Научная статья на тему 'Стратегические возможности Печорского бассейна в системе регионально-отраслевых рынков угля'

Стратегические возможности Печорского бассейна в системе регионально-отраслевых рынков угля Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
73
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Рыбкин В. К.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Стратегические возможности Печорского бассейна в системе регионально-отраслевых рынков угля»

СЕМИНАР 19 ДОКЛАД НА СИМПОЗИУМЕ "НЕДЕЛЯ ГОРНЯК

МОСКВА, МГГУ, 25.01.99 - 29.01.99

I

^В.К. Рыбкин, 2000

УДК 658.5:622.333

В.К. Рыбкин

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ПЕЧОРСКОГО БАССЕЙНА В СИСТЕМЕ РЕГИОНАЛЬНООТРАСЛЕВЫХ РЫНКОВ УГЛЯ

Р

азвитие угольной отрасли Печорского региона и его угольных компаний подошло к той черте, за которой просматривается остановка воспроизводства его экономического потенциала и сужение социально-экономических возможностей на фоне ухудшения мак-ро- и микроэкономических условий угольного производства.

Достаточно сказать, что уровень общественного производства в стране снизился до показателей конца 30-х годов, а в 1999 году ожидается его падение еще на 6 %. В таких критических условиях нужны стратегии развития, связанные с радикальным управленческим реформированием предприятий, максимально быстрым восстановлением их экономического потенциала и ростом ВВП.

Стратегическая ограниченность реализуемой Правительством политики реструктуризации отрасли подтверждается анализом результатов «Прогно-за развития угольной промышленности России на период до 2020 г.» [1].

За 12 лет реструктуризации (с 1994 по 2005 годы) с учетом санации отрасли планируется, например, по шахтам - средний рост нагрузки на очистной забой в 2,9 раза до уровня 1670 т/сут., рост производительности труда рабочего в 1,9 раза до 75 т/чел.-мес., снижение себестоимости добычи угля на 41,2 % (в сопоставимых ценах).

В 1998 году, например, шахты ОАО «Воркутауголь» уже имеют нагрузку на очистной забой - 1600 т/сут., рост производительности труда

уровня 63 т/мес.

Программа реструктуризации носит эволюционный характер, а не характер радикальных рыночноориентированных реформ.

Стратегия всегда представлена фундаментальными управленческими решениями, влекущими необратимые и долгосрочные последствия в направлении развития воспроизводства потенциала экономической системы. Поэтому особое значение имеет анализ стратегических возможностей региональной угольной отрасли и их расширения в действующих и реально изменяющихся условиях ее внешней и внутренней среды.

На российской отраслевом рынке идет процесс формирования его ре-гионально-отрасле-вых рынков в потребительских сегментах угольной продукции: для нужд коксования;

обеспечения энергетики, топливных нужд (коммунально-бытовых нужд населения и др.).

В каждом сегменте региональных рынков их структура зависит от характера и степени конкуренции.

Наиболее концентрированными являются регионально-отраслевые рынки углей для нужд коксования, привязанные к металлургическим комбинатам, на каждом из которых предложение имеет олигополистический, а спрос монопсонистический характер.

Регионально-отраслевые рынки углей для нужд энергетики, привязанные к региональным энергосистемам и ее узлам, имеют олигополистический характер спроса и олигопсони-стический - предложения с меньшей

степенью концентрации, чем рынки коксующихся углей.

Региональные рынки углей для топливообеспечения, привязанные в основном к субъектам Федерации или их районам, носят территориально монополистический характер с еще меньшей степенью концентрации производителей, чем рынки первого и второго сегментов.

Такой характер отечественных рынков угля предопределен объективно и исторически сложившимся территориальным размещением основных потребителей угольной продукции относительно угледобывающих регионов, а также технологическими требованиями каждого рыночного субъекта (металлур-гического комбината - МК, коксо-газо-

химического завода КГХЗ, электростанции) к качеству и составу шихты.

