Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ ДЛЯ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ ДЛЯ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
90
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЯ / ДИСТАНЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / EDUCATION / EDUCATIONAL PROCESS / DIGITAL ECONOMY / E-LEARNING / DISTANCE LEARNING TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рыбалко Наталья Алексеевна

В статье описывается процесс обучения в условиях дистанционного образования в рамках подготовки специалистов для цифровой экономики. Проанализированы статистические данные: мировые рейтинги по развитию цифровизации, количество обучающихся, использование электронного обучения и дистанционных технологий в образовании. Определены особенности организации основных элементов процесса обучения в условиях дистанционного образования и психолого-педагогические аспекты, характерные для дистанционного обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рыбалко Наталья Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MAIN ASPECTS OF TRAINING OF SPECIALISTS FOR DIGITAL ECONOMY IN REMOTE EDUCATION

The article describes the process of learning in the conditions of distance education in the framework of training specialists for the digital economy. Statistical data are analyzed: world rankings on the development of digitalization, the number of students, the use of e-learning and distance learning technologies in education. The specific of organization main elements of the process of learning in the distance education and psycho-pedagogical aspects of distance learning.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ ДЛЯ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

что для учеников - плюс. Педагог же должен верно выбрать средства и способы предоставления информации, сопоставить актуальность и целесообразность музейных материалов с выбранной темой.

Выводы. Исходя из всего вышесказанного, мы можем заключить, что музейная педагогика на сегодняшний день является интересным и актуальным способом вовлечения обучающихся в образовательный процесс в рамках изучения русского языка и литературы. Музейные средства позволяют интенсифицировать и актуализировать процесс усвоения информации, а также стимулирует вовлеченность учеников в самостоятельную научно-исследовательскую и поисковую деятельность.

Литература:

1. Елфимова, И.Л. Музейная педагогика в воспитании подростков с девиантным поведением в учреждении закрытого типа / И.Л. Елфимова // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. - 2015. - № 43.

2. Киосе, Н.Д., Маркова, Н.А. Использование информационных технологий в музейной педагогике. Виртуальный музей / Н.Д. Киосе, Н.А. Маркова // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. - 2012. - № 24 - 2.

3. Рябкова, Е.Л. Использование музейной педагогики на уроках русского языка и литературы для формирования ключевых компетенций обучающихся / Е.Л. Рябкова // Вестник академии детско-юношеского туризма и краеведения. -2017. - № 4.

4. Тужикова, Т.А., Протасова, М.Е., Дудина, Е.Н. Организация социально-педагогической работы со школьниками с использованием музейной педагогики / Т.А. Тужикова, М.Е. Протасова, Е.Н. Дудина // Вестник ТГПУ. - 2016. - № 5 (170).

5. Штанько, И.В. Особенности использования музейной педагогики в работе с детьми дошкольного возраста / И.В. Штанько // Вестник академии детско-юношеского туризма и краеведения. - 2014. - № 2.

6. Шушара, Т.В., Ридченко, Г.В. Музейная педагогика как современная инновационная педагогическая технология / Т.В. Шушара, Г.В. Ридченко // Гуманитарные науки. - 2016. - № 3 (35).

Педагогика

УДК 378.147

кандидат экономических наук, доцент Рыбалко Наталья Алексеевна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал)

Федерального государственного автономного

образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)

ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ ДЛЯ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В статье описывается процесс обучения в условиях дистанционного образования в рамках подготовки специалистов для цифровой экономики. Проанализированы статистические данные: мировые рейтинги по развитию цифровизации, количество обучающихся, использование электронного обучения и дистанционных технологий в образовании. Определены особенности организации основных элементов процесса обучения в условиях дистанционного образования и психолого-педагогические аспекты, характерные для дистанционного обучения.

Ключевые слова: образование, образовательный процесс, цифровая экономика, электронное обучения, дистанционные образовательные технологии.

Annotation. The article describes the process of learning in the conditions of distance education in the framework of training specialists for the digital economy. Statistical data are analyzed: world rankings on the development of digitalization, the number of students, the use of e-learning and distance learning technologies in education. The specific of organization main elements of the process of learning in the distance education and psycho-pedagogical aspects of distance learning.

Keywords: education, educational process, digital economy, e-learning, distance learning technologies.

