Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ПОСТРОЕНИЯ СИСТЕМЫ КОНТРОЛЛИНГА НА ПРЕДПРИЯТИИ И РАЗРАБОТКА АЛГОРИТМА БЛОКА ОЦЕНКИ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ КОНТРОЛЛИНГА'

ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ПОСТРОЕНИЯ СИСТЕМЫ КОНТРОЛЛИНГА НА ПРЕДПРИЯТИИ И РАЗРАБОТКА АЛГОРИТМА БЛОКА ОЦЕНКИ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ КОНТРОЛЛИНГА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
33
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНТРОЛЛИНГ / СИСТЕМА КОНТРОЛЛИНГА / АНАЛИЗ / УЧЕТ / ПЛАНИРОВАНИЕ / КОНТРОЛЬ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ / ПРОЦЕСС КОНТРОЛЛИНГА / ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОДДЕРЖКА УПРАВЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Алексеенко А.М.

В статье рассматриваются подходы к формированию системы контроллинга в оперативном управлении предприятием. Основополагающим моментом при реализации системы контроллинга является определение целей и задач стратегического развития предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MAIN ELEMENTS OF THE CONSTRUCTION OF CONTROLLING SYSTEM IN THE COMPANY AND TO DEVELOP AN ALGORITHM OF THE EVALUATION UNIT OF THE ORGANIZATIONAL SYSTEM OF CONTROLLING

The article discusses approaches to formation of system of controlling the operational management of the company. A fundamental aspect in the implementation of the controlling system is to determine the goals and objectives of the strategic development of the company.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ПОСТРОЕНИЯ СИСТЕМЫ КОНТРОЛЛИНГА НА ПРЕДПРИЯТИИ И РАЗРАБОТКА АЛГОРИТМА БЛОКА ОЦЕНКИ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ КОНТРОЛЛИНГА»

УДК 658

ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ПОСТРОЕНИЯ СИСТЕМЫ КОНТРОЛЛИНГА НА ПРЕДПРИЯТИИ И РАЗРАБОТКА АЛГОРИТМА БЛОКА ОЦЕНКИ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ КОНТРОЛЛИНГА

Ллексеенко A.M., к.э.н., доцент кафедры «Международный бизнес». ФГОБУ ВО «Московский государственный университет путей

сообщения Николая II»

В статье рассматриваются подходы к формированию системы контроллинга в оперативном управлении предприятием. Основополагающим моментам при реаппации системы контроллинга является определение целей и задач стратегического развития предприятия

Ключевые слова, контроллинг, учет, планирование, контроль, анализ, информационное обеспечение бизнес-процессов, процесс контроллинга, система контроллинга, информационная поддержка управления.

THE MAIN ELEMENTS OF THE CONSTRUCTION OF CONTROLLING SYSTEM IN THE COMPANY AND TO DEVELOP AN ALGORITHM OF THE EVALUATION UNIT OF THE ORGANIZATIONAL SYSTEM OF CONTROLLING

Alekseenko A.. Ph.D.. assistant professor. International business chair, FSEI HE «Moscow Stale University of Railway Engineering under the

name of Emperor Nikolaу II» (MGUPSI Ml IT)

The article discusses approaches to formation of system of controlling the operational management of the company. A fundamental aspect in the implementation of the controlling system is to determine the goals and objectives of the strategic development of the company.

Keywords: controlling, accounting, planning, control, analysis and information support business processes, controlling process controlling system, information management support.

Система контроллинга встраивается в управленческую структуру предприятия и содержит задачи, организацию и подчинена стратегическим целям. Это. в значительной мере определяет организацию и инструменты контроллинга.

Функции контроллинга включают виды управленческой деятельности. которые обеспечивают достижение стратегических целей. К относятся: учет, планирование, контроль, анализ, регулирование, информационно-аналитическое обеспечение бизнес-процессов в организации.

Сформированная система контроллинга должна быть адаптирована к специфическим факторам, которые характеризуют хозяйственную деятельность предприятия.

К одной из важных функций контроллинга относится проведение специальных исследований, определяющих состояние и тенденции развития организации, создание и применение методики разработки целевой картины и целевых показателей организации. Согласование работ при планировании «снизу вверх» .VIя обеспечения достижимости целей предприятия, которая сформулирована «сверху вниз» в рамках стратегических целей и правил, установленных целевой картиной: сбор и анализ данных о внешней среде: сравнение с конкурентами: обоснование целесообразности слияния с другими фирмами; расчеты эффективности инвестиционных проектов.

Согласно процессному подходу, контроллинг можно определить как управленческий процесс, в ходе которого достигаются цели, поставленные организацией.

