускников приходится 160 тыс. близоруких. Близорукость занимает первое место среди причин, препятствующих выбору профессии.

Динамика общей заболеваемости школьников всех возрастов характеризуется неуклонным ростом хронических форм заболеваний: системы кровообращения - в 1,7 раза, крови и кроветворных органов - 1,6 раза, костно-мышечной - в 1,74 раза, эндокринной - в 1,55 раза, мочеполовой и других систем - в 1,48 раз (В.В. Колбанов, 1997). В структуре хронической патологии ведущие места занимают болезни ЛОР-органов, аллергические заболевания, отмечается тенденция к росту заболеваемости по таким нозологическим формам, как ожирение, миопия, плоскостопие, нервно-психические расстройства.

В связи с этим вызывает серьезную озабочен-

ность неправильная организация питания в школах, выражающаяся в соответствии необходимых условий для питания учащихся в некоторых школах, в недостаточном использовании в рационах питания продуктов, богатых витаминами, минеральными веществами, белками, не учитываются климатические особенности районов проживания, особенно эндемичных. Довольно часто (у 25% школьников) выявляются функциональные изменения сердечно-сосудистой системы (систолический шум, нарушения ритма сердца); заболевания щитовидной железы (различные формы зоба, гиперплазия щитовидной железы), нарушения полового развития; велико число детей (до 30%) с неврологической патологией: затяжные невротические состояния, тики, заикание, лого-невроз, фобический синдром.

В настоящее время известно, что 70% детей школьного возраста страдают гиподинамией, последствиями которой являются снижение работоспособности, общей реактивности организма и рост заболеваемости. Гипокинезия учащихся не компенсируется существующей организацией физического воспитания в школе, так как во многих учебных заведениях нет спортивных залов, а имеющиеся значительно перегружены; ограничены возможности занятий детей плаванием, лыжами, туризмом.

За последние годы среди младших школьников наблюдается увеличение процента детей с отклонениями в состоянии здоровья, связанными с нарушениями умственного и физического развития ребенка. По данным ряда авторов, лишь треть первоклассников и половина пятиклассников имеют среднее умственное или физическое развитие, что свидетельствует о довольно широком распространении среди младших школьников детей с акселерацией или ретардацией развития. Акселерация или ретардация являются неблагоприятными факторами в плане сохранения здоровья детей на первом году обучения. Все пятиклассники с умственным или физическим развитием ниже среднего и 95% детей с физическим развитием выше среднего имеют расстройства здоровья [5].

В группу с наиболее благоприятными показателями можно отнести детей со средним умственным и физическим развитием. У детей 11-ти лет с физическим развитием выше или ниже среднего увеличивается частота патологии опорно-двигательного аппарата (нарушения осанки,

сколиоз, плоскостопие). При сочетании высокого физического развития с умственным развитием ниже среднего у каждого третьего ребенка наблюдается замедление полового созревания.

Анализ нарушений психического и соматического здоровья учащихся показал, что у первоклассников нарушение психики здоровья преобладают над психосоматическими расстройствами, а в пятом классе у школьников, напротив, преобладают психосоматические расстройства.

Проведенный анализ литературы позволяет к уже известным недостаткам традиционной российской школы (ориентация на количество знаний, оторванность получаемых знаний от реальной жизни, нивелирование индивидуальности обучающегося, его неспособность к самостоятельному выбору жизненной позиции) присовокупить и ее негативное влияние практически на все компоненты здоровья детей. Особенно следует отметить, что традиционная школа замедляет психосоматическое развитие детей и, следовательно, препятствует естественному росту их адаптивных возможностей, что приводит к повышению острой заболеваемости детей.

Кроме того, 1/3 школьников имеют морфофункциональные отклонения, среди которых преобладают нарушения органов чувств, нервной системы, осанки. Помимо общей заболеваемости, среди детей значительное место занимает травматизм, несчастные случаи, среди них: 53% -ушибы, растяжения, вывихи; 14% - повреждения глаз; 12% - ожоги.

Напряженность процессов роста и развития, определяющих сущность детского организма, делает его уязвимым, и наиболее чувствительным к минимальным неблагоприятным воздействиям. У ребенка появляется еще один качественно новый тип патологического эффекта, отличный от болезни, - альтерация индивидуального развития, или альтерация онтогенеза. Он возникает всегда при любых заболеваниях и патологических состояниях, но не имеет никаких непосредственных проявлений и может проявиться ограничением тех или иных способностей, функциональных резервов, границ адаптации через многие годы после перенесенного воздействия, нередко уже во взрослом или пожилом возрасте.

