Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ В СОВРЕМЕННЫЙ ПЕРИОД'

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ В СОВРЕМЕННЫЙ ПЕРИОД Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
160
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОКУРАТУРА / ЧУВАШСКАЯ РЕСПУБЛИКА / ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ / МАКРОСОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ ВЛАСТИ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Идрисов Рустем Анатольевич

В статье впервые осуществляется попытка периодизации истории современной деятельности органов прокуратуры Чувашской Республики. Методологическим основанием для выделения отдельных этапов этого процесса является его изучение в контексте макросоциальных процессов. Применение данного подхода позволяет осуществлять междисциплинарное исследование отдельных фактов и событий современной истории прокуратуры Чувашии. В этом случае возможно проведение их анализа во взаимосвязи с общими тенденциями в развитии государства и права страны в рассматриваемый период, личностным вкладом руководителей и сотрудников органов прокуратуры, социальными изменениями, происходившими в обществе. Новизна проведенного исследования состоит в том, что предлагаемая периодизация современной истории органов прокуратуры Чувашии осуществляется впервые. Кроме того, новым представляется и применение в историческом исследовании контекста макросоциальных процессов, позволившего шире использовать нормативные правовые акты в качестве источников. Без их рассмотрения периодизация деятельности правоохранительных органов, к категории которых относится прокуратура, не будет достаточно обоснованной. Результаты проведенного исследования состоят в выделении трех основных этапов деятельности органов прокуратуры Чувашской Республики в современный период: 1) 1991-1999 гг.; 2) 2000-2009 гг.; 3) 2010-2020 гг. Все они обладают отличительными особенностями, ставшими основаниями для указанного выделения. Эти особенности отражают как глобальные социальные и политические процессы, протекавшие в стране в указанные три десятилетия, так и частные региональные изменения, происходившие в жизни республики. Подобная взаимосвязь является в том числе следствием самого статуса органов прокуратуры, имеющих, с одной стороны, характер федеральных органов власти, а с другой стороны, непосредственно влияющих и находящихся под влиянием региональных процессов развития. Рассмотрены наиболее показательные из особенностей этапов современной истории прокуратуры Чувашии. Исследование обладает высокой степенью практической значимости и перспективности продолжения данной работы. Автор входит в исследовательскую группу, анализирующую историю органов прокуратуры Чувашской Республики в связи с празднованием их 100-летия. Поэтому ряд выводов, предлагаемых в данной статье, имеет общий характер методологических рекомендаций, направленных на подготовку общего монографического издания по теме исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Идрисов Рустем Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MAIN STAGES IN THE DEVELOPMENT OF PROSECUTION AUTHORITIES OF THE CHUVASH REPUBLIC IN THE MODERN PERIOD

The article is the first attempt to periodize the history of the modern activities performed by the prosecution authorities of the Chuvash Republic. The methodological basis for singling out the individual stages of this process is its study in the context of macrosocial processes. The use of this approach enables to carry out an interdisciplinary study of individual facts and events in the modern history of the Prosecutor’s Office of Chuvashia. In this case, it is possible to analyze them in conjunction with the general trends in the development of the state and the law of the country in the period under review, the personal contribution of the heads and employees of the prosecutor’s office, and the social changes that took place in society. The novelty of the study is that the proposed periodization in the modern history of the prosecution authorities of Chuvashia is carried out for the first time. In addition, the use of macrosocial processes context in historical research is also new; it has made it possible to use statutory instruments more widely as sources. Without their consideration, periodization of the activities carried out by law enforcement agencies, which include the Prosecutor’s Office, will not be sufficiently justified. The results of the study consist in separating three main stages in the activity of the Chuvash Republic prosecution authorities in the modern period: 1) 1991-1999; 2) 2000-2009; 3) 2010-2020. All of them have distinctive features that have become the basis for this separation. These features reflect both global social and political processes that took place in the country in these three decades, and particular regional changes that took place in the life of the republic. This interrelation is also a consequence of the very status of the prosecution authorities, which, on the one hand, have the character of federal authorities, and on the other hand, directly influence and are influenced by regional development processes. The most illustrative features characterizing the stages in the modern history of Chuvashia’s prosecution authorities are considered in the text of the article, which sets out the author’s conclusions. The conducted research has a high degree of practical significance and prospects for continuing this work. The author is a member of the research group analyzing the history of the Chuvash Republic prosecution authorities in connection with celebrating their 100th anniversary. Therefore, a number of conclusions proposed in this article have the general character of methodological recommendations aimed at preparing a general monographic publication on the topic of the study.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ В СОВРЕМЕННЫЙ ПЕРИОД»

DOI: 10.47026/1810-1909-2021-2-78-86

УДК 347.963 (470.344) ББК Х72 (2Рос.Чув)

Р.А. ИДРИСОВ

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ В СОВРЕМЕННЫЙ ПЕРИОД

Ключевые слова: прокуратура, Чувашская Республика, исторические этапы, мак-росоциальный процесс, государственные органы власти.

