Научная статья на тему 'Основные факторы пограничной безопасности Советского государства на Северо-западе в 1922-1939 гг'

Основные факторы пограничной безопасности Советского государства на Северо-западе в 1922-1939 гг Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
161
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ГРАНИЦА / STATE BORDER / ПОГРАНИЧНЫЕ ОРГАНЫ / BORDER AUTHORITIES / ПОГРАНИЧНЫЕ ВОЙСКА / BORDER ARMY / ОПЕРАТИВНО-ВОЙСКОВАЯ ОХРАНА / OPERATIONAL AND MILITARY PROTECTION / ВОЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ / MILITARY ACTIONS / ОПЕРАТИВНАЯ РАБОТА / OPERATIONAL WORK / МИРНЫЕ ДОГОВОРЫ / PEACE TREATIES

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Гусельников Дмитрий Юрьевич

Статья посвящена проблемным вопросам истории охраны государственной границы Российской Федерации на Северо-западе в период 1922-1939 гг. В ней раскрываются основные факторы, влияющие на становление Советской границы. Подчеркивается важность, в первую очередь, защиты политических интересов нашей страны в данный исторический период.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MAIN FACTORS OF SOVIET STATE BORDER SECURITY IN THE NORTHWEST 1922-1939

The article is devoted to the problems of history of the State border of the Russian Federation in the North West in 1922-1939. It reveals the main factors influencing the formation of the Soviet border. Stresses the importance of the protection of the political interests of our country in this historical period.

Текст научной работы на тему «Основные факторы пограничной безопасности Советского государства на Северо-западе в 1922-1939 гг»

УДК 340+342(47)+351.73

ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ ПОГРАНИЧНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СОВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА НА СЕВЕРО-ЗАПАДЕ В 1922-1939 ГГ.

Гусельников В.Ю.

Западно-подмосковный институт туризма (Филиал Российской Международной академии туризма), Московская область Одинцовский р-он, р.п. Большие Вяземы

THE MAIN FACTORS OF SOVIET STATE BORDER SECURITY IN THE NORTHWEST 1922-1939

Guselnikov V. Yu.

West suburban Tourism Institute (branch of Russian International Academy of tourism), Moscow region, Odintsovo district, Big Vyazemy

Статья посвящена проблемным вопросам истории охраны государственной границы Российской Федерации на Северо-западе в период 1922-1939 гг. В ней раскрываются основные факторы, влияющие на становление Советской границы. Подчеркивается важность, в первую очередь, защиты политических интересов нашей страны в данный исторический период.

Ключевые слова: государственная граница, пограничные органы, пограничные войска, оперативно-войсковая охрана, военные действия, оперативная работа, мирные договоры.

The article is devoted to the problems of history of the State border of the Russian Federation in the North West in 1922-1939. It reveals the main factors influencing the formation of the Soviet border. Stresses the importance of the protection of the political interests of our country in this historical period.

Key words: state border, border authorities, border army, operational and military protection, military actions, operational work, peace treaties.

На рубеже 1922-1939 гг. охрана границы Советского государства осуществлялась с привлечением различных сил и средств. Это определялось, прежде всего, экономическими возможностями страны и задачами, вытекающими из реально складывающейся обстановки в том или ином регионе. При этом ведущую роль в обеспечении безопасности границы занимали пограничные органы и пограничные войска. В результате развития и многочисленных преобразований, переходов из одного ведомства в другое к концу 1924 г., в основном, завершилось логически обусловленное объективно складывающейся обстановкой объединение пограничных органов и пограничных войск. Объединенные органы и войска явились ядром оперативно-войсковой системы обеспечения безопасности государственной границы Советского государства. Предпосылкой к созданию этой структуры, т.е. слиянию пограничных органов и войск в единый аппарат Пограничной охраны, явились условия существования Советского Союза и сложившаяся обстановка на государственной границе.

