Определения на должности, перемещения и увольнения // Томские епархиальные ведомости. Распоряжения епархиальнаго начальства. Отдел официальный. 1899. №8 (15 февр.). С. 4-7.
От Томскаго епархиальнаго училищнаго совета // Томские епархиальные ведомости. Отдел официальный. 1904. №10, вып. 1-2 (15-22 мая). С. 2.
От Томскаго епархиальнаго училищнаго совета // Томские епархиальные ведомости. Официальная часть. 1910. №20 (1 нояб.). С. 584.
От Томской Духовной консистории // Томские епархиальные ведомости. Отдел официальный. 1903. №22. (15 нояб.). С. 7.
Отчет IX Томскаго епархиального училищнаго совета о церковных школах епархии за 1892/93 учеб. год (продолжение) // Томские епархиальные ведомости. Отдел неофициальный. 1894. №16. (15 авг.). С. 1-22.
Правила о школах грамоты // Томские епархиальные ведомости. Отдел официальный. 1891. №12 (15 июня). С. 5-10.
Указ Его Императорскаго величества, Самодержца Всероссийскаго, из Святейшаго Правительствующаго Синода, Преосвященному Макарию, Епископу Томскому и Барнаульскому // Томские епархиальные ведомости. Отдел официальный. 1900. №21. (1 нояб.). С. 1-4.
М.В. Кащаева
Алтайский государственный университет, Барнаул
ИУДЕЙСКИЕ ОБЩИНЫ ЮГО-ЗАПАДНОЙ СИБИРИ В НАЧАЛЕ XXI в.
На основе социологических исследований, проводимых автором в еврейских общинах Барнаула и Бийска, рассматривается их состояние в 2000-2015 гг., а также наиболее значимые тенденции их развития: языковая среда и специфика идентичности еврейского населения Юго-Западной Сибири, создание культурно-просветительских и благотворительных организаций, возрождение традиционных институтов еврейских общин. Исследование еврейских общин в рамках диаспорной традиции перспективно для понимания как антропологии еврейских общин в современной России. В статье рассматривается процесс формирования культурной, а также религиозной идентичности евреев в современных условиях. Автор уделяет внимание взаимодействию национально-культурных и религиозных общинных институтов.
Ключевые слова: диаспора, еврейская община Барнаула, еврейская национально-культурная община, этнокультурное развитие Юго-Западной Сибири, религиозное мировоззрение, иудаизм.
Изучение современного состояния религиозных общин способствует углубленному пониманию специфики мировоззрения населения, конфессиональной ориентации современного общества, а также
особенностям этносоциальной ситуации в современной России. Обращение к тематике исследования современного состояния еврейских общин демонстрирует социально-демографическую ситуацию, связанную с процессом миграции населения. Опираясь на социологическое изучение современного состояния еврейских общин Барнаула и Бийска, а также на немногочисленные исследования современного состояния еврейских общин Сибири, автор видит своей целью характеристику социальных, религиозных, культурно-просветительских учреждений еврейской диаспоры на юге Западной Сибири.
Относительно состояния еврейских общин в Сибири существуют две противоположные точки зрения. Согласно первой, наиболее часто встречаемой в исследовательской литературе, еврейское население в Сибири подвержено ассимиляции со времени своего попадания в Сибирь (Кузнецкий С.С., 2001, с. 161; Гончаров Ю.М., 2012, с. 29). Основными причинами этого процесса является, по мнению исследователей, отсутствие еврейского образования, а также отсутствие раввинов, способных организовать и поддерживать высокий уровень включенности в традицию и знание населением диаспоры иврита или идиша. Другая, оптимистическая, точка зрения высказывается исследователями (Андреев А.П., 2007, с. 170) в связи с современными процессами восстановления религиозного и этнокультурного потенциала диаспор.