Являясь ключевым этапом стратегического планирования, анализ стратегических возможностей развития угледобывающего региона основывается на:

1) анализе долгосрочных экономических интересов всех субъектов регионально-отрас-левых рынков, участвующих и воздействующих на экономическую деятельность угольных компаний региона, в особенности федеральных, региональных и местных интересов;

2) анализе возможностей структуры регионально-отрас-левых рынков угольной продукции в системе рынков продукции потребителей угля (топливно-энергетического и металлургического комплексов);

3) анализе маркетинговых возможностей спроса и предложения угольной продукции на регионально-отраслевых рынках;

4) анализе ресурсных возможностей, обеспечивающих воспроизводство потенциала угольного региона и его компаний;

5) анализе возможностей механизма реализации стратегий развития.

Предложенный нетрадиционный порядок анализа стратегических возможностей связан с принятым принципом стратегического управления: сначала распознание эффективных стратегий развития, а затем формулирование и решение проблем, мешающих реализации выбранных стратегий, с учетом экономических интересов рыночных субъектов, как основополагающей причины изменения этой системы [2].

Каждый пункт анализа следует разделить на две части:

♦ оценку реального уровня использования действующего потенциала в сложившихся условиях;

♦ оценку расширения возможностей развития с учетом реального изменения сложившихся регулирующих условий.

Причем первая часть анализа относится к тактическому планированию, а вторая - к стратегическому.

Сложившийся к концу 1998 года промышленный потенциал Печорского угледобывающего региона с одной стороны остается одним из самых высоких среди других регионов с подземной угледобычей, а с другой стороны, фактическое воспроизводство его потенциала подошло к такому низкому уровню, ниже которого возникает угроза его безопасного функционирования с максимально допустимым в условиях убыточности риском. Можно сказать, что в борьбе с неблагоприятными условиями (обстоятельствами) угледобывающие предприятия исчерпали свои внутренние резервы. Исходным обстоятельством анализа стратегических интересов субъектов экономической деятельности угольных компаний региона является то, что государство владеет контрольным (абсолютным) пакетом их акций.

С учетом перспектив развития угольной отрасли наблюдается процесс смещения интересов из федерального центра в региональные. Это связано с децентрализацией отрасли после ее разгосударствления, ослаблением государственного регулирования и поддержки, с переоценкой региональных приоритетов в области ресурсной политики.

Причина ослабления государственной угольной политики состоит в отсутствии механизма регулирования регионально-отраслевыми рынками угольной продукции в виде государственного экономического режима, благоприятствующего стратегическому развитию угольных регионов и их компаний.

Первоочередными мерами государства, имеющими для угольной отрасли стратегическое значение, должны стать:

1) снижение налоговых платежей до величины собираемой суммы, а не по максимальным ставкам, как сейчас;

2) списание задолженностей угольных компаний по пеням и штрафам, образовавшимся из-за недостаточного финансирования из федерального бюджета;

3) отмена социальных выплат, не подкрепленных федеральным и республиканским бюджетом;

4) выполнение государственных финансовых обязательств по программе реструктуризации отрасли, в особенности, по инвестициям на развитие производства;

5) разработка и реализация механизма государственного ценового регулирования на продукцию по государственным заказам, по тарифам на электроэнергию, железнодорожные перевозки и таможенным пошлинам, исходя из принципа равных рыночных конкурентных условий без ценового протекционизма одних угольных регионов и дискриминации других.

Обязательным требованием к Правительству является его ответственность как рачительного хозяина за свою собственность.

Реализация перечисленных мер позволит сделать собственность угольных компаний ликвидной и, если у Федерального Правительства нет интересов в угольной отрасли, то в этом случае субъект Федерации будет заинтересован взять в управление Федеральный пакет акций региональных компаний и стать эффективным хозяином.

В Республике Коми происхо-дит процесс пересмотра базового стратегического ресурса - от газа, нефти и леса к углю как стабильному, контролируемому республикой, менее рискованному и системоформирующему ресурсу, и процесс формирования республиканской угольной политики.

