УДК 338.2
© А.Ю. Цветкова, 2015
ОСНОВНЫЕ БИЗНЕС-РИСКИ ГОРНОДОБЫВАЮЩИХ ПРЕДПРИЯТИЙ И ВОЗМОЖНОСТИ ИННОВАЦИЙ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Горнодобывающим предприятиям присущи специфические риски: горный риск, риск потери доли рынка из-за необъективной оценки запасов полезных ископаемых, производительность и доступ к капиталу, риски, связанные с кибербе-зопасностью и внедрением инноваций. Горнодобывающим предприятиям необходимо широкое внедрение инноваций, причем в условиях дефицита финансовых ресурсов особенно актуальными становятся информационные инновации. Информационные инновации решают задачи организации рациональных информационных потоков в сфере научно-технической и инновационной деятельности, повышения достоверности и оперативности получения информации и могут явиться относительно недорогим путем повышения рейтинга компании на рынке. Сегодня для всех сфер бизнеса наиболее перспективно выглядят четыре направления информационных инноваций: дата-майнинг, информационная архитектура, управление знаниями и социальные сети. Существуют также виды информационных инноваций, присущие лишь топливно-энергетическому и минерально-сырьевому комплексам: государственный кадастр минеральных ресурсов, Интернет-площадки баз данных. Ключевые слова: горный риск, стратегические отраслевые риски, стратегические бизнес-риски, информационные инновации.
В последние годы ранее созданный резерв разведанных месторождений значительно исчерпался, и собственники горного бизнеса вынуждены приобретать право пользования недрами месторождений и участков, находящихся на самых ранних стадиях геологического изучения, то есть действовать в условиях высокой неопределенности принимаемых решений. В то же время горнодобывающие предприятия в соответствии с принятой классификацией относятся к потенциально опасным объектам. Таким образом, минерально-сырьевая база является и средой осуществления хозяйственной деятельности (объектом риска), и фактором риска [11].
Недропользователь не обладает в полном объеме информацией о строении недр, в пределах которых он осуществляет свою деятельность. В связи с этим возникает дополнительный фактор
риска - горный риск, влияние которого на хозяйственную деятельность горнодобывающих предприятий весьма велико. Так, в 2000 году в связи с низкой достоверностью полученных геологических данных на разрезе «Щербиновский» после ввода его в эксплуатацию были прекращены горные работы - при объеме привлеченных инвестиций на закупку горной техники в 60 млн руб. [10]. Существуют и иные риски, связанные с минерально-сырьевой базой, например риск потери доли рынка из-за необъективной оценки запасов полезных ископаемых.
В связи с продолжающимся реформированием законодательной базы в Российской Федерации важную роль играет политический риск. Изменение законодательства и политического курса правительства может приводить к росту налоговой нагрузки, уменьшению доступа к финансовым, трудовым и сырьевым рынкам, прочим ограничениям.
Боярко Г.Ю. предлагает выделять в горнодобывающей промышленности следующие стратегические отраслевые риски [2]: внешние измеряемые риски (ценовые и налоговые риски); внутренние измеряемые риски (геологические, технологические и горнотехнические риски); внешние непараметрические риски (правовые риски); внутренне-внешние непараметрические риски (экологические и информационные риски).
Специалисты «Ernst & Young» публикуют ежегодные отчеты об исследованиях в области стратегических бизнес-рисков компаний горнодобывающей и металлургической отраслей. По их данным, в 2008 году первое место в списке десяти основных стратегических бизнес-рисков занимали проблемы недостатка квалифицированного персонала и ограниченные возможности инфраструктуры [4, 5]. В 2010 году на передний план вышли вопросы финансирования и движения денежных средств. В 2012 году на первое место в рейтинге рисков вышла национализация ресурсов [1]: во многих странах правительства не только широко используют инструменты налогообложения в своем стремлении получать больше доходов от этих отраслей, но и вводят такие требования, как обязательное обогащение сырья, налоги на экспорт и ограничение доли иностранной собственности.
Последнее исследование компании «Ernst & Young» «Бизнес-риски в горнодобывающей и металлургической отраслях в
2015—2016 годах» выявило, что недостаток инвестиций со стороны горнодобывающих компаний сокращает количество проектов в разработке и снижает стабильность объемов производства, что, в свою очередь, приводит к ограничению возможностей для будущего роста. Из 10 основных бизнес-рисков, включенных в рейтинг 2008 года, только три попали в десятку наиболее значимых рисков для 2015 года — это ресурсный национализм, получение «социальной лицензии» на производство и доступ к энергоресурсам [6, 7].
