Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В СФЕРЕ ГОСТЕПРИИМСТВА И ТУРИЗМА В США'

ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В СФЕРЕ ГОСТЕПРИИМСТВА И ТУРИЗМА В США Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
136
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ В США / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СФЕРЕ ТУРИЗМА И ГОСТЕПРИИМСТВА / ТУРИЗМ И ГОСТЕПРИИМСТВО В США / ГОСТИНИЧНОЕ ДЕЛО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Переверзев Марк Владимирович

В статье рассматриваются международные и американские подходы к системе высшего образования, организации образовательного процесса и его оптимизации в сфере гостеприимства и туризма. Кроме того, рассматриваются основные тенденции в этой области, составляется перечень из 11 основных специфических черт высшего образования в США, которые рассматриваются и изучаются как в комплексе друг с другом, так и в частности. В заключении статьи делается вывод о том, что высшее образование в США направлено на глобализацию и индивидуализацию одновременно, являя собой пример не только общемирового источника тенденций в сфере профессиональной подготовки кадров в области туризма и гостеприимства, но и источника всесторонне развитых индивидов, которые в следствие самостоятельного выбора необходимых модулей и специализаций, формируют собственную профессиональную, творческую и социальную культуру.The article discusses international and American approaches to the system of higher education, the organization of the educational process and its optimization in the field of hospitality and tourism. In addition, the main trends in this area are considered, a list is compiled of the 11 main specific features of higher education in the United States, which are considered and studied both in conjunction with each other, and in particular. The article concludes that higher education in the United States is aimed at globalization and individualization at the same time, being an example of not only a worldwide source of trends in the field of professional training in tourism and hospitality, but also a source of comprehensively developed individuals who, as a result of independent selection of the necessary modules and specializations, form their own professional, creative and social culture.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В СФЕРЕ ГОСТЕПРИИМСТВА И ТУРИЗМА В США»

методическая помощь. Следует, однако, отметить, что ситуативно-консультативная модель не может заменить фундаментальную многоуровневую подготовку учителей и руководителей образовательных организаций к работе в инклюзивной среде.

Представленные выше модели могут быть положены в основу проектирования социально-педагогических стратегий взаимодействия учителей и образовательных менеджеров с гетерогенными группами и организациям.

Выводы.Таким образом, можно сделать следующие выводы. Основные векторы развития метатеории управления многообразием в России, Республике Беларусь и других странах соответствуют ведущим тенденциям развития образования в эпоху его глобализации и интернационализации. Представленные модели могут стать научной базой для различных стратегий управления развитием отечественного образования в долгосрочной перспективе и могут быть положены в основу системы непрерывного педагогического образования, которая готовит педагогов, способных работать в мире многообразия, обучать и воспитывать подрастающее поколение в гетерогенных информационно-образовательных средах.

Литература:

1. Донина И.А., Ушанова И.А., Александрова Н.В. Информационно-маркетинговое управление многообразием в образовательных организациях: проблемы и перспективы // Вестник Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого. 2017. № 4 (102). С. 32-35.

2. Донина И.А., Шерайзина Р.М., Шайдорова Н.А. К вопросу об актуальности проблемы мониторинга организации дополнительного профессионального образования руководителей и педагогов профессиональных организаций // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 59-1. С. 151-156.

3. Лях Ю.А., Донина И.А. Подходы к разработке концепции уровневой оценки компетенций учителя // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 59-1. С. 214-218.

4. Певзнер М.Н., Донина И.А., Шайдорова Н.А. Подготовка лидеров местных сообществ в области социально-этического маркетинга: постановка проблемы // Вестник Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого. 2017. № 1 (99). С. 40-44.

5. Pevzner M.N., Sherayzina R.M., Petryakov P.A., Donina I.A., Migunova E.V. Intergenerational relationships in contemporary models of territorial communities of children and adults // Research Journal of Pharmaceutical, Biological and Chemical Sciences. 2016. Т. 7. № 3. С. 2242-2254.

6. Pevzner M.N., Donina I.A., Ushanova I.A., Aleksandrova N.V., Afonina V.V. Management of diversity: information and marketing approach // В сборнике: Педагогические инновации - 2017 Материалы международной научно-практической интернет-конференции. 2017. С. 15-17.

