Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗРАБОТКИ СТРАТЕГИИ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ'

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗРАБОТКИ СТРАТЕГИИ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
социально-экономическое развитие / региональная стратегия / SWOT-анализ / стратегическое планирование / этапы разработки стратегии / рейтинг региона / socio-economic development / regional strategy / SWOT analysis / strategic planning / stages of strategy development / regional rating

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Головина Ольга Дмитриевна, Воробьева Оксана Александровна

В статье рассматриваются основные особенности современных условий развития экономической и социальной систем регионов, определяющих актуальность поиска путей роста их конкурентоспособности, что предполагает необходимость формирования стратегии активного регионального развития. Одним из регионов страны является Удмуртская Республика, которая относится к производственно-ориентированным регионам и, судя по достигнутым результатам, как и другие, имеет свои характерные особенности, которые касаются таких важнейших показателей, как валовой региональный продукт, производительность труда, объемы промышленного производства, инвестиции в основной капитал. Перед регионом стоит задача разработки стратегии развития. Многолетний опыт регионального управления доказывает целесообразность проведения SWOT-анализа для оценки текущего состояния регионов, определения проблем, оценки рисков, учета возможностей и ограничений развития, ресурсного обеспечения и совокупного потенциала. Основываясь на авторском опыте и накопленном фактологическом материале, рассмотрены наиболее значимые вопросы с целью обеспечения корректности выполнения анализа. Высказано авторское мнение в отношении основных положений, которые целесообразно включить в стратегию республиканского развития. Во-первых, это развитие производственного потенциала, включая промышленную политику; во-вторых, формирование региональной экосистемы инноваций; в-третьих, формирование кадрового обеспечения социально-экономического развития региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MAIN STAGES OF ELABORATION OF A REGIONAL DEVELOPMENT STRATEGY IN MODERN CONDITIONS

The article examines the main features of modern conditions for the development of economic and social systems of regions, which determine the relevance of searching for ways to increase their competitiveness, which presupposes the need to formulate a strategy for active regional development. One of the regions of our country is the Udmurt Republic, which belongs to the production-oriented regions and, judging by the results achieved, like others, has its own characteristic features that relate to such important indicators as gross regional product, labor productivity, industrial production volumes, investments in fixed capital. The region faces the task of elaborating a development strategy. Many years of experience in regional management proves the feasibility of conducting SWOT analysis to assess the current state of regions, identify problems, assess risks, take into account development opportunities and limitations, resource provision and overall potential. Based on the authors’ experience and accumulated factual material, the most significant issues are considered in order to ensure the correctness of the analysis. The authors’ opinion is expressed regarding the main provisions that should be included in the republican development strategy. Firstly, this is the development of productive potential, including industrial policy; secondly, the formation of a regional innovation ecosystem; thirdly, the formation of staffing for socio-economic development of the region.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗРАБОТКИ СТРАТЕГИИ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ»

УДК 338.242(045)

О.Д. Головина, О.А. Воробьева

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗРАБОТКИ СТРАТЕГИИ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

В статье рассматриваются основные особенности современных условий развития экономической и социальной систем регионов, определяющих актуальность поиска путей роста их конкурентоспособности, что предполагает необходимость формирования стратегии активного регионального развития. Одним из регионов страны является Удмуртская Республика, которая относится к производственно-ориентированным регионам и, судя по достигнутым результатам, как и другие, имеет свои характерные особенности, которые касаются таких важнейших показателей, как валовой региональный продукт, производительность труда, объемы промышленного производства, инвестиции в основной капитал. Перед регионом стоит задача разработки стратегии развития. Многолетний опыт регионального управления доказывает целесообразность проведения SWOT-анализа для оценки текущего состояния регионов, определения проблем, оценки рисков, учета возможностей и ограничений развития, ресурсного обеспечения и совокупного потенциала. Основываясь на авторском опыте и накопленном фактологическом материале, рассмотрены наиболее значимые вопросы с целью обеспечения корректности выполнения анализа. Высказано авторское мнение в отношении основных положений, которые целесообразно включить в стратегию республиканского развития. Во-первых, это развитие производственного потенциала, включая промышленную политику; во-вторых, формирование региональной экосистемы инноваций; в-третьих, формирование кадрового обеспечения социально-экономического развития региона.

Ключевые слова: социально-экономическое развитие, региональная стратегия, SWOT-анализ, стратегическое планирование, этапы разработки стратегии, рейтинг региона.

