Научная статья на тему 'Основные этапы развития научной дисциплины «Природопользование»'

Основные этапы развития научной дисциплины «Природопользование» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2077
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕОГРАФИЯ / ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ / РАЦИОНАЛЬНОЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дебелая Ирина Дмитриевна

Рассмотрены особенности развития интегральной научной дисциплины «Природопользование». Отражена эволюция научных и практических представлений о природопользовании в России. Показано значение курса «Рациональное природопользование», входящего в систему учебных дисциплин Тихоокеанского государственного университета, для экологического воспитания студентов и обеспечения связи между их теоретической и профессиональной подготовкой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MAIN STAGES OF NATURAL RESOURCE MANAGEMENT DEVELOPMENT AS AN ACADEMIC SUBJECT

The paper describes specifics of the development of natural resource management as an integrated academic subject and the evolution of scientific and practical concepts of environmental management in Russia. The author stresses the importance of the Sustainable Environmental Management course as a part of the educational system of the Pacific State University for the environmental education of students and for linking their theoretical and professional training.

Текст научной работы на тему «Основные этапы развития научной дисциплины «Природопользование»»

ТЕХНОЛОГИИ ЕСТЕСТВЕННО-ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

TECHNOLOGY OF ♦ ENVIRONMENTAL AND GEOGRAPHICAL EDUCATION

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ НАУЧНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ»

И.Д. Дебелая

Институт водных и экологических проблем ДВО РАН, Хабаровск, Тихоокеанский государственный университет, Хабаровск, E-mail: debelaya@rambler.ru

Для современного периода развития общества характерно, с одной стороны, осознание конечности и ограниченности природных благ, с другой стороны -ценности качества окружающей среды. Беспрецедентное увеличение общественных потребностей в природных ресурсах и ухудшение экологического состояния территории, угроза глобального экологического кризиса активизировали научно-практические исследования и, как следствие, предопределили зарождение новых междисциплинарных направлений на стыке естественных, гуманитарных и технических наук.

В 1970-е гг. начинает формироваться интегральная научная дисциплина «Природопользование» (ПП), фундаментальная основа которой опиралась на достижения таких наук, как география и экология. Ю.Н. Куражковский первый ввел в научный обиход новый термин: «Природопользование - это самостоятельная научно-производственная дисциплина, занимающаяся разработкой общих принципов осуществления всякой деятельности, связанной либо с непосредственным пользованием природой и ее ресурсами, либо с изменяющими ее воздействиями» [1, с. 404].

В настоящее время научное понятие «природопользование» имеет множество определений, частично противоречащих друг другу [2-5 и др.]. Объединяет их осознанная всеми исследователями необходимость создания единой упоря-

доченной системы эксплуатации при-родно-ресурсного потенциала, которая позволяет управлять этим процессом и минимизировать экологический ущерб. Дословный перевод на иностранный язык термина «природопользование» отсутствует: на английском, это звучит как «Nature management», или «управление природой», а на немецком как «Landnutzung», или «использование земли».

При разработке учебной дисциплины для студентов кафедры «Экологии, ресурсопользования и безопасной жизнедеятельности» Тихоокеанского государственного университета было использовано определение Н.Ф. Реймерса: «Природопользование - это научная дисциплина, изучающая совокупность всех форм эксплуатации природно-ресурсного потенциала и мер по его сохранению» [3, с. 404].

«Пользование» предполагает наличие объекта (это может быть территория как ресурсополагающая, ресурсовос-производящая и средовоспроизводящая система) и субъекта (это общество, отрасль, отдельное юридическое или физическое лицо и др.).

Объект природопользования - комплекс взаимоотношений между использованием природных ресурсов, естественными условиями жизни общества и его социально-экономическим развитием в конкретных природных и социально-экономических условиях в пространственно-временных границах

ВпПеИп АВ Я08 [^евйуа АО ЯОО]. 2016. N02 (41)

на определенной территории. Предмет 1111 - оптимизация отношений в системе «природа-общество-хозяйство», стремление к сохранению и воспроизводству среды жизни [6].