Как известно, процесс это связанный набор повторяемых действий, которые преобразуют исходную информацию (в отношении системы контроллинга) в конечный продукт в соответствии с предварительно установленными правилами. Конкретный состав процесса может отличаться в зависимости от целей организации и ее отраслевых характеристик.

Контроллинг как функция управления возможен благодаря анализу управленческих решений, которая нацелена на создание в организации эффективного менеджмента. Рефлексия или обратная связь представляет собой критику и анализ теоретических знаний, которые проводятся на основе применения и развития методов и приемов, свойственных области исследования. Без рефлексии невозможно осуществление эффективного контроллинга, основой которого является самоконтроль.

Структура контроллинга представляет собой взаимосвязанные подсистемы управленческого учета, информационного обеспечения, планирования и мониторинга и анализа.

I {еобходнмо подчеркнуть, что система учета является центральным источником информации. Поэтому она должна быть организована таким образом, чтобы получать необходимую и достаточную

информацию для поддержки процессов планирования, управления и контроля с заданной точностью.

Эффективный управленческий учет состоит из следующих основных элементов: расчет затрат и объемов производства, ориентированный на управление предприятием: анализ бизнес-процессов в целом, инвестиционные и финансовые расчеты.

11онятие «мониторинг» означает измерение и контроль за сроками реализации процессов. Применительно к контроллингу это понятие расширяется, охватывая бизнес-процессы предприятия. Как элемент контроллинга, мониторинг систематически контролирует и измеряет качество бизнес-процессов. Анализ и контроль это основные составляющие мониторинга, которые сопровождают процесс достижения поставленных целей.

В условиях быстро меняющихся рынков, ориентации производства товаров на индивидуальные потребности заказчиков, постоянного совершенствования технических возможностей и острой конкуренции происходит смещение акцентов с управления использованием отдельных ресурсов па организацию динамических бизнес - процессов.

Основная функция контроллинг заключается в информационной поддержке руководства предприятия. Если речь идет о формировании системы оперативного управления на предприятии, то в данном случае речь также будет идти об оперативном контроллинге, который сопровождает принятие оперативных управленческих решении.

Основными элементами контроллинга в оперативном управления являются следующие элементы: оперативное планирование, оперативный контроль и анализ текущей деятельности предприятия.

Планирование в контроллинге - это попытка осмысления будущих событий на основе их систематического и тщательного анализа. С помощью планирования появляется возможность вмешиваться в процесс достижения целей перспективного развития предприятия.

Итогом планирования продуктовой программы является программы по номенклатурным группам производимой продукции, на базе которых формируются планы по функциональным сферам деятельности (план сбыта, производства и закупки). В этом случае речь идет о планировании объемов производства и закупок, расчеты показателей издержек и выручки.

Контроль в системе контроллинга обеспечивает вторичную по отношению к планированию задачу, а именно осуществляется мониторинг исполнения плановых заданий и реализации поставленных целей.

Известно, что одним из основных направлений в стратегии управления предприятием является потребность в поиске эффективных организационных и методических решений для совершенствования процессов управления на предприятии.

INNOVATIVE ECONOMY | №3 2016 | 17

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

Оценка степени влияния внешних и внутренних факторов

Принятие решения о формировании и вводе системы контроллинга в управленческую и организационную систему

ФОРМИРОВАНИЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ОСНОВ ВНЕДРЕНИЯ КОНТРОЛЛИНГА

Исследование существующей системы управления

Поиск и выявление существующих элементов контроллинга

Определение целей и задач внедрения системы контроллинга

Организация службы контроллинга

Разработка и адаптация инструментов контроллинга к конкретным условиям предприятия

Разработка нормативной и методической документации

ЭТАП ПРОЕКТИРОВАНИЯ ВНЕДРЕНИЯ КОНТРОЛЛИНГА

Определение функций контроллинга с детализацией по операциям и исполнителям

Отображение последовательности управленческих и бизнес-процессов

Определение трудоемкости и периодичности выполнения отдельных видов работ

Осуществление процесса внедрения контроллинга на предприятии

Оценка результативности внедрения системы контроллинга

Рисунок 1 - Этапы проектирования и внед]

Внедрение системы контроллинга подразумевает решение вопроса о необходимости выделения самостоятельной службы контроллинга, либо разделение функций контроллинга среди уже имеющихся структурных подразделений — планового-экономического отдела, бухгалтерии.

