Теоретико-исторические правовые науки
Theoretical and Historical Legal Sciences
К 100-летию Верховного Суда Российской Федерации
To the 100th Anniversary of the Supreme Court of the Russian Federation
Научная статья УДК 342.56
DOI: 10.37399/2686-9241.2022.3.8-27
Основные этапы истории Верховного Суда Российской Федерации
Николай Александрович Петухов1, Екатерина Владимировна Рябцева2
12 Центр исследования проблем правосудия, Российский государственный университет правосудия, Москва, Российская Федерация
1 [email protected], 2 [email protected]
Аннотация. Накануне предстоящего юбилея, посвященного 100-летию Верховного Суда Российской Федерации, важно вспомнить основные вехи становления и развития Верховного Суда, история которого неотделима от истории нашего государства и судебной системы России.
На протяжении века в стране и мире произошло немало событий, оказавших судьбоносное влияние на весь ход развития России, принципиально изменивших общественно-политический и экономический строй, государственные институты и правовые устои страны.
Сегодня всеми осознается, что только сильная государственная власть способна вывести Россию из затяжного кризиса. Это в полной мере относится и к власти судебной. Верховный Суд на протяжении всей истории развития нашего государства играл, в настоящее время играет и безусловно будет играть в будущем важную роль в укреплении государственности, обеспечении защиты прав и интересов ее граждан и юридических лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность.
Ключевые слова: Верховный Суд Российской Федерации, судебная власть, судебная система, судебная защита, судебная реформа, законодательная инициатива
Для цитирования: Петухов Н. А., Рябцева Е. В. Основные этапы истории Верховного Суда Российской Федерации // Правосудие^^юе. 2022. Т. 4, № 3. С. 8-27. DOI: 10.37399/2686-9241.2022.3.8-27.
© Петухов Н. А., Рябцева Е. В., 2022
Original article
The Main Stages in the History of the Supreme Court of the Russian Federation
Nikolai A. Petukhov1, Ekaterina V. Ryabtseva2
2 Justice Research Center, Russian State University of Justice, Moscow, Russian Federation
For correspondence: ' [email protected], 2 [email protected]
Abstract. As we approach the 100th anniversary of the Supreme Court of the Russian Federation, it is important to recall the main milestones in the formation and development of the Supreme Court, the history of which is inseparable from the history of our state and the judicial system of Russia.
Over the years, many events have taken place in the country and the world that have had a decisive influence on the entire course of Russia's development, fundamentally changing the socio-political and economic system, state institutions and its legal foundations.
Only a strong state power is capable of leading Russia out of a protracted crisis. This fully applies to the power of the judiciary. This, of course, is about strength, devoid of cowardice and forced obsequiousness. Throughout the history of the development of our state, the Supreme Court has played, is currently playing, and will certainly play in the future an important role in strengthening the statehood. This involves ensuring the protection of the rights and interests of its citizens and its legal entities engaged in entrepreneurial and other economic activities.
Keywords: Supreme Court of the Russian Federation, judiciary, judicial system, judicial protection, judicial reform, legislative initiative
For citation: Petukhov, N. A. and Ryabtseva, E. V., 2022. The main stages in the history of the Supreme Court of the Russian Federation. Pravosudie/Justice, 4(3), pp. 8-27. DOI: 10.37399/2686-9241.2022.3.8-27.
1. Создание и первые годы работы Верховного Суда России как высшего судебного органа
В ерховный Суд как высший судебный орган образован 1 января 1923 г. в результате судебной реформы 1922 г. В соответствии с Положением о судоустройстве РСФСР от 11 ноября 1922 г. (далее - Положение 1922 г.) в РСФСР была сформирована единая трехзвенная система общих судов: 1) народный суд в составе постоянного народного судьи либо в составе постоянного народного судьи и двух народных заседателей; 2) губернский суд; 3) Верховный Суд РСФСР1. Для рассмотрения дел особой категории действовали специальные судебные учреждения: военные и транспортные трибуналы.
1 Постановление ВЦИК от 11 ноября 1922 г. «О введении в действие Положения о судоустройстве Р.С.Ф.С.Р.» // Собрание узаконений РСФСР. 1922. № 69. Ст. 902.
Согласно ст. 5 Положения 1922 г. Верховный Суд должен был, во-первых, осуществлять судебный контроль над всеми без исключения судами РСФСР. Во-вторых, рассматривать в кассационном порядке дела, решенные губернскими судами. В-третьих, пересматривать в порядке надзора все дела, разрешенные любым судом Республики. В-четвертых, как суд первой инстанции он действовал для дел особой государственной важности по особо установленной законом подсудности2. Реализуя указанные полномочия, Верховный Суд выступал центром регулирования и создания единой судебной политики по всей стране3.
В составе Верховного Суда были созданы следующие структурные подразделения: а) Президиум; б) пленарные заседания; в) кассационные коллегии по уголовным и гражданским делам; г) судебная коллегия; д) военная коллегия; е) военно-транспортная коллегия; ж) дисциплинарная коллегия. В автономных республиках и областях по специальному постановлению Президиума ВЦИК могли создаваться отделения Верховного Суда. Декретом ВЦИК и СНК от 1 февраля 1923 г. вместо одной судебной коллегии в составе Верховного Суда РСФСР были созданы две судебные коллегии - по уголовным и гражданским делам4, состав и порядок формирования которых осуществлялся по правилам, установленным Положением 1922 г.
7 июля 1923 г. ВЦИК принял Постановление, которым дополнил Положение 1922 г., в том числе относительно компетенции и структуры Верховного Суда. В соответствии со ст. 59 Положения 1922 г. к ведению Президиума Верховного Суда было отнесено распределение членов Верховного Суда между его коллегиями и определение обязанностей каждого из членов Верховного Суда. Таким образом создавались условия для эффективного взаимодействия Президиума и Пленума, что проявилось в порядке реализации полномочий Пленума Верховного Суда. Была также скорректирована компетенция пленарных заседаний Верховного Суда. Интересно обратить внимание на то, что был введен термин «Пленум Верховного Суда», который использовался для обозначения пленарных заседаний.
