Научная статья на тему 'Основные этапы, формы и способы взаимодействия образовательных учреждений с работодателями'

Основные этапы, формы и способы взаимодействия образовательных учреждений с работодателями Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3555
334
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сучков В. Н., Сафин Р. С., Корчагин Е. А.

Рассмотрены формы, способы взаимодействия образовательных уч-реждений и работодателей на этапах формирования контингента студентов, обучения и воспитания в учебном заведении и трудоустройства и стажировки. Показаны примеры и способы организационно-договорных форм взаимо-действия строительного вуза, бизнеса и производства. Выделены дидактические условия для обеспечения эффективного взаи-модействия системы профессионального образования, бизнеса и производства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сучков В. Н., Сафин Р. С., Корчагин Е. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные этапы, формы и способы взаимодействия образовательных учреждений с работодателями»

УДК 378

В. Н. Сучков, Р. С. Сафин, Е. А. Корчагин

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ, ФОРМЫ И СПОСОБЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ С РАБОТОДАТЕЛЯМИ

Рассмотрены формы, способы взаимодействия образовательных учреждений и работодателей на этапах формирования контингента студентов, обучения и воспитания в учебном заведении и трудоустройства и стажировки.

Показаны примеры и способы организационно-договорных форм взаимодействия строительного вуза, бизнеса и производства.

Выделены дидактические условия для обеспечения эффективного взаимодействия системы профессионального образования, бизнеса и производства.

Сегодня в стране более 90 % предприятий перестали быть государственными, в то же время большое количество образовательных учреждений продолжают оставаться государственными, что обусловливает необходимость формирования новых партнерских отношений между образованием и сферой труда. По мнению работодателей, государственные образовательные учреждения должны финансироваться государством, а по мнению представителей государства - работодатели должны войти в рыночные отношения и взаимодействовать с образовательными учреждениями, обеспечивая профессиональному образованию опережающее развитие.

Система профессионального образования как неотъемлемая часть экономики страны оказалась оторванной от экономики, от рынка труда. Сегодня она не несет перед ними ответственности и естественно продолжает функционировать как государственная структура. В этом, на наш взгляд, заключается одна из причин неудач реформ профессионального образования в России последнего десятилетия.

Одна из существенных трудностей взаимодействия учебных заведений и работодателей заключается в том, что субъекты взаимодействия относятся к различным формам собственности, имеют различное подчинение, поэтому согласование целей их деятельности, формирование согласованных целенаправленных мероприятий по повышению качества подготовки специалистов, а также установление постоянно действующих прямых и обратных связей требуют специального проектирования и разработки соответствующего организационно-правового обеспечения.

Научных основ взаимодействия учебных заведений с работодателями пока не создано, однако учебные заведения имеются опыт такого взаимодействия, который может оказаться полезным. Обобщая этот опыт, рассмотрим основные этапы, существующие сегодня формы и способы взаимодействия образовательных учреждений с работодателями.

Взаимодействие образовательных учреждений и работодателей - это совокупность мероприятий, методов, моделей и средств, ориентированных на обеспечение и поддержание заданного уровня качества профессиональной подготовки на этапах: 1) формирования контингента студентов, 2) обучения и воспитания в учебном заведении, 3) трудоустройства и стажировки, а также повышения квалификации специалистов. Рядом вузов, в том числе и нашим университетом, проводится мониторинг взаимодействия путем непрерывной оценки и системного анализа социально-экономических, психолого-педагогических, технологических, организационных аспектов профессиональной подготовки, а на основе ре-

зультатов мониторинга формируются целенаправленные воздействия на условия и факторы, определяющие качество подготовки специалистов [1,2]. Под качеством подготовки специалиста мы понимаем совокупность профессионально значимых свойств личности специалиста, обеспечивающих выполнение им профессиональных и социальных функций в условиях современного развития производства [2]. Основное свойство, с которым связано качество подготовки специалистов, - способность удовлетворять требования работодателей. Специалисты, предназначенные для решения одних и тех же задач, выполнения одних и тех же функций, могут иметь разное качество подготовки, то есть могут в разной степени удовлетворять потребности работодателя.

Потребность работодателя в работниках фиксируется двояко: в заявках, определяющих номенклатуру и количество подготавливаемых специалистов, и в документах, регламентирующих содержание обучения: профессиональных и образовательных стандартах, учебных планах и программах подготовки специалистов различных профилей.

Компетенции специалистов, обеспечивающие потребности работодателей и определяющие качество их обучения, формируются и проявляются на всех этапах подготовки, начиная с формирования контингента студентов и заканчивая повышением квалификации специалистов. Эталоном, который позволяет оценивать качество деятельности всех звеньев системы подготовки специалистов, выступает модель специалиста в различных формах (профессиональный стандарт, квалификационная характеристика и др.), порождающая, в свою очередь, различные нормативные документы.

Содержание модели специалиста должно отвечать принципам целевой подготовки, а структура модели должна быть ориентирована на цели достижения и оценки качества деятельности на различных этапах подготовки специалистов. Разработка методов формирования содержания и структуры модели специалиста, отвечающей указанным требованиям, является одной из задач взаимодействия учебных заведений и работодателей.

