Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ФИНАНСОВОГО МЕХАНИЗМА КОНЦЕССИОННОГО СОГЛАШЕНИЯ'

ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ФИНАНСОВОГО МЕХАНИЗМА КОНЦЕССИОННОГО СОГЛАШЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
243
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ФИНАНСОВЫЙ МЕХАНИЗМ / КОНЦЕССИОННЫЕ СОГЛАШЕНИЯ / ФИНАНСОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЫЧАГИ / БАНКОВСКИЙ КРЕДИТ / ГАРАНТИЯ / ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / ГРАНТ / КОНЦЕССИОННЫЕ ОБЛИГАЦИИ / СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЕ ОБЩЕСТВО ПРОЕКТНОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ / ПЛАТА КОНЦЕДЕТНА / МИНИМАЛЬНЫЙ ГАРАНТИРОВАННЫЙ ДОХОД / КАПИТАЛЬНЫЙ ГРАНТ / НАЛОГИ / ЛЬГОТНЫЕ ПРОЦЕНТЫ / АРЕНДНЫЕ ПЛАТЕЖИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Курбатов А.М.

Объектами исследования являются элементы финансового механизма концессионного соглашения в Российской Федерации. Предметом исследования выступают финансово-экономические отношения, которые возникают в процессе формирования и использования элементов финансового механизма концессионного соглашения. Методом исследования является анализ, направленный на изучение объектов исследования. Результатом исследования является систематизация основных элементов финансового механизма концессионного соглашения в виде разветвлённой системы, состоящей верхнеуровнево из финансовых инструментов (банковских и небанковских финансовых инструментов) и экономических рычагов. Полученный результат может быть использован в качестве базового перечня финансовых инструментов и экономических рычагов (элементов финансового механизма концессионного соглашения) при выборе структуры финансирования концессионных соглашений участниками данных соглашений: концессионером (частным партером) и / или концедентом (публичным партнером).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MAIN ELEMENTS OF THE CONCESSION AGREEMENT FINANCIAL MECHANISM

The objects of the study are the elements of the financial mechanism of the concession agreement in the Russian Federation. The subject of the study are financial and economic relations that arise in the process of formation and use of the elements of the financial mechanism of the concession agreement. The method of research is the analysis aimed at studying the objects of the study. The result of the study is systematization of the main elements of the financial mechanism of the concession agreement in the form of the ramified system consisting of financial instruments (bank and non-bank financial instruments) and economic levers. The obtained result can be used as a basic list of financial instruments and economic levers (elements of the financial mechanism of the concession agreement) when choosing the structure of financing concession agreements by the parties to these agreements: concessionaire (private partner) and / or grantor (public partner).

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ФИНАНСОВОГО МЕХАНИЗМА КОНЦЕССИОННОГО СОГЛАШЕНИЯ»

Источники:

1. Береснева А.С. Карта «Мир» как инструмент развития национальной платежной системы РФ// Современные научные исследования и инновации. 2016. № 6 Федеральный закон от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» // Собрание законодательства Российской Федерации от 15 июля 2002 г. № 28 ст. 2790.

2. Федеральный закон от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» // Собрание законодательства Российской Федерации от 15 июля 2002 г. № 28 ст. 2790.

3. Уланова Е.С. Современные платежные системы: понятие, требования, тенденции // АНИ: экономика и управление. 2019. №3 (28).

4. Федеральный закон от 27 июня 2011 г. № 161-ФЗ «О национальной платежной системе» // Собрание законодательства Российской Федерации от 4 июля 2011 г. № 27 ст. 3872.

References:

1. Beresneva A.S. Mir card as a tool for the development of the national payment system of the Russian Federation// Modern scientific research and innovation. 2016. No. 6 Federal Law No. 86-FZ of July 10, 2002 "On the Central Bank of the Russian Federation (Bank of Russia)" // Collection of Legislation of the Russian Federation of July 15, 2002 No. 28, Article 2790.

