Научная статья на тему 'Основные этапы инновационного процесса'

Основные этапы инновационного процесса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
6761
920
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / РАЗРАБОТКИ / ТОВАР / МЕНЕДЖМЕНТ / INNOVATIONS / PROJECTS / COMMODITY / MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Волостников Игорь Юрьевич

Раскрываются сущность, роль и значение инновационного процесса, дается классификация и мотивация использования основных этапов инновационного процесса, используемых в инновационном менеджменте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Basic stages of the innovative process

The essence, role and value of the innovative process are revealed in the paper. The author presents a classification and motivation for using the basic stages of the innovative process applied in innovative management.

Текст научной работы на тему «Основные этапы инновационного процесса»

И. Ю. Волостников ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЦЕССА

Работа представлена кафедрой прикладной экономики и маркетинга Санкт-Петербургского государственного университета информационных технологий, механики и оптики.

Научный руководитель - доктор экономических наук, профессор А. Д. Макаров

Раскрываются сущность, роль и значение инновационного процесса, дается классификация и мотивация использования основных этапов инновационного процесса, используемых в инновационном менеджменте.

Ключевые слова: инновации, разработки, товар, менеджмент.

I. Volostnikov

BASIC STAGES OF THE INNOVATIVE PROCESS

The essence, role and value of the innovative process are revealed in the paper. The author presents a classification and motivation for using the basic stages of the innovative process applied in innovative management.

Key words: innovations, projects, commodity, management.

Инновационный процесс можно определить как процесс последовательного превращения идеи в товар, проходящий этапы фундаментальных, прикладных исследований, конструкторских разработок, маркетинга, производства, наконец, сбыта, - процесс коммерциализации технологий.

Инновационный процесс может быть рассмотрен с различных позиций и с разной степенью детализации.

Во-первых, как параллельно-последовательное осуществление научно-исследовательской, научно-технической, инноваци-

онной, производственной деятельности и маркетинга.

Во-вторых, как временные этапы жизненного цикла нововведения от возникновения идеи до ее разработки и распространения.

В-третьих, как процесс финансирования и инвестирования разработки и распространения нового вида продукта или услуги. В этом случае он выступает в качестве частного случая широко распространенного в хозяйственной практике инвестиционного проекта.

В общем виде инновационный процесс состоит в получении и коммерциализации

изобретения, новых технологий, видов продуктов и услуг, решений производственного, финансового, административного или иного характера и других результатов интеллектуальной деятельности.

Рой Росвелл, автор статьи «Изменение характера инновационного процесса», выявляет несколько поколений моделей инновационного процесса [2].

Линейный подход к определению инновационного процесса он относит к 1950-м - середине 1960-х гг., т. е. к первому поколению инновационного процесса, который подталкивается технологиями. Простой линейно-

последовательный процесс с упором на роль НИОКР и отношением к рынку лишь как к потребителю результатов технической активности производства представлен на рис. 1.

Второе поколение инновационного процесса, по Росвеллу, относится к концу 1960-х -началу 1970-х гг. Та же линейно-последовательная модель, но с упором на важность рынка, на потребности которого реагируют НИОКР (рис. 2).

Третье поколение: начало 1970-х - середина 1980-х гг. Сопряженная модель. В значительной степени комбинация первого и второго поколений с акцентом на связи технологиче-

Рис. 1. Первое поколение инновационного процесса

Рис. 2. Второе поколение инновационного процесса

ских способностей и возможностей с потребностями рынка (рис. 3).

Четвертое поколение: середина 1980-х гг. -настоящее время. Это японская модель передового опыта. Отличается тем, что акцентирует внимание на параллельную деятельность интегрированных групп и внешние горизонтальные и вертикальные связи. Главное здесь в параллельной деятельности.

Одновременная работа над идеей нескольких групп специалистов, действующих в нескольких направлениях. Это ускоряет решение задачи, ибо время реализации технической идеи и превращения ее в готовую продукцию в современном мире - это очень важный аспект.

Пятое поколение: настоящее время - будущее. Это модель стратегических сетей, стра-

Рис. 3. Третье поколение инновационного процесса. Интерактивная модель инновационного процесса

тегическая интеграция и установление связей. Ее отличие состоит в том, что к параллельному процессу добавляются новые функции. Это процесс ведения НИОКР с использованием систем вычислительной техники и информатики, с помощью которых устанавливаются стратегические связи.

Зарождение инновационной идеи и возможность использования новых научных резуль-

татов происходят на этапе фундаментальных и поисковых исследований и прикладных исследований и разработок (рис. 4).

Процесс создания и освоения новой техники начинается с фундаментальных исследований (ФИ), направленных на получение новых научных знаний и выявление наиболее существенных закономерностей. Цель ФИ - раскрыть новые связи между явлениями,

Предварительный этап [до выхода на рынок]

Рыночный этап

Фундаментальные и поисковые исследования

Теоретические и экспериментальные работы.Разработка концепции, оценка

технической осуществим ости

Знания

Прикладные исследования и разработки

НИР

Моделирование, конструкторская проработка

ОКР

Разработка действующей

модели, пабаработные

испытания, создание опытного образца (прототипа)

Знания, технологии (техническая документация, изобретения, патенты и др.)

Диффузия Коммерциализация знаний технологий

Трансфер технологий

В про извод-ство

Л1

Внедрение Расширение Зрелость Спад

на рынок рынка продукта

Предсерийиое Реклама. Стабили- Паде-

производство. изучение и зация ние

доработки, формировать продаж. строев.