Автор данного исследования в своих статьях уже характеризовала специфику еврейских диаспор на юге Западной Сибири (Кащаева М.В., 2012, с. 100-104; 2014, с. 143-148). Кратко можно отметить, что на протяжении XX в. в городах Барнауле и Бийске существовали религиозные общины со всеми присущими им институтами (раввинат, шохеты, мацепекарни, синагоги). Единственным различным аспектом в их существовании был способ их формирования. Барнаульская иудейская община формировалась постепенно, из приезжего сюда в годы Первой и Второй мировых войн еврейства, а также за счет ссыльных и переселенцев. В Барнауле синагога была построена на собственные средства общины и существовала с 1908 по 1937 г. В Бийске процесс формирования общины начался в связи с событиями Второй мировой войны и переселением на Алтай нескольких тысяч евреев, в основном из Западной Белоруссии и Западной Украины, Польши и Литвы. Согласно сообщению Уполномоченного совета по делам религиозных культов при СНК СССР по Алтайскому краю Селиванова в 1945 г. в Бийске проводились регулярные молитвенные собрания на еврейском языке, который Уполномоченному не известен, также в общине существовало много религиозной литературы,
с которой из-за незнания языка Селиванов ознакомиться не смог (ГААК. Ф. 1692. Оп. 1. Д. 4. Л. 2). Данный факт, как и другие, упоминаемые нами ранее, свидетельствует не об ассимилированном еврействе, а о довольно сплоченных религиозных общинах. Ввиду нового витка антирелигиозной работы 1950-1960-х гг. достаточное количество евреев покинуло Алтай, другим же пришлось на долгие годы забыть о каких-либо законных способах легитимизации религиозных институтов.
Как отмечают исследователи, новые формы организации еврейских общин можно отметить в постперестроечный период (Ханин В., 2011, с. 72). Организованные в начале 1990-х «Общества еврейской культуры» занимались еврейским образованием, благотворительностью, проведением мероприятий, направленных на сохранение еврейской культуры. Источником возрождения еврейской культурной и религиозной традиции стала деятельность еврейских религиозных организаций Еврейского агентства («Сохнут»), Американского еврейского распределительного комитета («Джойнт»). При поддержке данных организаций в общинах восстанавливались образовательно-просветительные учреждения разного рода (школы - дневные и воскресные; курсы, кружки, научные, педагогические и просветительские общества), восстанавливались также и религиозные структуры.
Согласно данным Управления Министерства юстиции РФ по Алтайскому краю одной из первых еврейских организаций в Алтайском крае стала местная религиозная организация «Общество современного (прогрессивного) иудаизма». Данная организация позиционировала себя как благотворительная, целью которой является совместное исповедование иудаизма, восстановление и поддержание религиозного мировоззрения и культа. Бессменным руководителем данного объединения была с 2000 по 2008 г. М.Л. Нездатная. Деятельность общества прогрессивного иудаизма в Барнауле была связана с соблюдением праздничной традиции в достаточно свободной форме, организации кружков по изучению иврита и истории государства Израиль.
В феврале 2007 г. Управление Министерства юстиции РФ по Алтайскому краю зарегистрировало «Местную еврейскую национально-культурную автономию». Организация была создана при поддержке Американского еврейского распределительного комитета («Джойнт»). Ее основные задачи: содействие защите прав и интересов членов организации; духовное и эстетическое воспитание в рамках иудейской традиции, возрождение иудейской традиции. Объединяя основной возрастной состав общины, данная организация является
самой массовой из еврейских организаций. С 2007 по 2013 г. ее бессменным руководителем была Л.М. Ковалева (дело №03-10/13, т. 1. с. 23). Реализуя достаточное количество программ: «Детская инициатива», «Клуб "Золотой возраст"», «Уход на дому» и др., их руководителям длительное время удавалось соединить интересы различных возрастных групп. Соблюдение традиций, выражавшееся в праздновании таких праздников, как Шаббат, Пейсах, Рощ-ха-Шана, Ханука, проходило совместно с еврейской «Местной иудейской организацией ортодоксального иудаизма "Еврейская община г. Барнаула"» (дело №03-10/27, т. 1, с. 13). Эта община позиционировала себя как организация ортодоксального иудаизма, входила в Федерацию еврейских религиозных общин России (ФЕОР). Руководителем в момент ее создания был избран С.Л. Леонов. Основной целью общины было воссоздание иудейской ортодоксальной традиции. Первоначально, помимо руководителя организации, деятельную роль в объединении членов общины выполняли Д.Е. Меламед и С.И. Крутоголов, бывший в это время библиотекарем «Еврейской национально-культурной автономии».
