Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ МУЗЕЕВ КАЗАХСТАНА В ПЕРИОД НЕЗАВИСИМОСТИ'

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ МУЗЕЕВ КАЗАХСТАНА В ПЕРИОД НЕЗАВИСИМОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
982
163
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЕЙ / МУЗЕЙНОЕ ДЕЛО / ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ / НЕЗАВИСИМОСТЬ / СТРУКТУРА РАБОТЫ / ИСТОРИЧЕСКИЕ ОБЪЕКТЫ / МУЗЕЕВЕДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Капышев А. К., Искаков К. С.

Развитие музейного дела и на современном этапе требует новых прогрессивных и профессионально ответственных мер, обеспечивающих его деятельность в соответствии с требованиями и вызовами времени. В статье рассказывается об этапах развития, деятельности и структуре работы музеев Казахстана в период независимости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ МУЗЕЕВ КАЗАХСТАНА В ПЕРИОД НЕЗАВИСИМОСТИ»

УДК 908

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ МУЗЕЕВ КАЗАХСТАНА В ПЕРИОД

НЕЗАВИСИМОСТИ

Капышев А. К., Искаков К.С.

Кокшетауский университет имени Абая Мырзахметова (г. Кокшетау, Республика Казахстан)

Аннотация: развитие музейного дела и на современном этапе требует новых прогрессивных и профессионально ответственных мер, обеспечивающих его деятельность в соответствии с требованиями и вызовами времени. В статье рассказывается об этапах развития, деятельности и структуре работы музеев Казахстана в период независимости.

Ключевые слова: музей, музейное дело, основные этапы развития, независимость, структура работы, исторические объекты, музееведение.

За последние 15 лет в Казахстане, как и в других странах СНГ, произошли глобальные изменения во всех сферах жизни. Проблемы формирования новой шкалы норм и ценностей, изменения мотивации человеческой деятельности, преодоления социальной пассивности и иждивенческих предрассудков стали еще более сложной задачей, чем политические и экономические преобразования. В связи с этим материальный аспект реформ остается важным и необходимым для повышения уровня жизни, можно констатировать, что в постсоветских странах, в том числе и в Казахстане, появилась новая цель. Этот процесс сопровождался пересмотром системы ценностей и переоценкой жизненных целей в сознании людей. "Пересмотр ценностных отношений" привел к мнению, что для многих людей и государства существуют вещи и явления, значение которых не зависит от социальной системы, и к таким ценностям относится хорошее образование. Развитие музейного дела в Казахстане приобретает новое место и цель [1]. Это не только центр сохранения и передачи культурного наследия, но и активный элемент общественной жизни. Для стран дальнего зарубежья смена парадигмы социального назначения музеев произошла в 60-80-е годы. В Казахстане термин «музееведение» стал отмечаться в 2000-х годах, когда внимание современных музеев к культурно-образовательной деятельности стало проявляться. Сегодня музеи занимают одно из ведущих мест на рынке образовательных услуг. В современном мире музей является объектом, обеспечивающим сохранение исторического наследия.

На начальном этапе государство - переживало эпоху становления в очень жестких условиях социально - экономических реформ и не могло оказать существенную финансовую поддержку музеям. Как и в других странах, ограничения в государственном финансировании породили новые возможности и разнообразие видов деятельности, которые трудно связать с традиционными представлениями о музее и традиционными подходами к их проектированию. Кроме того, резко ослабли контроль и идеологическое давление на музеи. В определенном смысле музеи в этот период времени были переданы самим себе. При этом государство было открыто для сотрудничества с другими странами в различных сферах жизни, в том числе в музейной деятельности. В страну прибыли зарубежные благотворительные фонды, в свою очередь сотрудники музея получили возможность ознакомиться с опытом музеев других стран. При этом необходимо отметить, что казахстанские музеи развивали свою деятельность в занятом месте. Наличие богатых фондов, сложившаяся структура работы позволили большинству из них не накапливаться, а использовать накопленное, но сосредоточиться на новых формах и направлениях [2]. Деятельность музеев Казахстана в 1999-2000 гг. активная, поддержка музеев Казахстана

международными фондами и компаниями, в основном путем проведения семинаров для музейных работников, инициированных Фондом Сорос-Казахстан и Центром современного искусства Сорос (Алматы). Возможность посещать семинары Сороса не только способствовала росту профессионализма, но и расширяла кругозор мышления, делая его более открытым. Появление музеев, детских музеев, музеев неправительственных организаций, "виртуальных" музеев -проектов, внедрение интерактивных методов: индивидуальный опыт истории, различные методы. В 2001-2005 годы, несмотря на прекращение финансовой помощи в этот период и нереализацию многих проектов Казахстана продолжили свое развитие.

