УДК 340.15 ББК 67.3
Р.Р.Вяселев
Основные этапы развития фабричного законодательства Англии XIX века
Целью данной статьи является восполнение пробела в российской историографии, относительно проблемы выделения этапов развития фабричного законодательства Англии XIX в. Автором представлена авторская периодизация процесса формирования фабричного законодательства Англии XIX в., позволившая выделить и определить основные этапы развития данного явления.
Ключевые слова: фабричное законодательство Англии XIX в., этапы развития фабричного законодательства, развитие фабричных законов, периодизация, преемственность развития фабричных законов, законы о бедных, социальная политика, системность, эволюция общественных отношений.
R.R.Viaselev
The main stages of development of factory laws of England in XIX century
the author's periodization of the formation of factory legislation in England XIX century to isolate ana identify the main stages in the development of the phenomenon.
Keywords: factory legislation in England XIX century, stages of development of factory legislation, the development of factory laws, periodization, continuity of factory laws, the laws of the poor, social policy, system, the evolution of public relations.
Развитие общественных отношений в области правоотношений между работниками и работодателями происходило постепенно и неотрывно от развития средств и способов производства. Процесс становления и развития законодательства подразделялся на несколько этапов, совпадавших с возникавшими и прекращавшимися правоотношениями в сфере промышленности, а также смежных сферах, в число которых входила также социальная сфера. Основываясь на анализе нормативных источников, мнении зарубежных и отечественных исследователей нами были выделены следующие этапы развития фабричного законодательства Англии XIX века. Следует заметить, что этапы развития фабричного законодательства Англии были выделены автором применительно к территории Англии, исключая ее многочисленные колонии, где использовался труд местного населения и не было сосредоточено крупное промышленное производство
в рассматриваемый в настоящем научном исследовании период.
Первый этап (1782-1802г.) развития фабричного законодательства начался в 1782 и продолжался до момента издания закона о здоровье и нравственности 1802 г. (The Health and Morals of Apprentices Act)[13, 73]. He следует забывать, что в XVI-XVIII веке рабочими на мануфактурах и иных видах производства становилось против своей воли множество бездомных и обедневших граждан, многие из которых готовы были работать в качестве рабочих, чтобы не попадать в «работные дома для бедных». В 1782 году, после многолетнего сопротивления со стороны правительства был принят акт Томаса Гильберта 1782г. (Gilbert's Act 1782) [11, 285], предписывающий поселять в домах для бедных только престарелых и немощных, а так же устанавливающий систему материальной помощи тем, кто мог работать [20, 336]. Именно данный акт, по нашему мнению, являлся знаковым не столько по
своему содержанию, сколько по своему духу, поскольку все ранее изданные статуты только ухудшали положение рабочих и ограничивали их права. Издание данного акта ознаменовало смену тенденций развития государственной политики в сфере трудовых отношений, поскольку прежде на законодательном уровне не была предусмотрена материальная помощь в виде стимулирующих выплат беднякам, которые работали. Жесткая система принуждения, действовавшая в XVII-XVIII веке в Англии, предусматривала только санкции, даже сама возможность поощрительных выплат беднякам, которых правительство, по словам английского ученого и священника Томаса Роберта Мальтуса (Thomas Robert Malthus), считало «гнойной язвой на теле общества» [23, 67] была неосуществима.
В 1799 г. вступил в силу отдельный Акт об учреждении горных шахт 1798 г. (Regiment of Cornwall and Devon Miners Act 1798) [20, 114], принятый Парламентом в 1798 г. Данный Акт гласил, что размер и условия выплаты заработной платы горнорабочим Шотландии устанавливался статутом Елизаветы I и шотландскими актами 1661 и 1671г. В 1813г. законы, устанавливающие размер заработной платы были окончательно отменены по причине развития мануфактур и капиталистических правоотношений, когда размер заработной платы определялся работодателем самостоятельно. Необходимо отметить, что данные законы потеряли свою силу только на территории Великобритании, включая Шотландию и Уэльс.
