Научная статья на тему 'Основные этапы развития методики преподавания химии'

Основные этапы развития методики преподавания химии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
7314
1701
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хамитова А. И., Иванов В. Г.

Рассмотрены четыре основных этапа развития методики преподавания химии в соответствии с развитием химического знания, педагогики и политики, проводимой в области образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные этапы развития методики преподавания химии»

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ И НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ СОВРЕМЕННОСТИ

УДК 372.8

А. И. Хамитова, В. Г. Иванов ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ХИМИИ

Рассмотрены четыре основных этапа развития методики преподавания химии в соответствии с развитием химического знания, педагогики и политики, проводимой в области образования.

Методика обучения химии - педагогическая наука, изучающая содержание курса химии и закономерности его усвоения учащимися [1].

Методика обучения химии, как и общая дидактика, решает три основные задачи: чему учить, как учить и как учиться. «Первая задача определяется отбором материала для.. .курса химии... Вторая задача связана с преподаванием химии... Третья задача вытекает из принципа «учить учиться»: как наиболее эффективно помочь учащимся заниматься.» [1].

Методика обучения химии сравнительно молодая отрасль педагогики. Считается, что методика обучения химии выделилась в самостоятельную отрасль педагогической науки и стала развиваться в нашей стране после Великой Октябрьской революции, когда химия была включена в качестве учебного предмета в учебный план средней общеобразовательной школы [2].

Ядром методики обучения химии является содержание химического образования. На изменение содержания химического образования в течение всего периода существования систематического курса химии оказывали и оказывают влияние три основных фактора: уровень развития химического знания, политика, проводимая в области образования, достижения педагогической науки.

Нами выделяются четыре этапа развития содержания химического образования, а, следовательно, и самой методики преподавания химии, в зависимости от влияния того или иного фактора.

Первый этап развития методики обусловлен, прежде всего, достижениями химической науки. В.И.Кузнецов [2] отмечает, что перед химией всегда стояли две задачи: практическая - получения веществ с необходимыми свойствами и теоретическая - задача генезиса свойств веществ. В процессе развития химического знания В.И.Кузнецов выделяет формирование четырех концептуальных систем химии (рис. 1).

Как видно из рисунка к концу 19 века были практически сформированы три концептуальные системы химии, оказавшие значительное влияние на методику преподавания.

Начало первого этапа развития методики преподавания химии - формирования подходов к преподаванию химии, на наш взгляд, может быть датировано серединой 18 века и связано с именем М.В.Ломоносова.

В тот период химия была ориентирована на практическое применение. М.В.Ломоносов в [3] писал: «Изучение химии имеет двоякую цель: одна - усовершенствование естественных наук, другая - умножение жизненных благ. Последняя

цель, особенно же в настоящем и предыдущем веках, достигла хороших успехов, первая же. почти что не обогатила философского познания природы».

Рис. 1 - Концептуальные системы химии

В преподавании химии М.В.Ломоносов опирался на достижения всего естественнонаучного знания, именно М.В.Ломоносовым были заложены основы демонстрационного химического эксперимента, который профессор широко применял на лекциях. М.В.Ломоносов указал на то, что в основу преподавания химии должна быть положена атомистическая теория.

Начало 19 века сопровождается некоторым застоем в развитии химии по сравнению со временами деятельности М.В. Ломоносова [4], что объективно связано с контингентом обучаемых и теми задачами, которое царское правительство ставило перед классическими университетами.

К 30-м годам XIX века в России отсутствовал учебник химии, который отражал бы последние достижения науки и излагал факты и теории химии в доступной для широкого круга читателей форме [5]. В 1831г. Г.И.Гесс публикует учебник «Основания чистой химии», который переиздавался семь раз и был принят в учебных заведениях России в качестве основного руководства по химии. Учебник Г.И.Гесса сопровождался пояснительными опытами по химии и основывался на опытах. Г.И.Г ессом введены практические занятия и усовершенствован демонстрационный эксперимент [6]. В начале книги дается атомистическая теория, что позволяет избежать ряда ненужных повторений, теории рассматриваются в связи с экспериментальным материалом. Особая заслуга Г.И.Г есса состоит во введении русской номенклатуры и широкого применения в учебнике уравнений химических реакций.

Формирование первой концептуальной системы - учения о составе фактически было завершено Д.И.Менделеевым. Причинообусловленность свойств соединений рассматривалась в соответствии со схемой: состав ^ свойства.

Д.И.Менделеев указывал на: необходимость изучения химии на основе изучения окружающей действительности; применения в изучении химии наблюдения, анализа и обобщения; важность химического эксперимента; необходимость использования в процессе обучения лабораторных работ; ознакомления с важнейшими явлениями, составляющими предмет химической науки; построения обучения на основе взаимосвязи теоретических и практических знаний; необходимости развития самостоятельности обучаемых; важность подлинно научного уровня преподавания [7].

Открытие периодического закона оказало существенное влияние на методику преподавания химии: в преподавании химии появляются идеи систематизации химического знания на основе периодического закона Д.И.Менделеева, изложенного в учебнике [8].

В.И.Кузнецов считает, что до Д.И.Менделеева содержание учебников по химии было достаточно произвольным: общая химия представляла из себя объединение разрозненных химических знаний [9].

В формировании второй концептуальной системы химии - структурной химии огромная роль принадлежит А.М.Бутлерову. А.М.Бутлеров, как и Д.И.Менделеев в процессе преподавания химии большое внимание уделял формированию системы знаний. “Обыкновенно проходит не мало времени, прежде чем учащемуся химии от знакомства с отдельными фактами удается перейти к пониманию общих выводов, соединяющих факты в одно стройное целое, и убедиться в том, что эти выводы действительно представляют законное, необходимое следствие развития химических знаний. Между тем только обобщения, или так называемые теории кладут научную основу действительному знанию, при котором факты, являясь связанными общими идеями, легко укладываются в памяти, каждый на свое место и становятся настоящими звеньями научной системы”[10].