Заинтересованность и участие Республики Коми в стратегическом развитии угольной отрасли Печорского региона значительно расширило бы возможности угольных регионов и их компаний. Основными формами региональной стратегии являются:

1) формирование хозяйственных связей между субъектами Федерации;

2) межправительственные соглашения со странами ближнего и дальнего зарубежья;

3) формирование республиканской энергетической политики на основе угольного топлива.

Это является реальной базой для гарантированного республиканского заказа, который на ближайшую пер-

спективу оценивается в объемах дополнительных поставок:

• энергетических углей - до 600 тыс. т/год;

• коксующихся углей - до 900 тыс. т/год.

В последнее время в научных кругах обсуждается идея национализации угольной отрасли, как стратегическая мера. Анализ сценария национализации показывает его нецелесообразность. Эффективность экономики не зависит от формы собственности, а зависит, в первую очередь, от качества и количества управления, в особенности, стратегического. Государство и сейчас практически является собственником отрасли, а причина ее неэффективности состоит в том, что государство в настоящее время - плохой хозяин своей собственности.

Особую роль в совершенствовании структуры региональноотраслевых рынков должны сыграть интеграционные стратегии в системе отраслевых и межотраслевых хозяйственных связей на региональных рынках топливно-энергетического и металлургического комплексов.

В долгосрочной перспективе развития Печорского бассейна предлагается реально рассматривать следующие интеграционные возможности:

1) горизонтальной интеграции угольных компаний и предприятий Воркутинского и Интинского районов;

2) несколько вариантов вертикальной интеграции:

• добычи энергетических углей с энергопроизводством Интинского и Воркутинского энергоузлов Коми-энерго;

• производство угольной продукции для нужд коксования с производством кокса на ОАО «Северсталь» и Московском КГХЗ;

• несколько направлений диагональной интеграции:

• угледобывающего производства с предприятиями машиностроительного комплекса (ВПК и ведущими зарубежными фирмами) с участием ОАО «Северсталь»;

• угледобывающего производства Печорского бассейна, особенно шахт Вор-кутинского района, располагающего 145 млрд. т у. т. шахтного метана, с предприятиями газовой отрасли Республики Коми с целью его промышленной добычи и разработки.

Интеграционные стратегии позволяют повысить рентабельность угле-

добычи, увеличить добавленную стоимость конечной продукции и более рационально распределить ее между участниками на основе согласованных интересов, укрепить позиции участников на рынках и повысить конкурентоспособность угольной продукции, электроэнергии, кокса и стали, реализовать совместные инвестиционные программы с единой технической политикой, координировать ценовую политику и стабилизировать цены, снизить риски и получить другие преимущества стратегического характера.

Сложившийся уровень концентрации на олигополистических регионально-отраслевых рынках угольной продукции предопределяет необходимость координации ценовых и объемных изменений и реакций на них со стороны угольных компаний доминирующей группы.

Стратегические возможности рыночной координации на традиционных рынках расширяются при выборе ценоограничивающей стратегии, которая обеспечивает лидирующему олигополисту выигрыш на росте масштаба производства и постоянную долгосрочную прибыль, а также ограничивает вход на рынок предприятий-аутсайдеров и способствует самокоор-динации в группе доминирующих угольных компаний.

Возможности дифференциации угольной продукции ограничены однопродуктовым характером производства. Тем не менее нужно планировать в перспективе кроме имеющейся угольной продукции производство рассортированных по нескольким классам энергетических углей, рассортированного коксующегося концентрата - до 50 и 50-100 мм, оптимальные для потребителей смесовые концентраты из углей марок Ж и ГЖО и Ж, ГЖ, К, ОС, угольные топливные брикеты, что соответствует спросу и позволит оптимизировать структуру товарной продукции, а также снизить коммерческие риски.

