Научная статья на тему 'Основные факторы содержания управления познавательной деятельностью учащихся старших классов'

Основные факторы содержания управления познавательной деятельностью учащихся старших классов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
286
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ACTIVITY / COGNITIVE PROCESSES / MANAGING MUTUAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Прокопенко Н. В.

В статье рассматривается проблема управления познавательной деятельностью учащихся старших классов, личностно-развивающих форм и методов обучения, способы и содержание познавательной деятельности, процессы познавательно-управленческого взаимодействия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MAJOR FACTORS OF THE MAINTENANCE OF MANAGEMENT INFORMATIVE ACTIVITY OF PUPILS OF THE SENIOR CLASSES

In this article the problem of management of cognitive activity of senior pupils, personal developing forms and methods of teaching, ways and content of cognitive activity, the processes of cognitive managing mutual activity is dealt.

Текст научной работы на тему «Основные факторы содержания управления познавательной деятельностью учащихся старших классов»

УДК-

ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ СОДЕРЖАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ

Н.В. Прокопенко

В статье рассматривается проблема управления познавательной деятельностью учащихся старших классов, личностно-развивающих форм и методов обучения, способы и содержание познавательной деятельности, процессы познавательно-управленческого взаимодействия.

Ключевые слова: деятельность, познавательный процесс, управленческое взаимодействие.

В процессе управления познавательными системами мы акцентируем внимание на отношениях управленца с учениками. Определяя квалификационные характеристики менеджера образования, некоторые исследователи подчеркивают такое значимое качество его личности, как пси-холого-педагогическая ориентация, - «направленность на эффективное взаимодействие с людьми и разрешение заданий профессиональной деятельности в рамках социологической системы «человек - человек».

С этой точки зрения личность ученика рассматривается как полноправный субъект управленческого процесса, а не как исполнитель в заданной извне схеме действий, который осваивает образцы и нормы деятельности, данные ему учителем. Если личность является одновременно и творцом, и исполнителем норм, то и цель деятельности у нее возникает в совместной мыследея-тельности с учителем. Личность должна иметь право на свободный выбор способов достижения определенных целей, на индивидуальный стиль деятельности, на творческий подход к делу. Цели деятельности находятся в соответствии с ценностями, которые культивируются, - тем, что реально оценивается руководителем и всеми субъектами учебного процесса как значимое, ценное.

Принимая во внимание то, что познавательный процесс подчиняется субъективным законам, правилам и принципам, которые определены самим человеком, можно определить, что научной базой управления познавательной деятельностью учеников в целом являются реальные и конкретные цели, а также в достаточной мере достоверные (в границах субъективного опыта управления) принципы и методы управления, которые составляют открытую систему познавательной деятельности.

Наше представление о структурных компонентах системы управленческой и познавательной деятельности дано в схеме 1, процесса познавательно-управленческого взаимодействия - в схеме 2.

Процесс познания происходит вследствие непрерывного взаимодействия внешних и внутренних факторов («внешнее через внутреннее»), руководимых и не руководимых (спонтанных) факторов, факторов внешнего и внутреннего характера. В процессе познавательной деятельности учеников существуют особенные моменты, наиболее существенные обстоятельства, которые влияют как на продуктивность ее отдельных состояний, так и на познавательную деятельность и ее результаты в целом. Под факторами, которые оптимизируют познавательную деятельность школьников, мы понимаем существенные движущие механизмы, которые создают условия для наиболее полного процесса познания в условиях оптимально использованных познавательных усилий и времени субъекта деятельности.

Рассматривая все возможные ситуации, в которых происходит познавательная деятельность школьников как множество, можно выделить уровни оптимизирующих факторов по степени общности действий: общие и конкретные.

Схема 1. Структурные компоненты управленческой и познавательной деятельности в обу___________________________________чающем процессе____________________________________

Системно образующие компоненты управления

Д е я т е л ь н о с т ь

Системно образующие познавательной деятельности

Целевой (проектированный)

Содержательно организационный

Коммуникативный

Координационно-

контрольный

Аналитически результативный

Усвоение содержания технологических наук

Овладение познавательно-оценочными действиями

Осмысление

Воспроизведение

Предметность

Ценности

Процессы

Традиция

Климат коллектива

Стандарты

Учебный план

Учебные программы

Материальная база

Экономическое и финансовое обеспечение

Содержание

Методы

Способы

Формы

Условия

Схема 2. Процесс познавательно-управленческого взаимодействия /----------------------

Субъект управления -конкретный учитель

Активная управленческая деятельность:

- сотрудничество;

- мастерство стратегического управления процессами и людьми;

- мотивирование учеников;

- заинтересованность в творческой позиции;

- взаимодействие;

- желание учителя работать;

- планирование

ЗАДАНИЯ

ОТНОШЕНИЯ

Информация

Деятельность

Коммуникация

Общение

1.материальные

2.психологиче6ск ие

3.гигиенические

4.методические

5.технические

Субъект познавательной деятельности - конкретный ученик

РЕЗУЛЬТАТЫ

Активная познавательная деятельность:

- желание ученика;

- цель;

- мотивы;

- знания;

- умения;

- навыки;

- самооценка;

- самоконтроль

К общим факторам мы относим: 1) развитие природных (мышление, органы чувств и речь) и владение искусственными (технические средства, приборы) способами познания; 2) осуществление познавательной деятельности в процессе общения, разных формах социальной деятельности; 3) владение логика-категориальными формами мышления и речи, грамматическими структурами, инвариантными структурами человеческой чувствительности, сенсорным интеллектом; 4)

У

С

Л

О

В

И

Я

предметность и преобразующий характер познавательной деятельности; 5) единство теоретического и эмпирического методов познания, рационального и чувственного способов познания.