Влияние идей А.М.Бутлерова на методику преподавания химии трудно переоценить. Основания классического треугольника состав^строение^свойства, в рамках которого и в настоящий момент изучается вещество, были заложены именно А.М.Бутлеровым. Теория А.М.Бутлерова оказала свое влияние и на развитие третьего концептуального учения химии - учения о химическом процессе, поскольку в учении А.М.Бутлерова впервые были взаимосвязаны строение и реакционная способность веществ.

Необходимо отметить, что формирование дисциплины химия на данном этапе затрагивает преимущественно высшие учебные заведения. Большая работа по введению химии как самостоятельного учебного предмета в реальные училища была проведена

А.Н.Реформатским, М.И.Коноваловым и А.Н.Каблуковым. В 1899г. была принята программа, составленная И.А.Каблуковым, в которой нет явного упоминания периодического закона, но рассмотрение элементов происходит по группам периодической системы. Курс химии не мыслится без химического эксперимента, с этой целью отмечается необходимость введения практических занятий[6].

По мнению Н.Е Кузнецовой [1], методика обучения химии устанавливает закономерности процесса обучения химии. Функция методики обучения химии состоит в нахождении оптимальных путей усвоения учащимися основных фактов, понятий, законов и теорий, их выражение в специфической для химии терминологии. На протяжении первого периода был фактически заложен основной путь усвоения химического знания - путь достаточно высокого уровня систематизации.

Отличительными чертами первого этапа являются:

1. формирование химической науки;

2. отделение от общей химии органической и аналитической;

3. внедрением в преподавание химии прогрессивных идей ведущими российскими химиками;

4. взаимосвязь химии с существующими химическими производствами;

5. зарождение основ методики преподавания.

Второй этап в развитии методики преподавания химии - становление методики преподавания химии и поиск форм организации обучения химии - относится к началу 20в. и затрагивает, прежде всего, школьное химическое образование: характеризуется введением химии как самостоятельного предмета в общеобразовательной школе, формулировки об-

щеобразовательных и воспитательных целей обучения, некоторых методических принципов, формирования учебных программ.

В программе по химии 1914г. необходимость изучения химии в школе обосновывалась необходимостью формирования представлений о единстве строения материального мира. Указывалось, что без химии не могут быть объяснены процессы, происходящие как в земной коре, так и человеческом организме [11].

Предложенная программа по химии начиналась с описания химического явления, давалось представление о химическом соединении, простых и сложных веществах, элементах, осуществлялось деление на металлы и неметаллы. Изучался закон сохранения веществ, закон постоянства состава, закон кратных отношений, закон паев, химические формулы и равенства, атомная гипотеза, атомный вес, газовые законы, валентность. Изучались свойства простых веществ и некоторых соединений металлов и неметаллов.

Значительный интерес представляют программы по химии 1920г., так называемые петроградский (под рук. проф. П.П.Лебедева) и московский проекты (под рук. проф.

В.Н.Верховского) [6,11]. Петроградский проект предусматривал систематическое изучение курса с использованием химического эксперимента. В московском проекте ведущей задачей определялось обучение школьников пониманию практического применения химии, их объяснению. Оба проекта ориентировали на тесную связь с окружающей жизнью, использование химического эксперимента, проведение экскурсий, выполнение самостоятельных работ учащимися. По мнению Л.А.Цветкова, эти два проекта положили начало двум тенденциям в построении школьного курса химии [11].

Становление химии в массовой школе шло нелегким путем: не раз химия объединялась с физикой и естествознанием, затем отделялась, как самостоятельный предмет и пределом такого объединения было комплексное изучение химии.

В 1923г. Государственным Ученым Советом (ГУС) были опубликованы «Схемы программ», в которых предусматривалось комплексное изучение учебного материала. Основу данного подхода составляли потребности народного хозяйства. «Систематическое изучение основ наук было заменено системой ознакомления учащихся с важнейшими народнохозяйственными проблемами. Последовательность обучения по тому, или иному учебному предмету определялась не логикой соответствующей науки, а системой вопросов хозяйственно-политического значения. Каждый учебный предмет должен был принимать участие в решении этих общих вопросов на основе той науки, которую он представляет..» [12]. К.Я.Парменов считает, что «курс химии с большими натяжками соответствовал общим комплексным темам» [6]. В содержании обучения наблюдался отказ от систематизации химического знания на основе периодической системы элементов Д.И.Менделеева, атомно-молекулярное учение трактовалось как рабочая гипотеза.

Система высшего профессионального образования в начале 20-х годов перетерпела значительные изменения в соответствии с реформой высшей школы. Цель вузовской подготовки определялась как подготовка работников для практической деятельности. Поэтому теоретические задания, практические упражнения в стенах вуза и работа на производстве должны были быть тесно увязаны друг с другом, производственная практика студента в качестве составной части должна была входить в учебные планы вузов [13].

С 1928г. Резолюцией Пленума ЦК ВКП (б) «Об улучшении подготовки новых специалистов» от 12 июля 1928г. вводится непрерывная практика на предприятиях [14].

Как основная организационная форма рассматриваются лабораторно-практические занятия, как основной метод - лабораторно-групповой (семинарско-групповой). Лекции предназначались только для вводных занятий, подведения итогов и выводов из материала.

В ряде высших учебных заведений лекции были практически полностью уничтожены (вплоть до Постановления Совнаркома СССР и ЦК ВКП(б) от 23 июня 1936г.).

На первой Всесоюзной конференции по проблемам высшей химической школы [15] отмечалась необходимость решения следующих вопросов: построения учебных планов по химии вузе; увязки системы непрерывной производственной практики со всей системой преподавания; разработки методики преподавания химии в вузе; основательной теоретической подготовки обучаемых по химии; привития исследовательских навыков обучаемым; общей физико-химической подготовки.