Педагогика

УДК 371

докторант Переверзев Марк Владимирович

Гуманитарно-педагогической академии (филиал)

Федерального государственного автономного

образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)

ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В СФЕРЕ ГОСТЕПРИИМСТВА И ТУРИЗМА В

США

Аннотация. В статье рассматриваются международные и американские подходы к системе высшего образования, организации образовательного процесса и его оптимизации в сфере гостеприимства и туризма. Кроме того, рассматриваются основные тенденции в этой области, составляется перечень из 11 основных специфических черт высшего образования в США, которые рассматриваются и изучаются как в комплексе друг с другом, так и в частности. В заключении статьи делается вывод о том, что высшее образование в США направлено на глобализацию и индивидуализацию одновременно, являя собой пример не только общемирового источника тенденций в сфере профессиональной подготовки кадров в области туризма и гостеприимства, но и источника всесторонне развитых индивидов, которые в следствие самостоятельного выбора необходимых модулей и специализаций, формируют собственную профессиональную, творческую и социальную культуру.

Ключевые слова: образование в США, высшее образование в сфере туризма и гостеприимства, туризм и гостеприимство в США, гостиничное дело.

Annotation. The article discusses international and American approaches to the system of higher education, the organization of the educational process and its optimization in the field of hospitality and tourism. In addition, the main trends in this area are considered, a list is compiled of the 11 main specific features of higher education in the United States, which are considered and studied both in conjunction with each other, and in particular. The article concludes that higher education in the United States is aimed at globalization and individualization at the same time, being an example of not only a worldwide source of trends in the field of professional training in tourism and hospitality, but also a source of comprehensively developed individuals who, as a result of independent selection of the necessary modules and specializations, form their own professional, creative and social culture.

Keywords: education in the USA, higher education in the field of tourism and hospitality, tourism and hospitality in the USA, hotel business.

Введение. Исследование тенденций и профильных особенностей высшего образования в сфере туризма и гостеприимства за рубежом является эффективным способом анализа их общемировых перспектив развития, а также важнейшим фактором при внедрении на их основе положительно проявивших себя технологий и методик в отечественную систему высшего образования, что может оказать значительное влияние на экономическую и социокультурную составляющие отечественного трудового пространства. Кроме того, это связано и с острой необходимостью высокообразованных кадров в области туризма и гостеприимства на международном рынке труда, спросом на их высококачественные услуги, поскольку

данная сфера всегда связана с человеческими (кадровыми) ресурсами, которые должны постоянно обновлять свои знания и умения, соответствуя международным и отечественным стандартам.

Также анализ мировой, ведущей в сфере туризма и гостеприимства американской системы образования позволит не просто изучить социокультурную специфику пространства другого государства, но и почерпнуть наиболее эффективные и действующие методы, технологии и способы организации учебного процесса в рамках профессиональной подготовки будущих специалистов, отсеивая неэффективные.

Таким образом, отечественные экономисты, специалисты в сфере туризма и гостеприимства, менеджеры, маркетологи, педагоги, психологи и управленцы в образовательной сфере могут «учиться не на своих ошибках», что позволит в значительной мере избежать кадрового и экономического кризисов, что имеет глобальное значение для РФ и любой другой страны в XXI стремительно развивающемся веке.

Исследованию в широком смысле международной системы образования в сфере туризма и гостеприимства и узкой - американской, а также их особенностей, специфики и сущности, отличий от российской, посвящены научно-исследовательские труды таких отечественных и зарубежных ученых, как И.М. Асанова, О.Н. Балаева, В.Э. Гордин, М.Д. Предводителева, Д.В. Ермилова, М.В. Полевая, Л.В. Сакун и другие.

Изложение основного материала статьи. Актуальность темы настоящего исследования подчеркивают выражения многих ученых, к которым нам необходимо прибегнуть для формирования полноценной картины о рассматриваемом объекте. Так, по мнению О.Н. Балаевой, В.Э. Гордина и М.Д. Предводителевой, сфера услуг носит системообразующий и многоуровневый характер для большинства стран мира, а такие отрасли, как туризм и гостеприимство не просто «обеспечивают значительную занятость, но и приносят существенную долю национального ВВП» [2].

Д.В. Ермилова в связи с этим отмечает, что сфера услуг занимает в последнее время все более устойчивые позиции в международной экономической системе, а сервисный сектор составляет около 70% мирового ВВП [3]. Таким образом, можно сделать вывод о том, что возникший ажиотаж вокруг сферы услуг, а значит и туризма, гостеприимства, диктует определенные правила для системы мирового образования по соответствующим им профильным направлениям подготовки.

Для наиболее полноценного и всеобъемлющего исследования темы высшего образования в данной сфере в Соединенных Штатах, нам представляется необходимым для начала рассмотреть международную ситуацию на рынке, а после этого обратить внимание на американский сегмент образования, что позволит нам в значительной мере приблизиться к точному практически и теоретически значимому выводу.

