Научная статья на тему 'Основные этапы развития международных гостиничных сетей'

Основные этапы развития международных гостиничных сетей Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
5442
1164
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ГОСТИНИЧНЫЕ СЕТИ / ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ЭКСПАНСИЯ / ФРАНЧАЙЗИНГ / СТАНДАРТЫ ОБСЛУЖИВАНИЯ / INTERNATIONAL HOTEL NETWORKS / GEOGRAPHIC EXPANSION / FRANCHISING / STANDARDS OF SERVICE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Амосова Г. М.

В статье исследуются основные тенденции развития ведущих международных гостиничных сетей мира с конца XIX века до настоящего времени, рассматриваются факторы, которые повлияли на формирование данной отрасли экономики. Особое внимание уделено особенностям функционирования гостиничных сетей в США и странах Западной Европы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Major stages in the development of international hotel networks (Russia, St. Petersburg)

The article focuses on the major trends in development of the leading international hotel networks starting with the end of the XIX c. to date. The author discusses factors that produced a significant impact in this sphere, and concentrates on the situation with hotel networks in the USA and the countries of Western Europe

Текст научной работы на тему «Основные этапы развития международных гостиничных сетей»

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ГОСТИНИЧНЫХ СЕТЕЙ

Г.М. Амосова,

аспирант кафедры мировой экономики Санкт-Петербургского государственного университета

galiya.amosova@philips.com

В статье исследуются основные тенденции развития ведущих международных гостиничных сетей мира с конца XIX века до настоящего времени, рассматриваются факторы, которые повлияли на формирование данной отрасли экономики. Особое внимание уделено особенностям функционирования гостиничных сетей в США и странах Западной Европы.

Ключевые слова: международные гостиничные сети, географическая экспансия, франчайзинг, стандарты обслуживания

УДК 334.726

Первые гостиницы возникли еще за 2 тыс. лет до н.э. в Древней Ассирии. С тех пор облик средств размещения сильно изменился и спектр предлагаемых услуг в них значительно расширился. Отели в современном понимании стали открываться уже в конце XIX века. Основной особенностью развития гостиничного бизнеса стало активное распространение сетевых форм. В ходе анализа тенденций деятельности международных гостиничных сетей можно условно обозначить 4 основных этапа их развития:

1. Формирование первых национальных гостиничных сетей (конец XIX в. — до начало II Мировой войны);

2. Экспансия американских компаний на международный рынок гостиничных услуг в тесном сотрудничестве с авиакомпаниями (после окончания II Мировой войны — до 70-х гг. XX в.)

3. Выход европейских компаний на международный уровень (70-е и 80-е годы XX в.)

4. Постепенное снижение доли американских гостиничных сетей на мировом рынке гостиничных услуг и появление на международной арене азиатских, австралийских и латиноамериканских компаний (90-е годы XX в. по настоящее время).

Начало первого этапа относится к концу XIX в., когда после индустриализации общества, появления новых видов транспорта (пароходов и железных дорог), ростом доходов населения и развитием массового туризма гостиничное хозяйство значительно изменилось. Появляется устойчивый спрос на качественное размещение и высокий уровень обслуживания. В это же время стали формироваться первые национальные гостиничные сети в США, Канаде и государствах Западной Европы. Так, например, железнодорожная компания «Canadian Pacific» строила гостиницы вдоль своей железной дороги, тем самым добиваясь загруженности и своих поездов и средств размещения. Надо отметить, что и по сей день ей принадлежат роскошные гостиницы в крупнейших канадских городах [1, с. 143]. Однако стоит отметить, что первые формы кооперации в гостиничном хозяйстве часто были представлены в виде синдикатов, концернов, отраслевых ассоциаций и значительно отличались по масштабам своих операций и номерному фонду от современных сетей. Тем не менее, уже на рубеже веков постепенно создавались сетевые формы гостиничных объединений, цель которых заключалась в повышении эффективности функционирования отелей за счет преимуществ, получаемых от стратегического сотрудничества [2, с. 15].

Интересно отметить, что всемирно известная международная гостиничная сеть «Hilton» была основа в 1919 г. в городе Сиско, штат Техас (США). Уже через 6 лет основатель компании Конрад Хилтон покупает еще одни отель в Далласе, и называет его своим именем. Купив несколько малых гостиниц, г-н Хилтон стал пионером по внедрению в каждом номере ванных комнат, зеркал в полный рост, телефонных аппаратов и радиоточек, став образцом для всей

гостиничной отрасли на 40 лет вперед [3]. Он стремился максимально стандартизировать набор предлагаемых услуг в его отелях. Также необходимо отметить, что основатель компании изначально хотел присоединять к своей сети по одному новому отелю в год. Однако через несколько десятилетий его компания легко перевыполняла данный план. Позже данная идея привела к внедрению и распространению системы франчайзинга. В то же время в Европе была основана гостиничная сеть Ritz-Carlton. В данной сети все отели были уникальны и не похожи друг на друга. Эта сеть была рассчитана, прежде всего, на богатых постояльцев и предлагала высокий уровень обслуживания. При открытии новой гостиницы в сети Ritz-Carlton оставался принцип его размещения в центре крупного города. Нужно добавить, что в Западной Европе большая часть гостиниц, которые стали впоследствии частью гостиничных сетей, были единичными объектами недвижимости, имевшими богатую историю и принадлежавшими известным владельцам.

