Научная статья на тему 'Основные экономические условия эффективной добычи угля в Заполярье'

Основные экономические условия эффективной добычи угля в Заполярье Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
143
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные экономические условия эффективной добычи угля в Заполярье»

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ . ПРОБЛЕМЫ . ГОРНОГО : ПРОИЗВОДСТВА :

I

П

^В.И.; Экгард, ; А.А. Иванов, ; :

А Нифонтов, Ю.Н. Приходько, ; 2000

УДК 338:622.333

В.И. Экгард, А.А. Иванов,

Ю.А. Нифонтов, Ю.Н. Приходько

ОСНОВНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОЙ ДОБЫЧИ УГЛЯ В ЗАПОЛЯРЬЕ

ечорский угольный бассейн, расположенный в районах Крайнего Севера, по природным ресурсам, а также в технологическом и организационном плане не только не уступает другим угледобывающим районам, но и превосходит их. Потребность в коксующихся углях Печорского бассейна на перспективу до 2010 г. оценивается в 17-19 млн. т в год.

В Европейской части России бассейн обладает самым высоким промышленным потенциалом. С 1991 по 1996 год общий объем добычи в России упал на 30 %, в том числе на шахтах Кузбасса - на 27 %, в Печорском же бассейне лишь на 8 %. За этот период среднемесячная производительность труда рабочего на добыче увеличилась в Печорском бассейне на 22,3 %, в то время как в Кузбассе только на 4 %, в Восточном Донбассе - снизилась в 3 раза. В целом производительность труда в Печорском бассейне на 70 % выше, чем в Кузбассе.

В течение последних 5 лет основные экономические условия эффективной добычи угля в бассейне определялись общей концепцией

реструктуризации угольной отрасли [1; 2].

Программа социальноэкономического развития и реструктуризации производства Печорского бассейна разрабатывалась в соответствии с

постановлением правительства РФ № 716 от 19.06.94 г. и с протоколом

выездного заседания представителей министерств и ведомств, входящих в Межведомственную комиссию по социально-эконо-мическим проблемам развития угледобывающих регионов от 28 января 1995 г. № ЯУ-30/26-97. Предполагалось, что в результате выполнения всей программы [3; 4] эффективность

угольной промышленности

Печорского бассейна выразится в снижении дотаций из федерального бюджета не менее чем на 400 млрд. руб. (в ценах 1994 г.) за период 19962000 гг. Эта перспектива была достаточно хорошо обоснована, однако обязательным условием достижения такого положительного эффекта [5] являлось

сбалансированное выполнение

программы по всем направлениям: как по закрытию неперспективных шахт, так и по модернизации перспективных шахт и обеспечению их эффективной работы на весь остаточный срок службы. К сожалению, это важное условие очень

скоро было отодвинуто на второй план, и вопросы реструктуризации стали решаться в одностороннем, -можно сказать - в уродливом, -плане. Анализ выполнения

программы в направлении шахтного строительства на действующих перспективных шахтах ОАО «Воркутауголь» за 1995-1997 гг. [6] показал, что поставленные задачи не выполнены: ни одна из

перспективных шахт не вышла на планировавшиеся показатели по добыче угля (табл.).

Основными причинами

невыполнения намеченных объемов работ являлись крайне низкий уровень финансирования и затягивание его сроков. В 1995 году планировалось выполнить работы по реконструкции 5 шахт с освоением 331,4 млн. руб. капитальных вложений (цены 1991 года), фактически освоено 28,6 млн. руб. или 91,1 % от года.

В 1996 году по программе реструктуризации необходимо было получить инвестиций в объеме 52,7 млн. руб. капитальных вложений, компания «Росуголь» приняла к финансированию инвестиционную программу в объеме 23,9 млн. руб. или 45,4 %.