В 2006 г. в истории «Еврейской общины г. Барнаула» произошло событие чрезвычайной важности: приехал раввин. Исраэль Ноах Каменецкий представлял Хабад-Любавичское направление, к моменту начала служения в общине Барнаула ему исполнился 31 год. Необходимо заметить, община ждала раввина. Был сформирован попечительский совет, в который вошли представители барнаульской бизнес-элиты. Жизнь общины начала меняться. Раввин активно воплощал в религиозной жизни обеты и правила, ранее не известные общине. В общине появился Свиток Торы, каждую неделю верующие могли отметить Шаббат. Ранее отметить главный религиозный праздник старались члены общины прогрессивного иудаизма, однако собрания проходили не всегда регулярно. Помимо традиционных праздников, таких как Пейсах, Пурим, Ханука и Рош-ха-Шана, община стала праздновать Ту би-Шват, Лаг ба-Омер, Йом Кипур и др. Празднование иудейского Пейсаха, как и других праздников, приобрело четкую галахическую последовательность. Раввин строго следил за исполнением церемонии, что не всегда совпадало с ожиданием общины. Приезд раввина оживил религиозную жизнь и города, и края в целом. Началось регулярное издание газеты «Эпоха Освобождения», супруга раввина Либа-Маша Каменецкая регулярно проводила заседания женского клуба, приобщая к традиции женское население общины. За время служения раввина община впервые отпраздновала такие события, как опшерниш и обрезание. В 2010 г. в общине появился Свиток
книги Эсфирь, общины Барнаула и Бийска отпраздновали праздник Пурим совместно. Можно сказать, что произошли значительные изменения в культовой жизни общины.
Однако положительные аспекты неизбежно сочетались с негативными. При попытке раввина устроить в помещении общины (помещение арендовано) детский сад, столкнулись две инициативы одновременно: инициатива раввина и инициатива библиотекаря общины С.И. Крутоголова, считавшего необходимым оставить помещение для библиотеки и собраний. К сожалению, ввиду отсутствия помещения для синагоги и нежелания местной власти содействовать разрешению данного вопроса причина данного конфликта приводила не один раз к столкновению мнений. В 2009 г. для примирения конфликтующих сторон в Барнаул приезжал Главный раввин Российской Федерации Берл Лазар. Несмотря на это, конфликт усугубился и закончился дискредитацией раввина в 2013 г. В научной литературе есть точка зрения, согласно которой, подобного положения дел нельзя было избежать. Я.М. Кофман (2002, с. 188), анализируя деятельность светских, ортодоксальных и реформистских организаций, отмечал, что существование организации с различной позицией и задачами неизбежно ведет к разобщенности общин и борьбе за источники существования. Оставшись без раввина, барнаульская община рассредоточилась по различным еврейским организациям, таким как «Джойнт» и «Сохнут», «Еврейская национально-культурная автономия».