Второй этап (1802-1813) начался с издания Закона о здоровье и нравственности 1802 г. (Health and Morals of Apprentices Act) [19, 73] и продолжался до окончательной отмены в 1813 г. всех ранее изданных статутов во многом противоречивших фабричному законодательству [3, 182-186]. Для выделения этапов развития фабричного законодательства Англии следует привести краткий анализ изданных в XIX веке законов, регламентировавших использование труда рабочих. Данный этап в развитии фабричного законодательства ознаменовался введением принципа самостоятельного построения отношений между предпринимателем и рабочим на договорных началах. Перед законодателем в XIX веке встали новые задачи, такие как защита интересов широкого круга рабочих, существующих договорных отношений, а также снижение социальной напряженности.
Закон о здоровье и нравственности 1802 г. (Health and Morals of Apprentices Act) [13, 64-66], был разработан и принят по инициативе Сэра Роберта Пиля, крупного землевладельца и промышленника своего времени. Данный закон был разработан Комитетом Роберта Пиля, о котором говорилось ранее, и
представлен на обсуждение Парламенту Соединенного Королевства. Данный закон был направлен на регулирование условий труда детей на хлопковых и шерстопрядильных фабриках. Известный исследователь в области фабричного законодательства М.В. Томас называл данный закон «первым в истории фабричного законодательства Англии XIX века» [18, 21]. Его издание, несмотря на множество уступок в угоду фабрикантам, явилось «кульминацией движения, нараставшего в 1700-е годы, когда реформаторы попытались протолкнуть несколько своих идей через Парламент с целью улучшения здоровья рабочих и учеников» [18, 38-40]. Закон содержал следующие условия:
• Владельцы фабрик должны были соблюдать требования закона;
• Все помещения на фабриках должны были хорошо проветриваться и отмываться от извести два раза в год;
• Малолетние рабочие должны были обеспечиваться двумя комплектами одежды;
• Дети должны были инструктироваться по технике безопасности на работе;
• Дети в возрасте от 9 до 13 лет могли работать не более 8 часов;
• Подростки в возрасте от 14 до 18 лет могли работать не более 12 часов;
• Детям, не достигшим 9 летнего возраста, не разрешалось работать, и они должны были посещать школу;
• Мальчики и девочки должны были размещаться отдельно друг от друга;
• По воскресеньям все малолетние рабочие должны были посещать воскресную школу;
• Владельцы заводов и фабрик были обязаны организовывать медицинский осмотр рабочих и не допускать инфекционных заболеваний [19,73].
Были установлены санкции за нарушение закона в размере от 2 до 5 фунтов стерлингов. Штраф мог быть наложен на владельца фабрики, но закон не устанавливал порядок инспекционного режима, позволившего зафиксировать нарушение и наложить санкцию. Данный закон содержал другие существенные недоработки. Так, не был установлен четкий режим работы для всех категорий рабочих, в законе содержались только общие фразы о недопустимости сверхурочной работы детей, также не были установлены способы учета отработанного времени.
Далее был издан ряд законов, содержащих более конкретные формулировки, заставившие фабрикантов исполнять требования законодательства.
Третий этап (1813-1834г.) развития фабричного законодательства Англии XIX века начался в 1813г. изакончился в 1834г. с приня-
тием нового закона о бедных 1834 г. (The Poor Law Amendment Act of 1834) [22], отменившего все ранее изданные законы и акты о бедных, предусматривающие денежные выплаты и пособия [12, 72-73]. Считаем принятие данного закона знаковым явлением, поскольку его введение привело к полному отказу от материальной поддержки бедняков. С отменой закона о бедных в 1834г. единственной законной мерой поддержки неимущих стало принудительное помещение их в работный дом.
В данный период был издан ряд фабричных законов, оказавших влияние на правовое положение рабочих и условия их труда.
Закон о Хлопкопрядильных фабриках 1819 г. (Cotton Mills and Factories Act) устанавливал, что дети, не достигшие 9 летнего возраста, не должны были допускаться к работе на фабриках, а детям в возрасте с 9 до 16 лет устанавливался 12 часовой рабочий день [6, 32-33].