В статье впервые осуществляется попытка периодизации истории современной деятельности органов прокуратуры Чувашской Республики. Методологическим основанием для выделения отдельных этапов этого процесса является его изучение в контексте макросоциальных процессов. Применение данного подхода позволяет осуществлять междисциплинарное исследование отдельных фактов и событий современной истории прокуратуры Чувашии. В этом случае возможно проведение их анализа во взаимосвязи с общими тенденциями в развитии государства и права страны в рассматриваемый период, личностным вкладом руководителей и сотрудников органов прокуратуры, социальными изменениями, происходившими в обществе.

Новизна проведенного исследования состоит в том, что предлагаемая периодизация современной истории органов прокуратуры Чувашии осуществляется впервые. Кроме того, новым представляется и применение в историческом исследовании контекста макросоциальных процессов, позволившего шире использовать нормативные правовые акты в качестве источников. Без их рассмотрения периодизация деятельности правоохранительных органов, к категории которых относится прокуратура, не будет достаточно обоснованной.

Результаты проведенного исследования состоят в выделении трех основных этапов деятельности органов прокуратуры Чувашской Республики в современный период: 1) 1991-1999 гг.; 2) 2000-2009 гг.; 3) 2010-2020 гг. Все они обладают отличительными особенностями, ставшими основаниями для указанного выделения. Эти особенности отражают как глобальные социальные и политические процессы, протекавшие в стране в указанные три десятилетия, так и частные региональные изменения, происходившие в жизни республики. Подобная взаимосвязь является в том числе следствием самого статуса органов прокуратуры, имеющих, с одной стороны, характер федеральных органов власти, а с другой стороны, непосредственно влияющих и находящихся под влиянием региональных процессов развития. Рассмотрены наиболее показательные из особенностей этапов современной истории прокуратуры Чувашии.

Исследование обладает высокой степенью практической значимости и перспективности продолжения данной работы. Автор входит в исследовательскую группу, анализирующую историю органов прокуратуры Чувашской Республики в связи с празднованием их 100-летия. Поэтому ряд выводов, предлагаемых в данной статье, имеет общий характер методологических рекомендаций, направленных на подготовку общего монографического издания по теме исследования.

Проблема выделения этапов определенного исторического процесса неизбежно проистекает их необходимости его периодизации. Современный период развития органов прокуратуры Чувашской Республики охватывает уже 30 лет их деятельности (1991-2021 гг.), подразумевающих выделение внутренних этапов. Применительно к теме нашего исследования следует учитывать такую современную тенденцию развития методологии исторической науки, как актуализация междисциплинарных исследований. Эта тенденция выражается как в синтезе конкретных методик, так и в выработке глобальных методологических подходов. В связи с этим периодизацию современных исторических процессов следует рассматривать в контексте макросоциальных процессов. В чем достоинства такого подхода? Прежде всего он позволяет избежать крайностей доминировавше-

го в дореволюционный период личностного подхода и абсолютизированной в советский период марксистской методологии, базировавшейся исключительно на характеристике экономических процессов.

При решении задачи изучения истории прокуратуры Чувашии это позволит, во-первых, рассмотреть процесс ее развития в 1990-х - начале 2000-х гг. на фоне глобальных изменений, происходивших в российском обществе и государстве. Во-вторых, следует учесть тот фактор, что органы прокуратуры, в том числе и в демократическом государстве, обладают высоким уровнем персональной ответственности и жесткой вертикальной иерархией служебных взаимосвязей. В них как на федеральном, так и на региональном и местном уровнях многие аспекты служебной деятельности строятся вокруг методов, стиля, подходов непосредственных руководителей. Поэтому не учитывать роль личностного фактора в данном случае нельзя. Если же мы подойдем к изучению современной истории республиканской прокуратуры на основе контекста макросоциальных процессов, то сможем сочетать достоинства обоих описанных выше подходов.

Кроме того, периодизация развития прокуратуры Чувашской Республики должна учитывать происходившие на знаменательном этапе рубежа ХХ-ХХ1 вв. изменения в содержании российского права, трансформации в социальной структуре населения страны, уровень правовой культуры, появление новых текущих задач в практической деятельности правоохранительных органов. Все это возможно только при условии рассмотрения данного процесса в контексте макросоциальных процессов, прямо отражающих его междисциплинарное содержание. При этом ценность предполагаемого издания, посвященного истории прокуратуры республики, только возрастет. О востребованности именно исторического исследования говорят и сами работники органов прокуратуры Чувашии [8. С. 5].

