Научная статья на тему 'Основные факторы влияния на уровень экономической безопасности высшего учебного заведения'

Основные факторы влияния на уровень экономической безопасности высшего учебного заведения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
высшее учебное заведение / вуз / экономическая безопасность / фактор / угроза экономической безопасности / риски. / higher educational institution / university / economic security / factor / threat to economic security / risks.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Брюхина Наталья Геннадьевна, Коваленко Наталья Валерьевна, Баранников Андрей Константинович

В статье определено, что обеспечение экономической безопасности вузов является одной из актуальных задач в условиях развития современной экономики. Систематизированы микрои макроэкономические факторы влияния на уровень экономической безопасности высшего учебного заведения. Обосновано, что своевременное выявление угроз позволяет нивелировать негативные последствия их влияния, что обеспечивает стабильность уровня экономической безопасности вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Брюхина Наталья Геннадьевна, Коваленко Наталья Валерьевна, Баранников Андрей Константинович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The main factors influencing the level of economic security of a higher educational institution

The article determines that ensuring the economic security of universities is one of the urgent tasks in the development of a modern economy. Microand macroeconomic factors of influencing the level of economic security of a higher educational institution are systematized. It is proved that the timely identification of threats allows to neutralize the negative consequences of their influence, which ensures the level stability of economic security of the university.

Текст научной работы на тему «Основные факторы влияния на уровень экономической безопасности высшего учебного заведения»

к.э.н. БрюхинаН. Г.

(ЛГУ им. В. Даля, г. Луганск, ЛНР, anka033@yandex.ru),

д.э.н., проф. Коваленко Н. В.

(ДонГТИ, г. Алчевск, ЛНР, sonatak96@gmail.com),

Баранников А. К.

(ЛГУ им. В. Даля, г. Луганск, ЛНР, bak888@yandex.ru)

ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ ВЛИЯНИЯ НА УРОВЕНЬ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ

В статье определено, что обеспечение экономической безопасности вузов является одной из актуальных задач в условиях развития современной экономики. Систематизированы микро- и макроэкономические факторы влияния на уровень экономической безопасности высшего учебного заведения. Обосновано, что своевременное выявление угроз позволяет нивелировать негативные последствия их влияния, что обеспечивает стабильность уровня экономической безопасности вуза.

Ключевые слова: высшее учебное заведение, вуз, экономическая безопасность, фактор, угроза экономической безопасности, риски.

УДК 005.922.1:378

Постановка проблемы, обоснование ее актуальности. Одним из основных элементов системы воспроизводства интеллектуальной составляющей человеческого капитала, получения и распространения новых знаний, подготовки и переподготовки кадров является высшее учебное заведение (вуз). В качестве основного вектора развития Российской Федерации, определенного президентом В. В. Путиным и закрепленного в законодательных актах РФ, обозначено создание экономики, основанной на знаниях [1]. В условиях научно-технической революции и перехода к шестому технологическому укладу возрастает роль повышения качества высшего образования. В связи с этим актуальное значение приобретает необходимость роста качества образования в высших учебных заведениях, а также снижение рисков их функционирования. Наряду с ростом качества образования немаловажная роль отводится развитию научных достижений и их реализации.

Однако развитие системы высшего образования сопряжено с рисками и угрозами как внутренней, так и внешней среды, что предопределяет необходимость изучения экономической безопасности высшего учебного заведения с точки зрения кон-

цептуальных подходов. Прежде всего необходимо выделить факторы влияния на уровень экономической безопасности, в дальнейших исследованиях определить степень их влияния и разработать модель, позволяющую противодействовать негативным последствиям различных факторов в сфере образования и науки.

Анализ последних исследований и публикаций. Проблематика исследования вопросов обеспечения экономической безопасности субъектов хозяйствования отражена в трудах отечественных и зарубежных ученых: Т. Аллисона, Дж. К. Ван Хорна, К. Жюгляра, Дж. Найта, Г. Фосте-ра, Й. Шумпетера, Л. Абалкина, Г. Минаева, Г. Попова, В. В. Пескова [2, с. 29-32], А. А. Грунина, С. А. Грунина [3, с. 187], А. А. Кириченко, А. И. Захарова, В. И. Яроч-кина и др. Весомый вклад в исследование проблем по обеспечению экономической безопасности высших учебных заведений внесли такие специалисты и ученые, как А. Н. Малолетко [4, с. 3-5], В. Ю. Бархатов [5, с. 20-22].