С развитием гостиничной отрасли в ней происходили соответствующие институциональные изменения. Постепенно появлялись институты, которые содействовали классификации гостиниц и стандартизации предлагаемого ими набора услуг, который уже в начале XX в. рассматривались, как экономическая необходимость. Так при увеличении числа гостиниц, принадлежащих одной компании для повышения эффективности работы было просто необходимо стандартизировать процессы, чтобы осуществить передачу наиболее удачных решений. Необходимо упомянуть Лондонский синдикат владельцев гостиниц, французский «Союз хозяев гостиниц». А в 1928 г. была основана международная корпорация «The Leading Hotels of the World» («Ведущие отели мира»). Лучшие гостиницы мира и сегодня хотят быть членом данной организации, так как это повышает престиж отеля.

Однако в первую половину XX в. гостиничные сети не стремились расширить свое географическое присутствие за рубежом, они лишь укрепляли свои позиции на внутренних рынках. А период расцвета международных гостиничных сетей пришелся на послевоенный период, когда они значительно расширили свой номерной фонд и географическое присутствие. Именно после 1945 г., после окончания Второй Мировой войны начинается второй этап развития сетей. Также нужно отметить невероятный скачок в объеме пассажирских авиаперевозок и начало регулярных трансатлантических полетов. Авиационная индустрия определила гостиничный бум во всем мире. Кроме того к этому времени США стали лидерами в мировой экономике. Доля этой страны в мировом валовом продукте достигала 45% [4, с. 148]. Кроме того, США удалось задать основную траекторию развития гостиничной отрасли на последующие десятилетия. Основные концепции функционирования сетевыми отелями были впервые внедрены именно американскими компаниями.

Крупнейшие гостиничные сети из США, получив достаточный опыт работы на внутреннем рынке, стали открывать

свои первые отели в других странах мира. Одна из первых международных гостиничных цепей «Hilton» была обязана своим созданием американской авиатранспортной компании «Pan American». Поскольку в странах Латинской Америки, куда самолеты компании совершали перелеты, не было гостиниц того уровня, к которому привыкли американские бизнесмены, возникла идея построить в этих странах отели с одинаковым уровнем услуг соответствующего класса. В 1949 г. был построен первый отель «Hilton» за пределами США [5]. Например, отель «Hilton» в Буэнос-Айресе по сервису не должен был отличаться от отеля данной сети в Нью-Йорке. Важно подчеркнуть, что именно в это время сформировалась концепция развития международных гостиничных сетей. Кроме того, базовый принцип данной концепции заключался в использовании имиджа созданного гостиничным брендом для продвижения новых средств размещения на зарубежных рынках [6, с. 25].

Это не единственный пример успешного сотрудничества авиакомпаний и гостиничных сетей. Данная тенденция была весьма характерна для международной гостиничной отрасли вплоть до 1980-х г. [2, с. 24]. Уже упомянутая компания «Pan American» в 1946 г. основала новое подразделение «InterContinental Hotels» для обеспечения своих пассажиров и сотрудников средствами размещения в разных точках мира. Сегодня «InterContinental Hotels Group» — ведущая международная гостиничная сеть мира с наибольшим размером номерного фонда, который достигает почти 650 тыс. комнат. Можно добавить, что сотрудничество гостиничных сетей и авиакомпаний позволило им стать глобальными транснациональными компаниями. На сегодняшний момент компания «Hilton» имеет более 3,5 тыс. отелей в 78 странах мира, а к сети «InterContinental Hotels Group» относится свыше 4,4 тыс. гостиниц, которые расположены в 100 странах мира [7].

Кроме возможности расширения географической репрезентативности международные гостиничные сети позаимствовали у крупнейших авиаперевозчиков электронные системы бронирования. К концу 1950-х годов в среднем для резервирования места на полет было необходимо привлечь более 10 сотрудников и затратить более 3 часов их рабочего времени. В связи с резко возросшим пассажиропотоком необходимо было создать новые системы бронирования. В 1964 г. авиакомпания «American Airlines» совместно с «IBM» запустила программу «Ciber» [4, c.150]. Теперь процедура бронирования занимала несколько секунд, а ошибка составляла менее 1%. Данная программа позволяла оформить до 20 тыс. продаж в день. К 1970-м годам успех от внедрения новых технологий привел к тому, что подобными системами бронирования стали пользоваться и туристические агентства, и гостиницы по всему миру.