2. Federal Law No. 86-FZ of July 10, 2002 "On the Central Bank of the Russian Federation (Bank of Russia)" // Collection of Legislation of the Russian Federation dated July 15, 2002 No. 28, Article 2790.

3. Ulanova E.S. Modern payment systems: concept, requirements, trends // ANI: economics and management. 2019. №3 (28).

4. Federal Law No. 161-FZ of June 27, 2011 "On the National Payment System" // Collection of Legislation of the Russian Federation of July 4, 2011 No. 27, Article 3872.

EDN: GRINXZ

А.М. Курбатов - аспирант, Финансовый Университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия, a.kurbatov11@yandex.ru,

A.M. Kurbatov - postgraduate, Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia.

ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ФИНАНСОВОГО МЕХАНИЗМА КОНЦЕССИОННОГО СОГЛАШЕНИЯ THE MAIN ELEMENTS OF THE CONCESSION AGREEMENT FINANCIAL MECHANISM

Аннотация. Объектами исследования являются элементы финансового механизма концессионного соглашения в Российской Федерации. Предметом исследования выступают финансово-экономические отношения, которые возникают в процессе формирования и использования элементов финансового механизма концессионного соглашения. Методом исследования является анализ, направленный на изучение объектов исследования. Результатом исследования является систематизация основных элементов финансового механизма концессионного соглашения в виде разветвлённой системы, состоящей верхнеуровнево из финансовых инструментов (банковских и небанковских финансовых инструментов) и экономических рычагов. Полученный результат может быть использован в качестве базового перечня финансовых инструментов и экономических рычагов (элементов финансового механизма концессионного соглашения) при выборе структуры финансирования концессионных соглашений участниками данных соглашений: концессионером (частным партером) и / или концедентом (публичным партнером).

Abstract. The objects of the study are the elements of the financial mechanism of the concession agreement in the Russian Federation. The subject of the study are financial and economic relations that arise in the process of formation and use of the elements of the financial mechanism of the concession agreement. The method of research is the analysis aimed at studying the objects of the study. The result of the study is systematization of the main elements of the financial mechanism of the concession agreement in the form of the ramified system consisting of financial instruments (bank and non-bank financial instruments) and economic levers. The obtained result can be used as a basic list of financial instruments and economic levers (elements of the financial mechanism of the concession agreement) when choosing the structure of financing concession agreements by the parties to these agreements: concessionaire (private partner) and / or grantor (public partner).

Ключевые слова: финансовый механизм, концессионные соглашения, финансовые инструменты, экономические рычаги, банковский кредит, гарантия, прямые инвестиции, грант, концессионные облигации, специализированное общество проектного финансирования, плата концедетна, минимальный гарантированный доход, капитальный грант, налоги, льготные проценты, арендные платежи.

Keywords: financial mechanism, concession agreements, financial instruments, economic leverage, bank loan, guarantee, direct investments, grant, concession bonds, specialized project financing company, grantor fee, minimum guaranteed income, capital grant, taxes, preferential interest, lease payments.

Введение

Концессионные соглашения (далее - КС) становятся все более востребованной формой реализации различных проектов особенно в условиях ограниченных финансовых ресурсов, в связи с чем данное исследование направлено на анализ некоторых составляющих КС. А именно, целью работы является систематизация текущего набора элементов финансового механизма концессионного согла-

шения для формирования практико-теоретической базы для дальнейших исследований возможностей развития самого финансового механизма.

Элементы финансового механизма КС

Проведенный анализ в рамках данного исследования позволил систематизировать и сформировать структуру элементов финансового механизма КС (рисунок 1). Описание каждого из элементов полученной структуры представлено далее.

Элементы финансового механизма КС

Финансовые инструменты Экономические рычаги

Финансовые инструменты частного партнера Финансовые инструменты публичного партнера Налоги

Банковское финансирование Небанковское финансирование Шата концедетна Льготные проценты

Кредит Прямые инвестиции Минимальный гарантированный доход Арендные платежи.