Выделение нерешенной проблемы. Несмотря на многочисленные исследования, в экономической литературе недостаточно внимания уделено проблемам определения

Экономический вестник ДонГТИ 2022. № 12

Экономика предприятий

факторов, которые влияют на уровень экономической безопасности высшего учебного заведения и представляют угрозу стабильному функционированию вуза. В связи с этим очевидно, что создание эффективной системы экономической безопасности высшего учебного заведения невозможно без актуальной информации о влияющих на уровень экономической безопасности вуза факторах. Своевременное получение информации о потенциальных факторах, представляющих угрозу экономической безопасности высшего учебного заведения, позволит провести всесторонний анализ влияния этих факторов, предупредить их негативное воздействие или нивелировать последствия.

Целью статьи является определение основных факторов, влияющих на уровень экономической безопасности вузов, что позволит предотвратить или хотя бы ослабить влияние экономических угроз на деятельность высшего учебного заведения.

Результаты исследования. Достаточно широкий диапазон проблем, возникающих в системе высшего образования в современных условиях, привлек внимание ученых, исследующих вопросы экономической безопасности. Полученные результаты ис-

следований в данном направлении подтверждают необходимость рассмотрения высшего учебного заведения как инновационного проектно-ориентированного субъекта хозяйствования. Следует отметить, что высшее учебное заведение — специфический вид объекта экономической безопасности. Его специфичность определяется, прежде всего, возможностью ведения нескольких разнонаправленных видов деятельности, использованием разных источников финансирования, а также высокой значимостью для общества. Еще одним немаловажным отличием высшего учебного заведения от других субъектов хозяйствования является его актив — знания, которые относятся к интеллектуальному активу, способному приносить прибыль, создавая при этом конкурентные преимущества.

В этом контексте своевременное выявление угроз, влияющих на уровень экономической безопасности вуза, выступает объективной необходимостью.

Целесообразно разделить факторы влияния на уровень экономической безопасности высшего учебного заведения на два уровня — факторы макросреды и факторы микросреды (рис. 1).

Рисунок 1 Факторы влияния на уровень экономической безопасности высшего учебного заведения (составлено авторами)

Для поддержания стабильности и своевременного реагирования на негативное влияние угроз экономической безопасности высшего учебного заведения необходимо проводить регулярный мониторинг основных угроз экономической безопасности, что позволит разработать тактические мероприятия по нивелированию негативного влияния угроз или их ликвидации.

Угрозы экономической безопасности высшего учебного заведения отличаются динамичным характером и степенью влияния, а также зависят от социально-экономического уровня развития государства. В зависимости от уровня экономической безопасности высшего учебного заведения и угроз, влияющих на ее уровень, разрабатывается система мероприятий по их предупреждению и нейтрализации, в целях защиты материальных и финансовых ресурсов высшего учебного заведения на всех этапах его деятельности.

Рассмотрим факторы внешней макросреды рынка образовательных услуг с позиции их влияния на экономическую безопасность высшего учебного заведения.

1. Политические факторы. Влияние политических факторов выражается в государственной политике в отношении развития высшей школы, определяет рамки существования вуза. В Луганской Народной Республике в силу нестабильной политической ситуации высшим учебным заведениям приходится поддерживать престиж высшей школы и соответствовать требованиям, предъявляемым к учебным заведениям высшего образования. При этом актуальной проблемой становится не только проблема привлечения абитуриентов, но и сохранение научно-педагогических кадров.

2. Правовые факторы. К ним относятся законодательные акты, регулирующие вопросы предоставления образовательных услуг, в частности — Закон «Об образовании», а также законодательные нормы и правила, регулирующие отношения собственности, конкуренции, защиты прав потребителей и др.

3. Социально-культурные и морально-этические факторы. Между уровнем культуры и спросом на высшее образование существует взаимосвязь. Повышение уровня культуры общества вызывает острую потребность в получении новых знаний и дополнительного образования. В результате, в бюджете потребителя возрастает доля расходов, которая осознанно тратится им на удовлетворение возросшей потребности в образовании.

4. Национальные факторы. Национальная структура и национальные особенности территории оказывают непосредственное влияние на модели и практику образовательной деятельности, в том числе и высшего образования. Несмотря на то, что реализация на практике данных моделей в отдельных вузах осуществляется по-разному, зависимость от национального фактора достаточно ощутима [6, с. 134].

В частности, образовательная политика Луганской Народной Республики основана на интеграции в образовательное пространство Российской Федерации. Система образования базируется на принципах демократизации и гуманизма, ориентирована на достижение образовательных стандартов Российской Федерации, возрождение патриотизма, улучшение содержания, форм и методов обучения, увеличение интеллектуального потенциала Республики.

