ОСНОВНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИТОГИ ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВА ГЕРМАНИИ В
СОВЕТЕ ЕС
А.В. Котов, канд. экон. наук, старший научный сотрудник Центр германских исследований Института Европы РАН (Россия, г. Москва)
DOI: 10.24411/2411-0450-2021-1042
Аннотация. Экономическая повестка Германии в период председательства в Совете ЕС реализовалась в одни из самых трудных периодов европейского хозяйственного пространства. В статье рассматриваются итоги основных экономических инициатив Германии. Они связаны с политикой продолжения структурных изменений и использование возможностей, инициированным Европейским зеленым курсом и процессом цифровиза-ции. Подчеркивается, что много инициатив было направлено на укрепление единого внутреннего рынка, который опорой устойчивости европейской экономики факторов усиления взаимозависимости стран. Коронокризис ускорил переход к зеленой, цифровой экономике. Меры структурной политики компенсировали ухудшение экономической конъюнктуры и повышали конкурентоспособность европейских регионов для новых вызовов. В этом контексте председательство Германии прагматично ставило цель укрепить Европу как инновационный центр цифровой и экологической трансформации и шаг за шагом добиваться стратегической экономической автономии континента в ключевых хозяйственно-политических вопросах.
Ключевые слова: Германия, Европейский Союз, структурная политика, зеленая экономика, цифровизация.
Германия во второй половине 2020 года председательствовала в Совете ЕС. Ситуация, связанная с развитием короновирус-ной инфекции, сделала главной экономической целью содействие хозяйственному восстановлению и повышение устойчивости европейской экономики. Это включало в себя усиление конкурентоспособности стран ЕС, повышение их инновационного потенциала, сохранение открытых рынков, усиление регионального аспекта программ помощи. При этом все эти цели увязывались в рамках политики «двойного перехода»: содействие цифровой и экологической модернизации ЕС [1]. Особое внимание было уделено повышению конкурентоспособности многих малых и средних компаний и европейской промышленности.
Важной вехой стало соглашение Совета ЕС и Европейского парламента о следующем финансовом плане (т.н. «многолетние финансовые рамки» на 2021-2027 годы). Нужно полагать, что в 2021 году это создаст не только финансовые предпосылки для дальнейших реформ, необходимых для
преодоления пандемии. Важно, что достигнутое соглашение также закладывает основу для успешных цифровых и экологических структурных изменений и, таким образом, для будущего экономического роста и обеспечения занятости. Следует отметить, что пандемия привела к худшему экономическому спаду в истории ЕС. Совпадение с председательством Германии в Совете ЕС расценивалось в самой ФРГ как большая ответственность для принятия решительных действий и совместных усилий со стороны европейских стран.
Таким образом, председательство Германии в Совете ЕС во второй половине 2020 года было направлено на укрепление сплоченности и солидарности между государствами-членами ЕС и всего ЕС. Опираясь на успехи хорватского председательства в Совете ЕС в первой половине 2020 года, в тесном сотрудничестве со следующими странами-председательницами -Португалией и Словенией - была подготовлена общая полуторагодовая программа для обеспечения конкурентоспособно-
1S3
го, экономически устойчивого и инновационного ЕС в будущем [2].
В области экономической политики председательство Германии в Совете ЕС принесло ряд очевидных результатов. Удалось дать импульс модернизации европейских экономик, чтобы обеспечить конкурентоспособность европейской экономики в долгосрочной перспективе [3]. Функционирующий и устойчивый внутренний рынок имеет важное значение для укрепления экономической основы ЕС. Во время председательства Германии в Совете ЕС главы государств и правительств одобрили выводы Совета по конкурентоспособности, которые помогают улучшить соблюдение правил внутреннего рынка, устранить ненужные препятствия и сделать внутренний рынок более устойчивым к кризисам. В выводах определены ключевые области действий для устойчивого единого внутреннего рынка ЕС: зеленая и цифровая трансформация, единый рынок для малых и средних предприятий, свободная и справедливая конкуренция, а также структурные реформы в государствах-членах для повышения конкурентоспособности. Еще одной вехой в укреплении единого рынка стало успешное завершение переговоров по программе усиления внутреннего рынка (около 4,2 млрд евро на 2021-2027 гг.). С этой целью будет реализовываться «Программа повышения конкурентоспособности предприятий и малых и средних предприятий -COSME» [4].