Под территорией понимается некоторое пространство, принадлежность которого к конкретной таксономической ступени природного или экономического районирования не определена. В определенной мере это синоним слова «земля». На современном этапе развития общества территория, т.е. земля, пространство становится важнее ресурсов натурально-вещественных, которые могут иметь природные или искусственные заменители, а территория - ресурс исчерпаемый и невозобновимый [7].

Территория - это «вместилище» всех ресурсов, имеет количественные и качественные характеристики. Ресурсные свойства устанавливаются и оцениваются при проведении научно-практических исследований, вычленяется природно-ресурсное пространство [8]. Именно территория, рассматриваемая в природопользовании в пределах политико-административных или, значительно реже, природных границ - как нечто единое и целое - является пространством функционирования и взаимодействия всех природных, техногенных, социальных и экологических процессов и явлений. В связи с этим только единство антропогенного воздействия на природу и ответной реакции на него природы составляет неделимый процесс природопользования [9].

Исследования в области природопользования включают в себя исторические, биологические, экономические, социальные, технические и другие аспекты, но они всегда имеют географический характер, поскольку территори-альны. В настоящее время основные научные понятия и термины научной дисциплины «Природопользование» рассматриваются с позиции эколого-географического подхода:

- географическая составляющая ориентирует на системное исследование взаимосвязей между различными природными и социально-экономическими объектами, территориально организованными и дифференцированными в пространстве;

- экологическая составляющая ориентирует на выявление и анализ последствий антропогенного воздействия на природу и жизнедеятельность населения, а также разработку адресных оптимизационных мероприятий.

Важнейшим импульсом развития природопользования, как научной дисциплины, стала смена его парадигмы: «человек - зависимая часть природы» на стадии присваивающей и ранней стадии традиционной аграрной экономики ^ «человек - хозяин природы» на стадии развития аграрной и индустриальной экономики ^ «человек - соратник природы» на стадии перехода к постиндустриальной экономике. В свою очередь это предопределило изменение характера природопользования: от стихийного и стихийно-регулируемого к адаптационно-регулируемому и, следовательно, в значительной степени управляемому.

Новая парадигма природопользования поставила задачу экологизации сознания и выработки экологических стереотипов поведения, что способствовало, в свою очередь, появлению научного термина «рациональное природопользование». Рациональное природопользование - это «система деятельности, призванная обеспечить экономную эксплуатацию природных ресурсов и условий и наиболее эффективный режим их воспроизводства с учетом перспективных интересов развивающегося хозяйства и сохранения здоровья людей» [3. С. 405].

Формула рационального природопользования была предложена Б.В. Поярковым [10]:

РПП = ИПР + ВПР + ООС, где ИПР - использование природных ресурсов, включающее экономную эксплуатацию природных ресурсов, внед-

рение новых технологий (в т.ч. ресурсо-и энергосберегающих), рециклирование и переработку промышленных и бытовых отходов, развитие экологического бизнеса и др.; ВПР - воспроизводство природных ресурсов как сохранение базы для воспроизводства природных ресурсов с использованием всех специфических и неспецифических методов; ООС - охрана окружающей среды, которая включает охрану невозобновляе-мых природных ресурсов, биологического и ландшафтного разнообразия, создание как комфортных условий для жизнедеятельности людей, так и экологической инфраструктуры и др.

Наряду с термином «рациональное природопользование» в научной литературе и средствах массовой информации используются такие термины, как «устойчивое природопользование», «сбалансированное природопользование», «поддерживающее природопользование», в трактовке которых прослеживается переход от ресурсной парадигмы к экологической. Таким образом, при современном уровне теоретических и практических знаний «рациональное природопользование» - это экологически обоснованное природопользование.

Природопользование Российской Федерации в значительной степени отличается от того, что понимается под рациональным природопользованием. Однако элементы и формы рационализации природопользования, эталонные объекты и предприятия уже появились в российских регионах. Поскольку природопользование - это социально-эколого-экономическое явление, оно обусловливает возникновение проблем трех типов: социальных, экономических, экологических. Экономические и социальные проблемы традиционно находились и находятся в центре внимание государства и общества. А вот изучение экологических проблем и их про-странственно-временых сочетаний -экологических ситуаций, оценка экологического состояния территории стали возможными только в 1980-е гг., что

объясняется определенным уровнем научно-практических знаний и осознанием обществом экологической угрозы. В последние десятилетия изменилась сущность экологических проблем: значительно расширился их спектр, усилилась интенсивность и острота проявлений, увеличился территориальный охват, многие из проблем имеют унаследованный характер. Выделяются приоритетные экологические проблемы, решать которые необходимо уже сегодня, а завтра может быть уже поздно [6].

