Васин А.М.
ООО «Ивлена» [email protected]
от идеи до выпуска
формы проявления инновационного процесса
в условиях экономического роста
_Аннотация
Выделяются основные формы проявления инновационного процесса, даются четкие их характеристики с позиций инновационного менеджмента. Особое внимание уделяется сущности и содержанию товарных инновационных процессов - показаны основные фазы их жизненного цикла, рассмотрены стадии инновационного цикла. Отражена специфика инновационного процесса в условиях растущих и стабильных экономик.
Ключевые слова: инновация, инновационный процесс, инновационный цикл, экономический рост, диффузия инноваций, модель инновационного процесса, жизненный цикл инновационного процесса, НИР, ОКР, НИОКР
Инновационные процессы являются непременным атрибутом любой прогрессивной экономики и своеобразным фактором ее роста. Именно в условиях экономического роста инновационным процессам придается наибольшее значение путем включения их в наиболее значимые государственные и региональные программы. Фундаментом любого инновационного процесса в активно развивающейся экономике являются теоретические и прикладные исследования, а непосредственным выходом -производство новых продуктов и внедрение новых технологий. Как справедливо указывает В. В. Петров, «инновационный процесс непосредственно связан с созданием и распространением инноваций и наиболее
ярко характеризуется этапами его организации в соответствии с основными стадиями цикла работ «исследования - разработки - производство». Для осуществления инновационного процесса большое значение имеет диффузия - распространение освоенной инновации в новых условиях».
Формы и фазы
Выделяют три важнейшие формы инновационного процесса: 1) простой внут-риорганизационный; 2) простой межорганизационный; 3) расширенный. Первая форма заключается в создании новшества в рамках конкретно взятой организации без обретения этим новшеством товарной формы. При второй форме инновационного процесса новшество непременно выступает
в виде товара и реализуется на соответствующих рынках. Инновационный процесс в расширенной форме приводит к созданию на рынке новых производителей новшеств с последующим их выходом на товарные рынки. В результате этого происходит усиление конкуренции и улучшение качества предлагаемых инновационных продуктов.
По мере превращения внутриоргани-зационного инновационного процесса в товарный выделяются две фазы: 1) создание и распространение нововведений; 2) диффузия инноваций. Первая фаза включает последовательные этапы научных исследований, опытно-конструкторских работ, организацию опытного производства и пробный маркетинг, организацию широкого производства. На первой фазе еще не реализуется полезный эффект нововведения, а только создаются предпосылки такой реализации. На второй фазе полезность инновационных продуктов перераспределяется между их производителями, а также между производителями и потенциальными потребителями. С.Д. Ильенкова предлагает авторскую модель инновационного процесса, которую в общем виде можно представить следующим образом:
ФИ - ПИ - Р - Пр - С - ОС - ПП - М - Сб,
где: ФИ - фундаментальное (теоретическое) исследование;ПИ - прикладные исследования; Р - разработка; Пр - проектирование; С - строительство; ОС - освоение; ПП - промышленное производство; М - маркетинг; Сб - сбыт.
Любой инновационный процесс второй и третьей форм основан на создании новых продуктов, услуг и
технологий и выходе с таковыми на товарные рынки, что приводит к формированию последующей потребности в них, их восприятии потребителями в качестве новинок. Следовательно, основой инновационного процесса является создание и освоение новой техники и технологий - процесс достаточно сложный и состоящий из ряда взаимосвязанных этапов (стадий), объединяемых понятием «инновационный цикл».
На базе исследований
Традиционно инновационный процесс начинается с теоретических и поисковых фундаментальных исследований, проводимых в академических учреждениях и научно-технических организациях персоналом высокой квалификации и финансируемых из государственного бюджета. В результате этой стадии появляются научные идеи, теории, открытия, разработки новых продуктов, материалов, технологий. Следовательно, фундаментальные исследования можно рассматривать в качестве своеобразного базиса инновационного процесса и последующей основы для экономического роста. Следует отметить тот факт, что фундаментальные исследования в мировой практике показывают обычно низ-
инновационные процессы являются непременным атрибутом любой прогрессивной экономики и своеобразным фактором ее роста
кую эффективность (не более 5-10%) при весьма больших на них затратах. Именно по этой причине ни одно предприятие, ни одна компания не смогут «потянуть» организацию и проведение таких исследований даже в условиях стабильного роста экономики. Проведение таких исследований - удел государства. В экономически развитых странах уже стала традиционной организация соответствующих конкурсов между предприятиями и организациями при последующем финансировании исследований государством в виде целевых инвестиций, тендеров, грантов и т.д. Такая практика в последние 10 лет стала применяться и в России.
На втором этапе инновационного процесса межорганизационной и расширенной форм осуществляются организация и проведение прикладных исследований, направленных на поиск путей практического применения открытых ранее явлений и закономерностей и имеющих форму НИР - научно-исследовательских работ. Так как к НИР предъявляются очень высокие требования по их результативности, инвестирование в такого рода исследования практически всегда сопряжено с риском.
