Научная статья на тему 'Основные аспекты повышения эффективности общеобразовательных услуг в республике Башкортостан'

Основные аспекты повышения эффективности общеобразовательных услуг в республике Башкортостан Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
170
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ РАСХОДОВ / БЮДЖЕТНЫЕ СРЕД* СТВА / ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА / НОРМАТИВНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кираева Г. Г., Яруллин Р. Р.

В статье рассмотрена актуальность введения нормативно*подушевого принципа финансиро* вания в муниципальных общеобразовательных учреждениях республики, определены основные аспекты повышения эффективности общеобразовательных услуг Республики Башкортостан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные аспекты повышения эффективности общеобразовательных услуг в республике Башкортостан»

Кираева Г.Г.1, Яруллин Р.Р.2

Министерство образования РБ 2 Башкирский государственный аграрный университет Е-mail: gulzada-kg@yandex.ru

ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН

В статье рассмотрена актуальность введения нормативно-подушевого принципа финансирования в муниципальных общеобразовательных учреждениях республики, определены основные аспекты повышения эффективности общеобразовательных услуг Республики Башкортостан.

Ключевые слова: модернизация образования, эффективность расходов, бюджетные средства, заработная плата, нормативное финансирование.

Повышение эффективности общеобразовательных услуг имеет большую теоретическую и практическую значимость для устойчивого развития образовательной деятельности, удовлетворения населения качественным и доступным образованием на основе расширения возможности выбора учащимися поставщика образовательных услуг, формирования рынка образовательных услуг с участием организаций различных форм собственности.

Данное исследование приобретает особое значение в свете реализации Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, одной из задач которой является «глубокая и всесторонняя модернизация образования с выделением необходимых для этого ресурсов и созданием механизмов их эффективного использования». Являясь социальноэкономической системой, сфера образования стала важнейшим элементом формирования инфраструктуры современной экономики с постоянно возрастающим по масштабам рынком услуг, объем которого составляет до 6% ВВП. Вместе с тем развитие образования - долгосрочный приоритет социальной политики, поскольку в рыночной экономике именно образование призвано вносить решающий вклад в обеспечение социальной мобильности и равных стартовых возможностей для выходцев из всех слоев населения, в поддержание социального мира и предотвращение дезинтеграции общества.

Для повышения эффективности образовательного процесса необходимо не только изменить его содержание и структуру, но и усовершенствовать систему финансирования образования, обеспечив более прозрачное и эффективное использование бюджетных средств.

В рамках модернизации системы финансирования общего образования вводится норма-

тивное финансирование общеобразовательных учреждений, суть которого состоит в том, что законом определяются нормативы расходов для реализации основных образовательных программ в расчете на одного обучающегося. Нормативы определяются по ступеням обучения, видам образовательных программ, каждому типу, виду образовательного учреждения.

На наш взгляд, следует отметить существующую неравномерность в условиях обеспечения принципа доступности качественного образования для обучающихся, проживающих на территории различных муниципальных образований, при действующем сметном методе финансирования. Необходимо отметить, что до введения нормативного финансирования в республике стоимость текущего содержания одного обучающегося школ в муниципальных образованиях была разной. В прошлом году она составляла в районах от 17 до 33 тысяч рублей, в городах - от 11 до 17 тысяч рублей. В первую очередь это связано с тем, что руководители некоторых образовательных учреждений могли «выбивать» дополнительные средства, вследствие чего стоимость текущего содержания одного обучающегося в разных муниципальных образованиях отличается в разы. Именно поэтому переход от сметного метода финансирования муниципальных общеобразовательных учреждений на нормативно-подушевой принцип финансирования [2] в Республике Башкортостан осуществлялся параллельно с процессом реструктуризации сети образовательных учреждений, упорядочения структуры и штатов, сокращения избыточной численности работающих и т. д.

Изменения в подходах финансирования образования должны привести к тому, что высвободившиеся бюджетные средства не будут направляться, как было до этого, на механическое

увеличение расходных позиций, а будут использоваться на стимулирование развития образования, прежде всего на оплату труда педагогов.

В этой связи переход на новую (отраслевую) систему оплаты труда [3], основной целью которого является создание механизма связи заработной платы с качеством и результативностью труда, повышение роли стимулирующих функций оплаты труда и создание системы дифференциации заработной платы в зависимости от показателей уровня образования, квалификации и особенностей труда работников считаются актуальной задачей модернизации образования.

