Научная статья на тему 'СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПОВЕСТКИ ДНЯ РОССИИ И ШВЕЦИИ В ПЕРИОД НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВ В СОВЕТЕ БАРЕНЦЕВА ЕВРО-АРКТИЧЕСКОГО РЕГИОНА'

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПОВЕСТКИ ДНЯ РОССИИ И ШВЕЦИИ В ПЕРИОД НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВ В СОВЕТЕ БАРЕНЦЕВА ЕВРО-АРКТИЧЕСКОГО РЕГИОНА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
210
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАРЕНЦЕВ РЕГИОН / СОВЕТ БЕАР / СОТРУДНИЧЕСТВО / РЕГИОН / ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВО / АРКТИКА / THE BARENTS REGION / THE BEAR COUNCIL / COOPERATION / REGION / THE CHAIRMANSHIP / THE ARCTIC

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Цыкалюк Игорь Владимирович

В данной статье была рассмотрена такая организация как Совет Баренцев Евро-Арктического региона. В подробности были проанализированы периоды председательств двух стран - Российской Федерации и Королевства Швеция. Временные рамки ограничиваются периодом 2015-2019 годов - периодом председательств этих двух стран. Данная тема представляется актуальной, так как председательство РФ не было в полной мере проанализировано исследователями, а председательство Швеции завершилось недавно - 4 октября 2019 года. Подробно рассмотрены реализованные проекты двух стран по различным направлениям, а также проведен сравнительный анализ итогов председательств двух стран, выявлены общие особенности и различия. Сделан вывод об организации СБЕР в целом: о ее деятельности, результативности и полезности. Также в исследовании представлен анализ программы председательства Королевства Норвегии и дан прогноз на период председательства в Совете БЕАР на 2019-2021 года.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPARATIVE ANALYSIS OF THE AGENDA OF RUSSIA AND SWEDEN DURING THE NATIONAL PRESIDENCIES OF THE BARENTS EURO-ARCTIC COUNCIL

This article discusses such an organization as the Council of the Barents Euro-Arctic region. The periods of the two countries ' presidencies - the Russian Federation and the Kingdom of Sweden-were analyzed in detail. The time frame is limited to the period 2015-2019-the period of the two countries ' presidencies. This topic seems relevant, since the Russian presidency has not been fully analyzed by researchers, and the Swedish presidency ended recently-on October 4, 2019. The implemented projects of the two countries in various areas are considered in detail, as well as a comparative analysis of the results of the presidencies of the two countries, common features and differences are identified. The conclusion is made about the BEAC organization as a whole: about its activities, effectiveness and usefulness. The study also provides an analysis of the program of the presidency of the Kingdom of Norway and provides a forecast for the period of the presidency of the bear Council for 2019-2021.

Текст научной работы на тему «СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПОВЕСТКИ ДНЯ РОССИИ И ШВЕЦИИ В ПЕРИОД НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВ В СОВЕТЕ БАРЕНЦЕВА ЕВРО-АРКТИЧЕСКОГО РЕГИОНА»

Сравнительный анализ повестки дня России и Швеции в период национальных председательств в Совете Баренцева Евро-Арктического региона

Comparative analysis of the agenda of Russia and Sweden during the national presidencies of

the Barents Euro-Arctic Council

Цыкалюк Игорь Владимирович

Студент 4 курса Факультет Зарубежное регионоведение ФГАОУ ВО «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова» Архангельская область, г. Северодвинск, пр-кт. Ленина 48/102, кв.35

e-mail: gariktsykalyuk@yandex. ru

Tsykalyuk Igor Vladimirovich

Student 4 term Faculty of Foreign Regional Studies

Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education «Northern (Arctic) Federal University

named after M.V. Lomonosov» Arkhangelsk region, Severodvinsk, Lenin avenue 48/102, flat 35

e-mail: gariktsykalyuk@yandex. ru

Аннотация.