Важные изменения затронули порядок осуществления надзорных функций: обязательным этапом принятия тех или иных решений становилось рассмотрение соответствующего акта на заседании Президиума, а затем поступление акта в Пленум. Это касалось как вопросов об отмене или изменении приговоров судебных, кассационных коллегий Верхов-
Постановление ВЦИК от 11 ноября 1922 г. «О введении в действие Положения о судоустройстве Р.С.Ф.С.Р.».
Положение о судоустройстве РСФСР. М., 1923. С. 10.
См.: Декрет ВЦИК, СНК РСФСР от 1 февраля 1923 г. «Об изменении и дополнении Положения о судоустройстве» // Собрание узаконений РСФСР. 1923. № 10. Ст. 121.
2
3
ного Суда и любого иного суда, так и циркуляров Президиума, которые сначала рассматривались на заседании Президиума, а потом поступали на рассмотрение Пленума. Таким образом, надзорные полномочия все в большей степени сосредоточивались в Пленуме.
Значимая новелла была внесена в ст. 64 Положения 1922 г.: к участию в судебных заседаниях Верховного Суда привлекались народные заседатели. Институт народных заседателей выступал ключевой формой участия общественности в работе судов5. При Верховном Суде предусматривались 48 народных заседателей. Полномочия по комплектованию корпуса народных заседателей были закреплены за Президиумом ВЦИК6 .
16 октября 1924 г. ВЦИК утвердил Постановление, которым расширил полномочия Президиума Верховного Суда в области судебного управле-ния7. Новеллы отражали сущность действовавшей на тот момент модели контроля, в которой соединялись содержательные элементы, с одной стороны, контроля - способа управления элементами системы, с другой стороны, процессуального надзора - способа проверки законности судебного акта8.
Отдельным направлением организационного развития Верховного Суда выступало создание отделений в автономных республиках и областях. В мае 1923 г. в Чите было образовано Дальневосточное отделение Верховного Суда, действовавшее до 1 января 1924 г. В его непосредственном подчинении находились губернские суды области. Кроме руководства деятельностью местных судебных органов Отделение рассматривало дела о контрреволюционных преступлениях. В автономных республиках, где не было отделений Верховного Суда, в соответствии с законом от 5 сентября 1923 г. были учреждены главные суды, состав которых назначался центральными исполнительными комитетами этих республик; председатели и заместители председателя утверждались Президиумом ВЦИК по заключению Верховного Суда РСФСР9.
30 декабря 1922 г. I съезд Советов СССР принял Договор об образовании Союза Советских Социалистических Республик10. СССР был соз-
5 Народные заседатели в Верховном Суде // Еженедельник советской юстиции. 1923. № 38. С. 2.
6 Собрание узаконений РСФСР. 1923. № 48. Ст. 481.
7 Постановление ВЦИК от 16 октября 1924 г. «О дополнениях и изменениях Положения о судоустройстве РСФСР» // Свод законов РСФСР. 1924. № 78. Ст. 782.
8 Там же.
9 Постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 5 сентября 1923 г. «О дополнении ст.ст. 1, 42 и 43 Положения о судоустройстве» // Собрание узаконений РСФСР. 1923. № 75. Ст. 727.
10 Договор об образовании Союза Советских Социалистических Республик (принят на I Съезде Советов СССР 30.12.1922) // Съезды Советов в документах. Т. 3. 1917-1936. М., 1960. С. 18.
дан путем объединения РСФСР, Украинской ССР, Белорусской ССР и Закавказской СФСР. В статье 12 Договора предусматривалось создание 10 января 1923 г. Верховного Суда с функциями верховного судебного контроля. Еще до утверждения Конституции СССР были разработаны и приняты 14 июля 1923 г. Наказ Верховному Суду СССР11, а 23 ноября 1923 г. - Положение о Верховном Суде СССР12.
31 января 1924 г. II съезд Советов СССР утвердил Конституцию СССР, в которой определялись компетенция, структура, состав и порядок формирования Верховного Суда СССР. Верховный Суд СССР являлся органом, подчиненным ЦИК Союза и его Президиуму. Председатель и большая часть членов суда назначались Президиумом ЦИК. На Верховный Суд СССР были возложены надзор за конституционной законностью, судебный надзор, рассмотрение по первой инстанции дел исключительной важности. Указанные функции обеспечивали следующие органы суда: 1) пленарные заседания; 2) гражданско-судебная и уголовно-судебная коллегии; 3) военная и военно-транспортная колле-гии13 .
В области судебного надзора к компетенции Верховного Суда СССР было отнесено рассмотрение и опротестование перед Президиумом ЦИК по представлению прокурора Верховного Суда СССР постановлений, решений и приговоров верховных судов союзных республик, если они противоречили их общесоюзному законодательству или когда ими затрагивались интересы других республик.
Важное изменение было связано с тем, что Верховный Суд СССР возглавил систему военных трибуналов, а соответствующие коллегии в Верховном Суде РСФСР были упразднены.
Дальнейшее развитие организация и функционирование Верховного Суда получили в новом Положении о судоустройстве РСФСР, утвержденном ВЦИК РСФСР 19 ноября 1926 г. (далее - Положение 1926 г., закон 19 ноября 1926 г.)14. Причины его принятия обусловлены разработкой союзного законодательства, регулирующего вопросы судоустройства. В соответствии с Основами судоустройства СССР 1924 г. 19 ноября 1926 г. в РСФСР было принято Положение о судоустройстве РСФСР (Положение 1926 г.). Согласно Положению в Республике должна была действовать достаточно сложная система судов: а) народный суд; б) губернский суд (или соответствующий ему); в) Верховный Суд (в автономных республиках главный суд).