Согласно прогнозам, в ближайшее время в рамках экономического цикла большинство сырьевых товаров вырастут в цене, то есть ожидается поворот к росту. Это обусловлено сокращением предложения на рынке из-за падения в последние годы объемов разведки и разработки месторождений, ухода с рынка продукции с высокой себестоимостью и ожидаемого повышения спроса.
В тройке наиболее значимых бизнес-рисков остались производительность и доступ к капиталу. В рейтинге этого года впервые вошли в первую десятку бизнес-рисков риски, связанные с кибербезопасностью и внедрением инноваций на горнодобывающих предприятиях [6].
Эксперты признают, что по сравнению с большинством других отраслей горнодобывающая отрасль претерпела минимальные изменения, связанные с внедрением инноваций. В процентах от выручки горнодобывающая и металлургическая отрасли тратят на технологии и инновации на 90 % меньше, чем, к примеру, нефтяная отрасль [6, 7].
Согласно отчету «Делойт Туш Томацу Лимитед» («Deloitte Touche Tohmaysu» - международной компании, входящей наряду с «Ernst & Young» в «большую четверку» аудиторских компаний), опубликованного в январе 2014 года, горнодобывающим компаниям необходимо провести ретроспективный анализ своей деятельности и четко сформулировать свои ценности и планы на долгосрочную перспективу [9]. Причем спасение специалисты компании видят в широком внедрении инноваций.
Инновации тесно связаны с научно-техническим прогрессом (НТП), являясь его результатом. Инновации различаются по этапам НТП следующим образом: технические появляются обычно в
производстве продуктов с новыми или улучшенными свойствами; технологические возникают при применении улучшенных, более совершенных способов изготовления продукции; организационно-управленческие связаны, прежде всего, с процессами оптимальной организации производства, транспорта, сбыта и снабжения; социальные направлены на улучшение условий труда, решение проблем здравоохранения, образования, культуры; информационные решают задачи организации рациональных информационных потоков в сфере научно-технической и инновационной деятельности, повышения достоверности и оперативности получения информации.
В условиях дефицита финансовых ресурсов особенно актуальным становится внедрение информационных инноваций. Под информационными инновациями часто понимают лишь IT [8], то есть чистые технологии - компьютеры и телекоммуникации. Но в реальной жизни уже давно появились «новые информационные технологии», нацеленные на упрощение работы с ежедневным потоком данных [3]. Большую популярность получили системы управления ресурсами (ERP) и отношениями с клиентами (CRM), призванные уменьшить нагрузку, ложащуюся на менеджеров и руководителей. Но у этих систем есть существенный недостаток - они очень обстоятельно и радикально меняют всё устройство бизнес-процессов, а продолжительный период их внедрения часто наносит непоправимый удар по компании, особенно если стратегия была выбрана неверно или за время внедрения сама отрасль или рынок успели сильно измениться.
Но существуют решения, позволяющие подойти к информационным потокам в бизнесе по-новому и решать информационные задачи гибко, поэтапно и быстро. Сегодня наиболее перспективно выглядят четыре направления: дата-майнинг, информационная архитектура, управление знаниями, а также социальные сети - именно они в настоящее время производят наибольший эффект почти на все сферы, где задействована работа со знаниями [3]. Эти разновидности информационных инноваций представляют значительный интерес для горнодобывающих предприятий.
Каждое из направлений строится на том, что уже было известно очень давно - информационная архитектура основывается на опыте библиотекарей, архивистов и классификаторов; соци-
альные сети эксплуатируют желание людей собираться в группы по интересам, а дата-майнинг основан на умении выделять нестандартные ситуации, чтобы затем изучить их и извлечь из этого пользу.
Программные продукты дата-майнинга (ДМ) из огромных массивов показателей позволяют выявить закономерности и становятся таким образом мощным инструментом статистического анализа, поскольку статистические закономерности в широкой печати обычно не публикуются. Дата-майнинг позволяет не только осуществлять коммерческую разведку, но и оптимизировать внутренние процессы организации. В качестве примера можно привести пакет Tableau (http://tableausoftware.com/).
Другая разновидность информационных инноваций - информационная архитектура (ИА), искусство организации и представления информации удобным для целевой аудитории образом. В настоящее время системные интеграторы основываются больше на техническом аспекте систем. Как следствие, уже сейчас компании нуждаются в информационных архитекторах - специалистах, сочетающи в себе знание технологий с умением применить их в контексте бизнес-целей именно данной компании [3].
