Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ ТЕОРЕТИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ Я В КОНТЕКСТЕ ИЗУЧЕНИЯ РАЗВИТИЯ Я-КОНЦЕПЦИИ ЛИЧНОСТИ'

ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ ТЕОРЕТИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ Я В КОНТЕКСТЕ ИЗУЧЕНИЯ РАЗВИТИЯ Я-КОНЦЕПЦИИ ЛИЧНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
184
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ Я / ФОРМИРОВАНИЕ Я-КОНЦЕПЦИИ / СУБЪЕКТ ПЕРЕЖИВАНИЙ И СУБЪЕКТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / САМОСОЗНАНИЕ И САМОПОЗНАНИЕ / THE OCCURRENCE AND DEVELOPMENT OF I / FORMING OF SELF-CONCEPT / THE SUBJECT OF EXPERIENCES AND THE SUBJECT OF ACTIVITY / SELF-CONSCIOUSNESS AND SELF-KNOWLEDGE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Зайцева Людмила Александровна

Статья посвящена актуальному интересу современного общества к возникновению и развитию Я личности. Автор акцентирует внимание на том, что дальнейшее существование цивилизованного человеческого общества невозможно без осознанного отношения к своему Я, без внимания к процессам самосознания и самопознания, без изучения механизмов формирования представлений личности о себе. Весь комплекс заключенных в Я-концепции представлений человека о себе требует тщательного теоретического исследования с точки зрения как определения природы и сущности Я в историко-психологическом аспекте, так и с точки зрения соотнесенности Я и Я-концепции. В статье представлены девять аспектов рассмотрения Я в психологии: аспекты личности, сознательности, уникальности, интегративности, деятельности, регулятивности, активности, социальности, двойственности. Автором рассмотрены как вопросы онтогенетического развития Я и Я-концепции, так и история формирования понятия Я в психологии. Я есть и субъект, и объект переживаний, познания и деятельности. В процессе своей жизни человек и развивается, и составляет представление о своем развитии, формируя, таким образом, некоторую концепцию себя. Эта Я-концепция изучена в психологии как набор личностных качеств, установка на себя, образ Я, самость, система семантических пространств, контекст или идентичность. В структурном плане Я-концепция есть сумма в разной степени устойчивых и интегрированных Я. В статье проанализирован исчерпывающий список возможных Я личности. Именно актуализация, осознавание и интеграция этих Я обеспечивают процесс развития и личности, и её Я-концепции. Формирование Я-концепции осуществляется в определенном социокультурном контексте на основании повествований, ожиданий и образцов родительского поведения, и в дальнейшем влияет на особенности самоактуализации и самоописания взрослой личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MAIN ASPECTS OF THEORETICAL AND PSYCHOLOGICAL RESEARCH OF THE SELF IN THE CONTEXT OF STUDYING THE DEVELOPMENT OF THE SELF-CONCEPT OF PERSONALITY

This article is devoted to the actual and really interesting question of the modern society about emergence and development «Self-consept». The author has made an accent on your attention at such question that the existence of civilized society is impossible without important attention to your own «I» without your attention to such processes like self-consciousness and self-knowledge, without learning such mechanisms of forming presentation your own personality and knowing itself. All this complex including in «Self-concept» the imagination of a personality about himself demands proper theoretical research with such point of view as the determination of the nature and the essence «I» in the historical-psychological aspect and with another point of view, as relatedness «I» and «Self-conception». In this article there are nine issues of consideration «I» in psychology: the issue of personality, consciousness, uniqueness, integration, activity, regularity, sociality and duality. The author has looked and learned in details such questions as: ontogenetic development of «I» and «Self-conception», also as a history of forming such definition «I» in psychology. «I» is considered to be as a subject and at the same time as an object of experience, knowledge and activity. During this process of the life the man is developing and consists the imagination of such developing, forming in such case, such conception of «yourself». This «Self-conception» has been learned in psychology as the set of personal qualities, like installation on yourself, imagery on your own «I», selfhood, the system of semantic space, context or identity. In the structural plan «Self-conception» is considered as the sum in different degree the stable and integral «I». In this article the list of possible I-personalities has been looked through and written. Exactly actualization, awareness and integration of this «I» provides the process of developing and personality, and of course «Self-conception». The forming of «Self-conception» is materialized in the definite sociocultural context due to the foundation of narration, expectation and examples of parents` behavior. All these factors will be influenced on the features of self-actualization and self-description of grown-up personality in our future.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ ТЕОРЕТИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ Я В КОНТЕКСТЕ ИЗУЧЕНИЯ РАЗВИТИЯ Я-КОНЦЕПЦИИ ЛИЧНОСТИ»

Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki.com 2020, №3, Том 8 / 2020, No 3, Vol 8 https://mir-nauki.com/issue-3-2020.html URL статьи: https://mir-nauki. com/PDF/42PSMN320.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:

Зайцева Л. А. Основные аспекты теоретико-психологического исследования Я в контексте изучения развития Я-концепции личности // Мир науки. Педагогика и психология, 2020 №3, https://mir-nauki.com/PDF/42PSMN320.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