Необходимо отметить, что решение данных проблем фактически не повлияло на содержание обучение химии в тот период. Изменениям подвергались организационные формы обучения. Кроме того, высшую школу также не обошел стороной метод проектов.

А.И.Каблуков и А.Н.Реформатский высказывались против отмены лекций, продолжая и развивая представления о методике преподавания, сформулированные Д.И.Менделеевым. А.И.Каблуков отмечал, что лекции имеют большое значение, как средство «воодушевляющее слушателей, возбуждающее любовь к науке» [16].

А.Н.Реформатский считал [17], что в вышей школе метод должен быть лабораторноисследовательским, а для лучшего достижения результатов необходимо: ясно и отчетливо представлять профиль формируемого специалиста; уточнить необходимые для данной специальности дисциплины; рассмотреть взаимосвязь дисциплин между собой; подробно разработать рабочую программу, календарный план (определить логическую последовательность тем); подготовить учебные руководства по курсу; подготовить оборудование кабинетов для лабораторных работ.

Необходимо отметить, что содержание курса химии вузовских учебников различных авторов отвечало систематизации элементов и их соединений на основании периодического закона Д.И.Менделеева [18-28]. Курс химии дополнялся представлениями о строении атома, введением представлений о скорости химических реакций, химией радиоактивных элементов, инертных газов, новыми способами получения веществ, разделом об удобрениях, органических соединениях (природных источниках углеводородов и нефтяной промышленности).

Второй этап в развитии методики преподавания характеризуется:

1. введением предмета химии в среднюю школу;

2. разработкой программ по химии в школе;

3. разработкой методов и организационных форм преподавания химии.

1932 г. можно характеризовать как начало нового (третьего) этапа в развитии методики преподавания химии - возвращение к систематическому построению программы по химии в школе. В августе 1932г. ЦК ВКП(б) было принято постановление “Об учебных программах и режиме в начальной и средней школе”, в котором отмечена необходимость систематического построения курса химии.

В 1932г. под руководством профессора В.Н.Верховского составляется программа школьного курса химии, учитывающая положительные моменты петроградского проекта [12].

Методические разработки 20-30-х годов [29-34] оказывали большую помощь учителям, однако затрагивали лишь частные методические указания к урокам. Теоретическая работа по формированию методики химии как отрасли педагогической науки началась в педагогических институтах с разработки программ по этому учебному предмету в начале 30-х годов. Были опубликованы учебники Д.М.Кирюшкина [12], С.Г.Шаповаленко [35], П.А.Глориозова [36], И.Н.Борисова [37]. В учебниках рассматриваются общие вопросы методики обучения химии: задачи обучения химии, содержание, методы, организацион-

ные формы обучения, обсуждаются принципы отбора материала (научности, доступности, систематичности, связи с жизнью).

Серьезными теоретическими разработками по проблеме содержания учебного предмета являются работы Ю.В.Ходакова. В пособии для учителей Ю.В.Ходаков [38] отмечает, что в основу изучения химии должен быть положен принцип историзма, выделяет последовательность изложения материала: факты^попытки истолкования^сущность явления.

Л.А.Цветков в [11,39,40] отмечает:

- что основной вопрос в совершенствовании преподавания химии - вопрос о научности преподавания, соответствия его современному уровню науки;

- необходимость изучать наиболее фундаментальные факты, наиболее общие законы и теории химии;

- политехническую направленность курса химии, связь химии с жизнью;

- необходимость привлечения данных об успехах и перспективах развития науки и промышленности в стране;

- назревшее усовершенствование методов и организационных форм обучения химии;

- проблемное изучение химии;

- исследовательский принцип;

- использование эксперимента в преподавании химии.

В этот период Л.А.Цветков выделяет некоторые принципиальные моменты, касающиеся методики преподавания химии в школе [11]:

1. замену линейного построения курса концентрическим в связи с переходом к всеобщему семилетнему образованию (послевоенные годы);

2. отмену концентрического построения курса в связи с переходом ко всеобщему среднему образованию;

3. введение в школьный курс химии ряда тем, обусловленных производственной направленностью курса (1949, 1956г.г.);

4. введение в курс химии фундаментальных понятий химической связи и квантово-механических представлений;

5. выдвижение наиболее общих понятий на более ранние сроки изучения;

6. включение курса органической химии в тему «Углерод и кремний», а затем восстановление курса органической химии;

7. перемещение ряда вопросов химии из одного раздела программы в другой.

Данные период сопровождается увеличением объема школьного химического знания, возникает необходимость отбора фактического материала. Вопрос решается на основании введения в курс химии политехнических знаний: сведений об основах химического производства. Роль химии в политехнической подготовке учащихся и содержании политехнических знаний в процессе обучения химии рассматриваются в работах

С.Г.Шаповаленко [35] и Д.А.Эпштейна [41].

В то же время в целом можно отметить увеличение числа часов, отводимых на изучение химии в школе, что благотворно сказывалось на качестве химического образования.

Данный период сопровождался и изменением структуры учебного химического знания. Л.А.Цветков отмечает, что «из двух основных систем понятий - о веществах и процессах - для структурирования учебного процесса берется первая» [11]. Школьные и вузовские учебники отвечали этому положению.

В 30-40-е годы вузовский курс химии обогатили теория валентных связей, увеличился объем фактического материала, менялась последовательность изложения курса. На

данном этапе существовало два основных вузовских учебника по химии: Н.Л.Глинки [42] и Б.В.Некрасова [43], в целом, отвечающих систематизации химии элементов на основании периодического закона Д.И.Менделеева.