DOI: 10.35634/2412-9593-2024-34-3-428-434

Сложившаяся динамика социально-экономических процессов в условиях внешних угроз и острой необходимости роста конкурентоспособности регионов, включая отдельные его предприятия, диктуют необходимость формирования стратегии активного развития регионов. Каждый из них определяет свою стратегическую модель, формулируя для этого базовую идею. Представляется, что сегодня - это борьба за лидирующие позиции в межрегиональной конкуренции.

Рассматривая современную, достаточно сложную ситуацию в области социально-экономических процессов, нужно отметить, что российский бизнес за последние два с половиной десятилетия сталкивался с несколькими крупными кризисами: в начале и в конце 1990-х годов, в первом десятилетии 2000-х, во время пандемии и санкций. Особенностями воздействия структурных кризисов являются разрывы в цепочках создания добавленной стоимости, ограничения как в спросе, так и в предложении, слабая связь проблем компаний с их конкурентоспособностью. Есть мнение, что отличительная черта режима санкций заключается в ускоренном воссоздании сегмента инвестиционных товаров. Несомненно, что санкционное давление ощутили в первую очередь финансовый сектор, регионы с активной деятельностью иностранного бизнеса, помимо этого и регионы-экспортеры нефти. В то же время, по опросам руководителей, примерно на 1/3 российских компаний санкции никак не повлияли. Более того, стала очевидной польза санкционных ограничений для предприятий. Они получили шанс для увеличения своей доли на рынках, а кроме этого, перспективу выхода на новые рынки промышленных и потребительских товаров. Показательно, что оценки сводного индикатора бизнес - климата в обрабатывающей промышленности оказались на максимуме за последние 10 лет - с лета 2013 года до весны 2023 года.

По данным опроса НИУ ВШЭ в 2022г., по вопросам адаптации к санкциям можно отметить три основные стратегии, применявшиеся нашими компаниями:

- инновационно-экспансионистская. Такую стратегию имеют возможность применить организации, особо не пострадавшие от санкций, занимавшиеся активной инновационной деятельностью. Они могут себе позволить в этих условиях осваивать новые рынки и товары, технологии, проводить цифровизацию;

- сокращение и упрощение. Данная стратегия характерна для компаний, испытывавших негативное влияние санкций. Они снижали затраты, инвестиции, сокращали персонал, номенклатуру продукции и пр.;

- экстенсивный рост. Эту стратегию чаще других реализовывали организации, на которые санкции оказали нейтральное или негативное влияние. Стратегия заключается в наращивании основных факторов производства (капитал, трудовые ресурсы) [1].

Нарастающая в 2022 году неопределенность в геополитической и экономической сферах объективно привела к структурной перестройке региональных экономик по всей стране. При этом по итогам года, можно отметить, что экономика оказалась гораздо устойчивее к таким негативным воздействиям, нежели ожидалось в начале 2022 года. Начало активно осуществляться импортозамещение, внедряться мероприятия по изменению логистики, трансформации сети поставок, методов кооперации с партнерами. Стал очевидным процесс переориентации экономики на страны Азии и на Восток в целом. И, конечно же, значительное влияние на бизнес в регионах оказала государственная поддержка. Как следствие, все это в сочетании дало возможность завершить год без драматических событий [2].

Одним из регионов страны является Удмуртская Республика, который по своей направленности выступает как производственно-ориентированный регион и активно реализует программы импорто-замещения. Основные показатели развития региона представлены в таблице.

Основные социально-экономические показатели РФ и УР в 2022 г.

Показатель Российская Федерация Удмуртская Республика

Численность населения на 1.01.2023 г., тыс человек, в % к предыдущему году 146 447,4 99,6 1 442,2 99,5

Среднегодовая численность занятых, тыс. человек 71 216,9 685,4

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников организаций, руб. 65 338 45 811

Валовой региональный продукт в 2021 г., млрд руб., в % к предыдущему году 121 183 107,3 842 102,6

Доля добывающих отраслей в ВРП, % 22,5 42,7

Доля обрабатывающих производств в ВРП, % 55,0 55,8

Промышленное производство, млрд руб., в % к предыдущему году 102659,3 100,6 887,4 103,7

Продукция сельского хозяйства - всего, млрд руб. 8 563,5 91,3

Оборот розничной торговли, млрд руб., в % к предыдущему году 42 577,0 93,5 310,6 100,4

Сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток) деятельности организаций, млрд. руб. в % к предыдущему году 22 313,6 65,5 75,4 82,4

Производительность труда в 2021 г. в % к предыдущему году 103,7 99,7

Источник: составлено авторами на основе данных Росстата [3].