For citation:

Zaitseva L.A. (2020). The main aspects of theoretical and psychological research of the Self in the context of studying the development of the self-concept of personality. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 3(8). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/42PSMN320.pdf (in Russian)

УДК 159.9 ГРНТИ 15.01.11

Зайцева Людмила Александровна

ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет», Ростов-на-Дону, Россия

Академия педагогики

Доцент кафедры «Психологии личности и консультативной психологии»

Кандидат психологических наук E-mail: Valeh_ru@mail.ru

Основные аспекты теоретико-психологического исследования Я в контексте изучения развития Я-концепции личности

Аннотация. Статья посвящена актуальному интересу современного общества к возникновению и развитию Я личности. Автор акцентирует внимание на том, что дальнейшее существование цивилизованного человеческого общества невозможно без осознанного отношения к своему Я, без внимания к процессам самосознания и самопознания, без изучения механизмов формирования представлений личности о себе. Весь комплекс заключенных в Я-концепции представлений человека о себе требует тщательного теоретического исследования с точки зрения как определения природы и сущности Я в историко-психологическом аспекте, так и с точки зрения соотнесенности Я и Я-концепции. В статье представлены девять аспектов рассмотрения Я в психологии: аспекты личности, сознательности, уникальности, интегративности, деятельности, регулятивности, активности, социальности, двойственности. Автором рассмотрены как вопросы онтогенетического развития Я и Я-концепции, так и история формирования понятия Я в психологии. Я есть и субъект, и объект переживаний, познания и деятельности. В процессе своей жизни человек и развивается, и составляет представление о своем развитии, формируя, таким образом, некоторую концепцию себя. Эта Я-концепция изучена в психологии как набор личностных качеств, установка на себя, образ Я, самость, система семантических пространств, контекст или идентичность. В структурном плане Я-концепция есть сумма в разной степени устойчивых и интегрированных Я. В статье проанализирован исчерпывающий список возможных Я личности. Именно актуализация, осознавание и интеграция этих Я обеспечивают процесс развития и личности, и её Я-концепции. Формирование Я-концепции осуществляется в определенном социокультурном контексте на основании повествований, ожиданий и образцов родительского поведения, и в дальнейшем влияет на особенности самоактуализации и самоописания взрослой личности.

https:// mir-nauki. com

Ключевые слова: возникновение и развитие Я; формирование Я-концепции; субъект переживаний и субъект деятельности; самосознание и самопознание

Стремительно развивающий интерес к человеческой личности породил бесчисленное множество концепций личности в философских, социологических, антропологических и психологических дисциплинах. Объектом гуманистических и гуманитарных научных исследований стало Я личности. На протяжении веков с самых разных ракурсов изучается происхождение, сущность, механизмы функционирования и особенности Я. С развитием технологий 21 века научных интерес к Я уступил место общечеловеческому и житейскому: рефлексия собственного Я новыми поколениями идет параллельно с формированием представления человека о себе, с развитием его Я-концепции. И если в 20 веке традиционного изучения Я-концепции было достаточно для развития науки, то практико-ориентированная современность требует не просто называние феномена, но и вписывание этого феномена в жизнедеятельность личности: движение конкретного индивида к успеху, либо гармонии за счет упорядочивания осознаваемых им Я и систематизации их в контексте Я-концепции.

Актуальность заявленной проблематики подтверждается ее вневременностью, поскольку уже Платон говорит о Я как собственной внутренней работе, у Р. Декарта и Г.В. Лейбница Я выступает в качестве абстрактного объекта познания, Б. Спиноза мыслит Я как атрибут природы, по В. Франклу Я это нечто заранее данное, не объективируемое; через категорию противоречий рассматривает Я И. Кант; по Г.В. Гегелю Я - дихотомично: оно -единичное и всеобщее, индивидуальное и родовое, У Л. Фейербаха Я - чувственное и природное [1]. Ф. Ницше делает Я мерилом и ценностью всех вещей, таким образом, Я выступает эталоном идеального человека, рассматривается с точки зрения человеческого тела, движения к абсолюту: себетождественности и универсальности [2]. По мысли А. Шопергауэра только Я является единственной собственной действительной сущностью для данного человека, в которой заключено «все во всем» [3].

Между тем исторически более ранние описания Я позволяют только обозначить феномен, но не дает глубинного понимания его сущности: Я рассматривается как синоним личности, души, процесса самопознания и самосознания. Более детальное изучение Я осуществляется именно в контексте психологических исследования, начавшихся со времени зарождения науки в конце 19 века, и продолжающихся до сих пор.

Так, целью настоящего теоретического исследования является выделение закономерных аспектов научного описания Я в русле различных психологических теорий и концепций, начиная с зарождения психологической науки и по сей день, а также систематизация представлений о Я в контексте его развития и связи с Я-концепцией личности.

