Научная статья на тему 'Основные факторы, влияющие на характер инновационной активности предприятий лесопромышленного комплекса'

Основные факторы, влияющие на характер инновационной активности предприятий лесопромышленного комплекса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1095
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС / ИННОВАЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ / ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / КОНКУРЕНЦИЯ / РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ / ИННОВАЦИОННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / INNOVATION PROCESS / INNOVATION ACTIVITY / INNOVATION POTENTIAL / COMPETITION / RESTRUCTURING / INNOVATIVE ENTERPRISE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Веретенов А. О.

В статье поставлена проблема систематизации факторов инновационного процесса, оказывающих влияние на повышение инновационной активности предприятий лесопромышленного комплекса. Рассматриваются объективные и субъективные, внутренние и внешние факторы инновационной активности в их взаимосвязи, раскрывается связь между конкуренцией и инновационными отношениями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MAIN FACTORS THAT INFLUENCE THE NATURE OF INNOVATIVE ACTIVITY OF FORESTRY ENTERPRISES

The article raised the problem of organizing the innovation process factors influencing the increase in innovative activity of forestry enterprises. Considered both objective and subjective, internal and external factors of innovation activities in their relationship, showing the links between competition and innovation relationship.

Текст научной работы на тему «Основные факторы, влияющие на характер инновационной активности предприятий лесопромышленного комплекса»

Виды компьютерных сетей определяются в зависимости от однородности сетевых сервисов для узлов сети: одноранговые сети (все рабочие станции «равны» между собой по набору сетевых сервисов и телекоммуникационных функций обработки данных); серверные сети (различают два типа узлов: серверы, реализующие предписанные сетевые сервисы, и рабочие станции, потребляющие сетевые сервисы). Серверные сети имеют различную архитектуру построения: файл-серверная, клиент-серверная, сервис-ориентированная. В первом случае единицей обмена данных является файл, в других - сообщение.

Клиент-серверные сети используют более сложное программное обеспечение, серверная и клиентская части программного кода различаются между собой, при этом устраняются основные недостатки файл-серверных сетей, когда единицей обмена между сервером и рабочей станцией является запрос и релевантная запросу выборка, а не целый файл; при редактировании данные доступны для коллективного доступа; уменьшена нагрузка на сетевой трафик.

Одной из разновидностей клиент-серверной архитектуры является двухуровневый тонкий клиент, когда на рабочей станции находится только программное обеспечение в виде пользовательского интерфейса, а на сервере находятся общесетевые ресурсы (базы данных, бинес-приложения, оборудование подключенное к сети). Обработка запросов к базам данных с использованием общесетевых бизнес приложений выполняется на сервере.

С технологической точки зрения тонкие клиенты - это компактные устройства со специализированным программным обеспечением, которые подключаются к терминальным серверам, используя такие сетевые протоколы как RDP (Remote desktop), Citrix ICA, X. Тонкие клиенты подключаются к серверу, обеспечивающему терминальный доступ, через локальную сеть либо удаленно по сети VPN (Virtual Private Network). В последнем случае обеспечивается исключительная информационная безопасность работы удаленных сотрудников и подразделений. Физически тонкий клиент может представлять собой упрощенный компьютер, полностью реализованный на одной плате, несущей на себе все необходимые для обеспечения взаимодействия с сервером компоненты. Дополнительным функционалом большинства тонких клиентов является встроенный

веб-браузер. Это дает возможность работать с сетевыми веб-приложениями независимо от терминального сервера, то есть использовать в качестве веб-терминала.

К преимуществам тонких клиентов можно отнести повышенную надежность и контроль за пользовательской средой, так как пользователи лишены возможности устанавливать программное обеспечение и могут запускать только те приложения, которые установлены на сервере и выполнение которых разрешено администратором. Таким способом легко исключить различные угрозы информационной безопасности системы.

В настоящее время имеется определенный практический опыт успешного внедрения и эксплуатации автоматизированных информационных систем на основе технологии тонкого клиента в управлении предприятиями различного класса и назначения.

Также стоит отметить, что 1Т-аутсорсинг требует перестройки мышления высшего менеджмента компании и выработки стратегии, направленной на создание эффективной структуры взаимовыгодных отношений со сторонними организациями. Помимо этого, эффективность использования услуг 1Т-аутсорсинга зависит не только от поставщика услуги, но и от ее потребителя.