Безусловно, к этому периоду относится возникновение новых правовых институтов, давших новый толчок к развитию и расширению международных гостиничных сетей, а именно франчайзинга. Он имел важную роль в изменении внешней среды развития международных гостиничных сетей [8, р.134]. В 1965 г. компания «Hilton» стала применять франчайзинг как возможность расширения географической репрезентативности сначала на территории США, а затем и на рынках других стран.

Начало третьего этапа развития гостиничных сетей можно отнести к 1970 году. Именно до этого времени продлилось единоличное доминирование американских гостиничных сетей. В тот период Западная Европа демонстрировала высокие темпы экономического развития. Стал активно развиваться международный туризм и в европейских странах, таких как Италия, Франция, Испания, Германия. Нужно отметить, что если в 1950 г. США занимала первое место по числу иностранных туристических прибытий, то уже к 1970

году она была смещена европейскими странами на 5 место по данному показателю. Безусловно возросший туристический поток стимулировал бурное развитие гостиничного сектора в Западной Европе. Уже в 1978 г. 8 из 10 международных гостиничных сетей принадлежали американцам [2, с.26]. То есть в конце 1970-х годов происходило значительное проникновение новых игроков на рынок гостиничных услуг, причем за счет появления неамериканских компаний.

Однако по-прежнему гостиничные сети из США имели огромное влияние на мировом рынке. Приход в 1962 г. компании «Hilton» в Голландию привел к значительным изменениям на рынке гостиничных услуг данной страны [9, р.270]. Во многих локальных отелях стали активно внедряться стандарты обслуживания американской компании. Кроме того, приход такого сильного конкурента на рынок Голландии привел к созданию гостиничной сети «Golden Tulip Hotels» совместно с авиакомпанией KLM. Достаточно быстро данная компания смогла выйти на международный уровень. Нужно отметить успех французской компании «Accor». Благодаря активному использованию договоров франчайзинга ей удалось быстро увеличить число гостиниц и заметно расширить географическое присутствие. В 1978 г. она управляла 45 отелями, а в 2010 г. — уже 4200 в 90 странах мира [10].

Кроме того, важно подчеркнуть, что в 1970-80-е гг. при относительном насыщении рынка гостиничных услуг в США и Западной Европе стало все четче проявляться сегментация в данной отрасли. Стали появляться конгресс-отели, отели при аэропортах, курортные гостиницы, гостиницы-казино, молодежные гостиницы.

Наконец, последний, четвертый этап развития гостиничных сетей относится уже к 1990-м годам. В это время в связи с быстрым экономическим ростом Восточной Азии, а именно Китая, можно отметить значительное увеличение пассажиропотока из данного региона. Также стали появляться первые азиатские гостиничные сети. К 2010 г. в рейтинге крупнейших гостиничных сетей мира 9 из первых 50 компаний представляют Китай. Однако хотелось отметить, что на данном этапе эти сети, прежде всего, сосредоточены на экспансию в азиатском регионе. Кроме того, за последние годы на рынок гостиничных услуг стали выходить участники из Австралии, Латинской Америки и Африки. Однако американским компаниям по-прежнему удается удерживать лидерство. Так, на 2009 год, согласно специальному докладу журнала «Hotels», на долю американских гостиничных сетей приходилось 49,5% мирового рынка. Их ближайшие конкуренты — это компании из Европы, их доля составляла 25%. Далее следуют международные гостиничные сети из Азии. А затем с большим отставанием расположились компании из Латинской Америки, Австралии и Африки соответственно.

Хочется добавить, что в настоящее время для гостиничной индустрии характерно все большее укрупнение ведущих международных гостиничных сетей. Компании хотят создавать портфели брендов гостиничных сетей, чтобы удовлетворять потребности разных категорий потребителей. Так, компания «Hilton» включает в себя 9 известных гостиничных брендов: Hilton, Conrad Hotels & Resorts, Doubletree, Embassy Suites Hotels, Hampton Inn, Hampton Inn & Suites, Hilton Garden Inn, Hilton Grand Vacations, Homewood Suites by Hilton и The Waldorf Astoria Collection. А французская компания «Accor» владеет брендами от эконом до люкс класса: Formule 1, Ibis, Novotel, Mercure, Pullman и Sofitel.

Необходимо добавить, что в ходе исследования развития гостиничных сетей мира автором были выделены важнейшие аспекты функционирования гостиничных сетей, а именно: необходимость накопления опыта присутствия на внутреннем рынке до международной экспансии, стремление к наибольшей географической репрезентативности, а также

разработка и внедрение стандартов предоставляемых услуг активно развиваться в ближайшие десятилетия. Ведь на

для наилучшего удовлетворения потребностей клиентов. сегодня лишь 13,5% населения земли путешествуют [11].

