Научная статья на тему 'Взаимодействие профессионального образования и производства как фактор модернизации подготовки компетентных специалистов'

Взаимодействие профессионального образования и производства как фактор модернизации подготовки компетентных специалистов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
490
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сучков В., Сафин Р., Корчагин Е., Айтуганов И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Взаимодействие профессионального образования и производства как фактор модернизации подготовки компетентных специалистов»

кие технологии формирования и оценки профессиональных и личностных компетенций выпускников инженерных программ» были проведены соответствующие тренинги по разработке и модернизации ООП в области техники и технологий с учетом материалов, подготовленных экспертами. В результате тренингов были спроектированы новые магистерские программы, отвечающие международным требованиям EUR-ACE Framework Standards for Accreditation of Engineering Programmes, в том числе Double Degree - совместно с ведущими университетами Европы [5].

Важно отметить, что на стадии проектирования ООП разработчиками были определены и запланированы требуемые компетенции выпускников, которые в дальнейшем декомпозировались на составляющие результатов обучения: знания, умения и опыт. Была сформирована соответствующая модульная структура программ, определено содержание модулей, а главное -выбраны формы организации и методы активизации образовательной деятельности в оптимальных сочетаниях, обеспечивающие целенаправленный,

результативный и эффективный учебный процесс.

По результатам «пилотирования» совместная (ТПУ - IGIP) программа повышения квалификации преподавателей получила высокую оценку и рекомендована IGIP для российских инженерных вузов (www.tpu.ru).

Литература

1. См.: Чучалин А. Проектирование образова-

тельных программ на основе кредитной оценки компетенций выпускников // Высшее образование в России. - 2008. - № 10.

2. Чучалин А., Боев О. Требования к компе-

тенциям выпускников инженерных программ // Высшее образование в России. -2007. - № 9.

3. Chuchalin A., Boev O, KuznetsovaE. Quality

Standards for Russian Higher Engineering Education. Proceedings of the 37th International IGIP Symposium. Moscow, MADI. - М., 2008.

4. Pokholkov Yu. P., Chuchalin A.I., Minin M.G. TPU CPD Programmes for Managers and Academics of Russian Higher Education Institutions // Proceedings of the 37th International IGIP Symposium. Moscow, MADI. - М., 2008.

5. European Network for Accreditation of Engineering Education. - http://www.enaee.eu

Взаимодействие профессионального образования и производства как фактор модернизации подготовки компетентных специалистов

В. СУЧКОВ, профессор, проректор Р. САФИН, профессор, декан Казанский государственный архитектурно-строительный университет Е. КОРЧАГИН, зав. лабораторией И. АЙТУГАНОВ, ведущий научный сотрудник

Институт педагогики и психологии профессионального образования РАО

Установление тесной взаимосвязи между профессиональным образованием и производственной сферой является сегодня одной из наиболее острых и актуальных проблем, что подчеркивается как в работах ученых, так

и в нормативных документах, определяющих образовательную политику государства в этой области.

Социально-профессиональная структура российского рынка труда за последние годы изменилась коренным

образом. Смена форм собственности, появление новых видов профессий и рабочих мест, требующих специфических знаний и умений, вместе с резким падением спроса на традиционные массовые специальности вызвали количественно-качественную трансформацию трудовых ресурсов в промышленности. Одновременно кардинально изменились взаимоотношения между работодателями и наемными работниками. Государственное регулирование производства, распределение трудовых ресурсов и контроль за социально-профессиональной мобильностью кадров сегодня практически отсутствуют, что обостряет проблемы, связанные с рынком труда.

Либерализация системы профессионального образования и трудовых отношений, кризис промышленного производства приводят к тому, что на рынке труда появляется большое количество молодых специалистов, имеющих профессиональное образование, но не способных быстро и адекватно трудоустроиться по профилю. Молодые специалисты вступают в трудовую деятельность, будучи совершенно к ней не готовы, главным образом - из-за отсутствия опыта практической работы.

В связи с этим появляется необходимость обучения студентов в условиях предприятия - заказчика кадров: «работодатель определяет, чему учить, учебные заведения - как учить », а профессиональное образование рассматривается как процесс, в основе которого лежит его интеграция с производством. Следует отметить, что в рамках непрерывного профессионального образования особое значение приобретает интеграция образовательных учреждений различного уровня - от школы до учреждений профессиональной переподготовки и научно-производственных структур - в едином комплексе. Такая интеграция позволяет более

эффективно использовать материальные и кадровые ресурсы, способна обеспечить быструю и гибкую адаптацию системы профессионального образования к изменениям рынка труда, предоставляет действенную возможность реализации различных научнотехнических проектов и образовательных программ регионального и федерального уровня.

В традиционной системе образования существовала система шефских связей с базовыми предприятиями. Стабильное, устоявшееся знание можно было транслировать обучаемому как пассивной стороне при взаимодействии с ним на основе субъект-объектных отношений. Освоение профессии было подчинено логике изучения научных дисциплин в учебном процессе. Система образования во многом была ориентирована на продукты науки и производства, представленные в форме знания (информации), техники и технологии. Функциями образовательного процесса являлись обучение, воспитание и развитие будущего специалиста посредством освоения различных видов профессиональной деятельности. О развитии самих видов профессиональной деятельности и, тем самым, развитии производства речь не шла.