Интересы Советского государства на границе обусловливались его сложным международным политическим положением, внутренними проблемами и ярко выраженным региональным характером условий обстановки. Среди них особую значимость имели:

- особенности возникновения послереволюционных границ, сформировавшихся с окончанием Гражданской войны и Интервенции в России;

- характер отношений Советского государства с сопредельными странами;

- физико-географические условия той или иной границы.

Исследуя вопросы установления границ Советского государства, можно сделать вывод, что с победой Октябрьской революции 1917 г. перед большевиками, пришедшими к власти в стране, встал вопрос: « Что делать с оголенными границами государства?». Стихийная демобилизация армии и пограничной охраны, а так же выдвинутый лозунг «прочь границы» сделали государственные границы Советской республики совершенно беззащитными перед нападением отрядов регулярной армии соседних государств, различного рода банд, действиями контрабандистов. На постах процветали взяточничество, контрабанда, через границу незаконно пропускались преступные элементы, имели место и другие злоупотребления. Кроме того, результатом развала Российской Империи и понесенного поражения в первой мировой войне, явилась оккупация части России вооруженными силами сопредельных государств и образование новых независимых государств на ее территории. Во многих местах граница фактически являлась линией, разделяющей воюющие стороны.

Общая характеристика границы Советского государства в исследуемый период на Северо-западе представляла собой следующее.

Формирование новой границы Советской страны происходило в сложных политических и географических условиях. Под влиянием революции в России в Финляндии активизировались политические партии, ставящие своей целью отделение от России и создание собственного независимого государства. 6 декабря 1917 г. сейм принял декларацию об объявлении Финляндии независимым государством. 31 декабря (18 декабря по старому стилю) 1917 г. СНК РСФСР, в соответствии с Ленинской национальной политикой, признал независимость Финляндии. Это постановление Совнаркома было утверждено ВЦИК 4 января 1918 г. (22 декабря 1917 г.) [1]. Действия Советского правительства о признании государственной независимости Финляндии логически вытекали из «Декларации прав народов России», опубликованной 2 (15) ноября 1917 г. В ней излагалась конкретная программа освобождения угнетенных народов царской России и провозглашались основные принципы национальной политики Советской власти, одним из них являлось «право народов России на свободное самоопределение вплоть до отделения и образования самостоятельного государства» [2].

Как следует из проведенного анализа, руководство партии большевиков, предоставляя государственный суверенитет и признавая границу в пределах бывшего Великого княжества Финляндского, рассчитывало на скорую социалистическую революцию в этой стране. Предполагалось, что правительство рабочих и крестьян встанет на путь равноправия наций, обеспечивающий взаимное доверие народов России, и само обратится с предложением объединения с Советской Россией. «Только в результате такого доверия, - говорилось в «Декларации», - может сложиться честный и прочный союз народов России», а граница между государствами станет ненужной [2].

Финляндская рабочая революция началась 28 января 1918 г., а 1 марта этого же года в Петрограде был подписан договор об укреплении дружбы и братства между РСФСР и Финляндской социалистической рабочей республикой. Во имя «пролетарского интернационализма» Советская Россия передала Финляндской социалистической рабочей республике на основе договора Печенгский район (Петсамо). Присоединение Петсамо давало Финляндии выход к Северному Ледовитому океану, к богатым рыбным промыслам Баренцева моря.

Но уже в начале апреля 1918 г. в Финляндии высадился германский экспедиционный корпус, революционное движение было разгромлено, а страна оккупирована. После поражения Германии в Первой мировой войне страны Антанты, оказывая политическую, экономическую и военную помощь Финляндии, втянули последнюю в интервенцию против

Советской России. В течение 1918 - 1920 гг. имели место неоднократные вооруженные прорывы границы и нападение белофинских отрядов на Советскую Карелию.