Используя указанный подход на практике, периодизацию современной истории прокуратуры Чувашии можно свести к трем основным этапам.

Первый этап охватывает 1991-1999 гг. Начало этого этапа обосновывается собственно периодом воссоздания суверенной российской государственности и возникшими в связи с этим новыми условиями работы органов прокуратуры. Содержание данного этапа составляют организационные и нормативные изменения, произошедшие в деятельности прокуратуры республики, отражающие макросоциальные процессы, протекавшие в российском обществе.

Начало 1990-х гг. стало переломным временем в истории России. Обретение Российской Федерацией статуса суверенного государства вызвало появления ряда сложностей, не обошедших в том числе и условия деятельности органов прокуратуры как на федеральном, так и на региональном уровне. Изменения в базовых принципах организации российского государства, расширение демократизации в политической системе, гуманизация права не могли не сказаться на положении органов прокуратуры, уровне их полномочий и содержании функций.

В этот период, например, решается вопрос о сохранения функции общего прокурорского надзора в прежнем виде. Вполне серьезно рассматривались варианты отказа от этой важнейшей функции прокуратуры, оставшейся с советского периода [1. С. 16] В итоге было решено изменить содержание этой функции, вместо общего надзора появляется понятие надзора «за исполнением законов местными представительными органами, органами исполнительной власти, управления и контроля, юридическими лицами, обществен-

ными объединениями, должностными лицами, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов», и другие конкретные виды надзора, прямо оговоренные текстом закона [14].

Вопрос о новом содержании работы полномочия был окончательно решен с принятием в январе 1992 г. Федерального закона «О прокуратуре», остающегося основополагающим для этого органа вплоть до сегодняшнего дня. [14]. Изменился характер требований к соблюдению законности в самих органах правопорядка, и в силу этих новых требований приказом Генерального прокурора РФ в 1995 г. был упразднен отдел по надзору за деятельностью правоохранительных органов в борьбе с преступностью, вместо него в прокуратуре Чувашской Республики открылись сразу два новых отдела - по надзору за расследованием преступлений в органах прокуратуры и федеральной службы безопасности и по надзору за расследованием преступлений и ОРД в органах МВД и налоговой полиции.

Еще одним показательным изменением в структуре республиканской прокуратуры стало введение в 1995 г. должности старшего помощника прокурора Чувашской Республики по связям со СМИ, следом появляется должность старшего помощника прокурора Чувашской Республики по рассмотрению писем и приему граждан. Безусловно, эти нововведения способствовали большей открытости работы прокуратуры и укреплению ее взаимосвязи с обществом. Еще одно новое важное направление деятельности в тот период -поддержание здоровых межнациональных отношений в республике. Этот аспект социальной жизни приобрел особую актуальность в середине 1990-х гг. по всей России и в Чувашии тоже [17. С. 14]. К работе прокуратуры это направление имело прямое отношение, что нашло отражение в появлении должности старшего помощника прокурора Чувашской Республики по надзору за исполнением законодательства о межнациональных отношениях.

Прокурором республики в сложный период первой половины 1990-х гг. продолжал оставаться Е.П. Жучков. Он имел уже значительный опыт работы на своем посту, являясь прокурором Чувашии еще с 1984 г. [18]. Таким образом, его деятельность пришлась в том числе и на сложный период «перестройки» в СССР, а общий стаж работы в органах прокуратуры составил 37 лет. Наиболее существенной проблемой, осложнявшей работу прокуратуры, сам Евгений Петрович считал кадровый вопрос: «Очень много пенсионеров, в кадре никого нет, в резерве, да и как-то на отшибе всё это было в Чебоксарах. Видно кадрами никто не занимался. Уходили пенсионеры, замещать приходили тоже пенсионеры» [9].

Проблема кадрового «голода» оставалась актуальной и в первой половине 1990-х гг. Вот как описывают ситуацию этого периода сами сотрудники прокуратуры: «В начале и середине 90-х годов в связи с преобразованиями в стране и активным обсуждением вопросов о статусе и месте прокуратуры в системе государственных органов многие опытные и квалифицированные прокурорские работники уволились из органов прокуратуры. Ведомство в то время вновь испытывало дефицит кадров» [8. С. 113]. Вопрос насыщения рынка труда юридическими кадрами тогда стоял остро в целом, во всех сферах. где требовались квалифицированные юристы: «С переходом на рыночные отношения возрастал спрос на юристов. В 1990 г. республике требовалось не менее 1500 специалистов с высшим юридическим образованием для работы в системе правоохранительных органов, юстиции, судов, иных госу-

дарственных органов...» [5. С. 197]. В итоге кадровый вопрос разрешился только в результате открытия юридического факультета в ЧГУ имени И.Н. Ульянова: «Эту проблему позволило решить открытие в Чувашском государственном университете юридического факультета. Только из первого выпуска, состоявшегося в 1996 году, в прокуратуру было принято 25 человек. Сегодня (по состоянию на 2010 г. - Р.И.) в органах прокуратуры республики выпускники юридического факультета ЧГУ составляют 60 процентов от общего количества оперативных работников» [8. С. 113].