В.И.Кузнецов и М.Ш.Жамбулова считают, что учебнику Н. Л.Глинки [9] «нельзя отказать в самом лестном отзыве. Классическое атомно-молекулярное учение и периодический закон Д.И.Менделеева естественным образом интегрированы в нем с электронными теориями химии. На современном теоретическом уровне рассмотрены проблемы строения молекул, твердые тела, жидкое состояние, химия важнейших элементов и их соединений по группам периодической системы. Но лишь одна из 26 глав (17 стр. из 759!) посвящена химической кинетике и учению о равновесии».

Таким образом, вузовский учебник по химии содержал описание лишь первых двух концептуальных систем химии, структуру содержания курса определял исторический подход. Кроме того, в начале 60-х годов курс химии в вузе был насыщен материалом, дублирующим школьный курс: на 20% повторением школьных сведений, а учебник Н.Л.Глинки на 90% [44].

Возникла необходимость коренной перестройки содержания курса «Общая и неорганическая химия». По инициативе Г.С.Воздвиженского и Н.С.Ахметова и при поддержке МВ ССО СССР, ЦП и ТРП им. Д.И.Менделеева на страницах журнала «Вестник высшей школы» в 1963г. была организована заочная научно-методическая конференция.

По мнению Г.С.Воздвиженского и Н.С.Ахметова курс общей и неорганической химии представлял собой «конгломерат элементов теоретической химии, физической, коллоидной, аналитической, органической химии, а также огромного количества разнообразных фактов, которые не объединены общими идеями» [45].

В 1964г. проведено Всесоюзное научно-методическое совещание представителей кафедр общей и неорганической химии химических и нехимических вузов. К совещанию была подготовлена принципиально новая проспект-программа учебного пособия по курсу общей и неорганической химии. В 1967г. Министерством высшего и среднего специального образования СССР утверждаются новые программы по неорганической химии, основу которой составляет принципиально новое построение курса химии Н.С.Ахметова.

Н.С.Ахметовым курс химии [46] рассматривается на высоком уровне систематизации, в курсе особое место занимают термодинамические и кинетические представления (вынесенные в отдельные разделы), на основании которых рассматривается химия элементов. Основные понятия и законы химии, традиционно предшествующие основному курсу в учебниках других авторов отсутствуют. Содержание курса излагается с использованием современных квантово-механических представлений.

Вопрос о необходимости введения в курс химии представлений о химическом процессе был поднят Д.М.Кирюшкиным в начале 40-х годов [47] в связи с возникновением фабрично-заводской семилетки. Отмечалось, что технологический материал курса оторван от теоретических вопросов.

Необходимость формирования системы знаний о химическом процессе отмечали Д.А.Эпштейн [48,49], Т.3.Савич [50,51]. Школьные программы по химии 60-70 годов содержали вопросы, отражающие третье концептуальное учение химии - учение о химическом процессе: термодинамические и кинетические представления.

Однако в работах [52-54] Г.И.Шелинский отмечал, что химическая термодинамика искусственно привязана к химии и не служит внутренним содержанием при изучении закономерностей превращений веществ, обоснованием их реакционной способности.

В учебниках по химии Н.С.Ахметова, созданных для вузовского, а затем и школьного курсов, большое внимание уделяется ответу на вопрос: «как и почему протекает химическая реакция?» [55] на основании термодинамических представлений. Актуальность такого подхода была отмечена еще М.Х.Карапетьянцем: «.. пока не выяснен вопрос о принципиальной осуществимости процесса, бессмысленно решать кинетические задачи» [56].

С 1971 на страницах сборника научно-методических статей по химии начинается обсуждение методики преподавания химии в высшей школе. Публикуются статьи Н.С.Ахметова, О.С.Зайцева, М.Х.Карапетьянца, Е.М.Соколовой, Г.П.Хомченко, Я.А.Угая и др., касающиеся вопросов содержания и структуры, организационных форм и методов преподавания химии в вузах различных профилей. Появляется ряд новых вузовских учебников по химии, в которых содержание структурируется также по принципу логики науки и большое внимание уделяется химическому процессу, разрабатывается методическое обеспечение курсов.

А.А.Макареня и А.М.Щедринский отмечают методологические проблемы, привлекающие авторов учебников [57] в данный период: разработка учения о периодичности; изучение физической и химической составляющей физико-химических процессов (природа растворов); изучение химической активности (двойственная реакционная способность, расщепление понятия химическая активность на ряд специфических и составление рядов элементов по активности); разработка вопросов классификации и номенклатуры; выявление специфики различных классов органических, неорганических и элементоорганических соединений.

Тем не менее, в педагогической литературе отмечается, что теории обучения как таковой в высшей школе нет. Высшая школа нуждается в разработке научных основ преподавания. В работе [58] указываются два основных пути разработки научных основ преподавания химии в высшей школе:

1) использования уже накопленного опыта преподавания предметов в средней школе и накопление опыта преподавания предметов высшей школе;

2) перестройка преподавания на основе теорий обучения, разработанных современной педагогикой и психологией.

Основным направлением выделяется использование системно-структурного анали-

за. Химия представляется состоящей из трех основных блоков: учении о строении вещества, термодинамики и кинетики (рис. 2).

Рис. 2 - Курс неорганической химии с точки зрения системно-структурного анализа

Научные основы преподавания химии затрагивают как содержание обучения химии, так его структуру, методы и средства обучения. Методы обучения должны быть направлены на развитие навыков самостоятельного исследования, большое внимание должно

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

уделяться проблемному обучению, обучение должно вестись на основании теории поэтапного формирования умственных действий. Особое значение в преподавании химии в вузе должно придаваться формированию межпредметных связей химии, а также адекватному контролю [58].

В плане структуры курса химии выделяются три основных подхода: исторический (соответствие логике развития химии - вузовские учебники химии до учебника

Н.С.Ахметова), логический (соответствие логике построения современной науки -

Н.С.Ахметов, М.Х.Карапетьянц, С.И.Дракин, А.Я.Угай и др.) и психолого-педагогический (развитие содержания учебного предмета в соответствии с закономерностями познавательных возможностей обучаемых - Т.А.Сергеева, З.А.Решетова, В.В.Сорокин).