Гарантия Грант Капитальный грант

Концессионные облигации

СОПФ

Рисунок - 1 Структура элементов финансового механизма КС

(Источник: анализ автора)

Финансовые инструменты частного партнера

Частный партнер КС может привлекать финансирование в проект, который реализуется в форме концессионного соглашения, преимущественно двумя способами:

- банковское финансирование (кредиты, гарантии);

- небанковское финансирование (прямые инвестиции, гранты, конйессионные облигации, СОПФ и другое).

В таблице 1 приведен сравнительный анализ способов финансирования. Вывод из данного анализа заключается в том, что оба данных направления могут эффективно использованы в зависимости от самого проекта, реализуемого в рамках КС.

Таблица 1 - Способы привлечения финансирования частным партнером (Источник: анализ автора)

Банковское финансирование Небанковское финансирование

Преимущества - распространённый механизм - тесное взаимодействие с заемщиком, включая лоббирование - гибкость в соблюдении договорных условий (возможна и осуществима мягкая реструктуризация) - гибкая доступность рейтингов, финансовых отчетов и т. д. - низкий порог требований к финансированию - коробочные банковские продукты / перекрестные услуги - отсутствие зависимости от одного кредитора - более мягкие условия - опция использования плавающих ставок - для облигаций - вторичный рынок облигаций -доступ к институциональным инвесторам

Недостатки - требование использовать собственные средства - ограниченные возможности использования плавающих ставок (в частности, индексов ИПЦ, дефляторов и т. д.) - более строгий подход к заключению первоначальных кредитных соглашений - сложная и медленная система взаимодействия при синдицированных кредитов - не подходит для финансирования малобюджетных проектов - слаборазвитый рынок - реструктуризация является сложной - юридические требования к рейтингам, отчетности и т. д.

Так, если есть необходимость в более свободном использовании привлеченных средств, а также невозможности соответствия банковским ковенантам, подойдет небанковское финансирование. При потребности сохранения возврата на единицу собственных вложенных средств, а также при необходимости использования банковской экспертизы подойдет банковское финансирование.

Банковское финасирование

Банковский кредит: инструмент финансирования КС на возвратной и возмездной основах. Банки обычно требуют, чтобы частный партнер имел собственные средства (например, 20 %), в качестве обеспечения банки рассматривают залог акций / долей заемщика, залог прав требования по концессионному соглашению и иные виды обеспечения в зависимости от параметров проекта [1].

Может существовать прямое соглашение - трехстороннее соглашение между государственными и частными сторонами и поставщиком средств. Это аналогично по своей природе механизму государственных гарантий, то есть риски для инвесторов ниже, и поэтому условия могут быть более благоприятными. Прямое соглашение может содержать обязательство публичной стороны компенсировать частному партнеру в случае неисполнения обязательств или предоставить обеспечение.

Банки, в т. ч. банки развития, предлагают различные кредитные продукты, которые обычно подразделяются на: необеспеченные кредиты, синдицированные кредиты, краткосрочные кредиты, долгосрочные кредиты.

Гарантия: инструмент передачи риска, при котором третья сторона, не являющаяся стороной соглашения, берет на себя риск невыполнения обязательств одной из его сторон. Гарантия выступает формой страхования финансовых сделок и имеет ряд отличий от страхования:

- покрывает не убытки, а невыполнение обязательств по конкретной сделке;

- предполагает участие трех сторон (двух сторон сделки и гаранта);

- связана с параметрами каждой сделки, страхование же предполагает стандартизированные подходы;

- предусматривает более четкую процедуру требования выплаты, без процесса претензии.

Гарантии предоставляются как правило банками. Банки развития делают наиболее привлекательным данный инструмент за счет более низкой процентной ставки и / или более длительного срока погашения, «эффект ореола», поддержка компетенциями по структурированию гарантии.

Небанковское финасирование

Прямые инвестиции: привлечение прямых инвестиций от инвестора в виде вклада в капитал специальной проектной компании (8РУ), созданное под проект КС. В качестве инвесторов могут выступать как частные инвесторы, так и институты развития.