Стоит отметить по крайней мере три позиции, по которым республиканские показатели выше общероссийских: темпы роста промышленного производства (103,7 % против 100,6 %), оборота розничной торговли (100,4 % против 93,5 %) и финансовый результат (прибыль минус убыток) деятельности организаций (82,4 % против 65,5 %). Кроме того, нужно подчеркнуть такие важные моменты, как превышение доли обрабатывающих производств в структуре валового внутреннего продукта в регионе в сравнении со среднероссийским уровнем (55,8 % в сравнении с 55 %) и второй момент -темп роста промышленного производства - 103,7 % по сравнению со 100,6 % в целом по стране.

К сожалению, валовой региональный продукт в отчетном периоде рос медленнее почти на 5 % в сравнении с общероссийским показателем, инвестиции в основной капитал - почти на 8 %, производительность труда - на 4 %.

Президентом страны в Указе № 474 от 21.07.2020 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» зафиксирован перечень национальных целей, на достижение которых должны быть направлены усилия как отдельных организаций, так и регионов, и страны в це-

лом. Это актуализировало задачи разработки или корректировки разработанных ранее стратегий развития регионов.

Главной стратегической целью нынешней социально-экономической политики значится улучшение качества жизни населения. Соответственно, вся система управления регионом обязана быть сфокусирована на воплощение этой цели. При этом под стратегией обычно понимают оптимальную модель действий для достижения региональных приоритетов на основе выбранных критериев и рационального и эффективного распределения ресурсов.

В Федеральном законе РФ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» определена одна из основных задач стратегического планирования - идентификация внутренних и внешних условий, тенденций, ограничений, диспропорций, дисбалансов, перспектив социально-экономического развития регионов и страны в целом. В связи с этим возникает вопрос: как это осуществить?

Методология стратегического планирования предполагает следующие этапы:

1) диагностика и оценка характера текущего развития региона;

2) исследование и анализ имеющегося потенциала;

3) нахождение перспективных возможностей субъекта;

4) определение вероятных угроз;

5) формулировка направлений будущего развития территории.

Автором одного из первых и наиболее известных подходов к анализу проблем и поиску их решений на основе разработки и реализации стратегий является Кеннет Эндрюс из Гарвардской школы бизнеса. Он предложил и разработал модель, которая стала прообразом SWOT-анализа. Предложенный им метод известен под названием ССВУ - анализа (силы, слабости, возможности, угрозы), в английском варианте - SWOT-анализ. Исходя из методики данного анализа, вначале исследуют внутреннюю среду объекта, выявляя ее сильные и слабые стороны. Далее подвергают анализу внешнюю среду, определяя потенциальные угрозы и возможности для объекта исследования. После этого идет формирование взаимосвязей, комбинаций между этими четырьмя факторами, что приводит к выработке стратегии. Этот подход уже давно хорошо известен и в нашей стране, и за рубежом.

Многолетний опыт регионального управления доказывает целесообразность проведения SWOT-анализа с целью комплексной оценки социально-экономического развития регионов, выявления главных проблем регионов и оценки связанных с ними рисков для формирования региональной стратегии, исходя из возможностей и региональных ограничений развития, ресурсного обеспечения и совокупного потенциала.

В принципе, при его проведении как начального этапа разработки стратегии целесообразно:

- выбрать элементы для анализа и объединить их в группы,

- дать оценку элементам на основе официальной статистики,

- провести опросы заинтересованных сторон и дополнить оценку элементов,

- выбрать регионы для сопоставления и подчеркнуть свои сильные и слабые стороны,

- перейти к формированию стратегии.

Основываясь на определенном авторском опыте и накопленном фактологическом материале, в рамках общего алгоритма оценки текущего состояния и формирования будущей региональной стратегии представляется необходимым дать некоторые комментарии с целью обеспечения корректности выполнения анализа.

