Научная статья на тему 'Основные факторы риска в раннем развитии у дошкольников г. Архангельска'

Основные факторы риска в раннем развитии у дошкольников г. Архангельска Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1152
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Экология человека
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
Область наук
Ключевые слова
СЕВЕР / ЭКОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА / ДОШКОЛЬНИКИ / ФАКТОРЫ РИСКА В РАННЕМ РАЗВИТИИ / ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ / THE NORTH / HUMAN ECOLOGY / CHILDREN UNDER SCHOOL AGE / RISK FACTORS IN THE EARLY ONTOGENESIS / PSYCHOPHYSIOLOGICAL FUNCTIONS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Казакова (Васильева) Елена Валерьевна, Копосова Т. С., Соколова Л. В.

В итоге многолетнего исследования проанализировано влияние факторов риска в раннем онтогенезе на развитие психофизиологических функций дошкольников детских садов в различных районах г. Архангельска: Ломоносовском, Октябрьском, Соломбальском, Исакогорском и Северном округах, а также в районе Варавино Фактория. Обоснована необходимость учета анамнестических показателей в воспитании, развитии и обучении детей, готовящихся к новому виду деятельности обучению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Казакова (Васильева) Елена Валерьевна, Копосова Т. С., Соколова Л. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MAIN RISK FACTORS IN EARLY ONTOGENESIS AT CHILDREN UNDER SCHOOL AGE IN ARKHANGELSK

As a result of the research of long standing the influence of risk factors in the early ontogenesis at the psychophysiological functions' development of children under school age of kindergartens in different areas of Archangelsk, such as Lomonosov's, October's, Solombala's, Isakogorka's and Northern district, besides in the area of Varavino-Factory has been analyzed by us. We argue the necessity of registration of the anamnestic indices in the development and education of children who prepare for new kind of activity (education).

Текст научной работы на тему «Основные факторы риска в раннем развитии у дошкольников г. Архангельска»

УДК [616-053.4:612.6:612.821]:613.1(470.1/.2)

ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ РИСКА В РАННЕМ РАЗВИТИИ У ДОШКОЛЬНИКОВ г. АРХАНГЕЛЬСКА

© 2007 г. Е. В. Казакова (Васильева), Т. С. Копосова,

Л. В.Соколова

Поморский государственный университет им. М. В. Ломоносова, г. Архангельск

В итоге многолетнего исследования проанализировано влияние факторов риска в раннем онтогенезе на развитие психофизиологических функций дошкольников детских садов в различных районах г. Архангельска: Ломоносовском, Октябрьском, Соломбальском, Исакогорском и Северном округах, а также в районе Варавино - Фактория. Обоснована необходимость учета анамнестических показателей в воспитании, развитии и обучении детей, готовящихся к новому виду деятельности -обучению.

Ключевые слова: Север, экология человека, дошкольники, факторы риска в раннем развитии, психофизиологические функции.

Город Архангельск располагается в приполярном регионе, который, по мнению исследователей, относится к территориям с экстремальными природно-климатическими условиями с характерными длительной и холодной зимой и непродолжительным летом, жестким температурноветровым режимом, разной асимметричностью светового режима от периода биологической тьмы до периода белых ночей, недостатком ультрафиолетовой радиации, высокой ионизацией воздуха, резкими непериодическими колебаниями напряжения геомагнитного и статического электрического полей, перепадами атмосферного давления, низкой парциальной плотность кислорода в воздухе. Неблагоприятное воздействие этих факторов на организм может привести к развитию сдвигов в основных физиологических системах организма и формированию патологии у человека [6, 10].

Во многих исследованиях отмечается, что результатом длительного проживания на Севере является повышенное психоэмоциональное напряжение и тревожность, нарушение сна, лабильность настроения, неврозы, большое количество патологий беременности [5, 17]. Воздействия неблагоприятных факторов среды на материнский организм в определенные периоды беременности могут приводить к нарушению нормального развития эмбрионов, изменению структурных и функциональных систем детского организма, и в первую очередь центральной нервной системы [2, 4, 20].