Укрепление международного положения Советской России, разгром походов Антанты вынудили правящие круги Финляндии пойти на заключение мира с РСФСР. 14 октября 1920 г. между РСФСР и Финляндией был подписан мирный договор в городе Юрьеве (Тарту). Советско-Финляндский договор провозглашал прекращение состояния войны между обоими государствами, подтверждал независимость и государственный суверенитет Финляндии, определял государственную границу между странами. Немаловажную роль в заключение мирного договора, как показало исследование, сыграло и то, что РСФСР снова добровольно согласилась передать Финляндии «на вечные времена» область Петсамо. При этом Советская Россия отказывалась от всех своих прав и претензий на уступленную территорию [3]. Немедленно после вступления в силу мирного договора устанавливались дипломатические, консульские и торговые отношения [4].

Получив в 1917 г. от Советского правительства независимость, Финляндия систематически нарушала подписанный 14 октября 1920 г. мирный договор, продолжала формировать из контрреволюционеров, бежавших из России, вооруженные отряды и банды, готовя их для переброски на территорию Советской Республики. Продолжался подвоз к границе оружия и боеприпасов, в Советскую Карелию засылались шпионы и террористы с целью проведения диверсионных актов и поднятия кулацких восстаний. 10 октября 1921 г. в Гельсингфорсе был образован т. н. «Карельский союз», а в Лиге наций Финляндия заявила свои права на Советскую Карелию. Результатом этих действий явилось вторжение белофинских захватчиков на Советскую территорию осенью 1921 г., в борьбу с ними вступили небольшие пограничные части и партизанские отряды, сформированные из местных жителей. С подходом частей Красной Армии в январе 1922 г. белофинские отряды были разгромлены. Окончание боевых действий не сделало Советско-Финляндскую границу более спокойной, через нее продолжали прорываться вооруженные банды, широкий размах получила контрабанда.

В предвидении войны с СССР политическое руководство Финляндии, используя экономическую помощь Англии, США, Швеции и Германии, развернуло на Карельском перешейке, в непосредственной близости от границы с Советским государством, строительство мощной, укрепленной линии. «Линия Маннергейма» - такое название получила эта система долговременных укреплений впоследствии. Практически стала сооружаться, как следует из анализа «оперативно-разведывательных сводок о положении на границах СССР», искусно используя тактически выгодные свойства местности, с начала 1924 г., т.е. фактически сразу после окончания боевых действий, что также влияло на оперативно-войсковую охрану.

Одним из определяющих факторов, оказывающих влияние на охрану границы, являлись сложные климатические условия. Финляндский сухопутный участок изобиловал небольшими озёрами, был сильно заболочен и большей частью покрыт густым лесом, тем самым увеличивая вероятность нарушения границы в зимних условиях, когда местность становилась относительно проходимой. Зима была продолжительная, морозная, с сильными ветрами и обилием снега; лето сравнительно теплое, но короткое. Побережье Балтийского моря представляло собой каменистый берег, сильно расчлененный многочисленными мелкими бухтами и изобилующий шхерами, доступный преимущественно мелким судам и малым лодкам, что облегчало деятельность контрабандистов, шпионов и диверсантов.

Существенное влияние на формирование системы оперативно-войсковой охраны границы Советского государства оказала деятельность Финляндской пограничной охраны в рассматриваемый период, которую осуществляли пограничные войска и таможенная

охрана, находящиеся в ведении Министерства Внутренних Дел Финляндии. Хорошо подготовленные, экипированные и вооруженные, пользующиеся значительными правами в отношении местного населения, используя хорошо развитую дорожную сеть, надежную телеграфную и телефонную связь и радиосвязь, эти подразделения на достаточно высоком уровне охраняли государственную границу, проводили агентурную работу, противодействуя советским оперативным органам.