В заключение хочется отметить перспективы развития Значит, и потребность в международных гостиничных сетях данного сектора экономики. Международный туризм будет будет увеличиваться.

Литература

1. Данилов С.Ю. История Канады. — М.: Весь Мир, 2CC6 — 256 с.

2. Катькало В.С., Шемракова В.Н. Сетевые стратегии гостиничного бизнеса. — СПб.: Высшая школа менеджмента, 2CC8. — 384 с.

3. Данные о Hilton Hotels Corporation URL http://www.prohotel.ru/catalog-8948/C/ (дата обращения 15.C4.2C11)

4. География туризма: учебник / Колл. авторов под. ред. А.Ю. Александровой. — 3-е изд., испр. — М.: КНОРУС, 2C1C. — 592 c.

5. Гладенко. Рождение сети отелей «Хилтон». URL http://www.biztimes.ru/index.php?artid=322 (дата обращения 15.C4.2CC9)

6. Смирнова М. Формирование гостиничной сети: концепции, методика, практика // Гостиничное дело. — 2CC5. — Ноябрь. — С. 25-3C.

7. Special Report: Hotels’ 325. Hotels Magazine. October 2C1C, URL http:// www.hotelsmag.com (дата обращения C1.C5.2C11)

8. Ingram P.L. The rise of hotel chains in the United States. 1896-198C. Garland Publishing: N.Y., London, 1996

9. Go F.M., Pine R. Globalization strategy in the hotel industry. Routledge: London, N.Y., 1995

1C. Accor in Brief. Accor worldwide. URL http://www.accor.com/fileadmin/user_upload/Contenus_Accor/Commun/pdf/EN/accor_in_ brief.pdf (дата обращения 12.C5.2C11)

11. Показатель рассчитан автором на основе данных Всемирной Туристической Организации (URL http:// www.unwto.org) и аналитических материалов ЦРУ США (URL http:// https://www.cia.gov/library/publications/the-world-factbook/index.html) (дата обращения C2.C5.2C11)

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА ВЛИЯНИЯ ТУРИЗМА НА РАЗВИТИЕ РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

Е.Д. Биктимирова,

аспирант Института экономики Карельского научного центра Российской академии наук (г Петрозаводск)

kbiktimirova@rambler.ru

В статье исследовано влияние сферы туризма на экономику Республики Карелия с помощью корреляционнорегрессионного анализа. Смоделированы зависимости между выбранными показателями, установлена положительная взаимосвязь между величиной валового внутреннего продукта и числом размещенных туристов. Выявлено, что развитие туризма в Карелии происходит за счет внутренних туристских потоков.

Ключевые слова: экономика туризма, регион, корреляция, экономико-математическое моделирование, Республика Карелия

УДК 332.338.48

Мировая тенденция роста значения туризма обусловлена влиянием этой сферы на экономику. Туризм является существенным источником доходов, занятости населения, фактором, способствующим реализации внешней политики государства и диверсификации экономики. Ресурсные возможности регионов России позволяют активно развивать туристскую деятельность, тем самым активизируя жизнь местного населения и привлекая туристов с соседних регионов и стран.

Республика Карелия является привлекательным регионом для развития туризма. Данный факт обусловлен приграничным расположением и наличием природных, культурных и оздоровительных объектов (курорт «Марциальные Воды», музей-заповедник «Кижи», архипелаг Валаам).

Для разработки стратегий и планов регионального развития, принятия эффективных мер по развитию рекреационно-туристского комплекса, принятия эффективных управленческих и инвестиционных решений со стороны бизнеса необходимо проводить оценку вклада рекреационно-туристского комплекса в экономику региона (его доли в ВРП, занятости, инвестициях, доходах бюджета и т.д.)[5, 118-126].

Существуют различные методики оценки вклада туристского комплекса в экономику региона. Наиболее распространенными являются:

1. Расчет совокупного дохода от туризма. Экономическая эффективность туризма в регионе представляет собой собирательную характеристику, включающую объективные экспертные оценки и аналитические данные, описывающие воздействие туризма в следующих областях:

— рентабельность и доходы непосредственно туристских фирм региона;

— налоговые поступления от туризма в региональный бюджет;

— развитие объектов инфраструктуры туризма в регионе;

— косвенное воздействие туризма на другие отрасли общественного производства посредством мультипликативного эффекта;

— воздействие туризма на занятость населения.

Таким образом, под совокупным доходом от туризма понимается совокупность прямых и косвенных, денежных и не денежных выгод, получаемых в регионе от развития туристской деятельности, выраженных в стоимостном виде. Методика расчета включает в себя два направления: оценка прямого и косвенного воздействия туризма на экономику региона.

2. Оценка мультипликативного эффекта от туризма и его воздействия на другие сектора региональной экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.