Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2024.
№ 80. С. 244-252.
Tomsk State University Journal of Philosophy, Sociology and Political Science. 2024. 80. pp. 244-252.
Научная статья УДК 323
doi: 10.17223/1998863Х/80/22
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ АДМИНИСТРАТИВНЫХ РЕФОРМ КНР В 1982-2002 гг.: СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ АСПЕКТ
Максим Алексеевич Сущенко
Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия, spacemir-
Аннотация. Статья посвящена изучению влияния политических традиций на административные реформы КНР. Определены этапы и направления реформ. Предложена классификация основных традиций, регулирующих и мотивирующих деятельность китайских элит на пути реформ госуправления. Делается вывод о сформированности основных институциональных условий вследствие реформ для дальнейшей модернизации государства и экономики КНР XXI в.
Ключевые слова: административные реформы, модернизация, КНР, традиции
Для цитирования: Сущенко М.А. Основные этапы административных реформ КНР в 1982-2002 гг.: социокультурный аспект // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2024. № 80. С. 244-252. doi: 10.17223/1998863Х/80/22
Original article
THE MAIN STAGES OF ADMINISTRATIVE REFORMS OF THE PEOPLE'S REPUBLIC OF CHINA IN 1982-2002: A SOCIO-CULTURAL ASPECT
Maxim A. Sushchenko
Kuban State Agrarian University, Krasnodar, Russian Federation, [email protected]
Abstract. One of the key features of the political and administrative development of the People's Republic of China is the appeal of the Chinese authorities to the resource of national political traditions. China's public administration traditions are an integral part of its administrative culture. This phenomenon is understood in the article as a mechanism for consolidating, transferring and recreating in new socio-political conditions the national experience of public administration based on the structural components of political culture -norms, values and ideals of society reflected in the minds of public authorities, motivating their behavior and influencing the functioning of political institutions. The article defines two levels of administrative traditions - a complex of Legalist-Confucian ancient elements of political and cultural continuity and the revolutionary experience of administrative management in China in the second third of the 20th century. At the early stage of the transformation of the state administrative system (1982-1992), Chinese power traditions were actively functioning. The bureaucratic experience of imperial China began to be widely used. One of the key results of the early period was the strengthening of the power of the CPC. In the actions of the state, the influence of Chinese managerial traditions in economic activity and the rationalization of the administrative system was clearly traced. The authorities maintained the need for further political and administrative reforms. Therefore, Chinese administrative traditions were an effective way to transform the public administration system of the People's Republic of China. The policy of the authorities at the second stage of reforms (1992-2002) in relation to officials reproduced elements of the
© М.А. Сущенко, 2024
national system of the bureaucracy, which meant, in fact, the further functioning of the bureaucratic tradition of selection and training of senior personnel, preserved from the ancient complex of Confucian norms. The leaders of the CPC began to use the value potential of Chinese spiritual culture for the purpose of moral re-education of party cadres and civil servants of the People's Republic of China. The influence of national traditions on administrative development was reflected in the form of socio-political experience of significant content preserved in the historical past and fixed in the political consciousness of ordinary citizens and representatives of elites. The political system, thanks to the administrative reform of 1982-2002, relying on the resources of Chinese traditional culture, acquired the qualities of greater manageability and efficiency. Favorable conditions have developed for the further modernization of the state and economy of the People's Republic of China with the variability of the external and internal environment of the 21st century -the volatility of the dynamics of economic growth, the threat of regional and global conflicts, pandemics and other challenges.
Keywords: administrative reforms, modernization, PRC, traditions
For citation: Sushchenko, M.A. (2024) The main stages of administrative reforms of the People's Republic of China in 1982-2002: A socio-cultural aspect. Vestnik Tomskogo gosu-darstvennogo universiteta. Filosofiya. Sotsiologiya. Politologiya - Tomsk State University Journal of Philosophy, Sociology and Political Science. 80. pp. 244-252. (In Russian). doi: 10.17223/ 1998863Х/80/22
Административные реформы в современном Китае представляют собой разновидность политических преобразований. В науке КНР сложился подход к объяснению сущности национальных административных реформ. Согласно ему, цель реформ заключается в разрешении растущего противоречия между политической и экономической реальностью. Движущей силой реформ является политическая власть, мотивированная экономической необходимостью [1. P. 112]. Административные реформы КНР - это цикл связанных друг с другом преобразований, затрагивающих всю систему государственного управления для обеспечения функционирования национальной модели экономического роста, повышения управляемости вертикали власти.
