Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ИСТОРИИ ИУДАИЗМА В АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ'

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ИСТОРИИ ИУДАИЗМА В АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
144
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИУДАИЗМ / «ЛЕХАИМ» / МЕТРИЧЕСКАЯ КНИГА / ОБЗОРЫ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ / ЕВРЕЙСКИЙ КУЛЬТУРНЫЙ ЦЕНТР

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Жуковская Алиса Сергеевна, Пелевина Ольга Викторовна

Светские и конфессиональные архивные материалы, результаты интервью с представителями религиозной организации «Лехаим» позволили выявить три ключевых этапа в истории иудаизма в Амурской области. В дореволюционный период в регионе действовали молитвенные дома, синагога, было еврейское кладбище. В советский период иудаизм приобрел латентный характер, этнорелигиозная принадлежность не афишировалась. Новейший этап в истории иудаизма в Амурской области начался в 1990-х гг. В 2000 г. была зарегистрирована религиозная организация «Лехаим». Религиозная деятельность поддерживается за счет проведения еврейских праздников (Пурим, Ханука, Песах), еженедельного отправления субботы (шаббат).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MAIN STAGES OF THE HISTORY OF JUDAISM IN THE AMUR REGION

Using secular and confessional archival materials, the results of interviews with representatives of the Lechaim religious organization identified three key stages in the history of Judaism in the Amur Region. In the prerevolutionary period, prayer houses, a synagogue, and a Jewish cemetery operated in the region. In the Soviet period, the life of the Jews was of a latent nature, ethno-religious affiliation was not advertised. The newest stage in the history of Judaism in the Amur Region began in the 1990s. In 2000, the religious organization "Lechaim" was registered. Religious activities are supported by the Jewish holidays (Purim, Hanukkah, Pesach), the weekly departure of the Sabbath (Shabbat).

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ИСТОРИИ ИУДАИЗМА В АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ»

История

УДК 296

Жуковская Алиса Сергеевна

Амурский государственный университет г. Благовещенск, Россия E-mail: alya.zhukovskaya.2001@mail.ru Пелевина Ольга Викторовна Амурский государственный университет г. Благовещенск, Россия E-mail: olpelevina@gmail. com Zhukovskaya Alisa Sergeevna Amur State University Blagoveshchensk, Russia E-mail: alya.zhukovskaya.2001@mail.ru Pelevina Olga Viktorovna

Amur State University Blagoveshchensk, Russia E-mail: olpelevina@gmail. com

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ИСТОРИИ ИУДАИЗМА В АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ THE MAIN STAGES OF THE HISTORY OF JUDAISM IN THE AMUR REGION

Аннотация. Светские и конфессиональные архивные материалы, результаты интервью с представителями религиозной организации «Лехаим» позволили выявить три ключевых этапа в истории иудаизма в Амурской области. В дореволюционный период в регионе действовали молитвенные дома, синагога, было еврейское кладбище. В советский период иудаизм приобрел латентный характер, этнорелигиозная принадлежность не афишировалась. Новейший этап в истории иудаизма в Амурской области начался в 1990-х гг. В 2000 г. была зарегистрирована религиозная организация «Лехаим». Религиозная деятельность поддерживается за счет проведения еврейских праздников (Пурим, Ханука, Песах), еженедельного отправления субботы (шаббат).

Abstract. Using secular and confessional archival materials, the results of interviews with representatives of the Lechaim religious organization identified three key stages in the history of Judaism in the Amur Region. In the prerevolutionary period, prayer houses, a synagogue, and a Jewish cemetery operated in the region. In the Soviet period, the life of the Jews was of a latent nature, ethno-religious affiliation was not advertised. The newest stage in the history of Judaism in the Amur Region began in the 1990s. In 2000, the religious organization "Lechaim" was registered. Religious activities are supported by the Jewish holidays (Purim, Hanukkah, Pesach), the weekly departure of the Sabbath (Shabbat).

Ключевые слова: иудаизм, «Лехаим», метрическая книга, обзоры Амурской области, Еврейский культурный центр.

Key words: judaism, "Lechaim ", register of births, reviews of the Amur region, Jewish cultural

center.

