Научная статья на тему 'Основные этапы истории приказов общественного призрения в Российской империи'

Основные этапы истории приказов общественного призрения в Российской империи Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
4057
481
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ / ПРИКАЗЫ ОБЩЕСТВЕННОГО ПРИЗРЕНИЯ / ПЕРИОДИЗАЦИЯ / МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Хорева Татьяна Александровна

Статья посвящена истории приказов общественного призрения, разделенной автором на четыре периода. Первый период (1775-1796 гг.) связан с учреждением приказов как самостоятельных и независимых органов в соответствии с идеями Екатерины II, второй (1796-1801 гг.) с правлением Павла I, попытавшегося отказаться от этих присутствий, третий (1802-1825 гг.) охватывает эпоху Александра I, когда приказы были подчинены Министерству внутренних дел и бюрократизированы, четвертый (1825-1864 гг.) относится к закату истории приказов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The main stages of the history of boards of public welfare in Russian Empire

The article is devoted to the history of boards of public welfare, that were the first public authorities dealing with charity. The author distinguishes four periods of their history. The first one (1775-1796) is connected with establishment of the boards as separate and independent authorities in accordance with Catherine the Great ideas. The second period (1796-1801) refers to the rule of Paul I and his attempt to abandon these authorities. The third period (1802-1825) grasps the era of Alexander I when the boards were subjected to the. The final period (1825-1864) is devoted to the crisis and elimination of the boards.

Текст научной работы на тему «Основные этапы истории приказов общественного призрения в Российской империи»

Т.А. Хорева

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ИСТОРИИ ПРИКАЗОВ ОБЩЕСТВЕННОГО ПРИЗРЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ*

Вплоть до XVIII в. вопросами призрения в России ведала Русская Православная церковь, что вполне объяснимо, поскольку она не только была влиятельным государственным институтом, но и располагала значительными денежными и земельными ресурсами. Постепенно законодательство ослабляло церковную власть и лишало ее доходов, что, в свою очередь, поставило государство перед необходимостью создания светских органов призрения. Петр I попытался заложить основы государственного призрения, но они были далеки от идеала. Продолжательницей его идей стала Екатерина II.

К моменту восшествия императрицы на престол назрела необходимость разработки государственной программы по призрению из-за эпидемий, военных конфликтов, демографических потрясений и т.д. За время своего царствования Екатерина II издала немало указов, касавшихся дела призрения и светской благотворительности, хотя и не представлявших собой единую систему, например, «06 учреждении Воспитательного дома в Петербурге» (1772 г.), «Об учреждении в Москве общим подаянием Воспитательного дома для приносимых детей, с больницею для сирых и неимущих» (1763 г.), «О петербургских увечных, праздношатающихся, безумных, престарелых» (1700-1775 гг.)1. Впервые свою программу преобразований она изложила в Наказе к Уложенной комиссии. Разрабатывались ею и наметки будущих реформ. Императрица планировала полностью перейти к государственному призрению на региональном уровне, заменить монастыри, не справлявшиеся со своими задачами, на специализированные заведения призрения, вместо монастырских доходов, поступавших в казну, найти стабильный источник финансирования для дела призрения. Но претворять в

* Статья рекомендована к печати доктором юридических наук, профессором Л.Е. Лаптевой.

1 ПСЗРИ - I. Т. XVI. № 11661, 11674, 11699, 11701, 11844, 11908, 12033.

Труды Института государства и права Российской академии наук № 2/2015

жизнь свои идеи Екатерина II не спешила. Новшества были предварительно опробованы в Москве, где под ведением местной полиции были устроены больница, богадельня и работный дом. Поскольку идеи оправдали себя на практике, Екатерина II приступила к реформированию системы призрения по всей Империи2. С этого начинается история приказов общественного призрения, которую можно разделить на четыре периода.

Первый период длился с 1775 по 1796 г. 7 ноября 1775 г. Екатерина II подписала «Учреждение для управления губерний Всероссийской империи» (далее - Учреждение), реформировавшее местное самоуправление и учреждавшее приказы общественного призрения.