Музей Первого Президента Республики Казахстан, обладающего статусом научно-исследовательского учреждения "Центральный государственный музей Республики Казахстан", после длительного перерыва возобновился интерес к профессиональной подготовке и повышению квалификации музейных специалистов, стали регулярно проводиться курсы повышения квалификации для музейных работников.Ежегодно в вузах страны стали выделяться бесплатные образовательные гранты на уровне бакалавриата по специальности "музейное дело" [3].

Полноценная жизнь культуры невозможна без памяти о прошлом, прямого прикосновения к нему, глубокого понимания исторического наследия. Музеи как научно-исследовательские и культурно-просветительские учреждения, собирающие, хранящие, изучающие и показывающие памятники материальной и духовной культуры, призваны аккумулировать историческую память и опыт народа, вошедшего в предметы, и оказывать влияние на культурное развитие общества, сохраняя умственно-культурную преемственность поколений.

Необходимо отметить, что в 30-е годы прошлого века в Казахстане, несмотря на нехватку научных кадров и недостаточную обеспеченность надлежащим образом оборудованных помещений, сформировалась и активно развивалась сеть профессиональных музеев. В 1938 году в республике работало 18, в том числе 7 Областных, 9 районных, 2 республиканских. В следующем году количество этих научно-исследовательских и культурно-просветительских учреждений в Казахской ССР увеличилось до 25. А в 1940 г. 589 тыс. казахстанцев посетили 26 музеев, в том числе 2 тарихи-революционных и 1 мемориальный, 18 краеведческих, 1 естественнонаучный, 2 искусствоведческих, 2 этнических [4].

В постсоветский период процесс развития культурно - образовательной деятельности казахстанских музеев имел свою специфику, представлял научный интерес как с точки зрения изменения содержания, так и с точки зрения применения новых технологий. В стране, где музейная педагогика является динамично развивающейся сферой музейной деятельности, большое теоретическое значение имеет решение "общих" и "особых" проблем культурно - образовательной деятельности музеев. Исследование по данной теме станет отправной точкой для следующих шагов в становлении музейной педагогики Казахстана как самостоятельной научной дисциплины. Следует отметить, что данное исследование впервые внедрило в научный оборот материалы по проектной деятельности музеев Казахстана и является первым в истории науки Казахстана исследованием в области разработки теоретических проблем данной области знаний. Практическая значимость работы заключается в том, что анализ развития культурно-образовательной деятельности музеев Казахстана в период независимости позволяет выявить новые пути в этом направлении, не повторяя ошибок и опираясь на успешный опыт. Ориентация на теорию и практику, определенный качественный уровень активно развивающихся проектных технологий культурно-образовательной деятельности позволяет многим музеям в полной мере реализовать свой творческий потенциал. Материалы исследования могут быть использованы в качестве основы курсов музейной педагогики для студентов вузов и педагогических вузов, в качестве проектной деятельности для участников семинаров-тренингов. Полученные результаты станут частью исследовательского проекта "Музейное дело в Казахстане: становление, тенденции развития, проблемы" в рамках государственной программы "Культурное наследие Казахстана". В работе показана хроника современной музейной практики, что позволяет поставить ее в число исторических данных по современному периоду.

Глобализация, экономический кризис и социальные преобразования, происходящие в мире в начале XXI века, изменили отношение общества к наследию. Одним из основных

социокультурных институтов, призванных заботиться о сохранении наследия, являются музеи. Актуальность исследования подтверждается музеями, которые во многих странах стали центрами выявления, изучения, сохранения и популяризации памятников природы, истории и культуры. Музеи это особая коммуникативная система, которая является частью культурного пространства страны, они могут играть роль посредника в "диалоге" современных культур, что свидетельствует о важности изучения культурного наследия, хранящегося в фондах музея. Специфика экспозиционно - выставочной работы музеев с палеонтологическими коллекциями основана на научно-исследовательской деятельности, результатом которой является демонстрация подлинных свидетельств развития природы. В этом случае экспозиция выступает в качестве основного канала коммуникации [5].