Как известно, формирование высших психических функций в онтогенезе неразрывно связано с темпами созревания структур мозга [11, 14]. Данные исследования В. К. Ярославского и соавторов [19] указывают, что осложнение беременности и родов вызывает пренатальное повреждение тканей мозга, в частности дегенеративные изменения в структурах продолговатого мозга и верхнего шейного симпатического ганглия. Для детей-дошкольников с факторами риска перинатальной патологией ЦНС характерно запаздывание или нарушение созревания подкорковых синхронизирующих механизмов, снижение уровня возбуждения нервных элементов коры головного мозга и низкий тонус восходящей активирующей системы. У таких детей в 7 лет начинают регистрироваться ЭЭГ с характерными патологическими феноменами [8].

У детей младшего школьного возраста это выражается в нарушении мнестической деятельности, расстройстве динамического, кинестетического праксиса, зрительно-пространственной организации движений, наблюдается более выраженная и стойкая задержка становления межанализаторных взаимодействий (видео- и слухомоторная координация). Обучение в школе у таких детей приводит к формированию дизадаптационного синдрома. Неврологические проявления могут выра-

зиться в сочетании локальных симптомов, связанных с незрелостью коры больших полушарий (дислексия, дисграфия, нарушение фонематического слуха, расстройства памяти) и психовегетативного синдрома, отражающего дисфункцию лимбико-ретикулярного комплекса. У детей с трудностями формирования школьных навыков перинатальное поражение мозга встречается в 85 % случаев, при этом наблюдается нарушение устойчивости внимания, снижение объема памяти, расстройство сукцессивных функций, вследствие чего снижается учебная мотивация, повышается уровень тревожности [9].

Возможное негативное влияние совокупности факторов среды разной природы на внутриутробное развитие, в том числе и на формирование последующих событий в функциональном состоянии организма, определяет особую актуальность данной проблемы, тем более что работы такого плана в отечественной литературе немногочисленны.

Целью нашего исследования явилось выявление наиболее часто встречающихся факторов риска в раннем развитии у дошкольников, родившихся и проживающих в различных районах г. Архангельска.

Методика исследования

Всего обследовано 468 дошкольников (223 девочки и 245 мальчиков) восемнадцати детских садов Октябрьского, Ломоносовского, Северного, Солом-бальского и Исакогорского округов, а также района Варавино — Фактория, имеющих различную степень насыщенности производственными предприятиями.

Для выявления наиболее часто встречающихся факторов риска в раннем развитии использовались медицинские карты и анкета «Особенности раннего развития ребенка». Анкетирование проводилось во время беседы с родителями, воспитателями и учителями. Анкета, разработанная в НИИ возрастной физиологии Российской академии образования, включает вопросы о течении беременности и родов у матери, о наличии наследственных факторов риска,

об особенностях психофизиологического развития ребенка до года; вопросы морфофункционального и психофизиологического развития ребенка до 3 лет; развития ребенка в предшкольный период. В каждом блоке вопросов определялось минимальное и максимальное количество факторов риска раннего дизонтогенеза и частота их встречамости.

В ходе исследования были отобраны методики, позволяющие комплексно оценить с различных сторон психофизиологическое развитие у отдельно взятого ребенка в возрасте 6—8 лет (табл. 1). Обработка результатов тестирования осуществлялась строго в соответствии с требованиями используемых методик. Статистическую обработку результатов осуществляли с помощью пакета статистических программ SPSS 11.5. Для исследования структуры взаимосвязей изучаемых переменных применялся корреляционный анализ с вычислением линейной корреляции Пирсона.