По Программе на 1997 год необходимы были инвестиции в объеме 52,3 млн. руб., принятая инвестиционная программа

ограничивалась объемом в 19,7 млн. руб. капитальных вложений (37,7 %), в том числе 10,1 млн. руб. за счет собственных источников, за счет средств господдержки - 9,6 млн. руб. (17 %).

Даже сниженный объем капвложений финансировался

неудовлетворительно. Из признанной

Таблица

ВЫПОЛНЕНИЕ ПРОГРАММЫ РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ ПО ДОБЫЧЕ УГЛЯ НА ШАХТАХ ОАО «ВОРКУТАУГОЛЬ» ЗА 1997 ГОД

Шахта Добыча, тыс. т +/- к Выполнение

По программе Факт программе программы, %

«Северная» 2200 1713 - 487 78

«Воркутинская» 1800 1484 -316 82

«Комсомольская» 1900 1295 -605 68

«Аяч-Яга» 800 745 -55 93

«Заполярная» 1500 1450 -50 97

«Октябрьская» 1575 1737 +162 110

«Центральная» 800 771 -29 96

«Юр-Шор» 575 440 -135 76

Итого по ОАО 11225 9635 -1590 86

компанией «Росуголь» задолженности за выполненные работы в 1996 году в объеме 39,1 млрд. руб. на 1.01.98 было выделено только 26,4 млрд. руб. Работы, выполненные в 1997 году в объеме 45,2 млрд. руб., профинансированы на 19,8 млрд. руб. (43,8 %)

Такое же невыполнение Программы было выявлено и по совершенствованию системы

обогащения, необходимому для повышения конкурентоспособности продукции.

Одним из основных условий Программы на 1995-1996 гг. являлось переоснащение семи перспективных шахт высокопроизводительными очистными комплексами. За счет этого планировалось добиться дальнейшего сокращения

количества очистных забоев, численности, затрат на добычу угля. В целях выполнения этой задачи, программой

реструктуризации в части лизинга оборудования были предусмотрены поставки в ОАО «Воркутауголь» за 1995-1997 гг. 12 механизированных комплексов. В целом за 1994-1998 гг. предполагалось получение 17 комплексов. Фактически ОАО

получило только 5 комплексов (29,4 %). Из запланированных федеральной программой 19 проходческих

комбайнов фактически было получено только 4 (21,1 %).

Несмотря на тяжелое финансовое положение, ОАО, вне Программы, приобрело за счет собственных средств пять очистных комплексов. Но даже с учетом этого, процент износа комплексов составляет 87,7 %. В целях поддержания объема добычи, за счет собственных источников ОАО «Воркутауголь» в 1996 году приобрело оборудования на 139 млрд. руб., в 1997 году - 129 млрд. руб.

Реализация программы

реструктуризации предусматривала комплексное решение основных проблемных вопросов: от

строительства горизонтов на

перспективных шахтах для

увеличения объемов добычи и выхода на бездотационную работу до смягчения социально-экономических последствий реструктуризации для работников путем обеспечения социальных гарантий и переселения трудящихся.

В связи с недостаточностью инвестиций, работы по

реструктуризации свелись к ликвидации 4 неперспективных шахт и закрытию малопроизводительных участков за счет собственных источников финансирования.

За годы реализации программы реструктуризации структура средств господдержки, направляемой на реконструкцию производства,

изменилась следующим образом:

Изменение структуры

государственной поддержки

усугубляется общим снижением выделяемых сумм (без учета средств на закрытие) с 572 млрд. руб. в 1995 году до 71 млрд. руб. после секвестирования бюджета.

Удельный вес господдержки в

доходах ОАО «Воркутауголь» снизился с 42 % в 1994 году до 17,1 % в 1997 году (с учетом графика дополнительного финансирования).

Таким образом, работа по сокращению издержек производства, концентрации горных работ, модернизации оборудования

проводилась в ОАО «Воркутауголь» в основном за счет собственных источников, которых было явно недостаточно для обновления производства, внедрения новой техники и технологий, позволяющих выйти на запланированный уровень добычи.