Как позволило установить проведенное исследование, немаловажным фактором на границе с Финляндией являлась деятельность основанной в 1921 г. военизированной организации финской буржуазии и кулачества «Шюцкор». Сформированный на основе добровольческих отрядов (белой гвардии) шюцкор являлся вооруженным резервом, используемым пограничной охраной Финляндии в своей деятельности. Законом 22 декабря 1927 г. шюцкор, во главе которого стал президент Финляндской республики, был объявлен вспомогательной частью национальной обороны. В 1939 г. шюцкор насчитывал свыше 100 тыс. человек; существовала женская организация шюцкора «Лотта Свярд», основанная в 1921 г.; с 1929 г. создавались детские отряды. Организованный по территориальному принципу, укомплектованный преимущественно представителями зажиточной части населения Финляндии шюцкор имел своих вооруженных сторонников во всех приграничных населенных пунктах.

Состояние охраны северных границ в исследуемый период вызывало особую тревогу у руководства нашей страны. В 1932 г. был подписан договор о ненападении, продлённый спустя два года ещё на десять лет. Главное, что беспокоило советское правительство в данном регионе, это близость Ленинграда к советско-финляндской границе. Она проходила всего в 32 км от города Ленина, который являлся не только крупным экономическим центром страны, но и идеологическим культом для коммунистов всего мира.

В 1935 г. правительство Финляндии официально осудило советскую депортацию карелов. Эти меры вызвали активно-негативную реакцию со стороны финнов, требовавших прекращения насилия над родственным народом. В Финляндии было известно и о том, что в рамках нагнетания обстановки и пропагандистской компании в Советском Союзе усилилось давление на лиц финской и карельской национальностей в политической и культурной жизни. Было время (20-е - начало 30-х годов), когда в Ленинграде выходило около десятка финских журналов и газет, работало издательство «Кирья». К 1935 г. в Карелии существовала писательская организация, насчитывавшая 35 членов. Но со второй половины 30-х годов положение резко ухудшилось. Финноязычные издания и школы в Ленинграде и Карелии закрывались, а все, кто выступал в защиту родного языка, обвинялись в «великофинском и карельском национализме». Так «Правда» 11 сентября 1937 г. писала: «С большим удовлетворением встретили коммунисты и все трудящиеся Карелии обзор «Правды», в котором разоблачаются буржуазные националисты - агенты финской и германской разведок и их сообщники из обкома партии и редакции газеты «Красная Карелия» [5].

В 1938 г. положение ещё более ухудшилось. С осени 1938 г. Советская сторона потребовала от Финляндии территориальных уступок, а именно отвода линии границы на запад и предоставления морских баз силам Балтийского флота. Конкретизированные на конец ноября 1939 г. требования СССР включали:

а) аренду полуострова Ханко, размещение на нем военно-морской базы и нахождения на ней пятитысячного военного контингента;

б) обеспечение якорной стоянки для судов Балтийского флота в заливе Лаппохайя;

в) передачу Советскому Союзу пяти островов в Финском заливе;

г) проведение корректировки границы на Карельском перешейке с перенесением ее к западу на 20-25 км на рубеж Липпола-Койвисто;

д) передачу Советскому Союзу восточной части полуострова Рыбачий;

е) обязательства сторон не возводить новых оборонительных сооружений в зоне новых границ и демонтировать существующие.

Взамен Финляндии предлагалось передать территории площадью 5567 кв. км., в области Реболы - Карелия. Кроме того, существующий пакт о ненападении предлагалось заменить новым договором о дружбе, взаимопомощи и сотрудничестве.

Заручившись военной поддержкой правительств Англии, США, Франции и Швеции, политическое руководство Финляндии, заранее решив не идти на переговорах ни на какие уступки СССР, взяло курс на подготовку к отражению возможной агрессии со стороны Советского Союза.

Позицию финского правительства откровенно выразил 10 октября 1939 г. на заседании комиссии по иностранным делам сейма министр иностранных дел Э.Эркко: «Мы ни на какие уступки СССР не пойдём, и будем драться, во что бы то ни стало, так как нас обещали поддержать Англия, Америка и Швеция».

30 ноября части Кранной Армии начали боевые действия против финской армии, так началась война, которая длилась почти 3,5 месяца (до 12 марта 1940 г.). Мирный договор от 12 марта 1940 г. установил новую границу между СССР и Финляндией.

