Научная статья на тему 'Основные факторы и тренды внешней трудовой миграции в республике Казахстан'

Основные факторы и тренды внешней трудовой миграции в республике Казахстан Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
427
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕШНЯЯ ТРУДОВАЯ МИГРАЦИЯ / МИГРАЦИОННЫЕ ТРЕНДЫ / ИНОСТРАННАЯ РАБОЧАЯ СИЛА / КВОТИРОВАНИЕ / РЫНОК ТРУДА / НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / EXTERNAL LABOR MIGRATION / MIGRATION TRENDS / FOREIGN LABOR FORCE / QUOTAS / LABOR MARKET / NATIONAL ECONOMY / ECONOMIC SECURITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сыздыкбеков Ержан Серикович

Автор статьи выявляет основные факторы и тренды развития внешней трудовой миграции в Республике Казахстан с использованием комплексного подхода в изучении миграции, принимая во внимание как мировые тренды международной миграции, так и специфику миграционного поведения населения Казахстана, его этно-конфессиональный состав, демографические особенности и сырьевую направленность национальной экономики. На основе анализа данных официальной статистики рассмотрена динамика и объемы внешней трудовой миграции, выявлены ее основные тренды и отраслевая структура. Важное значение в статье придается рассмотрению механизмов государственного регулирования внешней трудовой миграции, выступающего в качестве одного из факторов, влияющих на миграционные процессы в стране. В результате изучения различных материалов и статистических данных сделан ряд выводов, которые могут способствовать минимизации отрицательных последствий и использованию положительных эффектов внешней трудовой миграции в контексте экономической безопасности государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

KEY FACTORS AND TRENDS OF EXTERNAL LABOR MIGRATION IN THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN

The article attempts to identify the main factors and determine the development trends of external labor migration in the Republic of Kazakhstan. The author insists on using an integrated approach to the study of migration, taking into account both global trends in international migration and the specifics of migration behavior of the population of Kazakhstan, its ethno-religious composition of the population, demographic characteristics and the raw material orientation of the national economy. Based on the analysis of official statistics, the dynamics and volumes of external labor migration are examined, its main trends and sectoral structure are revealed. The article attaches great importance to the consideration of mechanisms of state regulation of external labor migration, which acts as one of the factors affecting migration processes in the country. As a result of studying various materials and statistical data, a number of conclusions are made that can help minimize the negative consequences and use the positive effects of external labor migration in the context of the economic security of the state.

Текст научной работы на тему «Основные факторы и тренды внешней трудовой миграции в республике Казахстан»

УДК 331.103

ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ И ТРЕНДЫ ВНЕШНЕЙ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН

Е.С. Сыздыкбеков

Автор статьи выявляет основные факторы и тренды развития внешней трудовой миграции в Республике Казахстан с использованием комплексного подхода в изучении миграции, принимая во внимание как мировые тренды международной миграции, так и специфику миграционного поведения населения Казахстана, его этно-конфессиональный состав, демографические особенности и сырьевую направленность национальной экономики. На основе анализа данных официальной статистики рассмотрена динамика и объемы внешней трудовой миграции, выявлены ее основные тренды и отраслевая структура. Важное значение в статье придается рассмотрению механизмов государственного регулирования внешней трудовой миграции, выступающего в качестве одного из факторов, влияющих на миграционные процессы в стране. В результате изучения различных материалов и статистических данных сделан ряд выводов, которые могут способствовать минимизации отрицательных последствий и использованию положительных эффектов внешней трудовой миграции в контексте экономической безопасности государства.

Ключевые слова: внешняя трудовая миграция; миграционные тренды; иностранная рабочая сила; квотирование; рынок труда; национальная экономика; экономическая безопасность.

Ye.S. Syzdykbekov. KEY FACTORS AND TRENDS OF EXTERNAL LABOR MIGRATION IN THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN

The article attempts to identify the main factors and determine the development trends of external labor migration in the Republic of Kazakhstan. The author insists on using an integrated approach to the study of migration, taking into account both global trends in international migration and the specifics of migration behavior of the population of Kazakhstan, its ethno-religious composition of the population, demographic characteristics and the raw material orientation of the national economy. Based on the analysis of official statistics, the dynamics and volumes of external labor migration are examined, its main trends and sectoral structure are revealed. The article attaches great importance to the consideration of mechanisms of state regulation of external labor migration, which acts as one of the factors affecting migration processes in the country. As a result of studying various materials and statistical data, a number of conclusions are made that can help minimize the negative consequences and use the positive effects of external labor migration in the context of the economic security of the state.