5. Финансово-экономические факторы. Одним из основных инструментов повышения экономической безопасности образовательной организации высшего образования является стабильность общей экономической ситуации в стране. Величина инвестиций в сферу образования является одним из показателей экономической устойчивости государства. Экономическая политика в области оплаты труда научно-педагогических кадров, профессорско-преподавательского состава должна быть направлена на сохранение научно-педагогических кадров, поскольку их отток значительно ослабляет уровень научной школы.

6. Демографические факторы. Конъюнктура спроса на образовательные услуги зависит от демографических характеристик и тенденций развития населения. Уменьшение численности населения и снижение рождаемости негативно влияет на спрос на образовательные услуги.

7. Научно-технические факторы. Прямое воздействие на уровень экономической безопасности высшего учебного заведения оказывает развитие научно-технического прогресса. Поскольку с уровнем развития научно-технического прогресса растет спрос на образовательные услуги отдельных специальностей и профилей подготовки.

Что касается влияния факторов внутренней среды, то следует отметить, что они зависят от эффективности управления образовательной организацией, качества ее кадрового потенциала и уровня инновационного потенциала.

Негативные факторы влияния на экономическую безопасность вуза возникают в результате функционирования высшего учебного заведения и определяются его стратегией, качеством планирования и принятия решений. Отличительной особенностью внутренних факторов является их управляемость. То есть руководство вуза способно управлять внутренними факторами, снижая их негативное влияние на экономическую безопасность высшего учебного заведения, либо, наоборот, усиливая положительный эффект на результат деятельности вуза.

Охарактеризуем основные внутренние факторы, влияющие на уровень экономической безопасности вуза.

1. Фактор конкурентоспособности услуг. В процессе осуществления своей деятельности высшим учебным заведениям приходится конкурировать между собой в образовательной сфере. Уровень экономической безопасности вуза обеспечивается количеством студентов, обучающихся на коммерческой основе, общей численностью студентов, развитой системой допол-

нительного профессионального образования на базе вуза.

2. Фактор инновационного потенциала. Высшая школа производит два основных вида продукции, которую по ее параметрам можно отнести к новациям: научно-технические новшества и актуальные современные качественные образовательные услуги по подготовке квалифицированных специалистов.

Современное общество невозможно представить без сети Internet, то есть без свободного доступа к информации. Поэтому информационный ресурс, который предусматривает способность приобретать необходимые данные и предоставлять сведения о своем продукте, является также неотъемлемой составляющей инновационного потенциала вуза. В высшем учебном заведении он проявляется в наличии сайта вуза, его информативности, возможностей проводить дистанционное обучение студентов, организации онлайн-конференций. Формирование и развитие инновационного потенциала высшего учебного заведения невозможны без накопления и привлечения финансовых ресурсов для осуществления инновационной деятельности.

3. Фактор кадрового потенциала. Неотъемлемым элементом обеспечения экономической безопасности вуза является его персонал как субъект функционирования высшего учебного заведения в условиях инновационной экономики. Как следствие, работа с персоналом является предметом обеспечения экономической безопасности образовательного учреждения. Первоочередной задачей в области обеспечения экономической безопасности вуза должна стать разработка мероприятий, направленных на совершенствование его кадровой политики.

Комплекс мер по стабилизации кадрового потенциала вузов должен включать: систему критериев отбора и формирования кадрового состава; предложения по совершенствованию контрактной системы организации труда работников вузов; предложения по профессиональной подго-

товке специалистов в сфере наукоемкого бизнеса. Вузы являются основным источником воспроизводства профессорско-преподавательских кадров за счет привлечения к преподавательской деятельности молодых и талантливых выпускников.

4. Фактор финансовой устойчивости. Финансовая устойчивость вуза зависит от выбранной финансовой стратегии. Финансовая стратегия охватывает все формы финансовой деятельности высшего учебного заведения: оптимизацию основных и оборотных средств, формирование и распределение финансов, денежные расчеты и инвестиционную политику.

5. Фактор информационной безопасности. В качестве основных источников угроз информационной безопасности высшего учебного заведения выступают атаки на персональные данные сотрудников и студентов, заражение вирусами локальной сети университета, присвоение чужой интеллектуальной собственности, подделка результатов контроля знаний студентов; несанкционированное использование ресурсов Internet; сбои компьютеров и программного обеспечения; атаки со стороны конкурентов. С целью предотвращения и снижения угроз информационной безопасности необходимо проводить комплекс мероприятий:

а) мероприятия правовой направленности, представленные законами, приказами, постановлениями, уставами и т. п.;

б) организационные мероприятия, состоящие из комплекса работ по разработке и утверждению функциональных обязанностей кадрового состава службы информационной безопасности, постоянный контроль работы персонала, мониторинг доступа к сетям, проведение обучающих занятий и спецкурсов для администраторов сетей вуза с целью повышения квалификации и актуализации знаний в соответствии с требованиями инновационной экономики;

в) мероприятия технического направления, включающие методики по выявлению угроз информационной безопасности, определению каналов утечки, а также на-

личие у персонала знаний средств, позволяющих сохранить или извлечь необходимую информацию;

г) инженерно-технические мероприятия, включающие в себя разработку этапов, исключающих несанкционированный доступ третьих лиц к объектам защиты;

д) программно-технические мероприятия, включающие в себя методы идентификации пользователей и их аутентификацию, фиксирование действий пользователей в сети вуза, а также наличие средств защиты, исключающие несанкционированный доступ к информации.

