чивых традициях берестяного промысла у средневекового населения, оставившего погребения в могильнике Кротово-15. Дальнейшее обобщение похожих материалов из других регионов позволит выявить как общие тенденции, так и локальную специфику.
Библиографический список
Адамов А.А. Новосибирское Приобье в X-XIII вв. Тобольск; Омск, 2000.
Горбунов В.В., Казаков А.А., Тишкин А.А. Курганный могильник Те-леутский Взвоз-I и культура населения Лесостепного Алтая в монгольское время. Барнаул, 2002.
Лукина Н.В. Формирование материальной культуры хантов (Восточная группа). Томск, 1985.
Молодин В.И., Соловьев В.А. Памятник Сопка-2 на реке Оми. Новосибирск, 2004. Т. 2.
Сидоров Е.А. Отчет о работах в Новосибирском Приобье в 1984 г. Новосибирск, 1985.
Тишкин А.А. Алтай в монгольское время (по материалам археологических памятников). Барнаул, 2009.
Троицкая Т.Н., Молодин В.И., Соболев В.И. Археологическая карта Новосибирской области. Новосибирск, 1980.
н.н. Серегин, А.н. мухарева
Алтайский государственный университет, Барнаул;
Кемеровский государственный университет, Кемерово, Россия
основные этапы исследования наскальных рисунков раннего средневековья на территории алтая
Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ (проект №15-31-01271а2 «Комплексное изучение наскальных изображений эпохи раннего средневековья на памятниках Алтае-Саянского региона и Монголии»)
Наскальные рисунки являются одной из важных групп источников для реконструкции различных аспектов истории раннесредневековых кочевников Алтая. Пласт петроглифов тюркского времени в регионе довольно обширен, но активно исследоваться и вводиться в научный оборот такие изображения стали сравнительно недавно - с 80-х гг. прошлого столетия. Это объясняется как труднодоступностью памятников, так и особенностью самих петроглифов, многие из которых выполнены тончайшими резными линиями и не всегда хорошо видны. Тем не менее, в результате работы различных исследователей к настоящему времени обоснованно выделены рисунки тюркского периода, накоплен значительный объем данных, требующих систематизации и детального анализа. При этом большая часть публикаций посвящена введению в научный оборот сведений о конкретных памятниках, интерпретации
отдельных сюжетов и образов, рассмотрению возможностей привлечения изображений для реконструкции частных сторон культуры номадов. Очевидно, что в настоящее время насущной необходимостью является разноплановое обобщение имеющихся материалов. Одним из аспектов такого исследования является анализ истории изучения наскальных рисунков 2-й половины I тыс. н.э. на территории Алтая. В настоящей публикации кратко представлены основные этапы изучения петроглифов тюркского времени в обозначенном регионе.
Появление первых сведений о петроглифах Алтая эпохи раннего средневековья связано с работами исследователей XIX в. [Кубарев, Ма-точкин, 1992, с. 2-3]. Однако даже в 1-й трети XX в. работы по изучению наскальных рисунков 2-й половины I тыс. в обозначенном регионе носили отрывочный характер. По большей части подобная информация не была связана с исследованиями профессиональных археологов, которые, по замечанию Л.А. Евтюховой [1951, с. 189], редко обращались к изучению этого вида памятников. Так, значительное количество наскальных изображений зарисовано известным алтайским художником Г.И. Чорос-Гур-киным в ходе его поездок по Алтаю в 1902-1903 гг., а также во время участия в Алтайской этнографической экспедиции «Общества изучения Сибири и ее производительных сил» в 1930 г. [Еркинова, Кубарев, 2004, с. 88; Мартынов, Елин, Еркинова, 2006, с. 9-10]. Часть этих петроглифов была впоследствии опубликована и подробно проанализирована в статье P.M. Еркиновой и Г.В. Кубарева [2004], а также некоторые из них упомянуты в монографии, посвященной введению в научный оборот наскальных рисунков Бичикту-Бома [Мартынов, Елин, Еркинова, 2006, с. 11, 13].
