Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ КЛАССИЦИСТИЧЕСКОЙ ПОЭТИКИ В ТРАГЕДИИ ПЬЕРА КОРНЕЛЯ "СИД"'

ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ КЛАССИЦИСТИЧЕСКОЙ ПОЭТИКИ В ТРАГЕДИИ ПЬЕРА КОРНЕЛЯ "СИД" Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
579
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛАССИЦИЗМ / ПЬЕР КОРНЕЛЬ / ДРАМАТУРГИЯ / ФРАНЦУЗСКАЯ ЛИТЕРАТУРА / СИД

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Милейко Н.С.

В данной статье рассматриваются основные черты классицистической поэтики. В качестве примера представлена трагедия Пьера Корнеля «Сид». Автором отмечаются особенности художественного метода французского драматурга, обусловленные требованиями эпохи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MAIN FEATURES OF THE POETICS OF CLASSICISM IN PIERRE CORNEILLE'S TRAGEDY “LE CID”

The article describes the main features of the classical style in literature. As an example, Pierre Corneille’s tragedy “Le Cid” is presented. The author marks out the peculiarities of the French playwright’s artistic method determined by the requirements of the epoch.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ КЛАССИЦИСТИЧЕСКОЙ ПОЭТИКИ В ТРАГЕДИИ ПЬЕРА КОРНЕЛЯ "СИД"»

УДК 821.133.1+82-21

Милейко Н.С. учитель литературы МБОУ г. Мурманска «Мурманский международный лицей»

Россия, г.Мурманск

ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ КЛАССИЦИСТИЧЕСКОЙ ПОЭТИКИ В ТРАГЕДИИ ПЬЕРА КОРНЕЛЯ «СИД»

Аннотация: в данной статье рассматриваются основные черты классицистической поэтики. В качестве примера представлена трагедия Пьера Корнеля «Сид». Автором отмечаются особенности художественного метода французского драматурга, обусловленные требованиями эпохи.

Ключевые слова: классицизм, Пьер Корнель, драматургия, французская литература, Сид.

Mileiko N.S. literature teacher

MBOU Murmansk "Murmansk International Lyceum "

Russia, Murmansk

THE MAIN FEATURES OF THE POETICS OF CLASSICISM IN PIERRE CORNEILLE'S TRAGEDY "LE CID"

Abstract. The article describes the main features of the classical style in literature. As an example, Pierre Corneille's tragedy "Le Cid" is presented. The author marks out the peculiarities of the French playwright's artistic method determined by the requirements of the epoch.

Keywords: classicism, Pierre Corneille, dramaturgy, French literature, Le Cid.

Пьер Корнель является первооткрывателем классицистической французской трагедии. Всенародную славу автору принесла поставленная в январе 1637 года и сыскавшая оглушительный успех пьеса «Сид». Её сюжет посвящен прославлению испанского народного героя и представляет собой своеобразную адаптацию двухчастной драмы Гильена де Кастро «Юность Сида» [5, с. 47].

В трагедии Пьера Корнеля представлены наиболее характерные для классицистической поэтики черты.

Во-первых, проблематика произведения переплетается с одной из главных тенденций эпохи классицизма - философско-моральным вопросом о чувстве и долге (как фамильном, так и государственном),

конфликтом между разумом и сердцем, социальным и личностным началами. Автор пьесы ставит героев в ситуацию выбора, считая, что человек эпохи классицизма не должен руководствоваться романтическими порывами - в нем, прежде всего, должно главенствовать рациональное начало. Так, например, дон Родриго - главный герой трагедии - по наставлению дона Дьего должен вызвать на дуэль отца своей возлюбленной Химены, чтобы «смыть <... > оскорбленье» и восстановить честь семьи. Герой претерпевает внутреннюю дилемму [3]:

«Я предан внутренней войне; Любовь моя и честь в борьбе непримиримой: Вступиться за отца, отречься от любимой!»

Со смертью графа Гормаса, тяжкий груз выбора падает на Химену. Девушке больше ничего не остается, как подавить в себе любовное чувство, взывая к справедливости [3]:

«Я неколеблемо спешу на голос чести. Родриго дорог мне, я с ним душою вместе,

Я сердцем за него; но долг мне говорит: Ты знаешь, чья ты дочь, и твой отец убит».

Драматургом вводится идея более высокого долга - долга перед страной и монархом на примере такого персонажа, как донья Уррака (инфанта кастильская) [4, с. 57]. Влюбленная в главного героя, девушка неустанно следит за его дальнейшей судьбой. Однако будучи наследницей испанского престола, она может сделать своим избранником только равного по происхождению. Поэтому инфанта делает все, чтобы связать узами Химену и Родриго, дабы прекратить страдания, которые ей приносят любовные волнения [3]:

«Но тот велик душой и доблестен вдвойне, Кто кровной гордостью пожертвует стране».

Как говорил В.Я. Бахмутский: «Выбор - высшее мгновение для трагического героя Корнеля» [2, с. 174]. Основным действующим лицам пьесы выбор дается крайне тяжело, поскольку им приходится жертвовать личным счастьем ради долга. Но лишь благодаря самоотверженности герои получают надежду на счастливый финал.

Во-вторых, представленные в пьесе образы наделены так называемой «ведущей чертой» - их характеры непротиворечивы и прямолинейны. Все остальное - лишнее и, как правило, уходит на второй план. Персонажи Корнеля до самого конца остаются верными самим себе, следуя выбранному пути. Так, именно победа над чувствами, а не над сарацинами делает Родриго - Сидом (в переводе с арабского означает «господин»).

В-третьих, Пьер Корнель стремится к правдоподобию, историчности. Сюжет пьесы основан на реальных событиях, участником которых был Родриго Диас де Вивар, известнейший герой Реконкисты. Таким образом, «непобедимый Сид» - не художественный вымысел автора.

В-четвертых, драматург старается выдерживать единство времени, места и действия. Многие критики и литературоведы отмечают, что у Корнеля данная черта представлена слабо и своевольно, в связи с чем жанр пьесы нередко определяется как трагикомедия. К примеру, целый ряд событий, описанных в произведении, по логике должен происходить в течение продолжительного периода времени. Однако А. Арно отмечает, что «когда трагикомедия желала подчиняться правилам, она истолковывала их так, как ей было нужно. Единство времени расширялось до двадцати четырех часов; единство места не замыкалось одной залой, действие могло происходить в разных местах одного города» [1, с. 6].

Таким образом, черты классицистической поэтики, представленные в пьесе «Сид», соответствуют требованиям эпохи. Наличие малозначительных несоответствий обусловлено тем, что трагедия Корнеля является первой французской классицистической драмой, то есть одной из начальных попыток осмысления доктрины классицизма в драматургии.

Использованные источники:

1. Арно А. Театр Корнеля и Расина (вступительная статья) [Текст] // Театр французского классицизма. - М.: Художественная литература, 1970. - С. 57.

2. Бахмутский В. В поисках утраченного [Текст] / В. Бахмутский. - М.: Измайлово, 1994. - 278 с.

3. Корнель П. Сид [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://facetia.ru/node/5457, свободный. - (Дата обращения: 08.11.2021)

4. Пахсарьян Н.Т. Границы трагического пространства в классицистической трагедии П. Корнеля [Текст] // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Филологическое образование. - 2009. - №2. - С. 50-61.

5. Тасова Д.Б. Художественный стиль в произведении Пьера Корнеля «Сид» [Текст] // Наука и современность. - 2012. - №19-1. - С. 47-49.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.