Китайские ученые отмечают существование административной культуры КНР в качестве специфической среды, складывающейся в публичной власти, что свидетельствует о продолжительном и систематическом характере реформ. Ву Аймин пишет о формировании административной культуры на основе китайских традиций. Ее структура включает в себя современные управленческие концепции, сознание, мышление, идеалы, этику, психологию, принципы, ценности и традиции [2. C. 232-234].
Под китайскими административными традициями в статье понимается механизм закрепления, передачи и воссоздания в новых общественно-политических условиях национального опыта государственного управления, основанного на нормах, ценностях и идеалах общества, отраженных в сознании субъектов публичной власти, мотивирующих их поведение и влияющих на функционирование всех политических институтов.
Китайские ученые рассматривают политические традиции как фактор административного развития и преемственности. Профессор Академии общественных наук Китая Син Гуанчэн отмечает, что среди особенностей китайской цивилизации прежде других выступает преемственность [3]. Чжоу Чжижэнь полагает, что результат реформ в области управления Китаем зависит от возможностей властей по достижению состояния баланса между экзогенными и эндогенными факторами государственного строительства - обще-
го политического положения и действующих в стране административных традиций [4. С. 544]. Поэтому традиция в Китае является тем непременным фактором существования и развития китайского государства на протяжении пяти тысяч лет. Л.И. Кондрашова отмечает, что от исторического прошлого современный Китай заимствовал представления о необходимости централизованного начала в политической системе общества, иерархической государственной структуре, этических установках в управлении [5. С. 148].
В работах российских ученых не содержится однозначного ответа на вопрос о приоритетности влияния традиций двух уровней на административное развитие КНР, но подчеркивается нелинейность развития социокультурных импульсов и характер их влияния. И.Ю. Зуенко отмечает, что после образования КНР госуправление переживало влияние социокультурных импульсов преемственности. К ним относятся опыт СССР с его жесткой партократиче-ской централизацией и деятельность КПК во второй трети XX в. Автор пишет, что начиная с 1920-х гг. китайская власть дистанцировалась от излишнего развития властной вертикали и избыточной регламентации в рамках управленческого процесса [6. С. 60]. В.Ф. Бородич отмечает, что прерывание преемственности курса на дистанцирование от излишней централизации связано с развитием автократических тенденций во время культурной революции [7. С. 59-60].
Цель исследования заключается в выявлении роли политических традиций в административных реформах КНР с 1982 по 2002 г.
Проблема исследования. В период с 1982 по 2002 г. сложились институциональные условия для повышения эффективности деятельности парт-госаппарата Китая. Благодаря административным реформам были обеспечены высокие темпы роста «социалистической рыночной экономики» в 1990-2000-х гг., устойчивость к мировому финансовому кризису с 2008 г., готовность власти к развитию очагов нестабильности в Сянгане к 2010-х гг., адаптивность государства и общества к глобальным эпидемиологическим вызовам 2020-х гг. Для административного реформирования в данный период властями КНР были задействованы ресурсы традиций. Политическая система приобрела качества лучшей функциональности, устойчивости и организованности в XXI в. Поэтому изучение опыта административных реформ 1982-2002 гг. с точки зрения социокультурного подхода необходимо для лучшего понимания сущности политического развития Китая в настоящем и будущем.
Научная новизна представленного исследования заключается в попытке обобщить работы ученых в рамках социокультурного подхода к исследованию проблемы административных реформ КНР.
В статье задействован ряд общенаучных и специальных методов научного познания. Одним из главных используемых подходов является взгляд Г. Алмонда и С. Вербы на сущность традиции как важного компонента политической культуры, сочетающегося с современностью [8. С. 126]. В аспекте применения неоинституционального анализа политические традиции понимаются в качестве неформальных регуляторов, призванных структурировать и обеспечивать политическое развитие общества. Тем самым элементы политико-культурной преемственности понимаются одновременно как составляющие политической системы и фактор ее развития.
Традиции государственного управления в Китае
В статье целесообразно определить две группы традиций, действующих в процессе административного реформирования. Это комплекс легистско-конфуцианских элементов политико-культурной преемственности и революционный опыт административного управления Китая второй трети XX в. Функционирование всех политических традиций происходит согласованно с волей субъекта администрирования. Под их воздействием укрепляются властные полномочия элит и повышается эффективность власти.
