Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2020, №4
УДК 327; 339.9 Владислав БЕЛОВ
МИГРАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВА ГЕРМАНИИ В СОВЕТЕ ЕС
Аннотация. Одной сложнейших задач, которую Германии предстоит решить в период своего председательства в Совете ЕС во втором полугодии 2020 г., является совершенствование миграционной политики Евросоюза в условиях пандемии коронавируса. За её реализацию отвечает Федеральное министерство внутренних дел и подчинённое ему Федеральное ведомство по миграции. В статье анализируется содержание миграционных положений заявленной на этот период германской программы. Основными вызовами для ФРГ становятся вопросы совершенствования процедуры предоставления убежища, которая должна строиться на принципах солидарности и ответственности всех стран ЕС, укрепления её внешних границ и возвращения граждан, не имеющих право на получение статуса беженца. Особое внимание в условиях пандемии коронавируса Германия уделяет странам Африки. Берлин хочет достигнуть прогресса и в сфере легальной миграции, особенно привлечения высококвалифицированной рабочей силы. Автор даёт оценку перспектив реализации основных целей заявленной повестки председательства ФРГ.
Ключевые слова: Евросоюз, Германия, Африка, председательство в Совете ЕС, миграционная политика, легальная и нелегальная миграция, беженцы.
Миграционные задачи нового «трио»
Германия с 1 июля по 31 декабря 2020 г. председательствует в Совете ЕС. В последующие 12 месяцев эстафету примут Португалия и Словения, которые вместе с ФРГ образуют т.н. «трио председателей». Тринадцать с половиной лет назад эти страны стали первыми, кто испытал этот формат председательства, впоследствии показавший свою эффективность1.
Вторая половина 2020 г. - одна из самых сложных в истории Евросоюза. В этот период предстоит принять основные меры по преодолению тяжелейших последствий пандемии коро-навируса и создать предпосылки для восстановления экономик стран ЕС в 2021-2022 гг. Одновременно необходимо продолжить реформы в ряде сфер деятельности Евросоюза, начатые в прошлые годы. Одной из приоритетных среди них является миграция, особенно нелегальная.
За 2015-2019 гг. в решении миграционных проблем был достигнут определённый прогресс2. Разработаны и запущены механизмы по противодействию нелегальному проникновению на территорию ЕС претендующих на получение соответствующего статуса, и одновременно - интеграции в социально-экономическую сферу стран Евросоюза тех, кто получил раз-
© Белов Владислав Борисович - кандидат экономических наук, заместитель директора по научной работе, руководитель Отдела страновых исследований, руководитель Центра германских исследований ИЕ РАН. Адрес: 125009, Россия, Москва, ул. Моховая, д. 11, стр. 3. E-mail: [email protected]. Статья поступила в редакцию: 04.08.2020. DOI: http://dx.doi.org/10.15211/vestnikieran42020714.
1 См.: Белов В.Б. Хозяйственно-политическая повестка председательства Германии в Совете ЕС // Аналитические записки ИЕ РАН. 2020. №29. URL: http://instituteofeurope.ru/nauchnaya-zhizn/novosti/item/13072020 (дата обращения: 20.07.2020).
2 См. также: Потемкина О.Ю. Европейская повестка дня по миграции»: итоги выполнения // Научно-аналитический вестник ИЕ РАН. 2019. №6. С. 80-85.
решение на пребывание. Новый состав Еврокомиссии ещё летом 2019 г. пообещал продолжить совершенствование миграционной политики и принять Пакт о миграции и убежище, предусматривающий регулирование рамочных положений управления миграционными процессами, принятие специальных мер в кризисных ситуациях, эффективную защиту внешних границ (включая усиление проверок мигрантов на границах и борьбы с криминальными группами), содействие легальной миграции и достижение прогресса в реформе Дублинского регламента. Вместе с Португалией и Словенией одним из приоритетов своего председательства Германия объявила сферу миграции1.