Вместе с тем, за 1995-1997 гг., выведя из эксплуатации 4 шахты, ОАО «Воркутауголь» увеличило добычу на оставшихся 8 шахтах на 1000 тыс. тонн в год. При сокращении 12 очистных забоев за 1995-1997 гг. была достигнута среднесуточная нагрузка на очистной забой 1353 тонн/сутки товарного угля, что на 54 % выше показателя 1994 года. В целом по ОАО за три года число очистных забоев сократилось в два с половиной раза без снижения объемов добычи. За 1995-1997 годы сокращена численность промышленно-

производственного персонала на 4276 человек, что составляет 18,2 % от численности в 1994 году.

За 1997 год среднемесячная производительность труда рабочего на добыче составила 63,0 т/мес. (в

1994 году - 46,9 т/мес.), увеличение -на 34,3 % ив 1,5 раза выше среднеотраслевого показателя.

Все вышеперечисленное

позволило снизить себестоимость добычи одной тонны товарной продукции в 1996 году на 22 %, сократить издержки производства на 221 млрд. руб. В результате проведения мероприятий по

структурной перестройке и координации внутренней ценовой политики уровень затрат на добычу одной тонны угля был зафиксирован. Однако в условиях дефицита оборотных средств, финансовое состояние ОАО

«Воркутауголь» постоянно

ухудшалось и в 1997 году достигло своей критической точки.

Основными причинами снижения платежеспособности ОАО

«Воркута-уголь» являются:

• снижение уровня господдержки в

доходах ОАО с 42 % в 1994 году до 15,5 % в 1997 году в условиях невозможности дальнейшей

индексации цен на уголь под угрозой потери рынков сбыта, так как цены на уголь воркутинских шахт

максимальные на внутреннем рынке (ЧМК-47,5 $, с учетом ж/д тарифа -60 $);

• включение суммы выплат по

отраслевому тарифному соглашению за 1994-1996 гг. в себестоимость угля (в 1995 г. - 138 млрд. руб., в 1996 г. -195 млрд. руб.). Следует отметить, что гарантом выполнения положений, предусмотренных Отраслевым

тарифным соглашением, является государство;

• включение в цену на уголь выплат, связанных с компенсацией работы в условиях Крайнего Севера, что составляет 26 % от полной себестоимости. Только за 9 мес. 1997 года на эти цели направлено 406 млрд. руб., в том числе 72 % - за счет выручки от реализации угля. Г одовой объем средств на компенсацию северных льгот с учетом задолженности по заработной плате на 1.01.97 г. составлял 750 млрд. руб.;

• финансирование за счет себестоимости добычи угля льгот и социальных выплат, гарантированных

1995 г. 1996 г. 1997 г.

Развитие производства, технического перевооружения, млрд. руб. 136,6 127,3 23,2

Закрытие шахт, предприятий, млрд. руб. 112 210,4 218,4

Правительством РФ по закону о Севере, отраслевому тарифному соглашению. За 1997 г. на эти цели израсходовано более 120 млрд. руб., годовая потребность в соответствии с гарантиями государства оценивается в 630 млрд. руб., в том числе относимых за счет себестоимости -462 млрд. руб., за счет прибыли (убытков) хоздеятельности - 168 млрд. руб. Имея по результатам хозяйственной деятельности за 1996 год убытки в сумме 1,1 трлн. руб., за 1997 г. - 796 млрд. руб., ОАО «Воркутауголь» не имеет источника собственных средств для

осуществления социальных выплат и компенсаций в полном объеме, что ведет к росту социального недовольства, ущемлению прав

трудящихся и к увеличению сроков

выплаты задержанной заработной платы;

• срыв выполнения Программы реструктуризации путем крайне низкого уровня финансирования, в том числе полный отказ от финансирования инвестиционных программ по реконструкции шахтного фонда.