DOI: 10.22250/20730268_2022_96_26

История еврейских общин Российской империи активно изучается в последние десятилетия. Несмотря на значительное количество работ, некоторые аспекты жизни евреев в России требуют дальнейшего исследования. В частности, малоизученным остается вопрос о пребывании евреев на Дальнем Востоке Российской империи и конкретно в Амурской области.

Уже в первый период заселения (1858-1882 гг.) на Дальнем Востоке сложилась ситуация, отражавшая поликонфессиональность Российской империи. Российские подданные принесли на эти земли все направления христианства, ислам, иудаизм [10]. Возникновение первых еврейских общин на Дальнем Востоке приходится на середину XIX в. Социальный состав общин был обусловлен общей политикой Российской империи по отношению к евреям. При Николае I был взят курс на интеграцию еврейского населения в социокультурную жизнь России. В 1827 г. был подписан указ о рекрутской повинности еврейского населения. Для еврейских юношей это означало разрыв с традиционным образом жизни, им сбривали пейсы, не было возможности соблюдать шаббат. Формально они могли придерживаться иудаизма, но фактически многих обращали в православие. После 25 лет воинской службы николаевские солдаты либо возвращались в «черту оседлости» [9, с. 423 - 424], либо их отправляли на окраины империи [21]. В 1844 г. были изданы указы о специальном налоге на ношение еврейской одежды, об уничтожение кагалов, благодаря которым долгие годы в Европе и России поддерживалась еврейская общинная автономия. В 1847 г. был издан указ «Об образовании еврейского юношества», направленный на организацию светского образования для юных евреев в противовес традиционному общинному образованию в хедерах и иешивах [9, с.424].

Указанные меры обусловили специфический состав еврейской общины Приамурья. Вскоре после присоединения Дальнего Востока к России в регион прибыли первые евреи - военнослужащие низших чинов. Основу общины составляли в основном ссыльные, каторжане, кантонисты [2]. Еврейские мальчики-кантонисты намеренно были отправлены в дальние окраины империи с тем, чтобы оторвать их от своей национальной среды и приучить к иной жизни. Исследователи указывают, что в числе первых евреев на Дальнем Востоке были также выходцы из Сибири, т. е. те, которые поселились в Сибири до 15 мая 1837 г. Они получали торговые свидетельства, вместе с семьями записывались в купечество [21]. К 1880 г. в Благовещенске проживало 27 евреев [2]. Ключевым статистическим источником информации о еврейском населении Российской империи стала «Первая всеобщая перепись населения Российской империи 1897 года». По данным переписи 1897 г., евреев в Амурской области - 394 (0,3%). Также 61,7% иудеев признали своим родным языком еврейский, а 38,3% - великорусский [20]. Имеются данные о сословной принадлежности евреев и их занятости в профессиональной деятельности [20].

Небольшая численность евреев в Амурской области была обусловлена политикой властей. В 1890-е гг. на основании Устава о паспортах переезд евреев из центральных регионов России в Сибирь был запрещен. На основании Устава о паспортах в 1893 г. было издано циркулярное распоряжение Министерства внутренних дел. Руководствуясь данными документами, местные власти выдворяли с территории Приамурья евреев, занимавшихся торговлей и ремесленничеством [3]. Ссыльным евреям было запрещено селиться в стоверстной приграничной полосе с Китаем. В остальных частях генерал-губернаторства ссыльные евреи и их семьи могли проживать на одинаковых условиях с остальными ссыльными [3]. Судя по тексту отчета, отношение Приамурского генерал-губернатора С.М. Духов-ского было двойственным. С одной стороны, он признавал предприимчивость евреев, считая, что «некоторые предприимчивые еврейские капиталисты и искусные ремесленники могли бы содействовать торгово-промышленному развитию края, так нуждающегося в капиталах, предприимчивых людях и всякого рода специалистах...» [3]. Но одновременно генерал-губернатор опасался, что евреи «во вред казне и частным лицам» будут злоупотреблять возможностями, которые дает золотопро-

мышленность региона. В целом регион для многих евреев был привлекателен из-за хороших экономических возможностей и отсутствия бытового антисемитизма [21].

