Научная статья на тему 'Корпоративное образование как средство повышения качества подготовки кадров для строительной отрасли'

Корпоративное образование как средство повышения качества подготовки кадров для строительной отрасли Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
76
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИОННО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС / КОРПОРАТИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ / INVESTMENT-BUILDING COMPLEX / CORPORATE EDUCATION / TRAINING OF SPECIALISTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сафин Р. С., Корчагин Е. А., Вильданов И. Э.

Определяются формы, принципы, содержательные и процессуальные компоненты корпоративного образования и возможности применения корпоративного образования при подготовке кадров для строительной отрасли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сафин Р. С., Корчагин Е. А., Вильданов И. Э.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CORPORATE EDUCATION AS MEANS OF INCREASING QUALITY OF TRAINING STAFF FOR CONSTRUCTION INDUSTRY

Here are determined forms, principles, substantive and procedural components of corporate education and opportunities of application of corporate education at training staff for construction industry.

Текст научной работы на тему «Корпоративное образование как средство повышения качества подготовки кадров для строительной отрасли»

УДК 377

Сафин Р .С. - доктор педагогических наук, профессор

E-mail: [email protected]

Корчагин Е.А. - доктор педагогических наук, профессор

Вильданов И.Э. - кандидат педагогических наук, доцент

Казанский государственный архитектурно-строительный университет

КОРПОРАТИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ДЛЯ СТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ

АННОТАЦИЯ

Определяются формы, принципы, содержательные и процессуальные компоненты корпоративного образования и возможности применения корпоративного образования при подготовке кадров для строительной отрасли.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: инвестиционно-строительный комплекс, корпоративное

образование, подготовка специалистов.

Safin R.S. - doctor of pedagogical sciences, professor

Korchagin E.A. - doctor of pedagogical sciences, professor

Vildanov I.E. - candidate of pedagogical sciences, associate professor

Kazan State University of Architecture and Engineering

CORPORATE EDUCATION AS MEANS OF INCREASING QUALITY OF TRAINING STAFF FOR CONSTRUCTION INDUSTRY

ABSTRACT

Here are determined forms, principles, substantive and procedural components of corporate education and opportunities of application of corporate education at training staff for construction industry.

KEYWORDS: investment-building complex, corporate education, training of specialists.

Сегодня инвестиционно-строительный комплекс, как и экономика страны в целом, переживает процесс преобразований. С одной стороны, проектируются, возводятся и эксплуатируются уникальные объекты, применяются совершенно новые материалы с использованием нанотехнологий, в отрасль внедряются новые техника и технологии. Это ведет к росту требований со стороны заказчиков к качеству строительно-монтажных работ, к сокращению сроков реализации инвестиционных проектов, к обоснованной стоимости продукции, к профессионализму работников отрасли. Инвестиционно-строительный комплекс вынужден работать в условиях конкуренции, гонки за повышением эффективности работы, производительности труда, необходимости изменения технологий в строительной сфере. Кроме того, наблюдается все большая интеграция строительных компаний в единое мировое экономическое пространство с подчас новыми стандартами, не совсем привычными для России и непосредственно для компаний.

С другой стороны, растущий дефицит высококвалифицированных трудовых ресурсов, усугубленный развалом системы начального и среднего профессионального образования, становится одним из главных тормозов развития инвестиционно-строительного комплекса. Причин несколько.

Во-первых, при высокой потребности в строительных рабочих наблюдается непопулярность рабочих профессий среди выпускников школ. Это обусловлено непрестижностью профессий, отсутствием перспектив построения профессиональной карьеры, сравнительно низкими заработками, не позволяющими обеспечить достойную жизнь.

Во-вторых, руководители строительных организаций и бизнеса, фирм предпочитают принимать в качестве строительных рабочих иммигрантов, так как они являются одним из источников получения высоких прибылей: их можно не обучать, т.е. тратить на это финансовые средства, они не требуют высоких оплат, улучшения условий и охраны труда и т.д.

В-третьих, отсутствие практических компетенций у нынешних выпускников высшей профессиональной школы - архитекторов и строителей - также не способствует повышению

качества строительных работ. Основное ядро инвестиционно-строительного комплекса -специалисты высшего и среднего звена - мастера и прорабы не способны обеспечивать высокое качество, так как не владеют компетенциями строительных рабочих, соответственно, не могут проконтролировать весь процесс деятельности строительных рабочих.

