Научная статья на тему 'Основные этапы внедрения системы антикризисного финансового менеджмента на российских предприятиях'

Основные этапы внедрения системы антикризисного финансового менеджмента на российских предприятиях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
527
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНТИКРИЗИСНЫЙ ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ / ДИАГНОСТИКА КРИЗИСА / МОНИТОРИНГ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Барашьян В.Ю., Бувальцова С.С.

В статье рассмотрены различные подходы к сущностному содержанию антикризисного финансового менеджмента. Определены главная цель и инструментарий антикризисного финансового менеджмента, дана характеристика основных этапов его внедрения на предприятии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные этапы внедрения системы антикризисного финансового менеджмента на российских предприятиях»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11-1/2016 ISSN 2410-6070

Организация заработной платы в Японии с точки зрения составляющих ее элементов мало чем отличается от моделей, известных в странах СНГ и на Западе. Однако, система управления и организации оплаты труда на японских предприятиях весьма специфична. Она не ставит в прямую зависимость уровень оплаты труда от его результатов, стимулирует не просто трудовую деятельность работника, а его творческий потенциал и исходит из уровня его потребностей в различные периоды жизни.

Основным элементом организации заработной платы в Японии является тарифная ставка. Она составляет 85% месячного заработка, 75% годовой заработной платы и 60% всех расходов на рабочую силу. Традиционная система тарифной организации заработной платы в Японии опирается исключительно на групповой подход к управлению персоналом, в соответствии с которым работники рассматривают себя как часть коллектива фирмы.

В развитии организации заработной платы во Франции появилось новое направление: обеспечение гибкости в формировании заработной платы и пересмотр жесткой системы индексации. Отказ от жесткой системы индексации означал переход на принципы регулирования заработной платы с учетом коллективной и индивидуальной производительности труда. Однако минимальная заработная плата по-прежнему подлежала индексации.

Итак, насущной задачей в настоящее время является выработка соответствующих рекомендаций для российских предприятий с учетом положительного опыта стран с развитой рыночной экономикой, где организация заработной платы является одной из приоритетных задач на уровне предприятий (фирм), тесно увязывающих все ее составные элементы с эффективностью производства, а также на народнохозяйственном уровне с точки зрения величины дифференциации заработной платы, соответственно связанный со структурой производства, что в целом окажет существенное влияние на эффективность всей отечественной экономики.

Список использованной литературы:

1. Дряхлов, Н. Системы мотивации персонала в Западной Европе и США / Дряхлов Н., Куприянов Е. // Проблемы теории и практики управления. - 2011. - №2 - с.83-88.

2. Любицкая, В.А. Система мотивации и стимулирования труда работников промышленных предприятий в рыночной среде / В.А. Любицкая // Известия Иркутской госуд. эконом. академ. - 2011. - №1. - с.99-102.

© Артюхова И.В., Третьяк О.А., 2016

УДК 338

Барашьян В. Ю.

К.э.н., доцент Бувальцова С.С.

Студентка 4 курса РГЭУ (РИНХ), г. Ростов - на - Дону, РФ

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ВНЕДРЕНИЯ СИСТЕМЫ АНТИКРИЗИСНОГО ФИНАНСОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА НА РОССИЙСКИХ ПРЕДПРИЯТИЯХ

Аннотация

В статье рассмотрены различные подходы к сущностному содержанию антикризисного финансового менеджмента. Определены главная цель и инструментарий антикризисного финансового менеджмента, дана характеристика основных этапов его внедрения на предприятии.

Ключевые слова

Антикризисный финансовый менеджмент, диагностика кризиса, мониторинг финансового состояния.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11-1/2016 ISSN 2410-6070

В современных условиях экономической нестабильности антикризисный финансовый менеджмент стал одной из наиболее важных областей деятельности менеджмента предприятий, связанной с изучением кризиса и путей его преодоления. Однако, на российских предприятиях, ориентированных на краткосрочный экономический эффект, не в полном объеме реализуется современный инструментарий антикризисного финансового менеджмента. Немаловажной проблемой является и то, что существующие методы диагностики кризисных ситуаций в механизме антикризисного финансового менеджмента не адаптированы к отраслевым особенностям, что обусловливает необходимость развития методологии и инструментария финансового управления, одновременно учитывающих отраслевую специфику и антикризисную составляющую предприятий.