Закон о Фабриках 1833г. (An Act to Regulate the Labour of Children and Young Persons in Mills and Factories) явился первой попыткой регламентировать продолжительность рабочего дня в текстильной промышленности. Закон устанавливал, что дети в возрасте от 14 до 18 лет не должны работать больше 12 часов в день, включая обеденный перерыв продолжительностью 1 час. Дети в возрасте от 9 до 13 лет не должны работать больше 8 часов, включая обеденный перерыв продолжительностью 1 час. Кроме того, дети в возрасте от 9 до 13 лет должны были находиться в школе не менее чем два часа в день. Работа в текстильной промышленности запрещалась детям, не достигшим 9 летнего возраста, а также ночная работа детям, не достигшим 18 лет. Кроме того, устанавливались правила осмотра фабрик фабричными инспекторами [4, 2-16].
Четвертый этап (1834-1878г.) развития фабричного законодательства Англии XIX века начался с 1834 г. с окончательной отменой законов о бедных и закончился с изданием закона 1878г.
В данный период были издана большая часть фабричных законов в значительной степени восполнивших пробелы в системе фабричного законодательства.
Закон о Фабриках 1844 г. (An Act to amend the Laws relating to Labour in Factories) устанавливал новые условия труда рабочих. Раздел 9 данного закона вводил сокращенные часы работы для детей и женщин. Акт относился к текстильной промышленности и включал следующие условия: женщины могли работать не более 12 часов в день в течение недели, включая полтора часа на обеденный перерыв, и 9 часов в воскресные дни. Кроме того, согласно разделу 11 Закона, дети 9-13 летнего возраста не должны были работать
более 9 часов в день, включая обеденный перерыв. Данный закон впервые четко регламентировал одновременно необходимость защиты женщин и детей [5, 28-30].
Закон о сокращении рабочего дня для женщин и подростков 1847 г. (An Act to limit the Hours of Labour of Young Persons and Females in Factories) установил ограничение продолжительности рабочей недели в текстильных заводах (кроме шерстопрядильного и шелкового производства) для женщин и детей младше 18 летнего возраста. Продолжительность рабочей недели разделом вторым Закона устанавливалась в размере 63-х часов. С 1 июля 1847 она была уменьшена до 58 часов [7, 385387].
Закон о Фабриках 1850 г. (1850 Factory Act) устанавливал иную продолжительность рабочего дня, которая была предписана законами о Фабриках 1844 и 1847гг. Работодатели как прежде не могли устанавливать смены и часы работы. В законе содержались следующие ограничения: дети и женщины могли только работать с 6:00 до 18:00 летом и с 7:00 до 19:00 зимой. В субботу рабочий день устанавливался до 14.00. Продолжительность рабочей недели была увеличена с 58 до 60 часов. Продолжительность работы детей в возрасте от 9 до 18 лет составляла 10 часов в день [8, 113].
Во второй половине XIX века происходило расширение сферы действия фабричных законов на отрасли, где использовался ручной труд. Был издан ряд законов от 1864, 1867, 1874, 1878, 1891 г.
Закон о Фабриках 1867 г. (The Factory Acts Extension Act) распространил новые правила охраны труда на металлургические, машиностроительные и бумажные фабрики, а также на все иные предприятия и фабрики, где работало более 50 рабочих на постоянной основе. Постоянной основой признавалась работа на определенной фабрике не менее 100 дней в году [9, 24].
Закон о Фабриках 1874 г. (1874 Factory Act) [15, 53] более подробно урегулировал положение работников, занятых в текстильной промышленности. К 1874 г. текстильные рабочие активно организовывали рабочие союзы (тред-юнионы) и развились в хорошо организованный и дисциплинированный профсоюз.
Пятый этап развития (1878-1897г.) законодательства начался с издания Закона о Фабрике и Мастерской 1878 г. (Factory Act 1878) [14, 25] и закончился с изданием акта о компенсации работникам 1897 г. (The Workmen's Compensation Act 1897) [24, 24-28]. Закон 1878 г. был издан с целью объединения всех ранее изданных законов о фабриках и фабричных мастерских. Как уже говорилось в предыду-
щих параграфах, закон 1878 г. систематизировал все основные положения ранее изданных фабричных законов. Согласно разделу 6 данного закона ограничения рабочего времени и условий труда теперь распространялись на все отрасли фабричной промышленности. Согласно закону 1878 г., любой малолетний рабочий, независимо от того, на какой фабрике он работал, не мог работать более 10 часов в сутки независимо от графика смен [14, 4650].