В-четвертых, в инвестиционно-строительный комплекс пришло много специалистов, не имеющих высшего строительного профессионального образования. Так называемые менеджеры-руководители, не имея строительной технико-технологической подготовки, не зная основ строительной техники и технологий, не могут обеспечивать требуемое качество строительных работ.

Конечно, для устранения названных причин требуются изменения в целом ряде направлений. Одним из таких направлений является кадровая политика, непосредственной и одной из ключевых составляющих которой является корпоративное профессиональное образование [1-3].

Рассматривая термин «корпоративное образование» в контексте нашей статьи, заметим, что его основными формами являются:

- первичное обучение, или подготовка новых специалистов в профильных учебных заведениях;

- профессиональная переподготовка и повышение профессиональной квалификации работников;

- создание системы ротации, построения карьеры и формирования кадрового резерва;

- создание корпоративной системы мотивации.

Если говорить о дидактических принципах корпоративного образования, то можно, на наш взгляд, выделить три [4]:

Первый. Зависимость организации и содержания корпоративного обучения от состояния в конкретной компании кадровой политики и уровня ее развития.

Второй. Постоянный, непрерывный, сплошной характер обучения, без перерывов, каникул и отпусков.

Третий. Компетентностный и рефлексивный характер обучения. Учет специфики решения практических задач компании.

В строительной отрасли корпоративное образование применяется не столь широко, как хотелось бы, хотя практически во всех строительных вузах имеются институты или курсы повышения квалификации специалистов.

Так, корпоративное образование проводится в институте строительства и архитектуры Московского государственного строительного университета в межфакультетском Учебнометодическом центре (целевая подготовка студентов на завершающей стадии) и кафедре Высотного строительства (по программам «Проектирование высотных зданий», «Возведение высотных зданий» и «Эксплуатация высотных зданий»); в Государственной академии профессиональной переподготовки и повышения квалификации руководящих работников и специалистов инвестиционной сферы в АНО «Центр содействия «Эксперт» (ФАОУ ДПО ГАСИС).

В форме корпоративного образования реализуется программа «Менеджмент в строительно-инвестиционном комплексе» («МВА в строительстве») МГСУ и т.д.

В Татарстане функционируют отраслевые образовательные кластеры на базе ведущих вузов. Такой кластер образован на базе КГАСУ, в который входят учреждения среднего и начального профессионального образования. Указанный кластер может быть охарактеризован как корпоративное объединение или корпорация, в котором могут реализоваться формы корпоративного образования.

К ним мы относим получение студентами квалификации строительных рабочих вне сетки базового обучения в профессиональных училищах, лицеях и колледжах; повышение квалификации специалистов организаций, входящих в систему СРО (саморегулируемых организаций); получение дополнительной квалификации «мастер сухого строительства» в учебно-консультационном центре КНАУФ; программы дополнительного профессионального образования и т.д.

Корпоративное обучение технологиям КНАУФ позволяет студентам получить дополнительную квалификацию «мастер сухого строительства» непосредственно на месте основной учебы - в университете. Обучение ориентировано на овладение студентами современными строительными технологиями КНАУФ. Обучение проводится для студентов разных специальностей за пределами основных образовательных программ.

Образовательная программа имеет модульную структуру и включает теоретический и практический модули. Занятия проводятся в специализированных аудиториях теоретического и практического обучения. Аудитории отремонтированы, оснащены наглядно-информационными материалами, оргтехникой и необходимыми для производства работ инструментами фирмой

КНАУФ. Фирма же обеспечивает учебный процесс расходными материалами, учебными пособиями. В центре уже прошли обучение около 800 студентов.

Корпоративному образованию студентов, преподавателей и представителей строительных организаций способствуют научно-практические конференции, выставки строительных материалов и техники и т.п. В них участвуют производители строительных материалов, изделий и конструкций, фирма КНАУФ и другие фирмы, проектные и строительные организации и образовательные учреждения. Например, на базе КГАСУ совместно с ИПП ПО РАО и группой КНАУФ проведено четыре Международные научно-практические конференции по проблемам взаимодействия производства, бизнеса и образования, а также по проблемам корпоративного образования. В работе конференций принимают участие представители вузов, ссузов, училищ, строительных организаций и фирм, промышленных предприятий.

Обучение строительным рабочим профессиям осуществляется в строительно-дорожном лицее № 54 г. Казани. Около 150 студентов дневного отделения разных факультетов КГАСУ проходят подготовку по следующим специальностям: каменщик, штукатур-маляр,

электрогазосварщик, автослесарь. Изученные на дневном отделении теоретические дисциплины, содержащиеся в программах НПО, перезачитываются. Основное внимание в лицее уделяется освоению практических навыков строительного рабочего, что позволяет сократить продолжительность обучения по программам НПО.