Еще одно направление информационных инноваций - это управление знаниями компании. Информация делится на две части - знания и оперативные сведения. «Оперативка» - это данные, которые нужны здесь и сейчас для принятия решения: ведь от скорости принятия решения зависит победа над конкурентами. Знания же - это история проектов и всей работы компании, сведения о встреченных сложностях и способах их решения. То есть в компаниях требуется своя внутренняя корпоративная база знаний, дополняемая общением с опытными сотрудниками и составляющая интеллектуальную основу компании. Этот материал может быть включён в портфель нематериальных активов компании [3].
Очень перспективным видом информационных инноваций в настоящее время становятся коммуникации в виде диалогов с партнерами и клиентами, блогов, профессиональных сообществ и социальных сетей.
Кроме вышеперечисленных направлений, позволяющих получить эффект во всех сферах бизнеса, существуют виды ин-
формационных инноваций, возникающих только в горнодобывающей отрасли. Прежде всего, это государственный кадастр минеральных ресурсов - свод необходимых сведений, характеризующих состояние минерально-сырьевой базы в целом и каждого отдельного месторождения полезных ископаемых (МПИ). С помощью периодически пополняемых и корректируемых кадастров обеспечивается оптимальное планирование и прогнозирование минерально-сырьевой базы и добычи и переработки полезных ископаемых.
Кроме перечисленного, большой интерес представляют различные Интернет-площадки баз данных, например www.nelikvidi.com. Площадка «Неликвиды - Вторичный рынок» предоставляет возможность разместить списки своих неликвидов и привлечь к ним внимание покупателей из России и стран СНГ. Таким образом можно продать не только неликвидные складские остатки, непрофильные активы (оборудование б/у, запчасти б/у, материалы), но и основные средства - здания, сооружения и земельные участки, так как неликвиды могут пригодиться в другом производстве или бизнесе. Этой Интернет-площадкой активно пользуются ОАО «Карельский окатыш», ОАО «Уралкалий», ОАО «Архангельский ЦБК», ОАО «Сызранский НПЗ», «Калугаэнерго» и другие предприятия.
Горнодобывающие предприятия продолжают бороться с непростой конъюнктурой рынка, преодолевая такие трудности, как изменчивость цен, геополитический кризис, рост затрат, падение рейтингов и дефицит финансирования. Для того чтобы остаться «на плаву» в будущем, компаниям необходимо шире внедрять инновации и эффективнее соотносить краткосрочные ожидания инвесторов и долгосрочные факторы, определяющие стратегию развития бизнеса.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бизнес-риски в горнодобывающей и металлургической отраслях. Исследование за 2012—2013 гг. / http://www.ey.com/RU/ru/Industries/Mining-Metals/ Business-risks-in-Mining—Metals
2. Боярко Г.Ю. Стратегические отраслевые риски горнодобывающей промышленности: Автореф. на соиск. степени д.э.н.; ТПУ. Томск, 2002.
3. Волков А. Информационные инновации / http://www.moscowuniversityclub.ru/ home.asp?artId= 1981.15.06.2005
4. Десять рисков для компаний металлургической и горнодобывающей отраслей. 26 августа 2009. http://finance.tltnews.ru/news/article20C38/default.asp
5. Исследование в области стратегических бизнес-рисков - 2009 год. Горнодобывающая и металлургическая отрасли / «Ernst & Young». http://www.ey.com/Publication/vwLUAssets/MM-GSBRR-2010-RU/$FILE/MM-GSBRR-2010-RU.pdf
6. Исследование компании EY «Бизнес-риски в горнодобывающей и металлургической отраслях в 2015-2016 годах». 28 августа 2015 / http://metalmininginfo. kz/бизнес-риски-в-отрасли/ Business risks in mining and metals 2015-2016).
7. Пресс-релиз. Основные риски для компаний металлургической отрасли связаны со снижающейся производительностью. 29 июля 2014 года / http://www.ey.com/ RU/ru/Newsroom/News-releases/News-Productivity-tops-mining-and-metals-business-risks-list
8. Руководство Осло: рекомендации по сбору и анализу данных по инновациям: 3-е изд. М., 2010 / http://innovation.gov.ru/sites/default/files/documents/ 2014/25340/3937.pdf.
9. Тенденции развития горнодобывающей промышленности в 2015 году по оценкам «Делойта» / http://www.tadviser.ru/index.php/ Статья: Горнодобываю-щая_промышленность.
10. Фомичев Е.С. Риски в сфере основной деятельности горнодобывающих предприятий // «Горная промышленность». № 6. 2003.
11. Шаклеин С.В. Оценка риска пользования недрами / С.В.Шаклеин, Т.Б.Рогова; ГУ КузГТУ. Кемерово, 2009. http://www.sibgeoresurs.ru/downloads/ Ocenka_riska_polqzovaniq_nedrami-uh.posobie.pdf.