Таблица 1

Методы психофизиологического исследования

Методика Изучаемый компонент

Анкета “Раннее развитие ребенка” Особенности течения беременности и родов матери, развития ребенка до года

Особенности развития ребенка от года до 3 лет

Особенности развития ребенка в период от 3 до 7 лет

Тест Бернштейна “Узнавание фигур” Объем кратковременной зритель -ной памяти

“10 слов” Объем кратковременной слуховой памяти

Методика М. М. Безруких и Л. В. Морозовой Зрительное восприятие

Тест Тулуз-Пьерона Скорость переработки информации

Концентрация внимания

Матрицы Равена в цветном исполнении Наглядно-образное мышление

7 субтест Векслера “Недостающие детали” Наглядно-образное мышление

“Четвертый лишний” Образно-логическое мышление

Результаты и их обсуждение

Анализ раннего развития ребенка до одного года показал, что максимальное количество факторов риска беременности и родов у матерей первоклассников отмечено в пределах от 12,50 (Октябрьский округ) до 25,00 % (Варавино — Фактория) случаев. Минимальное количество факторов риска колеблется в пределах от 10,64 (Северный округ) до 21,88 % (Октябрьский округ) (рис. 1).

□ Ломоносовский

□ Октябрьский

□ Соломбальский

□ Северный

□ Исакогорский

■ Варавино-Фактория

Рис. 1. Частота встречаемости факторов риска в раннем развитии у дошкольников различных районов г. Архангельска в период их развития до года

Наиболее часто встречающиеся факторы риска раннего дисонтогенеза дошкольников представлены в табл. 2. Наибольшее количество факторов риска в раннем развитии наблюдаются в районе Варавино

— Фактория, где находится лесопильно-деревообрабатывающее предприятие (ЛДП): профессиональные вредности отца и матери отмечаются в 59,57 и 51,06 % случаях соответственно, токсикоз I половины беременности, анемия матери во время беременности

в 30,00 % случаях, осложненные роды, кесарево сечение — в 25,00 %. Отмечено, что вредные факторы производственной среды ЛДП повышают частоту врожденных пороков развития, оказывают влияние на развивающийся эмбрион или плод и вызывают повреждения генетических структур половых клеток родителей [13].

Таблица 2

Частота встречаемости факторов риска в раннем развитии у дошкольников в различных районах г. Архангельска, %

Район Фактор риска %

Ломоносовский округ Заболевание щитовидной железы у матери во время беременности 9,93

Октябрьский округ Принятие лекарственных средств во время беременности 29,69

Гипоксия плода 17,19

Родовая травма 10,94

Соломбаль-ский округ Заболевания отца 20,00

Заболевания матери во время беременности 16,16

Северный Осложненные роды 25,53

округ Асфиксия плода 10,64

Курение матери 62,52

Исакогорский округ Вредные привычки отца (курение, алкоголизм) 23,21

Искусственное вскармливание ребенка с рождения 23,21

Энурез ребенка более 5 лет 21,43

Профессиональные вредности отца 59,57

Профессиональные вредности матери 51,06

Варавино — Фактория Токсикоз матери во время беременности 30,00

Анемия матери во время беременности 30,00

Кесарево сечение 25,00

Инфекционные заболевания матери во время беременности 20,00

Недоношенность 15,00

В Соломбальском округе фиксируется высокий уровень заболеваемости матери во время беременности и отца (соответственно 20,00 и 16,16 %). Осложненные роды у матерей дошкольников и асфиксия плода (соответственно 25,53 и 10,64 %) наиболее часто отмечаются в Северном округе. Здесь располагается ОАО «Соломбальский целлюлозно-бумажный комбинат» — одно из крупнейших предприятий Архангельской области и г. Архангельска, являющееся градообразующим фактором микрорайона Первых Пятилеток. В исследованиях А. Л. Санникова, Р. В. Банниковой [12] и Н. В. Чубарь [17] выявлено, что технологический процесс получения сульфатной целлюлозы характеризуется комплексным воздействи-

ем на организм работающих Соломбальского СЦБК и рядом проживающих людей вредными химическими веществами, шумом и вибрацией. Наблюдается неблагоприятная обстановка по загазованности воздуха (метилмеркаптан, сероуглерод, формальдегид, бенза-пирен и др.) микрорайона.