Европейская промышленность также играет центральную роль в восстановлении экономики и повышении устойчивости ЕС. В центре внимания консультаций по промышленной политике в рамках председательства Германии в Совете ЕС, среди прочего, был поднят вопрос о том, как можно улучшить инновационный климат и какие технологии должны играть ведущую роль. Принятые выводы Совета по промышленной политике наделяют Комиссию ЕС дальнейшим мандатом на усиление экономической мощи европейской промышленности, ускорение экологических и цифровых изменений. Отдельно следует отметить, что в выводах Совета
также подчеркивается важность общеевропейского сотрудничества в инновационных ключевых технологиях, которые будут расширяться, в том числе на межрегиональном уровне.
Под председательством Германии в Совете ЕС был достигнут значительный прогресс, в том числе: в «Промышленных альянсах», а также в так называемых «проектах общеевропейского интереса» (Common Interests), особенно в области аккумуляторных элементов и водородных технологий. Развитие данных альянсов ставит целью укрепить технологический суверенитет Европы.
Успешное антикризисное управление и трансформация также требовало создания благоприятных рамочных условий для инноваций. В этих условиях во время председательства Германии Совет по конкурентоспособности призвал Европейскую комиссию шире использовать экспериментальные положения в законодательстве ЕС и создавать возможности для тестирования новых технологий, таких как искусственный интеллект или блокчейн (т.н. режим «регуляторных песочниц»).
В связи с пандемией COVID-19 Европейская комиссия приняла решение о временных рамках государственной помощи, чтобы смягчить финансовые правила. Этот вопрос интенсивно обсуждался с европейскими партнерами во время председательства Германии в Совете ЕС. Европейская комиссия продлила и расширила его до 30 июня 2021 года. Наиболее пострадавшим сектором среди сервисных отраслей является туристический. Во время председательства Германии в Совете ЕС были инициированы интенсивные консультации о том, как можно его в дальнейшем укрепить и перестроить. Задача в этом случае состояла из двух этапов. В краткосрочной перспективе важно сохранить бизнес и рабочие места в ЕС. В долгосрочной - необходимо восстановить доверие и предсказуемость для путешественников и туристической индустрии, а также расширить цифровую трансформацию туристической индустрии.
Кроме того, был начат процесс обсуждения стандартизации. Поскольку для ин-
новационной европейской экономики, особенно для малых и средних предприятий, очень важно устанавливать нормы и стандарты на международном уровне. При значительном разделении труда между частным сектором стандартизации и законодателями единообразные и последовательные требования к продуктам должны быть определены на европейском внутреннем рынке. Должна быть обеспечена синхронизация с европейскими отраслевыми политиками. Уже за рамками председательства Германии эти консультации могут быть продолжены в воссозданной рабочей группе Совета по технической гармонизации (стандартизации).
В высокотехнологичной кооперации европейских стран удалось достичь соглашения в космической отрасли. В области освоения космоса была согласована идея «руководящих принципов для европейских стран». Кроме того, впервые все космические программы ЕС, такие как "Галилей" и "Коперник", будут объединены в одну всеобъемлющую космическую программу ЕС.
Что касается торговой политики, Германия последовательно выступала в Совете ЕС за диверсификацию торговых отношений с целью расширения возможностей для широких и устойчивых цепочек поставок. Были проведены интенсивные обсуждения со всеми сторонами и заинтересованными группами, и были изучены шаги для завершения торгового соглашения ЕС с МЕРКОСУР. Кроме того, председательство Германии в Совете ЕС поддержало Европейскую комиссию в продолжающихся переговорах по торговым соглашениям с Австралией и Новой Зеландией с целью их скорейшего заключения. В кругу министров торговли также интенсивно обсуждались варианты сохранения и обеспечения будущего европейской сталелитейной промышленности, её перспективной зеленой трансформации. На финише 2020-го года состоялось заключение всеобъемлющего инвестиционного соглашения между ЕС и Китаем и соглашение с Великобританией о будущих отношениях после Брекзита.