На этапе формирования контингента обучающихся на основе профессионального стандарта разрабатываются требования к психологическим и психофизиологическим качествам, знаниям, умениям и навыкам абитуриентов, существенные для успешной профессиональной деятельности и обучения, а также осуществляется описание профессии (специальности) для обеспечения профориентационной работы, организации профконсульта-ций и профотбора. Нормативным документом этого этапа выступает профессиограмма. Взаимодействие учебного заведения и работодателя на данном этапе заключается в обеспечении отбора школьников в профессиональное учебное заведение в соответствии с требованиями профессиограммы, а также в проведении профориентационной работы с абитуриентами в соответствии с реальной текущей и перспективной потребностями предприятия в специалистах.

Взаимодействие учебного заведения и работодателей на этапе обучения и воспитания специалистов заключается в формировании состава, структуры и содержания учебнометодического комплекса профессии (специальности) (УМКС) на основе профессионального и образовательного стандартов и построении учебно-воспитательного процесса в соответствии с требованиями УМКС.

УМКС является основным средством реализации этапа обучения и воспитания в учебном заведении и выполняет следующие функции: выступает в качестве нормативного проекта процесса обучения и воспитания в учебном заведении; является средством повышения качества подготовки специалистов. Уровень качества подготовки специалистов в учебном заведении оценивается Г осударственной аттестационной комиссией (ГАК) на основе степени выполнения требований УМКС. Построение этапа обучения и воспитания на

принципах целевой подготовки и взаимодействие учебного заведения и работодателей на различных стадиях этого этапа должны привести к изменению положения, функций и задач ГАК в системе подготовки специалистов. Из экзаменационной комиссии, ориентированной на проверку знаний, умений и навыков выпускаемых специалистов, она должна превратиться в систему независимой оценки качества подготовки выпускников, основная задача которой заключается в аттестации уровня квалификации подготовленных специалистов.

На этапе трудоустройства, стажировки и повышения квалификации оценка качества деятельности специалиста обеспечивается системой аттестации кадров предприятия, которая оценивает реальную профессиональную деятельность специалиста на соответствие должностной инструкции и профессиональному стандарту предприятия. Задачи системы аттестации кадров предприятия заключаются в обеспечении эффективного использования специалистов на предприятии, осуществлении мер по повышению их квалификации, а также формированию предложений по повышению качества подготовки специалистов. Уровень качества повышения квалификации специалистов оценивается квалификационной комиссией, исходя из соответствия процесса повышения квалификации требованиям учебно-методического комплекса повышения квалификации специалистов.

Взаимодействие профессионального образования, бизнеса и производства возникает в процессе подготовки, трудоустройства (распределения) и использования молодых специалистов. Этот процесс можно исследовать с позиции общества, региона, субъектов взаимодействия.

Очевидно также, что это взаимодействие представляет собой одну из сторон процесса воспроизводства рабочей силы. Оно при этом охватывает этапы производства, распределения и потребления последней.

На этапе производства рабочей силы профессиональная школа осуществляет подготовку специалистов определенного уровня и квалификации.

На этапе распределения сущность взаимодействия профессионального образования, бизнеса и производства заключается в содействии трудоустройству выпускников, профессиональному и социальному самоопределению молодых рабочих и специалистов.

Этап потребления характеризует процесс и результат использования труда молодых рабочих и специалистов собственниками средств производства. При этом сущность взаимодействия заключается в освоении выпускниками системы профессионального образования норм и ценностей организации, закрепления в коллективе и их карьерном росте.

В научных исследованиях выделяют административные и экономические формы взаимодействия профессионального образования, бизнеса и производства. Мы считаем, что необходимо выделить и правовые формы взаимодействия.

Административные формы взаимодействия подразумевают регулирование рынка труда через органы трудоустройства, банки данных о рабочих местах, через государственные программы помощи, целевые программы предприятий.

Экономические формы взаимодействия осуществляются через финансовокредитную, инвестиционную и налоговую политику. В этом случае регуляторами взаимодействия субъектов на рынке труда выступают законодательные акты, обеспечивающие право на труд, основные принципы государственной политики в области занятости.

Правовые формы взаимодействия между профессиональным образованием и производством включают вопросы: создания правовых гарантий для свободного функционирования и эффективного развития системы профессионального образования, предприятий; обеспечения и защиты прав граждан на реализацию их потребности в дифференцирован-

ных профессиональных образовательных услугах физических и юридических лиц, правовое регулирование их отношений в сфере взаимодействия; разграничения компетенций и ответственности между органами государственной власти и управления различных уровней и т. д.

Достаточно широко распространены организационно-договорные формы взаимодействия профессионального образования, бизнеса и производства. Они охватывают сферу подготовки и переподготовки молодых рабочих и специалистов.