Обзор психологической литературы позволяет отметить традиционное отождествление Я и личности. При чем в отечественной науке в трудах С.Л. Рубинштейна, Л.М. Веккер, Н.И. Сарджвелажзе, С.Р. Пантилеева Я рассматривается как сама личность [4-7], а также сущность у А.Г. Спиркина [8], направленность у В.С. Мерлина [9] и форма переживания личности у Д.А. Леонтьева [10]. Сведение Я к личности не всегда осуществляется учеными полностью: А.А. Налчаджан полагает, что Я выступает центром личности [11], а Э. Фромм и Ф. Перлз - её ядром [12; 13].

Введение

Основные аспекты изучения Я

https:// mir-nauki. com

Перенос внимания исследователей с личности как абстрактной категории на конкретные личностные свойства, позволил выделить аспект сознательности в изучении Я: Я есть сознательное начало личности. Такое понимание прослеживается и в психоанализе З. Фрейда [14], и, в экзистенциональной психологии Э. Эриксона [15], и отечественной - у С.Л. Рубинштейна [16] и Н.И. Сарджвеладзе [6]. В аналогичном аспекте Я рассмотрено как субъект и центр сознания К.Г. Юнгом [17; 18], как система сознательных отношений к самому себе Б.Г. Ананьевым [19], как сознательное и мыслящее ядро человека Л.С. Выготским [20].

Другой достаточно популярной и разработанной научной традицией является рассмотрение Я как активного начала (личности). Здесь Я выступает инициатором деятельности и способом самовыражения (К.А. Абульханова и др., 2018) [21]; условием самореализации, приобретающим для субъекта личностный смысл (В.В. Столин, 1983) [22]; творцом мира личности (Fromm E.S., 1990) [23] или деятельным началом (Lipps T., 2010) [24]. Сущность Я в данном его понимании состоит в отыскании действительных истоков жизнедеятельности по мысли K. Horney [25] и самовыражении в идеях F.S. Perls [12], в постоянной актуализации своего Я и саморазвитии с точки зрения C.R. Rogers [26], вплоть до полной реализации Я по К.Г Юнгу [17; 18], в выражении естественной творческой силы человека по мысли A. Adler [27]. Данный подход развивается как в отечественной, так и в зарубежной психологии [28], с той разницей, что в российской психологии активность носит скорее целенаправленный, деятельностный, а не глубинный личностный характер.

Тесно связанной с аспектом личности является понимание Я В.В. Столиным как социального качества индивида. Я, формируясь к юношескому возрасту, оказывается жестко детерминированным обществом и определяет осмысленность и означенность индивида, его личности в отношении к определенной деятельности. В зарубежной психологии такое понимание Я созвучно идеям бихевиоризма. Б.Ф. Скиннер определяет Я как поведенческий репертуар, соответствующий данной совокупности случайностей [29]. В современной отечественной науке сформулирована точка зрения, согласно которой Я есть совокупность ролей: конструкт, задаваемый набором ролей (Е.С. Шильштейн) [30]. Я предпочитаемые предубеждения возникают с большей вероятностью, если в качестве точки отсчета в социальном сравнении взято собственное Я, а не другой человек [31].

С идеей активности перекликается представление о Я как некотором регулирующем механизме. Согласно научной концепции А.А. Налжаджан, Я - центральная организующая, интегрирующая и регулирующая инстанция психики, которая, действуя подсознательно, осуществляет адаптацию личности [11], тогда как в трудах А.Г. Спиркина Я - это регулятивный принцип, основа самоконтроля [8]. В этом же ключе Я рассмотрено Р. Ассаджиоли как необходимое начало и источник всех выборов и решений [32], задачей Я становиться создание и творение мира личности [33].

Принципиально иной является исследовательская позиция, предлагающая обретение посредством Я личностной уникальности. В этом аспекте Я - есть сущность человека - то, чем он является для себя и других (А.Г. Спиркин, 1972) [8], Я есть сущность: Я есть то, что Я есть (E.H. Ericson, 1993) [15], Я есть я сам (E.S. Fromm, 1990) [23], Я есть самость (Кон И.С., 2000) [34]. В этой непохожести на других А.В. Брушлинским видится источник самоутверждения человека [35].

Акцентирование внимания на переживании чувства Я характерно для зарубежной психологии В. Вундта: Я есть «чувство связи всех индивидуальных, психических переживаний» [36, с. 145], а также отечественных работ, например, Л.М. Веккер рассматривает я как «некое переживаемое человеком, чувственно отличаемое от прямых телесных проявлений, внутреннее единство» [37, с. 47]. При таком понимании Я на первый план выходит

проблем единства и связанности различных Я-образов. И.С. Кон, И.И. Чеснокова указывали на важность изучения единства образов Я личности [34; 38].