В отличие от взрослых, ребенку свойственен широкий спектр совершенно особых состояний, нередко имитирующих заболевания, которые называют «критическими периодами развития».

Любые критические периоды представляют собой состояния повышенного риска для истинных хронических заболеваний, т.е. могут быть отнесены к группе пограничных состояний.

В детской психологии принято различать основные критические периоды, знаменующие переход от одного возрастного этапа к другому в возрасте 1-го года, 3-х, 7-ми, 12-15 лет. Все они характеризуются некоторыми общими чертами: дети становятся капризными, раздражительными, часто вступают в конфликты с взрослыми. Недостаточный учет потребности ребенка в активных формах поведения, а тем более прямое их подавление, могут стать причиной фрустрации, повышенной тревожности, напряженности, внутренней неудовлетворенности, определив его дальнейшие взаимоотношения с взрослыми, а, следовательно, и формирование личности.

Неблагоприятные средовые воздействия в критические периоды последовательно, одно за другим, «срезают» потенциальные приделы биологического здоровья растущего ребенка, пределы, которые могут быть необходимы для реализации талантов и одаренностей, резистентности к болезням и достижения долголетия. Наиболее вероятно при этом «срезание» потенциала интеллектуальных и творческих возможностей. Последующими мишенями должны быть системы нейроэндокринной регуляции иммунитета, тонкие дифференцировки органных тканевых структур. Следствием всего этого будет общий эффект

- снижение качества конечных результатов развития. Отсюда будут брать начало и неполное участие ребенка, в образовательном процессе, т.е. неполнота формирования биологических этажей здоровья; отсюда же и ранняя аккумуляция возрастных изменений метаболизма, сосудистой реактивности, противоопухолевой резистентности.

Знание внутреннего мира ребенка, его психофизиологических особенностей в разные он-тогенестические периоды, умение во время уловить первые признаки отклонений от нормы психического развития - необходимое условие предупреждения нежелательных явлений в формировании личности. Объединенные усилия педагогов, врачей, психологов и социологов должны быть направлены на укрепление защитных и адаптационных механизмов, на повышение сопротивляемости организма к неблагоприятным воздействиям, на всемерное оздоровление окру-

жающей среды. Только таким путем может быть решена задача создания максимально благоприятных условий для гармоничного развития личности.

В связи с этим особую актуальность приобретает разработка и реализация комплексных оздоровительно-профилактических мероприятий, направленных на:

- снижение уровня заболеваемости;

- выделение основных факторов риска;

- снижение уровня функциональной напряженности детей и подростков, обратимого восстановления резерва здоровья через напряжение механизмов адаптации на этапах, переходных от здоровья к болезни, последующего снижения функциональных возможностей организма и до срыва адаптации;

- регламентацию режимов жизнедеятельности с учетом индивидуальных особенностей организма, «критических периодов» индивидуального развития;

- оценку степени наследственно обусловленной адаптивности к экстремальным факторам среды.

Необходима профилактика даже незначительных донозологических нарушений нервно-психического и соматического здоровья, своевременное устранение возникающих отклонений, что должно быть основной задачей педагогики, психогигиены, физиологии и медицины.

Сложившаяся ситуация в определенной мере противоречит стратегическим целям общего образования. В связи с этим стала насущной проблема восстановления статуса образовательных учреждений, призванных растить физически и психически здоровых граждан, формировать у учащихся потребности в хорошем здоровье, учить ответственно, относиться не только к своему здоровью, но и здоровью других людей, а также к сохранению среды обитания.

Образовательные учреждения должны стать социальными институтами, где происходит усвоение ценностей, приобретение соответствующих знаний, умений и навыков, в том числе направленных на ответственное отношение к своему здоровью и овладение приемами сохранения здоровья [5].

Так что необходимо для обучения здоровью? И.И. Брехман выделяет три необходимых компонента. Во-первых, положительная мотивация, во-вторых, наличие обратной связи между положи-

тельными (или отрицательными) воздействиями и ответными реакциями организма на них, в-третьих, система обучения, включающая ориентиры самоконтроля и элементы творчества [1].

Для сохранения и восстановления здоровья недостаточно пассивного ожидания, когда природа рано или поздно сделает свое дело. Человек сам должен совершать какие-то действия. Для каждого же действия нужен мотив - осознанное побуждение, обуславливающее действие для удовлетворения какой либо потребности человека. Совокупность мотивов - мотивация, в большей степени определяющая modus vivendi - образ жизни. Следовательно, для сохранения здоровья очень важна мотивация здорового образа жизни.