В сложившихся условиях ОАО «Воркутауголь» было вынуждено за счет собственных источников осуществлять минимально

необходимый объем работ по поддержанию очистного фронта, техническому перевооружению

производства, отвлекая средства из внутреннего оборота при росте дефицита платежеспособности за годы реализации Программы в 3,4 раза.

За 1997 год обеспеченность оборотными средствами для ведения хозяйственной деятельности

составляет 34 % от потребности (коэффициент текущей ликвидности составляет 0,68 при нормативе 2). Коэффициент восстановления

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

платежеспособности равен 0,39 при нормативе 1,0, поэтому реальной возможности самостоятельно

восстановить платежеспособность в этом году ОАО «Воркутауголь» не имеет.

По состоянию на 1.01.98 г. кредиторская задолженность достигла 3,9 трлн. руб., дефицит платежеспособности только за 1996 год увеличился в 2,1 раза и составляет на 1.01.98 г. 1,9 трлн. руб., что эквивалентно 10-ти месячному объему

производства. Задолженность по платежам в бюджет и внебюджетные фонды достигла 1,7 трлн. руб., в том числе пени - 1 трлн. руб. При этом пеня пенсионному фонду в 3,2 раза превысила сумму недоимки.

Все эти факторы убедительно указывали на необходимость радикальной корректировки

программы реструктуризации. В течение 1997-1998 гг. были приняты энергичные меры по такой корректировке [7]. За основу был принят главный принцип, провозглашенный федеральной

программой реструктуризации:

сбалансированное проведение как закрытия неперспективных шахт, так и интенсификации угледобычи на оставшихся шахтах.

Анализ сложившегося положения позволил выявить, что для решения проблем, связанных с поддержанием мощностей действующих шахт и выхода их на проектный уровень необходимо:

• форсировать капитальное

строительство по вскрытию новых горизонтов;

• обеспечить своевременную замену

имеющегося горно-шахтного

оборудования, большая часть которого отслужила свои сроки;

• обеспечить концентрацию горных работ на пластах Мощный, Тройной, Четвертый, позволяющих получить наивысшую нагрузку на один очистной забой.

Организационно-технические меры, направленные на сокращение издержек производства, должны заключаться в следующем:

• закрытие неперспективных шахт;

• инвентаризация сырьевой базы;

• освоение и наращивание

мощностей перспективными

шахтами;

• реструктуризация строительного комплекса ОАО «Воркутауголь»;

• сокращение количества очистных забоев и рост нагрузки на забой;

• сокращение объемов

поддерживаемых выработок;

• увеличение объемов и глубины обогащения угля;

• сокращение численности.

В конкретных предложениях по корректировке программы

реструктуризации предусматривается повышение уровня концентрации горных работ на перспективных шахтах ОАО «Воркутауголь» путем

сокращения числа действующих очистных забоев с 23 в 1996 г. до 16 в 2000 г. при одновременном увеличении среднесуточной нагрузки соответственно с 1250 до 2165 т/сутки. Общий объем годовой добычи по горной массе при этом увеличится с 11775 тыс. т в 1996 г. до 13527 тыс. т в 2000 г.

При выполнении всех

рекомендаций рост доходов от реализации к 2000 г. составит 29,2%. Этот рост будет обеспечен как за счет увеличения объемов продукции, так и за счет улучшения ее качества. Так, за счет более глубокого обогащения цена в среднем возрастет на 19 % без ущемления интересов потребителей.

За счет внутренних мероприятий себестоимость тонны товарного угля снизится в среднем с 242,1 тыс. руб. до 230,0 тыс. руб. (в ценах IV квартала 1997 г.). Превышение

расходов над доходами будет снижаться, к 2000 г. оно составит 248,2 млрд. руб. (в тех же ценах) против 640,9 млрд. руб. в 1998 г. Сокращение уровня необходимой государственной поддержки к 2000 г. может составить 63 % от нынешнего уровня. В целом, по самым последним расчетам для реализации многократно корректированной программы

реструктуризации ОАО «Воркутауголь» на 1999-2002 годы потребуется 2,21 млрд. руб. Из этой суммы 1,1

млрд.

