8. ЦНИТО. Ф.3. On. 3. Д. 506.
9. ЦНИТО. Ф. 4643. Оп. 1. Д. 6.
10. Ф. 4871.Оп. 1. Д. 1.
11. ЦНИТО. Д. 2.
12. ЦНИТО. Д. 3.
13. ЦНИТО. Д. 6.
14. ЦНИТО. Д. 7.
15. ЦНИТО. Д. 8.
16. ЦНИТО. Д. 10.
17. ЦНИТО. Ф. 4877. Оп. 1. Д. 3.
18. ЦНИТО. Д. 7.
S.F. Volodin
MOSCOW COAL BASIN IN THE SECOND FIVE-YEAR PLAN: EFFICIENCY OF LABOR
The article is devoted to the studying of labor organization in Moscow coal basin in condition of the Second-Year Plan . The author focuses on the specific features of labor motivation in this time including Stakhanovism, the strain of the Great Purges. The author concludes that development Moscow coal basin in this time reproduced vital elements soviet economic.
Keywords: coal-mining industry, labor discipline, labor turnover, Moscow coal basin, productivity of labor, Stakhanovism, wage.
Получено 20.04.2011 г.
УДК 63.3(2) 5-5+72.3
Н.А.Гаврилина, канд. истор. наук, доц., 89105832468,
[email protected] (Россия, Тула, ТГПУ им. Л.Н.Толстого)
РОЛЬ ПРИКАЗОВ ОБЩЕСТВЕННОГО ПРИЗРЕНИЯ В РАЗВИТИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО НАПРАВЛЕНИЯ В РОССИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XVIII - НАЧАЛЕ XIX ВЕКА
Посвящена созданию государственной системы призрения во второй половине XVIII века. 7 ноября 1775 года создание Учреждения о губерниях стало точкой отсчета этой системы. В рамках данной системы были созданы в каждой губернии России приказы общественного призрения, которые контролировали развитие следующих направлений: образовательного, воспитательного, медицинского,
призрения инвалидов и престарелых.
Ключевые слова: приказы общественного призрения, благотворительность.
Во второй половине XVIII века была создана государственная система благотворения, которая имела новый управленческий аппарат, финансы, направления и методы деятельности. Это подтверждалось
изданием 7 ноября 1775 года Учреждения о губерниях, которое стало точкой отсчета той системы организации общественного призрения, которая сохранилась в России до введения земств [17].
Учреждением для управления губерний 7 ноября 1775г. [18] было решено, что в каждой губернии для заведования и распоряжения делами общественного призрения, были открыты особые приказы общественного призрения. Екатерина II решила положить начало такой стройной местной организации, специально предназначенной для помощи нуждающимся, которая в состоянии была бы в каждой губернии заниматься управлением всех в ней благотворительных учреждений и, по возможности, избавила бы правительство от крупных расходов на их содержание. Для этого нужны были органы, пользующиеся самостоятельностью и имеющие независимые от общих государственных источников средства.
Введение в действие приказов общественного призрения совершалось постепенно. В царствование Екатерины II приказы были учреждены в 40 губерниях из 50 [5].
Государственная власть, взяв под контроль общественное призрение, должна была отдать предпочтение исключительно таким формам призрения, которые были бы наиболее доступны для ее органов. Такими формами везде и всегда являлись закрытые благотворительные заведения. Екатерина II шла тем же путем и, развивая систему государственного призрения, насаждала закрытые благотворительные заведения, хотя не исключала возможности и других форм призрения. Во второй половине XVIII века практиковались и некоторые формы открытого призрения: амбулаторная медицинская помощь, раздача денег немогущим работать, отдача детей на воспитание детям, но эти формы не получили должного развития.
Таким образом, во второй половине XVIII в. государством были предприняты меры в законодательной и административной областях системы призрения.
