Научная статья на тему 'Основные факторы, определяющие устойчивое развитие компаний'

Основные факторы, определяющие устойчивое развитие компаний Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1370
172
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные факторы, определяющие устойчивое развитие компаний»

_________________________МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА»

Таким образом, анализ логистических затрат, как одна из функций управления логистическими затратами, довольно сложен ввиду трудоемкости учета и контроля указанных затрат и методов его проведения, вследствие чего, на наш взгляд, целесообразно применять следующий алгоритм осуществления рассматриваемого процесса (см. рис. 2).

Этапы анализа логистических затрат

Выбор классификации логистических затрат

Выбор метода анализа

Выявление наиболее значимых затрат

— 1 Определение задач анализа логистических затрат -► Определение центров концентрации затрат -► Установление факторов, оказывающих влияние на * 1 Подготовка информации о возможных способах

величину анализируемых оптимизации затрат

' ' 1 * затрат

Поиск возможности снижения степени влияния на величину логистических затрат установленных факторов

Выбор наиболее эффективного способа оптимизации логистических затрат

Рисунок 2 - Алгоритм проведения анализа логистических затрат

Список использованной литературы:

1. Арутюнова Д.В. Стратегический менеджмент: Учебное пособие. - Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2010. - 122 с.

2. Ватсон Грегори Х. Бенчмаркинг в примерах / Грегори Х. Ватсон // Деловое совершенство. -2006. - № 8. - С. 28-32.

3. Кемп Р. Бенчмаркинг бизнес-процессов: технология поиска и внедрения лучших методов работы ваших конкурентов : [пер. с англ.] / Р. Кемп ; под ред. О. Б. Максимовой. — Днепропетровск : БалансКлуб, 2004. - 416 с.

4. Окландер М. А. Маркетинг и логистика в предпринимательстве. Одесса: АП НТ и ЭЙ, 1996.

5. Смиричинский, В. А. Логистика : учеб. пособие / В. А. Смиричинский, А. Ю. Перов. - М. : Альфа-Пресс, 2010. - 320 с.

© И.М. Зайцева, 2015

УДК 338

Э.Р. Зиннатуллина

магистрант института управления, экономики и финансов Казанский (Приволжский) федеральный университет г. Казань, Российская Федерация

ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ КОМПАНИЙ

Аннотация

В статье рассматривается концепция устойчивого развития применительно к бизнесу. Выделены факторы, способствующие устойчивому развитию деятельности компаний.

Ключевые слова

Устойчивое развитие, факторы устойчивого развития.

На сегодняшний день не подлежит сомнению роль устойчивого развития предприятий в модернизации экономики России и необходимость в укреплении их конкурентоспособности для радикального технологического прорыва и интеграции в мировую экономику.

- 29 -

№ 3 / 2015

ISSN 2410-6070

С нашей точки зрения, распространение концепции устойчивого развития должно стать наравне с глобализацией основным двигателем развития современного бизнеса. В условиях экономической нестабильности одной из самых важных задач становиться эффективное управление устойчивым развитием и его интеграцией в действующие системы менеджмента компании.

Устойчивое развитие предприятия должно рассматриваться как целенаправленное сбалансированное по экономическим, экологическим и социальным показателям долговременное развитие в изменяющихся условиях внешней среды, не нарушающее равновесия внешней среды, способствующее сохранению неизменности главных характеристик предприятия и поддерживающее конкурентоспособность на основе управления с учетом внутренних и внешних влияющих факторов [1, с. 7].

В контексте данного исследования важно определить, что такое устойчивое развитие для бизнеса, и какие факторы его определяют. Устойчивость затрагивает три области: экономическую, социальную и окружающую среду. Не следует противопоставлять эти сферы друг другу (работа или окружающая среда, экономический рост или здоровье природы, развитие или естественная среда). Цель устойчивости -оптимизировать их все, так как эти три сферы сильно переплетаются.

В таблице 1 обобщены основные факторы устойчивого развития, в рамках триединого подхода, в разрезе составляющих триединого подхода: здоровая экономика, здоровое общество и здоровая окружающая

среда.

Таблица 1

Факторы, определяющие устойчивое развитие

Составляющие «триединого подхода» Факторы

Здоровая экономика Разнообразие покупателей и продавцов. Своевременная точная информация. Стандарты бухгалтерского учёта и законодательное регулирование. Отсутствие коррупции. Рынки для финансового развития (рынки акций, банки и т.п.). Отсутствие дефляции или высокого уровня дефляции. И т.д.

Здоровое общество Удовлетворение базовых потребностей человека. Хорошая система образования. Сильный средний класс. Сокращение разрыва в обществе между богатыми и бедными. Качественное здравоохранение. Равные права и отсутствие дискриминации. Высокий уровень безопасности. И т.д.

Здоровая окружающая среда Снижение добычи токсичных материалов. Снижения распространения в окружающей среде искусственно созданных субстанций. Снижения добычи иссекаемых природных ресурсов. И т.д.