Глава 25 Учреждения была полностью посвящена приказам общественного призрения, которые должны были создаваться в каждой губернии (ст. 378). По закону власть приказа распространялась на территорию одной губернии. Он был подотчетен императрице, Сенату и генерал-губернатору. В заседаниях приказа принимали участие два заседателя Верхнего земского суда, два заседателя Губернского магистрата, два заседателя Верхней расправы (в тех губерниях, где они существовали) под председательством губернатора. Кроме того, в необходимых случаях дозволялось призывать на заседания уездного дворянского предводителя или городского главу (ст. 379).

Учреждение (ст. 380) очерчивало широкий круг полномочий приказов, которым поручалось попечение и надзор об установлении и прочном основании: народных школ, сиротских домов для лиц обоего пола, госпиталей и больниц, богаделен для лиц обоего пола, особого дома для неизлечимо больных, дома для сумасшедших, работных и смирительных домов для лиц обоего пола. Для выполнения этих задач приказам жаловалось из казны 15 тыс. руб. единожды на каждую губернию и дозволялось отдавать эти деньги в узаконенные проценты на верные заклады, но лишь тех имений, которые находятся в данной губернии, и не более чем на год. При-

2 См.: Дуплий Е.В. Приказы общественного призрения в России: правовые, организационные и финансово-экономические основы деятельности (1775— 1864 гг.): комплексное исследование института первых региональных структур социальной помощи и поддержки. М., 2005. С. 23-25.

3 ПСЗРИ-!, Т. XX. № 14392.

казам разрешалось принимать добровольные подаяния и учредить аптеку, доходы с которой тоже следовало употреблять в пользу созданных заведений. Наряду с государственной субсидией было решено отчислять в пользу приказов штрафные деньги с купцов и мещан. Кроме того, приказы должны были сами привлекать денежные средства на дело призрения в своих губерниях, развивать свою деятельность, чтобы не зависеть от состояния казны4. Приказам поручалось вести приходные и расходные книги, которые следовало по первому требованию отсылать для ревизии в Казенную палату (ст. 383). Приказы должны были заседать один раз в год от 8 января до Страстной недели (ст. 393).

Следует отметить, что в Учреждении содержались подробные инструкции и относительно каждого вида учреждений, за которыми приказам повелевалось надзирать, и примерное положение касательно больницы. Это свидетельствует об огромном внимании, уделявшемся императрицей делу призрения. Она понимала, что неопытность лиц, которым предстояло впервые открывать заведения такого рода, может загубить дело.

Хотя в первоначальной редакции Учреждения для приказов не предусматривалась должность секретаря, уже в начале работы возникла необходимость в создании постоянно действующих канцелярий. При издании Штатов губерний были учтены эти нужды и предусмотрено выделение приказам средств на канцелярские расходы (от 100 до 250 руб. в год).

В последующем законодательство расширяло круг финансовых источников для приказов общественного призрения. Сенатский указ от 20 апреля 1781 г. «О мерах к доставлению пропитания нищим»5 обязывал приказы для прокормления неимущих учредить специальные кружки для подаяний. Этого, разумеется, было недостаточно, и в их пользу были предоставлены: «хозяйственные доходы» (как плата за призрение в заведениях, доходы с оброчных статей), процент от продажи игральных карт, пенные штрафные деньги по приговорам присутственных мест, апелляционные день-

4 Частным лицам, обществам, городам и селениям также разрешалось беспрепятственно создавать учреждения, перечисленные в ст. 380 указанного выше акта, с тем лишь условием, чтобы они соответствовали предписанным для данных установлений правилам.

5 ПСЗРИ-! Т. XX. № 15152.

ги по неправым апелляциям и проч. В необходимых случаях приказам помогали деньгами города.

Важно отметить, что правительство стремилось устанавливать новые источники финансирования, если приказам поручались новые или не предусмотренные Учреждением для управления губерний заведения. Допускалась, например, их промышленная деятельность. Уже существующие заведения, переданные в ведомство нового приказа, не сразу начинали финансироваться им из своих средств. Это давало возможность новым присутствиям развиться и заниматься делом призрения, не заботясь лишь об изыскании средств.