Во второй главе программы «трио», подготовленной при участии Высокого представителя по иностранным делам и политике безопасности, определены задачи миграционной политики до 31 декабря 2021 г. Основной является скорейшая разработка законодательных предложений в рамках упомянутого Пакта по миграции и убежищу. Заявлено, что предлагаемые решения должны быть комплексными/всеобъемлющими и направлены на создание «функциональной кризисно- и стрессоустойчивой совместной европейской системы убежища с необходимым балансом между ответственностью и солидарностью». Нужно найти выход из ситуации, «когда непропорционально высокое миграционное давление оказывается на одно или несколько государств-членов», а также вести более активную борьбу «с незаконной миграцией, торговлей людьми и с занимающимися этим криминальными группами». Особое внимание следует уделить причинам миграции/изгнания, тесно взаимодействуя в этом контексте со странами их происхождения и транзита. Наряду с улучшением механизмов репатриации/возвращения необходимо в тоже время содействовать процессам легальной миграции2.
Для усиления защиты внешних границ важное значение придаётся выполнению постановлений о пограничной и береговой охране ЕС, о взаимодействии в рамках Шенгенского пространства и скорейшему (по возможности) снятию ограничений, введённых в связи с пандемией коронавируса, чтобы восстановить полноценное функционирование её механизмов.
Миграционная программа Германии
ФРГ играет, наверно, решающую роль в формировании миграционной политики ЕС. Она - одна из целей тех, кто нелегально пересекает внешние границы Евросоюза3. Сформулированные «трио» миграционные задачи конкретизированы в общей программе германского председательства, названной «Вместе. Снова сделать Европу сильной»4. В пятой главе обращается внимание на то, что руководящими при решении миграционных проблем должны быть совместные действия, их последовательность, опора на правовые и гуманитарные стандарты, а так-
1 Предыдущее «трио» в составе Румынии, Финляндии и Хорватии, председательствовавшее в Совете ЕС с 1 января 2019 г. по 30 июня 2020 г., подготовило руководящие принципы в сфере политики внутренних дел и правосудия, реализация которых рассчитана на пять лет. В число приоритетов программы вошли расширение полномочий правоохранительных агентств ЕС, а также предотвращение будущих миграционных кризисных ситуаций и более тесное сотрудничество с государствами, не входящими в ЕС, в сфере контроля над миграционными потоками. Более подробно см.: Потемкина О.Ю. Новые стратегические принципы в сфере политики внутренних дел и правосудия // Европейский союз: факты и комментарии. 2020. №99. С. 61-65. URL: http://www.edc-aes.ru/ data/edcaes/content/user_files/files/99.pdf (дата обращения: 31.07.2020).
2 Die Strategische Agenda voranbringen. Achtzehnmonatsprogramm des Rates (1. Juli 2020 - 31. Dezember 2021). URL: https://www.eu2020.de/blob/2354328/2c2c22db16d6bc2b6336867455b56bbb/pdftrioprogramme-de-data.pdf (дата обращения: 31.07.2020).
См.: Loeffeholz H.D. Immigration and Integration of Asylum Seekers and Refugees in Germany and the EU // Управление миграцией и модели миграционной политики: возможности и риски: [сб. статей] / отв. ред. Ал.А. Громыко. М.: ИЕ РАН, 2020. С. 127-152.
4 Gemeinsam. Europa wieder stark machen. Programm der deutschen EU-Ratspräsidentschaft 1. Juli bis 31. Dezember 2020. Berlin: Auswärtiges Amt, 2020. 28 S. URL: https://www.eu2020.de/blob/2360246/d0e7b758973f0b1f56e74730 bfdaf99d/pdf-programm-de-data.pdf (дата обращения: 31.07.2020).
же ответственность и солидарность стран - членов ЕС. Первоочередной является задача реформирования Общей европейской системы предоставления убежища (CEAS)1, чтобы создать «справедливый, функциональный, эффективный и устойчивый к кризисам» механизм. Он должен позволить «избежать перегрузки отдельных государств-членов путём справедливого распределения ищущих защиты с помощью справедливого режима юрисдикции и эффективного противодействия вторичной миграции». Поставлена цель: минимизировать ложные стимулы, исходящие от государств - членов ЕС, которые привлекают лиц, ищущих защиты.