Стратегические возможности диверсификации связаны с вариантами организации новых производств, обеспеченных собственными ресурсами:

1) на базе имеющихся и новых горно-обогатительных технологий:

• извлечение и производство шахтного метана;

• комплексная переработка промышленных отходов (золоотвалов ТЭЦ);

• возможность разработки и добычи марганцевой руды;

• на базе технологий в обслуживающих отраслях с учетом интеграции:

• конструирование, проектирование горного оборудования и машин и участие в из производстве в секторе горного машиностроения;

• жилищное строительство на территории Санкт-Петербурга, Ленинградской области и др. в рамках социальных программ - на базе строительных технологий и имеющихся мощностей.

Возможности технологического и

Таблица 1

технического развития угольных компаний Печорского бассейна связаны с эффективной концентрацией горных работ (на максимально длинных столбах и в длинных лавах на действующих шахтах, в шахтах-лавах при новом строительстве по принципу модульной шахты), а также с техническим перевооружением:

• на 10-15 летнюю перспективу - оснащение очистных забоев высокопроизводительными (5-6 тыс. т/сут) зарубежными комплексами и анкерной технологией крепления ГПВ, что позволит увеличить нагрузку на очистной забой в 3 раза;

• на 15-20 летнюю перспективу - радикальное обновление угледобывающей технологии на основе технологических прорывов (модульной фронтальной очистной выемки) на базе собственных разработок и кооперации с ведущими зарубежными фирмами, что позволит уве-

личить нагрузку на очистной забой в 1014 раз и будет основой стратегического лидерства на рынке;

• реконструкция обогатительных производственных мощностей на основе новых технологий;

• развитие ресурсосберегающих технологий.

Важнейшей составляющей стратегических возможностей рыночной структуры является создание преимуществ в транспортных схемах доставки продукции до потребителей, что позволит расширить рынки по направлениям:

1) на Уральский угольный регион

- рассматривается вариант строительства участка ж. д. полотна на участке Троицко-Печорск - Бокситы (195 км) с сокращением плеча на 1000 км;

2) на Архангельск и Белое море с возможностью морских перевозок -рассматривается вариант строитель-

ства участка ж. д. полотна Корпогоры

- Ванденга (160 км).

Стратегические маркетинговые возможности рыночного спроса и предложения на угольную продукцию зависят от конкурентоспособности по качеству, объемам и ценам на региональноотраслевых и мировых рынках. Возможности спроса по качеству будут развиваться в сторону роста параметров качества угольной продукции (после обогащения) (табл. 1)

Требования к качеству являются индивидуальными по каждому объекту потребления с учетом действующей технологии.

Снижение содержаний серы и золы, стремящееся к мировым экологическим нормам, может быть обеспечено за счет сортировки и обогащения с отсевом, обогащения до 0 мм, за счет подбора оптимальной шихты.

Параметры качества Значение

к 2010 г. к 2020 г.

1. Содержание золы, %: Снижение Снижение

-для энергетических углей с 22 % до 18 % до 14 %

-для коксующихся углей с 8,5-9 до 8,2 до 8 %

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Содержание серы, %: до 1,3 до 1,0

-для энергетических углей до 0,6 до 0,45

-для коксующихся углей

Повышение качества является значительным фактором экономии затрат на железнодорожные перевозки, что составит для Печорских углей около 200 млн. руб./год (в ценах начала 1998 года) и экологические платежи пред-приятий - потребителей углей.

Потенциальные маркетинговые возможности регионально-отраслевых рынков Печорских углей выражаются в следующих объемах прироста спроса и продаж концентрата (табл. 2) Ресурсные возможности Печорского угольного региона и его компаний включают:

• условия и возможности минерально-сырьевой базы;

• социальные условия и возможности угольных районов и компаний;

• возможности обеспечения производственными ресурсами в системе ресурсных рынков;

• инвестиционные и финансовые возможности;

• возможности природной среды. Минерально-сырьевая база угольной промышленности Печорского бассейна анализируется по группам естественных параметров геологоэкономической значимости месторождений [3]: угленосности, качеству углей, горно-геологическим условиям, географо-экономическим показателям. Обеспеченность запасами с условиями, благоприятствующими стратегическим целям, позволяет разработать эффективную воспроизводственную стратегию с учетом выбытия действующих мощностей.

