Научная статья на тему 'Основные факторы и элементы проявления религиозного экстремизма в Европе'

Основные факторы и элементы проявления религиозного экстремизма в Европе Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
393
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Архонт
Ключевые слова
РАДИКАЛИЗМ / МИГРАНТЫ / ЖЕРТВЫ / ТЕРАКТЫ / НАПАДЕНИЯ / ЕВРОПА / ЭКСТРЕМИЗМ / ИСЛАМ / МУСУЛЬМАНЕ / ХРИСТИАНЕ / RADICALISM / MIGRANTS / VICTIMS / TERRORIST ATTACKS / ASSAULTS / EUROPE / EXTREMISM / ISLAM / MUSLIMS / CHRISTIANS

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Кавсаров Т.Р.

В статье рассматривается влияние приверженцев ислама на европейскую цивилизацию, обозначаются негативные проявления миграционного процесса на социально-политические составляющие, которые сложились в обществе. Ряд проблем мигрантов зачастую зависит и от культурной дифференциации между привычными нормами переселенцев с Ближнего Востока, Северной Африки, Южной Азии и коренным населением Европы. Также в статье частично приводятся статистические данные по количеству жертв в терактах разного масштаба и последствия данных терактов на привычный уклад жизни европейцев.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BASIC FACTORS AND ELEMENTS OF RELIGIOUS EXTREMISM IN EUROPE

The impact of adherents of Islam on the European Civilization is observed in this article. There are also negative phenomena of migratory process on the social and political life of the society. Many issues of migrants depend on cultural differences between migrants and resident population of Europe. The main number of migrants is from Middle East, North Africa and South Asia. In addition, it is depicted some statistics in the article.

Текст научной работы на тему «Основные факторы и элементы проявления религиозного экстремизма в Европе»

ТРИБУНА МОЛОДОГО УЧЕНОГО

Кавсаров Т.Р.

Студент 4-го курса бакалавриата ИМО и СПН (кафедра политологии), ФГБОУ ВО «Московский государственный лингвистический университет»

каужтоу. tim@gma.il. сот

ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ И ЭЛЕМЕНТЫ ПРОЯВЛЕНИЯ РЕЛИГИОЗНОГО

ЭКСТРЕМИЗМА В ЕВРОПЕ

Аннотация: в статье рассматривается влияние приверженцев ислама на европейскую цивилизацию, обозначаются негативные проявления миграционного процесса на социально-политические составляющие, которые сложились в обществе. Ряд проблем мигрантов зачастую зависит и от культурной дифференциации между привычными нормами переселенцев с Ближнего Востока, Северной Африки, Южной Азии и коренным населением Европы. Также в статье частично приводятся статистические данные по количеству жертв в терактах разного масштаба и последствия данных терактов на привычный уклад жизни европейцев.

Ключевые слова: радикализм, мигранты, жертвы, теракты, нападения, Европа, экстремизм, ислам, мусульмане, христиане

Проблема предотвращения радикализации и экстремизма в мире обусловлена общим изменением ситуации с противодействием угрозам безопасности, что связано, прежде всего, с событиями «арабской весны», конфликтом в Ливии и Сирии, а также активизацией ближневосточных «центров силы». Сохраняются негативные тенденции дальнейшего обострения террористической угрозы на Северном Кавказе, в Турции, Ираке и Афганистане, государствах, прямо или косвенно втянутых в арабо-израильское противостояние. Однако особенно остро вопрос противодействия экстремистской угрозе стоит для Европейского союза, поскольку государства, входящие в его состав, на данный момент страдают от притока не всегда дружелюбно настроенных мигрантов, в том числе - прибывающих в рамках нелегальной миграции.

Неразрешенность в Европейском союзе основных вопросов, связанных с урегулированием миграционных потоков, а также невозможность устранить возникающие в связи с этим угрозы, приводит к радикализации общества, острому становлению вопроса культурной и религиозной разрозненности.

Сложность проблемы общественной радикализации заключается в том, что в ее основе лежат кризисные явления в социально-экономической, политической, духовной сферах, в контексте межэтнических, межрелигиозных отношений, а также геополитических и внешнеэкономических воздействий. На этой проблемной основе и происходит трансформация процессов радикализации в непосредственную угрозу совершения экстремистских актов, и под удар на данный момент поставлены многие страны - члены Европейского союза.