Без здоровой экономики безработица может быть высокой, и ведёт к большому количеству социальных проблем; без здоровой экономики у правительства нет доходов, чтобы решать проблемы увеличивающегося количества социальных заболеваний. Без здоровой окружающей среды мы исчерпываем ресурсы, от которых наша экономика зависит, и жертвуем здоровьем человечества. Без здорового общества у нас нет работников для бизнеса, и люди в кризис не имеют возможности быть озабоченными упадком окружающей среды. Когда бизнес не осознаёт эти зависимости, он часто принимает неправильные решения. Все вышеуказанные факторы напрямую оказывают влияние на устойчивое развитие бизнеса.

Организация часто старается сосредоточиться на одной сфере, что приводит к ошибкам. Необходимо понимать, что экономика не независима от здоровья окружающей среды и общества. Если держать другие сферы в заложниках одной, то, в конечном счёте, это может привести к обратным результатам: природа имеет некоторые ограничения, о которых мы должны знать, чтобы жить с ними или нести ответственность за последствия своей деятельности [3].

Устойчивое развитие - уже больше не вопрос, выходящий за рамки общепринятого взгляда на бизнес. Все эти тенденции в одном направлении создают устойчивость. Устойчивое развитие организации стало стратегическим вопросом в развитии бизнеса.

- 30 -

_____________________________МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА»

Устойчивое развитие бизнеса - это естественное продолжение других организационных изменений. За последние 100 лет ожидания общества от бизнеса возросли. В начале 1900-х велась антимонопольная и патентная политика, затем в 70-х начали уделять внимание правам работников, развивались различные программы, улучшающие условия труда работников. В 1980-х компании сфокусировались на покупателях, повышении своей конкурентоспособности, в 90-е начали уделять внимание вопросу сохранения окружающей среды, нанесения меньшего вреда природе в течение всего жизненного цикла товара или услуги. И только в 2000-х акционеры осознали, что не отвечают сложившимся ожиданиям в вопросах этики, социальных вопросах и проблемах окружающей среды. Как видно, ожидания от бизнеса шаг за шагом возрастали на каждом этапе, круг заинтересованных лиц становится всё больше. Эти шаги к устойчивости с 1900-х до нашего времени можно кратко описать несколькими ключевыми словами: от законов, регулирования, контрактов, нужд работников, ожиданий покупателей, защиты природы, нужд общества, ограничений природы до устойчивости. Сейчас общество озабочено все теми же проблемами [4].

Устойчивый бизнес - это бизнес, способный выжить в долгосрочной перспективе. Проблемы доступности и непостоянство цен на ресурсы, потребительский спрос, давление инвесторов, привлечение и сохранение талантов, возникновение новых рынков и исчезновение старых, изменения в финансовых операциях - вот лишь неполный список того, что оказывает влияние на проблему устойчивости, как это отражено в работах [5-7]. Если проблема устойчивости встроена в подход компании к ведению дел, в стратегическом смысле это обусловливает снижение затрат, формирование новой потребительской базы и подбор и развитие талантов в организации. Компания, участвующая в устойчивом развитии, получает долгосрочную цель, которая будет согласовываться с ее основной деятельностью и сильными сторонами, мотивировать ее сотрудников и контрагентов и придавать оптимизм, утверждается в работах [8-11].

Существует три пути влияния устойчивости на бизнес. Устойчивость может улучшить бизнес в трёх фундаментальных направлениях: помогая, защитить его; помогая, его вести и способствовать его росту.

1. Защита бизнеса. Защита бизнеса включает в себя: снижение риска нанесения вреда покупателям, работникам и обществу; идентификация рисков и ошибок менеджмента на ранней стадии. Как показывает опыт, многие ошибки, совершенные на этапе внедрения продукта или услуги, реализации нового проекта или перехода от научной теории к её практическому возрождению, определяют последующую судьбу проекта.

2. Управление предприятием включает сокращение издержек, увеличение производительности, элиминирование бессмысленных отходов и т.п. Экоэффективность является базовым компонентом устойчивости, который помогает вести бизнес. Это означает сокращение количества ресурсов, используемых для производства товаров и услуг, что увеличивает прибыльность компании и при этом сокращает её влияние на окружающую среду. Основная идея проста: загрязнения - это отходы, отходы - это то, за что организация заплатила, но не использовала. Следуя данной логики, организация может достигнуть впечатляющих результатов в увеличении эффективности деятельности.

3. Развитие бизнеса включает открытие новых рынков, создание новых продуктов и услуг, использование инноваций, увеличение удовлетворения потребителей и их лояльности, рост доли рынка по средствам привлечения новых покупателей, для которых «устойчивость» - ценность, формирование новых альянсов с бизнес - партнёрами и другими заинтересованными лицами и улучшение репутации и ценности бренда.