Некоторыми исследователями выделяются такие глобальные общемировые тенденции занятости в индустрии гостеприимства и туризма, как:

- угасание значения турагентств в контексте посредничества по реализации турпродукта, что в значительной степени оказывает влияние на систему образования в сфере туризма;

- формирование консультационных функций турагентов в работе с туристскими цифровыми технологиями, интернет-ресурсами;

- стремительное перемещение менеджеров среднего и высшего звена по различным структурным единицам гостиничного бизнеса одной конкретной сети, расположенным в различных государствах;

- расширение числа кадров, в чьи функции входит стабилизация межотраслевого внутреннего взаимодействия сферы гостеприимства и туризма, а также за ее пределами;

- значительное превалирование практики эксплуатации в гостиничном бизнесе аутсорсинга, аутстаффинга, франчайзинга, что меняет принципы работы с персоналом сферы гостеприимства, что также оказывает влияние на образовательный потенциал высших учебных заведений за рубежом [2].

Из вышеперечисленного следует вывод о тесной взаимосвязи мировых тенденций и актуальных трансформаций с системой подготовки профессиональных кадров в международном масштабе. Говоря о таких системах, обратимся к рассмотрению таких основных общепризнанных на международной арене системы туристского высшего образования, как европейская и американская.

Первая система существует в рамках непрерывного расширения и регулярного обновления педагогических дисциплин, которые наиболее адаптированы для каждого из существующих уровня профессиональной подготовки. От американской она отличается приоритетностью базовой профессиональной практической подготовки, реализующейся в виде всевозможных курсов, тренинг-семинаров и других видов образовательных услуг профильной профессиональной направленности.

Американская система также ориентируется на практическую деятельность, однако уже после окончания университета или колледжа, реализующуюся в тесной интеграции с социальными профессиональными организациями, компаниями, предприятиями, а изучение теории проводится в рамках высшего образования и является обязательным для всех субъектов образовательного процесса. Далее необходимо обратиться непосредственно к определению основных специфических черт высшего образования в сфере гостеприимства и туризма в США.

1. В связи с вышесказанным можно выделить такую особенность американского высшего образования, как теоретическую направленность образования в сфере гостеприимства и туризма, особенно это касается организационно-управленческой деятельности. Гостиничное дело, туризм и все с этим связанное в Соединенных Штатах принято воспринимать исключительно как бизнес, поскольку именно такое направление приобретает большинство изучаемых в этой стране направлений подготовки. Считается, что будущий управленец в этой области должен всесторонне изучить специфику собственной работы, упуская при этом специфику деятельности более низших звеньев. Благодаря такому управленческому подходу к любому направлению социальной деятельности, менеджер может быстро переквалифицироваться, оставаясь специалистом, но управляя уже другой организацией в совершенно другой области.

2. Еще одной важной особенностью высшего образования в США можно считать высокий уровень трудоустройства выпускников непосредственно в профильные предприятия туристической индустрии. Так, все вузы обладают широкой договорной базой с различными предприятиями, которая существует в рамках специальных кадровых внутривузовских систем. Это обеспечивает студентов рабочими местами и гарантией трудоустройства еще на этапе профориентации, а учебное заведение - мобильной информацией, связанной с изменениями потребностей в отрасли туризма и гостеприимства в тех или иных кадрах.

3. Основной отличительной чертой американской системы высшего образования является собственно ее трехступенчатая организация, включающая программы бакалавриата, магистратуры и аспирантуры, а также некой унификации оценочной системы.

Окончание бакалавриата приравнивается к получению законченного высшего образования, что гарантирует получение выпускником работы по изучаемой им специальности. Окончание магистратуры присваивает выпускнику звание магистра наук, что говорит либо об углублении, либо о смене специализации. Последним и высшим в этой иерархии является звание доктора, позволяющее преподавать и проводить значительные научные исследования.

4. Модульная система, необязательность выбора специальности в первые два года обучения по системе бакалавриата - также является специфичной и характерной чертой для американского высшего образования. В этой связи отметим, что не существует каких-либо жестких ограничений и стандартизированных канонов в отношении специализации, а существует определенный перечень всевозможных дисциплин - модулей, -которые могут быть как обязательными, общеобразовательными, так и специальными, индивидуальными.

5. В соответствии с этим выделяется и такая особенность, как исключительная самостоятельность обучающихся и работа в соответствии с индивидуальным планом. Таким образом, студент, набравший необходимое количество лекционных и семинарских часов - кредитов, - может самостоятельно планировать и организовывать собственную учебу, исходя из индивидуальных потребностей. В это время он может начать самостоятельно обращаться непосредственно к туристическим агентствам и другим объектам туристической индустрии, расширять знания и навыки, что поможет ему в дальнейшем в процессе профессиональной подготовки.