Закон о внесении поправок в законы, регулирующие условия труда на фабриках и в мастерских 1891 г. (An Act to amend the Law relating to Factories and Workshops установил более строгие требования для безопасности конструкции станков и иных механизмов на фабриках и мастерских, а также правила безопасной работы с ними. Первое запрещало нанимать на работу родивших женщин ранее, чем по истечении четырех недель после рождения ребенка, второе поднимало минимальный возраст рабочего, с которого он был принят на работу с 10 летнего возраста до 11 лет [10, 62-68].
Закон о внесении поправок в законы, касающиеся фабрик и мастерских 1895 г. (Ап Act to amend and extend the Law relating to Factories and Workshops) внес ряд поправок в уже изданные законы, объединив и упорядочив правовые нормы об ограничении возраста и определении условий труда рабочих. В частности, разделы девятый и десятый более строго определяли требования к форме рабочей одежды и рабочего оборудования (станков и иных машин), чем закон 1891 г. В данном законе содержались нововведения. В частности раздел четырнадцатый закона устанавливал специальные правила о так называемых наёмных фабриках (tenement factories) [21, 214-217].
Последним изданным законом, который целесообразно рассмотреть в рамках настоящей статьи является акт о компенсации работникам 1897 г. (The Workmen's Compensation Act 1897) [24, 24-28], регламентировавший порядок материальных возмещений рабочим, получившим увечья на производстве. По нашему мнению, на основании приведенной нами периодизации следует выделить принцип преемственности в развитии фабричного законодательства.
Предпосылки создания его были заложены еще в XVIII веке актами, регулировавшими условия труда и производства: акт о шелковом производстве 1763 г. (Silk Works Act 1763), акт о прядильном производстве 1764 г. (Frame Work Knitters Act 1766), акт о Уотфордском погосте и работных домах 1772 г. (Workhouse Act 1772), Акт о Вестминстерском работном доме 1772 г. (Workhouse Act
1772), Акт о мошенничествах рабочих 1777 г. (Frauds by Workmen Act 1777), Акт о дорожных мастерских Аттерклифа (Road Act 1786) идр[17, 889-1010].
Другим важным фактором, подтверждающим преемственность развития фабричных законов, является история развития законов о бедных, поскольку последние составляли значительную часть населения Англии в рассматриваемый нами период. Более подробно рассматривая развитие традиционного английского законодательства о бедных, следует отметить, что принятый еще в 1601г. при королеве Елизавете закон «О бедных» применялся и в XVIII веке. Данный закон, по словам Ф. Энгельса, «... еще наивно исходил из того принципа, что забота о содержании бедных лежит на приходе» [2, 356]. В соответствии с вышеуказанным законом на приходы возлагалась обязанность по содержанию всех бедняков, проживающих в приходе и не способных самостоятельно обеспечивать свое существование.
В 1834 г. английский парламент отменил старые законы о бедности, что означало полный отказ от выдачи пособий беднякам деньгами и продуктами. Закон о бедных 1834 г. содержал единственную форму «помощи» буржуазного общества безработным и бедным — принудительное помещение в работные дома. Условия работы и проживания в данных домах были настолько тяжелыми, что в среде бедняков они получили название «Бастилия для бедных».
Фабричные законодательные акты, начиная с издания первого закона о здоровье и нравственности 1802 г. (Health and Morals of Apprentices Act) [19, 73] в дальнейшем дополнялись и совершенствовались на всем протяжении XIX века. К началу XX века в Англии, по нашему мнению, сложилась новая модель фабричного законодательства, в своей основе имевшая те принципы, которые были выработаны актами 1763, 1766, 1772, 1777, 1786, а также фабричными законами 1802, 1819, 1833, 1844, 1847, 1850, 1874, 1878, 1891, 1895, 1897 годов.