По данным Центра макроэкономических показателей и краткосрочного прогнозирования наибольшее количество банкротств в анализируемом периоде отмечалось в ноябре 2014 года - 1346, марте 2015 года -1307, декабре 2015 года - 1211 (рисунок 1).

Рисунок 1 - Динамика количества банкротств в экономике России [3]

Исходя из этого, в современных условиях кризиса и высокого уровня банкротства внедрение системы и инструментария антикризисного финансового менеджмента становится важной задачей для большинства российских предприятий.

Антикризисный финансовый менеджмент является новым направлением в системе общего и финансового менеджмента, что проявляется в недостаточной разработке теоретических и практически значимых вопросов в сфере его применения.

«В западной литературе под антикризисным финансовым менеджментом понимается определенного вида деятельность по преодолению кризисной ситуации, которая является угрозой для нормального функционирования предприятия. Экономисты характеризуют данную деятельность увеличением использования мер и способов на предприятии, необходимых для борьбы с кризисной ситуацией. Многие исследователи отмечают здесь следующую тенденцию: все внимание переключается главным образом на каждодневно возникающие проблемы, которые вместе с тем требуют быстрого реагирования и довольно жестких мер» [1, С.3].

Существует и иная позиция, характеризующаяся положительным отношением к кризису, вследствие чего антикризисный финансовый менеджмент рассматривается как средство создания приемов и методов прогнозирования наступления нового кризиса и планирования политики и стратегии предприятия.

Главной целью антикризисного финансового менеджмента является стабилизация финансового положения, повышение платежеспособности и финансовой устойчивости, а также минимизация риска снижения рыночной стоимости предприятия, вызванного финансовым кризисом.

Необходимо отметить, что антикризисный финансовый менеджмент предприятия предполагает комплекс стандартных методов и инструментов управления, адаптированных к конкретному предприятию.

Методика антикризисного финансового менеджмента включает в себя систему управленческих решений, направленных на предотвращение, управление и борьбу с финансовым кризисом предприятия. «Ее

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11-1/2016 ISSN 2410-6070

основные элементы включают в себя:

- выявление и оценку уязвимых сторон деятельности организации и возможного ущерба от каждой из них - определенных сигналов опасности, предшествующих практически каждому кризису;

- разработку плана выхода организации из потенциального кризиса;

- осознание факта наступления кризиса и определение конкретных мер по борьбе с ним - проблема не может быть решена, пока она не идентифицирована;

- своевременное осуществление активных коммуникаций;

- отслеживание и оценку проявлений кризиса, гибкость мер по борьбе с ним;

- изоляцию подвернувшегося кризису направления деятельности предприятия от направлений, не затронутых кризисом» [2, C.412-413].

Инструментарий антикризисного финансового менеджмента содержит две основные группы специфических инструментов. В первую группу входят мониторинг, диагностика и идентификация финансового состояния предприятия по выбранным экономическим показателям - индикаторам безопасности. Вторая группа включает планирование, организацию, мотивацию антикризисных мер, специфических идентифицируемых финансовых состояний [4].

Многие российские предприятия реализуют систему антикризисного финансового менеджмента только, тогда когда предприятие уже находятся в кризисной ситуации. Однако, такой подход не достаточен, вследствие чего возникает необходимость разработки эффективного комплекса мероприятий диагностики кризиса предприятия и методов его преодоления. В данных условиях первоочередной задачей антикризисного финансового менеджмента становится предотвращение финансового кризиса предприятия и последующей процедуры банкротства.

Основные этапы внедрения системы антикризисного финансового менеджмента на предприятии, представлены в таблице 1.