Грант: предоставление банками развития финансировали поддержки для проектов ГЧП, в т. ч. проектов в форме КС.

Одним из ярких примеров программы по предоставлению является, утвержденная наблюдательным советом ВЭБА в 2010 году, Программа поддержки городского и регионального развития, по которой предоставляется возвратная финансовая поддержка организаторам проекта.

Оператором программы является акционерное общество «Инфраструктура ВЭБА», которое ведет активное взаимодействие с федеральными и региональными органами власти по перспективным проектам и инициирует новые. За последние 4 года подготовлено 8 федеральных и 7 региональных концессий. На 2022 год в портфеле и пайплайне ИнфраВЭБ имеет целый ряд стратегически важных проектов, которые оказывают положительный эффект на рост ВВП, создают высокопроизводительные рабочие места, позволят увеличить бюджетные доходы [2].

Концессионные облигации: инфраструктурные ценные бумаги, выпускаемые стороной концессионного соглашения для привлечения финансирования на реализацию концессионного соглашения.

Особенности:

- удобный и эффективный инструмент привлечения финансирования для реализации конкретного КС;

- эмитентом выступает проектная компания ^РУ);

- платежи осуществляются из прибыли проекта;

- Московская биржа включает концессионные облигации в первый и второй уровни котировального списка [3].

Главное преимущество концессионных облигаций для концессионеров заключается в том, что финансовые средства привлекаются на длительный срок с более низкой стоимостью обслуживания долга, чем банковский кредит.

СОПФ: специализированное общество проектного финансирования собирает все поступающие денежные потоки концессионера или частного партнера, а затем выпускает облигации, покрываемые этими потоками. Вырученные денежные средства от продажи направляются на финансирование проекта. СОПФ предоставляет дополнительную защиту инвесторам.

Ключевые характеристики деятельности СОПФ отражены в Федеральном законе «О рынке ценных бумаг» [4], определяющем предмет и цели его деятельности.

Преимуществами СОПФ являются:

- возможность привлекать финансирование от институциональных инвесторов, что возможно благодаря присвоения кредитного рейтинга продаваемым облигациям;

- возможность использования налоговых льгот (доходы СОПФ не подлежат налогообложению по налогу на прибыль, если они получены в рамках его уставной деятельности, п.п. 29 п. 1 ст. 251 НК РФ).

Существует два наиболее заметных СОПФ в РФ: «Фабрика проектного финансирования» при ВЭБ РФ и ООО «СОПФ Инфраструктурные облигации» при ДОМ РФ.

Основа деятельности данных СОПФ заключается в привлечении денежных средств путем выпуска облигаций с дальнейшим предоставлением займов (на основании договоров синдицированного кредита) на цели проектирования, строительства и / или реконструкции объектов инфраструктуры на основании КС.

Финансовые инструменты публичного партнера

Публичный партнер имеет в своем распоряжении 3 основных финансовых инструмента участи в КС [5, 4-5].

Плата концедента: оплата по завершении создания и или реконструкции объекта КС или части затрат концессионера на создание и / или реконструкцию объекта КС с учетом доходности вложенного собственного капитала концессионера в создание и / или реконструкция объекта КС и / или компенсация за использование и / или техническое обслуживание объекта КС и других активов, переданных концессионером.

Срок уплаты, целью которого является полное или частичное возмещение расходов концессионера на создание и / или реконструкцию объекта КС должен составлять не менее 5 лет. Выплаты производятся в соответствии с требованиями бюджетного законодательства.

Минимальный гарантированный доход: выплата дохода, утраченного концессионером от использования (эксплуатации) объекта КС, в целях обеспечения минимального гарантированного уровня дохода концессионера от использования (эксплуатации) объекта концессионного договора, определенного в КС.

Выплаты производятся в соответствии с требованиями бюджетного законодательства.

Капитальный грант: финансирование части затрат на создание и / или реконструкция объекта КС.