В историко-краеведческих музеях Казахстана имеются палеонтологические экспозиции, отражающие биологическую историю региона в соответствии с определенной научной концепцией. Как правило, они вкладываются как в отдельные материалы музея, так и в материалы из других коллекций.

Выставки музея организованы по тематическому принципу в зависимости от характера экспозиционных материалов (фондовых, других собраний, комплексных) и места размещения. Временные выставки отражают направление научных исследований, научные достижения в изучении конкретных проблем, результаты полевых экспедиций. Уровень технической оснащенности музея зачастую не позволяет его демонстрировать в стационарной экспозиции, поэтому выставки привлекательны для посетителей, вызывают интерес к музею и способствуют развитию музейных связей.

Сегодня для многих казахстанских музеев очень актуален вопрос экспозиционного показа коллекций. Палеонтологическая экспозиция предстает как уникальная информационная система, отражающая явления исторического процесса через музейные предметы (экспонаты) как ярко выраженную составляющую. Экспозиция создается авторами путем осмысления экспонатов на основе определенного понимания воспринимающего субъекта. В последнее время вопрос создания палеонтологических экспозиционных комплексов находится на стадии обсуждения, эта проблема очень важна и своевременна для современной казахстанской, поэтому необходимо провести дальнейший анализ данной проблемы, обсудить ее в научной и исторической, музееведческой среде.

Краеведческий музей - это документация и презентация исторического, природного и культурного развития конкретного населенного пункта или географического региона. Основными фондами такого музея - являются экспонаты, связанные с историей региона, такие как археологические находки, произведения искусства или ремесла, документальные и изобразительные материалы, фиксирующие исторические события, происходившие в этом регионе, предметы быта, мемориальные предметы, связанные с выдающимися земляками, материалы, отражающие экономическое и техническое развитие региона и др. [6].

Помимо хранения и экспозиции исторических фондов краеведческие музеи также проводят научно - исследовательские работы по изучению истории своего региона , в том числе -многолетние наблюдения за природно - историческими объектами, публикации рукописей по результатам экспедиций и археологических раскопок, а также исследования в научных изданиях.

Краеведческие музеи являются неотъемлемой частью научной или любительской краеведческой деятельности и сегодня существуют во многих странах мира. Среди основных проблем современного музейного строительства на первом месте стоят вопросы, связанные с архитектурно-художественным проектированием экспозиций. В исследовательских группах они актуальны и требуют осмысления. Музейная экспозиция становится средством познания окружающего нас мира, системой средств, при помощи которых посетитель музея приближается к объекту познания, то есть к интерпретируемому объекту. Он отражает исторические знания о мире, который когда-то существовал или окружал нас. В настоящее время творческий процесс создания экспозиции, приобретает новое качество, становясь самостоятельным художественным жанром оформления экспозиции, поскольку предполагает использование художественно-выразительных средств. Таким образом, большое значение приобретает создание экспозиционного

образа, создание уникальной экспозиционной драматургии, поиск собственной художественно-пространственной композиции, умелое использование цветного светового оформления, художественно - функциональное качество экспозиции, иными словами, осмысление объекта экспозиции как одного из важнейших аспектов современного музея [7]. Интерес исследователей к этой проблеме можно объяснить тем, что оформление напрямую зависит от классификации музея и его содержания.

Говоря о комплексных музеях, в частности о краеведении, следует вспомнить об их роли и миссии в современном динамично развивающемся обществе. Важной особенностью современности можно назвать ослабление идеологических ценностей и кризис национальных и индивидуальных взглядов. Таким образом, судьба отечественных музеев прошлого века была непростой. С одной стороны, в ХХ веке в Казахстане была создана достаточно развитая сеть музеев, сформировалось представление об их месте и роли в обществе. Постоянно совершенствуясь как социальный институт в деятельности общества, музеи к концу века стали многофункциональными научными, культурными и культурно-просветительскими учреждениями со сложной внутренней структурой и широкими разветвленными связями. С другой стороны, динамичные социальные процессы предшествующей эпохи вовлекали музеи в русло зачастую слишком явных и неравномерных преобразований и связывали развитие музейного дела в стране с жесткими идеологическими рамками.