Наиболее перспективным является системный подход к построению курса химии (Е.М.Соколовская, Т.А.Сергеева, З.А.Решетова, О.С.Зайцев). Системное построение курса химии предусматривает 3 основных варианта: последовательное развитие уровней организации вещества (Е.М.Соколовская, Т.А.Сергеева, З.А.Решетова), развития исходного элемента системы (В.В.Сорокин), рассмотрение научной дисциплины с точки зрения основных систем науки (О.С.Зайцев).

Задачей построения курса на основе системного подхода (Т.А.Сергеева,

З.А.Решетова[59]) является формирование у обучаемых такого типа ориентации, который соответствует современному уровню теоретического мышления о предмете - системному представлению о нем. Инвариант химического знания представлен устойчивыми структурно-функциональными связями каждого уровня. Курс можно представить следующей схемой (рис. 3).

вещество (уровни организации) химическая связь реакционная система ► (уровни анализа) к /

закономерности в изменении свойств химических элементов и их соединений по периодической системе Д.И.Менделеева

Рис. 3 - Системное построение курса общей химии (по Т.А.Сергеевой и З.А.Решетовой)

В качестве системообразующего понятия, развитие которого может быть представлено в курсе химии В.В.Сорокин определяет «электрон в атоме». При этом генетические связи данного понятия определяют происхождение целостности свойств системы [60].

Дальнейшее развитие представлений о системном построении курса получило в работах О.С.Зайцева [61,62]. О.С.Зайцев рассматривает химию как систему четырех основных учений: термодинамики, кинетики, учении о строении вещества и учении о периодическом изменении свойств элементов и их соединений (рис. 4).

Методике обучения химии на структурно-логической основе посвящена работа Г.М.Чернобельской (методическая подготовка учителя химии в педвузе) [63]. Проблема построения содержания учебного предмета рассматривалась Е.Е.Минченковым [64].

учение о направлении химических процессов

(химическая термодинамика)

учение о строении вещества

учение о скорости химических процессов

учение о периодическом изменении свойств элементов и их соединений

Рис. 4 - Системное построение курса химии по О.С.Зайцеву

Разработке проблемы формирования понятий химии посвящена работа

Н.Е.Кузнецовой [65]. В работе отмечается, что «существующая методика формирования основных химических понятий мало учитывает их истинную логико-познавательную природу и функции, закономерности формирования и применения». В структурировании учебного предмета «важно учитывать уровневый характер содержания, теоретических систем, позволяющих выделить в них теоретическое ядро, сферу и периферию», при этом теоретическое ядро должно отражать всеобщие отношения обобщаемых объектов, которые являются генетически исходными для дальнейшего развертывания совокупности знаний [65].

Остановимся чуть подробнее на политике, проводимой в области образования. Школьное образование всегда рассматривалось в качестве фактора, влияющего на развитие экономики страны. В 60-70х годах XX века осуществляется попытка дифференциации образования старшеклассников. В области химического образования предусматривается введение факультативных занятий по химии с целью углубления знаний по химии школьников, а также открытия некоторого количества средних школ углубленным изучением химии и химической технологии [66].

Факультативные занятия реализуются в двух направлениях:

- дополнительные главы и вопросы систематических курсов, изучаемых параллельно с основным учебным курсом;

- специальные курсы, развивающие отдельные разделы систематических курсов.

У методистов-химиков начинается серьезная работа по разработке факультативных

курсов, результаты которой публикуются в журнале «Химия в школе» [67-71].

Решение проблемы дифференциации обучения среди старшеклассников приводит к открытию учреждений среднего профессионального образования (средних профтехучилищ) в 1969г.

В 1963г. создается Всесоюзный научно-исследовательский институт профессионально-технического образования. А.М.Новиков считает, что с этого момента и стали разрастаться исследования по среднему и высшему профобразованию [72].

С этого времени начинаются работы и по повышению качества общехимической подготовки на уровне среднего профессионального образования, которые связаны, прежде всего, с совершенствованием содержания обучения. Методические идеи совершенствования содержания общеобразовательного курса химии в средних профессиональнотехнических училищах развиты в трудах Г.И.Шелинского [73-76], П.М.Бадуевой [77],

Э.Г.Злотникова [78-79], Л.А.Цветкова [80], И.Я.Курамшина [81-83]. Методические разработки затрагивают два основных объекта химии - вещество и химический процесс. Совершенствование содержания химического образования связывается с углублением межпредметных связей химии и специальных дисциплин, что в целом определяет профессио-

нальную направленность курса химии. Совершенствование преподавания химии в средних профтехучилищах затрагивает методы и формы обучения [85]. Методические разработки затрагивают не только уровень среднего профессионального, но и высшего образования.

Третий этап в развитии методики преподавания химии характеризуется:

1. расширением объема учебного химического знания;

2. формированием системы знаний о веществе;

3. формированием системы знаний о химическом процессе;

4. изменением структуры курса химии;

5. значительными методическими разработками в области преподавания химии.

Четвертый этап - этап дифференцированного общехимического образования в

развитии методики преподавания химии связан с переходом к профилизации старшей школы. Условно началом данного этапа можно считать 1983г., когда был создан проект реформы школы, известный как «Основные направления реформы общеобразовательной школы» (утвержден в 1984г.). Реформа предусматривала возможности специализации учащихся 8-11 классов по физике, математике, химии, биологии, гуманитарным и социальным дисциплинам.