Вместе с тем Я личности переживается в контакте и совместности другим человеком и его Я. Практически с момента зарождения психологии как самостоятельной науки психологи ставили вопрос о двойственности и диалогичности Я. При традиционном рассмотрении в работах У. Джеймса и И.С. Кона различают, во-первых, Я как объект самопознания. Я -индивид, каким он видит себя, каким он себя представляет. «Я как объект созерцания в какой-то степени перестает быть субъектом деятельности, так как внимание человека переключается на внутренние переживания. Понятие Я как субъекта переживания значительно шире по объему по отношению к Я как субъекту деятельности» [39, с. 21]. Это познаваемое в личности -эмпирическое Я, к которому относится физическое, духовное и социальное в личности. Во-вторых, Я как субъект, как деятель, как процесс. Я - динамическая целостность психических процессов, непосредственно переживаемых субъектом, независимо от степени их осознанности. Обозначается как более сложный элемент - чистое Эго. «Я» есть то, что в каждую минуту сознает, между тем как эмпирическая личность есть только один из сознаваемых объектов. Чистое «Я» есть мыслящий субъект».

Пересмотр традиционной концепции Я на постсоветском пространстве позволяет Е.С. Шильштейну описать Я как служащее для разрешения актуальной проблемы развития, рассматривается как ценность и как проблемное Я. Здесь подчеркивается универсальность двойственности Я: «первый ценностный аспект Я создает прочную основу для личностного роста; содержание второго аспекта Я меняется в зависимости от актуальной задачи развития, стоящей перед субъектом, определяемой спецификой возраста, т. е. второй аспект Я фактически является инстанцией развития. Двойственность Я обеспечивает связывание ценностного и социального измерений» [30, с. 73].

Представленность собственного Я для другого, развитие себя в общении с другим и собой неизбежно связано с познанием окружающих людей и самого себя в контексте всей жизнедеятельности личности. В результате такого процесса самопознания формируется Я-концепция, определяемая в самом общем виде как система представлений индивида о самом себе. Между тем соотношение Я и Я-концепции является дискуссионным вопросом в психологической науке. Важным оказывается обозначение соотношения между Я человека и его представление об этом Я - его Я-концепцией.

Взаимосвязь Я и Я-концепции

На вопрос о взаимосвязи Я и Я-концепции в научной литературе можно найти следующие варианты ответов: Я обладает Я-концепцией и Я-концепция является устойчивым компонентом Я, считает А.А. Налжаджан [11]; Я-концепция есть само Я, утверждает Е.С. Шильштейн. [30]; вместе с тем по мысли С.Р. Пантилеева, Я является подструктурой Я-концепции [7]; а Rogers C.R., Я и Я-концепция употребляются как синонимы [26].

Более подробное и детальное обращение к определению понятия Я-концепция. На основании систематизации современных научно-психологических трактовок можно выделить следующие основные направления понимания изучаемого феномена.

Во-первых, Я-концепция понимается как совокупность представлений о собственных качествах, сопровождающихся самооценкой (С.Р. Пантилеев, 2000; Р. Бернс, 1986; M. Smith, E. Wethington & G. Zhan, 1996) [7; 40; 41], концепция человека о том, что он представляет: организованная, логически последовательная и интегрированная система восприятия Я (C.R. Rogers, 2007) [26]; представление о Я, носящее формальный характер (A.B. Orlov, 2012) [42]. Сюда же относится представление о Я-концепции как системе субъективных

https:// mir-nauki. com

семантических пространств и некотором когнитивном аспекте В.В. Столина [22], как об образе Я И.С. Кона [34] или совокупность таких образов А.А. Налжаджана [11].

Во-вторых, Я-концепция рассматривается учеными через категорию действия и установки на себя. Оказывается очевидным, что Я-концепция есть совокупность устойчивых установок на себя (Р. Бернс, В.С. Агапов, 2013). Три элемента установки применительно к Я-концепции конкретизируются в образе Я, самооценке, потенциальной поведенческой реакции. Либо Я-концепция это устойчивая система действий в отношении своего Я, определенный способ поведения, осуществляемого человеком относительно самого себя на основе принятого значения Я [43].

Особую точку зрения на Я-концепцию занимают психологи третьего условно выделяемого направления, рассматривающие Я-концепцию как некоторую равность самому себе и своему Я. Я-концепция как «высший уровень идентичности» у К.А. Абульхановой и др. [21]; как субъективное чувство непрерывной самотождественности у E.H. Ericson [15]. Я-концепция как концепция самости и в конечном итоге самость в исследовании Т. Шибутани [44]. Я-концепция по Е.Е. Вахромову есть контекст, состоящий из множества элементов, описывающих Я [45]. Для данных авторов характерно избегание прямого акцента на когнициях и попытка свести Я-концепцию к внутреннему ощущению Я и самотождественности. Вероятно, подобное рассмотрение Я-концепции, могло бы быть рассмотрено как закономерный этап ее развития, когда от знания себя и реакции на себя, личность переходит к внутренней самоидентификации.

Переход от Я к Я-концепции есть с движение от восприятия к осознанию. Я-концепции определяется нами как индивидуализированная система эмоционально-оценочных представлений о своем Я, определяющая готовность личности выбирать и действовать определенным образом. Структура Я-концепции традиционно рассматривается как совокупность описания и эмоциональной оценки, а также задействованных в ходе этого процессов и их результатов; структурированность Я-концепции является важным показателем личностного развития. На основе Я-концепции человек организует себя и свое поведение, осмысливая и интегрируя свой опыт, он совершает осознанный выбор. Развитие Я-концепции сложный многоступенчатый процесс осознания собственных качеств, проявляющиеся в каждый момент жизнедеятельности свойства личности и представления о них, специфику Я-концепции данного человека, оказываются тесно связанными с тем, что человек делает: как действует и как выбирает.