Таким образом, Екатерина II стремилась уберечь новые учреждения от бюрократизации, оберегая их управленческую независимость и финансовую самостоятельность, направляя их основные усилия на дело призрения.

Второй период истории приказов общественного призрения длился с 1796 по 1801 г. Павел I провел местную реформу, в результате которой были ликвидированы не приносившие пользы судебные органы второй инстанции6, хотя именно они делегировали в приказы заседателей. С этого момента приказы фактически прекратили свое существование. Управление многочисленными заведениями призрения, существовавшими к этому моменту, и огромными денежными капиталами было передано губернаторам. Для столичных приказов было принято особое указание, согласно которому они должны были отсылать принадлежавшие им суммы в хозяйственный департамент городского правления7. А 2 апреля 1799 г. для поддержания сохранности капиталов был издан указ Сенату «Об отдаче Приказами общественного призрения обеих столиц капиталов своих в Опекунский совет и о содержании Городскому правлению, получаемыми с них процентами, заведений своих»8, согласно которому приказы обеих столиц должны были передать свои капиталы в Опекунский совет, а Городское правление было обязано содержать подведомственные заведения с помощью процентов, получаемых с этих капиталов. В соответствии с новыми столичными уставами Городские правления должны были

6 См.: ПСЗРИ-! Т. XXIV. № 17702.

7 См.: ПСЗРИ-! Т. XXV. № 18662.

8 См.: ПСЗРИ-! Т. XXV. № 18919.

распоряжаться средствами приказов, а камеральные департаменты при правлениях управляли их заведениями. Учрежденным в других губерниях городским правлениям также было передано право распределения процентов с капиталов приказов по заведениям призрения.

В 1801 г. Опекунскому совету в Санкт-Петербурге было поручено распоряжаться направленными ранее наличными средствами и капиталами приказов провинциальных губерний, а полученные проценты предоставлять Камеральному департаменту городского правления, который и распределял их между заведениями призрения.

Управление заведениями призрения и их финансирование были разделены. За непосредственное управление заведениями призрения отвечали губернаторы, что ликвидировало коллегиальный способ решения вопросов. Деньги приказов распределялись из цен-

9

тра .

Скоро стало ясно, что, ликвидировав старую систему учреждений призрения, император не создал ей достойную альтернативу, поэтому необходимость возвращения к системе приказов была очевидна.

Третий период истории приказов охватывает 1802-1825 гг.

Указом от 17 марта 1801 г. «Об отмене в губернских городах Ратгаузов, а в уездных Ордонансгаузов»10 Александр I восстановил деятельность приказов и им были возвращены отобранные ранее доходы11 . Однако присутствия продолжали существовать не в прежнем виде, их организация изменилась. Теперь приказы подчинялись губернатору, а количество заседателей, назначаемых из Совестного суда, было уменьшено вдвое. Несмотря на законодательное указание, у ряда приказов внутренняя структура не совпадала с

установленной (например, Киевский приказ, Одесский, Таганрог-

12

ский и др.) .

Реформа центральных органов управления сказалась на деятельности приказов, и в 1802 г. они вошли в ведомство созданного Министерства внутренних дел13. Их самостоятельность существен-

9 См.: Дуплий Е.В. Указ. соч. С. 34.

10 ПСЗРИ-! Т. XXVI. № 19772.

11 См.: ПСЗРИ-! Т. XXVII. № 20106.

12 См.: ДуплийЕ.В. Указ. соч. С. 44.

13 См.: ПСЗРИ-! Т. XXVII. № 20176.