Конкретные факторы оптимизируют познавательную деятельность в конкретной реальной ситуации, которая может быть обусловлена: а) содержательным компонентом познавательной деятельности (отрасль науки, учебная дисциплина, требования учебной программы); б) типом и концепцией конкретного учебного заведения; в) возрастными особенностями школьников; г) перспективными и оперативными целями управления; д) личностными и индивидуальнопсихологическими особенностями учеников; е) продуктами и результатами предыдущих этапов деятельности; ж) смысловой и ценностной значимостью процесса познания для конкретного коллектива, группы, индивидуального субъекта познания; з) конкретной спецификой реальной педагогической ситуации; и) влияниями стихийных, непредвиденных факторов внешнего и внутреннего характера, которые могут оптимизировать или влиять деструктивно на процесс познавательной деятельности.

Оптимизация познавательной деятельности школьников возможна лишь при условии диалектического взаимодействия общих и конкретных факторов, которые далеко не всегда учитываются авторами инновационных технологий обучения. Рассмотрим факторы и приемы управления, которые оптимизируют познавательную деятельность учеников в технологическом процессе, согласно с общепризнанными в теории деятельности этапами. Прежде чем представить эти факторы и приемы, сделаем замечание относительно нашего видения оптимизирующих факторов и приемов управления на контрольно-корригирующем этапе познавательной деятельности. Относя контроль к одному из видов обратной связи, принципиально важными требованиями к ее осуществлению мы считаем:

а) контроль не только результатов деятельности, но и самого процесса;

б) стимулирующее значение контроля для продолжения деятельности: соотношение процедуры действий, результата, который предвидится, и конечного, фактического результата, выявляющего соответствие и несоответствие между ними, на почве чего возникает состояние удовлетворения (растет уровень притязаний) или неудовлетворения (возникает новая цель деятельности);

в) контроль не только прямых, но и побочных продуктов познавательной деятельности, не только знаний, умений, навыков, способов деятельности, но и развития психических процессов, новообразований личности;

г) органическое включение контроля во все этапы познавательной деятельности;

д) обязательное развитие самоконтроля, повышение его удельного веса в обратной связи, поэтому все определенные требования к контролю относятся и к самоконтролю.

Выделение таких функций контроля как корригирующая, регулирующая, рефлексивная, стимулирующая можно рассматривать как факторы оптимизации познавательной деятельности. В свою очередь, конкретные факторы и приемы управления, которые оптимизируют контрольный этап, нужно рассматривать в аспекте доминирующего содержательного компонента.

На основе анализа психолого-педагогической и управленческой литературы можно сделать некоторые выводы.

Основным содержанием управления познавательной деятельностью старшеклассников в изучении образовательной области «Технология» является создание совокупности условий для интеграции общечеловеческих, социальных ценностей, формирование ценностной структуры личности. При этом управление выступает как многофакторный феномен педагогической деятельности, в котором в наиболее обобщенном аспекте выделяются два вида: а) подготовка к управлению (проектирование); б) реализация проекта.

Определяющими условиями осуществления процесса управления является владение учителем теорией управления, управленческими умениями (гностическими, конструктивными, организационными, аналитико-дидактическими), специфическими и рефлексивно-перцептивными умениями.

Как на этапе проектирования, так и на этапе реализации управление должно отвечать таким требованиям: быть адекватным конкретному состоянию учеников, валидным, динамичным. Адекватность, валидность, динамичность управленческой системы должны быть достигнуты путем снятия или уменьшения противоречий между реальным состоянием учеников как субъектов познания и представления учителя о реальном состоянии, что возможно при условии комплексного психолого-педагогического диагностирования. В таком случае актуальной становится проблема разработки критериев и показателей продуктивности познавательной деятельности учеников в изучении технологических дисциплин, определения признаков, по которым они определяются.

В процессе управления выясняется и противоречие между перспективными и оперативными целями управления, диалектическое решение которого происходит в ходе психологопедагогического проектирования в осуществлении управления познавательной деятельности старшеклассников в процессе изучения дисциплин технологического цикла, целью такого проектирования должно быть формирование ценностно-нормативной системы личности учеников.

В реальной педагогической ситуации наиболее остро становится проблема не только управленческой компетенции учителя, а и его психолого-педагогической ориентации, направленности на взаимодействие с учениками, его референтных влияний на личность ученика. На этом основании мы выделяем проблему ценностно-ориентационной структуры личности учителя и использование активных социально-психологических методов в научно-методической работе с педагогическими кадрами.

Ставя проблему технологизации управленческого процесса, мы считаем что учителю технологии необходимо иметь «управленческий проект», который содержал бы в себе: диагностический инструментарий мониторинга продуктивности познавательной деятельности учеников, варианты психолого-педагогических проектов (полидисциплинарный, междисциплинарный, монодис-циплинарный, личностный), технологию планирования на базе ценностно-нормативных модулей, технологию составления сценария, матрицу управленческих действий по типам педагогических ситуаций и т.д. Эффективность использования такого «управленческого пакета» в непосредственной педагогической практике в большей мере зависит от степени привлечения самого учителя к его составлению.

In this article the problem of management of cognitive activity of senior pupils, personal developing forms and methods of teaching, ways and content of cognitive activity, the processes of cognitive managing mutual activity is dealt.

The key words: activity, cognitive processes, managing mutual activity.

Список литературы

1. Закон Российской Федерации «Об образовании». 16-е изд. М.: Ось-89, 2009. 112 с. (Федеральный закон).

2. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. М.: АПК и ПРО, 2002.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Новый иллюстрированный энциклопедический словарь. М.: БРЭ, 2005.

4. Педагогический энциклопедический словарь. М.:БРЭ, 2003

Об авторе

Прокопенко Н.В.- кандидат педагогических наук, доцент Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.