В данной статье была рассмотрена такая организация как Совет Баренцев Евро-Арктического региона. В подробности были проанализированы периоды председательств двух стран - Российской Федерации и Королевства Швеция. Временные рамки ограничиваются периодом 2015-2019 годов - периодом председательств этих двух стран. Данная тема представляется актуальной, так как председательство РФ не было в полной мере проанализировано исследователями, а председательство Швеции завершилось недавно - 4 октября 2019 года. Подробно рассмотрены реализованные проекты двух стран по различным направлениям, а также проведен сравнительный анализ итогов председательств двух стран, выявлены общие особенности и различия. Сделан вывод об организации СБЕР в целом: о ее деятельности, результативности и полезности. Также в исследовании представлен анализ программы председательства Королевства Норвегии и дан прогноз на период председательства в Совете БЕАР на 2019-2021 года.

Annotation.

This article discusses such an organization as the Council of the Barents Euro-Arctic region. The periods of the two countries ' presidencies - the Russian Federation and the Kingdom of Sweden-were analyzed in detail. The time frame is limited to the period 2015-2019-the period of the two countries ' presidencies. This topic seems relevant, since the Russian presidency has not been fully analyzed by researchers, and the Swedish presidency ended recently-on October 4, 2019. The implemented projects of the two countries in various areas are considered in detail, as well as a comparative analysis of the results of the presidencies of the two countries, common features and differences are identified. The conclusion is made about the BEAC organization as a whole: about its activities, effectiveness and usefulness. The study also provides an analysis of the program of the presidency of the Kingdom of Norway and provides a forecast for the period of the presidency of the bear Council for 2019-2021.

Ключевые слова: Баренцев регион, совет БЕАР, сотрудничество, регион, председательство, Арктика.

Key words: the Barents region, the bear Council, cooperation, region, the chairmanship, the Arctic.

1. Национальное председательство Российской Федерации и Королевства Швеция в Совете Баренцева Евро-Арктического региона: общее и особенное.

Региональное сотрудничество остается для России важным каналом диалога с североевропейскими партнерами, что позволяет вести деловую и конструктивную дискуссию по вопросам, касающимся трансграничного контекста. СБЕР - один из основных форматов сотрудничества, объединяющий Россию и страны Северной Европы. Так как Совет зарекомендовал себя как эффективная платформа для межправительственного сотрудничества, охватывающего все ключевые сферы общественной жизни, странами-членами неоднократно упоминается, что в этом отношении важно избегать любой политизации своей работы и

держать ее в качестве инструмента, который формирует объединяющую повестку дня и способствует созданию зоны доверия и стабильности в регионе.

Основной целью российского председательства 2015-2017 гг. в Совете стало дальнейшее содействие устойчивому социально-экономическому развитию Баренцева региона, создание современной инфраструктуры, повышение конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности региона при использовании его научных, инновационных и ресурсных возможностей. В конечном итоге все сводилось к значительному улучшению качества жизни тех людей, которые здесь живут. Российская сторона перед началом своего председательства обязалась преследовать эту цель в полном соответствии с требуемыми экологическими стандартами и с учетом интересов коренных народов.

Основное внимание было сосредоточено на сферах транспорта и логистики, окружающей среды и климата, а также культуры и туризма. Этот выбор приоритетных областей в полной мере отражает потребности региона и поддерживался другими участниками Баренцева сотрудничества.

Укрепление транспортной системы явилось естественной предпосылкой для развития межрегиональных торгово-экономических отношений. Современная инфраструктура - это ключ к реализации масштабных проектов по созданию современных производственных мощностей и созданию новых рабочих мест. В идеальной перспективе российское председательство видело развитие новых транспортных артерий на Севере, включая использование Северного морского пути в качестве кратчайшего морского пути между Северной Европой и Азиатско-Тихоокеанским регионом, что способствовало бы увеличению объемов торгово-экономического сотрудничества между государствами-членами СБЕР.

Другой целью на этом пути для России является разработка Совместного транспортного плана Баренцева региона, который подготавливался с 2012 года. Документ предусматривает создание 16 эффективных, безопасных и устойчивых трансграничных транспортных маршрутов (коридоров), семь из которых пройдут через территорию Российской Федерации, и будут объединять железные, автомобильные дороги и морские маршруты. Кроме того, российская сторона выступила с намерением развивать авиационные маршруты Восток-Запад в Северной Европе, в частности между Оулу-Лулео-Тромсё (работает с весны 2015 г.), Архангельск-Мурманск-Тромсё (приостановлено осенью 2014 г.), Архангельск-Киркенес и Сыктывкар-Котлас-Архангельск.