Во время правления Александра II в середине XIX в. права еврейского населения были расширены. У молодежи появилась возможность учиться в училищах, гимназиях, университетах. Люди, владевшие социально значимыми профессиями (врачи, аптекари, фельдшеры, дантисты, акушерки и др.), получили возможность селиться вне черты оседлости [9], в том числе на востоке страны. Среди первых гражданских медиков Дальнего Востока России было много людей, носивших еврейские фамилии [21]. В Памятной книжке Амурской области за 1913 г. упоминаются Софья Марковна Эпштейн и Моисей Абрамович Гольберг, оба имели отношение к здравоохранению [12].

Исследователи отмечают, что в начале 1860-х гг. иудеи создают собственные «молитвенные дома» в наиболее крупных поселениях Дальнего Востока: в Николаевске-на-Амуре, Хабаровске, Владивостоке, Благовещенске [21]. Анализ светских периодических изданий дает основание полагать, что вопрос о строительстве еврейского молельного дома поднимался в 1904 г. В выпуске «Амурской газеты» № 21 за 1904 г., в колонке «Местная хроника», в статье «Заседание городской думы», отмечено, что в пятницу 21 февраля в 6 часов вечера состоится четвертое очередное собрание, где будет обсуждаться 17 вопросов, один из них - прошение жителей-евреев г. Благовещенска об отводе им участка земли под постройку молельного дома [8]. В выпуске «Амурской газеты» № 25, в колонке «Местная хроника», в статье «Еврейский молельный дом», пишется, что городская дума дала разрешение евреям на постройку молельного дома [6].

Как уже отмечено, к концу XIX в. численность евреев в Амурской области составляла 394 человека, хотя исследователи считают, что данный показатель ниже того, что было в реальности [21]. В силу нелегального положения некоторые евреи могли быть не учтены. Большинство евреев проживало в городах (306 из 394) [12, с.23]. Сословный состав евреев распределялся следующим образом: к купцам и их семьям принадлежало 14 человек; к мещанам - 179; к крестьянам - 56; к лицам, не относившимся к какому-либо сословию, - 12 человек [12, с.23]. Евреи были задействованы в разных сферах - торговля, учебная и воспитательная работа; врачебная и санитарная служба; лесной промысел и добыча руды; обработка волокнистых веществ, животной продукции; производство растительных и животных продуктов. Кроме того, отмечается их участие в полиграфическом производстве, ремонте и содержании жилищ и др. [12, с.23].

По данным переписи о распределении населения по родному языку, сословиям и состоянию, примерно 68% общего числа евреев по области принадлежали к сословию мещан. К крестьянам относился 21%, к купцам - 5%, к людям без сословия - 4%, к дворянам - менее 1%. Среди занятий первое место занимала торговля (21,7%), второе - изготовление одежды (11,4%), третье - обслуга (11,3%). На четвертом месте находилась служба в вооруженных силах (9,89%). Последующие места занимали земледелие, различные промыслы и ремесла [20]. В «Прибавлении к Приамурским ведомостям» № 1877 и 1879 также ведется статистика евреев по сословиям, которая подтверждает результаты переписи о распределении населения по родному языку, сословиям и состоянию [22].

Другим важным источником информации о численности евреев являются «Обзоры Амурской области». Анализируя «Обзоры Амурской области» с 1886 г. до 1914 г., можно сказать, что численность их была нестабильной. По численности евреи занимали последние позиции. Все родившиеся в Амурской области были законнорожденными, количество мужчин превышало число женщин [15].

По данным «Обзоров Амурской области» с 1886 г. до 1914 г., больше всего евреев проживало в Благовещенске, в крестьянских селениях Амурского уезда, в округе Амурского казачьего войска, Зее-Пристани, Зейском горно-полицейском округе, Бурейском горно-полицейском округе, а также в Горных Исправниках, Верхне-Амурском горно-полицейском округе, на приисках, в Джалиндинской системе, 3-м и 4-м станах западной части Амурской железной дороги и в Нижне-Селемджинской си-

стеме [15]. Из «Прибавления к Приамурским ведомостям» № 1877 и 1879 мы видим, что к указанным местам в «Обзорах Амурской области», где проживали евреи, добавляется Суражевка [22].