В.Стражев считает, что «в определенном смысле одно из главных (если не самое главное) направлений новой школьной реформы заключалось в новом прочтении идеи политехнизации» [85]. Позже в 1988г. на Пленуме ЦК КПСС реформа 1984г. была подвергнута критике. Указывалось на ее несостоятельность, половинчатость, отмечалась необходимость освобождения школы от несвойственной ей функции массового трудового обучения, развития дифференциации в обучении, инноваций в устройстве школьной жизни [85]. Результатом данной реформы явилось возникновение учебных заведений новых типов (гимназии, лицеи, 1989-90г.г.), которые должны были способствовать дифференциации обучения. Возникает сеть школ с углубленным изучением химии, преподавание химии в которых ориентировано на обучение в вузах химической направленности.

В 1989г. в журнале «Химия в школе» публикуется резолюция Всесоюзного съезда работников народного образования [86], в которой была озвучена необходимость подготовить и опубликовать «.проекты концепции непрерывного образования, дошкольного и внешкольного воспитания.». С этого момента начинается работа по построению системы непрерывного общехимического образования. Возникает новая форма сотрудничества школы и вуза, при которой довузовской общехимической подготовкой заняты вузовские работники.

Смена приоритетов в образовании, обращение образования к личности, гармоничному ее развитию обусловили возникновение концепции обновления современной российской школы, что нашло свое отражение в концепции химического образования и профили-зации обучения химии в старшей школе [87]. В официальных документах постулируется необходимость изменения, как содержания образования, так и его структуры [88]. В базовом учебном плане выделяются базовые и профильные уровни, которые могут быть представлены базовыми, профильными и элективными курсами. Разрабатываются стандарты базового и профильного уровней, определяется минимум содержания и требования к уровню подготовки учащихся по химии [89].

Необходимо отметить, что к этому времени возникает ряд новых школьных учебников, учитывающих внешнюю дифференциацию обучения химии. Авторами учебников являются ведущие методисты Н.Е.Кузнецова, Г.М.Чернобельская, Е.Е.Минченков, Р.Г.Иванова, Л.С.Гузей и др. Предполагается, что вариативность общего образования обеспечивается многообразием учебной литературы по химии. Министерство образования

России ежегодно утверждает Перечень учебных изданий для общеобразовательных учреждений, списки которых публикуются в журнале «Химия в школе» [90].

Однако, несмотря на множество учебников и методической литературы остается открытым вопрос о содержании и структуре общехимической подготовки с учетом ее профилизации в старшей школе, методическом обеспечении непрерывной общехимической подготовки. Особенно этот вопрос волнует преподавателей химических вузов, которые реально наблюдают результаты модернизации школьного образования. Остается открытым вопрос о содержании интегрированного курса «Естествознание» в школе и совершенно не разработаны интегрированные курсы химии с профильными дисциплинами.

Модернизация затрагивает и сферу профессионального образования. Отмечается низкий уровень подготовки специалистов. Содержание вузовского химического образования находится на той ступени, когда в результате сокращения числа часов, отводимых на изучение дисциплины, может быть совершенно потерян предмет изучения химии. Четвертый этап в развитии методики преподавания химии обусловлен:

1. возникновением учебных заведений новых типов;

2. объединением учебных заведений различного уровня профессионального образования в единую систему;

3. разработкой программ обучения химии различных уровней;

4. углублением учебного химического знания за счет введения фундаментальных представлений химии о химической связи;

5. педагогическими разработками, позволяющими изменить структуру учебного химического знания.

Ответы на актуальные вопросы о содержании и структуре химического образования на сегодняшний день могут быть получены на основе методики преподавания химии, в которую активно вносятся общие педагогические разработки, касающиеся как проектирования содержания образования, его структурирования, так и процессуальной части. В преподавании химии используются проблемное обучение, развивающее обучение, теория поэтапного формирования умственных действий, различные технологии обучения.

Литература

1. Методика преподавания химии: Пособие для студентов пед. ин-тов по хим. и биолог. специальностям/ Под ред. Н.Е..Кузнецовой. М.: Просвещение, 1984. 415с.

2. Кузнецов В.И. Общая химия. Тенденции развития. М.: Высшая школа, 1989. 288с.

3. ЛомоносовМ.В. Полное собр. соч. в 10 томах. Т.2. М.-Л.: Из-во АН СССР, 1950-1957. 422с.

4. Фигуровский Н.А. Очерк общей истории химии. Развитие классической химии в XIX столетии. М.: Наука, 1979. 479с.

5. СоловьевЮ.И. Герман Иванович Гесс. М.: Изд-во АН СССР, 1962. 104с.

6. Парменов К.Я. Химия как учебный предмет в дореволюционной и Советской школе. М.: АПН РСФСР, 1963. 360с.

7. МенделеевД.И. Сочинения. Т.23. Л.-М.: Из-во АН СССР, 1952. 386с.

8. Менделеев Д.И.. Основы химии. Ч.1. СПб: Изд-во СПб ун-та, 1869. 816с.

9. Кузнецов В.И., Жамбулова М.Ш. Эволюция содержания учебной дисциплины и учебников по общей химии// Вестник высшей школы. 1985. № 4. С.36-40.

10. Бутлеров А.М. Введение к полному изучению органической химии. С.Пб.: тип.В.Демакова, 1887. 720с.

11. Цветков Л.А., Иванова Р.Г., Полосин В. С. и др. Общая методика обучения химии: содержание и методы. Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1981. 224с.

12. Кирюшкин Д.М. Методы обучения химии в средней школе: Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1968. 140с.

13. Материалы по реформе высшего образования. Вып.1. М.: ГИЗ. 31с.

14. КПСС о культуре, просвещении, науке. Сборник документов. М.: Политиздат, 1963. 552с.

15. Всесоюзная конференция по вопросам высшей технической школы. Л.: Научное хим. тех. из-дат., 1929. 156с.

16. Соловьев Ю.И., Каблукова М.И., Колесников Е.В. И.А.Каблуков. - М.: Изд-во АН СССР, 1957. 212с.

17. Реформатский А.Н. Активные методы преподавания в высшей профтехнической школе. Тезисы доклада проф. А.Н.Реформатского. М., 1932. - 12с.

