Вестник Томского государственного университета Философия. Социология. Политология. 2015. № 3 (31)
УДК: 94(510)197/200 DOI 10.17223/1998863Х/31/11
М.А. Сущенко
ПОЛИТИЧЕСКАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ В КИР: ФАКТОРЫ, НАПРАВЛЕНИЯ, МЕХАНИЗМЫ
Рассматривается феномен китайской политической модернизации. Проясняются истоки формирования политической системы КНР. Автор указывает, что экономические реформы обозначили потребность модернизации политической системы. Рассматривается модель политической модернизации в КНР. Среди особенностей модернизации отмечается роль национальных традиций, идеологического и культурного факторов, преемственность реформ. Рассматриваются также направления и механизмы трансформации политической системы в КНР.
Ключевые слова: модернизация, КНР, Китай, реформы, экономика, традиции, факторы, направления, механизм.
На процессы формирования политической системы КНР оказал влияние ряд факторов. В первую очередь, это достижения конфуцианской политической мысли, которая находилась в постоянном процессе развития и внутреннего изменения. Создание новой политической системы Китайского государства было поддержано основными слоями населения. Создание государства с сильной центральной властью, отстаивающей его суверенитет, осуществляющей политику экономического процветания, соответствовало традиционным представлениям о характере политического устройства страны. Политическая система КНР, сформированная в 1950-60-е гг., имела ряд особенностей. Политическая идеология характеризуется гибкостью в интерпретации и практическом применении. Потребность в осуществлении перестройки и общей модернизации народного хозяйства в КНР с конца 1970-х гг. явилась главным движущим фактором эпохи «реформ и открытости» в КНР. Модернизация экономики и создание рыночных механизмов обозначили потребности в реформировании также и политической системы, которая усиливалась пропорционально реализации рыночных реформ. Мы можем выделить ряд признаков модернизации в различных сферах общества в КНР, которые являются связанными и взаимообусловленными. Начало политической модернизации мы связываем с утверждением после XVI съезда КПК «четвёртого поколения» руководителей КНР. В это время формируются основные особенности, факторы, направления и механизмы политической модернизации КНР.
Под политической модернизацией в КНР мы понимаем переход от модели китайского государства партократического типа к современной политической системе, идущей по пути демократизации, с апелляцией к ценностям национальной культуры и традиционным механизмам проведения политики.
Особенностью модели китайской политической модернизации является высокая роль конфуцианских традиций, используемых при формировании
стратегического курса развития КНР и в стиле взаимодействия управляющих элит и общества. Морально-нравственные конфуцианские категории, положенные в основу принципов управления государством и формирования китайской бюрократии, составляют специфику китайских политических реформ на современном этапе развития. Своеобразием китайской модели политического развития выступает её эволюционный характер. Изменения в политической системе КНР происходят медленно, являясь реакцией на социально-экономические процессы, проходящие внутри общества. Отличительной особенностью китайской модели выступает первостепенное значение экономических реформ, которые приводят к образованию новых социальных слоев китайского общества, выступающих в качестве важных субъектов политической модернизации. Особую роль в политических реформах в Китае играет идеологический фактор. Изменения в политической системе КНР, начавшиеся с осуществления курса экономических реформ, проходят под лозунгом социалистической модернизации, где основной парадигмой вектора политического развития выступает китаезироеанный марксизм. Особенностью осуществления китайской модернизации выступает преемственность основных этапов в эволюции политической системы, связанных со стратегическими программными целями руководителей государства разных поколений.
Первостепенным фактором политической модернизации в КНР выступают экономические реформы, проведение которых было инициировано 3-м пленумом ЦК КПК 11-го созыва. Самые высокие темпы роста экономики в мире приводят к повышению материального благосостояния граждан. Значительные сбережения, умеренная потребительская культура китайского населения сдерживают развитие среднего класса, но повышение материального благосостояния общества приводит к появлению общественного согласия, необходимого для демократизации. Экономический рост становится в КНР условием общественного договора политической элиты с гражданами, которые поддерживают курс модернизации государства. Расширяются возможности для присутствия иностранного капитала в китайских предприятиях. Происходит экономическая интеграция Гонконга в КНР на уровне законодательства.
Социальный фактор политической модернизации в КНР выражен в изменении социальной структуры общества. Главным образом, этот процесс характеризуется развитием китайского среднего класса. Важную роль играет реализация концепции «Тройного представительства». Расширение китайской элиты за счёт включения в неё представителей бизнеса приводит к формированию новых задач и ресурсов политической модернизации. Начиная с 2000-х гг. особое значение приобретают реформы судебно-правовой системы, потому что спрос на них, прежде всего, формируют бизнесмены через формы влияния в КПК.