6. Значительным отличием вузов США от российских является особая классификационная структура, базирующаяся на разделении учебных заведений для бакалавров и магистров с аспирантами. Программа бакалавриата, которая обычно состоит из четырехгодичного образовательного процесса, осваивается студентами исключительно в колледжах, а программы бакалавриата (иногда в случае наличия в университете структурных подразделений - коллеждей), магистратуры и аспирантуры - в университетах.

7. Обилие существующих форм подготовки и переподготовки специалистов в сферы туризма. Сюда можно включить специализированные краткосрочные языковые курсы, стажировки в туристических фирмах и отелях, программы повышения квалификации, обучение на получение сертификатов, дипломов и т.д. К наиболее престижным американским учебным заведениям в области индустрии туризма и гостеприимства можно отнести [4]:

- AH&MA (Американская ассоциация отелей и мотелей);

- IH&RA (Международная гостиничная и ресторанная ассоциация);

- Cornell School of Hotel Administration (Школа гостиничного администрирования Корнеллского университета);

- AMFORTH (Всемирная ассоциация по подготовке специалистов в области индустрии гостеприимства и туризма);

- ASTA (Американское общество турагентов) и т.д.

В рамках последней действует Автоматизированная коалиция образования, занимающаяся исследованием нужд профессиональной подготовки для туриндустрии и разработавшая «Контрольный список навыков», обязательных к приобретению в ходе профессиональной подготовки. Они имеют особую типологию, включающую в основном навыки по работе с цифровыми технологиями в сфере туризма и гостеприимства, а также всех сопутствующих им аспектам.

8. Выработка специальных коммуникативных умений, реализующихся в процессе постоянного общения с клиентами турфирм, гостиниц и отелей. Здесь важно отметить, что вся профессиональная культура специалистов в этой сфере строится не столько на знании географии и туристических маршрутов (что, конечно, приветствуется), сколько на развитых социально-коммуникативных способностях [1].

9. Высокий уровень децентрализации высшего образования в сфере туризма и гостеприимства. В Соединенных Штатах нет общенационального законодательства, регулирующего единообразие данной структуры, сущности, управленческо-организационной деятельности, финансирования образования на всей территории государства, в соответствии с чем нет и централизованной в международном масштабе системы образования, которая есть, к примеру, в России. Все вопросы и проблемы решаются в рамках штатов, хотя государственное правительство участвует в процессе развития профессионального образования посредством разработки общих программ, подходов, механизмов, методик. Учебные заведения различного уровня в этой стране имеют определенные полномочия и самостоятельно регулируют свою деятельность [1].

10. Категорическая требовательность к профессионализму будущих кадров в индустрии туризма. Причем эта категоричность независима от формы подготовки, таким образом, образование становится ценностью, некой привилегией, острой необходимостью и обязательным элементом каждого гражданина США. Сфера туризма и гостеприимства, являясь, важнейшим экономическим и стратегическим элементом политики государства, предполагает наличие определенной системы знаний от кадров, работающих в ней. Эти знания ориентируются в основном на менеджмент и маркетинг, уходя от традиционных в отечественном понимании знаний (географии, социологии, культурологии), а также эффективной межличностной коммуникации, методов влияния и манипуляции в ходе такой коммуникации, освоение основ PR-технологий и т.д.

11. Прагматизм подготовки кадров, выступающий основой туристского образования выпускника вуза. Поскольку выпускник в настоящем случае - в первую очередь бизнесмен и управленец, он должен обладать стабильной и уже установившейся системой грамотного и эффективного целеполагания, системы ценностей, маркетинговым знанием рынка, аналитико-рефлективными способностями, деловой хваткой, развитым бизнес-мышлением, теоретическими основами менеджмента в области международного и регионального туризма и т.д.

Выводы. Таким образом, мы видим, что отличия американской системы высшего образования в рассматриваемой области в значительной степени отличается от российской и европейской систем.

По нашему мнению, это связано не только с обособленным географическим положением этого государства, но и с сформировавшимися в течение многолетнего периода менталитетом, традициями и социокультурными нормами, в соответствии с которыми главное для выпускника американского вуза - это эффективная в коммерческом и социальном плане бизнес-деятельность, направленная не только на

получение прибыли посредством продажи турагентствами путевок и туров, но и на социальную стабильность в демографическом плане, достигающуюся путем грамотного расположения туристических маршрутов на территории всей страны, а также правильного формирования организационно-управленческой культуры всех субъектов и объектов туристической и гостиничной инфраструктуры.