В работе над экологической повесткой дня Россия концентрировалась на практических шагах по дальнейшему устранению экологических «горячих точек» в российской части Баренцева Евро-Арктического региона. К настоящему времени девять из сорока двух таких «горячих точек», определенных СБЕР и Арктическим советом, были ликвидированы на северо-западе России.

Охрана водных ресурсов, экологически чистые технологии и экологически устойчивое потребление, экологическое образование и развитие сети особо охраняемых природных территорий также вошли в вопросы, рассматриваемые Россией в период 2015-2017 гг.

Во время своего председательства Россия отметила изменение климата в качестве одной из наиболее острых проблем, которая имеет не только глобальное, но и четкое региональное измерение, поскольку она влияет на традиционный образ жизни и среду обитания народов Севера. В этой связи государство придала большое значение реализации Плана действий по изменению климата для Баренцева сотрудничества, принятого министрами окружающей среды СБЕР (4-5 декабря 2013 г. в Инари, Финляндия).

Немаловажным аспектом явились сферы культуры и туризма как гуманитарное и экономическое измерение программы российского председательства и важные элементы развития контактов между людьми.

Реализация туристических проектов воспринималась российской стороной как толчок развитию северных регионов за счет дополнительного притока инвестиций и новых рабочих мест. Была рассмотрена

возможность совместного международного проекта в области арктического туризма по следующему маршруту: Киркенес - Мурманск - архипелаг Земля Франца-Иосифа - архипелаг Новая Земля - архипелаг Соловецкие острова - Архангельск.

Важным шагом в этом направлении стало ожидаемое решение о включении Мурманска и Архангельска в список портов, куда круизные суда могут заходить на 72-часовую остановку с безвизовым пребыванием для своих иностранных пассажиров. Проект постановления Правительства был подготовлен Министерством культуры России и в феврале 2015 года передан Правительству на рассмотрение.

Важнейшим мероприятием в рамках российского председательства стала встреча министров транспорта стран БЕАР, прошедшая летом 2016 года в Архангельске. Осенью министры культуры провели совещание в Москве, а в октябре 2017 года состоялась министерская сессия Совета в Архангельске.

Следует отметить особую роль Архангельской области, на территории которой проходили важнейшие мероприятия для Баренцева сотрудничества, включая прошедший в 2017 году Международный Арктический Форум с участием В.В. Путина и президентов Исландии и Финляндии.

Поддержка коренных малочисленных народов севера явилась важным пунктом повестки дня российского председательства. Российская сторона неоднократно заявляла, что уделяется большое внимание сохранению среды обитания коренных народов и их традиционному образу, а также удовлетворению их этнокультурных потребностей. Однако вопрос коренных народов встал очень остро в период 2015-2017 гг, поскольку северные соседи Российской Федерации были обеспокоены положением НКО коренных народов в России. Особое внимание было направлено на «Ясавэй Манзара», которая является филиалом ненецкой организации «Ясавэй», реализующая успешные проекты сотрудничества с участием коренных народов Арктики. Этот филиал был зарегистрирован как «иностранный агент» осенью 2015 года и, как следствие, решил прекратить все виды деятельности.

Следует отметить, что во время председательства России в СБЕР больший акцент делался в области транспорта и в увеличении влияния российской стороны Баренцева сотрудничества в регионе. Несомненно, такие сферы, как культура, молодежь и климат являются далеко не второстепенными, но в период 2015-2017 гг. стало понятно, что для России в первую очередь необходимо развивать инфраструктуру и проекты, приносящие доход, а не направлять все внимание на организацию мероприятий гуманитарного характера.