Следующий этап развития природопользования как научной дисциплины был обусловлен формированием нового научного направления - «устойчивое развитие», которое в наиболее общей формулировке определено как «развитие, которое обеспечивает нужды современного поколения, не подвергая угрозе жизненные потребности будущих поколений» [11]. Концепция устойчивого развития, акцентируют внимание на изучение сложнейших взаимодействий в системе «природа-общество-хозяйство» и предполагает при планировании территориального развития равнозначный учет всех факторов. Цели, задачи и механизмы устойчивого развития на всех иерархических уровнях (глобальном, региональном, локальном) имеют свою специфику, что проявляется в природопользовании на конкретной территории. Поэтому «географическая составляющая» в векторе развития современного природопользования как научной дисциплины усиливается.

В начале XXI в. новые аспекты изучения территории как фактора устойчивого развития предопределили необходимость учета реальной социо-эколого-экономической ситуации в каждом российском регионе во всех сферах природопользования [12]. Региональный подход ориентирует на системный анализ взаимодействия природы и общества с учетом экономических, энергетических, ресурсных, демографических, культурных, этнических, экологических и других собенностей в каждом субъекте Российской Федерации. Использование

ВпПеИп АВ Я08 [^евйуа АО ЯОО]. 2016. N02 (41)

этого методологического подхода позволяет выявить как «общие», так и «индивидуальные», «специфические» характеристики природопользования.

Учитывая специфику географического положения России, необходимо отметить, что государственные органы управления, осуществляя региональную политику, реализуют стратегию национальной безопасности: на каждый субъект РФ накладываются определенные обязательства сохранения природно-ресурсного, экологического, экономического и социального потенциалов [13]. Сегодня устойчивое социально-экономическое развитие регионов не возможно без учета экологических факторов, предполагающих всестороннюю оценку любого действия человека на среду его жизнедеятельности и биосферу в целом. Состояние окружающей среды становится важнейшим условием обеспечения экологической безопасности населения и приоритетным фактором инвестиционной привлекательности территории. Повышенный интерес к природопользованию в последние годы обусловлен увеличением потока научной информации, усилением антропогенной трансформации природной среды, процессами экологизации, гуманитаризации и глобализации.

Академик В.М. Котляков, характеризуя «современность географии», под-

Эволюция научных представлений о при

черкнул тесную взаимосвязь ее ветвей и одновременно отметил обширные связи этой науки с другими естественными и гуманитарными науками. Это указывает на то, что именно география может обеспечить основу для понимания пространственных особенностей движения российских регионов по пути устойчивого развития [14].

Анализ научной литературы свидетельствует, что сегодня закладываются основы формирования региональной экологической политики. Под региональной экологической политикой (РЭП) мы понимаем «разветвленную систему механизмов, норм и правил, объединенных единой целью для достижения поставленных задач в области охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов, обеспечения экологической комфортности среды для проживания населения, а также использования экологических отношений для решения политических, социальных и экономических задач» [13, с. 349]. Исследовательская деятельность позволила рассмотреть эволюцию научных представлений о «Природопользовании» (табл.).

Современные взаимоотношения в интегральной системе «природа-общество-хозяйство» характеризуются большой сложностью, масштабностью и динамичностью.