Введение. В настоящее время осуществляется активное развитие цифровой экономики. Преобразования происходят во всех сферах, в том числе и в системе образования. Возникла объективная необходимость подготовки квалифицированных специалистов, владеющих определенными компетенциями и навыками для развития цифровой экономики. В образовательном процессе стали активно использоваться инструменты электронного обучения и дистанционные технологии. Статистические данные позволяют оценить полученные на данном этапе результаты, а также определить преимущества и недостатки дистанционного обучения в процессе подготовки будущих специалистов.

Изложение основного материала статьи. Современные экономические условия способствуют развитию цифровизации всех сфер жизнедеятельности человека. В настоящее время развитие цифровизации является мировой тенденцией. Существуют рейтинги, определяющие развитие цифровой экономики по различным критериям. Рассмотрим позиции России в международных рейтингах, отражающих уровень цифровизации в мире (табл. 1).

Позиции России в международных рейтингах [5]

Название рейтинга, год Место, которое в рейтинге занимает Россия Всего мест в рейтинге

Индекс развития ИКТ, 2017 45 176

Индекс развития электронного развития, 2018 32 193

Международный индекс цифровой экономики и общества, 2016 37 45

Глобальный индекс сетевого взаимодействия, 2019 41 79

Индекс инклюзивного интернета, 2020 26 100

Глобальный индекс конкурентоспособности, 2019 43 141

Всемирный рейтинг цифровой конкурентоспособности,2019 38 63

Индекс готовности к сетевому обществу, 2019 48 121

Индекс цифрового развития, 2017 39 60

Индекс электронной торговли В2С, 2019 40 152

Глобальный индекс кибербезопасности, 2018 26 175

Глобальный инновационный индекс, 2019 46 129

Индекс экономики знаний ЕБРР, 2018 17 38

Основные аспекты развития цифровой экономики изложены в нормативных актах [2, 3, 4]. Для достижения целей государственных проектов и программ необходимы специалисты, обладающие определенными компетенциями. Подготовке квалифицированных специалистов уделяется большое внимание.

Образовательная система функционирует в окружении рынков образовательных услуг, потенциальных участников, труда и инноваций и взаимодействует с этими рынками, обмениваясь трудовыми, материальными и информационными ресурсами. Это требует социальной адаптации населения к вызовам цифровой экономики, относящимся к непрерывному повышению уровня квалификации и развитию новых навыков в интерактивном пространстве цифровой экосистемы. В этом отношении крайне важны активная политика на рынке труда, поддержка доходов, непрерывное обучение и более гибкие образовательные системы [7, с. 104].

Рассмотрим данные по количеству студентов, обучающихся по образовательным программам профессий и специальностей в области цифровых технологий и производства, связанных с ними продуктов и услуг (табл. 2).

Таблица 2

Количество студентов, обучающихся по образовательным программам профессий и специальностей в области цифровых технологий и производства, связанных с ними продуктов

и услуг [5]

2018/2019 учебный год 2019/2020 учебный год Изменения, +/-

Уровень образования тысячи в процентах от общей тысячи в процентах от общей тысячи в процентах от общей

человек численности студентов человек численности студентов человек численности студентов

Программы 261,2 10,6 286,5 11,1 +25,3 +0,50

подготовки

специалистов

среднего звена

Программы бакалавриата, 398,4 9,6 415,9 10,2 +17,5 +0,60

специалитета,

магистратуры

По данным таблицы 1 видно, что количество и доля обучающихся по образовательным программам профессий и специальностей в области цифровых технологий и производства, связанных с ними продуктов и услуг увеличилось: по программам подготовки специалистов среднего звена на 25,3 тыс. человек, по программам балавриата, специалитета и магистратуры - на 17,5 тыс. человек. Данная динамика показывает, что интерес со стороны абитуриентов к программам профессий и специальностей в области цифровых технологий и производства, связанных с ними продуктов и услуг увеличивается.

В настоящее время активно развивается электронное обучение и дистанционные образовательные технологии. Определения этих терминов содержатся в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» [1].

В системе образования с каждым годом увеличивается доля использования программных средств, в учебный процесс активно внедряется электронное обучение (табл. 3).