Россия не исключила дальнейшее укрепление взаимодействия между СБЕР и другими региональными советами в Северной Европе, такими, как Арктический совет, Совет государств Балтийского моря, Совет министров Северных стран и партнерство Северного измерения. Более скоординированные усилия форматов многостороннего сотрудничества в североевропейском регионе позволят лучше использовать преимущества каждой платформы при сохранении их независимости и идентичности.

Что касается Швеции, то принимая председательство у России в 2017 году, министр иностранных дел Швеции Марго Вальстрём отметила, что в течение двух лет руководства СБЕР Стокгольм будет руководствоваться принципами устойчивого развития и уважения прав человека, а особое внимание будет уделено расширению контактов между жителями региона и молодежному сотрудничеству. Акцент делался в первую очередь на взаимоотношения между людьми, населяющими Баренцев регион. В официальных обращениях МИД Швеции также упоминались тезисы, касающиеся тендерного равенства для жителей и создания равных условий для обоих полов в работе структур БЕАР.

Однако во время шведского председательства всё же было уделено значительное внимание транспортной сфере. К примеру, основной задачей Баренцевой Евро-Арктической Зоны (BEATA) было пересмотреть проект Совместного транспортного плана Баренцева региона. Пересмотренный проект плана включает в себя

обновленную информацию об изменении климата и «экологически чистых» транспортных решениях, таких как интеллектуальные транспортные системы, эффективные и устойчивые транспортные системы в связи с развитием индустрии туризма. Пересмотренный проект плана был поддержан на совещании министров транспорта СБЕР в Умео, которое состоялось 11-12 сентября 2019 года. На встрече министров основное внимание уделялось вопросам транспорта и регионального трансграничного транспортного сотрудничества между востоком и западом. Была принята декларация о дальнейшей работе BEATA.

BEATA провела пять встреч, включая ознакомительные поездки и дискуссии, на которых были представлены примеры шведских устойчивых и инновационных транспортных решений, таких как стратегия Vision Zero по безопасности дорожного движения, устойчивое планирование транспортной инфраструктуры, автономных транспортных средств и тяжелого транспорта для горнодобывающей промышленности, и решения для морских перевозок.

Швеция также сосредоточила активное внимание на усилении межсекторальной молодежной политики и расширении возможностей молодежи участвовать в жизни общества. Кроме того, укреплен диалог между молодежью и официальными лицами, принимающими решения, что способствовало многостороннему сотрудничеству между молодежными группами и неправительственными молодежными организациями в регионе. Ключевым игроком в сфере молодежи стал Баренцев региональный молодежный совет (BRYC).

Также была разработана Стратегия 2019-2023 гг. с целью повышения роли культуры и культурной политики с особым акцентом на сферу и устойчивое развитие, учитывая то, что культура предлагает мощный механизм для решения социальных, экономических, экологических и других проблем.

Был запущен процесс присуждения первой в истории Баренцева региона стипендии для культурного сотрудничества для художников и деятелей культуры из Финляндии, Норвегии, России и Швеции, таким образом признавая и поощряя художественное мастерство и сотрудничество через границы. Получатели стипендии из первого и второго тура были приглашены на церемонию награждения в Умео, чтобы поделиться своим опытом и обсудить возможности оцифровки культурной жизни в Баренцевом регионе.

Швецией также были затронуты вопросы, связанные с коренными народами Баренцева региона. В период 2017-2019 гг. обсуждались такие темы, как Международный год языков коренных народов ООН, региональная политика, процесс адаптации коренных народов к изменению климата.

Приоритеты в области окружающей среды и климата были основаны на декларации, принятой министрами окружающей среды на их встрече в Вадсё в ноябре 2017 года. Проблема изменения климата было одной из первостепенных задач, обозначенных в программе шведского председательства. Исследование Barents 2050, начатое в 2017 году, оценивает риски и возможности для основных секторов экономики в Баренцевом регионе с точки зрения политики, соответствующей целям Парижского соглашения. Министры по окружающей среде в 2017 году приняли обновленный План действий по изменению климата.

Сотрудничество в области сохранения биоразнообразия, водно-болотных угодий и охраны вод и содействие обмену знаниями о влиянии туризма на Баренцевы экосистемы также входили в приоритеты Швеции.