Итак, интеграция разнообразных точек зрения дает основания предположить, что Я представляет собой внутренние глубинные проявления личности, тогда как Я-концепция включает мнение личности о своем Я. Данное понимание Я-концепции - как совокупности знаний о своем Я - рождает огромное количество очень важных исследований, ставящих своей задачей изучение того каким образом происходит осознание личностью собственной сущности, а также перевод знаний о том, кем является человека в то, что он о себе думает, при чем, немаловажен и обратный процесс: реализация в поведении мнения о себе.

Актуальным в настоящий момент является постулирование принципиальной развиваемости Я-концепции: способности человека путем самосознания, рефлексии и самоидентификации понять себя, и обрести на этой основе структурированную Я-концепцию. Сам процесс развития Я-концепции рассматривается как последовательность сменяющих друг друга стадий: (1) осознание своего Я как источника активности; (2) формирование представлений о своем телесном Я; (3) формирование представлений о собственных

Становление Я в процессе развития Я-концепции

https:// mir-nauki. com

психологических особенностях, актуализируемое в кризисные периоды; (4) формирование представлений о своих моральных качествах. Социализация представляет собой вхождение человека в контексты жизни: в её результате формируются базовые контексты: "Я-концепция", "Не-Я-концепция" и структура взаимодействия "Я" с "не-Я" [46].

Особое значение приобретает постепенное отграничение своего Я и выделение себя из окружающего мира через заключенное в Я-концепции знание о собственных особенностях. Так, через узнавание о себе Я первоначально появляется как ощущение чего-либо мне принадлежащего с последующей дифференциацией содержания Я.

Возрастное развитие Я-концепции связано с восхождением на более высокий уровень идентичности [21]. С возрастом происходят такие изменения в Я-концепции как увеличение количества описательных категорий, рост гибкости и определенности в их использовании, повышение уровня избирательности, последовательности, сложности и интегрированности информации; использование все более тонких оценок и связей между ними; рост способности анализировать и объяснять поведение людей, увеличение внимания к изложению материала, желание сделать его более убедительным [47].

Именно различия в дифференциации компонентов Я-концепции могут объяснить непохожесть в ощущении себя людьми с похожими характерами, темпераментами, возрастными и профессиональными особенностями. Уникальный набор усвоенных способов описания себя дает каждому человеку особое переживание Я, различающееся по целому ряду параметров, среди которых можно отметить сложность-простоту, напряженность-расслабленность, доступность осознаванию внутренней структуры и другие.

Факторами, влияющими на формирование Я-концепции являются родительские послания; положение ребенка в семье; травматическое событие и повторения; образец поведения родителей (механизм копирования); влияние других родственников; биологические факторы [48].

В качестве необходимых условий формирования Я-концепции отмечают взаимодействие с социальной средой [26], оценки [43] и реакции окружающих [40], приписываемые другим ожидания [44] или мысли [49] о самом себе; родительские повествования [11], и опыт самонаблюдения [40]; представления о собственных характеристиках и способностях индивида, представления о возможностях его взаимодействия с другими людьми и с окружающим миром, ценностные представления, и представления о целях и идеях, которые могут иметь позитивную или негативную направленность [26].

В этих случаях сформированная Я-концепция может осложнять проявления истинного Я личности. Процессуально родителями и значимыми людьми подкрепляются такие качества личности ребенка, которые делают общение с них удобным и социально приемлемым - в результате, вырастая, человек привыкает мыслить о себе в рамках ограниченного набора черт характера, что приводит к неполноте знания о своем Я, и как результат конфликтам и неврозам.

Развитие Я-концепции зависит и от социокультурных особенностей, и процесс развития облегчается в тех социальных мирах, где хорошо установлена система статусов [43]. Я-концепция развивается в процессе самоактуализации личности на основе позитивного отношения к себе [50], под влиянием наследственных и средовых факторов [51].

Так, процесс становления Я может различаться в непохожих культурных средах, при этом гармоничное становление Я базируется на позитивной Я-концепции. Культурно специфичное ориентирование личности на успех также отражается в особенностях её Я и Я-концепции.

https:// mir-nauki. com

Возникновение и развитие Я с необходимостью требует Ты. З. Фрейд утверждал, что отождествление себя с другим порождает глубокие изменения в Я [14]. По мысли А. Шопенгауэра, сама по себе представленность человека в чужом сознании может видоизменять его сущность [3]. У Ф. Ницше Ты старше, чем Я [2]. М. Бубер писал, что Я возникает в результате присутствия Ты: становясь Ты человек становится Я: проявляется как личность и обретает субъективность. Отношение между Я и Ты ничем не опосредовано: «Я становлюсь Я, соотнеся себя с Ты; становясь Я, я говорю Ты» [52]. Э. Фромм связывает отношения Я-Ты с любовью: в любви я ощущаю, что Я - это Ты [23]. Появление Я, таким образом, означает возможность быть представленным для кого-то.