Одним из первых памятников, давших обширный материал для исследования культуры раннесредневековых тюрок Алтая, стал известный комплекс Кудыргэ. Исследования погребальных и ритуальных объектов в этом пункте проводились экспедицией Этнографического отдела Русского музея в 1924-1925 гг. Отдельным вопросом при обсуждении результатов работ на памятнике стала интерпретация изображений, зафиксированного на валуне из кургана №16 комплекса Кудыргэ. Выгравированная на камне сцена коленопреклонения, подробно описанная и введенная в научный оборот С.И. Руденко и А.Н. Глуховым [1927, с. 51-52, рис. 18], была рассмотрена в серии публикаций [Киселев, 1951, с. 499; Длужнев-ская, 1978; Суразаков, 1994; Мотов, 2001; Азбелев, 2010; и др.].
В 1930-х гг. сбором сведений о наскальных рисунках Алтая занимался П.П. Хороших, наряду с петроглифами различных периодов фиксируя изображения периода раннего средневековья. Отдельные из них упомянуты в обобщающей работе по наскальным изображениям рассматриваемого региона [Хороших, 1947], а также в специальной публикации [Хороших, 1949].
некоторые вопросы изучения раннесредневековых петроглифов Алтая обозначены в краткой заметке Л.А. Евтюховой [1951, с. 189-190].
Поводом для обращения к данной тематике стали сведения о серии пунктов с наскальными изображениями, введенные в научный оборот А.И. Минорским [1951], обнаружившим «писаные скалы» во время съемок киноочерков. По мнению Л.А. Евтюховой [1951], часть зафиксированных им рисунков относится к УШ-1Х вв., о чем свидетельствуют характерные формы изображенных предметов вооружения и конского снаряжения. Открытые А.И. Минорским изображения исследовательница сопоставила с известными петроглифами Минусинской котловины (главным образом с Сулекской писаницей), подчеркнув сходство не только в образах, но и технике нанесения рисунков.
Начиная с 1960-х гг. на территории Алтая проводили исследования несколько отрядов ИИФФ СО АН СССР под общим руководством А.П. Окладникова. По результатам этих работ позднее вышла серия монографий, в альбомах которых приведены и немногочисленные изображения тюркского времени (Окладников и др., 1979, табл. 1.-3, 68.-1, 82.-5, 89.-4; и др.). Фиксация наскальных рисунков осуществлялась в долинах р. Каракол, Катунь, Елангаш, Ак-Кол и др. [Кубарев, Маточ-кин, 1992, с. 10, 11; Черемисин, 2004а, с. 37].
В августе 1961 г. одним из отрядов под руководством А.И. Мартынова, состоящим из студентов Кемеровского педагогического института, в ходе обследования писаниц на территории Онгудайского района были обнаружены петроглифы различных эпох, среди которых «самую большую группу по датировке составляют писаницы раннетюркского или раннекыргызского времени» [Барыкина, 1962, с. 26]. Вернуться к исследованию наскальных изображений Алтая А.И. Мартынову удалось в 1980-х годах, когда под его руководством петроглифическая группа экспедиции кафедры археологии КемГУ занималась копированием рисунков в долине р. Каракол. Основные работы проводились на комплексе Бичикту-Бом, известном уже в начале XX в. В специальной публикации А.И. Мартынов [1995, с. 178-185] представил анализ сцен охоты эпохи средневековья, обнаруженных на этом памятнике. Результаты работ 1982-1988 годов обобщены в монографии [Мартынов, Елин, Еркинова, 2006], отдельные параграфы которой посвящены рисункам 2-й половины I тыс. н.э. [Мартынов, Елин, Еркинова, 2006, с. 308-316].