11 Собрание узаконений СССР. 1924. № 2. Ст. 25.
12 Собрание узаконений СССР. 1923. № 46. С. 1076-1078.
13 См.: Конституция (Основной Закон) СССР // Вестник правительства. 1923. № 2. Ст. 45.
14 Постановление ВЦИК от 19 ноября 1926 г. «Об утверждении Положения о судоустройстве РСФСР» // Собрание узаконений РСФСР. 1926. № 85. Ст. 624.
Согласно Положению 1926 г. в автономных республиках сохранялись созданные ранее отделения Верховного Суда, а там, где их не было, предусматривалось создание главных судов. Отделения, равно как и главные суды, обеспечивали непосредственное руководство судебной практикой и осуществляли высший судебный надзор на территории автономной республики. Каждое отделение Верховного Суда действовало на основании специального положения.
Практически сразу после вступления в силу закона 19 ноября 1926 г. в него стали вноситься изменения и дополнения, в том числе относительно Верховного Суда РСФСР. Законом 7 марта 1929 г. из состава Верховного Суда РСФСР была исключена дисциплинарная коллегия, после чего Верховный Суд действовал в составе: а) Пленума; б) Президиума; в) кассационных и судебных коллегий по гражданским и уголовным делам. Был изменен состав руководства суда: председатель имел двух заместителей, которые одновременно являлись председателями гражданской и уголовной кассационных коллегий. В 1928 году в связи с ликвидацией губерний были упразднены губернские суды, а в 1930 г. после упразднения округов - окружные суды. Теперь судебная система РСФСР состояла из трех звеньев - народного суда, областного (краевого) суда и Верховного Суда РСФСР.
Новый формат управления судами был закреплен в Положении о Народном комиссариате юстиции РСФСР, утвержденном 3 июня 1929 г.15 Верховный Суд РСФСР вошел в состав Народного комиссариата юстиции, а его председатель стал заместителем наркома юстиции. Так, деятельность высшего судебного органа становилась подконтрольной административному органу.
В 1930-х годах функции Верховного Суда СССР, его задачи в области общего и судебного надзора начинают меняться, и это накладывает серьезный отпечаток на его деятельность и на взаимоотношения с верховными судами союзных республик. 3 июля 1931 г. было принято Постановление Президиума ЦИК СССР, которым предлагалось ввести в практику Пленума Верховного Суда СССР «слушание докладов о деятельности судебных органов союзных республик и о проводимой ими судебной политике». Верховный Суд СССР теперь имел право выборочно изучать судебную практику судов союзных республик, обследовать их работу по поручению Президиума ЦИК СССР, издавать соответствующие указания по содействию важнейшим вопросам социалистического строительства [Смирнов, Л. Н., Куликов, В. В. и Никифоров, Б. С., ред., 1974, с. 9].
15 Постановление ВЦИК, СНК РСФСР от 3 июня 1929 г. «Об утверждении Положения о Народном комиссариате юстиции РСФСР» // Собрание узаконений РСФСР. 1929. № 41. Ст. 434.
Постановление Президиума ЦИК СССР от 13 сентября 1933 г. «О расширении компетенции Верховного Суда Союза ССР»16 предоставило Верховному Суду право давать директивы верховным судам союзных республик по вопросам судебной практики, а также разъяснения общесоюзных директив и законов; по своей инициативе проводить обследования судебных органов союзных республик в целях проверки их судебной работы; опротестовывать в Президиум ЦИК СССР постановления пленумов верховных судов союзных республик, которые противоречат общесоюзному законодательству и интересам других союзных республик.
Таким образом, в ходе судебной реформы 1922 г. была выработана структура высшего судебного органа, строившаяся преимущественно по функциональному принципу, ключевыми элементами которой выступали Президиум, Пленум, коллегии. Изменения 1923-1928 гг. принципиально не затронули структуру Верховного Суда, сократив только несколько коллегий, что стало реакцией на внешние вызовы (в одном случае -создание СССР и формирование общесоюзной юстиции, в другом - оптимизация судебной системы РСФСР).
2. Верховный Суд РСФСР в период репрессий
Период деятельности судов РСФСР 1930-1940 гг. характеризуется ростом уголовной (судебной и внесудебной) репрессии, связанной с периодом культа И. В. Сталина, оправдываемой усилением классовой борьбы и увеличением числа «врагов народа». Суды как государственно-правовой институт действовали в тех социально-политических условиях, которые иначе как чрезвычайные нельзя назвать.
Основными законодательными актами, определяющими организационно-правовые основы деятельности Верховного Суда РСФСР, в названный период выступали: Положение о судоустройстве РСФСР от 19 ноября 1926 г., Конституция СССР 1936 г., Конституция РСФСР 1937 г., Закон «О судоустройстве СССР, союзных и автономных республик» от 16 августа 1938 г.
Однако в рассматриваемый период вопросы судопроизводства определялись не только законодательными актами, но и решениями органов исполнительной власти.
Так, постановления ЦИК СССР 1934 г. «Об образовании общесоюзного Народного комиссариата внутренних дел» и «О рассмотрении дел о преступлениях, расследуемых Народным комиссариатом внутренних дел Союза ССР и его местными органами»17 устанавливали, что дела о государственных преступлениях (контрреволюционных и против поряд-
16 Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».
17 Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».
ка управления) подлежат рассмотрению в Верховном Суде Союза ССР, верховных судах союзных республик, краевых и областных судах, а также в главных судах автономных республик. Для рассмотрения этих дел в названных судах образовывались специальные судебные коллегии в составе председательствующего и двух членов суда. Такая судебная коллегия была образована и в Верховном Суде РСФСР. Данные о судебной практике тех лет свидетельствуют о том, что специальные коллегии по делам, расследуемым НКВД СССР и его местными органами, выносили, как правило, обвинительные приговоры, назначая осужденным суровые меры наказания.