но уменьшилась, теперь они подчинялись Министерству и его местному органу - губернскому правлению. В ходе реформы руководство приказами кочевало из департамента в департамент. Вначале приказы были переданы департаменту государственного благоустройства, а рабочие и смирительные дома подчинялись департаменту, ведавшему тюремными делами. В 1803 г. было создано Министерство просвещения, к которому перешло управление всеми школами и училищами, существовавшими в Империи. Несмотря на это, за приказами сохранилась обязанность выделять деньги на содержание этих заведений в прежнем объеме14. В 1810 г. был образован департамент государственного благоустройства, который затем был преобразован в Министерство полиции, включавшее два департамента. В ведении первого (общего благоустройства) находились медицина и приказы, второго (полиции исполнительной) - смирительные и работные дома. Полномочия нового министерства относительно приказов были широкими: курирование деятельности приказов и их капиталов, направление капиталов, их обороты, составление правил для богоугодных заведений приказов, проверка их отчетов. В 1819 г. указом Александра I Министерство полиции вновь вошло в состав МВД15. Все эти изменения подрывали основы самостоятельности приказов общественного призрения, заложенные Екатериной II.

Следует отметить, что Александр I в самом начале своего царствования продемонстрировал, что придает делу призрения огромное значение, издав указ от 10 марта 1802 г. «О принятии Приказов общественного призрения в особенное внимание и покровительство Его величества и о подаче на Высочайшее усмотрение за каждую половину года о капиталах, в Приказах общественного приз-

16

рения состоящих, и о пожертвованиях в оные поступающие» . В указе предписывалось доводить информацию о пожертвованиях до Высочайшего сведения и тем самым стимулировать людей к занятию благотворительностью. О внимании императора к делу призрения может свидетельствовать не только данный указ, но и то, что в первое 10-летие своего царствования Александр I издал 48

14 См.: ПСЗРИ-! Т. XXVII. № 21501.

15 См.: ПСЗРИ-! Т. XXXVI № 27964.

16 ПСЗРИ-1 Т. XXVII. № 20176.

указов, которые непосредственно касались приказов общественного призрения.

В начале третьего периода становится заметен рост капиталов приказов и объемов их деятельности. Так, было открыто более 10 приказов общественного призрения. Начали свою деятельность и приказы, ранее не учредившие подведомственных заведений, что не удивительно: ведь около 20 указов устанавливали новые источники доходов для учреждений, а 15 были посвящены расширению их кредитной деятельности17. В этом отношении был предпринят ряд мер по передаче в приказы некоторых пенных платежей, мелких штрафов, остатков от городских сумм. Им были разрешены хозяйственная деятельность и прием в пожертвование различных недвижимых имуществ. Постоянно расширялся перечень возможных залогов, суммы, не затребованные дворянами, разрешалось отдавать в кредит купечеству, и т.п. Были сняты ограничения по суммам и срокам выдаваемых кредитов18. После издания указа от 31 мая 1806 г. «Подтверждение об отдаче в Приказы общественного призрения вносимых в присутственные места денежных сумм частными лицами при переносе дел на апелляцию или выкуп имения» обращавшиеся в приказах суммы стали стремительно расти. Внимание к финансовой деятельности приказов сохранится на всем протяжении царствования Александра I.

В законодательстве рассматриваемого периода много внимания уделялось отношениям в сфере благотворительности. Так, указом от 4 января 1816 г. «О непринятии от порочных людей пожертвований и ненаграждении их за оные»19 впервые было введено требование, согласно которому при принятии пожертвований следовало обращать внимание на личность благотворителя, учитывать его прежний образ жизни; запрещалось принимать пожертвования от порочных людей, которые пытались таким образом реабилитировать себя в глазах окружающих. В «Правилах, постановленных в объяснение Положения 2 мая 1805 года о денежных сборах на исправление земских повинностей»20 от 14 июня 1816 г. впервые в

17 См.: Соколов А.Р. Приказы общественного призрения. История полувековой деградации // Клио. 2003. № 3 (22). С. 133.

18 См.: Благотворительная Россия. История государственной, общественной и частной благотворительности в России. Т. I. СПб., 1901. С. 201.

19 ПСЗРИ-I. T. XXXIII. № 26061.

20 ПСЗРИ-I. № 26316.

российском законодательстве определялось, что понимать под словом «пожертвования» и как их следует принимать. Указом от 9 мая 1816 г.21 было установлено, что только с позволения правительства устроение благотворительных заведений по предложению частных лиц может осуществляться ими самими или местным начальством. Реакцией на практику принятия пожертвований стал указ Сената от 27 декабря 1817 г. «О пожертвованиях в пользу богоугодных заведений и об употреблении оных, согласно с волею жертвователя»22, установивший, что приступать к учреждению богоугодных заведений следует только в случае, если для их содержания будут выделены достаточные средства; если же их не хватает, то назначенные пожертвования следует обращать в общую массу и учреждать общественные заведения только после того, как накопится достаточно средств.

