Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА И ГОСТЕПРИИМСТВА'

ОСНОВНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА И ГОСТЕПРИИМСТВА Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
33
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
экономика / туризм / гостеприимство / развитие / факторы / оценка / стабильность / economy / tourism / hospitality / development / factors / assessment / stability

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Батырова Н.Т., Асан Д.С., Сарсенбаев А.А.

Экономика туризма и гостеприимства – это наука, изучающая и анализирующая экономические отношения, возникающие в процессе производства, распределения и потребления туристских продуктов и услуг, предназначенных для удовлетворения потребностей и желаний путешественников. Несомненно, туризм является одним из секторов приносящей доход деятельности, который меньше всего пострадал от технологического развития с точки зрения специализированной занятости рабочей силы. В статье рассматриваются некоторые вопросы развития экономики туризма и проблемы туристической экономики, которые в основном решаются за счет использования механизмов туристского рынка и включают в себя распределение туристических ресурсов, поддержку, развитие или расширение устойчивой туристической экономики, а также распределение доходов от туризма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Батырова Н.Т., Асан Д.С., Сарсенбаев А.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MAIN ECONOMIC FACTORS OF TOURISM AND HOSPITALITY DEVELOPMENT

Economics of tourism and hospitality is a science that studies and analyzes the economic relations that arise in the process of production, distribution and consumption of tourist products and services designed to meet the needs and desires of travelers. Undoubtedly, tourism is one of the income-generating sectors that has been least affected by technological development in terms of specialized employment of the workforce. The article deals with some issues of the development of the tourism economy and the problems of the tourism economy, which are mainly solved through the use of mechanisms of the tourist market and include the distribution of tourist resources, support, development or expansion of a sustainable tourism economy, as well as the distribution of income from tourism.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА И ГОСТЕПРИИМСТВА»

УДК 338.48 Батырова Н. Т., Асан Д. С., Сарсенбаев А.А.

Батырова Н.Т.

НАО «Международный университет туризма и гостеприимства»

(г. Туркестан, Казахстан)

Асан Д.С.

НАО «Международный университет туризма и гостеприимства»

(г. Туркестан, Казахстан)

Сарсенбаев А.А.

НАО «Международный университет туризма и гостеприимства»

(г. Туркестан, Казахстан)

ОСНОВНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА И ГОСТЕПРИИМСТВА

Аннотация: экономика туризма и гостеприимства - это наука, изучающая и анализирующая экономические отношения, возникающие в процессе производства, распределения и потребления туристских продуктов и услуг, предназначенных для удовлетворения потребностей и желаний путешественников. Несомненно, туризм является одним из секторов приносящей доход деятельности, который меньше всего пострадал от технологического развития с точки зрения специализированной занятости рабочей силы. В статье рассматриваются некоторые вопросы развития экономики туризма и проблемы туристической экономики, которые в основном решаются за счет использования механизмов туристского рынка и включают в себя распределение туристических ресурсов, поддержку, развитие или расширение устойчивой туристической экономики, а также распределение доходов от туризма.

Ключевые слова: экономика, туризм, гостеприимство, развитие, факторы, оценка, стабильность.

Введение. Туризм - многогранное явление общественной жизни, которое нельзя определить односторонне. По своей природе туризм представляет собой мультидисциплинарное, многофакторное явление. Мы можем рассматривать его как цепочку, соединяющую такие вещи, как инфраструктура, гостеприимство, свобода передвижения, качество туристических продуктов, от качества кухни до качества окружающей среды, образования, транспорта, коммунальных услуг [1, с. 16].

Это удивительно развитая система путешествий и экскурсий, вид отдыха, направленный на восстановление физического и духовного потенциала личности, основанный на антропоэкологической парадигме. Туризм, среди прочего, является влиятельным инструментом «народной дипломатии» и важным фактором формирования и развития коммуникативной культуры.

Целью исследования является выявление проблем туристической экономики, которые в основном решаются за счет использования механизмов туристского рынка и включают в себя распределение туристических ресурсов, поддержку, развитие или расширение устойчивой туристической экономики, а также распределение доходов от туризма.

Материал и методы. Основу экономики туризма составляют люди, удовлетворяющие свои потребности и желания в сфере туризма. Поэтому существование туристической экономики зависит от большого количества людей с одинаковыми потребностями и желаниями в долгосрочной перспективе - туристических путешествий.