Учреждение приказов общественного призрения означало, что государство официально не только признало необходимость, но и взяло на себя обязанность заботиться о наиболее незащищенной части общества, выполняя этим одну из своих важнейших социальных функций. Обозначенная законодательством Екатерины II структура этих учреждений подразумевала представительство всех сословий в решении вопросов государственного призрения.
Приказам общественного призрения вменялось в обязанность призрение и воспитание сирот.
1 сентября 1763 г. был издан Высочайший манифест об учреждении в Москве воспитательного дома [7]. Это мероприятие получило одобрение среди таких видных деятелей, как М.В.м Ломоносов, Г.Р. Державин и др. Однако в массе простого народа учреждение
воспитательных домов не встретило особого сочувствия; это объясняется предубеждением народа против незаконнорожденных.
Закладка здания дома происходила 21 апреля 1764 года в день рождения Екатерины II. В день открытия было принесено девятнадцать младенцев. Имена первым были даны в честь императрицы и наследника
[5].
В соответствии с Указом коллегии экономии воспитательные дома были созданы в Нижнем Новгороде и других городах. Бецкой И.И. был назначен главным попечителем Московского воспитательного дома.
Воспитательные дома были учреждениями дорогими, требовавшими на свое обзаведение и текущее содержание больших денежных средств.
При учреждении Воспитательного дома и госпиталя для бедных родильниц имелось в виду, чтобы это новое заведение было как можно менее обременительно для государственной казны. Роль правительства в столь важном государственном деле сводилась к санкционированию предприятия, денег на его организацию в казне не оказалось. Устройство и содержание Воспитательного дома предполагалось исключительно на частные пожертвования. Чтобы показать пример, Екатерина II лично внесла сто тысяч рублей и ежегодно выделяла на содержание по пятьдесят тысяч рублей. Самым крупным вкладчиком в строительстве и содержании Воспитательного дома был Прокофий Акинфович Демидов. Благотворителями также стали: князь Шаховский, принцесса Гессен-Гамбургская Анастасия, княжна Трубецкая, дворянин Бородин и др. В первые пять лет существования воспитательного дома в Москве поступили пожертвования: от графа Бестужева-Рюмина - 7421 руб., Панина - 1466 руб., Нарышкина - 1307 руб., Строганова - 2300 руб., князя Голицына - 2300 руб., Бецкой из 400 тысячного капитала, оставшегося после его смерти, 163000 руб. завещал воспитательному дому [2].
Для руководства Воспитательным домом был создан опекунский совет, в который входили лица, не отличавшиеся только аристократическим происхождением или материальной
самостоятельностью, но энергичные и преданные этому делу. Первым опекуном с 19 сентября 1763г. стал капитан Измайловского полка Михаил Семенович Похвиснев, а членами совета были назначены: полковник Тютчев, коллежский советник Френев, лейб-гвардии майор Болтин, надворный советник Умский [3].
С целью увеличения денежных средств была учреждена Сохранная Казна, выдававшая ссуды под залог, сначала движимых, а затем и недвижимых имуществ. Первый заклад движимых имуществ был произведен 27 августа 1772 года вдовой генерал-майора Софьей Степановной Чарторыжской, заложившей серебряный сервиз за 1000 руб., а недвижимых имуществ в ноябре 1773 года - придворным Петром Мышляковским, заложившим за 6000 руб. дом [27]
Для приучения малолетних к ремеслам при воспитательном доме было создано четыре мануфактуры: фабрика шелковых чулок, карточная фабрика, мануфактура бумажных изделий и мануфактура шерстяных чулок.
При анализе вопроса о смертности детей в воспитательном доме необходимо отметить, что она достигала 50 %, а иногда и 80 %. Такая же ситуация складывалась и в Европейских странах. Высокая смертность повлекла за собой распоряжение о призрении детей до пятилетнего возраста частными лицами и об отправлении детей на прокормление в деревни [4].