Определенный вклад в изучение наскальных изображений Алтая внесла Е.А. Окладникова, в 1970-1980-е гг. работавшая на многих петроглифических комплексах региона. Итоги ее многолетних исследований опубликованы в монографии, а также серии статей [Окладникова, 1975, 1982, 1984; и др.]. В числе наскальных изображений различных хронологических периодов Е.А. Окладниковой зафиксировано большое количество рисунков раннего средневековья. Наиболее показательными из них являются петроглифы Кара-Оюка, Жалгыз-Тобе, Шалкобы и др., многофигурные композиции которых передают сцены охоты или баталий тюркского времени, а одиночные фигуры представляют воору-
женных всадников или охотников [Окладникова, 1986, рис. 4.-2; 1988, рис. 2-4; 1989, рис. 10.-4; и др.]. Е.А. Окладникова [1988, с. 152-153] отметила, что аналогии раннесредневековым изображениям Алтая имеются в петроглифах Тувы, Минусинской котловины, Монголии, а также зафиксированы при исследовании комплексов, расположенных на более отдаленных территориях.
В 1989 г. петроглифическая группа экспедиции кафедры археологии КемГУ под руководством Е.А. Миклашевич продолжала работать в Центральном Алтае, изучая и копируя наскальные изображения различных хронологических периодов. Раннесредневековые рисунки, демонстрирующие главным образом сцены охоты и вооруженных всадников, а также две рунические надписи зафиксированы в урочище Устю-Айры и на скалах у д. Туэкта [Martynov, Miklashevich, 1995; Миклашевич, 2003, рис. 8; 2006, с. 222-223, рис. 5].
Во 2-й половине 1970-х и в 1980-е гг. объем сведений о петроглифических комплексах Алтая периода раннего средневековья постепенно увеличивается. Открывались и в различной степени вводились в научный оборот новые памятники наскального искусства [Савинов, 1971; Шер, 1980, с. 125-126; Елин, Томилов, 1992; Молодин, 1992; и др.]. Серия изображений, нанесенных на стелы, была зафиксирована в ходе исследования тюркских ритуальных объектов [Елин, Зиняков, 1977, с. 202; Васютин и др., 1987, рис. 1].
Изучение наскальных изображений Алтая различных хронологических периодов являлось одним из приоритетных направлений работы В.Д. Кубарева. Вклад этого исследователя в изучение петроглифических памятников региона трудно переоценить. Обобщение результатов многолетних изысканий в данной области представлено в совместной монографии археолога с Е.П. Маточкиным [1992]. Важной частью книги стал свод наскальных изображений Алтая, среди которых были кратко описаны и местонахождения, на плоскостях которых есть петроглифы раннего средневековья. Начиная с 1984 г. и на протяжении последующих лет В.Д. Кубаревым проводились планомерные исследования на известных комплексах Калбак-Таш-I и II. Среди композиций, скопированных на данном комплексе, часть рисунков, главным образом демонстрирующих сцены охоты и выполненных в технике граффити, относится ко 2-й половине I тыс. н.э. [Kubarev, Jacobson, 1996, fig. 2-6; Кубарев, 2007, рис. 1.-5; 2011, с. 63, прил. II: 2-5; и др.]. На святилище Калбак-Таш-I открыта также значительная серия тюркских рунических надписей [Кубарев, 2011, с. 392402]. Отдельным направлением исследований В.Д. Кубарева [2001; 2003, табл. V: 7-10; и др.] стал анализ сюжетов «охоты и войны» в раннесред-невековых изображениях Алтая. Несомненной заслугой исследователя является фиксация рисунков на стелах или плитах тюркских оградок, которым он придавал большое значение для решения вопросов атрибуции петроглифов на скалах [Кубарев, 1984, рис. 13-14, табл. XLVII и др.].