Во время председательства Германии в Совете ЕС государства-члены ЕС также согласовали предложение о пересмотре правил ОЭСР для финансирования экспорта. ЕС стремится модернизировать правила, касающиеся условий финансирования, регулирования прозрачности и сферы применения, что является важным вкладом в повышение конкурентоспособности экспортной отрасли ЕС.
Важным шагом на пути к фундаментальной реформе закона ЕС о защите инвестиций стало единодушное принятие консенсуса в отношении прозрачного процесса отбора судей системы инвестиционных судов ЕС (ICS) после того, как соответствующие переговоры в Совете были заблокированы в течение двух лет. Кроме того, председательство в Совете ЕС было направлено на расширение и углубление партнерства с европейскими соседями, которые не являются членами ЕС и представляют европейскую зону свободной торговли - с Норвегией, Исландией и Лихтенштейном. Последовательно продолжался законодательный процесс по расширению торговых преференций для стран Западных Балкан был также завершен под председательством Германии. Но первоначальная цель по ускорению расширения ЕС на Западных Балканах путем начала переговоров о вступлении с Северной Македонией и Албанией не удалась.
Более детально в цифровой повестке председательство Германии в Совете ЕС было посвящено продвижению высокопроизводительных, безопасных и устойчивых цифровых инфраструктур. 18 государств-членов ЕС подписали совместную Декларацию европейской инициативы в области микропроцессоров и полупроводниковых технологий. Инициатива направлена на значительное увеличение доли Европы в общем объеме рынка полупроводников и, таким образом, уменьшение зависимости от микрочипов из третьих стран с более низкими требованиями к ИТ-безопасности. Все страны-члены ЕС подписали совместную декларацию о следующем поколении европейских облачных систем - «Европейская федерация облачных вычислений». Это необходимо для
создания надстройки для привлечения инвестиций, стандартизации и взаимодействия в сфере облачных данных. Было достигнуто принципиальное согласие по запуску программы «Цифровая Европа». Целью является содействие цифровой трансформации европейской экономики и общества: программа способствует развитию и расширению собственных возможностей ЕС в ключевых областях цифровых технологий и поддерживает их распространение и принятие в областях, представляющих общественный интерес и в частном секторе, в частности в малый и средний бизнес. На это выделяется около 7,6 млрд евро в течение следующих семи лет.
Ключевым успехом председательства Германии в Совете ЕС в связи с региональной политикой стало заключение наиболее обширного соглашения с Европейским парламентом о законодательном пакете структурных фондов ЕС. Таким образом, организовано начало нового финансового планового периода (2021-2027 гг.). Основное внимание в новом периоде финансирования будет уделяться инновационным и технологически ориентированным экономическим изменениям, а также защите климата и окружающей среды. В рамках программы REACT-ЕС регионам выделяется в распоряжение 50,6 млрд евро для инвестиций в экологические и цифровые инновации и управление кризисами в течение следующих двух лет. Одновременно регионы получат 19,3 миллиарда евро для смягчения экономических и социальных последствий перехода к климатически нейтральной экономике в рамках «механизма справедливого перехода» [5]. Вместе с тем в климатической повестке возникает неоднозначная картина. После жесткой дискуссии федеральное правительство ФРГ настояло на изменении цели снижения выбросов на 55% выбросов парниковых газов к 2030 году по сравнению с 1990 годом.
В энергетической политике важной темой председательства Германии в Совете ЕС была тема водородных технологий. Экономическая политика Германии нацелена на раскрытие их значительного по-
тенциала для экономической и энергетической политики в увязке с амбициозной климатической политикой и приданием новых импульсов экономическому росту.
К неудачам экономической политики в период председательством Германии в Совете ЕС можно отнести не оправдавшиеся ожидания в сфере традиционно сложных аспектов миграционной политики [6]. Эксперты отмечают, что в политике предоставления убежища и миграции не было видимых шагов к пониманию между странами-членами ЕС относительно большей солидарности и совместной экономической ответственности. Государства-члены ЕС продолжают полагаться на национальные базовые системы безопасности [7].
Заключение. Во втором полугодии 2020-го года политико-хозяйственная роль Германии была центральной в Европейском Союзе как председателя Совета ЕС. Самая сильная в экономическом отношении страна ЕС приняла на себя эти обязательства в крайне сложный период развития короновирусной пандемии.