К началу ХХ в. складывается особый тип ментальности дальневосточных евреев, отличавший их от сородичей из других областей Российской империи. Они жили более зажиточно; у них было развито чувство собственного достоинства и самоуважения, свойственное сибирякам, меньшая набожность [21]. Но к началу ХХ в. Сибирь начинает закрываться для евреев, исключение составляли только преступники. По всей Сибири устанавливались кордоны для приезжавших евреев. Причина усиления запрета на въезд Сибирь - ужесточение правительственного курса в «еврейском вопросе» [21].

Более благоприятные для евреев условия были в полосе отчуждения Китайско-Восточной железной дороги, договор о строительстве которой был подписан Россией с Китаем в 1898 г. Это объясняется стремлением российской власти освоить данную территорию в условиях жесткого противоборства с другими державами в максимально сжатые сроки. Со временем Харбин превратился в своего рода Мекку для евреев Сибири и Дальнего Востока. Российские евреи внесли весомый вклад в экономическое освоение Маньчжурии [21]. В выпуске «Амурской газеты» № 72 за 1904 г. есть объявление «Запрещение евреям въезда в Маньчжурию» [25].

Местные евреи стремились обеспечить своим детям национальное образование, но власть лишала их такой возможности. Как свидетельствуют документы, они неоднократно обращались по этому вопросу с прошениями к власть предержащим [21]. В выпуске № 69 газеты «Амурский край» за 1904 г. упоминается, что в двухклассном мужском училище барона Корфа г. Благовещенска обучалось всего 199 человек, среди которых 1 иудей. По вероисповеданиям иудеи занимали в этой школе последнее место из 4 [4].

В 1910 г. в Благовещенске имелись синагога, разрешенная Министерством внутренних дел, и еврейское кладбище. Иудаизм исповедовали примерно 250 человек. Иудейский молитвенный дом располагался на улице Мастерской (им. Шевченко), между Амурской и Иркутской (им. Горького). Синагога была построена на частные пожертвования, но в 1929 г. она была разрушена [2].

В Памятной книжке Амурской области за 1913 г. упоминаются имена наиболее известных евреев Благовещенска. Среди них Яков Исаевич Исаев, который являлся членом городской думы, а также крупным купцом. Моисей Исаевич Файнберг был страховым агентом Санкт-Петербургского страхового общества. В сфере банковского дела был известен управляющий Сибирского торгового банка Станислав Осипович Хлусевич. Золотодобычей занималась иркутская купчиха Рубинштейн, владелица Янканского прииска [12, с.25].

Источником информации является «Метрическая книга благовещенской еврейской общины за 1920-1922 гг.», состоящая из двух частей - родившихся и бракосочетавшихся. За 1918-1922 гг. родилось 55 человек, из них 10 перешедших в иудейство. Были записаны люди из Благовещенска, с. Иг-нашино, дер. Красноярово, Сахаляна (Хэйхэ). Один раз обряд обрезания совершал доктор И.М. Хо-мяр, остальные - общественный раввин Столяр. За 1920-1921 гг. было заключено 14 браков. Между брачующимися перед свидетелями заключалось «ксубо» (ктуба - еврейский брачный договор), обряд обручения и бракосочетания (хипу) проводил один раз Исай Сем Бляхяр, остальные - общественный раввин Столяр [13].

Из интервью с членами благовещенской общины «Лехаим» удалось узнать о родственниках прихожан, которые переезжали в Амурскую область до образования Советского Союза. Бывший председатель общины «Лехаим» Валерий Викторович Малиновский рассказал о своем дедушке. Стефана Войсковича Малиновского, 1884 г. рождения, из украинской деревни Петерман Кирово-Чепецкой губернии в 1911 г. отправили служить в звании сержанта в г. Благовещенск. Он продал свою землю в Украине, демобилизовался и вступил в мещанское сообщество. Работал на хлебоком-

бинате техником. Был католиком, так как в то время было нежелательно говорить о еврейских корнях. Пропал без вести.

Александр Николаевич Нехаенко рассказал о своей бабушке. Ольга Лейбовна Беркович приехала в Амурскую область из Белоруссии вместе с 25-тысячниками в 1920-е гг. Жила сначала в с. Кон-стантиновке, а потом переехала в Благовещенск. Учила неграмотных. Дважды была замужем, со вторым мужем прожила 70 лет.

