Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ГИГИЕНЫ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В УЗБЕКИСТАНЕ'

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ГИГИЕНЫ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В УЗБЕКИСТАНЕ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
144
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ГИГИЕНЫ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В УЗБЕКИСТАНЕ»

Проф. М. Н. И смай лов

УДК 613.95(575. 1)(0 9 I

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ГИГИЕНЫ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В УЗБЕКИСТАНЕ

Ташкентский медицинский институт

Охрана здоровья узбекских детей начала развиваться с момента образования Узбекской ССР (27/Х 1924 г.). С этого времени в республике стали возникать детские сады, детские дома, школы, школы-интернаты и детские оздоровительные учреждения.

С 1924 по 1928 г. было построено более 270 школ. В научных статьях освещались массовые оздоровительные работы среди детей дошкольного и школьного возраста Ташкента и других городов, рассматривалось физическое развитие школьников.

С увеличением рождаемости и привлечением женщин к труду еще больше расширялась сеть яслей, детских садов и молочных кухонь. Так, если в 1928 г. в республике было 30 яслей, то в 1933 г. — уже 338. В 1940 г. число мест в них достигло 42 тыс. Наибольшее развитие сети детских учреждений отмечалось на селе, в ранее отсталых областях — Кашка-Дарьин-ской и Бухарской, в Каракалпакии.

Заметно улучшились санитарно-гигиенические условия воспитания, обучения и питания в школах, детских домах, интернатах и других детских учреждениях, что способствовало лучшему физическому развитию и укреплению здоровья детей и подростков. В 1930 г., с введением в республике всеобщего начального образования, в школах стали проводиться обязательные занятия по физкультуре, строилась сеть пионерских лагерей. В 1933 г. открылась станция детского здоровья Наркомздрава Узбекской ССР, которая стала методическим центром по охране здоровья детей; она выпускала «Бюллетень детского здоровья». В системе Наркомздрава была введена школьная государственная санитарная инспекция (1935). В последующие годы она осуществила паспортизацию детских учреждений, проводила в них противоэпидемические мероприятия. Были разработаны «Санитарные правила и распорядок школ в Узбекистане» (1932).

В 1939 г. открылась школьно-гигиеническая лаборатория в Научно-исследовательском институте санитарии и гигиены Наркомздрава Узбекской ССР. Проведение широкой профилактической работы среди детей и подростков потребовало подготовки кадров специалистов в области школьной гигиены. С этой целью вначале был создан специальный курс при Ташкентском медицинском институте, а с 1938 г. на санитарно-гигиеническом факультете была организована самостоятельная кафедра школьной гигиены (ныне кафедра гигиены детей и подростков). Одним из первых трудов кафедры явилась работа В. П. Широковой-Диваевой «Санитарный минимум и правила для школ» (1940).

В годы Великой Отечественной войны не ослабевало внимание партии и правительства к охране здоровья детей, что подтверждается принятием ряда важнейших постановлений. Продолжались и научные исследования, направленные на изыскание форм и методов закаливания детского организма (С. С. Рахматуллина), изучение физического развития детей (В. П. Ши-рокова-Диваева) и т. д.

В труде В. П. Широковой-Диваевой, посвященном динамике физического развития и состояния здоровья дошкольников и школьников Ташкента за 25 лет, отмечено улучшение изучаемых показателей у русских и узбекских детей, разработаны стандарты их физического развития, что имело большое практическое значение для школьно-санитарных врачей. В соответствии с ростом детей были разработаны комплекты парт для школьников (В. С. Людоговская, 1953). Дана также гигиеническая характеристика новых конструкций ученических парт и столов, выпускаемых в республике (М. Н. Исмаилов, 1970).

В связи с законом «Об укреплении связи школы с жизнью» (принятым Верховным Советом СССР в 1958 г.), где предусмотрено всеобщее образование с политехническим обучением, в республике был проведен ряд исследований, освещающих основные гигиенические требования к школьным мастерским и их оборудованию (В. Б. Анисимова, 1957). К этому времени были изданы «Методические указания по школьной гигиене» (М. Н. Исмаи-лов и Г. Д. Коган, 1960).

С 1956 г. в республике значительно расширился масштаб научных исследований в области гигиены детей и подростков. В работе С. С. Рахматул-линой (1958—1960) показано, что в дошкольном возрасте систематическое использование комплекса закаливающих процедур улучшает физическое развитие и снижает заболеваемость (в частности, простудными болезнями); установлено также, что при закаливании детей дошкольного возраста у них улучшаются иммунологические показатели и тепловое состояние (М- Н. Ис-маилов и X. С. Убайдуллаев); В. С. Людоговская и соавт. (1967) провели гигиеническую оценку мест занятий по физическому воспитанию в школах Ташкента; подчеркнуто профилактическое значение облучения детей начальных классов УФ-лучами (Д. Б. Синельникова, 1968).

Гигиене обучения и воспитания в школах л других детских учреждениях республики посвящен ряд работ. Так, в 1955—1956 гг. Д. Я- Линскис обосновал перевод школ в местных климатических условиях на односменную работу; Д. Б. Синельникова (1959) показала, что у учащихся 1-го класса при организации оздоровительных мероприятий и рационального режима дня улучшаются состояние здоровья и работоспособность; опыт работы школы продленного дня был изучен Э. А. Халафьянц (1967). В обучение школьников вводятся гигиенические коррективы, благотворно влияющие на их здоровье. Решение этих вопросов требует дальнейших исследований и накопления опыта оптимального режима обучения в соответствии с новой учебной программой.