Моноцентрическая властная традиция является одной из наиболее значимых, основана на монархических представлениях общества о государственном управлении. Ее действие связано с замыслом элит КНР, согласно которому государство должно иметь полный контроль над управлением экономической и политической жизнью страны, чтобы обеспечить устойчивое развитие [9].
Административные традиции, сложившиеся в XX в., изначально предполагали большие возможности проявления инициативы масс. Однако развившийся деспотизм в период культурной революции смог подавить импульс политического участия. С начала 1980-х гг. традиции используются властью для консолидации общества вокруг идей поддержки модернизации и укрепления позиций элит.
Революционные китайские традиции сложились вокруг деятельности КПК и проявляются в организации партийного централизма, что подтверждается выводами китайских ученых, изучающих историко-культурный контекст возникновения традиций. Чжан Синцзе отмечает в качестве основного источника происхождения традиций главные нормативно-правовые документы КНР. Автор выделяет традицию «беззаветного служения народу» как самую важную и главную, сложившуюся во время гражданской революционной войны и закрепленную в партийном Уставе [10. С. 320-321].
Традиции в административных реформах КНР 1982-2002 гг.
Критерий периодизации раннего этапа административных реформ КНР в статье обусловлен динамикой изменений приоритетов китайской власти. На раннем этапе, с 1982 по 1992 г., преобразования были направлены на развитие органов управления центрального и местного уровней. К рационализации административной системы руководством КНР был привлечен национальный опыт, в частности, бюрократические традиции императорского Китая. Восстановленная в 1988 г. традиция «экзаменов на чин» вновь стала широко применяться, и более миллиона человек прошли испытание на должности в правительственные учреждения всех уровней [11. С. 40].
Развитие низового уровня власти через разграничение полномочий исполнительных органов и партийных структур проходило под воздействием революционных традиций партии. Трансформация привела к оптимизации и общему укреплению вертикали. Китайские исследователи внимательно обращаются к заявлениям Мао Цзэдуна и Дэн Сяопина, которые стояли у истоков идеологии КПК, особенно относительно «линии народных масс» и идеи
демократического централизма, являющихся важнейшими партийными традициями, по мнению Ван Чуанчжи [12].
Трансформация системы госуправления привела к появлению потребности элит в укреплении легитимности для продолжения модернизационного курса. В силу данного обстоятельства для политики КПК было и является характерным применение управленческих традиций XX в. Реализация решений XIII съезда КПК в 1987 г. привела к воплощению стратегии развития «социалистической политической демократии». Ее суть была подробно раскрыта в выступлении Чжао Цзыяна. Он подчеркнул, что основополагающие принципы диалога власти и общества заключаются в приверженности китайских коммунистов партийной традиции «слышать мнение народа и претворять решения партии в массы» [13. С. 59]. Китайское руководство 1980-х гг. признало партийный принцип «линии народных масс» одной из «славных революционных традиций» и провозгласило его в качестве эффективного механизма реализации генеральной линии партии.
Одним из ключевых результатов раннего периода было укрепление власти КПК. В действиях государства отчетливо прослеживалось влияние китайских управленческих традиций. Власть сохраняла потребность в дальнейшем политико-административном реформировании.
Второй этап реформ в КНР (1992-2002) начался после XIV съезда КПК в 1992 г. Китайские элиты стремились к социально-политической устойчивости для избегания повторения событий на площади Тяньаньмэнь. Другой особенностью была новая ориентация властей на строительство «социалистической рыночной экономики». Государственное обеспечение курса административных реформ на данном этапе также проходило под воздействием традиций. Создание и развитие «социалистической рыночной экономики» требовало большей оптимизации деятельности органов госвласти, улучшения профессионализма и компетентности бюрократии КНР.
В административной системе КНР продолжили функционировать бюрократические традиции императорского Китая. Положение Госсовета КНР «О государственной службе» обязывало сдавать соответствующие экзамены претендентов на замещение вакантных должностей. Государство усиливало борьбу с коррупцией и применяло правоохранительные меры к недобросовестным госслужащим.
Благодаря данным инновациям к началу XXI в. в КНР сложилась система профессиональных испытаний. Одной из древнейших форм рекрутирования бюрократии на местах являлась ханьская практика «отбора и выдвижения чиновников (ча цзюй)», суть которой сводилась к приоритетному выбору чиновников посредством проверки их морально-нравственных качеств [14. С 380].