На первом этапе при определении элементов, характеризующих регион, нами были выбраны четыре близких к Удмуртии региона - Пермский край, Кировская область, Чувашская и Марийская республики, и на основе соответствующего авторского анализа выявлены общие для всех территорий характеристики, определяющие современную социально-экономическую обстановку. Приведем фрагмент полученных выводов. К сильным сторонам мы отнесли: наличие на территории региона важных для России транспортных коридоров; развитую транспортную инфраструктуру; наличие крупных промышленных предприятий; наличие конкурентоспособных уникальных производств; достаточно высокий уровень внедрения информационно-коммуникационных технологий в социальных и экономических сферах, а также при оказании государственных услуг населению. Характерными слабыми сторонами регионов выступают: сокращение численности населения; миграционный отток населения, рост числа квалифицированных кадров, покидающих регион; высокая зависимость экономики от состояния сырьевых отраслей промышленности региона и конъюнктуры мировых рынков; низкий, чем в среднем по стране, уровень производительности труда в ведущих отраслях экономики;

невысокий уровень доходов населения и недостаток высокооплачиваемых рабочих мест. К основным региональным возможностям мы отнесли: наличие благоприятных условий для развития экономики, социальной сферы, бизнеса и привлечения стратегических партнеров для производства высокотехнологичных продуктов; перспективы создания инновационных высокотехнологичных кластеров; развитие производств в рамках импортозамещения. В качестве угроз регионального развития выступают санкционное давление на Россию и соответствующие ограничения; снижение экспорта; зависимость от иностранных технологий, оборудования и комплектующих; снижение доли инновационного продукта в структуре валового регионального продукта; невысокая доля благоустроенного жилья в сравнении с общероссийским уровнем (благоустройство жилищного фонда).

Выполненный авторами анализ социально-экономических факторов в различных субъектах РФ, помимо перечисленных выше, позволил сделать следующие выводы относительно внешней среды их развития: рост производительности труда на основе интенсивных факторов (организационные нововведения, инновации в технологиях, техническая модернизация); увеличение требований к качеству образования вследствие преобразований условий труда на базе использования 1Т-технологий; повышение требований к качеству инфраструктуры и условиям проживания в целом при выборе территории со стороны населения и инвесторов; усиление трудовой миграции жителей в более высокоразвитые регионы; цифровизация экономики; развитие финансовой инфраструктуры в регионах; возрастание роли прямых инвестиций как ключевого фактора трансфера знаний и технологий; развитие экономики с низкими выбросами углеродных соединений (так называемой «зеленой» экономики).

Ввиду значительного числа элементов для повышения качества выработки стратегии рекомендуется сгруппировать их в отдельные блоки. Современные авторы предлагают выделять блоки, или группы, с точки зрения их управляемости, т. е. по степени влияния на их развитие органов власти [4]. Например, первая группа должна включать климатические условия, географическое положение, существование различных ресурсов в субъекте: природных, земельных, энергетических и пр.

Вторая группа элементов - собственно экономика. На наш взгляд, здесь речь должна идти о производственном комплексе, агропромышленном и строительном комплексе; региональных рынках (рынок труда, рынок инноваций и инвестиций); предпринимательстве, малом и среднем бизнесе; социальной сфере (образование, здравоохранение, культура и т. п.); региональной инфраструктуре (транспорт, связь); среде для жизни населения (обеспеченность жильем, дороги).

Третья группа - элементы, характеризующие уровень развития региона и эффективность управления со стороны органов власти. [5]. Здесь можно отметить состояние демографии, социальное благополучие (уровень доходов, образования и прирост населения, возрастная структура, уровень безработицы), финансовое устройство региона (доходы и расходы, ВРП на душу населения, инвестиции в основной капитал и т. п.).

Можно привести и другие подходы к выделению блоков показателей для выявления особенностей развития регионов с позиций сильных и слабых сторон, возможностей и угроз. Так, в Республике Татарстан в модели стратегического развития рассматриваются 7 областей межрегиональной конкуренции: рынки, институты, реальный капитал, человеческий капитал, финансовый капитал, инновации и информация, природные ресурсы [6].

Для мониторинга социально-экономического развития Пермского края рассматриваются 6 сфер для анализа: «Социальная политика», «Общественная безопасность», «Экономическая политика», «Природопользование и инфраструктура», «Управление земельными ресурсами и имуществом» и «Территориальное развитие» [7].