При наличии определенных проблем создание воспитательных домов - одно из основных мероприятий Екатерины II в области благотворительности. Воспитательные дома способствовали изменению отношения в обществе к «незаконнорожденным», они вносили более или менее организованную помощь общественной благотворительности в среду, которая ранее почти совершенно была лишена помощи даже частной благотворительности.
Некоторые приказы общественного призрения тратили на содержание воспитательных домов до половины своих средств, и для их экономии с 1814 г. подкинутых младенцев чаще передавали в благонадёжные крестьянские семьи с платой от приказов. Между тем большое распространение получила следующая практика: крестьянки часто приносили в воспитательные дома своих детей, выдавая их за незаконнорожденных, и потом сами же брали их на воспитание, но уже с платой от приказов. Вследствие этого с 1828 г. после появления указа «О недозволении вновь учреждать воспитательные учреждения под ведением приказов общественного призрения», МВД распорядилось, чтобы в существующие воспитательные дома принимали только младенцев, подкинутых неизвестными или принесенных полицией. Дети, которые оставались в воспитательных домах, то есть подкидыши, а также незаконнорожденные от солдатских вдов и дочерей, приписывались к батальонам военных кантонистов и до 8-летнего возраста находились на попечении приказов.
Кроме того, в губернских воспитательных домах также находились: грудные дети матерей-преступниц, умерших в тюрьме или сосланных вместе с мужьями в Сибирь (по достижении 18-летия дети причислялись к свободному податному состоянию); малолетние (но не грудные) дети арестанток (они призревались до выхода их родителей из тюрем). Малолетние мальчики-бродяги передавались в батальоны военных кантонистов [19.]. Содержание детей в воспитательных домах обходилось по 3 копейки в сутки, что составляло 10 руб. 49 % коп. в год [9].
В 1837 г. всех детей из приютов и воспитательных домов было приказано отправить в деревни с воспрещением их обратного поступления
в эти заведения [20]. Порядок устройства подкинутых детей, который существовал с начала XVIII в., был, по сути, уничтожен. Детей было разрешено отдавать частным лицам как временно - на воспитание до 18 лет, за умеренную плату или безнадежно, - так и на усыновление. [21]
Воспитание детей в приемных семьях обходились приказам на треть дешевле, чем в закрытых заведениях; суммы лишь различались в зависимости от местных условий. К примеру, Калужский приказ платил разным лицам (детей на воспитание брали разные сословия, но большинство составляли крестьяне) за попечение и воспитание незаконнорожденных детей с младенчества до достижения ими 12 лет от 50 коп. до 1 руб. в месяц, что составляло примерно 6 руб. 44% коп. в год на каждого ребенка; на воспитании находилось в среднем 34 мальчика и 66 девочек ежегодно [10]. На иждивении Воронежкского приказа в 1854 г. на воспитании в деревнях находилось более 200 младенцев - 52 мужского и 163 женского пола, на них приказ израсходовал 125652 коп. в год, то есть менее 5 руб. на каждого ребенка [15]. Симбирский приказ в 1860 г. передал на воспитание 45 детей в возрасте до 7 лет с платой от приказа 2 руб. 70 коп. серебром в месяц и 7 детей в возрасте старше 7 лет с платой 1 руб. 70 коп. в месяц; кроме того, бесплатно воспитывались в семьях 18 детей [26].
Однако в городах число подкинутых младенцев продолжало расти. Поэтому, несмотря на законодательный запрет, по состоянию на конец 1854 г. приказы содержали 18 воспитательных домов и их отделений с 539 питомцами [13]. Так, Московский приказ общественного призрения в 1845 г. принял решение открыть при больницах уездных городах специальные отделения для временного призрения подкидышей - в связи с резким ростом числа подкидышей и для предотвращения детоубийства [30]. Затем младенцев раздавали на воспитание в семьи, проживающие в городах и сёлах уездов Московской губернии, где жизнь была намного дешевле московской. Семьям, согласившимся взять младенцев, приказ поквартально выплачивал пособие в сумме от 2 руб. 80 коп. до 3 руб. [32]. Приказ также заботился о дальнейшем воспитании и образовании младенцев, доживших до 6-7-летнего возраста (в целом их смертность была достаточно высокой)[33]. Детей, достигших 12 лет, приказы общественного призрения устраивали на обучение. По достижении 18-летия детей можно было приписывать к обществам [22], и усыновление воспитанников 1840-60-хгг. было очень распространено [31].