Экономическая эффективность туризма предполагает развитие туризма в стране параллельно и во взаимосвязи с другими сферами социально-экономического комплекса. Следует отметить, что положительное влияние туризма на экономику страны имеет место только в том случае, если туризм развит в полной мере, то есть он не превращает экономику страны в сферу услуг и не наносит вреда развитию других отраслей.

Экономическая деятельность в сфере туризма рассматривается по товарам и услугам, потребляемым субъектами туризма - посетителями.

Экономическая деятельность в сфере туризма определяется как совокупная деятельность, составляющая сущность туристической отрасли. Для оценки социально-экономического воздействия туризма необходимо располагать большим объемом информации о потребителях и производителях туристических услуг. Необходимо учитывать факторы, влияющие на туристский спрос и характер этого влияния, а также сложившиеся тенденции в сфере туризма [2, с.93].

При этом необходимо учитывать особенности туризма:

- основным предметом купли-продажи является комплексная туристическая услуга,

- особенность спроса на туристские услуги характеризуется, прежде всего, разнообразием клиентов, различающихся по материальным возможностям, возрасту, целям и мотивам, во-вторых, высокая гибкость и в-третьих, удаленность во времени и месте от предложения,

- предоставление туристических услуг также отличается по ряду характеристик: товары и услуги в туризме имеют двойственную природу (природные ресурсы и техногенные ресурсы), высокая капиталоемкость отрасли и, как следствие, неэластичность производства и высокая неэластичность предложения.

Степень экономического развития внутреннего туризма в настоящее время оценивается его долей в валовом внутреннем продукте (ВВП) страны и долей в доходах бюджета. Однако туризм представляет собой реальную отрасль, в которой экономические выгоды и социальные роли дополняют друг друга, т.е. туризм должен быть весьма успешным, выполняя свою важную социальную роль.

Таблица 1. Обзор основных факторов развития туризма.

Название категории факторов Описание

Поощрение Факторы, влияющие на выбор места путешествия в определенных ситуациях

Территориальный Особенности географического положения регионов или стран, их связь с другими территориями.

Политический Политическая стабильность

Научно-техническая Состояние и перспективы развития научно-технического потенциала региона или страны.

Факторы, определяющие структуру и характеристики населения

Социально-демографический Способность поддерживать подходящую среду для проживания и отдыха человека.

Экологический Тенденции экономического развития

Примечание: составлено автором

Обсуждение. Туризм в Казахстане - вид экономической деятельности с высокой капиталоемкостью и трудоемкостью. Как известно, это относится к приносящей доход деятельности, которая может показывать высокую производительность труда по сравнению с вложенным капиталом. Это должно быть связано, прежде всего, с доходоприносящим характером туризма, для которого характерны гостеприимство, автоматизация человека и, как правило, предоставление персонализированных услуг, которые не могут быть заменены современными технологиями. Следует отметить, что качество предлагаемых туристических услуг в целом ухудшилось там, где были предприняты попытки внедрения методов автоматизации в сфере личных услуг или услуг связи.

Всемирная туристская организация ежегодно составляет десятку крупнейших стран по доходам от въездного туризма.

Таблица 2. 2020-2021 гг. страны-лидеры по доходам от туризма (мировой доход от туризма).

№ Страны Прибыль от туризма млрд. доллар Международная доля (%)

1. Испания 222,98 13,9

2. Франция 113,7 7,1

3. Германия 108,9 6,8

4. Япония 91,3 5,7

5. США 68,8 4,3

6. Великобритания 64,0 4,0

7. Австралия 60,8 3,8

8. Италия 38,4 2,4

9. Канада 33,8 2,1

10. Швейцария 33.6 2,1

Примечание: составлено на основе национальной статистики Республики Казахстан.

Результаты. Расчеты выявили количество занятых во въездном туризме, которое в 2020-2021 годах приняло 8,6% от общего количества жителей трудоспособного возраста в обществе. В США индустрия туризма обеспечивает более 16 миллионов рабочих мест, что составляет 13% от общей занятости в стране [3, с. 17].

Резкое снижение количества туристов, приезжающих в Республику Казахстан в 2019-2020 годах, связано с карантинными мерами в связи с эпидемией коронавируса COVID-19 в Республике Казахстан.

Границы развития туристической экономики и ее финансовые показатели определяются разнообразием уровня развития рынка туристических

услуг региона. Финансовые показатели на региональном рынке туристских услуг влияют на объем спроса на турпродукт, с одной стороны, и на структуру регионального предложения, с другой, в результате чего продавцы вынуждены покупать. региональный рынок туристских услуг адаптирует свой продукт в соответствии с характером и размером своих границ, а потребители, в свою очередь, ограничены номенклатурой предлагаемых туристических продуктов.