Еще одной отличительной особенностью описываемого периода развития органов прокуратуры Чувашии стал спор между прокурорами республики и ее руководством о соотношении властных полномочий. В 1994 г. Е.П. Жучков покинул пост главы прокуратуры, став руководителем секретариата и консультантом Государственного Совета Чувашской Республики [18]. На этой новой работе его опыт и знания в юридической сфере оказались очень востребованы, так как в Чувашии по сути только шел процесс становления новых органов власти.

Новым прокурором республики стал С.В. Русаков. Местный уроженец, он имел значительный опыт работы на различных прокурорских должностях в Челябинской и Мурманской областях, Таджикистане и Мордовии [19]. В его бытность на посту прокурора Чувашии (он оставался на этой должности до 2000 г.) конфликт с руководством республики достиг апогея. В 1997 г. был даже принят закон Чувашской Республики «О порядке согласования при назначении прокурора Чувашской Республики», согласно которому прокуроры Чувашии должны были впредь назначаться по согласованию с Государственным Советом республики [2]. Таким образом, конфликт выходил на уровень противостояния руководства республики и Генерального прокурора РФ. В самом факте такого спора не было ничего удивительного, он был отражением процесса строительства вертикали власти в новых условиях, когда полномочия отдельных государственных структур еще не получили законодательной опоры, а на федеральном уровне шли свои, не менее ожесточенные «схватки» по тем же поводам.

Окончанием спора стала отмена указанного закона Чувашии в 2005 г. Итоги же подобным конфликтам подвел президент РФ В.В. Путин уже в наши дни: «У нас не может быть какой-то своей доморощенной законности в одном и в другом регионе, а значит, прокурор - это сквозная верховная власть, следящая за исполнением этих законов вне зависимости ни от каких обстоятельств регионального характера» [6].

Таким образом, период 1990-х гг. явился по настоящему поворотным в жизни работников прокуратуры Чувашии и внес немало изменений в характер их деятельности.

Вторым этапом развития органов прокуратуры можно назвать период 2000-2009 гг. Главной содержательной чертой этого этапа является заметное укрепление государственных институтов власти, в первую очередь ее федеральных органов. Следствием этого стал и последовавший рост авторитета органов прокуратуры.

Началом этого процесса для общероссийской системы прокуратуры следует считать Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 29 января 1999 г. № 8 «О порядке реализации организационно-штатных полномочий в системе прокуратуры Российской Федерации» (утратил силу в связи с изданием нового приказа в 2013 г.). По сути его смысл был в четком разграничении полномо-

чий Генеральной прокуратуры РФ и прокуратур субъектов по установлению штатного расписаний для соответствующих органов на местах. На улучшение организации работы органов прокуратуры были также направлены Приказы Генеральной прокуратуры РФ от 6 сентября 2007 г. № 137 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания», от 27 декабря 2007 г. № 212 «О порядке учета и рассмотрения в органах прокуратуры Российской Федерации сообщений о преступлениях» и др.

На республиканском уровне последовали неоднократные изменения реорганизационного характера, охватившие сразу несколько структурных подразделений. В 2001 г. гражданско-судебный отдел прокуратуры Чувашии стал отделом по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе. В 2003 г. были объединены функции старшего помощника прокурора Чувашской Республики по надзору за исполнением законодательства о межнациональных отношениях с надзором за исполнением законов о реабилитации жертв политических репрессий, за процессуальной деятельностью органов безопасности. 1 марта 2007 г. согласно приказу Генерального прокурора РФ была создана должность старшего помощника прокурора ЧР по взаимодействию с представительными (законодательными) и исполнительными органами, органами местного самоуправления.

9 августа 2007 г. Генеральный прокурор РФ издал специальный приказ № 211-ш «О частичном изменении структуры и штатного расписания прокуратуры Чувашской Республики». Согласно ему последовали новые изменения: был создан единый отдел по надзору за уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельностью; отдел по надзору за законностью судебных постановлений по уголовным делам был реорганизован в отдел по обеспечению участия прокуроров в рассмотрении уголовных дел судами. Кроме того, в штат республиканской прокуратуры ввели должность старшего помощника прокурора Чувашской Республики по обеспечению собственной безопасности и физической защите.

В этот период выдвигается несколько направлений работы органов прокуратуры в нашем регионе, актуализировавшихся и по всей стране в целом: защита прав свобод человека [7], борьба с религиозным экстремизмом и терроризмом [12] и др. Но особо следует выделить деятельность этого государственного института по противодействию коррупции.