Keywords: external labor migration; migration trends; foreign labor force; quotas; labor market; national economy; economic security.

В контексте усиления глобализации мировой экономики фактор вхождения в мировое экономическое пространство, неотъемлемой частью которого является международный рынок труда, является значимым для Республики Казахстан. Интеграция Республики Казахстан в этот рынок означает ее активное участие в процессах внешней трудовой миграции.

В настоящее время Казахстан является открытой для международной миграции страной. Вместе с тем миграционные процессы в Казахстане обладают рядом специфических черт, обусловленных его историческим развитием. В XX в. Казахстан, будучи частью Российской империи, а затем Советского Союза, пережил три крупные волны иммиграции. Первая волна характеризуется переселением крестьян из центральной части России в Казахстан в пери-

од реализации столыпинской переселенческой политики. Вторая волна происходила в период Великой Отечественной войны, когда была осуществлена массовая эвакуация рабочих кадров из европейской части СССР в Казахстан. При этом не стоит забывать депортацию этнических групп в Казахстан. Третья волна проводилась в период освоения целинных земель, а также масштабного строительства и эксплуатации промышленных объектов. Это способствовало притоку в Казахстан огромного количества специалистов и работников из других республик СССР.

Вследствие распада СССР стал происходить массовый отток населения из Казахстана, что было вызвано рядом причин:

- произошел разрыв экономических связей и наступил экономический кризис при перехо-

88

Вестник Российского УНИВЕРСИТЕТА КООПЕРАЦИИ. 2020. № 1(39)

де к рыночной экономике, что послужило причиной ухудшения социально-экономических условий жизни в стране;

- завершились процессы трудовой миграции и обмена, происходившие в рамках СССР;

- началось возвращение этнических групп на свою историческую родину (Россию, Украину, Беларусь, Германию, Израиль и другие страны) [10].

Обретение Казахстаном независимости в 1991 г. заложило основу новой миграционной политики, которая имеет свою специфику и направлена на репатриацию этнических казахов, а также привлечение квалифицированной иностранной рабочей силы (далее - ИРС) и сдерживание нелегальной миграции.

За годы независимости миграционные процессы в Казахстане прошли несколько этапов: от стремительного и неуправляемого развития в 1990-х гг. к относительной стабильности миграционных процессов и постепенному переходу к их регулированию со стороны государства. В целом в миграционных процессах в Казахстане можно выделить ряд этапов:

- 1991-1998 гг. характеризуются масштабной и стихийной эмиграцией, которая носила в основном национальный характер в условиях экономического кризиса и ухудшения социально-экономических условий жизни;

- 1999-2003 гг. отличаются в основном сокращением объемов эмиграции и активизацией процессов трудовой иммиграции в Казахстан из стран Средней Азии, происходившей в период стабилизации экономики в Казахстане;

- в 2004-2008 гг. увеличилось число трудовых иммигрантов, начался поиск эффективных механизмов, направленных на регулирование

внешней трудовой миграции и принятие мер по противодействию нелегальной миграции;

- 2009-2016 гг. характеризуются влиянием мирового финансово-экономического кризиса на трудовую миграцию, а также ухудшением ситуации на внутреннем рынке труда и сокращением объемов трудовых иммиграционных потоков. Кроме того, происходит пересмотр миграционного законодательства [3; 11];

- начиная с 2017 г. по настоящее время увеличивается число трудовой иммиграции из стран Средней Азии, вместе с тем вновь усиливается отток трудоспособного населения в основном в ближнее зарубежье, осуществляется поиск более эффективных механизмов и инструментов регулирования потока иностранной рабочей силы. Так, в 2017 г. Правительством страны утверждена Концепция миграционной политики на 2017-2021 гг. и Программа по ее реализации [4].