Общие запасы кондиционных углей Печорского бассейна оцениваются [3] в размере 233,7 млрд. т, что составляет 68,5 % от общих геологических ресурсов, из них 8,7 млрд. т учтены госбалансом по категориям А+В+С1+С2, в том числе:

• угли пригодные для нужд коксования - 24,4 млрд. т, из которых 4,5 млрд. учтены государственным балансом;

• угли с возможным использованием в качестве спекающих и отощаю-щих добавок в шихту для коксования

- 11,3 млрд. т;

• угли для получения адсорбентов -5,5 млрд. т;

• угли для получения сульфоуглей -2,2 млрд. т;

• угли для производства синтетического жидкого топлива - 1,8 млрд. т;

• угли для производства горючего газа - около 500 млн. т;

• угли для производства углеродистых материалов - 250 млн. т;

• остальные - энергетические угли для нужд энергетики и топливообес-печения.

Выбор оптимальных кондиционных запасов с оценкой, выделяющей высокоперспективные и перспективные геологические объекты Печорского бассейна, показал, что к ним относятся всего 43,4 % кондиционных запасов, в том числе:

• высокоперспективных - 25,7 %, или около 60 млрд. т;

• перспективных - 17,7 %, или 41,4 млрд. т.

При этом из кондиционных исключались угли в пластах мощностью от 0,7 до 1,2 м и глубиной залегания более 900 м, а также бурые угли. Марочный состав углей высокоперспективных и перспективных месторождений имеет следующую структуру: Д - 58,4 %, ДГ - 7,8 %, Г -7,8 %, ГЖО - 14,4 %, Ж - 6,8 %, К - 1,6 %, ОС - 0,9 %, ТС - 1,2 %, Т - 1,1 %.

Стратегическим направлением воспроизводства минерально-

сырьевой базы угольной отрасли Печорского региона является формирование самодостаточной угольной базы для комплексного, качественного и эффективного удовлетворения коксохимии, энергетики и др. нужд на регионально-отраслевых рынках.

Перспективы развития разведочных и добычных работ связаны со строительством нового горизонта шахты Воргашорская (ГЖО), строительством шахты Воргашорская № 4 с запасами угля ГЖО - 337,6 млн т и мощностью 5,1 млн. т/год, отработкой запасов Южно-Хальмеръюской и Ша-рановской площадей с запасами углей марок К и ОС - 440 млн. т, разработкой Сейдинского месторождения с запасами угля марки Д - 610 млн. т.

Рыночно-ресурсные возможности зависят от обеспечения:

Таблица 2

а) объемов производственных ресурсов во времени и пространстве, учитывая, что в настоящих условиях предпочтительны среднесрочные производственные запасы, а в будущей -стабильной ситуации - краткосрочные запасы;

б) «качества - цены» производственных ресурсов, учитывая, что в кризисных условиях предпочтительнее среднее качество;

в) структуры поставщиков ресурсов, учитывая перспективность многосегментной стабильной структуры с долгосрочными договорами и возможностью организации Центра материально-технического снабжения предприятий Печорского региона с информационной маркетинговой службой.

Особое значение имеют социальные стратегические возможности. Социальные возможности анализируются на:

а) уровне региона с точки зрения обеспечения первичных нужд, воспроизводства кадров и координации рынка труда;

б) на уровне угольной компании -по численности персонала, взаимозаменяемости работников, их дифференциации, социального партнерства, по типу социального поведения трудового коллектива и др. факторам.