В июне 2019 года в Мурманске был проведен 10-й Форум контактов Хабитат. Форум собирает представителей органов управления, научных учреждений и гражданского общества (НПО) для обсуждения текущих тем, касающихся сохранения лесов и водно-болотных угодий.

Шведское председательство также сосредоточилась на освещении биоэкономики. Было подчеркнуто понимание значения и роли биоэкономики и устойчивого экономического подхода в Баренцевом регионе, и были предприняты конкретные действия для более тесного сотрудничества с Региональной рабочей группой по инвестициям и экономическому сотрудничеству.

Однако важно подчеркнуть, что двухлетний период национального председательства Швеции в СБЕР не ознаменовался гармоничным развитием всех сфер Баренцева сотрудничества. В основном должное внимание уделяется прежде всего гуманитарному аспекту: молодежной политике, сотрудничеству в сфере культуры, спорта, образования. Следует отметить кризисное состояние экономического и промышленного развития в Баренцевом регионе. На данный момент не наблюдается масштабных инвестиций в проекты; транспортная инфраструктура, которой располагает регион, не является эффективной и требует новых политических инициатив. Новые проекты развития должны быть начаты в транспортном секторе и новые методы финансирования должны быть исследованы. Странам региона необходимо обратить внимание на софинансирование этих сфер сотрудничества и ставить экономическое развитие в приоритет для успешного развития БЕАР в будущие годы.

Таким образом, с момента своего основания более четверти века назад СБЕР стремится обеспечить устойчивое развитие региона и сотрудничество в вопросах, касающихся науки, технологий, инфраструктуры и туризма, а также содействовать реализации проектов, направленных на улучшение жизни коренных народов Севера. Стороны, участвующие в проектах, которые реализуются в регионе, совместно работают над решением стратегических задач. В результате их совместных усилий странам удалось создать стабильную зону доверия и открытого диалога в Северной Европе.

Учитывая сложную международную ситуацию, многостороннее сотрудничество в Баренцевом регионе остается важным каналом диалога североевропейских партнеров и позволяет обсуждать общие проблемы, с которыми сталкиваются страны, в деловой и конструктивной манере. Однако до сих пор не преодолены политические разногласия и недоверие между участниками сотрудничества, что мешает БЕАР развиваться как эффективное интеграционное объединение с перспективой создания зоны свободной торговли и совместных производств. Только общими усилиями заинтересованных сторон и при ясном понимании преимуществ сотрудничества региону удастся сдвинуться в сторону успешного технологического и экономического развития.

2. Перспективы развития Баренцева Евро-Арктического региона в период председательства Норвегии в СБЕР 2019-2021 гг.

Норвегия приняла на себя председательство в Совете Баренцева Евро-Арктического региона 3 октября 2019 года.

Баренцево сотрудничество является приоритетной задачей для правительства Норвегии. Десять министерств, государственных управлений и различных государственных органов активно участвуют в этом сотрудничестве. Ежегодно правительство выделяет около 220 миллионов норвежских крон только на одно сотрудничество с Россией на Севере. Финансирование проектов, выделенное через норвежский Баренц-секретариат, также играет важную роль в этом отношении .

Министр иностранных дел Норвегии Ине Эриксен Сёрейде отметила, что во время норвежского председательство активную поддержку будут получать НПО, СМИ и коренные народы. Поддержка и укрепление гражданского общества будут стоять в приоритете в период 2019-2021 гг.

Следует отметить, что норвежская сторона с беспокойством смотрит на то, что происходит с неправительственными организациями (НПО) на российской стороне границы в Баренцевом регионе. Поскольку президент Путин подписал так называемый «закон об иностранных агентах», и он вступил в силу в 2012 году, более 160 НПО занесены в черный список. Критерием, которым должны быть отмечены иностранные агенты, является то, что организация так или иначе получает деньги из-за границы и работают с такими кейсами, которые правительство считает политически направленными.

Следовательно, этот факт ослабляет сотрудничество между Россией и ее северными скандинавскими

соседями на уровне контактов людей, в то время как официальные структуры с работниками в государственном секторе все еще остаются.