Таким образом, научное рассмотрение категорий Я и Я-концепции опирается на тонкую и тесную связь обозначенных феноменов. Я и Я-концепция развиваются в ходе социализации ребенка в общении и отношениях с другими людьми, и оказываются взаимосвязанными. Первоначально Я возникает для обозначения собственной активности и интенциональности, для выделения себя из мира и отделения от других людей. Я-концепция развивается при взаимодействии личности с другими людьми, под влиянием значимых людей и событий. Искаженная, под влиянием жизненных травм, кризисов и особенностей воспитания, Я-концепция мешает личности узнать свое истинное Я и может приводить к напряжениям и сложностям в жизни человека.

В научной психологической литературе сформировалась традиция рассматривать Я как некоторый атрибут личности, осуществляющий инициацию, регуляцию и интеграцию её активности. Переход от изучения Я к Я-концепции обусловлен процессом естественного развития научной мысли: он есть движение от созерцания к осознанию - от описания факта к попытке его научного объяснения.

Я-концепция исследуется в психологии как развивающаяся в течение жизни система представлений личности о себе. Особенности этой системы представлений определяются социально-культурной средой жизни индивида, особенностями его темперамента и характера, а также спецификой его семейного воспитания и историей прохождения жизненных кризисов. Переживание Я отражает индивидуальность развития личной Я-концепции. Ориентированная на социальный успех или удобное межличностное взаимодействия система представлений о себе может искажать истинное Я и быть источником многочисленных конфликтов и неприятного самоощущения.

Анализ различных научных трактовок Я позволяет выделить ряд аспектов его изучения. В аспекте личности Я рассматривается как сама личность, центр, ядро, сущность, направленность и форма переживания личности. В аспекте сознательности Я есть сознательное начало личности, система сознательных отношений к самому себе, сознательное и мыслящее ядро человека. В аспекте уникальности Я - это сущность человека: то, чем он является для себя и других, Я есть то, что Я есть и Я есть я сам или самость. Я в аспекте интегративности рассматривается как чувство связи всех переживаний, а также единство образов Я личности и её переживаний. В аспекте деятельности Я определяет осмысленность, целенаправленность и означенность индивида и его действий. В аспекте активности Я видится учеными как активное начало личности, исследовательский интерес направлен как на поведение в целом, так и на роли, творчество, самореализацию, самовыражение, процесс выбора. В аспекте регулятивности Я есть центральная организующая, интегрирующая и регулирующая инстанция психики, которая, действуя подсознательно, осуществляет адаптацию и самоконтроль личности. В аспекте социальности развитие Я рассматривается как зависящее от социального окружения:

Заключение

либо жестко детерминированное обществом, либо с необходимостью требующее Ты. С точки зрения аспекта двойственности выделяют Я как субъект и Я как объект. Развитие идей о двойственности Я позволяет выделять и исследовать экзистенциальное Я, рефлексивное Я и переживаемое Я.

Выделение аспектов изучения Я отражает историю психологических исследований данного феномена: от отождествления с личностью до признания его уникальности и многофункциональности. Я в психологии есть сложный, многогранный конструкт, исследование которого обеспечивает конкретизацию психологического изучения личности. Необходимой задачей современной психологии Я является дифференциация исследуемого феномена со сходными понятиями, такими как Я-концепция, личность, самосознание и другие. В то время как развитие личности определяется структурированностью и дифференцированностью Я-концепции - способ переживания и осмысления Я отражает специфику этих сформированных структур Я-концепции конкретной личности. Таким образом, Я - это переживание себя в мире. Я есть данное в виде мыслей, чувств и телесного ощущения отражение представлений личности о себе, определяющее характер её активности.

Современное теоретико-психологическое исследование Я видится в обращении внимания на аспекты уникальности, сознательности и социальности. Важным для понимания личности нового поколения становится изучение Я в контексте личной истории его носителя: рассмотрение культурных, семейно-социальных и индивидуально-жизненных обстоятельств искажения Я на основании деформированной Я-концепции. Данное направление исследований позволило бы описать типичные для современного поколения особенности Я и Я-концепции и проследить динамические изменения в переживании Я в связи со спецификой актуальных мировых событий, определяющих характер проживания нормативных, ненормативных, возрастных, профессиональных и прочих жизненных кризисов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Философский энциклопедический словарь / Ред.-сост. Е.Ф. Губский, Г.В. Кораблева, В.А. Лутченко [Текст] М.: ИНФРА-М, 2011 - 576 с.

2. Nietzsche F. Thus Spake Zarathustra. [Text] Publisher: Wentworth Press: 2019. Language: English. Paperback: 392 pages.

3. Schoopenhaur A. On the Will in Nature. [Text] Publisher: CreateSpace Independent Publishing Platform: 2010. Language: English. Paperback: 128 pages.

4. Рубинштейн С.Л. Основы психологии [Текст]. СПб.: Питер, 2000. - 720 с.