Особо подчёркивается, что при обязательном соблюдении «прав ищущих защиты и лиц, имеющих право на защиту» надо обеспечить принятие быстрых решений об их статусе - нуждаются они в такой защите в государстве - члене ЕС или нет. Предполагается введение «обязательной процедуры на внешних границах ЕС для ранней классификации, рассмотрения заявок на убежище в рамках предварительной процедурной меры и отказа от въезда в ЕС в случае очевидного отсутствия потребности в защите».
Реформирование СEAS предусматривает повышение эффективности механизма добровольного возвращения и последовательной реинтеграции тех лиц, которым не может быть предоставлена защита; разработку и внедрение стандартов сотрудничества с соответствующими странами по возвращению и соответствующей правам человека репатриации. Приоритетом для Германии является именно добровольное возвращение беженцев. Пандемия коро-навируса существенно усилила необходимость конструктивного партнёрства с государствами происхождения, приёма и транзита беженцев и нелегальных мигрантов, которые в этой ситуации оказались особенно уязвимыми. В его рамках должны предприниматься меры по стабилизации положения в этих странах, чтобы уменьшить стимулы к бегству и нерегулируемой миграции. Приоритетным станет сотрудничество со странами Африки, с которыми эти вопросы будут обсуждаться на осеннем саммите.
Следует расширить аналитическую работу в сфере миграции для разработки эффективных инструментов раннего предупреждения, а политика в отношении беженцев и мигрантов должна более тесно координироваться с другими сферами деятельности ЕС. Предполагается максимально быстро ввести в действие новый мандат Агентства пограничной и береговой охраны (Frontex), который позволит более эффективно противодействовать нелегальной миграции и деятельности криминальных структур. Обращено внимание на то, что эффективность работы Шенгенского механизма, особенно в условиях пандемии, зависит от сотрудничества всех стран и взаимодействия национальных органов, отвечающих за вопросы охраны границ, безопасности и миграции. В этой связи упомянуты «интеллектуальные меры», содержание которых, однако, не раскрывается.
Относительно улучшения рамочных условий для легальной миграции и уменьшения дефицита специалистов коротко сказано, что «следует лучше использовать или открывать легальные миграционные пути для рабочей силы из третьих стран, в том числе в рамках партнёрских подходов».
В рабочей программе Федерального министерства внутренних дел, строительства и Родины , названной «Вместе в Европе - вместе для Европы», миграции посвящена вторая глава
1 О реформировании Общей европейской системы предоставления убежища см. также: Мальцева Ю.В. Реформирование общей европейской системы предоставления убежища // Современная Европа. 2017. №4. С. 121-127; Войников В. Реформа законодательства Европейского союза об убежище как ответ на миграционный кризис в Европе // Труды Института государства и права Российской академии наук. 2017. Том 12, №5. С. 149-169; Потёмкина О.Ю. Провал Дублинской реформы. Что дальше? // Научно-аналитический Вестник ИЕ РАН. 2019. №1. С. 70-75.
2 Это министерство с подведомственным ему Федеральным ведомством по миграции отвечает за практическую реализацию миграционной повестки германского председательства.
Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2020, №4
«Совместно решать миграционные вопросы»1. Министр Х. Зеехофер, презентуя её основные положения, заявил: «Европа нуждается в общей европейской системе убежища, которая защищает наши границы и обеспечивает справедливое распределение нагрузки. Как только комиссия представит свои предложения, я вместе с другими государствами-членами сделаю всё возможное, чтобы продвигать необходимую реформу»2. Он особенно подчеркнул, что основная задача Германии в период председательства - придать новые импульсы европейской миграционной политике.