Каждая компания проходит в своем развитии определенные этапы - от возникновения и выхода на рынок до глобализации. На каждом из этих этапов существует своя мотивация заключения аутсорсинговых договоров и экономическое обоснование целесообразности использования 1Т-аутсорсинга. Так, например, небольшой компании нерентабельна закупка высокопроизводительных технических средств и наем дорогостоящих квалифицированных специалистов, необходимых для функционирования бизнес-приложений. Для крупной компании целесообразна передача своих информационных технологий в руки высококвалифицированных специалистов, для сосредоточения на достижение своих основных бизнес-целей и реализацию стратегических планов развития. Этим обосновывается актуальность и значимость современного 1Т-аутсор-синга (как, впрочем, и любого иного аутсорсинга).

Таким образом, использование 1Т-аутсорсинга в России сегодня - это объективное требование внешней среды, а во многих ситуациях - залог выживания крупных российских компаний.

ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ХАРАКТЕР ИННОВАЦИОННОМ АКТИВНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ ЛЕСОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА

Веретенов А.О., аспирант Международной академии оценки и консалтинга (МАОК)

В статье поставлена проблема систематизации факторов инновационного процесса, оказывающих влияние на повышение инновационной активности предприятий лесопромышленного комплекса. Рассматриваются объективные и субъективные, внутренние и внешние факторы инновационной активности в их взаимосвязи, раскрывается связь между конкуренцией и инновационными отношениями.

Ключевые слова: инновационный процесс, инновационная активность, инновационный потенциал, конкуренция, реструктуризация, инновационное предприятие.

THE MAIN FACTORS THAT INFLUENCE THE NATURE OF INNOVATIVE ACTIVITY OF FORESTRY ENTERPRISES

Veretenov A., the post-graduate student, International Academy of valuation and consulting

The article raised the problem of organizing the innovation process factors influencing the increase in innovative activity offorestry enterprises. Considered both objective and subjective, internal and external factors of innovation activities in their relationship, showing the links between competition and innovation relationship.

Keywords: innovation process, innovation activity, innovation potential, competition, restructuring, innovative enterprise.

Инновационный процесс выступает как равнодействующая многих экономических факторов, объективных и субъективных, внешних и внутренних 1.

К объективным факторам следует отнести те факторы внешней среды, которые обусловлены долговременными тенденциями и не связаны с волевыми решениями конкретного субъекта. К ним можно отнести не только закономерность циклического развития экономики, определяющую взаимосвязь инновационной активности и соответствующей фазы экономического цикла, но и эконо-

мические законы, активно воздействующие на инновационную деятельность: закон получения и присвоения прибыли, закон стоимости, закон конкуренции. А, кроме того, законы спроса и предложения, ибо развитие технологий, инноваций являются первопричиной спроса 2.

Субъективную природу имеют те факторы, действие которых является прямым следствием сознательно принятых решений, среди которых следует выделить:

- инновационную политику как важнейшую составляющую

1 См.: Новицкий Н.А. Инвестиционный потенциал развития инновационной экономики России (научный доклад). М., ИЭ РАН, 2008.

2 Васюхин О.В. Анализ и оценка внешних факторов развития инновационной деятельности предприятий. М., 2002. С. 76.

государственной экономической политики;

- денежно-кредитную политику организаций, выступающих в роли инвесторов. Реализация инновационных проектов часто связана с использованием заемных средств, что требует учета высокой степени риска подобных инвестиций;

- стратегии конкурирующих фирм. Значение этого фактора определяется возможностью других хозяйствующих субъектов влиять на структуру рынка, интенсивность конкурентной борьбы, корректировать получение необходимых материальных ресурсов;

- поведение потребителей, от которого во многом зависит наличие спроса на появляющиеся в результате развития инновационных отношений новшества. Учет этого фактора для предприятия, осуществляющего инновационную деятельность, предполагает дополнительные усилия по формированию будущего потребительского спроса на новый продукт, услугу, технологию и т.д.

При этом объективные и субъективные факторы координируются между собой, взаимопроникают и образуют систему мотивации для формирования инновационной стратегии.

Факторы инновационной активности можно подразделить также на глобальные, определяемые макроэкономикой и обществом в целом и локальные, определяемые на микроуровне предприятий.

К глобальным факторам можно отнести политическую ситуацию внутри страны и на международном уровне, конкуренцию на внешнем рынке, взаимоотношения с властями, налоговую политику.

В условиях среды, благоприятной для реализации нововведений, центр тяжести в инновационных отношениях смещается в сторону инновационного потенциала фирм-инноваторов - внутренних факторов, влияющих на инновационную стратегию. Когда внешняя среда экономической системы благоприятна для нововведений, они целиком зависят от внутренних факторов инновационной активности.

Инновационный потенциал предприятий лесопромышленного комплекса представляется как совокупность материальных, финансовых, трудовых, инфраструктурных, интеллектуальных информационно-коммуникационных ресурсов. Можно выделить две группы факторов, определяющих инновационную активность: внутренние, направленные на налаживание и управление инновационной деятельностью на предприятии и внешние, способствующие расширению границ инновационной деятельности.