Наскальные изображения раннего средневековья активно выявляются и исследуются Чуйским отрядом Северо-Азиатской комплексной экспедиции Института археологии и этнографии СО РАН под руководством Г.В. Кубарева. Рисунки 2-й половины I тыс. н.э., выполненные главным образом в технике граффити, зафиксированы на памятниках Жалгыз-Тобе, Калбак-Таш-1 и II, Кургак, Курмантау, Сырнах-Гозы [Кубарев, 2003, 2004, 2012, 2013]. Кроме того, в урочище Кургак, близ скалы Кызыл-Кабак и на святилище Большой Яломан-Ш выявлены четыре ранее не известные тюркские рунические надписи [Кубарев Г., Кубарев В., 2001; Кубарев, Кляшторный, 2002; Тугушева, Кляшторный, Кубарев, 2014].
Целенаправленным изучением наскальных изображений Юго-Восточного Алтая в последние десятилетия занимается Д.В. Черемисин. В ходе многолетних работ им выявлено и зафиксировано значительное количество рисунков различных хронологических периодов от энеолита до этнографической современности. Среди них особого внимания заслуживают граффити и выбитые изображения раннего средневековья, исследованные на плоскостях известной горы Жалгыз-Тобе, в урочище Теке-Туру, а также в долине р. Чаган [Черемисин, 2000, 2001, 2002, 2004б, 2011; и др.]. Обобщение выявленных археологом наскальных рисунков тюркского времени представлено в специальной статье [Черемисин, 2004б]. В публикациях последних лет исследователь обратился к актуальной проблеме методики копирования гравированных наскальных изображений различных хронологических периодов, в том числе раннего средневековья [Черемисин, 2011а-б]. В 2013 г. Д.В. Черемисиным совместно с Е.А. Миклашевич и Л.Л. Бове были продолжены работы на памятниках Центрального и юго-Восточного Алтая, в ходе которых с помощью современных методов фиксации тончайших гравировок удалось осуществить документирование серии рисунков 2-й половины I тыс. н.э. [Черемисин, Миклашевич, Бове, 2013, с. 370, рис. 1].
В последние годы на памятниках Центрального и юго-Восточного Алтая возобновили работу петроглифические отряды экспедиции кафедры археологии КемГУ под руководством А.И. Мартынова [Мартынов и др., 2013] и Е.А. Миклашевич [Черемисин, Миклашевич, Бове, 2013, с. 370, рис. 1; и др.]. Различный опыт и возможности участников двух отрядов часто демонстрируют противоположные результаты при документировании изображений (в том числе и раннесредневековых) на одних и тех же памятниках. В 2013 и 2014 гг. Е.А. Миклашевич выявлена серия тонких детализированных гравированных рисунков тюркского времени в Онгудайском и Кош-Агачском районах Республики Алтай, к сожалению, большей частью пока неопубликованных [Серегин, Ма-тренин, 2014, фото 43].
Одной из важных тенденций, получивших отражение в работах последних десятилетий, стало привлечение результатов изучения на-
скальных изображений для реконструкции различных аспектов истории и культуры раннесредневековых кочевников Алтая. Одним из примеров подобного исследования являются публикации В.В. Горбунова [1998,
2003, 2006; и др.]. В серии статей и монографиях археолог использовал изображения 2-й половины I тыс. н.э. при анализе комплекса вооружения номадов, конкретизировав ряд аспектов их военного искусства. Сцены охоты, получившие определенное распространение в сюжетах рисунков тюркского времени, стали важным источником для детализации особенностей охотничьей деятельности населения региона в работе В.И. Соено-ва и Н.А. Константинова [2014]. Раннесредневековые петроглифы Алтая привлечены А.Н. Мухаревой [2007а-б] при анализе изобразительных традиций в культуре кочевников 2-й половины I тыс. н.э.
таким образом, в области изучения раннесредневековых наскальных изображений Алтая накоплен значительный опыт. Актуальным направлением дальнейшей работы, учитывая значительный объем имеющихся материалов, является подготовка обобщающего исследования, включающего свод известных рисунков, а также опыт решения вопросов культурно-хронологической атрибуции памятников, выделения и интерпретации сюжетных образов и стилистических традиций. Кроме того, большое значение для реконструкции особенностей развития культуры раннесредневековых кочевников будет иметь сопоставление результатов исследования наскальных изображений на Алтае с подобными комплексами на сопредельных территориях.