Что же касается участия пограничных войск в советско-финской войне, то в начале боевых действий войска Ленинградского, Карельского и Мурманского пограничных округов принимали участие в ликвидации постов и кордонов финской пограничной стражи, а также захвате речных переправ и дорожных узлов в приграничной полосе. В дальнейшем целый ряд пограничных полков участвовал в боевых действиях, поддерживая части РККА. Кроме того, войсковые разведывательные группы погранвойск регулярно забрасывались во вражеский тыл для сбора информации, а также участвовали в поиске и ликвидации финских разведывательно-диверсионных отрядов в тылу РККА, несли заградительную службу, привлекались к отселению местного населения из прифронтовой полосы.

В не менее сложной обстановке проходило формирование границ Советского государства на Северо-Западе. В результате революции в России право на самоопределение получили народы Прибалтики - Литвы, Латвии и Эстонии. 7 декабря 1918 г. за подписью Ленина был издан Декрет РСФСР о признании независимости Эстляндской Советской Республики. 22 декабря Ленин подписал аналогичные декреты, касающиеся Советской Республики Латвии и Литовской Советской Республики. 24 декабря ВЦИК, исходя из принципа полного и действительного самоопределения народов угнетенных национальностей, торжественно подтвердил декреты СНК РСФСР о признании независимости Советских Республик Эстляндии, Латвии и Литвы [2].

В ходе интервенции против Советской России империалисты США и Великобритании оказывали военную и экономическую помощь Эстонской буржуазии. 12 декабря 1918 г. в Талин прибыла английская эскадра. В Эстонию были доставлены наемники из Финляндии, Швеции и Дании. Объединенные силы буржуазной эстонской армии, интервентов и белогвардейцев в начале января 1919 г. перешли в наступление. Поражения войск Юденича и Деникина привели к возобновлению Советско-Эстонских переговоров. 31 декабря в Тарту был подписан договор о перемирии, а 2 февраля 1920 г. мирный договор, провозглашавший прекращение состояния войны между сторонами. Советское правительство признавало самостоятельность и независимость Эстонии: фиксировалась Советско-Эстонская граница. Обе стороны обязывались не допускать пребывания на своей территории каких-либо организаций и групп, враждебных другой стороне. В феврале 1920 г., заключая мир с Эстонией, РСФСР пошла на громадные, по словам Ленина, уступки [6]. Она передала Эстонии населенный преимущественно русскими

Печорский уезд Псковской губернии и участок земли восточнее Нарвы общей площадью 2,3 тыс.кв.км. Объясняя причины передачи Эстонии части российской территории, Ленин говорил, что эстонские рабочие скоро свергнут буржуазную власть и «создадут Советскую Эстонию, которая заключит с нами новый мир».

С подписанием мирного договора и установлением государственной границы возникла необходимость ее охраны. Со стороны Эстонии для охраны границы была сформирована пограничная стража, непосредственно подчиненная Министерству Внутренних Дел Эстонии. Она комплектовалась добровольцами, давшими обязательство прослужить в ней не менее года. Отдельные, наиболее опасные участки границы, могли оборудоваться инженерными заграждениями, для усиления пограничной охраны из частей эстонской армии, расположенных в приграничье, выделялись кавалерийские отряды.

Как показало исследование, оперативную и агентурную работу на границе вели отделения охранной полиции Эстонии в тесном взаимодействии с пограничной стражей. Для сбора разведывательных данных на территории Советского государства вербовались контрабандисты, бандиты, контрреволюционеры, местные жители, имеющие родственников на приграничной Советской территории. В целях противодействия разведывательному проникновению и получения информации о задачах и намерениях антисоветских, контрреволюционных, бандитских и контрабандистских организаций пограничные органы и войска Советского Союза создавали собственную агентурную сеть на своей и сопредельной приграничной территории, результаты работы которой реализовывались войсковой силой.