Данные о динамике количества обслуженных туристов в Казахстане в период с 2016 по 2021 годы представлены на рисунке 1.

8 7 6 5

6.9

2017 2018 2019 2020 2021

Рисунок. 1. Динамика количества обслуженных туристов в Республике Казахстан в 2016-2021 гг.

4

3

Выводы. С точки зрения развития экономики туризма можно обосновать следующие выводы:

1. Стратегической целью всего региона как конкурентоспособной единицы туристических организаций является обеспечение долгосрочной конкурентоспособности. Взаимодействие отраслей (гостиницы, транспорт, торговля), их рынков, людей и окружающей среды влияет на конкурентоспособность региона. Рынки предъявляют высокие требования к товару и тем самым стимулируют работу отраслей, и наоборот - конкурентные отрасли заинтересованы в сохранении и увеличении числа требовательных клиентов в данной отрасли.

2. Отрасли, получающие хорошие доходы от туризма, формируют определенное положительное мнение у местного населения. Люди, положительно относящиеся к туризму в своем регионе, являются залогом гостеприимства, создающего условия для реализации инновационных туристических проектов. Повышение отношения населения к положительным и отрицательным внешним воздействиям на конкурентоспособность региона,

3. Всемирная туристская организация определяет туристскую территорию как территорию с крупной сетью специальных объектов и услуг, необходимых для организации отдыха, образования или отдыха, продаваемых поставщиком услуг туристу или группе туристов. Таким образом, туристическими организациями следует управлять и как туристическим направлением, и как туристическим продуктом, и как стратегической бизнес-единицей.

4. Неразвитость региональной туристической организации, в частности, в сельской местности, малых и средних городах, а также обеднение культурной сферы свидетельствуют о недостаточном заинтересованном участии местных властей в туристических программах. Реализация потребительской продукции местной промышленности, сопровождающей оказание туристических услуг, позволяет в ряде случаев принести большую прибыль, чем затраты на оказание туристических услуг,

5. Важным условием разработки финансовых показателей региональных туристских организаций как сферы экономической деятельности является политика предварительной подготовки и контроля. В противном случае самостоятельная или неконтролируемая экономическая деятельность туристического бизнеса приведет к негативным последствиям, поскольку в этом случае местное население не имеет возможности адаптироваться к происходящим изменениям.

Подводя итог вышеизложенному, можно отметить, что туризм занимает важное место в экономическом комплексе страны, регионов и отдельных городов, а также в мировой экономической системе. Развитие туризма

способствует дальнейшему углублению процесса интеграции и международной специализации. Необходимо уделить серьезное внимание индустрии туризма как основной отрасли экономики страны, взаимосвязанной системы, влияющей на экономические и социальные процессы в обществе.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. М.А. Морозов, Н.С. Морозова, Г.А. Карпова, Л.В. Хорева. Экономика туризма. - М. : Федеральное агенство по туризму, 2014. -94 с;

2. Портер М. Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов - М. : Алыпина Бизнес Букс, 2005. — 454 с;

3. Туризм Казахстана. 2017-2021 гг. Статистический сборник. 2022г.

Batyrova N. T., Asan D.S., Sarsenbayev A.A.

Batyrova N.T.

International University of Tourism and Hospitality (Turkestan, Kazakhstan)

Asan D.S.

International University of Tourism and Hospitality (Turkestan, Kazakhstan)

Sarsenbayev A.A.

International University of Tourism and Hospitality (Turkestan, Kazakhstan)

MAIN ECONOMIC FACTORS OF TOURISM AND HOSPITALITY DEVELOPMENT

Abstract: economics of tourism and hospitality is a science that studies and analyzes the economic relations that arise in the process of production, distribution and consumption of tourist products and services designed to meet the needs and desires of travelers. Undoubtedly, tourism is one of the income-generating sectors that has been least affected by technological development in terms of specialized employment of the workforce. The article deals with some issues of the development of the tourism economy and the problems of the tourism economy, which are mainly solved through the use of mechanisms of the tourist market and include the distribution of tourist resources, support, development or expansion of a sustainable tourism economy, as well as the distribution of income from tourism.

Keywords: economy, tourism, hospitality, development, factors, assessment, stability.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.