Сумма гранта на капитальный ремонт не может превышать 75 % от стоимости создания и / или реконструкции объекта КС. Выплаты производятся в соответствии с требованиями бюджетного законодательства.

Экономические рычаги

Налоги: налоговый кодекс РФ (далее - НК РФ) выделяет особенности в части КС по НДС, налогу на прибыль организаций и налогу на имущество организаций.

НДС: концессионер должен выставить счет-фактуру и уплатить налог, если осуществляет операции, являющиеся объектом налогообложения.

Суммы НДС, которые начисляются при создании объекта КС и во время его использования могут быть вычтены, если соблюден ряд требований, имеется правильный счет-фактура, приобретенный объект зарегистрирован в соответствии со статьей 174.1 НК РФ [6].

Если осуществляются операции по реализации услуг, связанных с предоставлением права проезда транспортных средств по платным автомобильным дорогам общего пользования федерального значения, следовательно, концессионер распоряжается платой в соответствии с заключенным КС и должен уплатить НДС.

Если объект КС передается от одной стороны участника к другой, не возникает объекта налогообложения НДС, эта передача не рассматривается в качестве реализации.

Плата концедента по КС, если она связана с возмещением расходов на создание и (или) реконструкцию объекта, в налоговую базу не включается [7].

Налог на прибыль: при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества и / или имущественных прав, полученных по КС, в соответствии с законодательством РФ, за исключением денежных средств, полученных от концедента [8].

Налог на имущество: первоначальная стоимость имущества, полученного в качестве объекта КС, определяется как рыночная стоимость такого имущества, определенная на момент его получения и увеличенная на сумму расходов на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию, техническое перевооружение и доведение такого имущества до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением сумм налогов, подлежащих вычету или учитываемых в составе расходов в соответствии с НК РФ [9].

Налоговые льготы: существует перечень региональных налоговых льгот, которыми предусмотрены отдельные преференции инвесторам, осуществляющим капитальные вложения на основе КС. Данные льгот зависят от срока и вида деятельности и представляют собой освобождение от уплаты, или примение ставки по налогу 0 %, или снижении ставки по налогу.

Дополнительным направлением льгот являются особые экономические зоны (далее - ОЭЗ), территории, которые имеют экономические льготы и статус для создания привлекательного инвестиционного климата в определенных отраслях.

В ноябре 2022 года приняты поправки в Федеральный закон от 22 июля 2005 г. N 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации». Поправки направлены на синхронизацию законодательства о концессионных соглашениях и ОЭЗ. В частности, для концессионеров предлагается справедливо упрощенный порядок получения статуса резидента, в том числе сокращение количества предоставляемых документов и проверочных процедур [10].

Льготные проценты: для повышения финансовой привлекательности для частного партера проектов в форме КС государство может использовать софинансирование процентной ставки.

Ярким примером является Постановление Правительства №997 от 25.11.2017, которым были утверждены Правила предоставления финансовой поддержки субъектам Федерации за счёт средств государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства на модернизацию систем коммунальной инфраструктуры путём предоставления средств на подготовку проектов модернизации и софинансирование процентной ставки [11]. Данное мерам поддержки позволила субъектам РФ простимулировать привлечение частных инвестиций.

Арендные платежи: за пользования объектом КС также является экономическим рычагом. Регулирование арендных платежей концессионера влияет на структуру финансирования, предоставляя дополнительный рычаг регулирования структуры и стоимости привлечённого финансирования для концессионера. Заключение

Таким образом, можно сделать вывод о том, что элементы финансового механизма КС разнообразны и имеют свои особенности.

Результат исследования представлен систематизацией текущего набора элементов по принципу работы элемента (финансовый инструмент / рычаг), по принадлежности к участнику КС (финансовые инструменты частного / публичного партнера), а также по особенностям самих финансовых инструментов и экономических рычагов. Полученный результат может быть использован в дальнейшем в двух направлениях:

1) практическое: использование полученной набора элементов финансового механизма КС непосредственными участниками КС для дальнейшей приоритезации и выбора структуры фианнсирования;

2) теоретическое: использование полученной набора элементов финансового механизма КС для дальнейших исследований возможностей развития самого финансового механизма.