Заявленная министерством программа начинается с критики существующей в ЕС системы предоставления убежища, позволяющей гражданам, не способным подтвердить своё право на статус беженца, не только въезжать на территорию Евросоюза, но и оставаться продолжительное время, свободно переезжать из страны в страну. Это приводит к неравномерному распределению нелегальных мигрантов, особенно в странах, образующих внешние границы Евросоюза. Для Германии в рамках реформы системы CEAS (в контексте предложений КЕС) принципиально важно обеспечить максимально быстрое и корректное в правовом отношении решение относительно лиц, нуждающихся в защите и соответственно имеющих право на долгосрочное пребывание в Евросоюзе. В конечном итоге это должно устранить чрезмерную нагрузку на отдельные страны и свести к минимуму количество существующих лагерей компактного содержания «нелегалов», с германской точки зрения унижающих человеческое достоинство. Одновременно Берлин постарается реанимировать процесс переселения лиц, имеющих право на получение статуса беженца (Resettlement). Примечательно, что ни в одной из заявленных программ не упомянут Дублинский регламент.
Продолжится начатое в период предыдущего председательства совершенствование механизма обмена информацией между государствами ЕС и Frontex о лицах, подлежащих реад-миссии/репатриации, и использование агентством новых прав (мандата), предусматривающего кооперацию стран в добровольном возвращении или реинтеграции граждан3. Сам мандат должен быть наполнен конкретным содержанием - как с точки зрения новых задач, так и увеличения финансирования и численности персонала (речь идёт о 10 тыс. сотрудниках пограничной службы). На основе анализа доклада КЕС по визовой политике Берлин выдвинет свои предложения по взаимодействию с третьими странами в отношении таких лиц.
В рамках Шенгенского пространства, в условиях введённых коронавирусных ограничений, Берлин предпримет все усилия для укрепления взаимодействия между государствами ЕС, особенно между полицейскими, пограничными и миграционными ведомствами, включая совместимость их информационных баз. Для ФРГ важно до конца 2020 г. постепенно отменить введённый странами контроль на внутренних границах и обеспечить возврат к свободному перемещению граждан.
В сфере легальной миграции предполагается закончить реформу «Положений голубой карты», призванной обеспечить необходимый приток высококвалифицированной рабочей силы в ЕС для повышения его конкурентоспособности.
1 Gemeinsam in Europa - Gemeinsam für Europa. Arbeitsprogramm des Bundesministeriums des Innern, für Bau und Heimat für die deutsche EU-Ratspräsidentschaft im zweiten Halbjahr 2020. Berlin: BMi, Juni 2020. 11 S.
2 EU-Ratspräsidentschaft: BMI veröffentlicht Arbeitsprogramm unter dem Titel «Gemeinsam in Europa - Gemeinsam für Europa». 01.07.2020. URL: https://www.bmi.bund.de/SharedDocs/pressemitteilungen/DE/2020/07/bmi-eu-rp-programm.html (дата обращения: 31.07.2020).
В упомянутых выше пятилетних «руководящих принципах», разработанных предыдущим «трио», поставлена задача соединения баз данных правоохранительных и миграционных органов с базами таможен и ведомств, занимающихся финансовыми расследованиями. Это должно усилить контроль над вторичными перемещениями мигрантов и лиц, ищущих убежища. Там же предусмотрено достичь нового уровня взаимодействия институтов ЕС со странами-членами в сфере сотрудничества в сфере миграции с третьими странами. Более подробно см.: Потемкина О.Ю. Новые стратегические принципы... Цит. соч.
Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2020, №4
Х. Зеехоферу предстоит провести достаточно большое количество официальных заседаний Совета ЕС, имеющих отношение к сфере миграции, а также неофициальных обсуждений - как в онлайн, так и в очном формате. Так, например, уже 7 июля министр организовал встречу со своими коллегами из стран ЕС, в частности, обсудив вопросы морских спасательных операций; 13 июля - принял участие в видеоконференции с участием своих коллег из Франции, Италии, Испании и Мальты и представителей североафриканских стран - Алжира, Ливии, Мавритании, Марокко и Туниса, в рамках которой были обсуждены вопросы взаимодействия в борьбе с нелегальной миграцией (с 2018 г. Зеехофер делает упор на то, что надо «бороться не с мигрантами, а с причинами нелегальной миграции»)1. На 8 октября и 3-4 декабря 2020 г. намечены встречи Совета по правосудию и внутренним делам. Их повестки пока не объявлены, но с большой долей вероятности состоится обсуждение основных миграционных вопросов. Похоже, что пандемия коронавируса существенно затормозила наполнение «руководящих принципов» Стратегической повестки дня на 2019-2024 гг., нового Пакта и реформы системы CEAS конкретным содержанием. Принципиально важным для Германии является вышеупомянутое введение на внешних границах предварительной проверки заявлений на предоставление убежища и запуск «обязательного механизма справедливого распределения» беженцев по странам ЕС.