руб.

средства

государственной поддержки (49,9 %), остальное - собственные источники, заемные средства, налоговые освобождения. Будут ли выполнены эти условия, обеспечивающие к 2002 г. переход на безубыточный режим работы, - покажет будущее. Сейчас можно констатировать, что темпы утверждения последних разработок по корректировке на республиканском и федеральном уровнях вызывают тревогу. Но это уже тема, которую следует обсуждать отдельно.

При разработке предложений по корректировке программы

реструктуризации большое внимание было уделено комплексному использованию природных ресурсов в конкретных условиях Заполярья [6; 8; 9]: внедрению современных

технологий обогащения угля, утилизации породных отвалов, переработке угольных шламов, утилизации попутно извлекаемого метана. При этом, наряду с очевидной

пользой от снижения техногенного воздействия на окружающую среду, достигается и ощутимый

экономический эффект. Так, например, внедрение предложенной технологии и организации работ по изготовлению угольных брикетов из отходов углеобогащения позволит выпускать ежегодно до 100,0 тыс. т продукции по цене около 300 руб. за тонну (в ценах I квартала 1998 г., франко-станция МПС). При этом затраты на строительство установок окупятся за один год. Корректировка программы реструктуризации должна положительным образом отразиться и на социальных вопросах. Как известно, в настоящее время тревогу вызывает не только тяжелое состояние угольной отрасли, но и общий социально-экономический кризис в бассейне [7].

В связи с последним следует обратить особое внимание на еще одно важное обстоятельство, выявленное нами в процессе анализа. Недостаточное финансирование и смещение сроков выполнения тех или

иных мероприятий не должно рассматриваться как простое количественное изменение, ведущее лишь к удлинению сроков выполнения программы. Кризисное состояние угольной отрасли является общепризнанным фактором, при этом, естественно, основное внимание уделяется «пожарным» мерам на отдельных направлениях. Однако неполное и несбалансированное использование средств на

реструктуризацию становится не только малоэффективным, но и бессмысленным, так как близок уровень, за которым может начаться коллапс. Для Севера это вдвойне опасно: эта часть РФ может

превратиться в обширные территории без постоянного населения, трудно контролируемые и неуправляемые, где противостоять внешней экспансии будет невозможно. Поэтому при рассмотрении проблем Севера необходимо исходить из безусловного сохранения имеющейся там промышленности, инфраструктуры, путей сообщения и т.д.

В последнее время в печати все большую тревогу вызывают геополитические аспекты

воспроизводства минерально-

сырьевой базы России. Весьма характерны в этом отношении исследования Е. А. Козловского и М.И. Щадова, - напрямую связавшие проблемы минерально-сырьевой базы с национальной безопасностью страны [10]. На Севере в целом и в Воркуте в частности, где угледобывающая отрасль является градообразующей, эти аспекты проявляются наиболее остро. Чем быстрее во властных структурах будет осознана значимость минерально-сырьевой базы как основы национальной безопасности и, соответственно, выработано

правильное отношение к

горнодобывающим отраслям, тем быстрее Печорский бассейн и его заполярная часть с коксующимися углями смогут реализовать свои богатые потенциальные возможности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Яновский А. Б. Управление угольной промышленностью России в условиях действия механизма рыночных отношений // Уголь, 1994. - № 3. - С. 3-5.

2. Малышев Ю. Н., Зыков В. М. Теоретические предпосылки и методология реструктуризации угольной промышленности // Уголь, 1996. - № 7. - С. 3-9.

3. Петросов А. А., Ильина М. А. Новая концепция экономического регулирования деятельности угольной промышленности РФ в условиях либерализации цен на энергоносители // Уголь, 1995. - № 7. - С. 21-24.