О.Ю. Адамс пишет, что история развития экзаменационных испытаний для чиновников XX в. впитывала опыт административного строительства в течение столетия, включая практику времен Китайской республики по созданию экзаменационной палаты [15. С. 581]. А. Хугик отмечает, что в Китае 1990-х гг. была воссоздана специальная система конфуцианской меритокра-тии, известная как «отбор и избрание». В рамках этой системы чиновники отбираются в конце процесса, включающего в себя проверки биографических
данных, опросы общественного мнения, оценку эффективности и личностных качеств [16. Р. 28].
Политика государственных органов в отношении госслужащих воспроизводила характеристики национальной системы управления, что проявлялось в функционировании конфуцианской бюрократической традиции. Экзаменационная система в 1990-е гг. начала применяться в управленческой структуре и не на руководящие должностные позиции в партии [17. С. 519520].
Руководители КНР принимали меры с целью контроля за профессиональной деятельностью государственных служащих и членов КПК. В 1985 г. масштабы коррупции побудили власти ввести смертную казнь для недобросовестных чиновников и партийных функционеров. В результате этих усилий Китай ежегодно привлекал к ответственности почти 20 тыс. человек [18. Р. 82]. Как известно, правоохранительные меры по борьбе с коррупцией в Китае в данное время не дали ожидаемых результатов. Поэтому власти КНР вынуждены были прибегнуть к традиционным для страны идеологическим средствам регулирования поведения партийных чиновников и госслужащих.
Одновременно в связи с превращением необоснованного обогащения бюрократии в системное явление возникла потребность властей улучшить морально-нравственный облик служащих партгосаппарата. Российские ученые подчеркивают влияние традиционных конфуцианских ценностей на систему управления Китая. Так, отмечается, что Цзян Цзэминь публично заявлял не только о необходимости воплощения в жизнь тезиса о «руководстве страной на основе закона» (и фа чжи го), но и традиционного нарратива -«управлять страной на основе добродетели» (и дэ чжи го). На XVI съезде КПК была презентована Программа укрепления норм гражданской морали. Она была основана на конфуцианских нормах и ценностях [19. С. 220-221]. Поэтому идеологические меры, регулирующие поведение элит на основе ресурсов духовной культуры, оказались серьезно востребованы властями КНР «третьего поколения».
Заключение
В период с 1982 по 2002 г. Китай осуществлял политико-административные реформы с целью создания благоприятных институциональных условий для дальнейшего развития экономики, укрепления социально-политической стабильности и властной вертикали. В аспекте первого этапа реформ под влиянием традиционного опыта китайского государства трансформировался низовой и центральный уровни госуправления. Традиции являлись анестезирующим средством, благодаря которому властям удалось добиться значительных темпов экономического роста при безопасном уровне социально-политической стабильности и устойчивости политического режима. Благодаря социокультурному воздействию политико-административная система приобрела качества лучшей управляемости и эффективности. Сложились благоприятные условия для дальнейшей модернизации КНР при изменчивости внешней и внутренней среды XXI в. - непостоянства динамики экономического роста, угрозы региональных и глобальных конфликтов, пандемии и других вызовов.
Список источников
1. Qun Wang. Administrative Reform in China: Past, Present, and Future // Journal of Southeast Asian Studies. 2010. № 32. P. 100-119.
2. Ву Аймин [МйВД]. Чжэн фу гай гэ: Чжунго син, чжэн гай гэ мо ши ю цзин янь
Правительственная реформа - модель и опыт административной реформы в Китае]. Бэй цзин: Синь хуа чубаньшэ [^Ьж Пекин : Изд-во Синьхуа], 2010. 262 с.
3. Ученый перечислил пять особенностей китайской цивилизации // Парламентская газета -издание Федерального собрания Российской Федерации. 24.07.2023. URL: https://www. pnp.ru/in-world/uchenyy-perechislil-pyat-osobennostey-kitayskoy-civilizacii.htm (дата обращения: 03.03.2024).
4. Чжоу Чжижэнь [Я®®]. Данг дай го вай син чжэн гай гэ би цзюэ янь цзю
Сравнительное исследование современной зарубежной административной реформы]. Beijing : guo jia xing zheng xue yuan chu ban she [IH^ÎTK^ISiffifîKi, Пекин : Изд-во Национальной академии управления], 1999. 592 c.
5. Кондрашова Л.И. Китай: к новой модели общественного развития. М. : Форум, 2017.
336 с.
6. Зуенко И.Ю., Сельцер Д.Г. «Кадры решают всё»: реформа кадровой системы КНР на рубеже 1980-1990-х годов // Известия Восточного института. 2022. № 1(53). С. 58-69.