В заключение отметим, что Х. Зеехофер, в середине 2019 г. возлагавший «большие надежды» на новый состав КЕС, перед началом германского председательства (в конце мая с.г.) в интервью журналу Der Spiegel заявил о своём разочаровании в первых результатах работы Комиссии. Причина: именно он как министр вынужден заботиться о спасении в море беженцев, о детях в греческих лагерях и формировании общей миграционной политики Евросоюза, хотя «всё это относится к задачам ЕС» . Тем самым глава германского МВД заявил о своих амбициях политика европейского уровня, «призванного и способного» достичь качественного изменения ситуации в сфере миграции, оказывая необходимое давление на руководство КЕС и стран - членов ЕС. У него уже есть уникальный опыт противостояния с федеральным канцлером А. Меркель в мае-июне 2018 г. Тогда он презентовал разработанный им «Генеральный план по миграции» со спорным положением, согласно которому лица, уже подавшие заявку на предоставление убежища в одной из стран ЕС (как и граждане из безопасных государств), при пересечении границы ФРГ должны немедленно высылаться. В итоге жёсткого противостояния было принято компромиссное решение: создать на германо-австрийской границе трансфертные центры - в них мигранты проверяются на предмет наличия прошения об убежище и, если таковое будет обнаружено, то в течение 48 часов нелегал должен быть отправлен в страну регистрации заявки3. Напомним также, что в мае 2020 г. Х. Зеехофер пообещал уйти из политики осенью 2021 г., и в этом отношении он постарается выполнить все поставленные им задачи, в первую очередь в рамках германского председательства.
* * *
Наиболее важными для Берлина во второй половине 2020 г. являются принятие анонсированного летом 2019 г. нового Пакта о миграции и убежище, реформирование Общей европейской системы предоставления убежища и наполнение конкретным содержанием Стратеги-
1 В.Б. Белов. Внутри- и внешнеполитические аспекты миграционного кризиса в Германии // Научно-аналитический вестник ИЕ РАН. 2018. №4. С. 49-55. URL: http://vestnikieran.institшteofeшrope.ш/images/белов42018.pdf (дата обращения: 31.07.2020).
Bubrowski H., Gutschker Th. Kümmert sich die EU-Kommission zu wenig um Migration? 26.05.2020. URL: https://www.faz.net/aktuell/politik/ausland/was-ist-dran-an-seehofers-kritik-an-der-eu-kommission-16785745.html (дата обращения: 31.07.2020).
3 В.Б. Белов. Внутри- и внешнеполитические... Цит. соч.
Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2020, №4
ческой повестки дня на 2019-2024 гг. в сфере миграции. Всё это требует согласовать предусмотренные в них механизмы со странами ЕС и Брюсселем. Очевидно, что столь амбициозные цели и задачи в области миграционной политики, заявленные и поставленные в программе председательства Германии в Совете ЕС, учитывая их сложность и существующие противоречия и конфликты, вряд ли будут выполнены в полной мере.
К 31 декабря 2020 г. не стоит ждать прогресса в сфере морских спасательных операций. Весьма непростыми будут попытки найти общий знаменатель между принципиально различными подходами государств-членов к реформе системы убежища и примирить позиции группы южных стран и вишеградской четвёрки, члены которой исходят из крайне удобной для них формулы «участия в решении проблем нелегальной миграции по мере своих сил и возможностей». Маловероятно продвижение реформы Дублинского регламента. Скорее всего, по этим и большинству других вопросов Берлину удастся согласовать определённые дорожные карты, эстафета по выполнению которых будет передана Португалии и Словении.