Формирование мотивации на здоровье должно быть задачей системы образования, так как дети, начиная с трехлетнего возраста, уже оказываются в сфере воздействия образования, а период с 3 до 18 лет наиболее интенсивен для формирования мотивации на сохранение здоровья. В последние годы на фоне экологического и социального неблагополучия и продолжающейся интенсификации школьного образования отмечается нарастающее ухудшение здоровья детей и подростков. Многие дети приходят в школу недостаточно готовыми к обучению с точки зрения их психофизического развития. В условиях систематических школьных перегрузок они оказываются неуспевающими учениками или учениками, успехи которых в школе достигаются ценой собственного здоровья. Постоянное пребывание в ситуации не успешности или тревожного ожидания не успеха усугубляет поведенческие и нервно-психические отклонения и нередко толкает к асоциальным формам поведения. Чтобы выйти из этого замкнутого круга, и требуются сохраняющие здоровье технологии обучения.

В.В. Фирсовым была разработана технология уровневой дифференциации обучения на основе обязательных результатов. Положительное воздействие на здоровье учащихся заключается в таких параметрах, как целевая ориентация на обучение каждого учащегося на уровне его индивидуальных возможностей и способностей, подход к оцениванию знаний учащихся.

Главная воспитательная стратегия здоровьесберегающего обучения - личность ребенка, его активность, самодеятельность, индивидуальность, творчество. В.А. Сухомлинский на первое место

всегда ставил здоровье и физическое воспитание детей, затем нравственное, умственное, трудовое и эстетическое воспитание. «...Забота о здоровье - это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. Если измерить все мои заботы и тревоги о детях в течение первых четырех лет обучения, то добрая половина их - о здоровье» [7].

В.Ф. Базарный, автор технологии раскрепощенного развития детей, подчеркивает, что здоровье - категория педагогическая. «Медицинская категория - это болезнь. Задача медицины -лечить болезнь, поскольку она уже возникла. Здоровье - категория жизненных резервов, жизнеспособности человека как целостного существа в единстве его соматических и психических характеристик. Поэтому такие резервы, формируются в процессе воспитания. А это уже область педагогики. В этом и состоит суть проблемы. Здоровье либо укрепляется, либо утрачивается в процессе воспитания человека в семье и школе» [2].

Современным условиям более адекватно сформулированное профессором С.М. Громба-хом определение здоровья, как «степени приближения» к полному здоровью, которая позволяет человеку успешно выполнять социальные функции [9]. Определение было дано применительно к здоровью школьников, для которых главной социальной функцией является учебная деятельность. Важным в этом и других определениях здоровья считается отношение к нему как к динамическому процессу, что допускает возможность целенаправленно им управлять.

В современном научном понимании здоровье школьника включает комплекс признаков:

1. соответствующий возрасту уровень жизнеобеспечивающих систем (нервной, сердечнососудистой, дыхательной, костно-мышечной);

2. гармоничное физическое развитие (рост, вес, окружность груди, жизненная емкость легких, сила кисти) среднего или выше среднего уровня;

3. быстрое приспособление организма (адаптация) к новым условиям среды;

4. высокая умственная и физическая работоспособность;

5. отсутствие болезней в течение года либо кратковременная болезнь (не более 5-7 дней) с последующим полным выздоровлением.

Здоровье современных школьников формируется под воздействием комплекса факторов:

■ биологические, включая наследственность;

■ социальные, включая образ жизни, который во многом социально обусловлен;

■ экологические, то есть состояние окружающей среды;

■ условия и технологии воспитания и обучения детей в школах;

■ уровень медицинского обслуживания.

Болезни современного школьника - это, прежде всего, болезни его образа жизни и повседневного поведения. Научно-практической основой указанной причинно-следственной зависимости между здоровьем и образом жизни служит концепция академика Ю.П. Лисицына о наибольшем вкладе в индивидуальное здоровье человека образа жизни (50 - 55%) при значительно меньшем вкладе других факторов: экологических - 20-25%, наследственной предрасположенности - 20%, медицинского обслуживания - 10%. По мнению Ю.П. Лисицына, «образ жизни - определенный, исторически обусловленный тип, вид жизнедеятельности или определенный способ деятельности в материальной или нематериальной (духовной) сферах жизнедеятельности людей» [3].

Итак, основным фактором, влияющим на здоровье человека, является образ жизни. Приведенные данные свидетельствуют о приоритетной роли образования в сохранении и формировании здоровья, поскольку оно помогает человеку построить правильный образ жизни и грамотно заботиться о своём здоровье.