О важности этой проблемы было отмечено председателем Европола Робом Уэйнрайтом на слушаниях Европарламента, что в результате сирийского конфликта, Европа столкнулась с самой серьезной террористической угрозой за последние десять лет.

Всего с 2004 г. в Европе вследствие терактов погибли 604 человека. Наиболее крупными терактами были: взрыв поездов в Мадриде 11 марта 2004 г. - 192 погибших; расстрел людей в Париже и его пригороде 13 ноября 2015 г. - 130 погибших; наезд водителем грузовика на толпу людей на набережной в Ницце 14 июля 2016 г. - 86

погибших1. Впервые за период существования Европейского союза, теракты стали ежегодным явлением.

Учитывая такие негативные тенденции, во многих странах Европы повышен уровень антитеррористической безопасности: спецслужбы работают в усиленном режиме, политики требуют новых полномочий для борьбы с терроризмом и экстремизмом, введено ограничение на проведение массовых мероприятий (собраний, праздников, вечеринок и т.п.) .

Однако неэффективная миграционная политика и неспособность противостоять указанным вызовам, приводит к обострению угрозы экстремизма в Европейском союзе, в том числе - в связи с вопросами религиозного толка. Кроме того, комплексность причин и факторов развития религиозного экстремизма позволяет говорить об их системности, что и обусловлено актуальностью данного вопроса.

Религиозные войны стали реальностью для Европы еще в VII в., когда после появления нового религиозного течения, ислама, сторонники пророка Мухаммеда объявили священный джихад и начали экспансию за пределы Аравийского полуострова. С тех пор, как арабы вторглись на Пиренеи, в течение почти полутора тысячелетий происходят столкновения между сторонниками двух мировых религий - христианства и ислама. Завоевание Испании арабами, реконкиста, крестовые походы, завоевание Константинополя турками и их войны в Европе, другие примеры открытых военных конфликтов на религиозной почве между христианством и исламом отразились на нынешних взаимоотношениях сторонников этих религий. Этот антагонизм стал особенно заметным в конце XX - начале XXI в., когда фактор исламского фундаментализма и экстремизма начал существенно влиять на политическую обстановку в мире в целом и Европейском союзе в частности3.

Террористическая угроза, которая неизбежно возникает в процессе т.н. «Возрождения» ислама, а затем и опасность новых религиозных войн, значительно влияет на политическую жизнь стран, имеющих сегодня существенные исламские общины, которые стремительно растут и существенно усиливают роль исламского фактора в процессе формирования и проведения внутренней и внешней политики стран ЕС.

Статистика работ ученых и выступлений в СМИ по вопросам распространения радикальных религиозных движений в Европе свидетельствует о значительном внимании, которое уделяется европейским обществом вопросам религиозного экстремизма и противодействия ему. Среди работ исследователей следует упомянуть такие публикации как «Islam in France: The French Way of Life Is in Danger» M. Гарфинкель4, «Unholy War: Terror in the Name of Islam» Д. Эспозито5 и «Middle East Islamism in the European Arena»P. Паза6, в которых говорится об экспансии ислама в Европе и об угрозе западным либеральным ценностям, распространения идей экстремизма и террора в среде европейских мусульман.

Кроме того, на страницах СМИ находим очень много материалов, посвященных современному состоянию европейских сообществ, обострению противоречий между исламом и бывшей христианской цивилизацией Европы. Все это свидетельствует о том, что

1 Сотни погибших: опубликована статистика кровавых терактов в Европе за последние 14 лет. URL: http://sprotyv.info/ru/news/kiev/za-poslednie-14-let-v-evrope-proizoshlo-28-krovavyh-teraktov-infografika (дата обращения: 20.01.2020).

2 Родионова А.С. Причины усиления влияния ультраправых сил в Европе// COLLEGIUM LINGUISTICUM -2018. Материалы ежегодной конференции Студенческого научного общества МГЛУ, 2018. С. 297.

3 Белозеров В.К. Военная сила в системе политики безопасности и обороны Германии// Вестник аналитики, 2006. № 3. С.129.

4 Gurfinkel M. Islam in France: The French Way of Life Is in Danger// The Middle East Quarterly, 1997. Vol. 4, № 1. P. 13-22.