В 1990-2000-е годы в Казахстане, несмотря на сложные социально-экономические условия, в обществе в целом и в профессиональной среде сложились предпосылки для пересмотра подхода к общественному назначению музея, его основным функциям. В концепции миссий казахстанских музеев появился новый акцент, присущий новым экономическим условиям, в которых развиваются новые независимые государства. Особенностью современного состояния этнических культур в Казахстане является их мирное сосуществование и взаимовлияние на фоне этнических конфликтов на международной арене. Государство прилагает особые усилия для укрепления и углубления этой ситуации. Конечно, деятельность музеев развивается по тому же руслу: осуществляется с помощью специальных усилий для создания условий культурного диалога. В этом контексте важным является то, что ряд музеев ведет многолетнюю системную работу, предусматривающую культуру народов Казахстана. [8].

В современных условиях особенно важна роль истории в укреплении общенационального (государственного) сознания и казахстанских ценностей. Построение коллективной идентичности является важной составляющей внутренней политики современных государств. Все государства мира в определенной степени проводят политику идентичности, а также историческую политику, направленную на консолидацию общества. Инструментами этой политики являются государственный язык, учебные программы школ и вузов и учебники истории, требования, связанные со знанием государственного языка при получении гражданства, трудоустройстве трудовых мигрантов, национальные символы и праздники, ономастическая работа и др.

В условиях глобализации и цивилизационных вызовов XXI века важное место при прогнозировании будущих моделей развития как страны, так и мира в целом занимает духовно-идеологическая составляющая общественного развития. Отечественный и мировой исторический опыт позволяет возродить ценности и идеалы предыдущих поколений, что особенно актуально сегодня в свете проблем гуманизации общества. Нравственность и духовность, знание истории, культуры, языка и традиций народа действительно обогащают и стимулируют человека к новым высотам, созидательной деятельности и сознательной жизни. Источник духовности-мудрость веков и поколений, яркие примеры истории, опыт. Для молодого поколения только знания, высокие мысли и цели, жизненно важная идея вдохновляют человека, делают его красивым как внутри, так и снаружи. Для модернизационного прорыва страны и нации необходимо качественное изменение общественного сознания, развитие гражданского общества, активности граждан [9].

Государство является основным субъектом исторической политики, но важна и деятельность другого научного сообщества, представителей гражданского общества. На современное поколение возложена особая историческая ответственность за сохранение и

приумножение достижений, побед независимости. Поэтому для дальнейшего укрепления казахстанской государственности необходима постоянная консолидированная работа всех государственных и общественных институтов по популяризации сущности и ценностей национальной истории прошлого и современности.

Библиографический список

1. Арзамасцев В. П. о семантической структуре музейной экспозиции. - М: НИИ культуры., 1989. - 49 с.

1. Ахметова С. Ш. особое Краеведение для казахов. - Алматы: 2000. - 168 с.

2. Гнедовский М. Б. современные тенденции развития музейных отношений в капиталистических странах: теория и практика. - М: высшая школа., 1999.-56 С.

3. Кыдыралина А. Ж. Музееведение. - Тараз: 2003. - 168 С.

4. Попов Ю. Г. музеи независимого Казахстана. - Алматы: 2002. - 200 С.

5. Рыскельдин Р. А. Краеведение. - Астана: 2004. - 88 С.

6. Уалиханов Ш. Ш. этнографическое наследие казахов. - А: Золотая книга., 1998.

7. 233 с.

8. Удегбаева С. К. архивные труды в Оренбурге. - Алматы: 2006. - 153 С.

9. Шарипов О. С. историко-краеведческие музеи Казахстана. - Алматы: 2001. - 62 С.

Капышев А. К., кандидат исторических наук, доцент, Кокшетауский университет имени А. Мырзахметова (Республика Казахстан, г. Кокшетау).

Искаков К.С., магистрант, Кокшетауский университет им. А.Мырзахметова (Республика Казахстан, г. Кокшетау).

Дата поступления статьи: 04.02.2021

© А.К. Капышев, К.С. Искаков

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.