Научные исследования, касающиеся динамики состояния здоровья и физического развития детей и подростков на фоне изменения режима воспитания и обучения, были продолжены С. Н. Юлдашевой, О. Т. Ушнурцевой, А. 3. Захидовым, Р. И. Саидакбаровой, М. Н. Исмаиловым и др. Обобщением многолетней работы исследователей явился выпуск «Материалов физического развития детей и подростков Узбекской ССР» (1965—1972), где приводятся стандарты физического развития детей ряда возрастно-половых групп в различных областях и городах.

Физическое развитие и гигиена подростков при различных условиях обучения и труда отражены в ряде исследований. Динамика физического развития подростков — учащихся ремесленных училищ Ташкента за 1950— 1956 гг. характеризуется постепенным увеличением роста и веса, связанным с улучшением питания, быта и обучения (О. Т. Ушнурцева, 1957). В организме сельских подростков, участвующих в сельскохозяйственном труде, отмечаются благоприятные физиологические сдвиги (Н. Н. Дюко-ва, 1969). У подростков — учащихся профессионально-технических училищ различного профиля в условиях климата Узбекистана изучены некоторые стороны обмена и обеспеченности витаминами (Р. С. Минина и М. И. Ис-маилов, 1968—1972). Особое место в исследованиях занимают гигиенические аспекты строительства детских учреждений (Е. А. Семенцева, 1970; М. Н. Исманлов и соавт.). Другим важным вопросом явились гигиеническое обоснование оптимальной температуры воздуха детских дошкольных учреждений в климатических условиях Узбекистана и некоторые средства ее достижения (М. М. Муратов, 1969). Показано, что сквозное проветривание помещений позволяет расширить границы благоприятного микроклимата, довести температуру воздуха до 28°. Вместе с тем применение системы кондиционирования в дошкольных учреждениях поддерживает температуру воздуха в групповых помещениях на уровне 25—28° без напряжения термо-регуляторных механизмов детского организма (М. Н. Исмаилов и Е. А. Се-

менцова, 1973). Терморегуляция, кожная температура и потоотделение у детей Андижана в зависимости от их возраста и времени года показаны в работах А. Р. Разикова и С. X. Мадаминова (1966—1968).

За истекшие годы гигиене детей и подростков республики посвящено более 200 опубликованных научных статей, 5 учебно-методических пособий (гигиена школьника, гигиена дошкольника, состояние здоровья и физическое развитие детей и др.), на эти темы защищены 2 докторские и 10 кандидатских диссертаций.

Со дня образования Узбекской ССР благодаря постоянной заботе нашей партии в охране здоровья детей и подростков достигнуты значительные успехи.

Необходимо уделять внимание дальнейшему развитию гигиены детей и подростков Узбекистана. Большую помощь в этом деле, как и прежде, гигиенистам республики оказывают ведущие ученые Института гигиены детей и подростков Министерства здравоохранения СССР, Институт педиатрии АМН СССР, I и II московские медицинские институты, Ленинградский санитарно-гигиенический медицинский институт и др.

Поступила 1/Х 1974 г.

УДК 614. 7§-07:681.32 7. 4

В. В. Колодкин, В. И. Нашиванкин

ПРИМЕНЕНИЕ ПЕРФОКАРТ ДЛЯ НАКОПЛЕНИЯ И АНАЛИЗА ДАННЫХ О САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОМ СОСТОЯНИИ СЕЛЬСКИХ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ

Быховская районная санэпидстанция, Могилевская область БССР

Санитарно-эпидемиологические учреждения успешно применяют различные способы хранения и обработки накапливаемых информационных данных. Наиболее оправдывают себя в этом отношении средства малой механизации.

В. И. Петров (1972), О. И. Самуйло и соавт., Г. В. Новиков и А. И. Шафир и др. считают, что в учреждениях санитарно-эпидемиологического профиля и особенно в районных санэпидстанциях наиболее целесообразно использовать перфокарты ручного обращения для обработки и хранения поступающей информации. Преимущество перфокарт состоит в том, что для их обработки требуются минимальные вспомогательные устройства, тогда как они имеют большое поле для записи некодируемой информации.

С помощью перфокарт ручного обращения могут решаться различные задачи. Так, по данным Г. Г. Воробьева, фирма «Powers Requlator С0» в США на их основе создала справочно-библиографическую систему по электронике. И. И. Гусельников и А. Ф. Турпитько полагают, что перфокарты ручного обращения выгоднее машинных при любых размерах информационных массивов, но с малой интенсивностью их использования. Такого же мнения придерживается В. Н. Клименюк: по его данным, при малом числе запросов в день даже в массивах, насчитывающих до 15 ООО объектов информации, наиболее целесообразно применять краевые перфокарты. По мнению И. В. Петрова (1970,) в условиях санэпидстанции оправдывает себя освоение и внедрение более простых и доступных дескрипторных информационно-поисковых систем (ИПС) на перфокартах.

В санэпидстанции накапливается большой объем разнообразной информации, значительная часть ее не подвергается анализу и не используется в процессе планирования профилактических мероприятий. Это объясняется тем, что многие формы документов создавались без учета информативности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.