Ожидания к немецкой экономической повестке изначально уже были очень высокими. Были большие опасения, что Германия может среагировать, как это было во время финансового кризиса, и предпочла бы более национально ориентированные решения, чем помощь остальной Европе. Тот факт, что Германия стремилась находить общеевропейские решения положительно влияло на имидж немцев в Европе [8].
В экономической повестке Германии наиболее значимых результатов удалось добиться на финишной прямой в декабре 2020 года. Главным результатами стало улучшение работы различных отраслевых каналов финансовой помощи в противодействие хозяйственному спаду и принятии бюджетного плана ЕС для очередного цикла планирования. Несмотря на многодневные обсуждения, особую позицию Венгрии и Польши канцлерин Ангела Меркель сумела привести европейских коллег к общему решению. Остается нерешенным фундаментальный спор по проблеме миграции, затянувшийся и обострившийся из-за ситуации, связанной с ко-
роновирусом. Экономическая повестка, торому необходимо находить баланс меж-реализованная ФРГ, укрепила продвиже- ду экономическими гигантами США и Ки-ние «стратегической автономии» ЕС, ко- таем.
Библиографический список
1. Белов В.Б. Европейская зеленая сделка // Европейский Союз: факты и комментарии. - 2020.- № 99.- С. 33-39.
2. Белов В.Б. Новое трио председателей в совете ЕС // Европейский Союз: факты и комментарии. - 2020.- № 101.- С. 18-24.
3. Wirtschaftspolitische Bilanz der deutschen EU-Ratspräsidentschaft. Ergebnisse des Bundesministeriums für Wirtschaft und Energie. [Economic and political balance sheet of the German EU Council Presidency. Results of the Federal Ministry for Economic Affairs and Energy]. (In German). // Bundesministerium für Wirtschaft und Energie (BMWi), Berlin, 2020. -30 p.
4. Белов В.Б. ^ратегия развития малого и среднего бизнеса в условиях "двойного перехода" // Европейский Союз: факты и комментарии. - 2020.- № 100. - С. 53-59.
5. Белов В.Б. Инвестиционный план европейской зеленой сделки и механизм справедливого перехода // Европейский Союз: факты и комментарии. - 2020.- № 99.- С. 39-43.
6. Белов В.Б. Миграционные аспекты председательства Германии в совете ЕС // Научно-аналитический вестник Института Европы РАН. - 2020. - № 4 (16). -С. 7-14.
7. Gemischte Bilanz der deutschen EU-Ratspräsidentschaft. - URL: https://www.caritas.de/fuerprofis/presse/pressemeldungen/gemischte-bilanz-der-deutschen-eu-ratspraesidentschaft-8d6bc020-f0e6-4198-a83a-27dab1ccaf30 (дата обращения 25.01.2021 г.)
8. Deutschland hat seine Ziele erreicht - mit Pragmatismus und Hartnäckigkeit. - URL: https://www.handelsblatt.com/politik/international/eu-ratspraesidentschaft-deutschland-hat-seine-ziele-erreicht-mit-pragmatismus-und-hartnaeckigkeit/26758296.html?ticket=ST-4695947-pScNa054Uf4L4WE5dnüt-ap4 (дата обращения 25.01.2021 г.)
KEY ECONOMIC RESULTS GERMAN CHAIRMAN OF THE EU COUNCIL
A.V. Kotov, Candidate of Economic Sciences, Senior Researcher
Center for German Studies, Institute of Europe, Russian Academy of Sciences
(Russia, Moscow)
Abstract. Germany's economic agenda during its presidency of the Council of the EU was realized in some of the most difficult periods of the European economic space. The article examines the results of the main economic initiatives in Germany. They relate to the policy of continuing structural change and seizing the opportunities initiated by the European Green Deal and the digitalization process.
The article demonstrates that many initiatives have been aimed at strengthening a single internal market, which is the backbone of the sustainability of the European economy by factors of increasing the interdependence of countries. The corona crisis has accelerated the transition to a green, digital, sustainable economy. Structural policies have compensated for the deteriorating economic environment and increased the competitiveness of European regions for new challenges. The German presidency pragmatically set the goal of strengthening Europe as an innovation center for digital and environmental transformation and, step by step, achieve strategic economic autonomy for the continent in key economic and political issues.
Keywords: Germany, European Union, structural policy, green economy, digitalization.