18. Ипатьев В.Н., Сапожников А.В. Краткий курс химии. Петроград: Типолитография М.П.Фроловой, 1915. 164с.

19. Меньшуткин Б. Сокращенная химия. Ленинград: КУБУЧ, 1925. 128с.

20. Лебедев П.П. Курс опытной химии. М.-Л.: Огиз, 1931. 380с.

21. Лебедев П.П. Химия для школ рабочих факультетов, курсов и самообразования. М.: ГИЗ, 1923. 324с.

22. Багал Л., Верховский В. Учебник химии для рабочих технических школ. М.-Л.: Учпедгиз, 1932. 224с.

23. Реформатский А.Н. Неорганическая химия. М.-Л.: Госхимтехиздат, 1933. 400с.

24. Балезин С.А., Павлов Б.А., Семенченко В.Н. Курс химии для рабфаков и пед техникумов. М.-Л.: Учпедгиз, 1933. 269с.

25. КаблуковИ.А. Основные начала неорганической химии. М.: ГИЗ, 1924. 408с.

26. Сапожников А.В. Практические занятия параллельные курсу неорганической химии. СПб, 1907. 87с.

27. Сапожников А.В. Общая теоретическая химия. СПб, 1906. 257с.

28. Ипатьев В.Н., Сапожников А.В. Курс неорганической химии. М.:Московское научное издательство при Московском научном институте, 1918. 328с.

29. Крапивин С.Г. Чтения по химии для рабочих. М.: Технич. изд-во, 1926. 271с.

30. Крапивин С.Г. Записки по методике химии: Пособие для преподавателей в школе II ступени и техникумов /Под ред. и с пред. проф. В.Н.Верховского. М.-Л.: Гос. Изд. им. Н.Бухарина, 1929. 334с.

31. Васюхнова-Зуммер М. Методика химии. Ч.1. Демонстрационный метод в школе-семилетке. Киев, 1928, 199с.

32. Васюхнова-Зуммер М. Начальная химия. Кн.1: Для 5 и 6 групп школ семилетки, вечерних курсов для взрослых и самообразования. Баку: Изд-во Бакинского ОНО, 1930. 112с.

33. Кирюшкин Д.М., Полосин В.С. Методика обучения химии. Учеб. пособие для пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1970. 495с.

34. Верховский В.Н, Гольдфарб Я.Л., Сморгонский Л.М. Методика преподавания химии в средней школе. М.: Учпедгиз, 1934. 367с.

35. Шаповаленко С.Г. Методика обучения химии в восьмилетней и средней школе. М.: Учпедгиз, 1963. 668с.

36. Шаповаленко С.Г., Глориозов П.А. Методика преподавания химии в семилетней школе. М.: АПН РСФСР, 1948. 296с.

37. Борисов И.Н. Методика преподавания химии: Учебник для педвузов. М.: Учпедгиз, 1956. 456с.

38. ХодаковЮ.В. Общая и неорганическая химия. М.: Учпедгиз, 1959.736с.

39. Цветков Л.А. Проблемы содержания и методов обучения в средней школе. М.: Педагогика, 1971. 176с.

40. Дризовская Т.М., Парменов К.Я., Савич Т.З. и др. О преподавании химии в средней школе/ Под ред. Л.А.Цветкова. М.: Просвещение, 1964.159с.

41. Эпштейн Д.А., Дайри Н.Г., Разумовский В.Г. и др. Реализация политехнического принципа в преподавании химии/ Под ред. Д.А.Эпштейна. В кн. Политехнический принцип в обучении основам наук в средней школе. М.: Просвещение, 1979. 151с.

42. Глинка Н.Л. Неорганическая хими: Учебное пособие для сельскохоз. техникумов и вузов нехимических специальностей. М: ОНТИ, 1931. 456с.

43. НекрасовБ.Н. Краткий курс общей химии. М.: ОНТИ, 1936. 365с.

44. Системно-структурный подход к построению курса химии /Под ред. Е.М.Соколовой, Н.Ф.Талызиной. М.: МГУ, 1983. 172с.

45. Воздвиженский Г.С., Ахметов Н.С. О курсе неорганической химии для инженеров-химиков// Вестник высшей школы. 1963. № 7. С. 13-18.

46. Ахметов Н.С. Неорганическая химия: Учеб. пособие для студ. хим.-технолог. вузов М.: Высшая школа, 1969. 640 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

47. Кирюшкин Д.М. Какая рабочая книга по химии нужна для ФЗС// Физика, математика, химия, техника в трудовой школе. 1930. № 6. С.56-61.

48. Эпштейн Д.А. Химическая кинетика и химическое равновесие в школьном курсе химии// Российский химический журнал. 1969. Т. 14, № 6. С.652-657.

49. Эпштейн Д.А. Учителю об основах химической технологии. М.: Просвещение, 1975. 270с.

50. Савич Т.3. Методика развития знаний учащихся об обратимости химических реакций и химическом равновесии. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. 87с.

51. Савич Т.3. Формирование понятия о химической реакции: Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1978. 104с.

52. Шелинский Г.И. Формирование у учащихся важнейших энергетических понятий при изучении химии// Российский химический журнал.1973. № 4. С.413-418.

53. Шелинский Г.И. Изучение основ энергетики химических реакций. М.: Просвещение, 1974. 143с.

54. Шелинский Г.И. Каким быть школьному курсу химии?// Химия в школе. 1985. № 4. С.45.

55. Ахметов Н.С. Актуальные вопросы курса неорганической химии: Кн. для учителей. М.: Просвещение, 1991. 223с.

56. КарапетьянцМ.Х. Введение в теорию химических процессов. М.: Высшая школа, 1975. 320с.

57. Макареня А.А., Щедринский А.М. Общая химия как наука и как учебная дисциплина/ Сб. на-учно-метод. статей по химии. М.: Высшая школа, 1977. Вып.5. С.3-7.