В 2012-2013 гг. автором статьи проводилось социологическое исследование, целью которого было определение мировоззренческой и культовой принадлежности общины, а также изучение ее демографической специфики. В опросе приняли участие 172 человека. Из опрошенного количества 12% респондентов - члены общины в возрасте от 20 до 35 лет; 18% - члены общины в возрасте от 35 до 55 лет, 70% респондентов - члены общины от 55 до 82 лет. Перекос в сторону возрастной группы населения объясняется местом проведения в преддверии религиозных праздников опроса - различные клубы при общине, а также низким участием молодого населения в жизни общины. Согласно основным демографическим характеристикам, 65% опрошенных - галахические евреи: имеют обоих родителей данной национальности. В их собственных семьях ситуация менее надежная: лишь 18% имеют супруга еврейской национальности, 7% респондентов в браке не состоят, в остальных случаях смешанный брак. В связи с эвакуацией в 1940-х гг. большая часть респондентов в Барнаул попали из Украины, Белоруссии, Литвы, а также центральных областей городов
России: Ленинград, Тверь, Москва, Галич, Саратов. 27% респондентов родились в Барнауле. 32% опрошенных имеют среднеспециаль-ное, остальные - высшее образование. Высокий уровень образования сохраняется и у предков респондентов, так, 60% опрошенных отметили, что их родители имели высшее, преимущественно медицинское и техническое образование. Возможно, данный факт, а также суровые исторические обстоятельства, сопровождавшие приезд в Сибирь еврейского населения, стали причиной низкой рождаемости в еврейских семьях. Традиционная многодетная еврейская семья фактически не встречается. Только 1% опрошенных назвал количество детей - 4 человека. У 43% опрошенных в семьях по одному ребенку, в остальных -2 детей. Данное обстоятельство также объясняет невысокий процент опрошенных молодого возраста.
При определении типа мировоззрения респондентам задавались следующие вопросы: в какой традиции вас воспитывали в детстве, или: знаете ли вы еврейскую историю, иврит или идиш, а также носителем какой культурной традиции считаете себя? Результаты исследования мировоззрения не утешительны. Так, ни один человек не отметил знание языка, даже на первоначальном уровне. 34% респондентов отметили знание еврейской истории, 76% респондентов хотели бы улучшить знание истории и традиции еврейского народа. Соотнесение себя с типом культуры представило для опрашиваемых сложную задачу: 38% отметили для себя близость еврейской культуры, 34% опрошенных - близость русской культуры, в остальных же случаях выбирали как еврейскую, так и русскую культуры. Относительно воспитания в 60% случаев респонденты отметили русское воспитание, тогда как другие 40% предпочитали негативные оценки данного процесса, замечая следующее: «Меня вырастила улица», «Родители работали день и ночь, так что не до воспитания было». Обнадеживающим обстоятельством является то, что 72% опрошенных отметили регулярное приобретение литературы по еврейской истории и традиции, а 46% сказали, что регулярно читают еврейскую прессу: газета «Эпоха освобождения», журнал «Лехаим».
Исследование религиозной идентичности является важным вектором сохранения еврейской диаспоры на юге Западной Сибири. Стоит акцентировать внимание на возрасте опрашиваемых и их сложной ориентированности в вопросе религиозной идентичности. Так, только 22% респондентов прямо указали на принадлежность к религиозному мировоззрению, 18% - к атеистическому мировоззрению, однако это не помешало им назвать религиозные праздники, часто отмечаемые
в семье. 40% опрошенных указали, что в Бога верят, однако в церковь или синагогу ходить не желают, кроме посещения клубов по интересам, существующим в общине. Следующий вопрос состоял в перечислении светских и религиозных (иудейских и православных) праздников. 88% опрошенных отметили непременное соблюдение еврейских праздников, особенно таких, как Пейсах, Пурим, Ханука, Сук-кот. 12% сказали, что дома есть меноры, ханукии, свечи, Тора. 10% респондентов имеют приверженность только к светским праздникам. Соблюдение кашрута отметил только один опрошенный, 20% регулярно посещают синагогу. Опрос проводился мной как во время деятельности раввина, так и спустя полгода после его отъезда. Всем респондентам задавался вопрос о том, какую роль в сохранении религии и традиции играет раввин. 62% опрошенных сказали, что только приезд раввина увеличил знание религиозной специфики иудаизма, остальные 38% отметили нейтральное отношение к раввину и указали, что его приезд не повлиял на религиозную ситуацию.