Выдвижение этого направления деятельности государственных органов России в число наиболее важных стало результатом ратификации Российской Федерацией Конвенции ООН против коррупции и Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию [15, 16]. В целях реализации положений данной конвенции в июле 2006 г. Генеральная Прокуратура РФ утвердила Стратегию работы органов прокуратуры по противодействию коррупции, согласно которой «в 2007 году в системе органов прокуратуры Российской Федерации созданы специализированные подразделения по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции» [11].

Чувашская Республика начала осуществлять это направление деятельности в числе одного из первых регионов России. Уже в июне 2007 г. здесь был принят Закон «О противодействии коррупции» (на полтора года раньше принятия подобного федерального акта) [3]. В феврале 2008 г. в прокуратуре Чувашской Республики был создан отдел по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции.

Работу республиканской прокуратуры в этот непростой период возглавляли С.П. Зайцев (2000-2004 гг.) и В.Г. Метелин (2004-2015 гг.). Для С.П. Зайцева, уроженца соседнего Татарстана, назначение на эту должность стало знаковым этапом в служебной карьере, так как затем он работал прокурором города Санкт-Петербурга, а в 2011-2020 гг. снова курировал наш регион уже в должности заместителя Генерального прокурора РФ по ПФО. С деятельностью С.П. Зайцева сами работники прокуратуры Чувашии связывают достижение качественно новых показателей: «Под его руководством прокуратура добилась значительного повышения авторитета, прокурорский надзор и взаимодействие с правоохранительными, судебными, законодательными, исполнительными и контролирующими органами были подняты на новый качественный уровень» [13]. Его преемник В.Г. Метелин был переведен в Чувашию из Республики Татарстан, где занимал должность заместителя прокурора республики. Он отработал в Чувашии максимально возможный, согласно ФЗ «О прокуратуре» срок (10 лет), и вышел на пенсию в 2015 г.

Третий этап, охватывающий период 2010-2020 гг., характеризуется определенными сложностями организационного плана. В эти годы произошла неоднократная смена прокуроров республики: после ухода на пенсию в 2015 г. В.Г. Метелина этот пост в 2015-2017 гг. занимал С.В. Легостаев, затем в 20172020 гг. В.М. Пословский. Их деятельность получила неоднозначные оценки в обществе, однако непосредственная работа органов прокуратуры Чувашии сохраняла свой значимый и эффективный характер.

Ряд существенных аспектов отличают содержание работы органов республиканской прокуратуры на данном этапе. В этот период резко активизировалась антикоррупционная деятельность прокуратуры. В связи с этим в 2010 г. приказом Генерального прокурора РФ были утверждены Кодекс этики прокурорского работника Российской Федерации и Концепция воспитательной работы в системе прокуратуры Российской Федерации. С того же 2010 г. все «принимаемые органами исполнительной власти Чувашской Республики нормативные правовые акты и их проекты направляются в прокуратуру Чувашской Республики и Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Чувашской Республике» для проведения антикоррупционной экспертизы [4. С. 15]. В практику деятельности органов прокуратуры вошел постоянный взаимообмен информацией с органами исполнительной власти Чувашии «об уволенных государственных служащих и принятых мерах реагирования», о чем было подписано соответствующее Соглашение с администрацией Главы Чувашии [10. С. 73]. Была усилена прозрачность текущей деятельности органов прокуратуры, чему способствовало открытие в 2010 г. интернет-приемной в прокуратуре Чувашии.

Из других актуальных направлений работы органов прокуратуры на современном этапе следует указать прежде всего борьбу с долгами по заработной плате на предприятиях республики, пресечение нарушений в сфере соблюдения прав несовершеннолетних, ликвидацию задолженностей в сфере ЖКХ, борьбу с нарушениями в реализации национальных проектов. Вопросы защиты социальных прав населения республики сегодня вообще получили особый приоритет. Важность решения этих вопросов подчеркивает и назначенный в июле 2020 г. новый прокурор Чувашии А.В. Фомин. Точкой отсчета его деятельности на этом посту, позволяющей надеяться на новый этап развития органов прокуратуры в республике, можно считать заключение 20 авгу-

ста 2020 г. «Соглашения между Государственным Советом Чувашской Республики и прокуратурой Чувашской Республики по вопросам совершенствования законодательства Чувашской Республики».

Таким образом, за прошедшие три десятилетия прокуратура Чувашии прошла сложный путь развития, испытав вместе со всей страной все перипетии политических и социальных перемен. Однако, невзирая на все эти сложности, она всегда выполняла самую главную задачу, возложенную на нее государством и обществом, - защиту закона.