Ведение агентурной работы и нелегальный переход границы существенно облегчали физико-географические условия советско-эстонской границы. Граница с СССР проходила в большей части по озерным, речным и болотистым участкам местности, в отдельных случаях по лестным участкам. Континентальный климат в восточных районах способствовал достаточно раннему становлению ледового покрова на различных водоемах, который мог продержаться 3 - 3,5 месяца и значительно облегчал проникновение в Советское государство контрреволюционеров, бандитов и контрабандистов. Весенние и осенние паводки, а также дождливое лето оказывали большое влияние на сезонные изменения в охране государственной границы [7].

В сложной военно-политической обстановке проходило становление границы Советского государства и буржуазной Латвии. После обретения государственной независимости в 1918 г. в Латвии стали проводиться социалистические преобразования, которые в 1919 г. были прерваны международной реакцией. При экономической и военной помощи США и Великобритании была создана 80-ти тысячная армия интервентов (немецкий ландесвер и «железная дивизия» Гольца, русские белогвардейцы и белолатышские части). В начале января 1920 г. после ожесточенных боев вся территория Латвии была захвачена интервентами и латышскими белогвардейцами.

Не желая продолжать военные действия против советской России и по инициативе Советского правительства, правительство Латвии в апреле 1920 г., вопреки давлению держав Антанты, начало мирные переговоры с РСФСР. Их итогом стал подписанный 11 августа 1920 г. в Риге Советско-Латвийский мирный договор. Договор провозглашал прекращение состояния войны между обоими государствами, фиксировал советско-латвийскую границу. По мирному договору с Латвией ей были уступлены Режицкий, Дриссенский уезды Витебской губернии и две волости Островского уезда Псковской губернии общей площадью 800 кв.км. Каждая сторона обязывалась воспретить пребывание на своей территории войск других держав, находящихся в состоянии войны с другой договаривающейся стороной, а также не допускать образования и пребывания на своей

территории каких бы то ни было организаций и групп, направленных против другой стороны [8].

С подписанием мирного договора и определением государственной границы необходимо было приступать к ее охране. Мягкий дождливый климат в летний период, отсутствие низких температур зимой, холмистый рельеф, покрытый хвойными лесами в сочетании с глубокими речными долинами, озерными котловинами и болотами в восточной части Латвии на границе с Советским государством, оказывал значительное влияние на ее охрану [9].

При проведении исследования было установлено, что пограничная охрана Латвии с момента образования Латвийского государства организационно входила в состав административного департамента полиции Министерства Внутренних Дел, а на местах подчинялась начальнику уездной полиции. С проведением реорганизации в 1925 г. усилилось оперативное прикрытие границы с СССР [10]. На опасных направлениях были организованы тыловые посты, с этих позиций «надзиратели разведки» осуществляли агентурную работу на своей и сопредельной приграничной территории. В своей деятельности надзиратели опирались на членов общества «самоохраны», которое состояло из демобилизованных солдат Латвийской армии, уроженцев пограничных районов, отпущенных домой с оружием. В связи с этим на них была возложена обязанность участвовать в охране границы путем вхождения в местные ячейки «самоохраны». В исследуемый период «Латвийское общество самоохраны» («Лос») на 50% состояло из офицеров латвийской армии, поддерживающих тесную связь с Финским «Шюцкором» и Литовским «самоохранением».

7 сентября 1923 г. было утверждено председателем ЦИК СССР М. И. Калининым и секретарем ЦИК СССР А. Внукидзе, а также объявлено приказом ОГПУ № 396/551/94 от 14 июля 1921 г. «Положение об охране границы СССР». Положение состояло из трех основных направлений: общие положения; о пограничных полосах и об охране границ; употребление в дело оружия. Государственная граница обозначается особыми пограничными знаками или естественными рубежами и не может изменяться иначе, как по постановлению ЦИК СССР. Направление государственной границы, определенное при разграничении реки или озера, остается неизменным и при изменениях течения реки или уровня воды озера, определяясь прежде установленной линией. Пользование пограничными водами (реками, озерами), как для плавания на судах, так и для рыбной ловли, отвода воды, устройства плотин, плотов, заграждений, пользование бичевником предусматривается международными договорами или специальными законодательными актами СССР. Копии с означенных договоров и актов в части, имеющей отношение к вопросам погранохраны, должны быть у подлежащих органов погранохраны [11].