Использование программных средств в образовательных организациях высшего образования (в процентах от общего числа образовательных организаций высшего образования; на конец года) [5]

Показатель 2017 год 2018 год Изменение, +/-

Электронные библиотечные системы 95,8 97,3 +1,5

Электронные версии учебных пособий по отдельным предметам или темам 93,3 95,0 +1,7

Электронные справочно-правовые системы 92,6 94,6 +2,0

Электронные версии справочников, энциклопедий, словарей и т.п. 91,7 93,3 +1,6

Обучающие компьютерные программы по отдельным предметам или темам, пакеты программ по специальностям 89,3 91,6 +2,3

Программы компьютерного тестирования 87,7 89,6 +1,9

Специальные программные средства для решения организационных, управленческих и экономических задач (без учета систем автоматизированного документооборота) 86,5 89,5 +3,0

Средства контент-фильтрации доступа к интернету 81,8 84,9 +3,1

Системы электронного документооборота 78,8 81,6 +2,8

Специальные программные средства для научных исследований 57,0 59,6 +2,6

Виртуальные тренажеры 50,5 53,8 +3,3

По данным таблицы 2 видно, что за 2017-2018гг. произошло увеличение доли использования программных средств в образовательных организациях высшего образования. В большей части увеличилось использование специальных программных средств для решения организационных, управленческих и экономических задач (без учета систем автоматизированного документооборота), средств контент-фильтрации доступа к интернету, виртуальных тренажеров, систем электронного документооборота, специальных программных средств для научных исследований, обучающих компьютерных программ по отдельным предметам или темам, пакетов программ по специальностям.

Данные по количеству и доле студентов, обучающихся с применением электронных средств и с применением дистанционных образовательных технологий представлены в таблице 4.

Таблица 4

Электронное обучение и использование дистанционных образовательных технологий в образовательных организациях высшего образования: 2019/2020 (на начало учебного года) [5]

Показатель Студенты, обучающиеся с применением электронного обучения Студенты, обучающиеся с применением дистанционных образовательных технологий

тысячи человек в процентах от общей численности обучающихся тысячи человек в процентах от общей численности обучающихся

Всего 839,9 20,6 534,4 13,1

В том числе по образовательным программам:

бакалавриата 610,1 21,8 396,3 14,2

специалитета 112,1 15,0 59,7 8,0

магистратуры 117,7 22,4 78,4 14,9

По данным таблицы 3 видно, что в 2019/2020 учебном году в среднем 20,6% студентов проходили обучение с применением электронного обучения: на уровне бакалавриата - 21,8%, на уровне специалитета -15%, на уровне магистратуры - 22,4%. В 2019/2020 учебном году в среднем 13,1% студентов проходили обучение с применением дистанционных образовательных технологий: на уровне бакалавриата - 14,2%, на уровне специалитета - 8,0%, на уровне магистратуры - 14,9%.

В современных условиях активно развивается дистанционная форма обучения. Дистанционное обучение - это форма образовательного процесса, отличающаяся следующими особенностями:

- учебный процесс происходит в том временном промежутке и на той территории, которая удобна обучающемуся;

- продолжительность времени обработки учебного материала определяется, в первую очередь, студентом;

- доля самостоятельной работы в разы больше по сравнению с традиционными формами обучения (очная, заочная, очно-заочная, вечерняя);

- учебные материалы представлены только в электронной форме;

- контроль знаний происходит только в электронной форме.

Дистанционное обучение является сравнительно новой формой образовательного процесса. По мнению Марчук Н.Ю. могут быть использованы различные модели дистанционного обучения [6]:

- очная форма + дистанционная;

- сетевое обучение (автономные курсы или информационно-образовательная среда - виртуальные кафедры, школы, университеты);

- сетевое обучение + кейс-технологии;

- обучение, построенное преимущественно на видеоконференцсвязи.

Традиционные формы обучения в данном случае также имеют некоторые организационные особенности (табл. 4) [5].