Библиографический список
Азбелев П.П. Кудыргинский сюжет. СПб., 2010. 60 с.
Барыкина Л. Писаницы Алтая // Сборник научных студенческих работ. Кемерово, 1962. Вып. 1. С. 23-32.
Горбунов В.В. Тяжеловооруженная конница древних тюрок (по материалам наскальных рисунков Горного Алтая) // Снаряжение верхового коня на Алтае в ранний железный век и средневековье. Барнаул, 1998. С. 102-128.
Горбунов В.В. Военное дело населения Алтая в Ш-Х1У вв. Ч. I: Оборонительное вооружение (доспех). Барнаул, 2003. 174 с.
Горбунов В.В. Военное дело населения Алтая в Ш-Х^ вв. Ч. II: Наступательное вооружение (оружие). Барнаул, 2006. 232 с.
Длужневская Г.В. Еще раз о «кудыргинском валуне» (к вопросу об иконографии Умай у древних тюрков) // Тюркологический сборник 1974 г М., 1978. С. 230-237.
Евтюхова Л.А. К вопросу о писаницах Алтая // КСИИМК. 1951. Вып. XXXVI. С. 189-190.
Елин В.Н., Томилов А.М. Граффити Жалгыз-Тобе // Проблемы сохранения, использования и изучения памятников археологии. Горно-Алтайск, 1992. С. 77-78.
Еркинова Р.М., Кубарев Г.В. Граффити Бичикту-Бома (Из творческого наследия Г.И. Чорос-Гуркина) // Археология и этнография Алтая. Горно-Алтайск,
2004. Вып. 2. С. 88-97.
Киселев С.В. Древняя история Южной Сибири. М., 1951. 638 с.
Кубарев В.Д. Древнетюркские изваяния Алтая. Новосибирск, 1984. 230 с.
Кубарев В.Д. Сюжеты охоты и войны в древнетюркских петроглифах Алтая // Археология, этнография и антропология Евразии. 2001. №4 (8). С. 95-107.
Кубарев В.Д. Военные сюжеты и культ оружия в петроглифах Алтая // Древности Алтая. Горно-Алтайск, 2003. №11. С. 23-35.
Кубарев В.Д. Калбак-Таш-П: памятник наскального искусства Алтая // Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий. Новосибирск, 2007. Т. XIII. С. 282-287.
Кубарев В.Д. Петроглифы Калбак-Таша I (Российский Алтай). Новосибирск, 2011. 444 с.
Кубарев В.Д., Маточкин Е.П. Петроглифы Алтая. Новосибирск, 1992. 124 с.
Кубарев Г.В. Исследования в Чуйской степи // Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий. Новосибирск, 2003. Т. IX, ч. I. С. 384-388.
Кубарев Г.В. Раннесредневековые граффити Чуйской степи // Археология и этнография Алтая. Горно-Алтайск, 2004. Вып. 2. С. 75-84.
Кубарев Г.В. Археологические работы в долине р. Чуи на Алтае // Сохранение и изучение культурного наследия Алтайского края. Барнаул, 2013. Вып. Х^П-ХК. С. 340-345.
Кубарев Г.В., Кляшторный С.Г. Тюркские рунические эпитафии из Чуйской степи (Юго-Восточный Алтай) // История и культура Востока Азии. Новосибирск, 2002. Т. 2. С. 78-82.
Кубарев Г.В., Кубарев В.Д. Руническая надпись из Кургака (Юго-Восточный Алтай) // Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий. Новосибирск, 2001. Т. VII. С. 341-342.
Мартынов А.И. Средневековые сцены охоты на плитах Бичикту-Бом // Военное дело и средневековая археология Центральной Азии. Кемерово, 1995. С. 178-185.