Наиболее рациональными формами и методами корпоративного обучения мы считаем те, которыми владеют преподаватели теоретического обучения, мастера и инструкторы производственного обучения, наставники.

Профессионально-педагогические работники, как правило, из числа опытных руководителей и специалистов, работающие в корпоративном образовании - это люди, которые не имеют специальной психолого-педагогической, методической подготовки и, естественно, нуждаются в особом внимании и заботе со стороны руководителей компании, достойной оплате за свое совмещение.

Здесь важно сказать о необходимости подбора и отбора педагогов корпоративного обучения, систематичной организации для них психологических, педагогических, методических семинаров, тренингов и деловых игр.

В университете ведется подготовка педагогов профессионального обучения для систем НПО и СПО. Студенты 4 и 5 курсов этой специальности ведут занятия в лицее, закрепляя и совершенствуя знания, полученные в университете. Обучаясь и участвуя в реальном педагогическом и воспитательном процессе, они приобретают опыт работы наставника, мастера производственного обучения. В дальнейшем выпускники успешно могут выступать организаторами корпоративного обучения в строительных организациях и предприятиях.

Как показывает анализ опыта КГАСУ, корпоративное образование способствует формированию «корпоративной личности» и «корпоративной культуры» выпускника. Это в дальнейшем определяет возможность успешной работы выпускника в качестве рабочего или специалиста в трудовом коллективе в гармонии с коллективом и самим собой.

При переходе высшего строительного образования на двухуровневую систему (бакалавр, магистр) на основе компетентностного подхода опыт корпоративного образования, на наш взгляд, окажется весьма ценным. В соответствии с новыми ГОС ВПО, около 50 % содержания обучения составляет вариативная часть. Думается, что значительная доля вариативной компоненты будет формироваться по заказам строительных организаций. Общекультурные, профессиональные компетенции и личностные качества выпускников должны соответствовать требованиям корпораций. Выявление новых компетенций должны осуществлять совместно преподаватели и руководители, ведущие специалисты строительных организаций и предприятий.

В соответствии с ФГОС ВПО по направлению «Строительство» к образовательному процессу должно быть привлечено не менее пяти процентов преподавателей из числа действующих руководителей ведущих профильных организаций, предприятий, учреждений.

До десяти процентов от общего числа преподавателей, имеющих ученую степень и/или ученое звание, может быть заменено преподавателями, имеющими стаж педагогической работы по данному направлению на должностях руководителей или ведущих специалистов более 10 последних лет.

Выполнение указанных требований станет возможным, если в штаты кафедр вуза будут введены указанные специалисты, на ведущих предприятиях отрасли будет организована стажировка преподавателей выпускающих кафедр. В этом случае такую структуру можно определить как

«корпоративная кафедра». Она может осуществлять базовое образование студентов и корпоративное образование рабочих и специалистов в инвестиционно-строительном комплексе, интегрируя преимущества как корпоративного, так и традиционного профессионального образования.

Многое из того, что сегодня применяется в корпоративном профессиональном образовании, может быть спроецировано на область традиционного образования в университете.

Например, индивидуальные учебные планы и программы - это условие планомерного систематического корпоративного обучения работников компании на протяжении всей профессиональной деятельности - могут использоваться при проектировании индивидуальных образовательных траекторий студентов в университете.

Сегодня практически каждая методическая служба учебной структуры компании создает банк учебно-методической литературы и учебных материалов (электронные учебные пособия, видеофильмы, разработки, указания, сборники задач и упражнений, справочники и т.п.). Учебно-методические материалы (учебные пособия, рабочие тетради, средства обучения, диагностические материалы и т. п.) - это своего рода дидактическая копилка, которая определяет во многом успешность корпоративного обучения, его результаты, степень аварийности в компании, а также определяет себестоимость обучения, его затраты и т.п., также могут использоваться в традиционном учебном процессе.

Автоматизированные обучающие системы (АОС) - это современные средства индивидуального корпоративного обучения, которые наряду с электронными учебниками, имитационными компьютерными тренажерами, комплектами дистанционного обучения, ролевыми, инновационными, деловыми и организационно-деятельностными играми составляют дидактическую основу корпоративного обучения и, на наш взгляд, могут и должны использоваться и в традиционном профессиональном образовании.