4. Веселов А. П. Опыт реструктуризации в ОАО «Воркутауголь» // Уголь, 1997. - № 7-8. - С. 22.

5. Лобес Ю. Р., Ковалев О. В., Приходько Ю. Н., Казанин О. И. Современная оценка возможности дальнейшего освоения Печрского бассейна // III международный симпозиум «Горное дело в Арктике»: тезисы докл. - СПб, 1994. - С. 30.

6. Экгардт В. И. Обоснование инновационных решений комплексного использования природных ресурсов при подземной

разработке угольных месторождений Севера / Автореферат дис. на соиск. уч. степени к.т.н. - СПб, 1998. - 22 с.

7. Экгардт В. И. О социально-экономическом кризисе в Печорском угольном бассейне // Народное хозяйство РК / Труды межвузовской научно-практической конференции ВГИ СПГГИ (ТУ) 27-29 апреля 1998, Сыктывкар - Воркута - Ухта. - т. 7, № 1. - С. 712.

8. Приходько Ю. Н., Нифонтов Ю. А., Киляков А. А., Экгардт В. И. К вопросу о методах переработки влажных каменноугольных шламов месторождений Печорского бассейна // Народное хозяйство РК, Сыктывкар - Воркута - Ухта, т. 7, № 1, 1998. - С. 215-217.

9. Экгардт В. И., Ганшевский С. П., Коршунов Г. И. Перспективы утилизации метана в Печорском угольном бассейне // Народное хозяйство РК, т. 7, № 1, 1998, Сыктывкар - Воркута -Ухта. - С. 196-198.

10. Портнов А. М. О монографии Е. А. Козловского и М. И. Щадова «Минерально-сырьевые проблемы национальной безопасности России» // Изв. вузов. Геология и разведка, 1998. - № 1. - С. 160-162.

/

г

Экгардт В.И. — кандидат экономических наук, ОАО «Воркутауголь».

Иванов А. А — аспирант, Санкт-Петербургский государственный горный институт.

/1ифонпюа К).Л. СамкI-11е Iербур| ски й I осу;юреI немммй I ориый имсж IуI.

11риходько 10.11. ; ю не и I. ка ид и да I I со; ю I о- м и и ера: ю I и ч ее к и х и а у к. Са и к I -

11еIеро\р| ский I ос\дареIвенный трный инешт.

динамика, развитие).

Том 2 «Минерально-сырьевая база угольной промышленности России» (регионы и

бассейны).

Главные редакторы:

А.Е. Евтушенко — доктор технических наук,

Ю.Н. Малышев — член-корр. РАН.

В составе авторского коллектива крупнейшие ученые и практики геологии и угольной промышленности: Н.Н. Балмасов, В.И. Голицын, В.И. Ильин, Г.А. Кассихин, Е.А. Козловский, А.П. Красавин, В.Ф. Твердохлебов, В.Ф. Череповский и др.

Двухтомник издается по результатам научно-исследовательской работы по анализу и оценке минерально-сырьевой базы угольной промышленности, выполненной под руководством Центральной комиссии, специально созданной Минтопэнерго России.

Выполненная научно-исследовательская работа была высоко оценена Коллегией Минтопэнерго и двухтомник издается в соответствии с ее решением.

В двухтомнике:

• рассматривается динамика, сравнительные оценки и тенденции развития топливноэнергетического комплекса мира, СНГ и России;

• подробно анализируется минерально-сырьевая база угольной промышленности России, в том числе разведанные и прогнозные запасы, угли различного предназначения (марочный состав, для коксования, нетрадиционного использования и т. д.), промышленное освоение запасов;

• дана комплексная оценка сырьевой базы угольной промышленности России, при этом приводится распределение месторождений и разведочных запасов по благоприятности их промышленного освоения;

(.Продолжение на стр. )

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.