В том же году в связи с убийством секретаря ЦК ВКП(б) и Ленинградского обкома партии С. М. Кирова в декабре были приняты постановления ЦИК СССР «О внесении изменений в действующие уголовно-процессуальные кодексы союзных республик в части рассмотрения и расследования уголовных дел о террористических организациях и террористических актах против работников советской власти» и «О порядке ведения дел о подготовке или совершении террористических актов»18. В соответствии с этими документами такие дела расследовались и рассматривались в ускоренном порядке без участия сторон, кассационное обжалование приговоров и подача ходатайств о помиловании не допускались, приговор к высшей мере наказания приводился к исполнению немедленно после вынесения.
К тому времени сместились приоритеты и в деятельности Президиума Верховного Суда РСФСР. Президиум на заседании обсуждал судебную практику специальной коллегии Верховного Суда РСФСР и областных судов, рассылая во все российские суды свои постановления, которые имели директивный характер.
К сожалению, политические репрессии не обошли стороной и сами судебные органы. Их жертвами стали многие судьи Верховного Суда РСФСР, в том числе и его председатель И. Л. Булат.
Существенное влияние на организацию и деятельность Верховного Суда РСФСР оказали Конституция РСФСР 1937 г. и Закон «О судоустройстве СССР, союзных и автономных республик»19 1938 г.
В соответствии с новой Конституцией Верховный Суд РСФСР избирался Верховным Советом РСФСР сроком на пять лет и определялся как высший судебный орган Республики. На него возлагался надзор за судебной деятельностью всех судебных органов РСФСР.
Законом о судоустройстве СССР, союзных и автономных республик 1938 г. были существенно изменены структура и компетенция Верховного Суда РСФСР. Верховный Суд РСФСР стал действовать только в со-
18 Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».
19 См.: Ведомости Верховного Совета СССР. 1938. № 11. Ст. 345.
ставе Коллегии по уголовным делам и Коллегии по гражданским делам, что, безусловно, снижало его значение. В этом же Законе в угоду центристским тенденциям построения судебной системы было указано, что Верховному Суду не предоставляется право давать руководящие разъяснения по вопросам применения законодательства.
Таким образом, с 1938 г. Верховный Суд РСФСР был единственной судебной инстанцией в РСФСР, которая имела право пересмотреть приговоры, решения и определения судов РСФСР, вступившие в законную силу.
Ограничение компетенции Верховного Суда РСФСР чисто судебной деятельностью, лишение права толковать законы, изучать и обобщать материалы судебной практики и давать руководящие указания по вопросам применения законодательства уменьшили его воздействие на процессы совершенствования и единообразия судебной практики нижестоящих судов, повышение качества правосудия.
3. Верховный Суд в годы Великой Отечественной войны
Правовой основой для трансформации принципов функционирования судебной системы в особый период стал Указ Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1941 г. «О военном положении»20, которым объявлялось военное положение на большей части европейской территории Советского Союза, в том числе в Москве, Северо-Западном регионе, городе Ленинграде и Ленинградской области. В этих местностях все дела о преступлениях, направленных против обороны, общественного порядка и государственной безопасности, передавались на рассмотрение военных трибуналов.
Верховный Суд РСФСР и общие суды перестраивали свою работу на военный лад. Для всех судов на передний план выдвигались задачи, обеспечивающие максимальную мобилизацию всей страны на борьбу с врагом, противодействие нарушителям государственной и трудовой дисциплины, ужесточение мер воздействия в отношении проявлений халатности и расточительства. Усилилась борьба с дезорганизаторами фронта и тыла. Повысилась актуальность дел об отказе от уплаты налогов, уклонении от повинностей, спекуляции, хищениях социалистической собственности, растратах, прогулах и самовольном уходе с предприятий. Повысились требования к четкой организации работы всех структур Верховного Суда РСФСР. Предъявлялся строгий спрос за недостатки в работе, за волокиту в рассмотрении дел, запросов и писем граждан.
Вместе с тем следует подчеркнуть, что в военное время соблюдались все процессуальные правила судопроизводства, хотя работать приходи-
20 Указ от 22 июня 1941 г. «О военном положении» // Ведомости Верховного Совета СССР. 1941. № 29.
лось с повышенной нагрузкой. Верховный Суд РСФСР продолжал рассматривать отнесенные к его подсудности дела по первой инстанции и в кассационном порядке. Действовал Президиум Верховного Суда, обобщалась судебная практика, вносились предложения для дачи руководящих указаний судам по вопросам применения действующего законодательства. Верховный Суд проводил внеплановые ревизии нижестоящих судов. Судьи выезжали в освобожденные от врага области для оказания помощи в восстановлении работы судебных органов на местах, учебе и повышении квалификации судей.
Помимо основной работы сотрудники Верховного Суда проходили курс по военной подготовке, входили в группы местной противовоздушной обороны защиты города. Все занятия проводились в нерабочее время.
Осенью 1941 г. значительная часть судей и сотрудников аппарата Верховного Суда была эвакуирована в разные города: Саратов, Камышин, Соль-Илецк (ныне Оренбургской области). Некоторые структуры Верховного Суда продолжали работать в Москве. В феврале 1942 г., после разгрома немецких войск под Москвой, Председатель Верховного Суда РСФСР А. Т. Рубичев, его заместители и судьи вернулись в столицу. С середины 1943 г. многие судьи Верховного Суда РСФСР участвовали в правительственных комиссиях по определению ущерба, причиненного немецко-фашистскими захватчиками временно оккупированным территориям. Впоследствии собранные материалы были представлены на Нюрнбергском международном процессе над бывшими руководителями фашистской Германии.
Свой вклад в общую победу над врагом внесли и работники судов. Многие из них в 1945 г. были награждены государственными наградами.