К внешним относятся факторы, обусловливающие взаимодействие предприятия с экономической и социальной средами: использование внешних источников для поддержки всех фаз инновационного процесса: от открытия и разработки до коммерциализации; коммуникации с заказчиками, деловыми партнерами, инвесторами, конкурентами, исследовательскими организациями.

Внутренние факторы - это существенные особенности лесопромышленных предприятий, отличающие их от конкурентов и определяющие их инновационную состоятельность, будь то мотивированное руководство; интеграция технологических и организационно-управленческих инноваций; высокая производительность; эффективные отношения с персоналом, широкое вовлечение его в инновационный процесс; непрерывное организационное обучение; эффективная система маркетинга, осуществляющая коммуникации с конечными потребителями; управление качеством, инфраструктурой, организационным развитием.

Внутренние факторы в свою очередь также можно подразделить на две группы. В первую группу входят факторы, формирующие систему внутренних экономических отношений и способы взаимодействия с факторами внешней среды. Вторую группу образуют факторы, характеризующие внутренние ресурсы организации. Первая группа факторов - это: форма собственности на средства производства, определяющая характер экономических интересов хозяйствующих субъектов, в целом внутрифирменных экономических отношений, в том числе отношения управления; организационная структура, обусловливающая мобильность экономической системы в процессе принятия управленческих решений и степень соответствия этих решений воздействию внешней среды; размер организаций, определяющий ее принадлежность к категории: малые, средние, крупные предприятия; отраслевая принадлежность, характеризующая специализацию компании, основную цель ее деятельности, долю на рынке и конкурентоспособность на рынке.

Размер лесопромышленного предприятия влияет на его способность концентрировать не только финансовые, но и человеческие ресурсы для осуществления инноваций. При прочих равных условиях, чем более крупный размер оно имеет, тем у него больше возможностей для отвлечения части производственных ресурсов в инновационную сферу.

Вторая группа факторов включает: финансовое положение лесопромышленного предприятия, дающее представление о его финансовой устойчивости, степени зависимости от внешних источников финансирования инноваций, его платежеспособность и, как следствие, возможность получения кредита для реализации инновационных проектов; научно-технический потенциал, характеризующий возможности организации в области НИОКР; производственный потенциал, характеризующий производственную базу компании, возможность производить ту или иную продукцию, производственную мощность; кадровый потенциал, определяющий уровень профессиональной квалификации персонала организации, необходимый для осуществления инноваций.

В качестве возможного средства, формирующего систему внутренних экономических отношений и способы взаимодействия с факторами внешней среды, выступает реструктуризация предприятий.

Процессы реструктуризации могут носить пассивный характер, выражающийся в закрытии убыточных подразделений, сокращении персонала, уменьшении расходов на объекты социальной сферы, реструктуризации задолженности и др., а также активный характер, заключающийся во внедрении новых производственных и управленческих технологий, инвестициях в обучение, продвижении на новые территориальные рынки традиционной продукции, разработке новой продукции и ее продвижение на рынок и др. В научной литературе к числу направлений реструктуризации относят продуктовые (горизонтальные и вертикальные), технико-технологические и организационно-управленческие инновации.

Отбор инноваций на рынке товаров обеспечивает конкурентный фактор. Вместе с тем, конкуренция - это и экономическая среда конкретного рынка, на котором взаимодействуют и другие экономические факторы.

Между конкуренцией и инновационными отношениями существует самая тесная связь. В определенном смысле инновационные отношения являются порождением конкуренции, а результаты таких отношений являются орудием в конкурентной борьбе.

Конкуренция со стороны других компаний выступает в качестве существенного фактора стимулирования инновационной активности на предприятии. Так, В.В. Глухов отмечает перевернутую зависимость инновационной активности предприятий от уровня конкуренции на рынке 3. Изначально, с ростом числа конкурентов на рынке инновационная активность возрастает, а затем стабилизируется или даже падает. Умеренная конкуренция способствует ускорению процесса внедрения новшеств. Но с усилением конкурентной борьбы денежные ресурсы истощаются, инновационный процесс или замедляется или прекращается совсем.

Факторы, стимулирующие инновационную активность лесопромышленных предприятий, связаны с возникновением новых потребностей и предпочтений у потребителей, сокращением жизненного цикла товаров, повышением наукоёмкости продукции.

К горизонтальным продуктовым инновациям относятся такие формы инновационной активности как расширение ассортимента товаров, ранее производимых предприятием; создание нового внешнего вида и упаковки товаров.

К вертикальным продуктовым инновациям следует отнести такие формы инновационной активности, как: создание качественно нового товара; замена снятой с производства устаревшей продукции; улучшение качества производимой продукции; внедрение новой системы послепродажного сервиса.