Существенное влияние на охрану северной и северо-западной границы оказало состоявшееся 23 августа 1939 г. в Москве подписание советско-германского договора (пакта) о ненападении. Одновременно было достигнуто соглашение о разделе сфер интересов в Восточной Европе, что было зафиксировано в специальном секретном протоколе [12]. На основе достигнутой договоренности в сферу влияния СССР в Прибалтике входили Латвия, Эстония и Финляндия.

Стремясь скорее реализовать в свою пользу договорённости с Гитлером, советское руководство предприняло дипломатические усилия в целях заключения договоров о взаимной помощи с прибалтийскими государствами. В период с 28 сентября по 10 октября 1939 г. произошло их подписание с Латвией, Литвой и Эстонией, что означало переход этих стран в сферу интересов СССР. На основе этих договоренностей Советский Союз получил право ввода на территорию указанных государств ограниченного количества своих

вооруженных сил. Во всех трех республиках произошла смена правительств, установилась советская власть. В дальнейшем сухопутная граница, в связи с вхождением в состав СССР этих стран, была отодвинута на 600 км юго-западнее Ленинграда.

Исследование показало, что к моменту присоединения к СССР в 1940 г. в каждом из прибалтийских государств имелись крупные буржуазно-националистические организации, деятельность которых серьезно влияла на оперативно-войсковую охрану государственной границы. Наиболее крупными из них являлись: в Литве - «Союз националистов» и «Союз стрелков», в Латвии - «Айзсарги», в Эстонии - «Кайтселиит» и «Вабси». Для всех этих организаций были характерны: армейская система построения организации по территориальному принципу, единоначалие, наличие значительного количества оружия (включая артиллерийские системы и танки). Так, организация «Айзсарги» в 1939 г. имела в своем составе 21 полк, а «Кайтселиит» насчитывала 52000 человек. Военная подготовка была обязательна для всех членов организации и была поставлена на плановую основу: индивидуальные и групповые занятия, полевые учения, совместные маневры. Финансирование этих организаций происходило из государственного бюджета и взносов частных лиц. При каждой организации имелись молодежные и женские секции.

Своей деятельностью они охватывали все слои населения, вели широкую националистическую пропаганду, как правило, имели свои печатные органы. Все буржуазно-националистические организации поддерживали тесные связи с Государственными спецслужбами и оказывали им широкое содействие. Нередки были случаи, когда организациями на местах руководили должностные лица разведывательных, контрразведывательных и полицейских органов, которые использовали членов этих организаций в своей служебной деятельности.

После присоединения Прибалтики к СССР в 1940 г. эти организации ушли в подполье и повели активную подрывную деятельность на границе против власти большевиков. Следует подчеркнуть, что со стороны советского правительства было допущено немало ошибок политического и социально-экономического характера (насильственная коллективизация, национализация промышленности и транспорта, выселение кулаков и других враждебных элементов, роспуск местных общественно-политических организации и партий, насаждение господствующего положения Коммунистической партии и т.п.)., которые оттолкнули местное население (в том числе и от оказания помощи на границе пограничным органам и войскам).

С учетом рассмотренного выше можно констатировать, что в 1920-х начале 40-х гг. правящие круги Финляндии, Эстонии и Латвии, опасаясь распространения на своей территории социалистической идеологии, всячески способствовали дестабилизации внутренней обстановки в Советской России и особенно в её приграничных районах. Они дали прибежище разгромленным Красной Армией белогвардейским силам и другим антисоветским формированиям, оказывали им содействие в многочисленных вооруженных акциях в приграничных районах СССР. Получили возможность работать на территории Финляндии, Эстонии и Латвии против Советского государства иностранные спецслужбы. При этом активно засылали на советскую сторону своих агентов финские и прибалтийские разведорганы.