Война унесла многие миллионы человеческих жизней, что, безусловно, отразилось и на судах. В судебной системе отмечался острый дефицит кадров. Такое положение вынуждало принимать на работу судьями людей, не имевших специального образования. В результате этого к концу войны из 7 тыс. судей, работавших в судах РСФСР, лишь 10% имели высшее юридическое образование. Со средним образованием было 24,1% судей, остальные имели незаконченное среднее и начальное образование21.
Благодаря принятым Верховным Судом РСФСР и Министерством юстиции мерам в Москве были открыты курсы повышения квалификации юристов, курсы переподготовки и повышения квалификации председателей и заместителей краевых и областных судов. В 1947 году в суды было направлено более тысячи молодых специалистов с высшим и средним юридическим образованием.
21 См.: Историческая справка о Верховном Суде Российской Федерации// Официальный сайт Верховного Суда Российской Федерации. URL: http://www.vsrf.ru/ files/26316/ (дата обращения: 12.05.2022).
Таким образом, можно сделать вывод, что в условиях военного времени Верховным Судом РСФСР была обеспечена перестройка работы судебных органов РСФСР, их деятельность по разрешению уголовных и гражданских дел осуществлялась при строгом соблюдении правил судопроизводства [Лебедев, В. М., 2013, с. 99-102].
4. Верховный Суд периода развитого социализма
В соответствии с периодизацией истории советского государства 19601990 гг. являются периодом развитого социалистического общества. Такой вывод следует из преамбулы Конституции СССР 1977 г.22
Первые годы этого периода характеризовались отменой прежнего, в том числе репрессивного, законодательства и принятием нового судо-устройственного и судопроизводственного законодательства Союза ССР и РСФСР, что по своей сути явилось судебной реформой.
Следует отметить, что согласно Указу Президиума Верховного Совета СССР от 14 августа 1954 г. в верховных судах союзных и автономных республик, краевых и областных судах были восстановлены президиумы, к которым отошли функции судебного надзора и руководство судами, что ранее осуществлялось Министерством юстиции. Управление судебной системой в РСФСР переходило непосредственно к Верховному Суду РСФСР23.
27 октября 1960 г. Верховный Совет РСФСР принял Закон «О судоустройстве в РСФСР»24. В отличие от первого Положения о судоустройстве РСФСР 1922 г. в новом Законе были четко определены цели и задачи правосудия. Согласно Закону Верховный Суд РСФСР являлся высшим судебным органом РСФСР. На него возлагался надзор за деятельностью всех судебных органов РСФСР. Также ему принадлежало право законодательной инициативы. Избрание судей Верховного Суда РСФСР проводилось Верховным Советом РСФСР сроком на 5 лет. Количественный состав Суда определился после избрания судей.
В Законе были четко прописаны состав и полномочия Верховного Суда. Верховный Суд РСФСР состоял из Председателя, его заместителей, членов Верховного Суда и народных заседателей. В состав Верховного Суда РСФСР входили: Судебная коллегия по гражданским делам, Судебная коллегия по уголовным делам, Президиум Верховного Суда РСФСР, Пленум Верховного Суда РСФСР. В этом же Законе указаны полномочия всех структурных подразделений Верховного Суда и Председателя Верховного Суда РСФСР.
22 Ведомости Верховного Совета СССР. 1977. № 41. Ст. 6 (7).
23 Ведомости Верховного Совета СССР. 1954. № 17. Ст. 512.
24 Закон «О судоустройстве в РСФСР» от 27 октября 1960 г. Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».
27 октября 1960 г. Верховный Совет РСФСР утвердил новые Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы РСФСР25, а 11 июня 1964 г. были утверждены Гражданский и Гражданский процессуальный кодексы РСФСР26. Кодифицированное законодательство советской эпохи, выполненное на высоком уровне законодательной техники, действовало до второй половины 90-х гг. (ГК РСФСР, УК РСФСР) и начала 2000-х гг. (ГПК РСФСР, УПК РСФСР).
8 июля 1981 г. был принят новый Закон «О судоустройстве РСФСР»27, в котором устанавливалось, что Верховный Суд РСФСР не реже одного раза за период полномочий представляет отчет о своей деятельности Верховному Совету РСФСР и систематически докладывает о ней Президиуму Верховного Совета РСФСР. Установлены более широкие полномочия Пленума Верховного Суда и Президиума Верховного Суда, судебных коллегий. На Верховный Суд РСФСР возлагалось осуществление контроля за выполнением судами руководящих разъяснений Пленума Верховного Суда РСФСР, разрешение вопросов в пределах своих полномочий, вытекающих из международных соглашений РСФСР. Разъяснения Пленума Верховного Суда являлись обязательными не только для судов, но и для других органов и должностных лиц, применяющих закон, по которому даны разъяснения [Лебедев, В. М., 2013, с. 111].
В Законе «О судоустройстве РСФСР» 1981 г. и в Конституции РСФСР 1978 г. были зафиксированы общедемократические принципы организации и деятельности суда, а также право граждан на судебную защиту, неприкосновенность личности, жизни, здоровья и имущества. В этом Законе, как и в Законе 1960 г., указывалось, что правосудие в РСФСР в соответствии с Конституцией РСФСР осуществляется Верховным Судом РСФСР, верховными судами автономных республик, краевыми, областными, городскими судами, судами автономных областей, судами национальных округов, районными (городскими) народными судами. Это позволяет сделать вывод о том, что сложившаяся в РСФСР судебная система во главе с Верховным Судом РСФСР с середины 90-х до конца 90-х гг. не претерпела каких-либо радикальных изменений.
Однако в последнее десятилетие социалистического строя происходило перемещение приоритетов в праве и государстве.
Первый Съезд народных депутатов СССР (июнь 1989 г.) поручил Верховному Совету СССР обеспечить проведение судебной реформы28. Во исполнение решения высшего органа власти были сделаны важные
25 Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1960. № 40. Ст. 591.
26 Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1960. № 24. Ст. 407.
27 Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1981. № 28. Ст. 976.
28 См.: Первый съезд народных депутатов СССР. Стенографический отчет. М., 1989.