Подводя итог, следует заметить, что в развитии фабричного законодательства Англии XIX века российскими исследователями ранее не выделялись отдельные этапы. Такие английские исследователи фабричных английских законов, как Маурис Волтон Томас (Maurice Walton Thomas), Б.Л. Хатчинс и Ами Харисон (В. L. Hutchins and A. Harrison), Артур Левеллин Девис (Arthur Llewelyn Davies) и в их числе немецкий исследователь К. Маркс говорили о системности и поэтапном развитии фабричного законодательства Англии XIX в., но не выделяли отдельные этапы в его развитии. Поскольку в зарубежной лите-
ратуре также не выделялись этапы развития фабричного законодательства Англии, считаем возможным предложить авторскую периодизацию. Таким образом, руководствуясь такими критериями, как последовательность в развитии законов, преемственность, системность, эволюционирование и отбор жизнеспособных правовых норм, реализуемость на практике, можно выделить следующие этапы развития фабричного законодательства Англии XIX века:
1. этап зарождения 1782-1802 гг. (на данном этапе произошел переход от статутов, ограничивавших размер заработной платы рабочих и определяющих порядок использования рабочей силы в работных домах, к первому фабричному закону 1802 г.);
2. этап становления 1802-1813 гг. (от издания закона о морали и нравственности 1802 г., до окончательной отмены всех ранее изданных статутов в 1813 г.);
3. этап определения сферы действия фабричного законодательства 1813-1834 (от отмены действия всех статутов в 1813 г. до принятия нового закона о бедных 1834 г.;
4. этап расширения действия законов 1834-1878 (с момента издания закона о бедных 1834 г., до издания закона 1878 г., объединившего и систематизировавшего все ранее изданные фабричные законы, начиная с закона 1802 г.);
5. этап систематизации и кодификации 1878-1897 (от издания закона 1878 г., объединившего в себе все ранее изданные законы XIX века до издания последнего в XIX веке фабричного закона 1897 г., определившего условия возмещения рабочим материального вреда, полученного на производстве).
Данные этапы развития фабричного законодательства Англии XIX века, по нашему мнению, показывают преемственность и системность эволюции общественных отношений, послуживших основной причиной издания новых законов, а также возникновения
новых правоотношений на основе вновь принятых фабричных законов. Кроме того, мы полагаем, что принцип улучшения положения рабочих, прослеживающийся в принимавшихся на всем протяжении XIX фабричных законов в Англии, претворялся в жизнь медленно, но верно. Мы привели данную периодизацию эволюции фабричного законодательства Англии XIX века, опираясь на ключевые даты отмены старых статутов и даты принятия новых фабричных законов, с принятием которых урегулировались социальные противоречия и устанавливались границы прав работников и работодателей. В приведенной нами периодизации, по нашему мнению, затронуты наиболее значимые этапы развития и эволюции не только фабричных законов, но и развития правоотношений в Англии XIX века.
Этапы развития фабричного законодательства Англии XIX в., выделенные в настоящем исследовании отражают его преемственность и системное развитие. Приведенная периодизация поэтапного развития фабричного законодательства опирается на ключевые даты, совпадающие с отменой устаревших статутов XVII-XVIII вв., законов бедных, изданием принципиально новых фабричных законов, установивших правовое положение рабочих, занятых в промышленном производстве, включая малолетних рабочих и женщин, а также систематизации и кодификации фабричных законов.
Считаем необходимым заметить, что приведенная периодизация развития фабричного законодательства в Англии XIX в. является авторской ввиду отсутствия сколько-нибудь значимых исследований в данной области отечественной и зарубежной историографии. Кроме того, рассмотренные этапы развития фабричного законодательства выделены непосредственно на территории Англии, не включая ряд ее колоний, где использовался труд местного населения и не было сосредоточено крупное промышленное производство.