Об отрицательной динамике в сфере внешней миграции в Казахстане свидетельствуют данные Комитета по статистике Министерства национальной экономики Республики Казахстан (далее - КС МНЭ РК) (рис. 1).

Данные относительно сальдо внешней миграции за 1991-2018 гг. свидетельствуют об истинных масштабах эмиграции, происходившей в период 1991-2003 гг. Так, потери от внешней миграции за эти годы в целом составили 2 108 525 человек, что является самым массовым и стихийным оттоком населения из Казахстана. При этом положительное сальдо имело место лишь в период 2004-2011 гг. С 2012 г. сальдо миграции вновь переступило нулевую отметку и стало неуклонно снижаться (в 2012 г. - -1 426, в 2013 г. - -279, в 2014 г. -

Рис. 1. Сальдо внешней миграции в Казахстане за 1991-2018 гг. Источник: составлено автором на основе данных [6]

-12 162, в 2015 г. - -13 466, в 2016 г - -21 618, в 2017 г. - -21 623, в 2018 г. - -29 121) [6].

Остановимся на основных миграционных трендах в Казахстане и их ключевых особенностях:

1) усиление миграционного оттока населения страны. По данным КС МНЭ РК за 2018 г., из Казахстана выехали 41 868 человек, что превысило аналогичные показатели 2017 г. почти на 10 % (37 725 человек), а 2016 г. - на 16,5 % (34 965 человек). Среди стран-реципиентов в 2018 г. значатся Россия (87,8 %), Германия (6,4 %), Беларусь и США (по 0,8 %) [7];

2) доминирование в структуре эмиграционных потоков славянских этносов, немцев и татар, что свидетельствует о продолжении репатриации этнических групп [12];

3) увеличение эмиграции казахов, большую часть которых представляют дипломированные специалисты. Так, например, в 2015 г. их доля составила 74,9 %, или 17 418 человек [12];

4) в возрастной структуре эмиграционных потоков увеличилась доля молодого населения: в среднем около 25 % выезжающих находятся в возрасте от 15 до 29 лет [5].

Такие миграционные тренды сложились под влиянием ряда факторов:

- ухудшение социально-экономических условий жизни;

- негативные ожидания от языковой политики;

- неуверенность в политической стабильности в перспективе;

- более благоприятные условия работы и жизни в странах-реципиентах.

На фоне растущей угрозы нехватки квалифицированных кадров на национальном рынке труда государством принимаются меры по привлечению иностранной рабочей силы,

выступающей как альтернативное решение проблемы [9]. Вместе с тем защита местного рынка труда остается приоритетным направлением. В связи с этим Закон РК «О занятости населения» устанавливает ежегодную квоту на привлечение иностранной рабочей силы для осуществления ими трудовой деятельности на территории Казахстана [2].

Увеличение численности ИРС меняется из года в год. Так, в течение 2010-2017 гг. максимальное число выданных разрешений для ИРС было зафиксировано в 2011 г. - 54 тыс. единиц, а минимальное в 2017 г. - 27,7 тыс. единиц [13]. Анализ потоков трудовой миграции за 2010-2017 гг. свидетельствует об увеличении количества иностранной рабочей силы примерно в 2,7 раза. В основном это связано с реализацией крупных инвестиционных проектов и нехваткой квалифицированных кадров на внутреннем рынке труда. Так, в 2017 г. в Казахстане действовало 22 273 разрешения [13]. На рис. 2 наглядно представлен удельный вес по каждой категории привлеченной ИРС в 2017 г.

В 2018 г. квота на привлечение ИРС для осуществления трудовой деятельности на территории Казахстана составила 0,46 %. По данным Министерства труда и социальной защиты населения, в 2019 г. квота на привлечение иностранной рабочей силы была установлена в размере 4,2 %, что составило 47 тыс. вакансий. При этом официальное разрешение на работу в Казахстане получили всего 21 300 иностранных специалистов, что более чем в 2 раза меньше установленной квоты [14].