5 Esposito J. Unholy War: Terror in the Name of Islam. - Oxford University Press, 2002. -371 p.

6 Paz R. Middle East Islamism in the European Arena// Middle East Report on International Affairs, 2002. Vol. 6, № 3. - P. 26-39.

осознанная исследователями и простыми гражданами угроза самим устоям европейской идентичности побуждает искать пути решения конфликтов и противостояний, включая те, которые связаны с духовностью, религиозными и мировоззренческими взглядами. Главное внимание уделяется вопросам исламского радикализма и экстремизма, которые рассматриваются в качестве одной из самых больших угроз для либеральных западных ценностей, являющихся фундаментом и основой современной западной (европейской) цивилизации1.

Современные мировые либеральные стандарты и ценности, уважение к человеческой жизни и правам человека в целом, утвердившиеся в европейском обществе после Второй мировой войны, политика мультикультурализма, которая проводилась странами Европы во второй половине XX в. ив начале XXI в., способствовали образованию современного европейского общества и многоэтнического, а затем и многорелигиозного, которое дало отдельным гражданам и их отдельным группам широкие возможности для взаимообогащения культурными, интеллектуальными, генетическими и другими ресурсами.

Важное место в общественной жизни современной Европы занимает и религия. Несмотря на постепенное и значительное снижение активности верующих в Европе на протяжении последних двадцати лет (один из пяти европейцев активно исповедует ту или иную религию), религиозные организации (христианские, мусульманские и др.) демонстрируют положительную динамику и быстро развиваются, растет их количество и, соответственно, влияние на общественное развитие, что в условиях глобализации делает еще более важным вступления новых рычагов влияния и функций в жизни европейского сообщества.

Религиозный фактор, таким образом, является одним из таких, которые непосредственно влияют на развитие европейского общества, отмечает и парламентская Ассамблея Совета Европы в своей рекомендации 1804 «Государство, религия, светское общество и права человека», где говорится: «религия является важной характерной чертой европейского общества. Это обусловлено тем, что исторически некоторые религии уже на протяжении нескольких веков существуют на европейском континенте, оказывая влияние на европейскую историю»2.

Однако, в таких благоприятных условиях, которые можно было бы использовать для развития межконфессиональных отношений и религиозного понимания, в последние годы в Европе все же растет угроза религиозного экстремизма и напряжения в отношениях между представителями различных религиозных течений, что связано со смешением основных аспектов образа жизни и религиозных убеждений населения государств Европейского союза и мигрантов - представителей иного культурного и религиозного мира.

Мусульмане, которые в поисках лучшей жизни покидают свои страны, приезжают в общество, которое далеко продвинулось в плане секуляризации и превращения религии в личное дело каждого гражданина. Нормы и образ жизни секуляризованного европейского общества вызывает не только недоумение, но очень часто отторжение у многих последователей ислама, сущность которого - слияние религии, государства и общества. Мусульманам, основа бытия которых - патриархальная семья, где доминирует воля отца -непонятен мир, в котором существует равенство полов и женщины могут занимать руководящие должности.

В данном случае важно отметить, что речь идет не о всех мигрантах-мусульманах. И все же мусульмане, количество которых в Европе в последнее время стремительно

1 Емельянов А.И. Цивилизационная идентичность государств латинской Америки как новый феномен мировой политики: диссертация ... канд. полит. наук: 23.00.04 / Емельянов А.И. - Москва, 2016. С. 17.

2 Государство, религия, светское общество и права человека. Рекомендация ПАСЕ 1804 (2007) от 29 июня 2007 г. URL: http://pravovrns.ru/?p=4786 (дата обращения: 20.01.2020).

увеличивается (только в Германии их более 4 млн.), как никто другой создают основу для дискуссии о том, что делать с ними и их радикальным взглядам.

Парламентская ассамблея Совета Европы обращает внимание на участившиеся случаи насильственных атак против религиозных общин и отдельных граждан во всем мире на почве их религиозных убеждений или верований. Вместе с тем не следует смешивать религиозные убеждения и свободу совести в тех ситуациях, когда они противоречат нормам и ценностям большинства граждан. Таким образом, ПАСЕ настаивает на необходимости бороться со всеми формами религиозного фундаментализма и манипуляциями религиозными чувствами для потребностей терроризма1.