5. Веккер Л.М. Психические процессы. Т.3. [Текст] Ленинград: ЛГУ, 1981. - 326 с.

6. Сарджвелажзе Н.И. Личность и ее взаимодействие с социальной средой. [Текст] Тбилиси: Мецсреба, 1989. - 204 с.

7. Пантилеев С.Р. Самоотношение. / Психология самосознания [Текст]. Самара: БАХРАХ-М, 2000. - 672 с. - С. 208-242.

8. Спиркин А.Г. Сознание и самосознание [Текст]. М.: Изд-во политической литературы, 1972. - 303 с.

9. Мерлин В.С. Структура личности: характер, способности, самосознание [Текст]: учебное пособие к спецкурсу. Пермь: ПГПИ, 1990. - 110 с.

10. Леонтьев Д.А. Я - последняя инстанция в личности / Психология личности в трудах отечественных психологов - составитель Куликов Л.В. [Текст] СПб.: Питер, 2002. - 480 с. - С. 377-380.

11. Налжаджан А.А. Я-концепция / Психология самосознания. [Текст] Самара: БАХРАХ-М, 2000. - 672 с. - С. 270-332.

12. Perls F.S. Ego, Hunger and Aggression: A Revision of Freud's Theory and Method [Text] Publisher: The Gestalt Journal Press: 1992. Language: English. Paperback: 342 pages.

13. Фромм Э. Искусство любить. [Текст]. М: АСТ, 2014. - 221 с.

14. Freud S. Psychoanalysis. [Text]. Publisher: Pocket Books. 1969 - 480 p.

15. Ericson E.H. Gandhi's Truth: On the Origins of Militant Nonviolence [Text]. Publisher: W.W. Norton & Company: 1993. Language: English. Paperback: 474 pages.

16. Рубинштейн С.Л. Основы психологии. [Текст] СПб.: Питер, 2015. - 705 с.

17. Юнг К.Г. Психологические типы. [Текст] Минск: Попурри, 1998. - 656 с.

18. Юнг К.Г. Психология бессознательного. М.: АСТ, 2001. - 400 с.

19. Ананьев Б.Г. Личность, субъект деятельности, индивидуальность. [Текст] М.: Директ-Медиа, 2008.

20. Выготский Л.С. Психология развития человека. [Текст] М.: Эксмо, 2006. - 1136 с.

21. Абульханова К.А., Славская А.Н., Ливанова Е.А., Пушкарева Т.В. Представления о личности [Текст] / Педагогика профессионального образования - 2018. - №4. -С. 71-76.

22. Столин В.В. Самосознание личности. [Текст] М.: МГУ, 1983. - 286 с.

23. Fromm E.S. Man for Himself: An Inquiry Into the Psychology of Ethics. [Text]. Publisher: Holt Paperbacks: 1990. Language: English. Paperback: 272 pages.

24. Lipps T. Psychologische Untersuchungen [Text] Publisher: Kessinger Publishing, LLC:

2010. Language: German. Paperback: 732 pages.

25. Horney K. The Neurotic Personality of Our Time [Text] Publisher: W.W. Norton & Company; Reissue edition: 1994. Language: English. Paperback: 256 pages.

26. Rogers C.R. Counseling and Psychotherapy. [Text] Publisher: Rogers Press: 2007. Language: English. Paperback: 472 pages.

27. Adler A. The Science of Living [Text] Publisher: Martino Fine Books: 2011. Language: English. Paperback: 266 pages.

28. Robins R.W. & Beer J.S. Positive missions about the self: short-term benefits and long-term costs. [Text] / Journal of personality and social psychology. - 2001. - Vol.80. -№2. - P. 340-352.

29. Skinner B.F. Beyond Freedom and Dignity. [Text] Publisher: Hackett Publishing Co.:

2011. Language: English. Paperback: 244 pages.

30. Шильштейн Е.С. Особенности презентации Я в подростковом возрасте [Текст]. / Вопросы психологии. - 2000. - №2. - С. 69-78.

31. Hoorens V. Self-favoring biases, self-presentation, and the other asymmetry in social comparison [Text] / Journal of personality 63:4. - December 1995. - P. 793-817.

32. Ассаджиоли Р. Психосинтез. Принципы и техники [Текст]. - М.: Изд-во ОИО, 2016. - 204 с.

33. Большой психологический словарь. Под редакцией Мещерякова Б.Г., Зинченко В.П. [Текст] СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2009. - 816 с.

34. Кон И.С. Проблема Я в психологии. [Текст] / Психология самосознания. Самара: БАХРАХ-М, 2000. - 672 с. - С. 45-95.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

35. Брушлинский А.В. Психология субъекта в изменяющемся обществе. [Текст] / Вопросы психологии. - 1996. - №6. - С. 30-37.

36. Campbell J.D., Trapnell P.D., Heine S.J., Kats I.M., Lavallee L.F., Lehman D R. Self-concept clarity: measurement, personality correlates, and cultural boundaries. [Text] / Journal of personality and social psychology. - 1996. - Vol.70. - №1. - P. 141-156.