Следующий этап проведения анализа с целью выстраивания региональной стратегии - установление связей между выявленными сильными и слабыми сторонами региона, возможностями и угрозами для составления матрицы и поиска основных стратегических направлений развития. При этом выделяются четыре поля: сильные стороны и возможности, слабые стороны и угрозы, слабые стороны и возможности, сильные стороны и угрозы. Анализ сильных сторон и возможностей направлен на то, чтобы, используя сильные стороны региона, сформировать стратегию развития на основе открывающихся возможностей во внешней среде; сочетание слабых сторон и возможностей ориентировано на создание стратегии изменения внутренней среды, устранения слабостей субъекта благодаря открывающимся новым возможностям; комбинирование сильных сторон и угроз нацелено на разработку стратегии потенциальных преимуществ, связанной с ликвидацией угроз за счет сильных сторон региона; самая сложная комбинация - слабые стороны и угрозы - считается ограничением стратегического регионального развития.

Предполагаем, в стратегии развития нашего региона для использования сильных сторон должен быть прописан пункт «Интенсификация развития механизмов государственно-частного партнерства»; в стратегии внутренних преобразований - «Создание условий для развития профессионального образования» и «Активное развитие прорывных технологий»; в стратегии потенциальных преимуществ - «Рост объема несырьевого неэнергетического экспорта»; в стратегии, позволяющей снять ограничения стратегического развития - «Диверсификация экономики - развитие высокотехнологичных отраслей и повышение их вклада в валовой региональный продукт».

При этом необходимо отметить целесообразность численных значений предлагаемых элементов. Можно использовать, как вариант, ранжирование по степени значимости (сильные и слабые стороны), а также по вероятности наступления и воздействия на социально-экономическую ситуацию (возможности и угрозы).

Для повышения информативности аналитической матрицы оценку элементов на основе статистических данных нужно дополнять данными опросов посредством проведения экспертных сессий и специального анкетирования заинтересованных сторон, стейкхолдеров, в качестве которых выступают жители, чиновники, бизнесмены, представители науки, культуры и т. д. Например, в Татарстане отмечается беспрецедентный масштаб открытости и коммуникаций стейкхолдеров, позволивший вовлечь через рабочие встречи, интервью, совещания, проектные семинары и сессии всех заинтересованных участников. Работали 13 проектных площадок: отраслевых, территориальных и по направлениям конкуренции. За двухлетний период формирования стратегии было проведено свыше 130 мероприятий, с участием более 3,5 тыс чел. и представлено более 3,5 тыс. инициатив населения [6].

По поводу оценки социально-экономического развития региона в литературных источниках высказываются точки зрения, что статистические данные и результаты опроса целесообразно дополнять рейтингами региона, например, рейтингом инвестиционной привлекательности регионов ЯЛЕХ, Национальным рейтингом состояния инвестиционного климата в субъектах РФ. Дело в том, что формулировки «высокий уровень», «недостаточно развито» и т. п. в матрице звучат безлико и не позволяют сделать обоснованных выводов о конкурентоспособности региона, что важно для потенциальных инвесторов, включая федеральный бюджет. Помимо этого, для обнаружения сильных, слабых сторон субъекта на базе официальной статистики, а также рейтингов представляется уместным отобрать объекты для сравнения [4]. В то же время, необходимо отметить, что применение для позиционирования среднестатистических показателей по стране в целом или федеральных округов не позволит подчеркнуть достоинства и выгоды регионов из-за региональных различий. Ведь при прочих равных условиях, преимущества субъектов соразмерны управленческому вкладу со стороны органов власти. Следовательно, создавать выборку регионов для сопоставления разумно, сравнивая основные выбранные элементы для анализа, например, численность населения, географические условия, профиль региона (к примеру, Удмуртия является промышленно-ориентированным регионом).

В Рейтинге регионов по достижению национальных целей за 2022 год [2] наш регион занимает 30-е место. Для сравнения: Кировская область - 32-е, Республика Марий-Эл - 51-е, Чувашская Республика - 57-е; этот факт относится к сильным сторонам УР. Одновременно он характеризует слабую сторону нашего региона в сравнении с Пермским краем, который занимает 22-ю позицию в рейтинге. По разделу «Комфортная и безопасная среда для жизни» наш регион занимает 9-е место (сильная сторона в сравнении с Пермским краем, занявшим 60-ю позицию). По индексу конкурентоспособности в разделе «Инновации и информация» наш регион занимает 24-е место (слабая сторона в сравнении с Пермским краем на 7-м месте).

После проведения анализа социально-экономического состояния региона следует формирование непосредственно самой долгосрочной стратегии развития.