В ходе исследования был проведен корреляционный анализ анамнестических данных дошкольников с уровнем развития психофизиологических функций. Обнаружено, что течение беременности и родов у матери тесно коррелирует со зрительным их восприятием (г = —0,119, р < 0,01; у девочек г = —0,144, р < 0,05), скоростью переработки информации (г = -0,136, р < 0,01; у девочек г = -0,250, р < 0,001). Заболевания матери во время беременности отражаются на уровне развития константности восприятия (г = -0,26, р < 0,01), на образно-логическом мышлении (г = -0,24, р < 0,01); недоношенность

- на кратковременной зрительной (г = -0,36, р <

0,001) и слуховой памяти (г = -0,21, р < 0,01), на зрительно-пространственном восприятии (г = -0,21, р < 0,01); токсикоз матери во время I половины беременности - на образно-логическом мышлении (г = -0,27, р < 0,01).

Обработка ответов на второй блок вопросов анкеты обнаружила, что минимальное количество факторов риска у дошкольников встречается от 10,64 (Северный округ) до 25,00 % ( Исакогорский округ) случаев (рис. 2). Максимальное количество факторов риска у детей 6-7 лет колеблется в пределах от 13,08 (Соломбальский округ) до 21,43 % (Исакогорский округ). Основные факторы риска раннего онтогенеза дошкольников в период их развития с рождения до 3 лет - искусственное вскармливание, задержки психомоторного, речевого развития и энурез.

25% и 20% -15% 10% 5% 0%

□ Ломоносовский

□ Октябрьский

□ Соломбальский

□ Северный

□ Исакогорский

■ Варавино-Фактория

Рис. 2. Частота встречаемости факторов риска в раннем развитии у дошкольников различных районов г. Архангельска в период их развития от года до 3 лет

Энурез — одно из классических психосоматических нарушений непроизвольного мочеиспускания у ребенка старше 5 лет [3]. В анамнезе дошкольников энурез отмечен от 10,11 (Соломбальский округ) до 21,43 % (Исакогорский округ) случаев. У детей с энурезом наблюдается повышенная тревожность, ранимость, стеснительность, аффективная лабильность, легко возникает расстройство настроения (плач, скованность, замкнутость) [7, 15]. У таких детей часто отмечают изменения ЭЭГ по органическому типу [1]. Нами выявлены коэффициенты корреляции энуреза

у детей 6—8 лет со зрительным восприятием у девочек (г = —0,122, р < 0,01) и зрительной памятью у мальчиков (г = —0,101, р < 0,01).

Особенности развития обследованных детей до 3 лет отражаются на показателях формирования у них зрительного восприятия (г = —0,134, р < 0,01), концентрации внимания (г = —0,120, р < 0,01; у мальчиков г = —0,149, р < 0,05).

Анализ ответов третьего блока вопросов анкеты обнаружил, что среди дошкольников минимальное количество факторов риска раннего дизонтогенеза в предшкольный период составляет от 11,64 (Ломоносовский округ) до 40,00 % (Варавино — Фактория), максимальное — от 9,81 (Октябрьский округ) до 23,21 % (Варавино — Фактория) (рис. 3).

40% л 35% -30% 25%

: тЬи! ИьПЛи :

. ШШ ... , тш ...

□ Ломоносовский

□ Октябрьский 1 Соломбальский 1 Северный 1 Исакогорский

Варавино-

мш мах Фактория

Рис. 3. Частота встречаемости факторов риска в раннем развитии у дошкольников различных районов г. Архангельска в период их развития от 3 до 6 лет

Выявлены наиболее часто встречаемые у детей 6-

7 лет факторы риска в раннем развитии в предшкольный период — невротические реакции, неустойчивость поведения, задержки речевого развития, энурез.

Отмечено наибольшее количество достоверных взаимосвязей показателей третьего блока анкеты с концентрацией внимания (г = —0,26), скоростью переработки информации (г = —0,17), зрительно-пространственным восприятием (г = —0,16, р < 0,001), наглядно-образным мышлением (г = —0,14), кратковременной слуховой памятью (г = —0,11, р < 0,01).