Культурным фактором политической модернизации в КНР выступает образовательные стандарты китайского общества. Рост участия населения в общественно-политических организациях гражданского общества связан с развитием образования и средств массовой информации в сочетании с политикой КНР, ориентированной на оптимизацию законода-
тельной системы, правосознания и повышения правовой культуры граждан. Общий рост образования граждан КНР выступает в качестве фактора политической модернизации КНР, так как приводит к развитию культуры политического участия граждан.
Необходимым условием осуществления курса политических реформ в КНР служит личностный фактор китайских лидеров. С именем каждого председателя КНР связана программа социально-политического развития. Начиная с Дэн Сяопина, все руководители государства формулируют свои программные положения, которые становятся целью продолжения политики модернизации каждого следующего председателя КНР. Роль национального лидера китайского государства имеет ключевое значение в процессе принятия решений при осуществлении курса политических реформ.
Интеграция КНР в процессы мировой глобализации, развитие международного сотрудничества, связей с представителями китайской диаспоры «хуацяо» за рубежом, рост иностранных инвестиций способствуют расширению западного канала влияния на население Китая.
В январе - феврале 2015 г. ПИИ в Китай увеличились на 17% - до $22,48 млрд. Основными источниками капиталовложений в прошлом году были Южная Корея, Великобритания и Гонконг [1]. Больше всего инвестиций поступает в Китай из стран с большой представленностью китайских общин. Лидером роста стал сектор услуг - иностранные инвестиции в него выросли на 9% [2]. Рост ПИИ в сферу услуг способствует развитию постиндустриальной экономики, являясь важным фактором политической модернизации КНР.
Развитие Интернета и мобильных сетей открыли возможности для процессов интеграции КНР в глобальный мир, устройство которого включает в себя многие демократические стандарты, являясь эффективным фактором политической модернизации.
КНР - часть глобального мира и поэтому вынуждена отвечать на мировые цивилизационные вызовы, соответствовать международным стандартам участника ведущих экономических и политических организаций мира. Формирование нового имиджа великого государства в глазах международного сообщества выступает в качестве важного фактора политической модернизации внутри КНР.
В качестве одного из главных направлений политической модернизации мы выделяем институционализацию механизма сменяемости власти в КНР. С начала XXI в. в КНР окончательно утверждается механизм преемственности руководителей в китайской политической элите. Институционализация этой традиции получила оформление, начиная с четвёртого поколения китайского руководства. С 2002 г. развивается модель коллективного управления страной, когда через каждые 10 лет, минуя один съезд КПК, происходит переизбрание председателя КНР, генерального секретаря КПК и премьера Госсовета КНР. Кандидат на высшие должности в аппарате управления партией и государством занимает поэтапно все руководящие посты, зарекомендовав себя в качестве надёжного преемника политического курса предшествующего руководителя государства.
Вместе с системой местных выборов в КНР продолжает совершенствоваться институт внутрипартийной демократии. Сегодня КПК не решается провести альтернативные выборы на региональном и национальном уровнях власти, но практика внутрипартийной демократии, основанная на конкурентных началах, продолжает развиваться. Такая система носит закрытый характер, но наблюдается становление порядка отбора кандидатов на руководящие должности через традиционную экзаменационную систему и реализацию принципа конкуренции. Демократизация в партии идёт по пути развития внутрипартийных фракционных дискуссий. За годы «реформ и открытости» в структуре КПК сформировались группы влияния, соперничество между ними определяет динамику политического процесса КНР. Развитие плюрализма внутри партийных структур свидетельствует о демократизации КПК.
Административная реформа КНР с 1990-х гг. была направлена на создание модели рациональной бюрократии и борьбу против коррупции. В результате преобразований в сфере государственной службы был сформирован механизм ротации госслужащих, развивается национальная традиция отбора на руководящие должности наиболее квалифицированных кадров и регламентирован конфликт интересов. Формирование новых условий социально-экономического развития определило потребность реформирования административной системы. Эти изменения в структуре органов государственной власти являются важным признаком политической модернизации в КНР на современном этапе.
Стремлением китайского руководства обезопасить общество от социальных потрясений, связанных с распространением коррупции в административной системе, объясняется реформирование судебно-правовой системы в качестве одного из приоритетных направлений политической модерниза-циивКНРв 2010-х гг.
Потребность в проведении реформы судебного законодательства обеспечила необходимость адаптации правовой системы КНР под новые социально-экономические стандарты. Важным механизмом политической модернизации в КНР выступают реформы, направленные на совершенствование правовой системы государства. Модернизация судебной системы, направленная на упрощение и прозрачность её работы, развитие современного административно-процессуального законодательства определили повестку реформы судебно-правовой системы в КНР. Поэтому политический режим для поддержания собственной стабильности будет стремиться к внешней прозрачности и демократизации аппарата судебной власти.