Способы и средства защиты, обеспечивающие информационную безопасность, в случае изменения факторов влияния на нее, регулярно дополняют. Это вызвано необходимостью поддержания системы безопасности высшего учебного заведения в актуальном состоянии.

6. Фактор социальной среды студента. Социальная среда студента характеризуется не только содержанием педагогического процесса в вузе, но и социально-профессиональным его окружением, референтными группами, организацией культурного досуга, предоставлением общежитий. Удовлетворенность студента предоставляемыми социальными услугами оказывает значительное влияние на выбор образовательного учреждения для получения будущей специальности.

Выводы и направление дальнейших исследований. Таким образом, в статье были определены основные факторы, оказывающие влияние на уровень экономической безопасности высшего учебного заведения. Анализ факторов влияния угроз на экономическую безопасность вуза позволяет сделать вывод, что совокупность действий по предотвращению и нейтрализации угроз, а также защита деятельности высшего учебного заведения не должна ограничиваться только реагированием на угрозы. Необходимо проводить комплекс научно-организационных мероприятий по их прогнозированию, регулированию и

Экономический вестник ДонГТИ 2022. № 12

Экономика предприятий

адаптации деятельности вузов к динамичным внешним условиям.

В этой связи приобретает значимость построение эффективной модели обеспе-

Библиографический список

чения безопасности, которая должна учитывать специфику образовательного учреждения и вероятность возникновения тех или иных внешних и внутренних угроз.

1. Программа «Цифровая экономика Российской Федерации» [Электронный ресурс] : утв. распоряжением Правительства РФ от 28.07.2017 № 1632-р. — Режим доступа: http://static. government. ru/media/files/9gFM4FHj4PsB 79I5v7yL VuPgu4bvR 7M0.pdf (01.11.2021).

2. Песков, В. В. Кризис и банкротство как угроза экономической безопасности предприятия в условиях рынка [Текст] / В. В. Песков // Транспортное дело России. — 2010. — № 8. — С. 29-32.

3. Грунин, О. А. Экономическая безопасность организации [Текст] / О. А. Грунин, С. О. Грунин. — СПб. : Питер, 2002. — 288 с.

4. Малолетко, А. Н. Экономическая безопасность вуза: структурное разрушение системы финансового обеспечения [Электронный ресурс] / А. Н. Малолетко. — Режим доступа: http://finanal.ru/007/ekonomicheskayabezopasnost-vuza-struktumoe-razrushenie-sistemy-fmansovogo-obespecheniya (24.01.2022).

5. Бархатов, В. Ю. Экономическая безопасность ВУЗа [Электронный ресурс] / В. Ю. Бархатов, В. Н. Пугач, Н. К. Алимова. — Режим доступа: www.naukovedenie.ru/sbornik1/2-I.pdf (24.01.2022).

6. Вульфсон, Б. Л. Стратегия развития образования на Западе [Текст] / Б. Л. Вульфсон. — М. : Изд-во УРАО, 2014. — 208 с.

© Брюхина Н. Г. © Коваленко Н. В. © Баранников А. К.

Рекомендована к печати к.э.н., доц. каф. ЭиУ ЛГУ им. В. Даля Белозерцевым О. В.

Статья поступила в редакцию 05.04.2022.

PhD in Economics Briukhina N. G. (LSU named after V. Dahl, Lugansk, LPR, anka033@yandex.ru), Doctor of Economics, Professor Kovalenko N. V. (DonSTI, Alchevsk, LPR, sonatak96@gmail.com), Barannikov A. K. (LSUnamed after V. Dahl, Lugansk, LPR, bak888@yandex.ru) THE MAIN FACTORS INFLUENCING THE LEVEL OF ECONOMIC SECURITY OF A HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION

The article determines that ensuring the economic security of universities is one of the urgent tasks in the development of a modern economy. Micro- and macroeconomic factors of influencing the level of economic security of a higher educational institution are systematized. It is proved that the timely identification of threats allows to neutralize the negative consequences of their influence, which ensures the level stability of economic security of the university.

Key words: higher educational institution, university, economic security, factor, threat to economic security, risks.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.