Таким образом, дальнейшая эскалация напряжения между конфессиями в европейском обществе, вызванная несбалансированной политикой европейских стран в отношении мигрантов и их адаптации к западным либеральным ценностям, делает невозможным распространение идей толерантности и терпимости в этноконфессиональном пространстве современной полиэтнической и поликонфессиональной Европе. И это неудивительно, ведь в сфере религии и морали доминирует нетерпимость, которая принимает форму принципиальности и не воспринимает толерантность и терпимость к представителям других религиозных общин или объединений. Культура мирного сосуществования этносов и религий, таким образом, становится одной из проблем, которая требует своего решения, если страны - члены ЕС и в дальнейшем стремятся сохранить идеалы, которые объединили Европу после Второй мировой войны.

На современном этапе в Европейском союзе, запруженном потоком мигрантов и беженцев, о кризисе европейской идентичности много говорят те, кто боится исламского влияния и того, что нынешние меньшинства могут с течением времени стать большинством. Факты свидетельствуют о том, что христианство постепенно теряет рычаги влияния на общественную жизнь и уменьшает свое присутствие в жизни рядового европейского гражданина. Роль ислама же растет, что, в свою очередь, неизбежно приводит к обострению межконфессиональных мусульманско-христианских конфликтов.

Этому в немалой степени способствует то, что ислам многими европейцами воспринимается как угроза, несмотря на то, что в Германии среди детей до 15 лет доля мусульман достигает уже 22%. Население Швейцарии большинством голосов в ходе референдума в 2010 г. высказалось против строительства в стране новых минаретов. В Германии, Нидерландах, Великобритании, Франции реакция на результаты аналогичного референдума оказалась аналогичной, однако некоторые иммигранты возмущены недостаточной толерантностью швейцарцев. В Германии, как и Швейцарии, мусульмане составляют 5% от всего населения, Великобритании - 3%, Франции - более 6%2. Еще большее возмущение мусульман вызвал запрет бывшим президентом Франции Н. Саркози ношения паранджи в общественных местах3.

Сегодня коренные европейцы начинают испытывать растущую угрозу своей идентичности со стороны мигрантов. Несмотря на рост количества мусульман в Европе до уровня более 44 млн чел.4, а также то, что все больше европейцев под влиянием растущей моды становятся мусульманами (только во Франции приток мусульман составляет более 40 тыс. чел. в год) миллионы французов, шведов, голландцев и немцев «на собственной шкуре» почувствовали, что ислам становится настоящей угрозой их национальной идентичности.

1 Safeguarding human rights in relation to religion and belief, and protecting religious communities from violence. URL: http://assembly.coe.int/nw/xml/XRef/Xref-XML2HTML-en.asp?fileid=19695 (дата обращения: 20.01.2020).

2 Сколько в Европе мусульман? Еврейский Мир. URL: http://evreimir.com/141093/17-12-30-kern_musleu/ (дата обращения: 20.01.2020).

3 Запрет на паранджу: где ее нельзя носить и почему? URL: https://www.bbc.com/russian/international/2015/11/151119_burka_ban_story_gch (дата обращения: 20.01.2020).

4 AJihad by Muslim Women Against Violence. URL: https://www.nytimes.com/2011/08/03/world/europe/03iht-letter03.html (дата обращения: 20.01.2020).

Практика показывает, что «вновь прибывшие европейцы» не хотят осваивать новый язык, знакомиться с культурой Европейского шюза и государств, входящих в его состав, игнорируют общественные институты, отдавая предпочтение собственной общественной среде. Они часто не только сохраняют свою религию (а это в основном ислам), но и выбирают ее наиболее экстремистские проявления. Последние парламентские выборы в странах Европы показали, что многие коренные европейцы стали более радикально настроенными и не боятся показать себя нетолерантными к мигрантам. Они массово голосуют за представителей правых партий, обещающих вернуть государства Европейского шюза к традиционному европейскому укладу жизни и бороться с радикальным исламом.

Прекрасно иллюстрирует эскалацию религиозного противостояния в Европе ряд заявлений партийных и религиозных лидеров.

Так, в Греции, которая наиболее из иных государств - участников Европейского союза пострадала от последствий финансово-экономического кризиса, местные националисты пообещали сорвать строительство мечети в Афинах.