Краткие сведения о жизни евреев можно получить из периодической печати. В газете «Амурская правда» от 23 ноября 1922 г. на первой полосе размещено два некролога о кончине Якова Самуиловича Мазура (Яши Мазура). В одном упоминается еврейское кладбище, расположенное между улицами Чигиринской и Садовой. А второе сообщение, украшенное звездой Давида, опубликовано от имени кружка еврейской молодежи г. Благовещенска [1].

Таким образом, в 20-х гг. ХХ в. еврейская община еще существовала в Амурской области. По данным исследователей, фонды Государственного архива Хабаровского края содержат сведения о религиозных организациях в губерниях Дальневосточной области. В 1923 г. в Приамурье евреев было 441, в 1926 г. - 609, в 1939 г. числился 1761 человек. Положительная динамика численности объясняется тем, что советское правительство отменило дореволюционные ограничения и евреи смогли беспрепятственно расселяться на территории Приамурья. По данным Амурского облисполкома за 1936 г., была закрыта синагога, располагавшаяся в Благовещенске. Жизнь иудеев Амурской области в советский период носила латентный характер, люди не афишировали свою этнорелигиозную принадлежность, источников по этому периоду практически нет.

Возрождение общиной жизни амурских евреев приходится на начало 1990-х гг. Тогда в г. Благовещенске при педагогическом и медицинском институтах, а также культурно-просветительском училище появились первые кружки, занимающиеся изучением еврейской истории и традиций. Заинтересованные в изучении еврейской культуры преподаватели-евреи и некоторые студенты обсуждали актуальные проблемы российского еврейства, изучали основы иудаизма, пели еврейские песни. Члены кружков пытались отмечать главные еврейские праздники. Так создавалась неформальная основа современной еврейской общины [12].

В 1997 г. в Благовещенске появляется филиал «Еврейского агентства для Израиля» («Сохнут»), который возглавляла О.И. Понеева. Филиал заложил основы информационной, консультативной, благотворительной помощи евреям. Начали функционировать молодежный клуб, ульпан, школа по изучению иврита [12].

В 1999 г. была зарегистрирована первая еврейская общественная организация - «Еврейский культурный центр» («ЕКЦ»), который впоследствии был переименован в «Еврейскую национальную культурную автономию» («ЕНКА»).

При поддержке «Федерации еврейских общин России» в 2000 г. в Благовещенске была организована и зарегистрирована еврейская религиозная община «Лехаим». Реконструировать начальные этапы работы религиозной организации можно благодаря уставу и отчетам, которые в 2000-2004 гг. подавались в Управление Министерства юстиции по Амурской области.

По состоянию на 01.11.2000 г. в ней насчитывалось 30 чел.; к 01.10.2001 г. - около 190 чел. Община отчитывалась о финансовых расходах. С 01.02.2001 г. действовала воскресная школа [23].

В отчете за 2001 г. есть указание на количество членов общины - 198 человек. Отмечается обеспеченность общины религиозной атрибутикой и литературой, кошерными продуктами на праздники. В воскресной школе обучалось 23 человека - с 1-го по 6-й класс. Для взрослых проводился семинар по изучению Торы. Существовал молодежный еврейский клуб, но он слабо финансировался. Распространялась газета «Лехаим». В отчете указано, что община нуждалась в укреплении материально-технической базы. Отсутствовало компьютерное оснащение; велась работа над поиском поме-

щений для еврейских центров. Осуществлялось взаимодействие с другими еврейскими организациями («Сохнут», «Красноярский филиал Федерации еврейских общин России»). Благотворительность была направлена на поддержку их членов (подарки к праздникам, вещевая помощь и др.) [16].

По данным за 2002 г., в воскресной школе училось 18 человек, занятия проходили по вечерам в помещении агентства «Сохнут». Появился компьютер. На праздники приходило от 80 до 120 человек. В проведении праздников финансово помогали еврейские религиозные организации («Федерация еврейских общин России», «Джойнт» и «Сохнут»). Шаббат еженедельно посещали 30-40 человек [17].