58. Научные основы преподавания химии в высшей школе/ Под ред. Е.М.Соколовской, Н.Ф.Талызиной. М.: МГУ, 1978. 172с.

59. Сергеева Т.А. Решетова З.А. Системное построение курса общей химии// Вестник высшей школы. 1978. № 11. С.33-37.

60. Сорокин В.В. Методика обучения химии на основе деятельностной теории учения. М.: МГУ, 1992. 224с.

61. Зайцев О.С. Системно-структурный подход обучения химии. М.: МГУ, 1983. 179с.

62. Зайцев О.С. Методика обучения химии: теоретический и прикладной аспекты: Учеб. для студ. высш. учеб.заведений. М.: Владос, 1999. 384с.

63. Чернобельская Г.М. Система методической подготовки учителя химии в педвузе: Дис. ... д-ра пед. наук в форме научного доклада/ М., 1989. 37с.

64. Научно-методические основы содержания и структурирование школьного курса химии: Авто-реф. дис. ... д-ра пед. наук/ - М., 1987. 39с.

65. Кузнецова Н.Е. Формирование системы понятий при обучении химии. М.: Просвещение, 1989. 144с.

66. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР// Химия в школе. 1967. № 1. С.3-4.

67. Савич Т.З. О факультативных занятиях// Химия в школе. 1967. № 4. С.24-38.

68. Эпштейн Д.А., Хацинская Ю.Д. К изучению факультативного курса “Химия в промышленности”// Химия в школе. 1973. № 4. С.63-67; № 5. С.76-81; № 6. С.64-68; 1974. № 1. С.60-64; № 2.

С.61-76; № 3. С.61-65.

69. Гузей Л.С., Минченков Е.Е., Смирнова Л.Я. Факультативный курс “Основы общей химии”// Химия в школе. 1973. № 1. С.58-62; № 2. С.61-62.

70. Кадомер Л.И., Щенина А.А. Методические рекомендации к проведению факультативных занятий по электрохимии// Химия в школе. 1978. № 1. С.57-64; № 2. С.59-64; № 3. С.60-64.

71. Прокофьев М.А., Чертков И.Н. Шире развивать систему углубленного изучения химии// Химия в школе. 1987. № 4. С.50-53.

72. Новиков А.М. О структуре теории образования// Педагогика. № 7. 2005. С.18-23.

73. Шелинский Г.И. Проблемы методики обучения химии в средних профтехучилищах// Российский химический журнал. Т. 20, 1975. № 5. С.565-569.

74. Шелинский Г.И. Систематизация и развитие знаний о строении атомов при обучении химии в средних профессионально-технических училищах: Методические рекомендации. М.: Высшая школа, 1980. 31с.

75. Шелинский Г.И., Фейгина Э.Е. К методике обучения закономерностям протекания химических реакций в средних ПТУ химического профиля// Химия в школе. 1983. № 6. С.52.

76. Шелинский Г.И., Фейгина Э.Е. Методика изучения в ПТУ закономерностей химических реакций// Химия в школе. 1985. № 1. С.42.

77. Бадуева П.М. Взаимосвязь курсов химии и материаловедения с средних ПТУ. Л., 1975. 201с.

78. Злотников Э.Г. Взаимосвязь химии и спецпредметов в средних профтехучилищах // В сб. Совершенствование содержания и методов обучения химии в школе. Л.: ЛГПИ им.А.И.Герцена, 1979. С.85-87.

79. Злотников Э.Г., Бадуева П.М. Пути осуществления межпредметных связей в средних ПТУ// В сб. Совершенствование содержания и методов обучения химии в школе. Л.: ЛГПИ им.А.И.Герцена, 1977. С.77-83.

80. Цветков Л.А. Межпредметные связи со специальными предметами при преподавании химии// Дидактические проблемы межпредметных связей в системе профтехобразования. М.: Высшая школа, 1980. С.38-45.

81. Курамшин И.Я. О содержании и структуре функциональной программы по неорганической химии для средних профессионально-технических училищ. Казань: НИИ профессиональнотехнической педагогики АПН СССР, 1983. 39с.

82. Курамшин И.Я. Проблемы внутри- и межпредметных связей и содержания дисциплин естественно-математического цикла в средних ПТУ// В сб. Проблемы взаимосвязи естественноматематических дисциплин и предметов профессионально-технического цикла в средних профтехучилищах/ Под ред ИЯ.Курамшина. М.: АПН СССР, НИИ ОП, 1981. С.4-17.

83. Курамшин И.Я. Межпредметные связи химии, дисциплин профессионально-технического цикла и совершенствование химического образования в средних профтехучилищах химического профиля// В сб. Дидактические проблемы межпредметных связей в системе профтехобразования. М.: Высшая школа, 1980. С.71-76.

84. Чернобельская Г.М. Практические занятия и экспериментальные задачи по химии для ПТУ. М.: Высшая школа, 1989. 125с.

85. В.Стражев. Пять реформ советской школы// Alma Mater. 2005. № 5. С.3-17.

86. Резолюция съезда работников народного образования// Химия в школе. 1989. № 1. С.3-7.

87. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования// Химия: методика преподавания в школе. 2003. № 1. С.4-17.

88. О мероприятиях по подготовке и проведению эксперимента по структуре и содержанию общего образования//Химия в школе. 2001. № 3. С.2-4.

89. О модернизации общего естественнонаучного образования// Химия в школе. 2003. № 8. С.2-9.

90. Преподавание химии в условиях модернизации образования в 2003/2004 учебном году// Химия в школе. 2003. № 5. С.2-6.

© А. И. Хамитова - канд. хим. наук, доц. каф. неорганической химии КГТУ; В. Г. Иванов - д-р пед. наук, проф., зав. каф. педагогики и методики высшего профессионального образования КГТУ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.