ЛИТЕРАТУРА
1. Агапова И.И. История экономических учений: Курс лекций. М.: Юрист, 2001;
2. Маркс К., Энгельс Ф. Избранные произведения: В9т. Капитал. Т. 1. гл. 24. М.: Политиздат, 1984;
3. Роджерс Т. История труда и заработной платы в Англии с XIII по XIX век / пер. с англ. Каткова В. Д. СПБ, 1899;
4. An Act to Regulate the Labour of Children and Young Persons in the Mills and Factories of the United Kingdom. Chapter 103. London: 1833;
5. An Acts to Amend the Laws Relating to Labour in Factories. Chapter 15. London: Eyre and A. Spottiswoode, 1844;
6. Ayer Company Publishers, Inc. The Factory act of 1819: six pamphlets, 1818-1819. London: Amo Press, 1972;
7. Barclay H. A digest of the law of Scotland: with special reference to the office and duties of ajustice of the peace. Chapter29. Oxford: OxfordUniversity. T&T. Clark, 1855;
8. Cook C. Britain in the nineteenth century: 1815-1914. Routledge Companions to History Series. Chapter 54. London: Routledge, 2005;
9. Great Britain. Parliament. House of Commons. House of Commons Papers, Vol. 24. Chapter 103. London: H.M. Stationery Office, 1866;
10. England Parliament. Public Health (London) Act, 1891. London: Simpkin, Marshall & Company, 1884;
11. HomD.B.,Ransome M.EnglishHistorical Documents: 1714-1783.London: Routledge, 1996;
12. Hutchings B.L., Harrison A. A history of factory legislation. Second Edition revised, with a new chapter. London: P.S. King & Son, OrchardHouse, Westminster, 1911;
13. Lumley W.G. The Factory Acts. Chapter 15, 103: With Notes, Abstracts, and Index. London: Shaw and Sons, 1844;
14. Patterson E. N. Factory and workshops act of 1878. Chapter 16. Wisconsin: University of Wisconsin. 1925;
15. Report on the Operation of the Victorian Factory Act 1874: Together with Minutes of Evidence, Appendix, Etc. Chapter29.London: 1884;
16. Royal Commission on Employees in Shops, 1884. Report on the Operation of the Victorian Factory Act 1874: TogetherwithMinutes ofEvidence, Appendix, Etc. London: 1884;
17. Stephens A.J. Great Britain. Parliament. House of Commons. House of Commons Papers. The statutes relating to the ecclesiastical and eleemosynary institutions of England, Wales, Ireland, India, and the colonies: with the decisions thereon. Vol. 1, 44. London: Printedby ParkerJ.W., 1845;
18. Thomas M.W. The early factory legislation. A study in legislative and administrative evolution. Westport: First GreenwoodReprinting, 1970;
19. The Statutes of the United Kingdom of Great Britain and Ireland. Chapter 42. London: Printed by His Majesty’s Law Printers; And fold by J. Butterworth, Law Bookfeller, in Fleet-Street. 1811;
20. The Statutes of the United Kingdom of Great Britain and Ireland. Chapter 51. London: Printed by His Majesty’s Law Printers; And fold by J. Butterworth, Law Bookfeller, in Fleet-Street. 1811;
21. The law journal for the year 1832-1949: comprising reports of cases in the courts of Chancery, King's Bench, Common Pleas, Exchequer ofPleas, and Exchequer of Chamber. London: 1870;
22. The Workhouse. The story of an institution. [Электронный ресурс] // URL: http://www.workhouses.org.uk/ poorlaws/1834act.shtml (дата обращения 10.02.2013);
23. WoodJ.C. Thomas Robert Malthus: Critical Assessments: Routledge, 1994;
24. Willis W.A. The Workmen's Compensation Act 1897 ...: With Copious Notes and an Appendix Containing the Employers' Liability Act, 1880. London: Nabu Press, 2012.
REFERENCES
1. Agapova I.I. Istoriia ekonomicheskikh uchenii: Kurs lektsii [History of Economic Thought: A course of lectures]. Moscow, Iurist, 2001.
1. Marks K., Engel's F. Izbrannye proizvedeniia: V9 t. Kapital. T. 1. gl. 24 [Selected Works: In 9 V Capital. V 1. Chap. 24]. Moscow, Politizdat, 1984.