На территории Баренцевой части России сейчас насчитывается девять НПО, помеченных как «иностранные агенты». В Мурманской области, в которую входят Максимум, экологическая группа «Беллона Мурманск» и «Гуманистическое молодежное движение». В Архангельской области это организация «Ракурс», а в Карелии - молодежная группа «Нуори карьяла» и базирующаяся в Петрозаводске Северная экологическая коалиция. Еще одна из перечисленных карельских организаций - Союз Партнерства Правовой Экспертизы. В Ненецком автономном округе группа коренных народов Ясавей Манзара объявлена «иностранными агентами». В Республике Коми указана Мемориальная комиссия по защите прав человека.

Министр иностранных дел Норвегии Сёрейде также планиует использовать период председательства в Баренцевом Евроарктическом Совете для поддержки трансграничной журналистики, свободы прессы.

Семинары по правам человека - еще одна область, которая в перспективе получит поддержку со стороны Норвегии.

Норвежской стороной также было отмечено проведение Арктического форума ЕС параллельно с заседанием министерской встречи в Умео. Однако норвежцы считают Баренцево сотрудничество краеугольным камнем региональной части сотрудничества в Арктике. Было отмечено, что для Норвегии встреча в Баренцевом Совете и передача председательства были главной целью визита в Умео. А министр иностранных дел Норвегии заявила, что норвежская сторона обычно рассматривает Баренцево сотрудничество как «лучшую практику» для международного сотрудничества в Арктике, что также явилось её посланием во время панельной дискуссии на Арктическом форуме ЕС.

В официальной брошюре на предстоящие два года норвежское председательство перечисляет и другие приоритеты: здравоохранение, контакты между людьми в целях создания более сильного и более жизнеспособного Баренцева региона, сотрудничество с молодежными организациями.

Центральным элементом молодежной политики Баренцева региона должна стать поддержка многостороннего сотрудничества молодых людей в регионе в области спорта, культуры и образования. Несмотря на гуманитарную направленность этой области сотрудничества, знания и взаимопонимание между молодыми людьми являются важной инвестицией в будущие отношения между Баренцевыми странами.

За первые месяцы председательства Норвегии в СБЕР был согласован проект совместного транспортного плана Баренцева региона, который включил предложения о развитии автодорожной, железнодорожной, морской и воздушной транспортной сети, описывает 16 трансграничных маршрутов на севере Европы и предлагает меры их развития.

Что касается России, то она крайне заинтересована в сохранении Арктики как региона сотрудничества и устойчивого развития. Однако недавнее закрытие Центра поддержки коренных народов было воспринято со стороны западных партнеров как ущемление прав данной категории населения региона. Центр был закрыт из-за «многочисленных» нарушений закона об НПО. Представители коренных народов России опасаются, что Москва оставляет мало места для обсуждения вопросов, важных для коренных общин, таких как добыча угля, добыча нефти и газа в сибирской тундре или расширение лесной промышленности в тайге.

Внешняя политика России в отношении Арктики направлена, прежде всего, на содействие развитию коллективной приверженности арктических государств региональному развитию и расширению их на практическое сотрудничество. То есть для России важна работа не словом, а делом, с практическим результатом. Эта тема особо актуальна на первую половину 2020 года, когда весь мир переживает кризис во всех сферах жизнедеятельности на фоне коронавирусной инфекции (COVID-19). Пандемия показала, что помимо

распространения самой болезни, последствия распространились на другие сферы жизнедеятельности, в том числе на экономику. Пандемия вызвала крупнейший глобальный экономический спад в истории. Вспышка коронавируса, впервые обнаруженная в Китае, заразила людей в 185 странах, в том числе страны Баренцева сотрудничества, а Российская Федерация находится в числе стран с наиболее высоким числом зараженных. Спрос на нефть почти иссяк, поскольку ограничения по всему миру удерживают людей внутри помещений. На цену на сырую нефть уже повлиял конфликт между ОПЕК, группой производителей нефти и Россией. Коронавирус способствовал дальнейшему снижению цены. Нефть Brent является эталоном, используемым в Европе и остальном мире. Его цена опустилась ниже 20 долларов, до самого низкого уровня за 18 лет.