Сегодня, когда человеческий, личностный фактор начинает играть в экономике определяющую роль, возникает необходимость освоения знания как способа самоидентификации и самосознания работника, как средства развития не только студента, но и производства. Для формирования компетентного специалиста требуется использовать потенциал, который заложен в таких новых формах интеграции системы «образование - наука - производство », как дуальная целевая профессиональная подготовка специалистов, образовательные кластеры, учеб-

но-научно-производственные комплексы и др.

На рис. 1 показана схема взаимосвязей между педагогической системой учебного заведения и педагогической системой предприятия - заказчика кадров, способствующих подготовке компетентного, конкурентоспособного, востребованного производством специалиста.

Взаимосвязи между учебным заведением и предприятием позволяют:

■ свести до минимума время адаптации выпускника на рабочем месте;

■ обеспечить мобильность специалистов при освоении и разработке принципиально новых технологий, ускоренный рост профессионального мастерства выпускников;

■ подготовить предложения по совершенствованию содержания и процесса подготовки специалистов;

■ обеспечить эффективную обрат-

Рис. 1. Схема взаимосвязей между педагогической системой учебного заведения и педагогической системой предприятия - заказчика кадров

ную связь предприятия с учебным заведением;

■ обеспечить независимую оценку качества подготовки специалистов.

Кроме того, взаимодействие профессионального образования с производством дает возможность:

■ обеспечить самоопределение и самореализацию специалиста в различных профессиональных и смежных сферах деятельности;

■ создать условия для формирования целостной картины сферы труда;

■ развивать системное мышление профессионала, позволяющее схватывать явления во всех их взаимосвязях;

■ установить более тесные связи обучения с практической деятельностью, производства - с наукой;

■ решить проблемы перегрузки студентов.

Имеющийся опыт развития новых форм интеграции позволяет говорить о переориентации системы «образование - производство» на формирование компетентности специалиста, развитие его профессионально значимых личностных качеств.

Требование развития человеческого, личностного фактора производства положено в основу системы непрерывного образования как стратегической цели формирования компетентных квалифицированных специалистов. На рис. 2 показана структура системы непрерывного строительного образования (образовательного кластера) в Республике Татарстан.

Направления взаимодействия учебных заведений с предприятиями в рамках образовательного кластера, на наш взгляд, могут быть следующими:

• целевая контрактная подготовка специалистов;

• организация учебной,производ-ственной и преддипломной практики студентов;

• создание научных лабораторий и кафедр на производстве;

• опрос работодателей по выявлению потребности в специалистах;

• установление наиболее важных компетенций специалиста и последующее их формирование;

• дискуссии в рамках совместных мероприятий (научно-практических конференций, круглых столов);

• встречи представителей предприятий и организаций различных форм хозяйственной деятельности со студентами и выпускниками;

• сбор и анализ отзывов работодателей на выпускников;

• проведение совместных исследований;

• выполнение договорных работ по заказам предприятий;

• реализация программ повышения квалификации и дополнительного профессионального образования;

• разработка вариантов технического решения проблем бизнеса, производства в рамках реального курсового и дипломного проектирования;

• участие представителей бизнеса, производства в работе государственных аттестационных комиссий;

• участие представителей бизнеса и производства в попечительских советах учебных заведений;

• проведение работниками предприятий занятий со студентами в учебных заведениях;

• трудоустройство выпускников;

• стажировка преподавателей на передовых предприятиях, в организациях и фирмах.

Образовательный кластер «Строительство и жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ)» построен по отраслевому признаку на основе структурно-функционального подхода. В состав участников кластера входят: 1) Правительство Республики Татарстан (РТ) в лице Министерства строи-

Практика модернизации 23

Рис.2. Перспективная структура системы непрерывного строительного образования (образовательного кластера)

в Республике Татарстан

тельства, архитектуры и жилищнокоммунального хозяйства (МАСЖКХ РТ) и Министерства науки и образования (МНиО РТ); 2) базовые предприятия строительства и ЖКХ; 3) учебные заведения с базовым вузом - Казанским архитектурно-строительным университетом (кГасу).

Взаимодействие профессионального образования с производством осуществляется на следующих интегративных основаниях.

Общность целей. Заключается в результатах обучения - выпускниках учебного заведения как компетентных специалистах определенной квалификации, обладающих заданными социально-профессиональными характеристиками.

Целью любого предприятия, наряду с получением прибыли, является наличие высокопрофессиональных кадров, а целью учебного заведения - подготовка востребованных специалистов. Это позволяет выстраивать образовательный процесс «от результата», преодолевая тем самым традиционную когнитивную ориентированность образования.

Общность содержания. Обусловлена тем, что источником формирования содержания профессионального образования являются технологические процессы, оборудование, техника производства.