фундаментальные исследования можно рассматривать в качестве
своеобразного базиса инновационного процесса
и последующей основы для экономического роста
Результаты НИР обычно служат основой для проведения опытно-конструкторских работ (ОКР) - завершающей стадии научных исследований. К ОКР обычно относятся разработка конструкционных особенностей и содержания нового продукта; разработка технологий и порядка изготовления новых продуктов; модернизация продуктов на стадии их апробации и т.д. Итак, ОКР имеют целью создание или модернизацию образцов новых изделий, которые могут быть переданы после испытаний в серийное производство. И эффективность таких разработок и исследований уже составляет 80-90%.
Сам процесс НИР и ОКР (НИОКР) обычно делится на две фазы: не регламентированную по времени фазу разработки нового изделия и регламентированную по времени фазу создания опытного образца с использованием стандартных компонентов. После этого создаются разнообразные модификации этого изделия, предназначенные для различных сегментов рынка. При этом сокращается срок разработки новых изделий, их внедрения в производство, снижается стоимость изделия и возрастает прибыль фирмы за счет увеличения рынка. Заметим, что в условиях роста стабильных экономик для проведения ОКР характерны аутентичность, существенный внутренний потенциал и даже закрытость до определенного момента - стадии промышленного внедрения и производства. В более слабых и зависимых экономиках отмечаются эффекты восприятия и заимствования опыта и новшеств из других стран, что существенно снижает результативность инновационного процесса и влияет на конкурентоспособность государства в будущем. По
некоторым группам продуктов (телефония, бытовая техника, электроника) явление заимствования достигло катастрофических масштабов и превратилось в серьезную проблему для стран - основных разработчиков и производителей.
Следующая стадия - освоение новых изделий в производстве - включает проведение испытаний новой продукции и технологий, а также подготовку производственных мощностей для последующего запуска в производство новых продуктов. После стадии освоения наступает процесс промышленного производства, и научное исследование находит свое логическое завершение. На этом этапе также велика потребность в инвестировании производства. При этом инвестиции по-прежнему носят рисковый характер в силу того, что неизвестно как воспримут новый продукт его потенциальные потребители. Еще одной стадией инновационного процесса является коммерциализация нового продукта, а также его использование потенциальными потребителями, для которых он произведен. Здесь огромное значение придается гарантийному и сервисному обслуживанию новой продукции, обучению персонала по продаже и обслуживанию продукции, особенностям поддержания инновационного продукта в течение гарантированного срока его работы. Именно эта стадия является движущей силой современного процесса сервизации экономики в условиях ее роста.
А также фазы
Х. Нойбауэр в развитие идеи о трех основных формах инновационного процесса выделяет шесть фаз его жизненного цикла:
после стадии освоения наступает процесс промышленного производства, и научное исследование находит свое логическое завершение
Первая фаза: стратегия предприятия и инновации. Осуществляется выработка стратегических решений предприятий в отношении инноваций. Вторая фаза: поиск идей и их оценка. В этой фазе осуществляются поиск творческих идей для проблемных решений. Найденные идеи подвергаются оценке и последующему отбору. Третья фаза: продуктовое решение. Здесь важно убедиться, что благодаря выработанной стратегии и идее будет разработан реальный продукт, который может быть продвинут на рынок, что требует планирования. Четвертая фаза: научные исследования и разработки, технологический трансфер. Осуществление технической реализации продукта посредством собственных разработок или кооперации с другими компаниями. Целенаправленное использование всех возможностей технологического трансфера.
Пятая фаза: освоение производства. Разработка продукта закончена, теперь можно приступать к его производству.
Шестая фаза: внедрение на рынок. Инновационный процесс завершается
каждая форма инновационного процесса
имеет определенный жизненный цикл и проходит в своем развитии ряд стадий
внедрением новинки на рынок. Фаза внедрения заканчивается успешным закреплением продукта на рынке.
Вывод
Таким образом, любой инновационный процесс имеет три формы своего проявления: внутриорганизационную, товарную и расширенную. Каждая форма инновационного процесса имеет определенный жизненный цикл и проходит в своем развитии ряд стадий. В условиях экономического роста товарная и расширенная формы инно-
вационного процесса должны отвечать следующим требованиям:
а) аутентичности;
б) отсутствию заимствований извне;
в) высокой эффективности НИОКР;
г) наличию высокотехнологичных отраслей и производств в отраслевой структуре экономики;
д) государственному финансированию и инвестированию инновационных отраслей в достаточном объеме.
Литература
1. Петров, В. В. Инновационный менеджмент. - М.: Равновесие, 2006.
2. Инновационный менеджмент // Под ред. С.Д. Ильенковой. - М.: Юнити, 1997.
3. Нойбауэр, Х. Инновационная деятельность на малых и средних предприятиях. // Проблемы теории и практики управления, 2002. - № 3.
Vasin A.M.
Ivlena Ltd.
Forms of the innovative process display during the period of economic growth
_Abstract
The article shows the main forms of innovative process display, gives their accurate characteristics from the point of view of innovative management. Special attention is paid to the essence and content of the products' innovative processes. The article reveals the main phases of their life cycle, examines the stages of the innovative cycle. The author analyses the specific character of the innovative process during the periods of economic growth and stability.
Keywords: innovation, innovative process, innovative cycle, economic growth, diffusion of innovations, model of innovative process, life cycle of innovative process, research, development, research and development (R&D)