Закрытые формы развивались шире. Некоторые из закрытых заведений для призрения бедных были введены еще при Петре I, поэтому они были знакомы русскому законодательству. Благотворительные или богоугодные заведения приказов сыграли большую роль в системе призрения. Учреждением о губерниях, а затем постановлениями приказам общественного призрения вменялось в обязанность устроить и содержать народные школы, сиротские дома, больницы, аптеки, богадельни, дома для
неизлечимых больных, дома для сумасшедших, дома работные, в которых бедные люди могли бы обеспечивать себе пропитание своим трудом, дома смирительные для исправления людей. Этими учреждениями предполагалось оказать помощь бедным, т.е. собственно призрение - в сиротских домах, богадельнях и в домах для неизлечимых домах; медицинскую помощь - в больницах, в домах для сумасшедших и аптеках и ,наконец, предупредительную помощь в работных и смирительных домах и в учебных заведениях. Не были забыты и репрессивные меры, получившие со времен Петра I широкое применение, однако, в законодательстве Екатерины II они были смягчены: в большей мере применялся элемент исправительный.
Это в первую очередь полное осуждение и запрещение нищенства, принуждение к труду трудоспособных нищих, определение круга мер призрения и типов заведений, предназначенных для их реализации, определение сословных и других обязанностей по призрению в сельской местности и в городах, централизация управления призрения наряду с созданием местных органов по призрению.
Таким образом, приказы общественного призрения объединили деятельность многих органов по закрытому призрению, тогда как для открытого призрения предназначались преимущественно полицейские органы. Те и другие были органами административными. Общественные органы, несмотря на значительное участие селений и городов по материальным затратам на призрение, считали это своей обязанностью. При Екатерине II уже не государство приходило на помощь общественным учреждениям в устройстве закрытых заведений, а, наоборот, эти учреждения помогали государству средствами. Однако для открытого призрения были призваны только общие органы, полиция. Центром государственного призрения стали закрытые заведения, получившие особое развитие. Хотя эти заведения как казенные были недоступны для общественного контроля и нередко пугали обычного обывателя. Население старалось не иметь с этими заведениями никаких отношений. Заведения приказов общественного призрения несколько отдалили дело благотворительности от народа и оставили для него лишь низшую форму проявления милосердия - милостыню. Но нельзя не отметить, что главная заслуга приказов общественного призрения - развитие новых типов благотворительных учреждений, особенно учреждений трудовой помощи. Значимость заслуги системы государственного призрения заключается в том, что к делу помощи нуждающимся было привлечено государство.
Сиротские дома в числе учреждений призрения занимали наиболее видное место. Их назначение: «призревать сирот обоего пола в том возрасте, в котором они не могут быть никуда пристроены для обучения долженствующего положить основание их будущему состоянию»; «призренных, таким образом, сирот, впоследствии, когда они достигнут
известного возраста, пристроить одних в учебные заведения, других на службу, фабрики, заводы и к частным людям для научения ремесла, торговым и иным полезным занятиям, кои могут быть приличны полу, происхождению или состоянию сирот и содействовать к устроению их участия» [28].