Активисты ультраправой партии «Хриси Авги» обратились в Федерацию греческих мусульман с требованием покинуть пределы страны до 30 июня 2013 г., в противном случае местные радикалы, по собственным словам, начнут казнить мусульман.

Ранее представители партии неоднократно заявляли, что нелегальные мигранты, большинство из которых являются мусульманами, несут ответственность за экономические проблемы в стране и существенный рост уровня преступности в Греции.

При этом, значительная часть греков согласна с мнением о том, что строительство мечети в Афинах является искаженной платой мусульманам за захват Константинополя и превращение храма Святой Софии в мечеть и музей1.

Острая фаза исламизации Европы не может выступать фактором, способствующим развитию межконфессиональных отношений и взаимопонимания между сторонниками традиционного для Европы христианства и ислама, ведь мусульманами является значительная часть мигрантов из «стран третьего мира», в которых европейские ценности прав и свобод личности не являются приоритетными. Привнося свои убеждения в новую страну проживания, эмигранты не намереваются учитывать традиционные религиозные взгляды местного населения, в результате чего возможность конфликтов на религиозной почве растет. Особенно это становится заметным, если обратить внимание на то, что чем больше возрастает доля мусульман в странах Европейского союза, тем больше становится список их требований к властям этих стран - это халяльная пища в магазинах, отдельные кладбища и бассейны, требования о работе банковской системы в соответствии с исламскими традициями, введение шариатских судов, отдельных школ для мусульман, детских садов, изучение арабского языка и тому подобное.

Конечно, такие требования можно рассматривать с одной стороны, как стремление удовлетворить свои гражданские права, а с другой - это ни что иное как проявление неуважения к странам проживания, а также нетерпимости и неприятия религиозных чувств и традиций их коренного населения, неприятие западноевропейских либеральных ценностей. Религиозная нетерпимость проявляется в откровенно противозаконный способ - так, причиной убийства известного нидерландского режиссера Тео Ван Гога марокканскими исламистами в 2004 г. стал снятый им фильм, в котором критиковалось отношение ислама к женщине. Зато смерть в 2005 г/ во Франции двух мусульманских подростков, которых преследовала полиция за совершение противоправных действий, спровоцировала масштабные погромы, активную роль в которых сыграла мусульманская молодежь, подстрекаемая проповедниками радикального ислама.

1 Греки пообещали резать мусульман, как ягнят, если те не уедут из страны. URL: https://russian.rt.com/article/9433 (дата обращения: 22.01.2020).

Эти погромы периодически происходят в разных странах Европы: Великобритании, Франции, Германии и Швеции. Их движущей силой являются недовольные мигранты, а идеологической основой - ислам, его радикальное трактовки. Циники могут сказать, что Европа сама открыла дверь мусульманской миграции, поскольку нуждалась в рабочих руках, дешевой рабочей силе и людях, которые выполняли бы грязную работу.

Однако практика показывает, что на данный момент — это далеко не так. Многие европейские страны предоставляют убежище мигрантам из Африки и Азии, прежде всего руководствуясь соображениями гуманности и сострадания к людям, которые страдают от войн, преследований и бедности. Швеция, переживающая серьезные беспорядки, которые включали акты вандализма, поджоги и нападения на полицию со стороны мигрантов, невероятно щедро предоставляет убежище, статус беженцев и гражданство сотням тысяч мигрантов. Тот факт, что 80% социальных расходов шведского бюджета идет на нужды 15% эмигрантского населения, свидетельствует о бескорыстии шведов и черной неблагодарности тех, кого они впустили в свою страну1.

Причину этого можно выяснить, если посмотреть, кто именно и в каких районах протестовал против «социальной несправедливости» в Швеции. Десятки вандалов, которые поджигали автомобили и громили офисы полиции, были людьми в возрасте до 30 лет, то есть, не самыми юными. Иммигранты - слишком обобщающее название для толпы мятежников. Как известно, выступления мигрантов против властей в Швеции начались в столичном районе, большинство жителей которого являются выходцами из Турции, Ирака, Сирии и Сомали. Следует отметить, что полицейский - нечастый гость в этом районе, где справедливость обычно устанавливается с помощью «шариатских совещаний» старейшин или имамов2. Некоторые исследователи считают, что главной причиной погромов стала собственно попытка властей вернуть контроль над мусульманскими гетто, в которых в течение последних нескольких лет сформировалась параллельная система правосудия, основанная на радикальных мусульманских взглядах.