7. Бородич В.Ф. Системы государственного администрирования КНР в активной фазе «культурной революции» (1966-1969 гг.) // Восточная Азия: факты и аналитика, 2021. № 2. С. 58-65.
8. Алмонд Г.А. Гражданская культура (Подход к изучению политической культуры) (I) // Полития: Анализ. Хроника. Прогноз (Журнал политической философии и социологии политики). 2010. № 2 (57). С. 122-144.
9. Супатаев М.А. Право в условиях модернизации в Китае: цивилизационный контекст / Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт государства и права Российской академии наук (ИГП РАН). 20.10.2011. URL: http://igpran.ru/articles/2960/ (дата обращения: 19.08.2023).
10. Чжан Синцзе Синчжэн гуаньлисюэ [îtiîsï!^, Административное управление]. Чжунго ие дасюэ чубаньшэ [ФВКЩА^ЖЖЯ, Китайский университет швейной промышленности], 2004. 665 с.
11. Гудошников Л. Реформирование системы государственного управления в КНР // Проблемы Дальнего Востока. 2006. № 4. С. 36-44.
12. Wang Chuanzhi. Democratic Centralism Democratic Centralism: The Core Mechanism in China's Political System // English Edition of Qiushi Journal. October 1, 2013. Vol. 5, № 4. URL: http://english.qstheory.cn/magazine/201304/201311/t20131107_288066.htm (accessed: 22.05.2023).
13. Чжао Цзыян. Документы XIII Всекитайского съезда Коммунистической партии Китая : пер. с кит. Пекин : Изд-во литературы на иностранных языках, 1988. 262 с.
14. Баргачева В.Н. Система отбора чиновников и развитие конфуцианских социально-этических воззрений // История Китая с древнейших времен до начала XXI века : в 10 т. / гл. ред. акад. РАН С.Л. Тихвинский ; Институт Дальнего Востока РАН. Т. III: Троецарствие, Цзинь, Южные и Северные династии, Суй, Тан (220-907) / отв. ред. И.Ф. Попова, М.Е. Кравцова ; Ин-т восточных рукописей РАН. М. : Наука, 2014. C. 379-390.
15. Адамс О.Ю. Экзаменационная система КНР // Современное китайское государство. М. : Российская академия наук, 2022. Т. 1. 904 с.
16. HugyikA. Leadership Theories and Defense Reform in the People's Republic of China // The Quarterly Journal. 2022. Vol. 21. P. 25-44.
17. СмирновД.А. Система государственной службы // История Китая с древнейших времен до начала XXI века : в 10 т. / гл. ред. акад. РАН С.Л. Тихвинский ; Институт Дальнего Востока РАН. Т. IX: Реформы и модернизация (1976-2009) /отв. ред. А.В. Виноградов. М. : Наука, 2016. С. 519-521.
18. Yijia Jing, Zijuan Zhang. 'Continuity versus change: Evolving trajectories of Chinese public administration' // Public Administration Issue. 2023. № 6 (electronic edition). P. 70-83.
19. Переломов Л.С. Конфуцианство и современный стратегический курс КНР / фак. мировой политики Московского гос. ун-та им. М.В. Ломоносова ; Ин-т проблем международной безопасности РАН. М. : [Изд-во ЛКИ], 2007. 250 с.
References
1. Qun Wang. (2010) Administrative Reform in China: Past, Present, and Future. Journal of Southeast Asian Studies. 32. pp. 100-119.
2. Wu Aiming [^^00]. (2010) Zheng fu gai ge: Zhongguo xing, zheng gai ge mo shi yu jing yan [K^^^-'UffiK^iMS^Ii^, Government reform - the model and experience of administrative reform in China]. Beijing: Xin hua [^S^^ffiffittj.
3. Russian Federation. (2023) Uchenyy perechislil pyat' osobennostey kitayskoy tsivilizatsii [A scientist listed five features of Chinese civilization]. Parlamentskaya gazeta. 24th July. [Online] Available from: https://www.pnp.ru/in-world/uchenyy-perechislil-pyat-osobennostey-kitayskoy-civilizacii.htm (Accessed: 3rd March 2024).
4. Zhou Zhiren (1999) [Comparative Study of Contemporary Overseas Administrative Reform]. Beijing: National Academy of Management.
5. Kondrashova, L.I. (2017) Kitay: k novoy modeli obshchestvennogo razvitiya [China: Towards a New Model of Social Development]. Moscow: Forum.