производст- потребителей. насыщение сниже-

венные испы- сервис, допол- рынка ние

тания. начало нительный объе-

серийного услуги. мов

производства. обучение Т4 про-

сертификация персонале даж.

продукции и др. про-

извод-

ства

Продукт, продукт, Продукт, Про-

тсаналогия технологии технология дукт,

техно-

логик -

Рис. 4. Основные этапы инновационного процесса и фазы жизненного цикла

познать закономерности развития природы и общества относительно к их конкретному использованию. ФИ делятся на теоретические и поисковые.

Результаты теоретических исследований проявляются в научных открытиях, обосновании новых понятий и представлений, создании новых теорий. К поисковым относятся исследования, задачей которых является открытие новых принципов создания идеи и технологий. Завершаются поисковые ФИ обоснованием и экспериментальной проверкой новых методов удовлетворения общественных потребностей. Все поисковые ФИ проводятся как в академических учреждениях и вузах, так и в крупных научно-технических организациях промышленности только персоналом высокой научной квалификации. Приоритетное значение фундаментальной науки в развитии инновационных процессов определяется тем, что она выступает в качестве генератора идей, открывает пути в новые области знания.

Следующий этап инновационного процесса - прикладные научно-исследовательские работы (ПИ). Их выполнение связано с высокой вероятностью получения отрицательных результатов. Возникает риск потерь при вложении средств в проведение прикладных НИР. Когда инвестиции в инновации имеют рисковый характер, они называются рискоинвестициями.

Этап опытно-конструкторских и проектно-конструкторских работ связан с разработкой нового вида продукции. Он включает: эскизно-техническое проектирование, выпуск рабочей конструкторской документации, изготовление и испытание опытных образцов.

Под опытно-конструкторскими работами (ОКР) понимается применение результатов ПИ для создания (или модернизации, усовершенствования) образцов новой техники, материала, технологии. ОКР - это завершающая стадия научных исследований, своеобразный переход от лабораторных условий и экспериментального производства к промышленному производству. К ОКР относятся: разработка определенной конструкции инженерного объекта или технической системы (конструк-

торские работы); разработка идей и вариантов нового объекта; разработка технологических процессов, т. е. способов объединения физических, химических, технологических и других процессов с трудовыми в целостную систему.

В зависимости от сложности инновационного проекта (разработки и освоения нового вида продукции) задачи, решаемые на предварительном этапе инновационной деятельности, могут быть достаточно разнообразны. В частности, при разработке и освоении крупных инновационных проектов осуществляется системная интеграция результатов НИР, проводимых в разное время другими коллективами, отладка и доработка как отдельных подсистем, так и технологий в целом.

Исполнителями работ на предварительном этапе являются творческие коллективы ученых и инженерно-технических работников вузов, университетов, институтов РАН, государственных и научно-технических центров (НТЦ).

Практическая реализация результатов инновационной деятельности осуществляется на рыночном этапе, который включает: внедрение на рынок, расширение рынка, зрелость продукта и спад.

На стадии предсерийного производства выполняются опытные, экспериментальные работы. Экспериментальные работы направлены на изготовление, ремонт и обслуживание специального оборудования, необходимого для проведения научных исследований и разработок.

Стадии промышленного производства включают два этапа: собственно производство новой продукции и ее реализация потребителям. Первый - это непосредственное общественное производство материализованных достижений научно-технических разработок в масштабах, определяемых запросами потребителей. Второй - доведение новой продукции до потребителя.

За производством инноваций следует их использование конечным потребителем с параллельным предоставлением услуг, обеспечение безаварийной экономической работы, а также необходимая ликвидация

устаревшего и создание вместо него нового производства.

Уже на начальной стадии процесса руководство предприятия принимает в расчет

кривую жизненного цикла изделия, т. е. периоды ее подъема и снижения, обусловленные воздействием рыночной конкуренции (рис. 5) [1, с. 15].

Рис. 5. Основные этапы инновационного процесса

В отличие от НТП инновационный процесс не заканчивается так называемым внедрением, т. е. первым появлением на рынке нового продукта, услуги или доведением до проектной мощности новой технологии. Этот процесс не прерывается и после внедрения, ибо по мере распространения (диффузии) новшество совершенствуется, делается более эффективным, приобретает ранее неизвестные потребительские свойства. Это открывает для него новые области применения и рынки, а следовательно, и новых потребителей.

Таким образом, этот процесс направлен на создание требуемых рынком продуктов, технологий или услуг и осуществляется в тесном единстве со средою: его направленность, темпы, цели зависят от социально-экономической среды, в которой он функционирует и развивается.

Сущность диффузных процессов на разных уровнях возникновения инновационной среды определяется равновесным распространением новшеств и нововведений в деловых циклах научно-тех нической, производственной и ор-

Системное формирование механизма разработки стратегического плана развития предприятия

ганизационно-экономической деятельности, включая и сферу оказания услуг. В конечном счете диффузные процессы дают возможность занять доминирующее положение новому технологическому укладу в общественном производстве. При этом происходит струк-

турная перестройка экономики. Когда большинство технологических цепей производства продукции и оказания услуг обновляются, деловые циклы развиваются в новом направлении под влиянием изменений в системе ценностей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Организация и управление машиностроительным производством / под ред. Б. П. Родионова. М.: Машиностроение, 1989/

2. Росвелл Р. Изменение характера инновационного процесса. URL: http://www.begin.ru (21.10.2000).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.