По мере демократизации избирательного процесса в КНР происходит становление новых демократических институтов. Развитие системы местных выборов приводит к институционализации локальных элит, которые выступают в качестве местного уровня власти. Развитие местного избирательного законодательства и органов самоуправления выступает в качестве важнейшего направления политической модернизации, которая начинает зависеть от способности местных элит отвечать на основные вызовы современности и решать вопросы местного значения. Развитие института локальных выборов в КНР непосредственно связано с системой национального избрания ВСНП, поэтому эти изменения в китайском за-
конодательстве влияют на порядок формирования и функционирования законодательной власти всей страны в сторону демократизации.
Демократический вектор развития страны означает на практике более широкое участие населения в политике и открытость органов государственной власти в КНР. Процесс пока проходит в основном на местном уровне, но динамика изменений этого процесса заметна уже сегодня. Растет влияние массовых общественно-политических организаций и движений.
Активизацию деятельности правозащитников в 2010-х гг. мы связываем с актуализацией проблемы демократизации политической системы в КНР. Развитие правозащитного движения соответствует диалоговым дискурсивным отношениям власти и общества, что предполагает укрепление гражданской культуры. Правозащитники в КНР выступают в качестве субъектов гражданского общества, активно воздействующих на его преобразование. Усиление этих процессов означает ускорение темпов политической модернизации и демократизации общества. Сегодня международные правозащитные организации внимательно осуществляют мониторинг проблемы прав человека в Китае. Поэтому для формирования имиджа открытого государст-ва правительство КНР вынуждено идти по пути решения этой проблемы.
Основными механизмами политической модернизации в КНР выступают изменения в законодательстве и работе органов государственной власти. Административный механизм трансформации китайской политической системы характеризуется некоторыми возрождёнными формами конфуцианского традиционного аппарата управления. Через оптимизацию законодательной и судебно-правовой системы обеспечивается деятельность основных институтов, правил, каналов и процедур политического участия населения, выражения дифференцированных политических интересов. Эти правовые процессы ведут к модернизации политической системы.
Рост с начала эпохи «реформ и открытости» общественных и политических организаций в КНР выступает в качестве важного механизма политического развития общества. Экономические реформы обеспечили потребность политической институционализации среди групп новой китайской элиты. Развитие гражданского общества в КНР служит источником реализации политических инициатив граждан, а также фундаментом социального самоуправления на локальном уровне. Деятельность инициативных граждан в подсистемах гражданского общества отражает процессы, происходящие в китайском социуме, что приводит к консолидации институтов гражданского общества и является важным механизмом политической модернизации. Процесс находится на начальной стадии своего развития, характеризуется обособлением от государства массовых общественных организаций. Происходит формирование правил их функционирования на основе гражданского участия.
Политическая модернизация в Китае находит свое результирующее выражение в существенном изменении политических практик. Речь идет о современной экономической, социальной, культурной и т. д. политике китайского государства, направленной на качественные изменения и совершенствование всего китайского общества.
Так, национальная политика выступает важным механизмом китайской модернизации. Этот процесс, направленный на сбалансированное социаль-
но-экономическое развитие западных и восточных регионов страны, приводит к решению задач модернизации отстающих районов КНР, образованию источников роста материального благосостояния граждан. Развитие национальных культур и языков, обеспечение гарантированного правового и политического статуса всех народов Китая составляют важнейшую задачу. Снижение национального сепаратизма и социально-экономического напряжения в государстве считается условием общественного согласия относительно курса проводимой политики в государстве.
Западные и центральные регионы КНР в 2014 г. по темпам экономического роста уже превзошли восточные провинции страны [3]. Чунцин (10,9%), Гуйчжоу и Тибет (10,8%) имеют самые высокие показатели увеличения темпов роста ВВП за 2014 г. [4].
Политика гармонизации общества предполагает достижение консенсуса в обществе относительно модернизации политической системы и становится возможной в случае продолжения экономического роста, преодоления социальных и национальных противоречий в государстве. Успешная реализация механизма социальной политики возможна при построении гармоничных отношений центра и регионов. Поддержка и связь с китайской диаспорой «хуацяо», представителями деловых кругов страны делают их заинтересованными в политической институционализации своего влияния. Комплексная реализация этого механизма обеспечивает возможность проведения цикла социально-экономических преобразований в КНР. Важным социальным механизмом политической модернизации является рост среднего класса, который выступает в качестве одного из бенефициаров и субъектов этого процесса.