Мартынов А.И., Базайченко А.В., Дворников Э.П., Мамыева Н.А., Штанов Е.С. Священные горы Каракольской долины (левобережная часть). Кемерово, 2013. 239 с.
Мартынов А.И., Елин В.Н., Еркинова Р.М. Бичикту-Бом - святилище Горного Алтая. Горно-Алтайск, 2006. 346 с.
Миклашевич Е.А. Петроглифы урочища Устю-Айры на Горном Алтае // Археология Южной Сибири. Новосибирск, 2003. С. 84-91.
Миклашевич Е.А. Рисунки на скалах у деревни Туэкта (Горный Алтай) // Изучение историко-культурного наследия народов Южной Сибири. Горно-Алтайск, 2006. Вып. 3-4. С. 219-235.
Минорский А.И. Древние наскальные рисунки Горного Алтая // КСИИМК. 1951. Вып. XXXVI. С. 184-188.
Молодин В.И. Усть-Канская писаница // Наскальные рисунки Евразии. Новосибирск, 1992. С. 91-93.
Мотов Ю.А. К изучению идеологии раннесредневекового населения Алтая (по материалам могильника Кудыргэ) // История и археология Семиречья. 2001. Вып. 2. С.63-86.
Мухарева А.Н. Раннесредневековая изобразительная традиция в петроглифах Саяно-Алтайского региона и сопредельных территорий // Вестник Но-
восибирского государственного университета. 2007а. Т. 6. Вып. 3: Археология, этнография. С. 189-198.
Мухарева А.Н. Сюжетные композиции эпохи раннего средневековья в изобразительном искусстве Саяно-Алтая: автореф. дис. ... канд. ист. наук. Кемерово, 2007б. 23 с.
Окладников А.П., Окладникова Е.А., Запорожская В.Д., Скорынина Э.А. Петроглифы долины реки Елангаш (юг Горного Алтая). Новосибирск, 1979. 136 с.
Окладникова Е.А. Петроглифы Куюса (долина р. Катуни, Алтай) // Археология Северной и Центральной Азии. Новосибирск, 1975. С. 122-129.
Окладникова Е.А. Петроглифы горы Жалгыс-Тепе // Полевые исследования Института этнографии. М., 1982. С. 183-190.
Окладникова Е.А. Петроглифы Средней Катуни. Новосибирск, 1984. 110 с.
Окладникова Е.А. Граффити Кара-Оюка, Восточный Алтай // Материальная и духовная культура народов Сибири (Сборник МАЭ.Т. XLII.). Л., 1988. С. 140-158.
Окладникова Е.А. Петроглифы урочища Шалкобы (Горный Алтай) // Новое в этнографии: Полевые исследования. М., 1989. Вып. 1. С. 130-141.
Руденко С.И., Глухов А.Н. Могильник Кудыргэ на Алтае // Материалы по этнографии. 1927. Т. III, вып. 2. С. 37-52.
Савинов Д.Г. Археологические памятники в районе хребта Чихачева // Археологические открытия 1971 года. М., 1972. С. 286-287.
Серегин Н.Н., Матренин С.С. Археологические комплексы Алтая II в. до н.э. - XI в. н.э.: история исследований и основные аспекты интерпретации. Барнаул: Азбука, 2014. 230 с.
Соенов В.И., Константинов Н.А. Охотничья деятельность населения Алтая в I тыс. н.э. Горно-Алтайск, 2014. 310 с.
Суразаков А.С. К семантике изображений на кудыргинском валуне // Этнокультурные процессы в Южной Сибири и Центральной Азии в I—II тыс. н.э. Кемерово, 1994. С. 45-55.
Тугушева Л.Ю. Кляшторный С.Г., Кубарев Г.В. Надпись уйгурским письмом и рунические надписи из местности Уркош (Центральный Алтай) // Археология, этнография и антропология Евразии. 2014. №4 (60). С. 77-82.