На 2020 г. квота на привлечение ИРС сокращена на 40% по сравнению с 2019 г. и составила 29 292 единицы, или 0,32% по отношению к численности рабочей силы в республике [8]. При этом ряд областей (Актюбинская,

Рис. 2. Привлечение иностранной рабочей силы в Республику Казахстан в разрезе соответствующих категорий в 2017 г. Источник: составлено автором на основе данных [14]

Западно-Казахстанская, Кызылординская и Северо-Казахстанская области) отказались от привлечения ИРС по 4-й категории, планируя покрыть потребности работодателей за счет местных специалистов [8].

Другим механизмом привлечения иностранной рабочей силы физическими лицами является трудовой патент (с 12 апреля 2014 г.). Он выдается гражданам иностранных государств подразделениями миграционной полиции. По имеющейся информации, в 2019 г. таких разрешений выдано в количестве 362 тыс. В 2015 г. выдано 141 254 разрешения, в результате чего в казахстанский бюджет поступило около 1,3 млрд тенге, в 2016 г. - 322 685 разрешений (3,4 млрд тенге), в 2017 г. - 446 073 разрешения (5,1 млрд тенге) [5].

Значительная доля ИРС задействована в строительном секторе, горнодобывающей промышленности и разработке карьеров, обрабатывающей промышленности, а также в сельском хозяйстве (рис. 3).

При рассмотрении основных стран-экспортеров ИРС в Казахстан можно выделить ряд лидирующих среди них стран: Китай - 12 400 чел., или 43 %, Турция - 3 271 чел., или 11,3 %, Узбекистан - 2 256 чел., или 7,8 %, Великобритания - 1 243 чел., или 4,3 %, Индия - 1 226 чел., или 4,2 % [6]. Китайский фактор влияния в миграционных процессах в Казахстане увеличивается прямо пропорционально экономическому присутствию КНР в Казахстане [12].

Одним из важнейших факторов, влияющих на развитие и особенности миграционных процессов в Казахстане, является деятельность Евразийского экономического союза (далее -ЕАЭС). В рамках ЕАЭС существует пространство для свободного передвижения трудовых ресурсов [1]. Анализ объемов и структуры миграционных потоков в рамках ЕАЭС свидетельствует о том, что Казахстан считается вторым

вслед за Россией центром притяжения трудовых ресурсов.

Численность граждан других стран ЕАЭС, которые прибыли в Казахстан на заработки в период 2015-2018 гг., составила 86 600 чел., из них 70 % являются гражданами России, 12,8 % - Кыргызстана, 12,1 % - Армении и 4 % - Беларуси [13]. В целом в 2018 г. из стран ЕАЭС в Казахстан въехало 34 619 трудовых мигрантов, что в 2 раза превысило показатели 2015 г. [13].

Казахстан стал крупным реципиентом трудовых мигрантов, а также страной транзита и донором мигрантов. Одним из стимулирующих факторов миграционной активности ИРС стал безвизовый режим, установленный Казахстаном со многими государствами. К факторам, оказывающим влияние на иммиграционную активность, относится также социально-экономическая и политическая стабильность.

На основе данных Комитета по статистике Министерства национальной экономики РК о сальдо внешней миграции за период 19912018 гг. был составлен краткосрочный прогноз динамики внешней миграции на ближайшие годы. В этих целях нами была использована адаптивная модель Брауна с экспоненциальным сглаживанием. График полученных результатов применения адаптивной модели прогнозирования представлен на рис. 4.

Таким образом, суть главных миграционных тенденций, происходящих в Казахстане, заключается в сочетании мировых трендов международной миграции с национальными особенностями миграционных процессов, обусловленных совокупностью нескольких взаимосвязанных факторов (исторического, политического, экономического) и причин, повлиявших на специфику формирования населения и его миграционного поведения. Особенно важно подчеркнуть тенденцию роста эмиграционных настроений среди казахского населе-

Привлечение ИРС по экономическим видам деятельности (2017 г.)

■ Строительство - 15132 чел. (66%)

■ Горнодобывающая отрасль - 2252 чел. (10%)

Сельское, лесное и рыбное хозяйство - 1215 чел.

(5,3%)

I Обрабатывающая промышленность - 1205 чел.

(5,2%)

Предоставление прочих видов услуг -2254 чел.