Определённого продвижения можно ожидать в рамках Шенгенского пространства. Уже перед началом германского председательства было очевидно, что далеко идущей реформы Шенгенского кодекса не будет. Скорее всего, будут приняты необходимые поправки, предусматривающие взаимные меры в случае наступления кризисных ситуаций, подобных пандемии коронавируса.
В любом случае Германия и лично министр Х. Зеехофер наверняка смогут придать миграционной политике «новые импульсы». Португалия и Словения продолжат наполнять их конкретным содержанием. Новое «трио» в лице Франции, Чехии и Швеции в начале 2021 г. примет миграционную эстафету в рамках своего председательства.
Список литературы
Белов В.Б. Хозяйственно-политическая повестка председательства Германии в Совете ЕС // Аналитические записки ИЕ РАН. 2020. №29. URL: http://instituteofeurope.ru/nauchnaya-zhizn/novosti/item/13072020 (дата обращения: 20.07.2020).
Войников В.В. Реформа законодательства Европейского союза об убежище как ответ на миграционный кризис в Европе // Труды Института государства и права Российской академии наук. 2017. Том 12, №5. С. 149-169.
Мальцева Ю.В. Реформирование общей европейской системы предоставления убежища // Современная Европа. 2017. №4. С. 121-127.
Потемкина О.Ю. Новые стратегические принципы в сфере политики внутренних дел и правосудия // Европейский союз: факты и комментарии. 2020. №99. С. 61-65. DOI: 101521/eufacts120206165.
Потемкина О.Ю. «Европейская повестка дня по миграции»: итоги выполнения // Научно-аналитический вестник ИЕ РАН. 2019. №6. С. 80-85. DOI: 10.15211/vestnikieran620198085.
Потемкина О.Ю. Влияние COVID-19 на свободу передвижения и миграцию в Евросоюзе // Научно-аналитический вестник ИЕ РАН. 2020. №3. С. 89-94. DOI: 10.15211/vestnikieran320208994.
Потемкина О.Ю. Миграционная политика ЕС: новые планы и сегодняшняя реальность // Европейский союз: факты и комментарии. 2020. №99. С. 57-61. DOI: 101521/eufacts120205761.
Потёмкина О.Ю. Провал Дублинской реформы. Что дальше? // Научно-аналитический вестник ИЕ РАН. 2019. №1. С. 70-75. DOI: 10.15211/vestnikieran120197076.
References
Belov, V.B. (2020) Khozyaystvenno-politicheskaya povestka predsedatel'stva Germanii v So-vete ES [Economic agenda of the German presidency in the EU Council]. Analiticheskie zapiski IE RAN [Analitycal papers of IE RAS]. 29. Available at: http://instituteofeurope.ru/nauchnaya-zhizn/novosti/item/13072020 (accessed 20.07.2020). (In Russian).
Die Strategische Agenda voranbringen. Achtzehnmonatsprogramm des Rates (1. Juli 2020 - 31. Dezember 2021). Available at: https://www.eu2020.de/blob/2354328/2c2c22db16d6bc2b63368674 55b56bbb/pdftrioprogramme-de-data.pdf (accessed 31.07.2020). (In German).
Gemeinsam in Europa - Gemeinsam für Europa. Arbeitsprogramm des Bundesministeriums des Innern, für Bau und Heimat für die deutsche EU-Ratspräsidentschaft im zweiten Halbjahr 2020. Berlin : BMi, Juni 2020. - 11 S. (In German).
Gemeinsam. Europa wieder stark machen. Programm der deutschen EU-Ratspräsidentschaft 1. Juli bis 31. Dezember 2020. - Berlin: Auswärtiges Amt, 2020. 28 S. Available at: https://www.eu 2020.de/blob/2360246/d0e7b758973f0b1f56e74730bfdaf99d/pdf-programm-de-data.pdf (accessed 31.07.2020).
Loeffeholz, H.D. (2020) Immigration and Integration of Asylum Seekers and Refugees in Germany and the EU. In: Gromyko, Al.A. (ed.) Upravlenie migraciej i modeli migracionnoj politiki: vozmozhnosti i riski [Migration Management and Migration Policy Models: Opportunities and Risks]. Moscow: IE RAN. P. 127-152.