В апреле 2004 г. по приглашению «Федерации еврейских общин России» г. Благовещенск посетили учащиеся иешивы г. Нью-Йорка, будущие раввины Шмуэль Шнеерсон и Шмуэль Райгород-ски. Они оказали местной организации материальную и организационно-методическую помощь, приняли участие в праздновании Песаха. В пасхальных седерах участвовало около 250 человек - от воспитанников еврейской воскресной школы до ветеранов общины [18].

Данные о новейшей истории религиозной организации «Лехаим» можно получить, обратившись в религиозную организацию. В Благовещенске существуют две еврейские организации, работающие совместно и фактически являющиеся единой общиной: «Благовещенская еврейская община «Лехаим» и «Еврейский культурный центр». Председателем еврейской общины является И.И. Ной-манн. Офис этих организаций располагается по адресу: ул. Комсомольская, 30 б [2].

Члены общины - люди зрелого и пожилого возраста, в большинстве неработающие, семейные и потомственные евреи, которые придерживаются традиционных национальных и религиозных принципов. Большинство не посещало Израиль, толерантно относится к другим религиям. В Благовещенске нет синагоги, что обусловлено малочисленностью последователей иудаизма. Руководитель общины не обладает статусом раввина. Для бесед с раввином можно съездить в г. Биробиджан [26].

Религиозная деятельность иудейской общины г. Благовещенска осуществляется за счет регулярного проведения еврейских праздников (Пурим, Ханука, Песах) и участия представителей общины в региональных семинарах. Еженедельно члены общины отмечают шаббат. Некоторое время назад дважды в неделю проводились занятия по изучению Торы. Занятия посещали 14 человек, в возрасте от 45 и старше. Вела занятия Л.С. Мазина [12]. Но к 2022 г. занятия по изучению Торы прекратились. Тем не менее, представители общины стараются придерживаться религиозных и этнических традиций. Продолжают оказывать благотворительную помощь и поддержку пожилым членам общины.

Таким образом, начало истории иудаизма в Амурской области восходит ко второй половине XIX в. Количество евреев в регионе всегда было и остается немногочисленным. В истории еврейства в Амурской области можно выделить три периода. В дореволюционный период начался процесс переселения евреев на Дальний Восток. Социальный состав общин тогда был обусловлен общей политикой Российской империи по отношению к евреям и отличался разнообразием: от бывших каторжан и николаевских солдат до торговцев, медиков, служащих. Несмотря на то, что исследователи отмечают меньшую набожность дальневосточных иудеев по сравнению с другими регионами, в Амурской области действовали молитвенные дома, синагога, было еврейское кладбище. На жизни евреев сказывалась близость к Китаю. Российские евреи внесли весомый вклад в экономическое освоение Маньчжурии. Жизнь амурских иудеев в советский период имела латентный характер, люди не афишировали свою этнорелигиозную принадлежность, источников по этому вопросу практически нет. Новейший этап в истории иудаизма в Амурской области начался в 1990 гг. В 2000 г. была зарегистрирована религиозная организация «Лехаим». Члены современной общины - люди зрелого и пожилого возраста, придерживающиеся традиционных национальных и религиозных принципов. Синагога и институт раввинов отсутствуют. Религиозная деятельность поддерживается за счет регулярного проведения еврейских праздников, еженедельного отправления субботы, участия представителей общины в региональных семинарах.

1. Амурская правда, 23 ноября 1922 г.

2. Благовещенск [Электронный ресурс] // Федерация еврейских общин России. - Режим доступа: https://feor.ru/administrative-units/blagoveshhensk/. - 10.04.2021.

3. Всеподданнейший отчет Приамурского генерал-губернатора С.М. Духовского за 1893, 1894 и 1895 годы.

- СПб., 1895 [Электронный ресурс]. - Режим доступа : https://pgpb.ru/digitization/document/4495/. - 04.05.2022.

4. Двуклассное училище Барона Корфа // Амурский край. - Благовещенск: Тип. Г.И. Клитчоглу и Ко. - 1904.

- № 69. - С. 3.