Литература

1. Гончаров С.А., Абрамова Е.А. История становления прокурорского надзора за исполнением федерального законодательства как отдельного направления деятельности органов прокуратуры // Вестник Пензенского государственного университета. 2018. № 1. С. 15-18.

2. Закон Чувашской Республики от 27 июня 1997 г. «О порядке согласования при назначении прокурора Чувашской Республики» (утратил силу) [Электронный ресурс] // Гарант: информ.-прав. портал. URL: https://base.garant.rU/17505975/#friends (дата обращения: 20.03.2021).

3. Закон Чувашской Республики от 4 июня 2007 г. № 14 «О противодействии коррупции» (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс] // Гарант: информ.-прав. портал. URL: https://base.garant.ru/17624294/ (дата обращения: 20.03.2021).

4. О реализации антикоррупционной политики в Чувашской Республике / под ред. А.П. Сухова, М.В. Игнатьева; Администрация Главы Чувашской Республики. Чебоксары, 2016. 7б с.

5. Полвека на ниве образования. К 50-летию ЧГУ им. И.Н. Ульянова. Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 2017. 374 с.

6. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 15.01.2020 г. [Электронный ресурс] // Консультант Плюс: сайт. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?rnd= (дата обращения: 19.03.2021).

7. Приказ Генеральной Прокуратуры РФ от 7 декабря 2007 г. № 195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» [Электронный ресурс] // Гарант: информ.-прав. портал. URL: https://www.garant.ru/products/ ipo/prime/doc/1256732/ (дата обращения: 20.03.2021).

8. Прокуратура Чувашской Республики вчера и сегодня / под ред. В.Г. Метелина; сост.: И.Г. Сахаров и др. Чебоксары: СВ-Пресс, 2010. 243 c.

9. Прокуратура Чувашской Республики отмечает 90 лет со дня основания [Электронный ресурс]. URL: https:// cheboksari.bezformata.com/listnews/prokuratura-chuvashskoj-respubliki/ 5706016/ (дата обращения: 19.03.2021).

10. Прокурорский надзор за исполнением законодательства о противодействии коррупции: сборник методических рекомендаций / под общ. ред. А.Е. Русецкого. М.: Генеральная Прокуратура РФ, 2017. 237 с.

11. Противодействие коррупции [Электронный ресурс] // Генеральная Прокуратура РФ: офиц. сайт. URL: https://genproc.gov.ru/anticor/detail/ (дата обращения: 19.03.2021).

12. Распоряжение Генпрокуратуры РФ № 270/27р, МВД РФ № 1/9789, ФСБ РФ № 38 от 16.12.2008 г. «О совершенствовании работы по предупреждению и пресечению деятельности общественных и религиозных объединений по распространению идей национальной розни и религиозного экстремизма» [Электронный ресурс] // Законодательство РФ: сайт. URL: https://zknrf.ru/acts/Rasporyazhenie-Genprokuratury-RF-N-270_27r (дата обращения: 19.03.2021).

13. Сегодня прокуратуре Чувашской Республики исполняется 95 лет [Электронный ресурс] // Прокуратура Чувашской Республики: сайт. URL: https://epp.genproc.gov.ru/web/proc_21/ mass-media/news/ (дата обращения: 19.03.2021).

14. Федеральный закон от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (последняя редакция) [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс: сайт. URL: http://www.consultant.ru/document/cons _doc_LAW_262/ (дата обращения: 19.03.2021).

15. Федеральный закон от 8 марта 2006 г. № 40-Фз «О ратификации Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции» [Электронный ресурс] // Гарант: информ.-прав. портал. URL: https://base.garant.ru/12145648/ (дата обращения: 20.03.2021).

16. Федеральный закон от 25 июля 2006 г. № 125-ФЗ «О ратификации Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию» [Электронный ресурс] // Гарант: информ.-прав. портал. URL: https://base.garant.ru/12148526/ (дата обращения: 20.03.2021).

17. Филиппов В.Р. Чувашия девяностых. Этнополитический очерк. М.: РАН, 2001. 250 с.

18. Чувашская энциклопедию. Жучков Евгений Петрович [Электронный ресурс]. URL: http://enc.cap.ru/?t=prsn&lnk=2033 (дата обращения: 20.03.2021).

19. Чувашская энциклопедия. Русаков Сергей Викторович [Электронный ресурс]. URL: http://enc.cap.ru/?lnk=4002&t=prsn#:~:text (дата обращения: 20.03.2021).

ИДРИСОВ РУСТЕМ АНАТОЛЬЕВИЧ - кандидат исторических наук, доцент кафедры истории и культуры зарубежных стран, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары (ridrisov21@mail.ru; ОКОЮ: https://orcid.org/0000-0003-4737-0589).