Одновременно предпринимались попытки систематизации законов о разных богоугодных заведениях для их включения в полное Уложение. Так, в 1818 г. Министерством полиции было издано первое собрание узаконений «Об общественном призрении»23, состоявшее из двух частей и включавшее все изданные прежде акты. Часть первая называлась «Основания права» и включала сведения «О начале устроения и распространения в России общественного призрения, о нынешнем состоянии оного под ведомством Приказов общественного призрения и изданные о сем предмете законы до учреждения губерний». Часть вторая называлась «Свод законов Приказов общественного призрения» и включала все узаконения, относящиеся к функционированию этих приказов, а также к прокормлению и призрению бедных и пресечению бродяжничества24.

Забегая вперед, следует сказать, что дело призрения не осталось незамеченным при составлении Свода законов Российской империи и в 1832 г. Устав об общественном призрении25 вошел в т. XIII Свода26, что свидетельствует о преемственности норм.

21 ПСЗРИ-I. Т. XL. № 26264а.

22 ПСЗРИ-I. T. XXXIV. № 27199.

23 Об общественном призрении в России. СПб., 1818.

24 См.: Ульянова Г.Н. Законодательство о благотворительности в России (конец XVIII - начало XX) // Отечественная история. 2005. № 6. С. 22.

25 Свод законов Российской империи. Т. XIII.

26 Свод законов. Изд. 1842 г. Т. 13. Ч. 1. Устав о обеспечении народного продовольствия, учреждения и уставы об общественном призрении и заведениях

Отечественная война 1812 г. нанесла приказам серьезный урон. В это время произошел резкий спад пожертвований, что не могло не отразиться на этих учреждениях. В 1818 г. вместо винных откупов была введена казенная продажа питей, что привело к сокращению пеней, перечисляемых в приказы. Приказам пришлось восстанавливаться, опираясь лишь на собственные ресурсы, и только Смоленскому приказу со стороны правительства была оказана материальная помощь в виде кредита в размере 15 тыс. руб. Лишь в 1819 г. некоторые из присутствий получили пособия от казны27. Этот удар удалось пережить, и приказы смогли не только восстановиться, но и продолжить свое развитие.

И все же следует отметить, что Александр I подорвал одну из основ деятельности приказов - их независимость. Так, в 1807 г. при работных домах всех приказов было велено завести суконные фабрики для обмундирования армии и ополчения. Но эти предприятия, обслуживавшие нужды государства, не приносили дохода. Новое правительство распоряжалось средствами приказов, полученными большей частью за счет частных пожертвований, по своему усмотрению. Более явно эта тенденция прослеживается в указе от 30 сентября 1810 г., согласно которому подлинно благотворительными признавались только те богоугодные, медицинские заведения и

школы, которые будут поставлены под контроль и управление пра-

28

вительства .

Централизация управления тоже негативно сказалась на деятельности приказов, которая теперь была чрезмерно бюрократизирована. Процедура решения вопросов была многократно усложнена и замедлена, поскольку ни один вопрос не мог решаться приказами или подведомственными им заведениями самостоятельно. Так, при соблюдении общего порядка делопроизводства, согласно указам от 30 июня и 31 декабря 1809 г. и от 8 мая 1816 г.29, приказы были обязаны отсылать протоколы своих собраний для ознакомления губернскому прокурору, который должен был вернуть их с соответствующими пометками. С 1816 г. любое назначение либо

оного, состоящих под ведомством приказов; Свод законов. Изд. 1857. Т. 13. Уставы о народном продовольствии, общественном призрении и врачебные.

27 См.: СоколовА.Р. Указ. соч. С. 134-135.

28 См.: там же. 134.

29 См.: СтогА.Д. О общественном призрении в России. Т. 2. СПб., 1818. С. 10.