шаги. В Конституцию СССР были включены положения об избрании судей вышестоящими Советами народных депутатов сроком на 10 лет. Судьи военных трибуналов назначались Президиумом Верховного Совета СССР. 4 августа 1989 г. приняты Закон «О статусе судей в СССР»29 и целый ряд законов и постановлений, обеспечивающих претворение его в жизнь. Этим Законом впервые создавались новые органы - конференции судей и квалификационные коллегии судей как своеобразные формы судейского самоуправления. Без решения квалификационной коллегии судья не мог быть рекомендован к избранию на должность, отстранен от должности, переведен по службе [Кутафин, О. Е., Лебедев, В. М. и Семигин, Г. Ю., 2003, с. 747-750].
Закон от 2 ноября 1989 г. «Об ответственности за неуважение к суду»30 впервые в СССР прямо предусматривал уголовную ответственность за вмешательство в рассмотрение конкретных дел, за угрозу судье или народному заседателю, а равно членам их семей, за оскорбление судьи и народного заседателя и административную - за явное неуважение к суду и действующим в суде правилам.
Были приняты также законы «Об основах законодательства Союза ССР и союзных республик о судоустройстве», «О порядке обжалования в суд неправомерных действий органов государственного управления и должностных лиц, ущемляющих права гражданина» [Кутафин, О. Е., Лебедев, В. М. и Семигин, Г. Ю., 2003, с. 744, 752]. Были подготовлены и направлены в Верховный Совет СССР проекты других законов, но они не были приняты в связи с известными событиями 1991 г., в результате которых СССР прекратил свое существование как государство.
Предпринимаемые шаги периода перестройки (1985-1991 гг.) обозначили предпосылки будущих преобразований, а по целому ряду принципиальных направлений определили пути судебной реформы, осуществить которую оказалось возможным лишь в новой России [Лебедев, В. М., 2008, с. 113].
5. Верховный Суд Российской Федерации -высший судебный орган страны (1990-2000 гг.)
Распад СССР коренным образом изменил положение и роль Верховного Суда РСФСР. Постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР от 28 декабря 1991 г. № 3045-1 Верховный Суд СССР упразднялся. Его правопреемником был объявлен Верховный Суд РСФСР, который наделялся правом рассматривать все судебные дела и жалобы на судебные постановления, относящиеся к юрисдикции России. Таким образом, Верховный Суд РСФСР стал высшим судебным органом страны.
29 Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».
30 Бюллетень Верховного Суда СССР. 1989. № 6. С. 3-4.
Следует отметить, что 12 июня 1990 г. Первый Съезд народных депутатов РСФСР принял Декларацию о государственном суверенитете Российской Федерации, в которой помимо намерения создать демократическое правовое государство в составе СССР утверждался принцип разделения законодательной, исполнительной и судебной властей. Это обусловило необходимость проведения судебной реформы и создания в России сильного, независимого и справедливого суда. Речь, естественно, идет о силе, лишенной малодушия и вынужденной угодливости [Лебедев, В. М., 2008, с. 394].
Организованной силой, объединенной общей идеей проведения судебной реформы, стала активная деятельность Верховного Суда РСФСР, вновь избранного в 1989 г. во главе с В. М. Лебедевым. На путь реформирования встали Министерство юстиции РСФСР, возглавляемое Н. Ф. Федоровым, и сформировавшиеся к тому времени органы судейского сообщества.
Предложения Верховного Суда РСФСР и судейского сообщества в октябре 1991 г. были одобрены Первым Всероссийским съездом судей и целым блоком в окончательном варианте были внесены на рассмотрение Верховного Совета РСФСР от имени Президента РСФСР. Верховный Совет РСФСР обсудил предложенную концепцию и 24 октября 1991 г. принял Постановление «О концепции судебной реформы»31, многие положения которой реализованы в законодательстве Российской Федерации, о чем было подробно изложено в юбилейном издании, посвященном 95-летию Верховного Суда Российской Федерации.
Верховный Суд в процессе осуществления Судебной реформы участвовал в исследовании всего комплекса проблем становления и развития института судебной власти. Результатом законотворческой деятельности Верховного Суда, Совета судей стало принятие Верховным Советом Российской Федерации 26 июня 1992 г. Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации»32, необходимость принятия которого обосновал Председатель Верховного Суда России В. М. Лебедев в выступлении на Первом съезде судей в октябре 1991 г.
В Законе о статусе судей закреплялись принципиально новые правовые положения о судебной власти, ее месте в государственной системе России, ее самостоятельности и независимости от законодательной и исполнительной властей. Утверждалось, что судебная власть в Российской Федерации принадлежит только судам в лице судей и привлекаемым в установленных Законом случаях к осуществлению правосудия представителям народа.
31 Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РСФСР. 1991. № 44. Ст. 1435.
32 Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РСФСР. 1992. № 30. Ст. 1792.
12 декабря 1993 г. была принята Конституция Российской Федерации. В ней уточнены функции Верховного Суда (ст. 126) и изменен порядок формирования Верховного Суда Российской Федерации: судей теперь назначал Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации.
Первым базовым, основополагающим документом, развивающим конституционные положения о судебной власти, был вынесенный на обсуждение в апреле 1995 г. проект Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации». После продолжительных обсуждений постановлением Совета Федерации Федерального Собрания от 26 декабря 1996 г. № 26 проект был одобрен, а 31 декабря 1996 г. подписан Президентом Российской Федерации и с 1 января 1997 г. вступил в силу. Принятием Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации»33 было обеспечено необходимое правовое регулирование многих принципиальных вопросов судоустройства, статуса судей, условий независимого осуществления судопроизводства действующими в России судами.