Таким образом, можно отметить, что «Еврейская община г. Барнаула» тяготеет к сохранению религиозной традиции, а также подчеркивает в большей мере еврейскую идентичность. Безусловно, процессы ассимиляции затронули состав общины, поэтому никто из опрошенных не знает языка и потому достаточно большой процент не знают историю еврейского народа. На мой взгляд, данное обстоятельство объясняется возрастом опрошенных, условиями их приезда на Алтай.
Гораздо более тревожную ситуацию на современном этапе можно отметить в Бийске. В сентябре 2013 г. автор исследования отмечала праздник Рош-ха-Шана. На празднике присутствовали 28 человек, из них этнических евреев не более 20. Возрастной состав собравшихся составлял от 40 до 75 лет. Праздник прошел так, как принято его праздновать скорее в национальной, нежели в религиозной, традиции. Можно сказать, что перед нами собрание единомышленников, отдающих дань уважения еврейской традиции, нежели соблюдению религиозных предписаний. Данный факт ясно демонстрирует тенденцию исчезновения еврейских общин на юге Западной Сибири. Основной причиной такого процесса является биологическая убыль населения.
Трудно предположить, как развивалась бы ситуации при наличии в Барнауле постоянно действующей синагоги со всеми институтами, для нее специфическими. Короткий период деятельности раввина показал заинтересованность обычных членов общины в участии в религиозных церемониях и праздниках. Однако сохранение религиозных институтов не может сочетаться с утратой других культурных
и образовательных общинных центров. Поэтому без участия местных властей и их заинтересованности в сохранении стабильной во всех отношениях этнорелигиозной общины созидательный процесс сохранения этнорелигиозной специфики в еврейских общинах невозможен.
M.V. Kashchaeva
JEWISH COMMUNITIES IN THE SOUTH-WESTERN SIBERIA OF THE XXI CENTURY
Based on the sociological studies, that was carried out within Jewish communities in Barnaul and Byisk, the author studied their status in 2000-2015, and also the most important development tendencies, such as: language environment and some specific features of the identity of the Jewish population of the South-Western Siberia, the formation of cultural, educational and charitable organizations, the renewal of the traditional Jewish institutes. The studies of Jewish communities within the diasporas traditions has broad prospects for understanding of the anthropology of Jewish communities in nowadays Russia. The process of formation of cultural and religious identity of Jews in current conditions is studied in the article. The author also pays attention to the reciprocity of the national and cultural and religious communal institutes.
Key words: diasporas, Barnaul Jewish community, Jewish national and cultural community, ethno cultural development of the South-Western Siberia, religious ideology, Judaism.
Библиографический список
Андреев А.П. Еврейское население в Якутии // Наука и образование. 2007. №3. С. 168-170.
Архив Управления Министерства юстиции РФ по Алтайскому краю. Дело №03-10/13; №03-10/27.
Гончаров Ю.М. Сибирская идентичность евреев дореволюционной Сибири // Известия Иркутского государственного университета. 2012. №2 (3), ч. 1. С. 26-32.
Кащаева М.В. Еврейские общины на Алтае в конце XIX - начале XX в. // Религиозный ландшафт Сибири и сопредельных регионов Центральной Азии. Барнаул, 2014. Т. 1. С. 143-148.
Кащаева М.В. Иудейская община Бийска в первой половине XX в. // Известия Алтайского государственного университета. 2012. №4/2 (76). С. 100-104.
Кофман Я.М. Противоречия современного еврейского движения в России: региональный аспект // Еврейские общины Сибири и Дальнего Востока. Красноярск; Улан-Удэ, 2002. С. 185-190.
Кузнецкий С.С. О процессе ассимиляции евреев // Еврейские общины Сибири и Дальнего Востока. Красноярск, 2001. Вып. 3. С. 154-162.
Ханин В. В поисках общины. Модели возрождения организованной еврейской жизни в позднем СССР и постсоветских странах // Диаспоры. 2011. №2. С. 64-79.