(7,8%)

Рис. 3. Привлечение иностранной рабочей силы в Республику Казахстан в разрезе видов деятельности в 2017 г. Источник: составлено автором на основе данных [14]

Рис. 4. Прогнозная оценка динамики сальдо внешней миграции в Республике Казахстан на 2019-2021 гг. Примечание: составлено автором на основе данных [6]

ния, хотя в структуре эмиграционных потоков на сегодняшний день по-прежнему доминируют европейские этносы.

В целом анализ потоков трудовой миграции за последнее десятилетие свидетельствует об увеличении количества иностранной рабочей силы, что связано с реализацией крупных инвестиционных проектов и нехваткой квалифицированных кадров на внутреннем рынке труда. Большая доля ИРС привлекается в строительную отрасль, горнодобывающую и обрабатывающую промышленность, торговлю и сельское хозяйство.

Произошедшие изменения в миграционной политике свидетельствуют о повышении внимания государства к вопросам трудовой миграции, относящейся к разряду комплексных общенациональных проблем. Привлечение иностранной рабочей силы выступает как альтернативное решение проблемы острой нехватки высококвалифицированной рабочей силы на отечественных предприятиях. При этом защита внутреннего рынка труда остается приоритетным направлением в сфере регулирования внешней трудовой миграции. На наш взгляд, здесь проявляется так называемый эффект «сита», когда на фоне усилий государства по привлечению ИРС нарастают миграционные настроения среди казахстанского населения.

Для исследования потенциала дальнейшей оптимизации миграционных процессов в Казахстане необходим междисциплинарный подход, отсутствие которого является одной из главных причин большого разброса мнений при оценке количественных и качественных характеристик внешней трудовой миграции,

выступающего ведущим триггером укрепления экономической безопасности страны. Результаты прогнозного моделирования позволили утверждать, что при сохранении существующих тенденций миграционных процессов сальдо внешней миграции в Казахстане в краткосрочной перспективе будет иметь отрицательное значение и даже нарастать в ближайшие годы.

Список литературы

1. Договор о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 09.05.2014). URL: http:// www.consultant.ru (дата обращения: 07.06.2019).

2. О занятости населения: закон Республики Казахстан от 06.04.2016 № 482-V ЗРК. URL: http://egov.kz.

3. О миграции населения: закон Республики Казахстан от 22.07.2011 № 477-IV. URL: http:// adilet.zan.kz (по сост. на 20 сентября 2018 г.).

4. Об утверждении Концепции миграционной политики Республики Казахстан на 2017-2021 годы и Плана мероприятий по реализации Концепции миграционной политики Республики Казахстан на 2017-2021 годы: постановление Правительства Республики Казахстан от 29.09.2017 № 602. URL: http://adilet.zan.kz.

5. Базовый миграционный профиль. Казахстан, 2018. 21 с. URL: https://www.pragueprocess. eu (дата обращения: 04.03.2019).

6. Данные Комитета по статистике Министерства национальной экономики Республики Казахстан. URL: http://stat.gov.kz.

7. Итоги миграции населения Республики Казахстан за 2018 год. URL: http://stat.gov.kz (дата обращения: 02.05.2019).

8. Министерство труда РК сократит квоты на

привлечение иностранной рабочей силы. URL: https://www.zakon.kz.

9. О трудовой миграции, порядке распределения квоты, получения разрешений на ввоз иностранной рабочей силы в Республику Казахстан. URL: http://www.enbek.gov.kz.

10. Попова Е.А. Международная миграция: исторический контекст и современные реалии // Государственное управление и государственная служба. 2017. № 1. С. 72-80.

11. Послание Президента Республики Казахстан Н. Назарбаева народу Казахстана «Стратегия вхождения Казахстана в число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира. Казахстан на пороге нового рывка вперед в своем развитии». URL: http://www.enbek.gov.kz.

12. Садовская Е.Ю. Международная миграция в Казахстане в период суверенитета // Казахстан Спектр. 2016. № 1 (75). С. 7-42.

13. Сведения о численности граждан государств - членов Евразийского экономического союза, въехавших в страну (Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Российская Федерация) для осуществления трудовой деятельности за 2012-2018 годы. URL: http:// www.eurasiancommission.org (дата обращения: 12.07.2019).