При горизонтальной конкуренции рост инновационной активности является способом занятия новых рыночных ниш или закрепления на уже имеющихся нишах. При вертикальных связях инновации являются ответом на повышение требований к поставщикам со стороны покупателей сырья и полуфабрикатов, либо желанием поставщиков обеспечить соответствующий уровень продвижения товара на рынке.

3 См.: Глухов В.В. Промышленная политика как механизм стимулирования инновационной деятельности. 2010.

4 См.: Федоров О.В. Аспекты инновационной деятельности. М., 2010.

5 См.: Балдин К.В. Инновационный менеджмент. М., 2010.

Под процессными инновациями следует понимать усовершенствование используемой или внедрение совершенно новой технологии, модернизацию оборудования.

Управленческие инновации ставят своей целью преобразование управленческой структуры компании, совершенствование системы корпоративных финансов, а также управление персоналом.

Если конкуренция является стимулом для инновационной активности, то трансферт технологий становится средством проникновения в компанию новых идей в ситуации, когда процесс инноваций происходит посредством копирования и имитации. Трансферт современных технологий чаще всего реализуется посредством горизонтальных связей между предприятиями. Речь идёт о простом копировании нового продукта, нового технологического процесса, а также новых управленческих решений у компаний, действующих на одном и том же рынке, т. е. у компаний-конкурентов.

Для характеристики инновационной активности применяется такой показатель, как доля инновационных предприятий, т.е. тех, кто осваивает новую продукцию или новые технологии. В странах Евросоюза показатель доли инновационных предприятий в промышленности составляет 53% 4. В России этот показатель значительно ниже.

Следует отметить, что инновационно активное предприятие в России существенно отличается от западного, т.к. западное предприятие работает в условиях высококонкурентного рынка, насыщенного качественной продукцией. Россия же заметно отстаёт от стандартов качества международного рынка. Значительная часть новой продукции является новой лишь на российском рынке и не является конкурентоспособной, а её доведение до мировых стандартов требует таких затрат и усилий, которые многие предприятия позволить себе не могут. В связи с этим можно выделить три типа российских предприятий лесопромышленного комплекса в зависимости от характера и масштаба инноваций.

Тип 1 - инновационные предприятия, работающие на международном уровне. Это преимущественно крупные предприятия, работающие на госзаказ, имеющие достаточно развитую материально-техническую базу и продающие свою продукцию на международном рынке.

Тип 2 - инновационные предприятия, работающие на уровне требований российского рынка. Это предприятия, продукция которых предназначена в основном для российского рынка и лишь частично продающих продукцию за рубежом. Производственная база таких предприятий, как правило, не достигает мировых стандар-

тов, а внедряемые инновации влияют в основном не на обновление производства, а на улучшение финансового положения и других сторон работы предприятий.

Тип 3 - предприятия, которые не занимаются нововведениями. К сожалению, в настоящее время к этому типу относится большинство российских предприятий - 78%. Это, в основном, мелкие и средние предприятия с устаревшей материальной базой, незагруженными производственными мощностями, не выходящие на внешний рынок 5.

Фактором, способным активизировать инновационную активность является международная конкуренция на внутреннем рынке. В условиях открытости внутреннего рынка экономика отдельной страны становится открытой системой, что существенно изменяет характер конкуренции на всех сегментах рынка. Осуществлять инновационную деятельность, ориентируясь одновременно на «пассивный», внутренний рынок и «активный» внешний рынок, достаточно сложно. Для развития инновационных отношений необходимо знать потребности, стимулы и требования единого рынка. Открытость внутреннего рынка создает условия для цепной реакции распространения нововведений, их мультипликации, эластичности спроса по параметрам цены и качества. При этом инновационные издержки рассматриваются предпринимателями как неизбежные вложения для обеспечения выживания в условиях конкуренции.

В результате проведенных экономических реформ, структура российской экономики в определенной степени «примитивизиро-валась», т.к. в ходе реформирования и развившегося экономического кризиса, многие предприятия, да и отрасли в целом оказались на грани разрушения. Стала отпадать необходимость в целых отраслях научных исследований, в поддержании высокого статуса образования и культуры.

Литература:

1. Балдин К.В. Инновационный менеджмент. М., 2010.

2. Глухов В.В. Промышленная политика как механизм стимулирования инновационной деятельности. 2010.

3. Какаева Е.А. Инновационный бизнес: стратегическое управление развитием. М., 2010.

4. Новицкий Н.А. Инвестиционный потенциал развития инновационной экономики России (научный доклад). М., ИЭ РАН, 2008.

5. Фёдоров О.В. Аспекты инновационной деятельности. М., 2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.