По авторскому мнению, основными пунктами региональной стратегии должны стать:

- во-первых, развитие производственного потенциала (включая промышленную политику). Дело в том, что для страны в целом и ее регионов нужна эффективная стратегия размещения производства, учитывающая современную ситуацию, отвечающую новым вызовам, целям национальной безопасности. Наряду с этим, меры поддержки системообразующих компаний, отраслей в масштабах промышленной политики страны должны точно соответствовать планам в отношении целей по им-портозамещению, масштабному увеличению инновационных технологических решений, а также возможностям оперативной корректировки нормативной и финансовой составляющих.

Внутренние факторы и наличие потенциала развития Удмуртской Республики позволяют делать ставку не только на традиционные для региона отрасли, но также на диверсификацию экономи-

ки - развитие высокотехнологичных отраслей и повышение их вклада в валовой региональный продукт. Как сообщает пресс-служба Главы и Правительства Удмуртии, в регионе рост ВВП в 2023 году составляет 3 %, промышленного производства - 5 %. По индексу промышленного производства по отрасли «Обрабатывающие производства» по итогам 10 месяцев прошлого года Удмуртия находится на втором месте в Приволжском федеральном округе и на третьем месте по стране [8]. Важную роль в диверсификации экономики будет играть импортозамещение, напрямую связанное с экономическими санкциями, эффекты от которых сложнее и неоднороднее, чем представляется на первый взгляд, при этом они не всегда проявляются сразу. В современной литературе выделяется три сегмента импортозамещения: первый, когда аналогов нет ни в нашей стране, ни в нейтральных странах; это наиболее сложный вариант, требующий развития собственного научно-технологического потенциала; второй сегмент предполагает наличие аналогов в нейтральных странах, в этом случае речь идет о трансфере технологий и организации совместных производств; третий сегмент - наличие аналогов в стране, этот вариант называют «легким» импортозамещением;

- во-вторых, формирование региональной экосистемы инноваций. Есть несколько понятий экосистемы. Рассмотрим следующее: экосистема инноваций - совокупность взаимоотношений всех элементов сферы инновационной деятельности, характеризующих восприимчивость государства и общества к инновациям, определяющих эффективность процесса их создания и использования [6]. Не требует доказательств тот факт, что инновации в условиях конкуренции становятся ключевым фактором достижения лидерских позиций. [9]. Однако, по данным Росстата, затраты на инновационную деятельность организаций в нашем регионе от общего объема отгруженных товаров, выполненных работ, услуг составляют 0,6 %, в целом по ПФО - 3,1 %, в Татарстане - 5,1 %, в Нижегородской области - 6,7 %, в Пермском крае - 2,7 %. Объем инновационных товаров, работ, услуг в нашем регионе от общего объема отгруженных товаров, выполненных работ, услуг составляет 8,8 %, в целом по ПФО - 10,2 %, в Татарстане - 19 %, в Нижегородской области - 10,2 %, в Пермском крае - 4,7 % [3]. Одной из причин невысоких стимулов к инновациям и росту эффективности можно считать наличие высокоприбыльного углеводородного сектора. Поэтому одной из приоритетных задач является развитие региона на основе собственной инновационной стратегии с учетом имеющихся региональных ресурсов, особенностей и потенциала. Это позволит обеспечить его дополнительные конкурентные преимущества, инвестиционную привлекательность и бюджетную самостоятельность;

- в-третьих, формирование кадрового обеспечения социально-экономического развития региона. Это будет иметь целью решения проблем ограниченности человеческого капитала, что характерно для большого числа регионов страны. В Рейтинге регионов по достижению национальных целей за 2022 год [10] по разделу «Сохранение населения, здоровье и благополучие людей» наша республика занимает 73 место, что существенно актуализирует кадровую проблему. Для ее решения потребуется долгосрочная программа по привлечению, подготовке и удержанию кадровых ресурсов для региона, повышению престижности высшего образования, особенно инженерного. Кроме того, диверсификация экономики, особенно за счет развития производственного сектора, позволит замедлить существующие тенденции оттока квалифицированных и научных кадров, создать условия для самореализации жителей и решить проблемы кадрового дефицита.

В качестве отдельных самостоятельных вопросов при формировании региональной стратегии могут выступать такие комплексы, как агропромышленный, строительный, торговый; решение проблем развития предпринимательства; инвестиционный потенциал; цифровая трансформация экономики; демография.