Международный валютный фонд (МВФ) подчеркивает, что мировая экономика сократится на 3% в этом году. МВФ назвал этот спад худшим со времен Великой депрессии 30-х годов прошлого века. Несмотря на то, что в нем говорится, что коронавирус поверг мир в «кризис, как никакой другой», он ожидает, что глобальный экономической рост будет до 5,8% в следующем году, если пандемия исчезнет во второй половине 2020 года.

В настоящий момент правительства всех стран разрабатывают наиболее комфортные и удобные способы выхода из экономического кризиса. Можно сказать, что кризис, который вызван пандемией коронавируса, способствует развитию экономического воображения. Поскольку правительства и граждане предпринимают шаги, которые три месяца назад казались невозможными, представления о том, как устроен мир, могут быстро измениться. В этой связи можно отметить, что совместный выход из кризиса, вызванного пандемией, в какой-то степени может сблизить северные страны. Взаимовыгодная экономическая помощь укрепит сотрудничество и в перспективе может стать важнейшим событием норвежского председательства 2019-2021 гг.

Опыт Баренцева сотрудничества предполагает, что многостороннее сотрудничество в Баренцевом регионе обладает сильным иммунитетом к изменениям в международной ситуации. В рамках Баренцева сотрудничества обычно избегалась политизация повестки дня, акцент делался на поддержание постоянного уважительный диалога, несмотря на санкции или различного рода разногласия.

Тесное сотрудничество в Баренцевом регионе как между столицами, так и посредством контактов между людьми позволяет государствам преследовать общие интересы и решать трансграничные проблемы. Необходимо отметить, что каждая сторона Совета Баренцева Евро-Арктического региона рассматривает его как важный вклад в мир и стабильность в Арктике. В то время, когда международное сотрудничество находится под давлением, миру нужны сильные многосторонние структуры, такие как Баренцево сотрудничество, для поддержания стабильности в регионе.

В 2020 году норвежский парламент выпустит новую белую книгу правительства по Арктике, в которой будет отражено и Баренцево сотрудничество.

Список используемой литературы:

1. Priorities of the Russian chairmanship in the BEAC [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://russiaeu.ru/en/news/priorities-russian-chairmanship-beac, свободный (дата обращения: 07.05.2020). - Загл. с экрана

2. Russia Is Removing Critical Voices Ahead of Arctic Council Chairmanship, Indigenous Expert Claims [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.themoscowtimes.com/2019/12/02/russia-is-removing-critical-voices-ahead-of-arctic-council-chairmanship-indigenous-expert-claims-a68415, свободный (дата обращения: 25.04.2020). - Загл. с экрана

3. Russia Is Removing Critical Voices Ahead of Arctic Council Chairmanship, Indigenous Expert Claims [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.themoscowtimes.com/2019/12/02/russia-is-removing-critical-voices-ahead-of-arctic-council-chairmanship-indigenous-expert-claims-a68415, свободный (дата обращения: 07.05.2020). - Загл. с экрана

4. Russia to give indigenous peoples priority in Barents chairmanship [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://barentsobserver.com/ru/node/28419, свободный (дата обращения: 07.05.2020). - Загл. с экрана

5. Summary of the priorities and achievements of the Swedish Chairmanship of the Barents Euro-Arctic

Council 2017-2019 [Электронный ресурс]. Режим доступа:

https://www.barentsinfo.fi/beac/docs/Rapport 2017 2019.pdf, свободный (дата обращения: 07.05.2020). - Загл. с экрана

6. The Norwegian Barents Secretariat [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://barents.no/ru, свободный (дата обращения: 25.04.2020). - Загл. с экрана

7. The Norwegian Chairmanship of the Barents Euro-Arctic Council 2019-2021 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.regjeringen.no/no/tema/nordomradene/barents formannskap/id2671095/, свободный (дата обращения: 07.05.2020). - Загл. с экрана

8. Coronavirus pandemic: Tracking the global outbreak [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.bbc.com/news/world-51235105, свободный (дата обращения: 07.05.2020). - Загл. с экрана

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.