Источники:

1. Финансирование концессионных проектов [Электронный ресурс] // Официальный сайт ПАО «Сбербанк» URL: https://www.sberbank.ru/ru/legal/credits/koncessiya (дата обращения: 18.01.2023).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Проекты ИнфраВЭБ [Электронный ресурс] // Официальный сайт АО «ИнфраВЭБ» URL: https://vebinfra.ru/contacts/ (дата обращения: 18.01.2023).

3. Концессионные облигации [Электронный ресурс] // Информационный ресурс Cbonds URL: https://cbonds.ru/glossary/ concession-bonds/ (дата обращения: 18.01.2023).

4. Федеральный закон от 22.04.1996 г. № 39-Ф3 (ред. от 20.10.2022) «О рынке ценных бумаг», п. 2 ст. 15.1.

5. Обзор законопроекта Минэкономразвития России. Версия 3.0 [Электронный ресурс] // Аналитический обзор Национального центра ГЧП URL: https://pppcenter.ru/upload/iblock/bda/bda1ca80179720609e730c6658ef18d4.pdf, свободный (дата обращения: 18.01.2023).

6. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 29.12.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2023), ст. 174.1

7. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 29.12.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2023), ст. 162.

8. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 29.12.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2023), ст. 251.

9. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 29.12.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2023), п.1 ст. 257.

10. Федеральный закон от 04.11.2022 N 428-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации».

11. О порядке предоставления Фондом содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства финансовой поддержки субъектам Федерации на модернизацию систем коммунальной инфраструктуры [Электронный ресурс] // Официальный сайт Правительства Российской Федерации URL: http://government.ru/docs/29005/ (дата обращения: 18.01.2023).

References:

1. Financing of concession projects [Electronic resource] // Official website of Sberbank PJSC URL: https://www.sberbank.ru/ ru/legal/credits/koncessiya (access date: 18.01.2023).

2. InfraVEB projects [Electronic resource] // Official website of InfraVEB JSC URL: https://vebinfra.ru/contacts/ (date of access: 18.01.2023).

3. Concession bonds [Electronic resource] // Cbonds information resource URL: https://cbonds.ru/glossary/concession-bonds/ (date of access: 18.01.2023).

4. Federal Law of 22.04.1996 № 39-FZ (ed. from 20.10.2022) «About securities market», p. 2, article 15.1.

5. Review of the Draft Law of the Ministry of Economic Development of Russia. Version 3.0 [Electronic resource] // Analytical review of National Center for PPP URL: https://pppcenter.ru/upload/iblock/bda/ bda1ca80179720609e730c6658ef18d4.pdf, free (access date: 18.01.2023).

6. Tax Code of the Russian Federation (Part Two) from 05.08.2000 N 117-FZ (ed. from 29.12.2022) (with amendments and additions, in force from 01.01.2023), article 174.1 8.

7. Tax Code of the Russian Federation (Part Two) of 05.08.2000 N 117-FZ (as amended and supplemented, in force from 01.01.2023), art. 162 9.

8. Tax Code of the Russian Federation (Part Two) of 05.08.2000 N 117-FZ (ed. from 29.12.2022) (with amendments and additions, in force from 01.01.2023), art. 251.

9. Tax Code of Russian Federation (Part Two) from 05.08.2000 N 117-FZ (ed. from 29.12.2022) (with amendments and additions, in force from 01.01.2023), art 257, item 1.

10. Federal Law dated 04.11.2022 N 428-FZ «On Amending the Federal Law «On Special Economic Zones in the Russian Federation».

11. About the order of providing by the Fund of assistance to reform of housing and communal services of financial support to the subjects of Federation for modernization of communal infrastructure systems [Electronic resource] // The official site of the Government of the Russian Federation URL: http://government.ru/docs/29005/ (the date of accession: 18.01.2023).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.