В качестве примера приведем договор между Казанским государственным архитектурно-строительным университетом (КГАСУ) и ООО «КНАУФ маркетинг Краснодар». В рамках этого договора Международная группа КНАУФ финансировала расходы: на организацию лаборатории по обучению современным технологиям КНАУФ, на приобретение расходных материалов и оргтехники для ведения практических и теоретических занятий, обеспечение и участие при подготовке кадров для лаборатории из числа сотрудников университета, обучение студентов университета, проведение научно-практических конференций на базе КГАСУ.

Успешно действует долгосрочный договор между КГАСУ и ООО «Таттрансгаз» на организацию подготовки кадров по специальности «Теплогазоснабжение и вентиляция». ООО «Таттрансгаз» оплачивает весь цикл обучения, выплачивает стипендии студентам. Отличникам учебы, активно участвующим в НИРС и общественной жизни вуза и организации, ежегодно назначаются стипендии АО «Газпром».

Высокого качества образовательных услуг, отвечающих требованиям современного высокотехнологического, наукоемкого производства, можно достичь при такой форме взаимодействия образования, бизнеса и производства, как научно-образовательнопроизводственные центры. Такие центры создаются вузами совместно с мировыми и российскими лидерами производства, что позволяет оснастить их современным технологическим оборудованием и вовлечь студентов в производственный процесс в ходе практик.

Весьма перспективной формой взаимодействия образовательных учреждений, бизнеса и производства может оказаться «Образовательный консорциум» с головной организацией-вузом и интеграцией сети учреждений высшего, среднего, начального и дополнительного профессионального образования при участии главных работодателей и представителей органов власти. Такая форма взаимодействия предложена, в частности, Нижегородским архитектурно-строительным университетом.

Поиск форм активного взаимодействия образования, бизнеса и производства во всех базовых отраслях промышленности Республики Татарстан (РТ) привел к созданию и развитию образовательных систем, обеспечивающих непрерывность образования: «школа -училище - техникум (колледж) - университет»; «школа - техникум - университет»; «школа - университет».

Такие системы реализуются, в частности, в строительном образовательном кластере РТ, где, наряду с КГАСУ, в кластер входят учебные заведения начального и среднего профессионального образования и ряд строительных организаций. Такая форма взаимодействия обеспечивает гибкое содержание профессиональной подготовки студентов.

Развиваются такие новые способы взаимодействия КГАСУ с бизнесом и производством, как:

- опрос работодателей по выявлению потребности в специалистах;

- опрос работодателей для выявления и последующего формирования наиболее важных компетенций специалиста в строительной отрасли;

- дискуссии в рамках совместных мероприятий: научно-практических конференций, круглых столов, деловых встреч;

- встречи представителей строительных организаций различных форм хозяйственной деятельности со студентами и выпускниками;

- сбор и анализ отзывов работодателей на выпускников;

- целевая контрактная подготовка специалистов;

- проведение совместных исследований;

- разработка вариантов технического решения проблем бизнеса, производства в рамках реального курсового и дипломного проектирования;

- создание научных лабораторий и кафедр на производстве;

- участие представителей бизнеса и производства в Попечительском совете университета;

- трудоустройство выпускников;

- стажировка преподавателей в строительных организациях и фирмах.

Как показывает наш опыт, для обеспечения эффективного взаимодействия системы профессионального образования, бизнеса и производства необходимо выполнение ряда дидактических условий:

- сохранение научного уровня, содержательной и логической целостности профессиональной подготовки специалистов для отрасли;

- формирование основных научных понятий, законов, принципов на учебном материале общих гуманитарных и социально-экономических, общих математических и естественнонаучных, общепрофессиональных дисциплин;

- обеспечение взаимосвязи дисциплин за счет формирования в процессе обучения единых технических умений и навыков;

- единство дидактических требований в процессе совершенствования профессиональной подготовки в ходе изучения специальных дисциплин и производственной практики;

- создание профессионально-ориентированной образовательной среды для реализации деятельностных, личностно-ориентированных, контекстных, компетентностных технологий обучения.

Мы считаем, что разработка изменений и дополнений к существующим правовым актам, регламентирующим подготовку специалистов и взаимодействие учебных заведений и работодателей, а также разработка новых правовых актов в этой сфере сегодня крайне необходимы, взаимодействие учебных заведений с производством должно при этом строиться на рыночной основе с признанием приоритета заказчиков кадров.

Литература

1. Сучков, В. Модель инженера-строителя: компетентностный подход / В. Сучков, В. Иванов, Е. Корчагин // Высшее образование в России. - 2006. - № 2. С. 110 -115.

2. Сучков, В. Базовые элементы системы качества подготовки специалистов в строительных вузах / Сучков В.Н., Сафин Р.С. // Известия вузов: Строительство. - 2006. - № 8. - С. 103 - 107.

© В. Н. Сучков - канд. техн., проф., первый проректор КГАСУ; Р. С. Сафин - д-р пед. наук, проф. КГАСУ; Е. А. Корчагин - д-р пед. наук, зав. лаб. ин-тута педагогики и психологии профессионального образования РАО.

Все статьи номера поступили в редакцию журнала в период с 11.02.08. по 10.04.08.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.