Аналогичную ситуацию наблюдаем в Лондоне, Париже, Антверпене, ряде других европейских городов, где существуют изолированные от местных жителей и власти и закрытые для внешнего воздействия мусульманские общины. Так, в Лондоне местные исламисты фактически захватывают районы города и вводят на их территории так называемые «шариатские патрули». Дикая для цивилизованной Европы еще несколько десятилетий назад ситуация, когда в столице Великобритании исламисты проводят ночные рейды, наказывая коренных жителей за «неподобающее поведение» (в категорию недопустимых действий входят распитие алкоголя, слишком откровенная одежда или просто наружная реклама) и «нарушение мусульманской территории»3, показывает, что радикальные представители мусульманской молодежи пренебрегают западным либерализмом и законами государств, в которых они проживают.

Чем больше исламистов сосредотачивается в одном месте, тем больше растет их самоуверенность, а правоохранительные и муниципальные органы и простые граждане все чаще становятся объектами атак. Исламисты нападают на представителей светской власти, которых они противопоставляют своему обычному праву - привычным шариатским судам, группам старейшин и религиозным лидерам.

Указанные факторы в своей совокупности наряду со слабой и непоследовательной политикой государств Европейского союза являются причиной современной эскалации религиозного экстремизма в Европейском союзе.

1 Что Запад может сделать с мусульманами? URL: http://www.inosmi.ru/world/20130531/209546133.html (дата обращения: 20.01.2020).

2 Шведская спичка может поджечь Европу. URL: https://inosmi.ru/world/20130531/209564842.html (дата обращения: 20.01.2020).

3 Что Запад может сделать с мусульманами? URL: http://www.inosmi.ru/world/20130531/209546133.html (дата обращения: 20.01.2020).

Происходящие на сегодняшний день сложные геополитические процессы на общемировой арене привели к обострению столь опасной для всего мира угрозы как экстремизм, в том числе - столь опасной его формы, как религиозный экстремизм, исламизм, в рамках которого основные принципы и традиции жестко навязываются новыми жителями европейских государств - мигрантами из мусульманских государств - вследствие фанатичного почитания веры и стремления распространить ее, внедрить в качестве образа жизни в современной Европе.

Литература:

1. Белозеров В.К. Военная сила в системе политики безопасности и обороны Германии// Вестник аналитики, 2006. № 3. С. 128-138.

2. Государство, религия, светское общество и права человека. Рекомендация ПАСЕ 1804 (2007) от 29 июня 2007 г. URL: http://pravovms.m/?p=4786 (дата обращения: 10.02.2020).

3. Греки пообещали резать мусульман, как ягнят, если те не уедут из страны. URL: https://russian.rt.com/article/9433 (дата обращения: 10.02.2020).

4. Емельянов А.И. Цивилизационная идентичность государств латинской Америки как новый феномен мировой политики: диссертация ... кандидата политических наук: 23.00.04 / Емельянов А.И. - Москва, 2016. - 196 c.

5. Запрет на паранджу: где ее нельзя носить и почему?. URL: https://www.bbc.com/russian/intemational/2015/11/151119_burka_ban_story_gch (дата обращения: 10.02.2020).

6. Родионова А.С. Причины усиления влияния ультраправых сил в Европе// COLLEGIUM LINGUISTICUM - 2018. Материалы ежегодной конференции Студенческого научного общества МГЛУ, 2018. С. 295-300.

7. Сколько в Европе мусульман? Еврейский Мир. URL: http://evreimir.com/141093/17-12-30-kern_musleu/ (дата обращения: 10.02.2020).

8. Сотни погибших: опубликована статистика кровавых терактов в Европе за последние 14 лет. URL: http://sprotyv.info/ru/news/kiev/za-poslednie-14-let-v-evrope-proizoshlo-28-krovavyh-teraktov-infografika (дата обращения: 10.02.2020).

9. Что Запад может сделать с мусульманами? URL: http://www.inosmi.ru/world/20130531/209546133.html (дата обращения: 10.02.2020).