6. Zuenko, I.Yu. & Seltser, D.G. (2022) "Kadry reshayut vse": reforma kadrovoy sistemy KNR na rubezhe 1980-1990-kh godov ["Personnel decide everything": The reform of the personnel system of the PRC at the turn of the 1990s]. Izvestiya Vostochnogo instituta. 1(53). pp. 58-69.
7. Borodich, V.F. (2021) Sistemy gosudarstvennogo administrirovaniya KNR v aktivnoy faze "kul'turnoy revolyutsii" (1966-1969 gg.) [Systems of public administration of the PRC in the active phase of the "cultural revolution" (1966-1969)]. Vostochnaya Aziya: fakty i analitika. 2. pp. 58-65.
8. Almond, G.A. (2010) Grazhdanskaya kul'tura (Podkhod k izucheniyu politicheskoy kul'tury) (I) [Civic culture (An approach to the study of political culture) (I)]. Politiya: Analiz. Khronika. Prognoz. 2(57). pp. 122-144.
9. Supataev, M.A. (2011) Pravo v usloviyakh modernizatsii v Kitae: tsivilizatsionnyy kontekst [Law in conditions of modernization in China: A civilizational context]. [Online] Available from: http://igpran.ru/articles/2960/ (Accessed: 19th August 2023).
10. Zhang Xingjie (2004) frKffS^ [Administrative Management].
11. Gudoshnikov, L. (2006) Reformirovanie sistemy gosudarstvennogo upravleniya v KNR [Reforming the system public administration in the PRC]. Problemy Dal'nego Vostoka. 4. pp. 36-44.
12. Wang Chuanzhi. (2013) Democratic Centralism Democratic Centralism: The Core Mechanism in China's Political System. English Edition of Qiushi Journal. 5(4). [Online] Available from: http://english.qstheory.cn/magazine/201304/201311/t20131107_288066.htm (Accessed: 22nd May 2023).
13. Zhao Ziyang. (1988) Dokumenty XIII Vsekitayskogo s"ezda Kommunisticheskoy partii Kitaya [Documents of the 13th National Congress of the Communist Party of China]. Translated from Chinese. Beijing: Publishing House of Literature in Foreign Languages.
14. Bargacheva, V.N. (2014) Sistema otbora chinovnikov i razvitie konfutsianskikh sotsial'no-eticheskikh vozzreniy [The system of selection of officials and the development of Confucian socio-ethical views]. In: Tikhvinskiy, S.L. (ed.) Istoriya Kitaya s drevneyshikh vremen do nachala XXI veka [History of China from Ancient Times to the Early 21st Century]. Vol. 3. Moscow: Nauka. pp. 379390.
15. Adams, O.Yu. (2022) Ekzamenatsionnaya sistema KNR [Examination system of the PRC]. In: Sovremennoe kitayskoe gosudarstvo [The Modern Chinese State]. Vol. 1. Moscow: Russian Academy of Sciences.
16. Hugyik, A. (2022) Leadership Theories and Defense Reform in the People's Republic of China. The Quarterly Journal. 21. pp. 25-44.
17. Smirnov, D.A. (2016) Sistema gosudarstvennoy sluzhby [The Civil Service System]. In: Tikhvinskiy, S.L. (ed.) Istoriya Kitaya s drevneyshikh vremen do nachala XXI veka [History of China from Ancient Times to the Early 21st Century]. Vol. 3. Moscow: Nauka. pp. 519-521.
18. Yijia Jing & Zijuan Zhang. (2023) Continuity versus change: Evolving trajectories of Chinese public administration. Public Administration Issue. 6. pp. 70-83.
19. Perelomov, L.S. (2007) Konfutsianstvo i sovremennyy strategicheskiy kurs KNR [Confucianism and the Modern Strategic Course of the PRC]. Moscow: LKI.
Сведения об авторе:
Сущенко М.А. - кандидат политических наук, старший преподаватель кафедры истории и политологии Кубанского государственного аграрного университета им. И.Т. Трубилина (Краснодар, Россия). E-mail: [email protected]
Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Information about the author:
Sushchenko M.A. - Cand. Sci. (Political Science), senior lecturer at the Department of History and Political Science, Kuban State Agrarian University (Krasnodar, Russian Federation). E-mail: [email protected]
The author declares no conflicts of interests.
Статья поступила в редакцию 22.10.2023; одобрена после рецензирования 23.07.2024; принята к публикации 12.08.2024
The article was submitted 22.10.2023; approved after reviewing 23.07.2024; accepted for publication 12.08.2024