Таблица

ользовании ([5] с дополнениями автора)

Природопользование

Практическая деятельность Научная трактовка

Использование природных ресурсов и экологических услуг геосистем То же + охрана То же + мониторинг, экономическая оценка природных ресурсов и геосистем, а также их использования То же + социокультурный анализ хозяйственной деятельности То же + использование «нравственных регуляторов» То же + региональный компонент ресурсопользование - «экономико-географическая трактовка» ресурсопользование, охрана природы - «экономико- и физико- географическая трактовка» то же + геоэкология и экологическая экономика - «геоэкологическая и экономическая трактовка» то же + гуманитарные исследования (социальная экология, этнокультурное ландшафтоведение, эстетика ландшафта и др.) - «системный анализ» то же + «Ноосферная трактовка», «Рациональное природопользование» то же + «Устойчивое развитие», «Региональная экологическая политика»

Общество вынуждено решать сложнейшую задачу: как при эффективном использовании природных ресурсов нанести наименьший ущерб самой природе, а также жизни и деятельности населения. На первый план выходят междисциплинарные и проблемноори-ентированные формы научно-исследовательской и образовательной деятельности, направленные на формирование экологически ответственного человека.

В концепции перехода Российской Федерации на модель устойчивого развития экологическое образование рассматривается как одно из обязательных условий, позволяющих реализовать право граждан на жизнь в благоприятной окружающей среде [15]. Специальный курс «Рациональное природопользование»

входит в систему учебных дисциплин Тихоокеанского государственного университета, разработанных на кафедре «Экологии, ресурсопользования и безопасности жизнедеятельности» и направленных на экологическое воспитание студентов. В методическом плане он обеспечивает связь между их теоретической и профессиональной подготовкой [16].

Владение теоретическими знаниями и практическими навыками, позволяет выпускникам университета профессионально и в повседневной жизни грамотно ставить и самостоятельно решать проблемы, связанные с рациональным использованием природных ресурсов и обеспечением экологической безопасности жизни и деятельности населения региона.

Список литературы

1. Куражковский Ю.Н. Очерки природопользования. - М.: Мысль, 1969. - 268 с.

2. Основы природопользования: курс лекций / Л.М. Корытный, Е.В. Потанина. -Иркутск: Изд-во ИГУ, 2013. - 370 с.

3. Реймерс Н.Ф. Природопользование: словарь-справочник. - М., 1990. - 637 с.

4. Региональное природопользование: учеб. пособие. - М., 2003. - 307 с.

5. Красовская Т.М. Природопользование Севера России. - М., 2008. - 288 с.

6. Дебелая И.Д. Рациональное природопользование: учеб. пособие. - Хабаровск: Изд-во Тихоокеан. гос. ун-та, 2012. - 142 с.

7. Мирзеханова З.Г. Ресурсоведение: учебное пособие. - Владивосток, 2008. - 460 с.

8. Бакланов П.Я., Каракин В.П. Природно-ресурсное пространство: дифференциация, границы, типы // География и природные ресурсы. - 2013. - № 4. - С. 11-17.

9. Михайлов Ю.П. Географические грани процесса природопользования // География и природные ресурсы. - 1980. - № 3. - С. 159-164.

10. Поярков Б.В. Некоторые теоретические вопросы рационального природопользования // Рациональное природопользование в условиях Дальнего Востока (задачи и направления). - Владивосток: ДВО АН СССР, 1982. - С. 7-40.

11. World Commission on Environment and Development (the Brunndiland Commission). Our Common Future. - Oxford Unit. Press. New York, 1987. - 148 p.

12. Мирзеханова З.Г. Особенности региональной экологической политики в стратегии перспективного развития Хабаровского края // Тихоокеанская геология. - 2010. -Т. 29. - № 2. - С. 119-125.

13. Мирзеханова З.Г. Региональная экологическая политика: информация для принятия решений // Интеркарто/ИнтерГИС-20: матер. конф. - Белгород, 2014. - С. 347-353.

14. Котляков В.М. Современность географии // Вест. МГУ. Сер. 5. География. -2011. - № 6. - С. 4-12.

15. Концепция перехода РФ к устойчивому развитию. Утв. Указом Президента РФ от 1 апреля 1996 г. № 440 // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 15. - Ст. 1572.

16. Дебелая И.Д. Особенности преподавания дисциплины «Рациональное природопользование» при подготовке инженеров-экологов // Изв. Самарского НЦ РАН. - 2011. - Т. 13. - № 1 (6). - С. 1550-1553.

Дата поступления 3.06.2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.