В 90-е годы при непосредственном участии Верховного Суда Российской Федерации были приняты федеральные законы от 10 января 1996 г. № 6-ФЗ «О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации», от 8 января 1998 г. № 7-ФЗ «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации», от 17 декабря 1998 г. № 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации», от 23 июня 1999 г. № 1-ФКЗ «О военных судах Российской Федерации», от 21 июля 1997 г. № 118-ФЗ «О судебных приставах», от 21 июля 1997 г. № 119-ФЗ «Об исполнительном производстве» и ряд других, обеспечивающих становление и укрепление судебной власти [Лебедев, В. М., 2008, с. 252-253].
6. Верховный Суд Российской Федерации - организатор и инициатор современной судебной реформы (2000-2022 гг.)
Судебная реформа, начавшаяся в 90-гг. XX в., существенно расширила сферу деятельности и полномочий Верховного Суда Российской Федерации, заметно повысила его статус, поскольку, по Конституции Российской Федерации, он стал самостоятельным органом государственной власти. Это позволило Верховному Суду Российской Федерации непосредственно участвовать в реформировании судебной системы.
Организующая и созидательная роль Верховного Суда Российской Федерации проявлялась не только в использовании права законодательной инициативы, внесении в Государственную Думу Федерального Собрания
33 Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» (ред. от 16.04.2022). Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».
Российской Федерации разработанных и одобренных Пленумом Верховного Суда Российской Федерации законопроектов. Она проявлялась и в реализации им полномочий как высшего судебного органа по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, через осуществление судебного надзора за их деятельностью и посредством дачи разъяснений по вопросам судебной практики.
В рамках решения организационных вопросов Верховным Судом Российской Федерации и в конце прошлого века, и в начале нынешнего проводилась активная работа по оптимизации судебной системы с тем, чтобы наилучшим образом обеспечить доступ граждан к правосудию. Решая данную задачу, Верховный Суд Российской Федерации выходил с законодательной инициативой о создании или упразднении судов на территории Российской Федерации.
В процессе становления судебной власти в России особую актуальность имело функционирование судов. К 1996 году сложилась критическая ситуация, когда они были лишены возможности осуществлять правосудие, поскольку выделение средств на содержание судов происходило нерегулярно. Совет судей Российской Федерации 16 октября 1996 г. принял Постановление «О кризисе судебной власти в России»34 и выступил с обращением от имени всех судей к гражданам России о кризисе судебной власти.
По законодательной инициативе Верховного Суда Российской Федерации 10 февраля 1999 г. был принят Закон «О финансировании судов Российской Федерации», позволивший обеспечить реализацию конституционных положений о самостоятельности, финансовой независимости судов и улучшить их материально-техническое обеспечение.
В развитие Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» по поручению Президента Российской Федерации рабочей группой с привлечением представителей Верховного Суда Российской Федерации и ученых-юристов был разработан законопроект «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации», который был принят Федеральным Собранием Российской Федерации и утвержден Президентом Российской Федерации. 7 февраля 2011 г. был принят Федеральный конституционный закон «О судах общей юрисдик-ции»35. В соответствии с Законом суды общей юрисдикции были организованы в самостоятельную систему, возглавляемую Верховным Судом
34 Постановление Совета судей Российской Федерации 16 октября 1996 г. «О кризисе судебной власти в России». URL: https://base.garant.ru/1786015 (дата обращения: 10.04.2022).
35 Федеральный конституционный закон от 7 февраля 2011 г. № 1-ФКЗ (ред. от 16.04.2022) «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации». Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».
Российской Федерации, представляющую совокупность судов, имеющих общие задачи и связанных между собой отношениями по осуществлению правосудия по различным категориям подсудных этим судам дел. В отдельной главе содержатся положения, регламентирующие компетенцию, порядок формирования, состав Верховного Суда Российской Федерации и полномочия Пленума, Президиума и судебных коллегий Верховного Суда Российской Федерации36. В Верховном Суде Российской Федерации вместо Кассационной коллегии была создана Апелляционная коллегия.
Правовой статус Верховного Суда Российской Федерации, существовавший с момента принятия Конституции России 12 декабря 1993 г., когда он был указан как высшая судебная инстанция в системе федеральных судов общей юрисдикции, изменился.
Значимым событием данного периода стало объединение Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. 5 февраля 2014 г. были одобрены Государственной Думой и Советом Федерации Федеральный конституционный закон «О Верховном Суде Российской Федерации»37, а также ряд законов, определяющих порядок формирования и статус объединенного Верховного Суда Российской Федерации. Объединение высших судов было направлено на совершенствование судебной системы Российской Федерации, укрепление ее единства, установление общих правил судопроизводства, обеспечение единообразия судебной практики.
Для того чтобы инстанционное устройство судебной системы максимально обеспечивало судейскую независимость, Верховным Судом было инициировано создание самостоятельных кассационных судов общей юрисдикции, которые осуществляют кассационное судопроизводство, и апелляционных судов общей юрисдикции, которые рассматривают апелляционные жалобы на решения, принятые по первой инстанции судами областного уровня. Федеральным конституционным законом от 29 июля 2018 г. № 1-ФКЗ «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "О судебной системе Российской Федерации" и отдельные федеральные конституционные законы в связи с созданием кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции»38 закреплено: кассационный суд общей юрисдикции в пределах своей ком-
36 Федеральный конституционный закон о поправке к Конституции Российской Федерации от 5 февраля 2014 г. № 2-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2014. № 6. Ст. 548.
37 Федеральный конституционный закон от 5 февраля 2014 г. № 3-ФКЭ «О Верховном Суде Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2014. № 6. Ст. 550.
38 Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».
петенции рассматривает дела в качестве суда кассационной инстанции и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам; апелляционный суд общей юрисдикции в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда апелляционной инстанции и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.
Еще один аспект независимости суда, который реализован в ходе судебной реформы, - это экстерриториальность судебной власти. Принцип экстерриториальности известен нашему правопорядку еще со времен Судебной реформы 1864 г. и заключается в том, что границы судебных округов не должны совпадать с границами административно-территориального деления государства. Такой подход позволяет оградить суды от возможного воздействия разного рода региональных групп влияния. Закон имеет историческое значение, поскольку на его основе проведена крупнейшая с конца прошлого века структурная реформа судов общей юрисдикции.