10. Шведская спичка может поджечь Европу. URL:: https://inosmi.ru/world/20130531/209564842.html (дата обращения: 10.02.2020).

11. AJihad by Muslim Women Against Violence. URL: https://www.nytimes.com/2011/08/03/world/europe/03iht-letter03.html (дата обращения: 10.02.2020).

12. Gurfinkel M. Islam in France: The French Way of Life Is in Danger// The Middle East Quarterly, 1997. Vol. 4. № 1. P. 13-22.

13. Esposito J. Unholy War: Terror in the Name of Islam. - Oxford University Press, 2002. - 371 p.

14. Paz R. Middle East Islamism in the European Arena// Middle East Report on International Affairs, 2002. Vol. 6. № 3. P. 26-39.

15. Safeguarding human rights in relation to religion and belief, and protecting religious communities from violence. URL: http://assembly.coe.int/nw/xml/XRef/Xref-XML2HTML-en.asp?fileid=19695 (дата обращения: 10.02.2020).

References:

1. Thousands of dead: the statistics of bloody terrorist attacks in Europe is published. URL:

http://sprotyv.info/ru/news/kiev/za-poslednie-14-let-v-evrope-proizoshlo-28-krovavyh-teraktov-

infografika

2. Gurfinkel M. Islam in France: The French Way of Life Is in Danger// The Middle East Quarterly. - 1997. - Vol. 4, № 1. - P. 13-22.

3. Esposito J. Unholy War: Terror in the Name of Islam. - Oxford University Press, 2002. - 371 p.

4. Paz R. Middle East Islamism in the European Arena. // Middle East Report on International Affairs. - 2002. - Vol. 6, № 3. - P. 26-39.

5. State, religion, secular society and human rights. PACE recommendation. URL: http://pravovrns.ru/?p=4786

6. Safeguarding human rights in relation to religion and belief, and protecting religious communities from violence. URL: http://assembly.coe.int/nw/xml/XRef/Xref-XML2HTML-en.asp?fileid=19695

7. How many Muslims in Europe? The Jewish World. URL: http://evreimir.com/141093/17-12-30-kern_musleu/

8. AJihad by Muslim Women Against Violence. URL: https://www.nytimes.com/2011/08/03/world/europe/03iht-letter03.html

9. Greeks promised to kill Muslims in case that the latter will not abandon the country. URL: https://russian.rt.com/article/9433

10. What the West can do with Muslims? URL: http://www.inosmi.ru/world/20130531/209546133.html

11. The Swedish match can burn Europe. URL: https://inosmi.ru/world/20130531/209564842.html

12. What the West can do with Muslims? URL: http://www.inosmi.ru/world/20130531/209546133.html

13. A ban on the burqa: where is it possible to wear it and why? URL: https://www.bbc.com/russian/international/2015/11/151119_burka_ban_story_gch

14. Rodionova A.S. The reasons of enforcement right-wing parties in Europe // COLLEGIUM LINGUISTICUM - 2018. The materials of annual student conference in MSLU, 2018. P. 295-300.

15. Belozerov V.K. Military power in the system of the political security and Germany defense // Bulletin of analytics. - 2006. - № 3. - P. 128-138.

16. Yemelianov A.I. Civilization identity of Latin countries as a phenomenon of world politics: dissertation... of Phd (Political Science): 23.00.04 / Yemelianov A.I. - Moscow, 2016. 196 p.

BASIC FACTORS AND ELEMENTS OF RELIGIOUS EXTREMISM IN EUROPE

Kavsarov T.R.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Bachelor of 4th course (Political Science) Moscow State Linguistic University kavsarov.tim@gmail.com

Annotation: The impact of adherents of Islam on the European Civilization is observed in this article. There are also negative phenomena of migratory process on the social and political life of the society. Many issues of migrants depend on cultural differences between migrants and resident population of Europe. The main number of migrants is from Middle East, North Africa and South Asia. In addition, it is depicted some statistics in the article.

Keywords: radicalism, migrants, victims, terrorist attacks, assaults, Europe, extremism, Islam, Muslims, Christians.

Для цитирования: Кавсаров Т.Р. Основные факторы и элементы проявления религиозного экстремизма в Европе// Архонт, 2020. № 1 (16). С. 112-119.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.