В настоящее время практически не изучен вопрос об отдаленных последствиях влияния неблагоприятных факторов раннего онтогенеза на индивидуальные особенности детей и подростков. Полученные данные подтверждают, что многие отклонения в развитии ребенка «программируются» уже на уровне неблагоприятной наследственности, осложненных условий внутриутробного развития, во время родов и после них. Состояние здоровья женщин репродуктивного возраста подвержено влиянию неблагоприятных экологических и социальных факторов окружающей среды, следствием чего является патология беременности и родов [15]. По результатам проведенного исследования можно утверждать, что в районе Варавино

— Фактория взрослый и детский организм подвержен воздействию негативных факторов в большей степени, чем в других районах города.

Наличие негативных факторов в ранние периоды онтогенетического развития детей могут стать причиной процессов дизадаптации, различных нарушений

психосоматического здоровья и в будущем школьных трудностей. Однако анамнестические показатели часто не учитываются при осуществлении учебно-воспитательного процесса. На наш взгляд, анализ анамнеза ребенка имеет прогностический характер. Благоприятное течение раннего развития ребенка способствует успешному развитию структур головного мозга и формирующихся на их базе психофизиологических функций. Начало обучения в школе, предъявляющее новые, усложненные требования к психической деятельности ребенка, является достаточно сильным стрессом для детей с задержкой психофизиологических функций, приводящим к различным формам школьной дизадаптации. Для оптимизации хода развития и формирования психофизиологических функций детей, проживающих в районах г. Архангельска с различными уровнями антропотехногенных воздействий, необходим анализ анамнестических данных для составления программ своевременной коррекционной помощи задолго до поступления в школу.

Список литературы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Артюхина С. В. Недержание мочи у детей (современное состояние проблемы) / С. В. Артюхина, О. И. Маслова // Российский педиатрический журнал.

- 2003. - № 3. - С. 43-47.

2. Батуев А. С. У истоков пренатальной психологии / А. С. Батуев // Сборник материалов по перинатальной психологии и медицине. - СПб., 2002. - № 12. -С. 19-27.

3. Горемыкин В. И. Энурез как психосоматическая проблема / В. И. Горемыкин, А. А. Протопопов, О. В. Нестеренко // Перинатальная психология и медицина. Психосоматические расстройства в акушерстве, гинекологии, педиатрии и терапии : материалы Всероссийской конференции с международным участием. - Иваново, 2001. - Ч. 1. - С. 265-267.

4. Димитриев А. Д. Вклад факторов окружающей среды в особенности онтогенетических процессов / А. Д. Димитриев, А. М. Большаков // Гигиена и санитария. - 1993.

- № 6. - С. 21-23.

5. Димитриев А. Д. Онтогенетические аспекты и вопросы общей стратегии охраны здоровья потомства / А. Д. Димитриев, Д. А. Димитриев // Известия НАНИ ЧР

- 1996. - № 3. - С. 100-107.

6. Доршакова Н. В. Особенности патологии жителей севера / Н. В. Доршакова, Т. А. Карапетян // Экология человека. - 2004. - № 6. - С. 48-52.

7. Захаров А. И. Ребенок до рождения и психотерапия последствий психических травм / А. И. Захаров. -СПб. : Союз, 1998. - 144 с.

8. Королёва Н. В. Биоэлектрическая активность головного мозга у практически здоровых детей-дошкольников, перенёсших перинатальное поражение ЦНС / Н. В. Королёва, С. И. Колесников, В. В. Долгих // Российский педиатрический журнал. - 2003. - № 6. - С. 15-20.

9. Кравцов Ю. И. Клинические и нейропсихологические проявления дезадаптации у детей с отягощенным перинатальным анамнезом / Ю. И. Кравцов, И. П. Корюкина, Т. П. Калашникова // Там же. - 2001. - № 4. -С. 14-17.

10. Мосина Л. Л. Влияние климата на жизнедеятельность

человека / Л. Л. Мосина // Сборник научных статей по материалам Всероссийской конференции с международным участием «Проблемы экологии человека» / под ред. А. В. Ткачева, Л. К. Добродеевой. - Архангельск : Изд. центр АГМА, 2000. - С. 151-154.