Таблица 1

Основные этапы внедрения системы антикризисного финансового менеджмента на предприятии

Этап Характеристика этапа

1. Осуществление постоянного мониторинга финансового состояния с целью раннего обнаружения симптомов финансового кризиса

2. Разработка системы профилактических мероприятий по предотвращению финансового кризиса при диагностировании предкризисного финансового состояния

3. Идентификация параметров финансового кризиса, в случае диагностирования его наступления

4. Исследование факторов, обусловивших возникновение финансового кризиса предприятия и генерирующих угрозу его дальнейшего углубления

5. Оценка потенциальных финансовых возможностей предприятия по преодолению финансового кризиса

6. Выбор направлений и механизмов финансовой стабилизации предприятия, адекватных масштабам его кризисного финансового состояния

7. Разработка и реализация комплексной программы вывода предприятия из финансового кризиса

8. Контроль реализации программы вывода предприятия из финансового кризиса

9. Разработка и реализация мероприятий по устранению предприятием негативных последствий финансового кризиса

Необходимо отметить, что эффективность внедрения системы антикризисного финансового менеджмента обуславливается четким соблюдением последовательности этапов. Для каждого этапа разработана система применения, что значительно упрощает процесс формирования системы антикризисного финансового менеджмента на предприятии.

Совершенствование механизма антикризисного финансового менеджмента на российских предприятиях обеспечивается применением методов и инструментов антикризисного финансового менеджмента, обеспечивающих эффективный мониторинг финансового состояния предприятия, в целях выявления «кризисных сигналов» и своевременной реакции на них.

Список использованной литературы: 1. Брусов П.Н. Финансовый менеджмент. Финансовое планирование: Учеб.пособие/ П.Н. Брусов, Т.В.Филатова.— М.: КНОРУС, 2012.— 226 с.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11-1/2016 ISSN 2410-6070

2. Финансовый менеджмент: учебник / В.Ю. Барашьян, В.Д. Бджола, О.Г. Журавлёва [и др.]; под ред. В.С. Золотарёва, В.Ю. Барашьян. - М.: КНОРУС, 2015. - 520 с.

3. Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования. - Режим доступа: http://www.forecast.ru/default.aspx.

4. Инструментарий антикризисного управления.- Режим доступа: http://www.goodstudents.ru/invest-projects/1081 -antikrizisnoe-upravlenie.html

©Барашьян В.Ю., Бувальцова С.С., 2016

УДК 658

В.В. Белашова

магистрант Академии маркетинга и социально - информационных технологий - ИМСИТ

Т.А. Сапунова к.э.н., доцент Академии маркетинга и социально - информационных технологий - ИМСИТ

УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ НА ПРЕДПРИЯТИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Аннотация

В данной статье рассматривается применение технологии Data Mining на предприятии для анализа информации о сотрудниках, облегчения поиска информации в больших объемах и роль данной технологии в принятии эффективных и обоснованных бизнес - решений.

Ключевые слова

Data Mining, получение информации, извлечение знаний, анализ данных.

HR-отделы занимаются и стратегией развития компании, и аттестацией сотрудников, и организуют или проводят самостоятельно масштабные обучения, и внедряют корпоративную культуру, и создают бенефитные пакеты. Словом, все, что угодно - лишь бы сотрудники работали долго и плодотворно. Но подчас все эти усилия не приносят результатов, или, что еще хуже, дают обратный эффект. И тогда про большинство элементов управления персоналом тихо забывают, либо пытаются пересмотреть стратегию.

В любой компании есть огромное количество информации о ее сотрудниках: личные данные, данные об их семьях, база резюме, результаты различных тестирований, анкетирований и т.п. Если бы Вы могли взглянуть на всю эту информацию внимательнее, то увидели бы много такого, о чем раньше даже и не знали. [2, с. 43 - 44]

Например, узнали бы, что общего у людей, которые не могут удержаться на одном месте больше года, или наоборот, которые работают в компании по три-пять лет и дольше: какое у них образование, какой возраст, какими иностранными языками они владеют, сколько у них детей, какие, в конце концов, у них хобби.

Тогда, обсуждая очередную возможность организации обучения для сотрудника, вы смогли бы сразу же оценить, чего от него ожидать - долгой работы и лояльности к компании, или же ухода при первой удобной возможности. Представьте, например, что двое менеджеров по продажам просят отправить их на довольно дорогие курсы. Отправить обоих нельзя, да и не имеет смысла. Кому же предоставить возможность учиться?

А вы знаете, что в этой информации есть еще и другие закономерности, о которых вы не подозреваете? Так каким же образом этого можно достичь, как выжать из такой разнородной информации о кандидатах

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.