Устройство и дальнейшее расширение сиротских домов (для детей от 7 до 12 лет) по закону изначально ставилось в зависимость от наличия средств в губерниях [29]. Если строительство приюта требовало сумм, превосходящих благотворительные пожертвования, или если у приказов не хватало денег для увеличения числа воспитателей, то неимущих сирот Приказам надлежало передавать на содержание и воспитание за плату посторонним лицам (в статье 385 «Учреждений для управления губерний» ясно выражена линия на передачу детей на воспитание в семье). Однако при этом законом оговаривалось, чтобы когда малолетние дети достигнут определенного возраста, они по требованию приказа должны быть предоставлены последнему «для обучения ремеслу, торговле, и прочему, соответствующему их роду полу и состоянию». Согласно закону, ребёнок-сирота мог передаваться на воспитание «в общественные для сирых училища... дабы научился науке, или промыслу, или ремеслу, и доставлен был ему способ учиться и стать добрым гражданином». При устройстве детей в семье соблюдался принцип их сословной принадлежности, если он был известен.
Массовая организация сиротских домов началась в начале XIX в. После реорганизации управления в 1832-1833 гг. в сиротские дома остались в непосредственном управлении приказов общественного призрения. В 1832 г. было издано Положение об управлении сиротским домом приказа общественного призрения в Санкт-Петербурге [23], которое позже было распространено на все сиротские дома. Оно представляло собой подробные правила приема, содержания, обучения и выпуска сирот. По поводу содержания самих сиротских домов в Положении специально было оговорено, что «не может быть допущено ни малейшей роскоши». Каждый призреваемый в сиротском доме обходился в 50 руб. 30 коп. в год, или 13 коп. в сутки [8], что в сравнении с больницами и богодельнями приказов было недешево.
Сиротские дома в губерниях приказы открывали, если были средства, и закрывали, несмотря на наличие сирот, если средств было недостаточно. Так, в Астрахани в 1805 г. было открыто военно-сиротское отделение, впоследствии названное ротой кантонистов [14]. Сиротский дом, состоявший в ведении Московского приказа общественного призрения, сначала находился при Екатерининской богодельне, и так просуществовал с 1818 по 1833 гг., затем получил самостоятельное управление и территориально был отделен от богодельни, - переведен в отдельное помещение на Басманной улице. На протяжении достаточно
длительного времени функционировали сиротские дома в Санкт-Петербурге, Твери. Ярославский приказ постоянно содержал не только губернский. Ярославский приказ постоянно содержал не только губернский сиротский дом, но и дополнительно открыл еще один в уездном городе. Однако ряд приказов - Вятский, Калужский, Казанский, Одесский, Могилевский, Тамбовский, Черниговский - открыли сиротские дома лишь в 1840-х гг. Известно, также что сиротские дома финансировались совместно приказами, средствами общественной благотворительности и пособиями от городов. Например, сиротский дом в Калуге на 30 мальчиков от 7 до 16 лет финансировался на проценты с суммы, пожертвованной в приказ общественного призрения Калужской городской думой 5847 руб. 02 коп.; пособие из городских доходов в размере 142 руб. 85 % коп. в ГД; средства из доходов приказа общественного призрения [11].
Клиентами сиротских домов в основном были дети обер-офицеров. С 1830-х гг. до трети от числа воспитанников сиротских домов могли занимать дети канцелярских служащих (их приказ содержал совместно с казной [16]), - тем самым оказывалась поддержка семьям бедных старших офицеров и мелкого чиновничества, которые не имели средств на образование своих детям. В Положении об управлении сиротским домом отмечалось, что должны были приниматься сироты или дети родителей из всех сословий. В сиротские дома допускалось принимать также сирот из детей местных купцов, мещан, цеховых, посадских людей свободного состояния, оставшихся после родителей в положении, требующем призрения; они должны были находиться в сиротских домах до достижения 12-летнего возраста.
Отсюда очевидно, что сиротские дома предназначались далеко не для всех сирот, нуждающихся в призрении. Если нуждающиеся в призрении имели серьезные физические недостатки, они не попадали в заведение. Возможно, питомцев сиротских домов стремились обучить специальностям, но необходимо было бы позаботиться и о сиротах со слабым здоровьем.