Образ жизни складывается на основе психологических и психофизических особенностей поведения личности. Школа является местом активной деятельности детей и подростков на протяжении 9-11 лет. Самые важные периоды наиболее интенсивного развития детского организма, когда происходит формирование здоровья на дальнейшую жизнь, совпадает с важнейшим социальным этапом детства - получение ребенком общего среднего образования. Универсальным механизмом формирования навыков здорового образа жизни для любого учащегося остается педагогическое воздействие на образ жизни школьников, поскольку уровень и качество жизни каждого ребенка обусловлены материальными возможностями его семьи.

Л.П. Уфимцева выделяет группы факторов,

влияющих на здоровье школьников [8], с точки зрения их управляемости силами администрации образовательного учреждения.

В основу здоровьесберегающего обучения положены управляемые факторы, влияющие на здоровье школьников: здоровьесохраняющий характер обучения (системно организованная деятельность, направленная на защиту здоровья учащихся от неблагоприятного воздействия факторов образовательной среды: организация учебного процесса; санитарно-гигиенические условия; двигательный режим учащихся с учетом их возрастной динамики и др.) и оздоровительнопрофилактические мероприятия, включенные в режим учебно-воспитательного процесса.

Отмечается высокая зависимость роста отклонений в состоянии здоровья от объёма и интенсивности учебной нагрузки. Это доказывает, что ухудшение здоровья школьников в значительной мере связанно с интенсификацией учебного процесса, перегрузками и переутомлением. Об этом свидетельствуют данные многочисленных исследований (Н.К. Смирнов, Л.М. Кузнецова, М.М. -Безруких, В.Р. Кучма), подтверждающие, что в тех образовательных учреждениях, где учебная нагрузка выше (в гимназиях, лицеях, школах с углубленным изучением отдельных предметов), несмотря на лучшие условия обучения и семейное благополучие, состояние здоровья школьников оказывается хуже, чем в обычных школах.

Педагог, работающий с учащимися, знает, как сильно зависит результат обучения от работоспособности ученика - ведь усвоение учебного материала происходит только в тот период времени, когда ученик имеет хороший психомоторный тонус и может внимательно слушать, запоминать, обдумывать и воспроизводить учебный материал. Среди причин, которые могут снижать уровень продуктивной активности учеников является - соматическое неблагополучие, существенным образом влияющее на работоспособность, результативность, а в конечном итоге и на самосознание школьников.

Итак, на здоровье школьников оказывает влияние комплекс социально-гигиенических, экологических и других факторов, среди которых важнейшая роль принадлежит учебной нагрузке. Современная школа находится в процессе поиска новых моделей обучения, предусматривающих разностороннее развитие личности с учетом индивидуальных психофизиологических и интеллек-

туальных возможностей. В связи с существенным обновлением содержания образования, форм и методов обучения, техническим переоснащением школ, созданием новых моделей образовательного учреждения и учебно-воспитательных комплексов наблюдается усиленная интенсификация учебного процесса. При этом учебные программы не адаптированы к особенностям развития и состоянию здоровья современных школьников, а педагоги имеют слабую подготовку в области формирования и сохранения здоровья учащихся. Сохраняется пассивная позиция семьи и самих детей и подростков по отношению к своему здоровью.

В распоряжении современной образовательной системы имеются мощные возможности для позитивного воздействия на здоровье школьников путем повышения уровня грамотности, воспитания культуры здоровья, приобщения детей и подростков к ведению здорового образа жизни. Не использовать эти возможности - значит, не решать главную задачу образования - подготовку детей к самостоятельной жизни.

Библиографический список

1. Брехман И.И. Человек и биологически активные вещества. - М.: Наука, 1981. - 119 с.

2. Выготский Л. С. Мышление и речь // Собр. соч.: В 6-ти т. - М.: Педагогика, 1984. - Т. 4. - 360 с.

3. Дробинская А. О. Астенические состояния у детей // Воспитание и обучение школьников с задержкой развития. - 2004. - N° 1. - С. 59-64.

4. Закон Российской Федерации «Об образовании». - 4-е изд. - М.: ИНФРА, 2001. - 53 с.

5. Казин Э.М., Блинова Н.Г., ЛитвиноваН.А. Основы индивидуального здоровья человека: Введение в общую и прикладную валеологию: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. -М.: ВЛАДОС, 2000. - 192 с.

6. Конституция Российской Федерации. - М.: «Новая волна», 1998. - 62 с.

7. Сухомлинский В.А. О воспитании / сост.

С.Л. Соловейчик. - 5-е изд. - М.: Политиздат, 1985.

- 270 с.

8. Уфимцева Л.П., Смольская Л.Д., Суетова Т.А. Некоторые подходы к сохранению здоровья школьников // Начальная школа. - 2001. - № 11. -

С. 6-9.

9. Школа и психическое здоровье учащихся / под ред. С.М. Громбаха. - М: Медицина, 1998. -272 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.