увольнение из приказов не могло производиться без утверждения МВД30. Чиновничий аппарат увеличивался, расходы на него возрастали, тем самым, хотя жалованье служащих было небольшим, тратились деньги, предназначенные для заведений призрения.

Кроме того, деятельность приказов стала оцениваться лишь с точки зрения роста доходов и капиталов, и они были вынуждены, в ущерб развитию заведений призрения, прикладывать все свои силы к наращиванию кредитных оборотов.

Все это свидетельствует об отходе приказов от первоначального замысла. Но и в этот период они продолжали совершенствовать свою работу.

Четвертый период истории приказов охватывает 1825-1864 гг. Новый император изменил отношение к приказам, что положило начало их постепенной деградации. Зимой 1826-1827 гг. Николай I, посетив богоугодные заведения Петербурга, решил провести проверку их деятельности, поскольку оказалось, что расходы этих заведений превышают их доходы. Возможно, причину этого император усмотрел в злоупотреблениях на местах. Так как с 1827 по 1828 г. было издано семь указов31, ужесточавших требования к дея-

32

тельности приказов и их отчетности . К этому моменту не только Николай I, но и все общество стало испытывать недоверие к распорядительной и организационной деятельности приказов, а в провинции эти присутственные места и вовсе рассматривались преимущественно как кредитные учреждения.

Законодательство в рассматриваемый период было направлено на ужесточение регулирования работы приказов и их бюрократизацию, ликвидацию самостоятельности в хозяйственной деятельности. Примером может послужить указ от 14 октября 1828 г. «О правилах на разрешение Приказам общественного призрения покупок и продаж недвижимых имуществ, построения зданий и утверждение контрактов»33. Несмотря на то что доходы, а также льготы приказов, устанавливаемые правительством, были незначи-

30 См.: Журнал Министерства внутренних дел. 1831. № 6. С. 59-62.

31 Например, указ от 14 февраля 1828 г. «О ревизии Приказов общественного призрения прежнее по 1828 год время» // ПСЗРИ-П. Т. II. № 1088.

32 См.: Соколов А.Р. Приказы общественного призрения. История полувековой деградации // Клио. 2003. № 3 (22). С. 135-136.

33 ПСЗРИ-П. Т. III. № 2374.

тельны, заимствования их средств на государственные нужды, не относящиеся к делу призрения, носили постоянный характер.

Причем, несмотря на недоверие и нехватку средств, обязанности приказов за этот период значительно расширились, в силу чего становилось затруднительным контролировать выполнение каждой из них. Приказы обязывались призревать: увольняемых от морской службы по увечьям и болезням нижних чинов; солдаток, которые останутся в Сибири во вдовстве; сирот нижних почтовых служителей; бродяг за имеющимися болезнями и телесными недостатками, ни к какому роду службы не способных; малолетних детей, при бродягах находящихся; арестантов, неспособных к работе; исключенных за пороки из духовного ведомства, кои по старости и увечью не могут заниматься земледельческими трудами. Кроме того, они должны были безденежно снабжать лекарствами бедных вне больниц; обучать за свой счет врачей для городских больниц; учреждать и содержать фельдшерские школы34.

В третьем десятилетии XIX в. было принято несколько указов, изменявших состав заседателей приказов. В связи с ростом кредитных оборотов и усложнением бухгалтерии в 1822 г. впервые был поднят вопрос о введении в приказах должности непременного члена. Положением Комитета министров от 16 января 1826 г. в некоторые приказы были назначены постоянные члены, в задачу которых входило наблюдение за правильностью делопроизводства, финансового учета и отчетности, кроме того, к их ведению относились вопросы, не рассматриваемые общим присутствием, например о вещевых и продуктовых закупках для заведений призрения; им было назначено жалованье из доходов приказов35. Роль представителей сословий стала еще более незначительной. Кроме того, теперь было обязательно участие в заседаниях главных судебных медиков - инспекторов врачебной управы. В 1827 г. Комитет министров утвердил Положение о приказах общественного призрения36, которое установило и стандартный состав присутствий приказов, и возможные отступления от него. В приказах бухгалтерия и снабже-

34 См.: ПСЗРИ-П. № 25, 405, 2209, 2747, 2862, 3397, 4685, 4701, 8139, 8811, 18173, 26978.