Государственную поддержку в Финляндии, Эстонии и Латвии получили организации, фирмы и отдельные лица, занимающиеся «контрабандной торговлей» с советскими гражданами. Были созданы националистические вооруженные формирования, руководимые представителями спецслужб и ставящие своей целью захват Советских приграничных территорий. Под влиянием иностранных государств США, Великобритании, Франции, а затем Германии развернута подготовка к войне с Советским Союзом. Добровольцы прибалтийских государств принимали участие в Советско-Финляндской

Тувинский государственный университет

войне, а после присоединения Эстонии и Латвии к СССР подпольные коллаборационизские организации проводили подрывную деятельность в пограничных районах. Все это делало северную и северо-западную границу СССР в исследуемый период одной из самых напряженных.

Библиографический список

1. Ленин В.И. Полное собрание сочинений. Т. 35, С. 477.

2. Документы внешней политики СССР, Т. 1.

3. Документы внешней политики СССР. М., 1959. Т. 2.

4. Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных с иностранными государствами, вып. 1-2,3. М - 1935.

5. Семиряга М.И. Тайны сталинской дипломатии. М.: Высшая школа, 1992.

6. Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т.40.

7. Вареп Э.Ф., Тармисто Ю.В., Эстония, М., 1967 г.

8. История внешней политики СССР, Т. 1 1917-1945.

9. БСЭ, Т. 14, М., 1973.

10. ЦА ФСБ России, Ф. 2, оп. 2, пор. 38, с 387.

11. Минаев А.В. Возложение охраны сухопутных и морских границ СССР на ОГПУ (статья). Москва: // «История государства и права». Издательская группа «Юрист», 2012, № 18. - С. 14-16.

12. Российский центр хранения и изучения документов новейшей истории (РЦХИДНИ), Ф. 74, оп. 1, д. 378, л. 252-253, 255.

Bibliograficheskiy spisok

1. Lenin V.I. Polnoe sobranie sochineniy. T. 35, S. 477.

2. Dokumenty vneshney politiki SSSR, T. 1.

3. Dokumenty vneshney politiki SSSR. M., 1959. T. 2.

4. Sbornik deystvuyuschih dogovorov, soglasheniy i konventsiy, zaklyuchennyih s inostrannyimi gosudarstvami, vyip. 1-2,3. M - 1935.

5. Semiryaga M.I. Taynyi stalinskoy diplomatii. M.: Vyisshaya shkola, 1992.

6. Lenin V.I. Poln. sobr. soch. T.40.

7. Varep E.F., Tarmisto YU.V., Estoniya, M., 1967 g.

8. Istoriya vneshney politiki SSSR, T. 1 1917-1945.

9. BSE, T. 14, M., 1973.

10. TSA FSB Rossii, F. 2, op. 2, por. 38, s 387.

11. Minaev A.V. Vozlojenie ohranyi suhoputnyih i morskih granits SSSR na OGPU (statya). Moskva: // «Istoriya gosudarstva i prava». Izdatelskaya gruppa «YUrist», 2012, № 18. - S. 14-16.

12. Rossiyskiy tsentr hraneniya i izucheniya dokumentov noveyshey istorii (RTSHIDNI), F. 74, op. 1, d. 378, l. 252-253, 255.

Гусельников Дмитрий Юрьевич - преподаватель кафедры управления персоналом Западно-подмосковного института туризма, Западно-подмосковный институт туризма (Филиал Российской Международной академии туризма), Московская область, Одинцовский р-он, р.п. Большие Вяземы, E-mail: d.guselnikov@mail.ru

Guselnikov Dmitry - lecturer of the Department of personnel management in West Moscow Institute of tourism, West suburban Tourism Institute (branch of Russian International Academy of tourism), Moscow region, Odintsovo district, Big Vyazemy, E-mail: d.guselnikov@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.