Mal'tseva, Yu.V. (2017) Reformirovaniye obshchey yevropeyskoy sistemy predostavleniya ub-ezhishcha [Reforming the Common European Asylum System]. Sovremennaya Yevropa [Contemporary Europe]. 4. P. 121-127. (In Russian).
Potemkina, O.Yu. (2019) «Yevropeyskaya povestka dnya po migratsii»: itogi vypolneniya [European Agenda on Migration: Results of the Progress]. Nauchno-analiticheskiy vestnik IE RAN [Scientific and Analytical Herald of the IE RAS]. 6. P. 80-85. (In Russian). DOI: 10.15211/vestnikieran620198085.
Potemkina, O.Yu. (2020) Migratsionnaya politika YES: novyye plany i segodnyashnyaya re-al'nost' [EU Migration Policy: New Plans and Today's Reality]. Yevropeyskiy soyuz: fakty i kom-mentarii [European Union facts & comments]. 99. P. 57-61. (In Russian). DOI: 101521/eufacts120205761.
Potemkina, O.Yu. (2020) Novyye strategicheskiye printsipy v sfere politiki vnutrennikh del i pravosudiya. [New strategic principles in the field of internal affairs policy and law]. Yevropeyskiy soyuz: fakty i kommentarii [European union facts & comments]. 99. P. 61-65. (In Russian). DOI: 101521/eufacts120206165.
Potemkina, O.Yu. (2020) Vliyaniye COVID-19 na svobodu peredvizheniya i migratsiyu v Yev-rosoyuze [The Impact of COVID-19 on Freedom of Movement and Migration in the European Union]. Nauchno-analiticheskiy vestnik IE RAN [Scientific and Analytical Herald of the IE RAS]. 3. P. 89-94. (In Russian). DOI: 10.15211/vestnikieran320208994.
Potemkina, O.Yu. (2019) Proval Dublinskoy reformy. Chto dal'she? RAN [Failure of Dublin Reform: What is Next?]. Nauchno-analiticheskiy Vestnik IE RAN [Scientific and Analytical Herald oftheIERAS]. 1. P. 70-75. (In Russian). DOI: 10.15211/vestnikieran120197076.
Voynikov, V.V. (2017) Reforma zakonodatel'stva Yevropeyskogo soyuza ob ubezhishche kak otvet na migratsionnyy krizis v Yevrope [The Reform of EU Asylum Law as a Response to the Europe's Migration Crisis]. Trudy Instituta gosudarstva i prava RAN [Proceedings of the Institute of State and Law of the RAS], 12(5). P. 149-169. (In Russian).
Migration Aspects of the German Presidency of the EU Council
Author. Vladislav Belov, Candidate of Sciences (Economics), Deputy Director of IE RAS, Head of the Department for Countries Researches, Head of Center for German Studies, Institute of Europe, Russian Academy of Sciences. Address: 11-3, Mokhovaya str., Moscow, Russia, 125009. E-mail: [email protected].
Abstract. One of the most difficult tasks that Germany will have to solve during its presidency of the EU Council in the second half of 2020 is to improve the EU's migration policy in the context of the coronavirus pandemic. Its implementation is the responsibility of the Federal Ministry of the interior and its subordinate Federal office for migration. The article analyzes the content of the German program declared for this period and assesses the prospects for implementing its migration provisions. The main challenges for Germany are improving the asylum procedure, which should be based on the principles of solidarity and responsibility of all EU countries, strengthening its external borders and returning citizens who are not eligible for refugee status. Germany pays special attention to African countries in the context of the coronavirus pandemic. Berlin also wants to make progress in the area of legal migration, especially in attracting highly skilled workers. The author analyzes the main migration provisions of the stated agenda of the German presidency and assesses the prospects for their implementation.
Key words: The European Union, Germany, Africa, presidency of the Council of the EU, migration policy, legal and illegal migration, refugees.
DOI: http://dx.doi.org/10.15211/vestnikieran42020714.