Расширение стратегических социальных возможностей связано:

1) с рыночно и производственно обусловленным сокращением общей численности персонала и численности населения угольных районов;

2) с пересечение жителей угольных районов, обеспечением их жилой площадью и материальной компенсацией;

3) с переквалификацией сокращающегося персонала для нужд ди-версификационных производств;

4) с применением вахтового метода обеспечения трудовыми ресурсами новых горных предприятий с узкоразвитой социальной инфраструктурой на них и высокоразвитой инфраструктурой в

Нужды потребления углей Прогноз прироста, тыс. т/год

2000 г. 2010 г.

1. для нужд энергетики 860 900

2. для нужд коксования 300 700

3. экспорт:

энергетических углей - 500

коксующихся углей 300 1200

Итого 1460 3300

сложившихся районных центрах (Воркута и Инта).

Реальные инвестиционно-

финансовые возможности основаны на смене финансовой политики государства, на режиме государственной поддержки и гарантий привлечения финансовых ресурсов.

Промышленность, в том числе угольная, стала заложницей ошибочных финансовых стратегий государства (1993 и 1995 гг.), которые привели к финансовому кризису в августе 1998 г.

Государство может создать для угольной отрасли благоприятный финансовый режим:

1) общие меры - по исправлению несостоятельной финансовой структуры, при которой денежное обращение занимает около 10 % от валового продукта. Необходимо, с помощью правительства, организовать по кругу (схемам) сложившихся взаимных неплатежей, имеющих денежный выход, замещение сумм этих обязательств эмиссионной денежной массой. При этом зачетные денежные средства должны оставаться и работать в производственном процессе. Это восстановит оборотные средства предприятий и увеличит сбор налогов;

2) первоочередные меры позволят:

а) осуществить снижение федеральных и республиканских налогов, списание задолженностей по пеням и штрафам угольных компаний от сумм непрофинансированных социальных обязательств Правительства;

б) сформировать благоприятный инвестиционный режим, в том числе для иностранного капитала, подкрепленный механизмом государственных гарантий, что активизирует собственные и привлеченные источники, например, по следующим схемам ликвидных экспортных поставок угольной продукции с участием первоклассных зарубежных банков и представительного республиканского банка:

• по программе технического переоснащения (экспорт угля в обмен на-поставки зарубежной техники);

• по социальной программе (экспорт угля в обмен на строительство жилья в Санкт-Петербурге, Москве и др. и создание фонда недвижимости).

Инвестиционно-финансовые возможности зависят от доступности, потенциальной емкости, степени риска и возвратности финансовых источников. Они включают наборы вариантов:

• привлечение внешних финансовых ресурсов во времени;

• возврата привлеченных средств во времени;

• использования собственных или кооперационных возможностей. Реализация эффективных финансовых стратегий позволяет увеличить добавленную стоимость продукции.

Значительную роль для развития региональной отрасли иг-рают стратегические возможности, формирующиеся в области управления:

• выбор типа, функций и технологий управления (стратеги-ческого - на уровне региональной промышленности и ее угольных компаний, тактического и оперативного - на уровне угольной компании и предприятий);

• выбор организационной структуры;

• выбор управленческой структуры. Все перечисленные возможности

должны быть адекватно отражены в экономическом механизме реализации стратегий развития угольной отрасли региона:

• рыночном механизме (цено-вом);

• институциональном механизме (своде правил-условий, регулирующих экономические и социальные отношения между субъектами рынка) [2];

• информационном механизме, регулирующем информационные потоки в единой информационной системе.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. «Разработка прогноза развития угольной промышленности России на период до 2020 года с учетом предложений по развитию других отраслей ТЭК». Отчет о научно-исследовательской работе (промежуточный) / Министерство топлива и энергетики РФ, РАН, ННЦентр Горного производства, ИГД им. Скочинского. - Люберцы, 1997 г.

2. Скобелев В. Л. Переосмысление системы управления горной компанией, ориентированной на рынок. Научно-технический журнал -народное хозяйство Республики Коми, № 1, 1998 г.

3. Анализ и оценка минерально-сырьевой базы угольной промышленности. Заключительный отчет / Северо-западная региональная комиссия. - Воркута, 1994 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.