Реалии строительной отрасли, специфика и особенности организации крупных строительных компаний могут быть хорошо представлены, например, при организации индивидуальных стажировок преподавателей и выпускников на предприятиях.

С другой стороны, корпоративное образование решает ряд задач, которые свойственны только ему. Например, первичное обучение в компании - это чаще всего послевузовское обучение молодых специалистов. Основная цель - сокращение сроков адаптации, а также подготовка принятых работников к работе в конкретной организации.

Среди основных недостатков подготовки специалистов в высших учебных заведениях нами ранее уже упоминались: устаревшие теоретические знания; оторванность теоретических знаний от практических навыков, необходимых для работы в строительстве; слабое владение активными формами обучения (Са8е-81;^у, деловые игры, аналитические исследования и т.д.). В образовательных системах, где используются дистанционные электронные технологии, еще больше проблем из-за неумения использовать эти технологии в практической деятельности. Этому необходимо обучать как преподавательский состав, так и студентов. Для вуза участие его преподавателей в корпоративном образовании чрезвычайно полезно и должно всячески поощряться. Это позволяет повысить квалификацию преподавательского состава, путем использования ими практических знаний и ситуаций, а также применения активных форм обучения. Вот почему вузу просто необходимо принимать участие в подобных корпоративных программах. Преподавателям было бы чрезвычайно полезно проходить периодическую стажировку на предприятиях, как это принято за рубежом.

С другой стороны, участие преподавательского состава вузов выгодно и корпоративному образованию. Преподаватели престижных вузов, работающие параллельно в корпоративном образовании, привлекают для выполнения научных работ в интересах этих корпоративных образовательных структур наиболее способных студентов, которые уже в процессе обучения в вузе выполняют курсовые и дипломные работы по тематике компаний. В будущем они могут быть привлечены к работе в этих компаниях, как высококвалифицированный их резерв. Кроме того, вузовские преподаватели при небольшом уровне затрат на овладение активными методами и формами обучения могут стать высококвалифицированными преподавателями корпоративных образовательных структур [5].

В заключение отметим, что в настоящее время обучение и развитие персонала является весьма перспективным направлением. Корпоративное образование только занимает свое место в социальной структуре российского общества, переживает этап становления, формирует

основной функционал, закрепляет нормы и стандарты организации и осуществления процесса обучения, а также вырабатывает собственную этику и культуру на уровне государства и общества. По мнению зарубежных экспертов в области бизнес-образования, на Западе тенденция к развитию корпоративного образования достаточно устойчива. К сожалению, о России этого сказать нельзя. Корпоративное образование требует серьезных временных и финансовых затрат, наличия хорошей материально-технической базы, что могут себе позволить немногие компании. Наряду с высоким качеством, результатом использования опыта корпоративного обучения при подготовке студентов в университете может также стать:

- внутренняя сплоченность студентов группы;

- готовность к взаимовыручке;

- трудолюбие и честность;

- открытость и определенность требований к личности будущего специалиста;

- постоянная забота о здоровье преподавателей и студентов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Галагузов А.Н. Смысл, содержание и структура корпоративного образования: http://spik.unpo.rU/html/konferencii.files/9.htm.

2. Галагузов А.М. Корпоративная культура и корпоративное образование // Вестник Челябинского государственного педагогического университета, 2010, № 7. - С. 62-68.

3. Минзов А.С. Корпоративное образование в России: сущность и цели. Персональный сайт Minzov.ru.

4. Кузнецов В.В. Корпоративное образование. - Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2010. - 227 с.

5. Мыльникова С. А. Корпоративное обучение как способ организации повышения квалификации профессорско-преподавательского состава в условиях интеграционных процессов в образовании: Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. - СПб., 2009. - 21 с.

REFERENCES

1. Galaguzov A.N. Meaning, content, and structure of corporate education: http://spik.unpo.ru/html/konferencii.files79.htm.

2. Galaguzov A.N. Corporate culture and corporate education // Newsletter of Chelyabinsk state pedagogical university, 2010, № 7. - P. 62-68.

3. Minzov A.S. Corporate education in Russia: subject matter and aims. - Personal web-site Minzov.ru.

4. Kuznecov V.V. Corporate education. - Ekaterinburg: Publishing house of Russian state profession-pedagogical university, 2010. - 227 p.

5. Mylnikova S.A. Corporate training as means of organization of continuing vocational education for teaching staff in terms of integration processes in education. - St. Petersburg, 2009. - 21 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.