Формируя систему контроллинга, которая будет механизмом внутрифирменного управления, важно учесть следующее: — это должна быть такая структура, где стратегическому и оперативному управлению будет уделяться равное внимание. Баланс внимания требует выполнения следующих условий: формирование методики анализа, который поможет сформулировать новую стратег ию развития: разработка метода создания административной структуры, которая будет соответствовать новой стратегии: умение отслеживать переход от текущей стратегии к будущей.

1ия системы контроллинга на предприятии

Система контроллинга должна образовывать систему информационно-аналитической и методической поддержки руководителей и сотрудников при планировании, контроле, анализе и принятии управленческих решений по всем функциональным сферам деятельности организации.

При проектировании процесса контроллинга, следует выделить организационную и эксплуатационную составляющие.

Наиболее благоприятным моментом для начала построения системы контроллинга является выявление предпосылок к возможным рискам для стабильного развития предприятия.

Модель контроллинга включает в себя три составляющие:

1. методологическую — определяет, чем и как:

2. организационную — определяет, кто будет управлять;

3. техническую — определяет, какие технические средства

Рисунок 2 - Задачи в организационной структуре отдела контроллинга

18 1ШОУАТ1УЕ ЕСОЫОМУ | №3 2016 |

потребуются для эффективной работы системы контроллинга (рисунок I).

Как уже было отмечено, вопросу установления конкретных задач контроллинга должно быть уделено особое внимание, поскольку их понимание является существенным критерием при принятии решений в дальнейшем.

Определение полномочий при принятии решений, требуется для определения места контроллинга в иерархии предприятия.

Решение перечисленных вопросов приводит к созданию целостной системы контроллинга, которая в меньшей степени зависит от организационной структуру.

Создавая эффективную систему контроллинга, требуется выявлять и проводить оценку следующих существенных факторов влияния:

1. Внешние факторы, к которым можно отнести экономическую и политическую ситуации; уровень конкуренции.

2. Внутренние факторы, где важными являются: размер предприятия. продуктовая программа, технологии производственных процессов и информационные системы.

3. Факторы влияния, обусловленные персоналом предприятия, такие как образование и компетентность сотрудников предприятия, профессиональный опыт.

Для успешной и эффективной рабогы. после определения места специалиста, выполняющего функции контроллера, необходимо обозначить круг задач:

• проверка полноты, взаимосвязи и согласованности стратегических и тактических планов:

• определение областей контроля п системы показателей выполнения планов, анализ показателей;

• оперативный управленческий учет:

• сопровождение сбора данных, контроль соблюдения условий функционирования учетно-аналнтической системы управления;

• мониторинг финансово-хозяйственной деятельности на предприятии;

• сравнение целевых результатов с фактически полученными, при необходимости - пересмотр целевых параметров и плана действий по достижению результата;

• анализ планов, результатов, отклонений:

• подготовка аналитических отчетов и рекомендаций для при-

нятия управленческих решений.

Как уже было отмечено, основной целью деятельности службы контроллинга на предприятии является информационно-аналитическая и методическая поддержка руководителей на всех уровнях управления в процессе принятия ими управленческих решений. поэтому при создании на предприятии службы контроллинга важными являются вопросы, связанные с размещением службы в структуре предприятия (рисунок 2).

В деятельности службы контроллинга заинтересован прежде всего высший руководитель предприятия (верхнее управляющее звено, собственники), поэтому работник службы контроллинга должен иметь доступ к любой необходимой для контроля информации. Степень необходимости и состав информации, которой он пользуется, определяется им самим.

Ориентация системы контроллинга на постоянное совершенствование системы управления на предприятии в части координации управленческой деятельности способствует определению и достижению оперативных и стратегических целей.

Особо следует отмстить, что на первом )тапе формирования комплекса контроллинга предполагается создание системы учета, включающей в себя детализацию учета затрат н прибыли.

Эффективное управление предполагает прозрачность всех функциональных областей, поэтому система учета должна охватывать практически все актуальные ракурсы управления.

Важно подчеркнуть, что контроллинг это технология оперативного и стратегического управления, которая предполагает высокую степень компьютерного сопровождения.

Итоговым критерием полезности создания организационно-методического комплекса контроллинга на предприятии считаются объективные факты, улучшения и совершенствования систем и процессов управления, а как следствие этого — повышение результативности предприятия в целом.

Конечным итогом внедрения контроллинга становится система, которая способствует повышению эффективности деятельности предприятия и позволяет предугадывать результаты деятельности, планировать деятельность с целью повышения эффективности использования ресурсов, своевременно получать достоверную информацию, которая необходима для принятия управленческих решений.

ПМШУАПУЕ ЕСОЫОМУ | №3 2016 | 19

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.