5. Джойнт [Электронный ресурс] // Электронная еврейская энциклопедия ОРТ. - Режим доступа: https://eleven.co.il/diaspora/public-organizations/11423/. - 19.05.2021.

6. Еврейский молельный дом // Амурская газета. - Благовещенск: Тип. «Амурской газеты». - 1903. - № 25. -С. 977.

7. Еврейское агентство [Электронный ресурс] // Википедия. - Режим доступа: https://ru.wikipedia.org ^Ы/Еврейское_агентство. - 11.05.2021.

8. Заседание городской думы // Амурская газета. - Благовещенск: Тип. «Амурской газеты». - 1903. - № 21. -С. 555.

9. История религий в России. Учебник / под общ. ред. Н.А. Трофимчука. - М.: Изд-во РАГС, 2001. - 591 с.

10. Капранова, Е.А. Государственная переселенческая политика и ее религиозная направленность на Дальнем Востоке // Россия и Китай на дальневосточных рубежах. - Благовещенск: Амурский гос. ун-т, 2002. - С. 557-562.

11. Критерии предоставления клиентам помощи по программе экстренной помощи (СОС) обособленного подразделения «Еврейский культурный благотворительный фонд «ГЕШЕР» г. Благовещенск. - Благовещенск, 2021. - 2 с.

12. Маричева, А.В. Иудаизм в Приамурье: история и современность; дипломная работа: 031801 Религиоведение. - Благовещенск: АмГУ, 2009. - 71 с.

13. Метрическая книга благовещенской еврейской общины 1920-1922 гг. - Благовещенск, 1920. - 28 с.

14. Московский офис фонда «Эвен Эзер» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://callofzion.ru/pages.php?id=590. - 05.05.2021.

15. Обзор Амурской области ... [по годам]. - Благовещенск, 1871-1915. // [Электронный ресурс] ГПИБ. -Режим доступа: http://elib.shpl.ru/ru/nodes/27926. - 10.05.2022.

16. Отчетный доклад за 2001 г. - Благовещенск, 2001 г. - 10 с.

17. Отчет о деятельности еврейской религиозной общины «Лехаим» в 2002 г. - Благовещенск, 2002. - 1 с.

18. Отчет от 09.09.2004 г. Управлению Министерства юстиции Российской Федерации по Амурской области. - Благовещенск, 2004. - 1 с.

19. О Федерации [Электронный ресурс] // Федерация еврейских общин России. - Режим доступа: https://feor.ru/about-us/#. - 04.05.2021.

20. Первая всеобщая перепись населения Российской империи 1897 года. - [СПб.], 1897-1905. [Электронный ресурс] // ГПИБ. - Режим доступа: http://elib.shpl.ru/ru/nodes/12632-pervaya-vseobschaya-perepis-naseleniya-rossiyskoy-imperii-1897-goda-spb-1897-1905. - 04.05.2022.

21. Романова, В.В. Формирование еврейского населения Дальнего Востока России (вторая половина XIX -начало XX вв.) [Электронный ресурс] // Материалы I Международной конференции «Еврейская культура на идиш: истоки, традиции, трансформация и современное состояние». Биробиджан, 7-8 сентября 2011 г. - Режим доступа: http://икарп.рф/konferens/konf /2011/^^ idish 2011/Romanova.pdf. - 20.04.2022.

22. Список евреев по Амурской области // Прибавление к Приамурским ведомостям № 1877 и № 1879. -Благовещенск: Тип. канцелярии Приамурского генерал-губернатора. - С. 6 - 7 с.

23. Справка о работе общины за 2000-2001 г. - Благовещенск, 2001. - 4 с.

24. Ульпан [Электронный ресурс] // Электронная еврейская энциклопедия ОРТ. - Режим доступа: https://eleven.co.il/state-of-israel/education/14212/. - 25.04.2021.

25. Харб, В. Запрещение евреям въезда в Маньчжурию // Амурская газета. - Благовещенск: Тип. «Амурской газеты». - 1904. - № 72. - С. 31.

26. Чем живет еврейская община в Амурской области? [Электронный ресурс] // БезФормата. - Режим доступа: https://blagoveshensk.bezformata.com/ listnews/evreyskaya-obshina-v-amurskoy-oblasti/86193442/. - 18.04.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.