Выбор за нашими властными структурами и экспертами.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Адаптация российских промышленных компаний к санкциям: первые шаги и ожидания: докл. к XXIV Ясинской (Апрельской) междунар. науч. конф. по проблемам развития экономики и общества, Москва, 2023 г. / Ю.В. Симачев (рук. авт. кол.), А.А. Яковлев (рук. авт. кол.), В.В. Голикова и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». Москва: Изд. дом Высшей школы экономики, 2023. 38 с.

2. Инвестиционная привлекательность регионов: рокировка позиций в новых условиях. АО «Эксперт РА», октябрь, 2023. URL: https://raexpert.ru/researches/regions/invest_regions_2023/ (дата обращения: 26.02.2024)

3. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2023: Стат. сб. / Росстат. М., 2023. 1126 с.

4. Князева И.В., Ретивых И.В. 2019. SWOT-анализ в системе территориального стратегического планирования (на примере г. Барнаула). Вестник Санкт-Петербургского университета. Менеджмент 18 (4): 634-669.

5. Головина О.Д., Воробьева О.А., Поляков Ю.Н. Совершенствование оценки деятельности органов власти региона в области инновационного развития // Вестник Удмуртского университета. Сер. Экономика и право. 2013. Вып. 4. С. 17-21.

6. Стратегия социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года. URL: www.Ltatarstan2030.ru (дата обращения: 26.02.2024)

7. Стратегия социально-экономического развития Пермского края до 2035 года. URL: https://investinperm.ru/permskij-kraj/sotsialno-ekonomicheskaya-informatsiya/ (дата обращения: 26.02.2024)

8. ИА «Удмуртия». URL: https://udmurt.media/mbrics/ekonomika_i_finaffiy/530981-prezident-rossii-vladimir-putin-soobshchil-ob-ekonomicheskikh-pokazatelyakh-v-strane/ (дата обращения: 26.02.2024)

9. Головина О.Д., Воробьева О.А., Поляков Ю.Н. Мониторинг в системе инновационного развития промыш-ленно-ориентированного региона // Вестник Удмуртского университета. Сер. Экономика и право. 2013. Вып. 3. С. 26-30

10. Рейтинг регионов по достижению национальных целей. URL: https://lc-av.ru/wp-content/uploads/2022/11/AV-RCI-NatGoals-Report-221030.pdf (дата обращения: 26.02.2024)

Поступила в редакцию 04.03.2024

Головина Ольга Дмитриевна, доктор экономических наук, профессор, зав. кафедрой управления социально-экономическими системами E-mail: golovinaolgadm@mail.ru

Воробьева Оксана Александровна, кандидат экономических наук, доцент кафедры управления социально-экономическими системами E-mail: vorfam@mail.ru

ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет» 426034, Россия, г. Ижевск, ул. Университетская, 1

O.D. Golovina, O.A. Vorobyova

MAIN STAGES OF ELABORATION OF A REGIONAL DEVELOPMENT STRATEGY IN MODERN CONDITIONS

DOI: 10.35634/2412-9593-2024-34-3-428-434

The article examines the main features of modern conditions for the development of economic and social systems of regions, which determine the relevance of searching for ways to increase their competitiveness, which presupposes the need to formulate a strategy for active regional development. One of the regions of our country is the Udmurt Republic, which belongs to the production-oriented regions and, judging by the results achieved, like others, has its own characteristic features that relate to such important indicators as gross regional product, labor productivity, industrial production volumes, investments in fixed capital. The region faces the task of elaborating a development strategy. Many years of experience in regional management proves the feasibility of conducting SWOT analysis to assess the current state of regions, identify problems, assess risks, take into account development opportunities and limitations, resource provision and overall potential. Based on the authors' experience and accumulated factual material, the most significant issues are considered in order to ensure the correctness of the analysis. The authors' opinion is expressed regarding the main provisions that should be included in the republican development strategy. Firstly, this is the development of productive potential, including industrial policy; secondly, the formation of a regional innovation ecosystem; thirdly, the formation of staffing for socio-economic development of the region.

Keywords: socio-economic development, regional strategy, SWOT analysis, strategic planning, stages of strategy development, regional rating.

Received 04.03.2024

Golovina O.D., Doctor of Economics, Professor, Head of the Department of Management of socio-economic systems E-mail: golovinaolgadm@mail.ru

Vorobyova O.A., Candidate of Economic, Associate Professor, Department of Management of socio-economic systems E-mail: vorfam@mail.ru

Udmurt State University

Universitetskaya st., 1/4, Izhevsk, Russia, 426034

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.