Rustem A. IDRISOV THE MAIN STAGES IN THE DEVELOPMENT OF PROSECUTION AUTHORITIES OF THE CHUVASH REPUBLIC IN THE MODERN PERIOD

Key words: prosecutor's office, the Chuvash Republic, historical stages, macrosocial process, state authorities.

The article is the first attempt to periodize the history of the modern activities performed by the prosecution authorities of the Chuvash Republic. The methodological basis for singling out the individual stages of this process is its study in the context of macrosocial processes. The use of this approach enables to carry out an interdisciplinary study of individual facts and events in the modern history of the Prosecutor's Office of Chuvashia. In this case, it is possible to analyze them in conjunction with the general trends in the development of the state and the law of the country in the period under review, the personal contribution of the heads and employees of the prosecutor's office, and the social changes that took place in society. The novelty of the study is that the proposed periodization in the modern history of the prosecution authorities of Chuvashia is carried out for the first time. In addition, the use of macrosocial processes context in historical research is also new; it has made it possible to use statutory instruments more widely as sources. Without their consideration, periodization of the activities carried out by law enforcement agencies, which include the Prosecutor's Office, will not be sufficiently justified.

The results of the study consist in separating three main stages in the activity of the Chuvash Republic prosecution authorities in the modern period: 1) 1991-1999; 2) 2000-2009; 3) 20102020. All of them have distinctive features that have become the basis for this separation. These features reflect both global social and political processes that took place in the country in these three decades, and particular regional changes that took place in the life of the republic. This interrelation is also a consequence of the very status of the prosecution authorities, which, on the one hand, have the character of federal authorities, and on the other hand, directly influence and are influenced by regional development processes. The most illustrative features characterizing the stages in the modern history of Chuvashia's prosecution authorities are considered in the text of the article, which sets out the author's conclusions. The conducted research has a high degree of practical significance and prospects for continuing this work. The author is a member of the research group analyzing the history of the Chuvash Republic prosecution authorities in connection with celebrating their 100th anniversary. Therefore, a number of conclusions proposed in this article have the general character of methodological recommendations aimed at preparing a general monographic publication on the topic of the study.

References

1. Goncharov S.A., Abramova E.A. Istoriya stanovleniya prokurorskogo nadzora za ispolneniem federal'nogo zakonodatel'stva kak otdel'nogo napravleniya deyatel'nosti organov prokuratury [History of becoming of prosecutorial supervision over execution of federal legislation as separate direction of activity of the prosecutor's office]. Vestnik Penzenskogo gosudarstvennogo universiteta, 2018, no. 1, pp. 15-18.

2. Zakon Chuvashskoi Respubliki ot 27 iyunya 1997 g. «O poryadke soglasovaniya pri naznachenii prokurora Chuvashskoi Respubliki» (utratil silu) [Law of the Chuvash Republic of June 27, 1997 «About the order of concordance at setting of prosecutor of Chuvash Republic» (invalidated)]. Available at: https://base.garant.ru/17505975/#friends (Accessed 20 March 2021).

3. Zakon Chuvashskoi Respubliki ot 4 iyunya 2007 g. № 14 «O protivodeistvii korruptsii» (s izmeneniyami i dopolneniyami) [Law of Chuvash Republic from Junes, 4 2007 № 14 «About counteraction of corruption» (with changes and additions)]. Available at: https://base.garant.ru/17624294/ (Accessed 20 March 2021).

4. Sukhov A.P., Ignatiev M.V., eds. O realizatsii antikorruptsionnoi politiki v Chuvashskoi Respublike [About realization of anticorruption politics in Chuvash Republic]. Cheboksary, 2016, 76 p.

5. Polveka na nive obrazovaniya: k 50-letiyu ChGU imeni I.N. Ul'yanova [Half a century on the field of education: to the 50 year of the Chuvash State University of I.N. Ulianov]. Cheboksary, Chuvash Publ. House, 2017, 374 p.

6. Poslanie Prezidenta RF Federal'nomu Sobraniyu ot 15.01.2020 «Poslanie Prezidenta Fede-ral'nomu Sobraniyu» [Message of the President of the Russian Federation to the Federal Assembly of January 15, 2020 «Message of the President to the Federal Assembly»]. Available at: http://www.con-sultant.ru/cons/cgi/online.cgi?rnd= (Accessed 19 March 2021).

7. Prikaz General'noi Prokuratury RF ot 7 dekabrya 2007 g. № 195 «Ob organizatsii prokuror-skogo nadzora za ispolneniem zakonov, soblyudeniem prav i svobod cheloveka i grazhdanina» [Order of the Prosecutor General's Office of the Russian Federation of December 7, 2007 № 195 «About organization of prosecutorial supervision over the execution of laws, observance of rights and freedoms of man and citizen»]. Available at: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/1256732/ (Accessed 20 March 2021).