Таблица 5

Особенности организации основных элементов процесса обучения в условиях дистанционного

образования

Традиционные формы обучения Организация в дистанционном обучении

Лекции видеоконференцсвязь (просмотр выступления в реальном времени)

самостоятельное изучение учебных материалов в различных видах (электронные учебные пособия, бумажные учебники, аудиозапись, видеозапись)

Семинары в режиме отложенного времени (оффлайн) - обмен текстовыми сообщениями (телеконференции)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

в реальном времени (онлайн) - обмен текстом (чат), аудиоконференции, видеоконференцсвязь

Практикумы самостоятельное выполнение практических заданий

удаленное подключение к лабораторной установке

работа с компьютерной моделью лабораторной установки

Активные формы обучения деловые игры

анализ ситуации (кейс-стади)

выполнение группового проекта

Дистанционное обучение имеет специфику не только в части организации образовательного процесса, но также и свои психолого-педагогические особенности, а именно: дистанционное обучение требует гораздо большей мотивации и дисциплинированности от обучающегося. Это обязательно нужно учитывать педагогам при составлении дидактических материалов по преподаваемой дисциплине. Такие материалы должны быть, с одной стороны, содержательны по своему наполнению, а с другой стороны - лаконичны, не «тяжелы» для усвоения. Кроме того, очная форма преподавания позволяет педагогу следить за вниманием и реакцией на преподаваемый материал со стороны обучающихся во время занятия; уточнить какие аспекты темы не вполне понятны и сразу, в процессе занятия, дополнительно объяснить, привести примеры и т.д. В дистанционном формате, даже с использованием видеоконференцсвязи, это не всегда возможно.

Таким образом, дистанционная форма образования в современных условиях является перспективной и важной. Дистанционный формат позволит получить необходимые знания и освоить компетенции специалистам для развития цифровой экономики.

Выводы. Современные условия способствуют развитию цифровой экономики. Для достижения целей государственных проектов и программ необходимы специалисты, обладающие определенными компетенциями. Количество и доля обучающихся по образовательным программам профессий и специальностей в области цифровых технологий увеличилось, что показывает заинтересованность со стороны абитуриентов к данному направлению. Наблюдается увеличение доли использования программных средств в образовательных организациях высшего образования.

Можно сделать вывод, что дистанционное образование имеет специфику не только в части организации образовательного процесса, но и психолого-педагогические особенности - необходимость большей мотивации и дисциплинированности от обучающегося. Дистанционный формат образовательного процесса является перспективным и будет развиваться в рамках подготовки специалистов для цифровой экономики.

Литература:

1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] - Режим доступа - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (Дата обращения 11.10.2020 г.)

2. Указ Президента Российской Федерации от 09.05. 2017г. №203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы» [Электронный ресурс] - Режим доступа - URL: http://static.kremlin.ru/media/acts/files/0001201705100002.pdf (Дата обращения 11.10.2020 г.)

3. Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации -Официальный сайт - [Электронный ресурс] - Режим доступа - URL: https://digital.gov.ru/ru/activity/directions/858/ (Дата обращения 11.10.2020 г.)

4. Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации» [Электронный ресурс] -Режим доступа - URL: https://digital.gov.ru/uploaded/files/natsionalnaya-programma-tsifrovaya-ekonomika-rossijskoj-federatsii_NcN2nOO.pdf (Дата обращения 10.10.2020 г.)

5. Индикаторы цифровой экономики: 2020: статистический сборник / Г.И. Абдрахманова, К.О. Вишневский, Л. М. Гохберг и др.; Нац. исслед. ун-тИ60 «Высшая школа экономики». - М.: НИУ ВШЭ, 2020. - 360 с. - 300 экз. - ISBN 978-5-7598-2194-6 (в обл.) [Электронный ресурс] - Режим доступа - URL: https://issek.hse.ru/mirror/pubs/share/387609461.PDF (Дата обращения 13.10.2020 г.)

6. Психолого-педагогические особенности дистанционного обучения / Н.Ю. Марчук // Педагогическое образование в России. 2013. №4. [Электронный ресурс] - Режим доступа - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologo-pedagogicheskie-osobennosti-distantsionnogo-obucheniya (дата обращения: 13.10.2020).

7. Цифровая экономика России в бизнесе и образовании: реалии и перспективы / О.А. Бурова // Статистика в цифровой экономике: обучение и использование: материалы международной научно-практической конференции (Санкт-Петербург, 1-2 февраля 2018 г.). - СПб.: Изд-во СПб ГЭУ, 2018. - 235 с. [Электронный ресурс] - Режим доступа - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32532292& (дата обращения: 14.10.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.