Продолжению нового этапа политической модернизации в КНР может способствовать развитие потребностей у китайской элиты дальнейших преобразований в экономическом, социальном и культурном направлениях. Это может произойти к концу второго срока пребывания у власти «пятого поколения» китайских руководителей, когда КНР решит национальные, социальные и экономические проблемы развития, сумеет окончательно закрепиться среди ведущих стан мира по экономическим показателям.
Литература
1. Вести. Экономика. Прямые иностранные инвестиции в КНР выросли на 0,9%. 17.03.2015. - URL: http://www.vestifinance.ru/articles/54598.
2. Интернет-телевидение Китая (CNTV). 16.20.2014. Объем прямых иностранных инвестиций в экономику Китая вырос почти на 2%. - URL: http://cctv.cntv.cn/2014/10/ 17/VIDE1413477365483735.shtml.
3. Интернет-телевидение Китая (CNTV). Премьер Госсовета КНР выступил с докладом о работе правительства на открывшейся 3-й сессии ВСНП 12-го созыва. 05.03.2015. - URL: http://www.cntv.ru/2015/03/05/ARTI1425536578328588.shtml.
4. Китайский информационный Интернет-центр. Топ-10 крупнейших провинциальных экономик КНР в 2014-м. 16.03.2015. - URL: http://m.russian.china.org.cn/russian/ doc_1_26352_282278.html.
Mikhail A. Sushchenko. Kemerovo State University (Kemerovo, Russian Fédération). E-mail: [email protected]. DOI 10.17223/1998863X/31/11
POLITICAL MODERNIZATION IN THE PEOPLE'S REPUBLIC OF CHINA: FACTORS, DIRECTIONS, MECHANISMS
Key words: modernization, PRC, China, reforms, the economy, traditions, factors, directions, mechanism.
The article of Sushchenko M.A. examines the phenomenon of Chinese political modernization. The author points to a number of factors that influenced the process of formation of the political system of China. We give a description of the Chinese political system since the beginning of its formation. The author also points to the need of restructuring and modernization of the socio-economic system of China. According to Sushchenko M.A. economic modernization in China, carried out by the Chinese political elite from the late 1970s, was the cause of political system transformation. The author believes that the current stage of political modernization in China began with the approval of the Chinese ruling elite of the "fourth generation" of PRC leaders. Since the beginning of the 2000s the main features and characteristics of the process formed in China. It offers an original formulation of political modernization in China. The article highlighted features of the model of Chinese political modernization, which plays a great role in Confucian traditions, the evolutionary nature of political transformation is marked as well as paramount importance for the political transformation of economic reforms is considered. It specifies the role of the ideological factor and continuity in the process of modernization.
Among the factors of political modernization social, cultural and personal, ones are mentioned: integration of China into the global processes of globalization, the development of the Internet and modern means of communication. The article also indicates the direction of political modernization. As one of the main directions of political modernization we highlight the institutionalization of the mechanism of change of power in China. Among other areas of political modernization Sushchenko M.A. sees improving inner-party democracy, administrative reform, reform of the judicial system, the improvement of the electoral system, the development of local election laws and governments. The author also points the attention to the democratic vector of the country development. As directions of the transformation of the political system changes the author sees in legislation and the work of public authorities, public and political organizations, the action of citizens in civil society subsystems. Among the main mechanisms of political modernization Sushchenko M.A. considers national and social policy of China. According to author a new stage of political modernization in China will begin by the end of the 2nd term in office of the "Fifth Generation" of Chinese leaders and will depend on the economic, social and cultural transformations in the People's Republic of China.
References
1. Vestifinance.ru. (2015) Pryamye inostrannye investitsii v KNR vyrosli na 0,9% [Foreign direct investment in China rose by 0.9%]. 17th March 2015. [Online] Available from: http://www.vestifinance.ru/articles/54598.
2. China's Internet TV (CNTV). (2014) Ob"em pryamykh inostrannykh investitsiy v ekonomiku Kitaya vyros pochti na 2%o [Foreign direct investment in China's economy grew by almost 2%]. [Online] Available from: http://cctv.cntv.cn/2014/10/ 17/VIDE1413477365483735.shtml.
3. China's Internet TV (CNTV). Prem'er Gossoveta KNR vystupil s dokladom o rabote pravitel'stva na otkryvsheysya 3-y sessii VSNP 12-go sozyva [Premier of the State Council issued a report on the government work on the opening of the third session of the National People's Congress of the 12th convocation]. 5 th May 2015. [Online] Available from: http://www.cntv.ru/2015/03/05/ARTI1425536578328588.shtml.
4. China Internet Information Center. (2015) Top-10 krupneyshikh provintsial'nykh ekonomik KNR v 2014-m [Top 10 largest provincial economies, China in 2014]. 16th March 2015. [Online] Available from: http://rn.russian.china.org.cn/russian/ doc_1_26352_282278.html.