11. Рыжавский Б. Я. Развитие головного мозга в ранние периоды онтогенеза: последствия некоторых воздействий / Б. Я. Рыжавский // Соросовский образовательный журнал.

- 2000. - Т. 6, № 1. - С. 37-43.

12. Санников А. Л. Характеристика основных климатоэкологических и социальных параметров жизнедеятельности в условиях Европейского Севера (по материалам Архангельской области) / А. Л. Санников, Р. В. Банникова.

- Архангельск : Изд. центр АГМА, 2000. - 34 с.

13. Соколова Л. А. Здоровье работающих в лесопильнодеревообрабатывающей промышленности / Л. А. Соколова, Ю. Р. Теддер, А. А. Драчева // Экология человека. - 2005.

- № 6. - С. 44-47.

14. Сологубова И. Е. Клиническая характеристика детей с нарушениями психомоторного и речевого развития до 7-летнего возраста / Е. И. Сологубова // Медицинский научный и учебно-методический журнал. - 2005. -№ 26. - С. 150-170.

15. Усынина А. А. Физиологическая характеристика новорожденных детей на Европейском Севере и прогнозирование некоторых состояний периода новорожденно-сти : автореф. дис. ... канд. мед. наук / Усынина А. А.

- Архангельск, 1996. - 22 с.

16. Фесенко Ю. А. Энурез у детей: традиционные и нетрадиционные методы терапии / Ю. А. Фесенко, М. И. Лохов. - СПб. : ЭЛБИ-СПб., 2003. - 135 с.

17. Чубарь Н. В. Гигиеническая оценка производственных факторов и состояния здоровья работающих ОАО «Солом-бальский ЦБК» в городе Архангельске / Н. В. Чубарь // Здоровье населения Европейского Севера России на рубеже XXI века / под ред. Р. В. Банниковой, Н. И. Кондаковой, Ю. Р. Теддера. - Архангельск : Изд. центр СГМУ, 2002.

- С. 404-409.

18. Экологическая ситуация в Архангельской области: проблемы и перспективы оздоровления / под ред.

А. Е. Баталова. - Архангельск : Изд. центр АГМА, 2000.

- Ч. 1. - 58 с.

19. Ярославский В. К. Влияние патологии беременности

на некоторые морфофункциональные отделы продолговатого мозга и верхнего шейного ганглия новорожденных детей / В. К. Ярославский, С. Н. Оленев, Ханна Хабиб // Актуальные проблемы перинатологии : сб. тезисов докладов научной конференции / под общ. ред. Ю. В. Цвелёва, Н. П. Шабалова. - СПб., 1995. - С. 112.

20. Nyakas C. Hypoxia and brain development / C. Nyakas,

B. Buwalda, P. G. Luiten // Neurobiol. Prog. — 1996. — Vol. 49. — P. 1—51.

MAIN RISK FACTORS IN EARLY ONTOGENESIS AT CHILDREN UNDER SCHOOL AGE IN ARKHANGELSK

E. V. Kazakova (Vasilieva), T. S. Koposova,

L. V. Sokolova

Pomor State Unuversity named after M. V. Lomonosov, Arkhangelsk

As a result of the research of long standing the influence of risk factors in the early ontogenesis at the psychophysiological functions’ development of children under school age of kindergartens in different areas of Archangelsk, such as Lomonosov’s, October’s, Solombala’s, Isakogorka’s and Northern district, besides in the area of Varavino-Factory has been analyzed by us. We argue the necessity of registration of the anamnestic indices in the development and education of children who prepare for new kind of activity (education).

Key words: the North, human ecology, children under school age, risk factors in the early ontogenesis, psychophysi-ological functions.

Контактная информация:

Казакова (Васильева) Елена Валерьевна — кандидат биологических наук, старший преподаватель кафедры биологии и экологии человека Поморского государственного университета им. М. В. Ломоносова

Адрес: 163002, г. Архангельск, пр. Ломоносова, д. 4

Тел. (8182) 27-37-86, факс (8182) 27-37-80; e-mail: fc.biology@pomorsu.ru, vasilieva.elena@pomorsu.ru

Статья поступила 08.1 1.2006 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.