Во время призрения сироты, как мальчики, так и девочки, обучались всем предметам, и окончившие курс наук продолжали обучение: сироты-мальчики: в местных гимназиях пансионерами, в фельдшерских школах, в школах садоводства, виноделия, земледельческих школах; сироты-девочки - в девичьи воспитательных заведениях, в частных пансионах
[24].
Сироты мальчики, окончившие курс в гимназиях, по усмотрению приказов, поступали: а) в университеты в число штатных студентов ,б) в гражданскую службу на правах, изложенных в уставе о службе по определению от правительства, в) в сословие купеческое или мещанское, если того пожелают. Назначение числа воспитанников в пансионеры
гимназий было предоставлено приказам [25].
Отличившиеся по наукам и поведению девочки распределялись в девичьи воспитательные казенные заведения: в мещанское училище при обществе благородных девиц, Мариинский институт, в которые был дозволен прием девочек из сословий чиновников, канцелярских служителей, купцов и мещан; остальные - в учрежденные для обучения повивальному искусству институты и частные пансионы, к благотворителям и к разным лицам, к одним - по желанию, к другим - с платой за обучение. Устройство лиц женского пола было возложено на приказы общественного призрения. При этом женщины должны были распределяться с пользой для себя и для общества.
Приказы были обязаны заботиться о сиротах до их совершеннолетия или способности зарабатывать себе пропитание. Уже в 1823 г. [12] было вменено в обязанность зачислять в число студентов Московского университета лиц, окончивших курс в сиротском училище Московского приказа общественного призрения, обнаруживших при этом способности. Такие лица обязывались по окончании университета поступать в гражданскую службу по назначению Московского военного генерал-губернатора. По достижении 16-летнего возраста им разрешалось оставить место своего служения и выбрать род занятий по собственному желанию.
Таким образом, правила о сиротских домах, изданные в 1836г. и включенные в Устав общественного призрения, послужили основным руководством при составлении многих уставов и правил для детских благотворительных учреждений и особенно для разного рода детских приютов.
В середине XIX века в 22-х сиротских заведениях призревалось детей обоего пола - 1824: из них распределено вне приказов по разным заведениям и к частным лицам - 272, умерло - 564, осталось - 988. Годовое содержание всех сирот обошлось в 91.260 руб. 67 коп. Содержание каждой сироты стоило в год - 50 рублей 30 копеек [1].
В этом отношении сиротские дома, учрежденные при Екатерине II, сыграли определенную роль в русской благотворительности.
В результате законодательной и административной деятельности государства «просвещенного» абсолютизма государственной системы призрения необходимо отметить следующие особенности.
Это в первую очередь полное осуждение и запрещение нищенства, его исследование, принуждение к труду трудоспособных нищих, определение круга мер призрения и типов заведений, предназначенных для их реализации; определение сословных и других обязанностей по призрению в сельской местности и в городах; признание за государством права регламентации призрения, централизация управления призрением наряду с созданием специальных местных органов по призрению. Учреждение приказов общественного призрения означало, что
государство официально признало необходимость и приняло на себя обязанность заботиться о наиболее незащищенной части общества. Обозначенная законодательством Екатерины II структура этих учреждений подразумевала представительство всех сословий в решении вопросов государственного призрения.
Среди всех направлений деятельности приказов общественного призрения особая роль отводилась воспитательному как важному фактору формирования будущей социальной стабильности общества.
Список литературы
1. Благотворительная Россия. СПб. 1901. Т.1. 4.1. С.258.
2. Вестник благотворительности. СПб. 1902. №1. С.50.
3. Вестник благотворительности. СПб. 1902. №2. С.15.
4. Вестник благотворительности. СПб. 1902. №2. С.17.
5. Вестник благотворительности. СПб. 1902. С.47.