КОРОТКО ОБ АВТОРЕ
Цветкова А.Ю. — кандидат экономических наук, доцент, Национальный минерально-сырьевой университет «Горный», [email protected].
UDC 338.2
THE MAIN BUSINESS RISKS IN THE MINING SECTOR AND INNOVATION OPPORTUNITIES IN MODERN CONDITIONS
Tsvetkova АJu., PhD in ec., associate professor, National Mineral Resources University (Mining University), Russia.
Specific risks are inherent in the mining enterprises: mountain risk, risk of loss of a share of the market because of a biased assessment of reserves of minerals, productivity and access to the capital, the risks connected with cybersafety and introduction of innovations. The mining enterprises need widespread introduction of innovations, and in the conditions of deficiency of financial resources especially actual are information innovations. Information innovations solve problems of the organisation of a rational information streams in sphere of scientific and techni-
cal and innovative activity, increase of reliability and efficiency of reception of the information. Today for all spheres of business it is most perspective four directions of information innovations look: data mining, information architecture, management of knowledge and social networks. There are also the kinds of information innovations inherent in only fuel and energy and mineral-raw complexes: the state cadastre of mineral resources, Internet platforms of databases.
Key words: mine risk, strategic branch risks, strategic business risks, information innovations.
REFERENCES
1. Biznes-riski v gornodobyvajushhej i metallurgicheskoj otrasljah. Issledovanie za 2012—2013 gg (Business risks in mining and metals industries. Study for 2012-2013) / http://www.ey.com/RU/ru/Industries/Mining-Metals/ Business-risks-in-Mining—Metals.
2. Bojarko G.Ju. Strategicheskie otraslevye riski gornodobyvajushhej promyshlennosti (Strategic branch risks of the mining industry): Avtoref. na soisk. stepeni d.je.n.; TPU. Tomsk, 2002.
3. Volkov A Informacionnye innovacii (Information innovations) / http://www.moscowuniversityclub.ru/ home.asp?artId=1981.15.06.2005.
4. Desjat' riskov dlja kompanij metallurgicheskoj i gornodobyvajushhej otraslej (Ten risks for the companies of metallurgical and mining branches). 26 avgusta 2009. http://finance. tltnews.ru/news/article20C38/default.asp.
5. Issledovanie v oblasti strategicheskih biznes-riskov — 2009 god. Gornodobyvajushhaja i metallurgicheskaja otrasli (Research in the field of strategic business risks - 2009. Mining and metallurgical branches) / «Ernst & Young». http://www.ey.com/Publication/vwLUAssets/MM-GSBRR-2010-RU/SFILE/MM-GSBRR- 2010-RU.pdf.
6. Issledovanie kompanii EY «Biznes-riski v gornodobyvajushhej i metallurgicheskoj otrasljah v 2015-2016 godah». 28 avgusta 2015 (The EY study «Business risks in mining and metals 2015-2016». August 28, 2015) / http://metalmininginfo. kz/biznes-riski-v-otrasli/ Business risks in mining and metals 2015-2016).
7. Press-reliz. Osnovnye riski dlja kompanij metallurgicheskoj otrasli svjazany so snizha-jushhejsja proizvoditel'nost'ju. 29 ijulja 2014 goda (Press release. The main risks for companies in the steel industry are related to declining productivity of the activities. July 29, 2014) / http://www.ey.com/ RU/ru/Newsroom/News-releases/News-Productivity-tops-mining-and-metals-business-risks-list.
8. Rukovodstvo Oslo: rekomendacii po sboru i analizu dannyh po innovacijam (The Oslo manual: guidelines for collecting and analysing data on innovation): 3-e izd. Moscow, 2010 / http://innovation.gov.ru/sites/default/files/documents/ 2014/25340/3937.pdf.
9. Tendencii razvitija gornodobyvajushhej promyshlennosti v 2015 godu po ocenkam «Delojta» (Trends in the development of the mining industry in 2015, according to estimates from Deloitte) / http://www.tadviser.ru/index.php/ Stat'ja: Gornodobyvajushhaja promyshlennost'.
10. Fomichev E.S. Riski v sfere osnovnoj dejatel'nosti gornodobyvajushhih predprijatij (Risks in sphere of primary activity of the mining enterprises) // «Gornaja promyshlennost'». No 6. 2003.
11. Shaklein S.V. Ocenka riskapol'zovanija nedrami (Estimation of risk of using bowels) / S.V.Shaklein, T.B.Rogova; GU KuzGTU. Kemerovo, 2009. http://www.sibgeoresurs.ru/ downloads/ Ocenka_riska_polqzovaniq_nedrami-uh.posobie.pdf.