8. Metelin V.G., ed.; Sakharov I.G. et al., comps. Prokuratura Chuvashskoi Respubliki vchera i segodnya [Prosecutor's Office of the Chuvash Republic yesterday and today]. Cheboksary, SV-Press Publ., 2010, 243 p.

9. Prokuratura Chuvashskoi Respubliki otmechaet 90 let so dnya osnovaniya [The Prosecutor's Office of the Chuvash Republic celebrates 90 years from the date of foundation]. Available at: https:// chebok-sari.bezformata.com/listnews/prokuratura-chuvashskoj-respubliki/5706016/ (Accessed 19 March 2021).

10. Rusetsky A.E., ed. Prokurorskii nadzor za ispolneniem zakonodatel'stva o protivodeistvii kor-ruptsii: sbornik metodicheskikh rekomendatsii [Prosecutor's supervision over the execution of legislation about counteraction of corruption: collection of methodical recommendations]. Moscow, 2017, 237 p.

11. Protivodeistvie korruptsii [Counteraction of corruption]. Available at: https://genproc.gov.ru/ anticor/detail/ (Accessed 19 March 2021).

12. Rasporyazhenie Genprokuratury RF № 270/27r, MVD RF № 1/9789, FSB RF № 38 ot 16.12.2008 «0 sovershenstvovanii raboty po preduprezhdeniyu i presecheniyu deyatel'nosti obshche-stvennykh i religioznykh ob"edinenii po rasprostraneniyu idei natsional'noi rozni i religioznogo ekstre-mizma» [Order of the Prosecutor General's Office of the Russian Federation№ 270/27r, the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation № 1/9789, Federal Security Service of the Russian Federation № 38 of December, 16, 2008 «About perfection of work on warning and suppression of activity of public and religious associations on distribution of ideas of national hatred and religious extremism»]. Available at: https://zknrf.ru/acts/Rasporyazhenie-Genprokuratury-RF-N-270_27r (Accessed 19 March 2021).

13. Segodnya prokurature Chuvashskoi Respubliki ispolnyaetsya 95 let [Today the Prosecutor's Office of the Chuvash Republic turns 95 years old]. Available at: https://epp.genproc.gov.ru/web/ proc_21/mass-media/news/ (Accessed 19 March 2021).

14. Federal'nyi zakon ot 17 yanvarya 1992 g. № 2202-1 «0 prokurature Rossiiskoi Federatsii» (poslednyaya redaktsiya) [Federal law from January, 17 1992 № 2202-1 «About the Prosecutor's Office of the Russian Federation» (last edition)]. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons _doc_LAW_262/ (Accessed 19 March 2021).

15. Federal'nyi zakon ot 8 marta 2006 g. № 40-FZ «0 ratifikatsii Konventsii Organizatsii 0b"edinennykh Natsii protiv korruptsii» [Federal law from March, 8 2006 № of 40-03 «About ratification of Convention of United Nations against a corruption»]. Available at: https://base.garant.ru/12145648/ (Accessed 20 March 2021).

16. Federal'nyi zakon ot 25 iyulya 2006 g. № 125-FZ «0 ratifikatsii Konventsii ob ugolovnoi otvetstvennosti za korruptsiyu» [Federal law from July, 25 2006 № of 125-03 «About ratification of Convention about criminal responsibility for a corruption»]. Available at: https://base.garant.ru/1214-8526/ (Accessed 20 March 2021).

17. Filippov V.R. Chuvashiya devyanostykh. Etnopoliticheskii ocherk [Chuvashia of the nineties. Ethnopolitical essay]. Moscow, RAN Publ., 2001, 250 p.

18. Chuvashskaya entsiklopediya. Zhuchkov Evgeniy Petrovich [Chuvash encyclopaedia. Zhuchkov Evgeniy Petrovich]. Available at: http://enc.cap.ru/?t=prsn&lnk=2033 (Accessed 20 March 2021).

19. Chuvashskaya entsiklopediya. Rusakov Sergey Viktorovich [Chuvash encyclopaedia. Rusakov Sergey Viktorovich]. Available at: http://enc.cap.ru/?lnk=4002&t=prsn#:~:text (Accessed 20 March 2021).

RUSTEM A. IDRISOV - Candidate of Historical Sciences, Associate Professor, Department of History and Culture of Foreign Countries, Chuvash State University, Russia, Cheboksary (ridrisov21@mail.ru; ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4737-0589).

Формат цитирования: Идрисов Р.А. Основные этапы развития органов прокуратуры Чувашской Республики в современный период // Вестник Чувашского университета. - 2021. - № 2. - С. 78-86. РО!: 10.47026/1810-1909-2021-2-78-86.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.