14. Справка по привлечению иностранной рабочей силы. URL: http://www.enbek.gov.kz.

References

1. Dogovor o Evrazijskom ekonomicheskom soyuze (podpisan v g. Astane 09.05.2014). URL: http://www.consultant.ru (Accessed: 07.06.2019).

2. O zanyatosti naseleniya [On employment]: za-kon Respubliki Kazakhstan ot 06.04.2016 № 482-V ZRK. URL: http://egov.kz.

3. O migratsii naseleniya [On population migration]: zakon Respubliki Kazakhstan ot 22.07.2011 № 477-IV. URL: http://adilet.zan.kz (po sost. na 20 sentyabrya 2018 g.).

4. Ob utverzhdenii Kontseptsii migratsion-noj politiki Respubliki Kazakhstan na 2017-2021 gody i Plana meropriyatij po realizatsii Kontseptsii migratsionnoj politiki Respubliki Kazakhstan na 2017-2021 gody [On approval of the Concept of migration policy of the Republic of Kazakhstan for

2017-2021 and the Action Plan for the implementation of the Concept of migration policy of the Republic of Kazakhstan for 2017-2021]: postanovlenie Pravitelstva Respubliki Kazakhstan ot 29.09.2017 № 602. URL: http://adilet.zan.kz.

5. Bazovyj migratsionnyj profil [Basic migration profile]. Kazakhstan, 2018. 21 s. URL: https:// www.pragueprocess.eu (Accessed: 04.03.2019).

6. Dannye Komiteta po statistike Ministerstva natsional noj ekonomiki Respubliki Kazakhstan. URL: http://stat.gov.kz.

7. Itogi migratsii naseleniya Respubliki Kazakhstan za 2018 god. URL: http://stat.gov.kz (Accessed: 02.05.2019).

8. Ministerstvo truda RK sokratit kvoty na priv-lechenie inostrannoj rabochej sily. URL: https:// www.zakon.kz.

9. O trudovoj migratsii, poryadke raspredeleniya kvoty, polucheniya razreshenij na vvoz inostrannoj rabochej sily v Respubliku Kazakhstan. URL: http:// www.enbek.gov.kz.

10. Popova E.A. Mezhdunarodnaya migratsiya: istoricheskij kontekst i sovremennye realii [International migration: historical context and modern realities] // Gosudarstvennoe upravlenie i gosudarstven-naya sluzhba. 2017. № 1. S. 72-80.

11. Poslanie Prezidenta Respubliki Kazaxstan N. Nazarbaeva narodu Kazakhstana «Strategiya vxozhdeniya Kazakhstana v chislo 50-ti naibo-lee konkurentosposobnykh stran mira Kazakhstan na poroge novogo ryvka vpered v svoem razvitii». URL: http://www.enbek.gov.kz.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Sadovskaya E.Yu. Mezhdunarodnaya mig-ratsiya v Kazakhstane v period suvereniteta [International migration in Kazakhstan during the period of sovereignty] // Kazakhstan Spektr. 2016. № 1 (75). S. 7-42.

13. Svedeniya o chislennosti grazhdan gosu-darstv - chlenov Evrazijskogo ekonomicheskogo soyuza, v"ekhavshikh v stranu (Respublika Arme-niya, Respublika Belarus, Respublika Kazakhstan, Kyrgyzskaya Respublika, Rossijskaya Federatsiya) dlya osushchestvleniya trudovoj deyateFnosti za 2012-2018 gody. URL: http://www.eurasiancom-mission.org (Accessed: 12.07.2019).

14. Spravka po privlecheniyu inostrannoj rabochej sily. URL: http://www.enbek.gov.kz.

СЫЗДЫКБЕКОВ Ержан Серикович - докторант PhD кафедры экономической теории и государственного, местного управления. Карагандинский экономический университет Каз-потребсоюза. Казахстан. Караганда. E-mail: [email protected].

SYZDYKBEKOV, Yerzhan Serikovich - PhD student of the Department of Economic Theory and State, Local Government. Karaganda Economic University of Kazpotrebsoyuz. Kazakhstan. Karaganda. E-mail: [email protected].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.