Содержание профессионального образования - знания, умения, навыки и формируемые на их основе базовые личностно-профессиональные компетенции - адекватно содержанию профессиональной деятельности специалиста на производстве. В учебном заведении осваиваются те же технологии, станки, оборудование и т.д., что применяются на производстве.

Общность деятельности. Проявляется в процессе прохождения студентами производственных практик,

при выполнении ими производственных заданий на оборудовании и в условиях предприятия в соответствии с принятым там технологическим регламентом.

Общность ценностей. Предполагает паритетность технико-технологических, социальных, гуманистических ценностей, без которых невозможен современный специалист. Это ценности труда, производства, науки, техники, общества, личности. Паритетность предполагает их равнозначность, равноправие в процессе функционирования, когда ни одна из них не является частью другой. Технико-технологические и гуманистические ценности могут быть иерархизированы в соответствии с ролью, которую они играют в производстве и в образовании, и положены в основание интегративных механизмов взаимодействия образования и производства.

Усиление интеграционных процессов, свойственных образованию, науке и производству, выражается, в частности, в увеличении комплексности продуктов их деятельности: в появлении комплексных технических систем и их элементов, комплексного (интегративного) знания как внутри науки, так и на стыке дисциплин, в более широком профиле подготовки рабочих и инженеров, сокращении количества специальностей, возникновении комплексных форм организации труда, учебно-научно-производственных комплексов и др.

На рис. 3 показан успешно функционирующий сегодня учебно-научнопроизводственный комплекс, в который входят профессиональное училище № 54 (ПУ 54), Казанский государственный архитектурно-строительный университет (КГАСУ), Институт педагогики и психологии профессионального образования (ИПП ПО) РАО и ОАО «Татстрой».

И1111

ПО

РАО

Научно-

методическая

работа

К

Г

А

С

У

Направление выпускников на учебу

ПУ

54

Рис. 3. Учебно-научно-производственный комплекс

Экспериментальная

площадка

Подготовка специалистов

Хоздоговорные научно-практические

разработки Курсы повышения квалификации

специалистов Практика студентов

Работа филиалов кафедр

Методическая и практическая помощь

Многоуровневая подготовка рабочих кадров

Материально-техническая помощь Участие специалистов в учебном

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

процессе Практика учащихся

Стажировка инженерно-педагогического коллектива

О

А

О

Т

А

Т

С

Т

Р

О

Й

Педагогическими условиями взаимодействия субъектов в учебно-научнопроизводственном комплексе являются:

V социальное партнерство и реализация принципов взаимовыгодного сотрудничества учебных заведений, научных организаций и производственных предприятий (на основе рыночных взаимоотношений);

V превращение производственной практики в личностно значимую цен-

ность - важнейший фактор профессиональной адаптации начинающего специалиста;

V применение инновационных форм профессионально-образовательного взаимодействия, педагогическая поддержка организации и проведения производственной практики.

Успешной деятельности учебно-научно-производственного комплекса способствует кафедра профессио-

нального обучения университета. Она готовит педагогов профессионального обучения как для ПУ-54, так и для других училищ и лицеев начального профессионального образования. При кафедре действует лаборатория по обучению технологиям фирмы «КНАУФ», где проходят обучение студенты всех факультетов университета, учащиеся ПУ-54 и рабочие строительных организаций.

Важнейшей составляющей взаимодействия учебных заведений и производства являются производственные практики. При их прохождении студенты знакомятся с реальным производством и технологическими процессами, организацией труда, экономикой предприятия и т.д. В качестве основного подхода к организации и проведению производственной практики студентов в научно-производственном комплексе выступает интеграция теоретической, профессиональнопрактической, учебной и научно-ис-

следовательской деятельности будущих специалистов.

Интегративный характер всех этапов производственной практики студентов обеспечивается реализацией в образовательном процессе ряда основополагающих принципов, таких как связь образования с жизнью; соответствие содержания и организации образовательного процесса требованиям, предъявляемым производством к учебному заведению и будущему специалисту; систематичность, непрерывность, усложнение выдвигаемых целей и задач от курса к курсу; комплексный характер педагогического воздействия, предусматривающий единство профессионального и личностного развития студентов.

Взаимодействие профессионального образования и производства выступает важнейшим фактором модернизации подготовки компетентного, конкурентоспособного, востребованного производством специалиста.

ҐГ-

ПЕРЕЧЕНЬ

ведущих научных журналов и изданий, рекомендованных ВАК (апрель 2008 г.)

Высшее образование в России

73060 по философии,

социологии и культурологии по педагогике и психологии по истории

Педагогика

Социологические исследования

71020 по педагогике и психологии

70934 по философии,

социологии и культурологии по философии, социологии и культурологии по философии, социологии и культурологии

по философии, социологии и культурологии Обращаем внимание наших авторов на требования Высшей аттестационной комиссии к оформлению научных статей (см.: http://vovr.ru).

Философские науки

Человек

45490

71076

Эпистемология и философия науки 46318

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.