В октябре 2017 г. Пленум Верховного Суда Российской Федерации предложил процессуальные изменения - масштабный пакет поправок в процессуальные кодексы. «Процессуальная революция» принималась во многом в увязке с инициативой Верховного Суда Российской Федерации о создании в России новых апелляционных и кассационных судов общей юрисдикции. С октября 2019 г., т. е. с момента начала работы новых судов, вступили в силу процессуальные изменения Гражданского, Арбитражного и Административного кодексов39, которыми были внесены изменения в исковое, приказное производства, уточнен порядок подачи и рассмотрения апелляционных и кассационных жалоб в связи с введением новых судов, появился упрощенный порядок рассмотрения дел в арбитражном суде и т. д.
Без сомнений, Верховный Суд России на протяжении многих лет был локомотивом развития и совершенствования законодательства о судоустройстве и судопроизводстве. Он не только занял свое почетное место в отечественной истории, но имеет огромный потенциал, который еще предстоит реализовать в будущем. Его цели и задачи в ходе продолжающийся судебной реформы будут объявлены на X юбилейном Всероссийском съезде судей уже в декабре этого года.
Список источников
Верховный Суд СССР. Статьи и очерки о деятельности за 19241974 гг. / под ред. Л. Н. Смирнова, В. В. Куликова, Б. С. Никифорова. М. : Юрид. лит., 1974. 213 с.
39 Председатель Совета судей рассказал о трех стадиях судебной реформы. URL: https://pravo.ru/news/view/148090/ (дата обращения: 10.05.2022).
Кутафин О. Е., Лебедев В. М., Семигин Г. Ю. Судебная власть в России. История, документы : в 6 т. Т. 5. М. : Мысль, 2003. 488 с. ISBN: 5-244-01028-Х.
Лебедев В. М. Становление и развитие судебной власти в Российской Федерации : моногр. Кн. 1. М. : РАП, 2008. 368 с. Лебедев В. М. Верховному Суду Российской Федерации 80 лет // Российская юстиция. 2012. № 5. С. 2.
Лебедев В. М. Становление российского правосудия. 90 лет Верховному Суду РСФСР. М. : РГУП, 2013.
References
Kutafin, O. E., Lebedev, V. M. and Semigin, G. Yu., 2003. Sudebnaya vlast' v Rossii. Istoriya, dokumenty = [Judiciary in Russia. History, documents]. In 6 vols. Vol. 5. Moscow: Mysl'. 488 р. (In Russ.) ISBN: 5-244-01028-X.
Lebedev, V. M., 2008. SStanovlenie i razvitie sudebnoj vlasti v Rossijskoj Federacii = [Formation and development of the judiciary in the Russian Federation]. Book 1. Monograph. Moscow: Russian Academy of Justice. 368 р. (In Russ.)
Lebedev, V. M., 2012. [The Supreme Court of the Russian Federation is 80 years old]. Rossijskaya yusticiya = [Russian Justice], 5, p. 2. (In Russ.)
Lebedev, V. M., 2013. SStanovlenie rossijskogo pravosudiya. 90 let Ver-hovnomu Sudu RSFSR = [The formation of Russian justice. 90 years of the Supreme Court of the RSFSR]. Moscow: Russian State University of Justice. Pp. 99-102. (In Russ.)
Smirnov, L. N., Kulikov, V. V. and Nikiforov, B. S., eds., 1974. Ver-hovnyj Sud SSSR. Stat'i i ocherki o deyatel'nosti za 1924-1974 gody = [Supreme Court of the USSR. Articles and essays on activities for 1924-1974]. Moscow: Yuridicheskaya literatura. 213 р. (In Russ.)
Информация об авторах / Information about the authors
Петухов Николай Александрович, доктор юридических наук, профессор, главный научный сотрудник Центра исследования проблем правосудия Российского государственного университета правосудия (Российская Федерация, 117418, Москва, ул. Новочеремушкинская, д. 69). Nikolai A. Petukhov, Dr. Sci. (Law), Professor, Chief Researcher of the Justice Research Center, Russian State University of Justice (69 Novoche-remushkinskaya St., Moscow, 117418, Russian Federation).
Рябцева Екатерина Владимировна, кандидат юридических наук, доцент, ведущий научный сотрудник Центра исследования проблем право-
судия Российского государственного университета правосудия (Российская Федерация, 117418, Москва, ул. Новочеремушкинская, д. 69). Ekaterina V. Ryabtseva, Cand. Sci. (Law), Associate Professor, Leading Researcher of the Justice Research Center, Russian State University of Justice (69 Novocheremushkinskaya St., Moscow, 117418, Russian Federation).
Заявленный вклад авторов/Contribution of the authors
Петухов Н. А. - этапы 2, 3, 4, 5. N. A. Petukhov- stages 2, 3, 4, 5.
Рябцева Е. В. - этапы 1, 6: аналитическое исследование этапа становления и первых лет работы Верховного Суда России как высшего судебного органа; обоснование функционального принципа построения структуры высшего судебного органа; определение роли Верховного Суда в укреплении законности и правопорядка в первые годы становления советской власти.
E. V. Ryabtseva - stages 1, 6: analytical study of the stage of formation and the first years of the work of the Supreme Court of Russia as the highest judicial body; substantiation of the functional principle of building the structure of the highest judicial body; determination of the role of the Supreme Court in strengthening law and order in the early years of the formation of Soviet power.
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. The authors declare no conflict of interest.
Дата поступления рукописи в редакцию издания: 21.06.2022; дата одобрения после рецензирования: 30.06.2022; дата принятия статьи к опубликованию: 05.07.2022
Submitted: 21.06.2022; reviewed: 30.06.2022; revised: 05.07.2022.