37. Веккер Л.М. Психические процессы. Т.3. [Текст] Ленинград: ЛГУ, 1981. - 326 с.

38. Чеснокова И.И. Самосознание, саморегуляция, самодетерминация личности. [Текст] / Проблемы психологии личности. Советско-финский симпозиум. М.: Наука, 1982. - 245 с - С. 121-126.

39. James W. The Meaning of Truth [Text]. Publisher: Prometheus: 1997. Language: English. Paperback: 297 pages.

40. Бернс Р. Развитие Я-концепции и ее воспитание. [Текст] М.: Прогресс, 1986. -421 с.

41. Smith M., Wethington E. & Zhan G. Self-concept clarity and preferred coping styles. [Text] / Journal of Personality. - June 1996. - Vol.64 - №2. - P. 407-434.

42. Orlov A.B. The Phenomenology of Anxiety in the Process of Client-centered Psychotherapy, in: 10th Conference of the World Association for Person-Centered and Expiriental Psychotherapy and Counseling. [Text]. July 8-12, 2012 - Antwerp, Belgium / Ed. by L. Neven. Antwerpen : Universiteit Antwerpen, 2012. P. 103-117.

43. Агапов В.С. Системные изучения Я-концепции субъекта в российской психологии [Текст] / В.С. Агапов // Акмеология. - 2013. - №1. - С. 27-30.

44. Шибутани Т. Я-концепция. / Психология самосознания. [Текст] Самара: БАХРАХ-М, 2000. - 672 с. - С. 245-269.

45. Вахромов Е.Е. Вершины жизни и пути их достижения: Самоактуализация, акме и жизненный путь человека [Текст] // Прикладная психология и психоанализ, 2002, №1

46. Вовк А.И. К вопросу об осознании контекста [Текст]. // Реальность и субъект. -1998. - Т2, № 1. - С. 43-47.

47. Янчук В.А. Введение в современную социальную психологию. [Текст] Учебное пособие для вузов. - Мн.: АСАР, 2005. - 768 с.

48. Залетова Т.В. Опыт исследования факторов влияющих на формирование Я-концепции и жизненного сценария [Электронный ресурс] / Т.В. Залетова / Режим доступа: httр://fp.nsu.ru/science/coni2001/doclad3/htm.

49. Charles Horton Cooley: Concept of the Looking Glass Self // Self, Symbols, and Society Classic Readings in Social Psychology edited by Rousseau N. [Text] Publisher: Rowman & Littlefield: 2002. Language: English. Paperback: 288 pages.

50. Иващенко А.В., Агапов В.С., Барышникова И.В. Проблема Я-концепции в отечественной психологии [Текст] / Мир психологии. - 2002. - №2. - С. 17-30.

51. Yoon-Mi H., McGue M. & Iacono W.G. The structure of self-concept in female preadolescent twins: a behavioral genetic approach [Text] / Journal of Personality and social psychology. - 1998. - Vol.74. - №4. - P. 1069-1077.

52. Buber M. I and thou. [Text] Publisher: Martino Publishing: 2010. Language: English. Paperback: 132 pages.

Zaitseva Lyudmila Aleksandrovna

Southern federal university, Rostov-on-Don, Russia E-mail: Valeh_ru@mail.ru

The main aspects of theoretical and psychological research of the Self in the context of studying the development

of the self-concept of personality

Abstract. This article is devoted to the actual and really interesting question of the modern society about emergence and development «Self-consept». The author has made an accent on your attention at such question that the existence of civilized society is impossible without important attention to your own «I» without your attention to such processes like self-consciousness and self-knowledge, without learning such mechanisms of forming presentation your own personality and knowing itself. All this complex including in «Self-concept» the imagination of a personality about himself demands proper theoretical research with such point of view as the determination of the nature and the essence «I» in the historical-psychological aspect and with another point of view, as relatedness «I» and «Self-conception». In this article there are nine issues of consideration «I» in psychology: the issue of personality, consciousness, uniqueness, integration, activity, regularity, sociality and duality. The author has looked and learned in details such questions as: ontogenetic development of «I» and «Self-conception», also as a history of forming such definition «I» in psychology. «I» is considered to be as a subject and at the same time as an object of experience, knowledge and activity. During this process of the life the man is developing and consists the imagination of such developing, forming in such case, such conception of «yourself». This «Self-conception» has been learned in psychology as the set of personal qualities, like installation on yourself, imagery on your own «I», selfhood, the system of semantic space, context or identity. In the structural plan «Self-conception» is considered as the sum in different degree the stable and integral «I». In this article the list of possible I-personalities has been looked through and written. Exactly actualization, awareness and integration of this «I» provides the process of developing and personality, and of course «Self-conception». The forming of «Self-conception» is materialized in the definite sociocultural context due to the foundation of narration, expectation and examples of parents' behavior. All these factors will be influenced on the features of self-actualization and self-description of grown-up personality in our future.

Keywords: the occurrence and development of I; forming of self-concept; the subject of experiences and the subject of activity; self-consciousness and self-knowledge

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.