Хороших П.П. Писаницы Алтая (Предварительное сообщение) // КСИИМК. 1947. Вып. XIV. С. 26-34.
Хороших П.П. Изображения на скале Ялбак-Таш // КСИИМК. 1949. Вып. XXV. С. 132-133.
Черемисин Д.В. Исследование петроглифов г. Джалгыз-Тобе // Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий. Новосибирск, 2000. Т. VI. С. 435-440.
Черемисин Д.В. Исследование наскальных изображений на юге Горного Алтая в 2001 г.: Петроглифы Чаганки // Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий. Новосибирск, 2001. Т. VII. С. 480-485.
Черемисин Д.В. Петроглифы бассейна р. Чаган: результаты исследований 2002 г. // Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий. Новосибирск, 2002. Т. VIII. С. 491-496.
Черемисин Д.В. Памятники Алтая (Республика Алтай) // Памятники наскального искусства Центральной Азии. Общественное участие, менеджмент, консервация, документация. Алматы, 2004а. С. 37-43.
Черемисин Д.В. Результаты новейших исследований петроглифов древне-тюркской эпохи на юго-востоке Российского Алтая // Археология, этнография, антропология Евразии. 20046. №1(17). С. 40-51.
Черемисин Д.В. Несколько наблюдений над граффити Горного Алтая // Древнее искусство в зеркале археологии. К 70-летию Д.Г. Савинова. Кемерово, 2011а. С. 146-160. (Труды САИПИ. Вып. 7).
Черемисин Д.В. О копировании граффити Горного Алтая // Наскальное искусство в современном обществе. К 290-летию научного открытия Томской писаницы. Кемерово, 20116. Т. 2. С. 175-178 (Труды САИПИ. Вып. 8).
Черемисин Д.В., Миклашевич Е.А., Бове Л.Л. Документирование наскальных изображений юго-восточного и центрального Алтая в 2013 г. // Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий. Новосибирск, 2013. Т. XIX. С. 369-373.
Шер Я.А. Петроглифы Средней и Центральной Азии. М., 1980. 328 с.
Kubarev V., Jacobson E. Repertoire des Pétroglyphesd'AsieCentrale, Fascicule No. 3: Sibérie du sud 3: Kalbak-Tash I (République de l'Altai). Memoires de la Mission ArcheologiqueFrancaise en AsieCentrale, Tome V. 3.DeBoccard: Paris, 1996. 256 p.
Martynov A.I., Miklashevich E.A. The Tuekta petroglyphs in the Gorny Altai // I.N.O.R.A. 1995. №10. P. 15-17.
С.М. Ситников, Л.Л. Гайдученко, Ю.И. Гельмель
Алтайский государственный педагогический университет, Барнаул;
Челябинский государственный университет, Челябинск;
Центр творчества детей и молодежи, Славгород, Россия
некоторые результаты изучения поселения новоильинкА-5
Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ (проект №14-11-22002 «Древние поселения Северной Кулунды (культурно-хронологический аспект)»
Работа опубликована при поддержке гранта Министерства образования и науки РФ (постановление N 220), полученного ФГБОУ ВПО «Алтайский государственный университет» договор №14^50.31.0010 проект «Древнейшее заселение Сибири: формирование и динамика культур на территории Северной Азии»
Поселение Новоильинка-5 расположено в Хабарском районе Алтайского края, в 2 км к юго-западу от с. Новоильинка, на правом берегу р. Бурла, слева от трассы Новоильинка - Пионер Труда. В начале 1990-х гг. местным жителем с. Новоильинка Ф.Н. Лысаком в юго-восточной части памятника был обнаружен бронзовый нож с выделенной полой рукоятью (место находки уточнено С.М. Ситниковым в 1999 г.). Полая, овальная в разрезе, рукоять несколько расширяется на конце (рис. 2.-8). Отверстие на торце рукояти (горловина полости) эллипсовидной формы.