Кроме того, высшее образование в США направлено на глобализацию и индивидуализацию одновременно, являя собой пример не только общемирового источника тенденций в сфере профессиональной подготовки кадров в области туризма и гостеприимства, но и источника всесторонне развитых индивидов, которые в следствие самостоятельного выбора необходимых модулей и специализаций, формируют собственную профессиональную, творческую и социальную культуру, помогающую максимально эффективно реализовать свой потенциал в выбранной сфере. Такое влияние на личность, социум, государство и мир в целом говорит об эффективности подобной системы образования, учет особенностей которой позволит другим государствам оптимизировать процесс профессиональной подготовки специалистов в сфере гостеприимства и туризма.

Литература:

1. Асанова И.М. Система профессионального развития специалистов для сферы туризма в зарубежных странах (США и Швейцария) / И.М. Асанова // ПСЭ. - 2010. - № 4.

2. Балаева О.Н., Гордин В.Э., Предводителева М.Д. Индустрия гостеприимства и туризма: проблемы и задачи магистерской подготовки кадров / О.Н. Балаева, В.Э. Гордин, М.Д. Предводителева // Университетское управление: практика и анализ. - 2011. - № 1.

3. Ермилова Д.В. Обзор современного высшего образования в сфере туризма за рубежом / Д.В. Ермилова // Вестник РМАТ. - 2014. - № 4.

4. Полевая М.В. Особенности зарубежной системы подготовки кадров для туристской индустрии / М.В. Полевая // ТДР. - 2009. - № 9.

5. Сакун Л.В. Теория и практика подготовки специалистов сферы туризма в развитых странах мира: монография / Л.В. Сакун. - Киев: МАУП, 2004. - 399 с.

Педагогика

УДК 658.8

кандидат наук по социальным коммуникациям, доцент, доцент кафедры рекламы и издательского дела Платонова Айше Вадимовна

Таврическая академия (структурное подразделение) Федерального государственного

автономного образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Симферополь)

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ ПО РЕКЛАМЕ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ РЕКЛАМНЫХ СРЕДСТВ

Аннотация. В статье проанализирована группа современных рекламных методов и предложены рекомендации по их использованию, рассмотрены примеры их успешного использования. На примере успешных рекламных компаний приведена методика их использования, преимущества и недостатки. Рассмотрено несколько успешных примеров рекламных компаний и на их основе разработаны рекомендации по проведению рекламных компаний. Раскрыты основные принципы внедрения инновационных технологий в практику рекламной деятельности, определено их влияние на эффективность рекламы и дальнейшее развитие отрасли.

Ключевые слова: рекламные средства, эффективность рекламы, рекламная компания, инновационные технологии.

Annotation. The article analyzes a group of modern advertising methods and offers recommendations for their use, as well as examples of their successful use. On the example of successful advertising companies, the method of their use, advantages and disadvantages is given. Several successful examples of advertising companies are considered and recommendations for conducting advertising campaigns are developed on their basis. The main principles of introduction of innovative technologies in the practice of advertising activity are revealed , their influence on the effectiveness of advertising and further development of the industry is determined.

Keywords: advertising tools, advertising efficiency, advertising company, innovative technology.

Введение. Сейчас особая роль образования, превращение ее в важнейшую сферу человеческой деятельности делает проблему практической подготовки специалистов по рекламе, связей с общественностью одной из приоритетных. Образовательная система различных уровней направленности и квалификаций нуждается в разработке и внедрении современных технологий, с помощью которых можно достичь цели обучения, а именно: подготовить компетентного, гибкого, конкурентоспособного специалиста по рекламе.

Сегодня закономерным является осмысление рекламной деятельности в тесной связи с обучением специалистов по рекламе, которым нужны профессиональные знания и умения, от чего в решающей степени зависит сформированность профессиональной готовности и результативность будущей работы.

За последние годы, рекламная деятельность является объектом активного изучения других наук, следует отметить, что отсутствие внимания со стороны педагогической науки во многом и определяет актуальность исследования данной проблематики. Это объясняется, в частности, тем, что специальности и профессии в этой сфере были введены в соответствующие классификаторы и перечни сравнительно недавно (конец ХХ в. - нач. XXI в.).

Современная наука и практика доказали, что реклама является наиболее действенным и самым распространенным средством воздействия на потребителей в маркетинговых процессах коммуникаций. Ее эффективность зависит от правильно выбранных рекламных стратегий и методик, активного внедрения в практику рекламной деятельности достижений науки и техники. Эти вопросы стали предметом основательного изучения не только производителей и потребителей рекламной продукции, но и широкого круга исследователей, разрабатывающих актуальные вопросы дальнейшего развития отрасли, его

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.