6. Вестник благотворительности. СПб. 1897. №1. С.44.
7. Детская помощь. СПб. 1894. №11.
8. ЖМВД. 1854. № 11. Отд.2. С. 15.
9. ЖМВД. 1854. № II. Отд.2. С.17.
10. Калужская губерния: материалы для географии и статистики России, собранные офицерами Ген.штаба : в 2ч. Ч. 2./сост. М. Попроцкий. СПб., 1864. С.223.
11. Калужская губерния: материалы для географии и статистики России, собранные офицерами Ген.штаба : в 2ч. Ч. 2./сост. М. Попроцкий: в 2 ч. Ч 2. СПб., 1864. С. 222.
12. Максимов Е.Д. СПб. 1901. №9. С.541.
13. Мушинский К.А. Устройство общественного призрения в
России. СПб., 1862. С.86.
14. Памятная книжка Астраханской губернии на 1888 год.
Астрахань, 1888. С.34.
15. Памятная книжка для жителей Воронежской губернии на 1856 год. Воронеж, 1856. Отд. 4. С.16-17.
16. ПЗС: Собр. 2-е. Т. ГХ. СПб. 1842. № 7563.
17. ПСЗ., 1830, 1-е собр., Т.20. С.229-304.
18. ПСЗРИ, 1-собр., Т.20. №14392. С.229-304.
19. Свод учреждений и уставов о общественном призрении //
СЗРИ. СПб., 1842. Т^Ш. Ст.С.854 и примеч. к ней, 867, п.3.
20. Свод учреждений и уставов о общественном призрении // СЗРИ. СПб., 1842. Т^Ш. Ст.С.853.
21. Свод учреждений и уставов о общественном призрении // СЗРИ. СПб., 1842. Т^Ш. Ст.С.856, 858, 859.
22. Свод учреждений и уставов о общественном призрении //
СЗРИ. СПб, 1842. T.XIII. Ст.861.
23. Свод учреждений и уставов о общественном призрении // СЗРИ. СПб., 1842. T.XIII. Ст.684.
24. СЗРИ. Устав общественного призрения. СПб. 1857. Т.13. Кн.1. Ст.446, 447, 492, 512 и 528, с.83, 99, 92, 94.
25. СЗРИ. Устав общественного призрения. СПб. 1857. Т.13. Кн.1. Ст.449, 518.
26. Симбирская губерния: Материалы для географии и статистики России, собранные офицерами Ген. Штаба. Спб. 1868. С.548.
27. СоколовскийМ.Н. 1902. С.16.
28. Устав общественного призрения. СПб. 1857. Т.13. Кн.1. Ст.372.
С.73.
29. Учреждения для управления губерний Всероссийская империи... М. 1775. Ст. 380, 385.
30. ЦИАМ. Ф.56. Оп.1. Д.1097. Лл.1,91,141, 352-260.
31. ЦИАМ. Ф.56. Оп.1. Д.1272. 1964. ГАСО. Ф. 172. Оп. 1. Ед.хр. 121, 221, 227.
32. ЦИАМ. Ф.56. Оп.1. Д.2253, 2877, 3299, 3835.
33. ЦИАМ. Ф.56. Оп.1. Д.2514. Лл. 1, 3, 3. Об. 27, 48.
N.A. Gavrilina
THE ROLE OF DEPARTMENTS OF PUBLIC ASSISTANCE IN FOUNDLING MAINTAINING IN RUSSIA IN THE SECOND HALF OF XVIII - THE BEGINNING OF XIX CENTURIES
The article describes foundation the state system of public assistance in Russia in the second half of XVIII century. The public assistance system was initiated by the Decree about the provinces issued on the 7th of 1775. The Departments of public assistance were founded in every Russian province to control education, foundling upbringing, medicine, assistance of disabled or aged people.
Key words: departments of public assistance, benefactor.
Получено 22.04.2011 г.