1. Rodzhers T. Istoriia truda i zarabotnoi platy v Anglii s XIIIpo XIX vek [History and wages in England from the XllltoXIX century]. Saint Petersburg, 1899.
2. An Act to Regulate the Labour of Children and Young Persons in the Mills and Factories of the United Kingdom. Chapter 103. London: 1833.
3. An Acts to Amend the Laws Relating to Labour in Factories. Chapter 15. London: Eyre and A. Spottiswoode, 1844.
4. Ayer Company Publishers, Inc. The Factory act of 1819: six pamphlets, 1818-1819. London: Amo Press, 1972;
5. Barclay H. A digest of the law of Scotland: with special reference to the office and duties of ajustice of the peace. Chapter29. Oxford: OxfordUniversity. T&T. Clark, 1855.
6. Cook C. Britain in the nineteenth century: 1815-1914. Routledge Companions to History Series. Chapter 54. London: Routledge, 2005.
7. Great Britain. Parliament. House of Commons. House of Commons Papers, Vol. 24. Chapter 103. London: H.M. Stationery Office, 1866.
8. England Parliament. Public Health (London) Act, 1891. London: Simpkin, Marshall & Company, 1884.
9. Horn D.B., Ransome M. English Historical Documents: 1714-1783. London: Routledge, 1996.
10. Hutchings B.L., Harrison A. A history of factory legislation. Second Edition revised, with a new chapter. London: P.S. King & Son, OrchardHouse, Westminster, 1911.
11. Lumley W.G. The Factory Acts. Chapter 15, 103: With Notes, Abstracts, and Index. London: Shaw and Sons, 1844.
12. Patterson E. N. Factory and workshops act of 1878. Chapter 16. Wisconsin: University of Wisconsin. 1925;
13. Report on the Operation of the Victorian Factory Act 1874: Together with Minutes ofEvidence, Appendix, Etc. Chapter29.London: 1884;
14. Royal Commission on Employees in Shops, 1884. Report on the Operation of the Victorian Factory Act 1874: TogetherwithMinutes ofEvidence, Appendix, Etc. London: 1884;
15. Stephens A.J. Great Britain. Parliament. House of Commons. House of Commons Papers. The statutes relating to the ecclesiastical and eleemosynary institutions of England, Wales, Ireland, India, and the colonies: with the decisions thereon. Vol. 1, 44. London: Printedby ParkerJ.W., 1845;
16. Thomas M.W. The early factory legislation. A study in legislative and administrative evolution. Westport: First
GreenwoodReprinting, 1970;
17. The Statutes of the United Kingdom of Great Britain and Ireland. Chapter 42. London: Printed by His Majesty’s Law Printers; And fold by J. Butterworth, Law Bookfeller, in Fleet-Street. 1811;
18. The Statutes of the United Kingdom of Great Britain and Ireland. Chapter 51. London: Printed by His Majesty’s Law Printers; And fold by J. Butterworth, Law Bookfeller, in Fleet-Street. 1811;
19. The law journal for the year 1832-1949: comprising reports of cases in the courts of Chancery, King's Bench, Common Pleas, Exchequer ofPleas, and Exchequer of Chamber. London: 1870;
20. The Workhouse. The story of an institution. [Электронный ресурс] // URL: http://www.workhouses.org.uk/ poorlaws/1834act.shtml (дата обращения 10.02.2013);
21. WoodJ.C. Thomas Robert Malthus: Critical Assessments: Routledge, 1994;
22. Willis W.A. The Workmen's Compensation Act 1897 ...: With Copious Notes and an Appendix Containing the Employers' Liability Act, 1880. London: Nabu Press, 2012.
Информация об авторе Руслан Равилевич Вяселев (Россия, г. Саратов) - Аспирант кафедры истории государства и права ФГБОУ ВПО "Саратовская государственная юридическая академия". E-mail: [email protected]
Information about the author
Ruslan Ravilevich Viaselev (Russia, Saratov) - Graduate student of the Department of History of State and Law. Saratov State Academy of Law. E-mail: [email protected]