35 См.: ДуплийЕ.В. Указ. соч. С. 46.

36 ПСЗРИ-П. Т. II. № 835.

ние были строго централизованы, содержание заведений было в руках тех же чиновников, что и кредитная часть.

К началу 1830-х гг. из-за финансовых проблем, огромного количества зданий, требовавших капитального ремонта, и злоупотреблений на местах возникла необходимость изменения деятельности приказов. В 1828-1834 гг. по инициативе императрицы Марии Федоровны были учреждены Попечительные советы заведений общественного призрения, которые непосредственно управляли заведениями приказов общественного призрения, имея полную свободу действий в вопросах благоустройства этих заведений, назначали смотрителей и персонал, контролировали их деятель-ность37. Однако приказы по-прежнему должны были ежегодно выделять деньги на содержание подконтрольных Попечительным со-

«38

ветам заведений .

Председательствовал в Попечительном совете генерал-губернатор, в чьем непосредственном управлении всегда находились смирительные и работные дома. В состав Совета входили: гражданский губернатор, городничий, городской глава, главный смотритель заведений, губернский врач и уездный предводитель дворянства. Из числа членов Попечительных советов избирались попечители, утверждаемые верховной властью, имевшие право надзирать за двумя заведениями призрения. Все их предложения относительно конкретных заведений должны были пройти утверждение Совета и императрицы.

Результатом реформы стало сокращение функций приказов в тех местах, где были учреждены Советы. В их ведении оставались только кредитно-финансовые операции, учреждение новых заведений призрения, содержание воспитанников в учебных заведениях.

Следует признать, что порядок в заведениях, переданных под ведомство Марии Федоровны, значительно улучшился, но теперь приказам пришлось финансировать обширный штат Попечительных советов, которые постоянно испытывали финансовые трудности, решаемые за счет казенных или городских доходов, что отнимало средства у самого дела призрения.

В 1830 г. произошло новое резкое падение доходов приказов в связи с понижением банковских процентных ставок. Предусмот-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

37 См.: ПСЗРИ-П. Т. III. № 1687; Т. IV. № 2916; Т. VII. № 5668.

38 См.: ДуплийЕ.В. Указ. соч. С. 51.

ренная компенсация в виде 1% из казны, как на собственные капиталы, так и на имеющие предназначенное употребление39, не могла возместить все потери. Приказы вынуждены были наращивать объемы оборотов, но это значительно замедляло накопление средств для учреждения новых заведений. При этом правительство финансировало заведения призрения из казны только в столицах. К середине 1840-х гг. правительство потеряло интерес к деятельности приказов, их судьба была предрешена.

После поражения России в Крымской войне финансы государства были истощены, оно не в состоянии было содержать огромный штат чиновников. В 1849 г. были упразднены Совестные суды и состав приказов должен был определяться из других судебных па-

40

лат, по усмотрению губернаторов .

После 1859 г. правительство приступило к ликвидации и приказов общественного призрения.

С 1 мая 1860 г. приказы передали свои кредитные функции Министерству финансов. Они лишались права принимать вклады и выдавать кредиты41. Взамен приказам стали отпускать 850 тыс. руб.

42

в год из государственного казначейства . Теперь они могли только управлять финансами заведений призрения и средствами, получаемыми от хозяйственной деятельности, а также распределять по заведениям призрения денежные средства, получаемые от казны.

1 января 1864 г. после издания Положения о губернских и уездных земских учреждениях43 приказы общественного призрения были ликвидированы, их функции и средства, как и функции Попечительных советов, постепенно были переданы земствам.

39 См.: ПСЗРИ-П. Т. V. № 3399.

40 См.: ПСЗРИ-П. Т. XXIV. № 23252.

41 См.: ПСЗРИ-П. Т. XXXIV. № 34847.

42 См.: Мушинский К. Устройство общественного призрения в России. СПб., 1862. С. 5.

43 ПСЗРИ-П. Т. XXXIX. № 40457.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.