Таким образом, в условиях усиления процессов глобализации в рыночной среде, технологических и финансовых перемен увеличиваются масштабы корпоративного бизнеса, интеграции капитала и ресурсов, усложняется организационная структура интегрированных компаний, наблюдается рост факторов, обеспечивающих устойчивое развитие компании на рынке. Следование устойчивому развитию даёт организации дополнительные инструменты для сохранения достигнутых бизнесом результатов, его развития и принятия взвешенных управленческих решений.

Список использованной литературы:

1. Чмель С.Ю. Формирование стратегии устойчивого развития предприятия на основе гармонизации целей стейкхолдеров. Автореф. дисс. канд. экон. Наук / Чмель С.Ю. -Москва, 2011.

2. Яруллина Г.Р. Управление устойчивым экономическим развитием предприятий промышленного комплекса: теория и методология. Автореф. Дисс. Канд. Экон. Наук. Яруллина Г.Р. - Казань, 2011.

- 31 -

№ 3 / 2015___________________________________ISSN 2410-6070_____________________________________________________

3. Kjell Martensson and Karin Westerberg. Corporate Environmental Strategies Towards Sustainable Development, Business Strategy and the Environment. 2013 [Электронный ресурс/ Режим доступа±йр://опНпеНЬгагуда1еу. com/doi/10.1002/ bse.1852 /full

4. Mel Wilson. Corporate sustainability: What is it and where does it come from? Ivey business journal, 2013. [Электронный ресурс] / Режим доступа:http://iveybusinessjoumal.com/topics/social responsibility/corporate-sustainability-what-is-it-and-where-does-it-come-from

5. Каспина Р. Г. Новые подходы при формировании корпоративной отчетности в нефтяных компаниях / Р. Г. Каспина, Л. З. Шнейдман // Нефтяное хозяйство. - № 9. - 2013.- С. 14-17.

6. Kaspina R. G. Interrelation of Company's Business Model Structure and Information Disclosed in

Management Reporting / R. G. Kaspina, L. S. Khapugina, E. A. Zakirov // Life Science Journal. - 2014. - № 11

(12). - pp. 778-780.

7. Kaspina R.G., Employment of activity-based costing in the process of company business model generation/ R.G. Kaspina , L. S. Khapugina and E. A. Zakirov // Life Science Journal, -2014.- № 11 (8) .- pp.356-359.

8. Kaspina R.G. Accounting of external economic activity of Russian companies: Experience and difficulties/ R.G. Kaspina and L.A. Plotnikova // Life Science Journal, -2014. - № 11 (11).- рр. 108-111.

9. Kaspina R. G. Fuzzy Forecasting of the Cash Flow Statement Based on Accounting Data/ R. G. Kaspina and L. A. Molotov // Mediterranean Journal of Social Sciences, -2014.- №5 (24).- рр. 237-241.

10. Kaspina R. G. Small Business Innovation in Russian Universities / R. G. Kaspina and T. V. Yerina // Mediterranean Journal of Social Sciences, - 2014. - № 5 (24). - рр. -227-230.

11. Kaspina R. G. Revisiting the Application of the Abc System in the Packaging Industry Companies/ R. G. Kaspina, I. F. Nurmuhametov and N. N. Davletshina //, Mediterranean Journal of Social Sciences, - 2014. № 5 (24).-рр. 231-236.

© Э.Р. Зиннатуллина, 2015

УДК 336.14

А.Х. Ибрагимова

К.э.н., доцент

Факультет «Бухгалтерский учет и аудит» Дагестанский государственный институт народного хозяйства

г. Махачкала, Российская Федерация

АКТУАЛЬНОСТЬ ВНЕДРЕНИЯ СИСТЕМЫ БЮДЖЕТИРОВАНИЯ

Аннотация

Раскрыты составные части процесса бюджетироаания на предприятиях. Исследована сущность системы бюджетного управления, как системы управления по отклонениям. Предложен переход на процессноориентированное бюджетирование с калькулированием затрат, позволяющее осуществлять контроль за затратами и принятие обоснованных управленческих решений.

Ключевые слова

Бюджет, бюджетирование, контроллинг, операционные бюджеты, гибкий бюджет.

Бюджетирование активно используется компаниями как технология финансового планирования. Но при этом не все компании рассматривают бюджетирование как реальный инструментарий для эффективного управления и достижения стратегических целей предприятия.

Многие предприятия успешно применяют бюджетирование для целей планирования деятельности, однако есть вопросы, требующие разъяснений.

В основе концепции стратегического бюджетирования лежит Сбалансированная Система Показателей -ССП (BSC - Balanced Score Card), разработанная Р.Капланом и Д.Нортоном. ССП основывается на стратегических картах, которые отражают ее цели в четырех проекциях: «Финансы», «Клиенты», «Бизнеспроцессы», «Персонал». Для каждой проекции определяются ключевые факторы успеха и их индикаторы -

- 32 -

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.