Новая система оплаты труда предоставляет ряд дополнительных полномочий директору и позволяет ему совершенно по-новому выстраивать управленческий процесс: по-иному управлять обучением, воспитанием, по-другому хозяйствовать, потому как теперь у него есть реальные рычаги управления, возможность поднять работу на качественно новый уровень. Директор становится более свободной, независимой, а главное - экономически грамотной фигурой. Однако при этом повышается вероятность появления недобросовестных управленцев (это относится как к директорам, так и к управляющим советам), которые могут распределять стимулирующие надбавки, основываясь не на высоком качестве труда работника, а на родственных, дружеских либо деловых связях.

Для снижения рисков такого рода Министерство образования Республики Башкортостан ежемесячно проводит мониторинг хода реализации данных законопроектов, который позволяет отслеживать нарушения на самых первых стадиях.

Основными причинами образования неэффективных расходов в общем образовании являются: формирование штатных расписаний без учета реальной потребности, необоснованное увеличение количества учебных часов по сравнению с базисными учебными планами, утвержденными приказом Министерства образования Республики Башкортостан, комплектование классов без учета нормативной наполняемости классов. В результате сложилась ситуация, когда во многих общеобразовательных учреждениях соотношение учителей к прочему персоналу составляет 50:50, в то время как оптимальное соотношение должно составлять 65:35.

Согласно Методике оценки эффективности деятельности органов исполнительной вла-

сти субъектов Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации [1], при расчете объема неэффективных расходов в сфере общего образования применяются целевые значения: количество учащихся, приходящихся на 1 учителя, - 15 человек; наполняемость классов для города - 25 человек, для села - 14 человек; соотношение учителей к прочему персоналу - 65:35.

Исходя из данной методики, проведен анализ процесса модернизации системы образования в Республике Башкортостан, который позволяет сделать вывод о том, что к настоящему времени необходимо учитывать следующие особенности в сфере общего образования:

- во-первых, изменения в демографической структуре населения школьного возраста привели к тому, что обеспеченность общеобразовательными учреждениями опережает потребность. Распределение численности обучающихся по годам нашей республики характеризуется следующим рисунком (рис. 1).

Как видно из рисунка, с 2000 года численность учащихся в целом по республике сократилась на 33% и, по прогнозным данным, к 2010 году снизится еще на 23%. Данная тенденция наблюдается во всех субъектах Российской Федерации.

Существующая сеть общеобразовательных учреждений в республике не соответствует современному уровню демографии и расселения в этой территории. Это приводит, с одной стороны, к неэффективному использованию имеющихся в сфере образования ресурсов, а с другой - к неспособности данной сети отвечать новым вызовам времени и общества, решать возложенные на нее задачи. В частности, обеспечить необходимое качество образования и уровень социализации детей, обучающихся в малокомплектных школах. Особенно это касается сельских школ, где зачастую невозможно обеспечить реализацию образовательных программ по некоторым предметам из-за отсутствия педагогов данного профиля, низкой материально-технической базы, отсутствия социальной инфраструктуры. При этом стоимость обучения одного учащегося в таких школах неоправданно высока (не соответствует качеству предоставляемых образовательных услуг) и может в разы отличаться от соответствующих затрат в крупной сельской или городской школе.

По Республике Башкортостан показатель количества учащихся, приходящихся на одно-

го учителя, в 2008 году составил 8,4, в 2009 году

- 9,9. Рост показателя был достигнут благодаря проводимой оптимизации сети общеобразовательных учреждений и штатных расписаний;

- во-вторых, в сфере общего образования пока что не удалось достигнуть уровня в разрыве оплаты труда у учителей и работников, занятых в сфере экономики, сложившегося 1215 лет назад, несмотря на существенное увеличение финансирования сферы образования и роста фонда оплаты труда в структуре текущих расходов. Анализ среднемесячной номинальной начисленной заработной платы в общем образовании в Республике Башкортостан в последние два года приведен в таблице 1.

672,4 646,9

613,4

575

537,8

513

I I I

488,1

2000/2001 2001/2002 2002/2003 2003/2004 2004/2005 2005/2006 2006/2007 2007/2008 2008/2009

Рисунок 1. Численность обучающихся общеобразовательных учреждений Республики Башкортостан по годам (в тыс.чел.).

Как видно из таблицы, разрыв в оплате труда работников образования и заработной плате в экономике остается высоким. По данным Росстата [4], заработная плата работников в образовании за 2008 год составляет 7103,90 рублей. В то же время заработная плата в общем образовании отстает от заработной платы в экономике в среднем по республике на 54,5%.

Заработная плата учителей в среднем за 2008 год составила более 9 тыс. рублей, по сравнению с 2007 годом ее рост составил около 33%. Отношение заработной платы учителей к заработной плате работников, занятых в сфере экономики республики, за 2008 год составило 58,2%, при этом разрыв увеличился только на 2 единицы по сравнению с 2007 годом.

Анализ среднемесячной номинальной начисленной заработной платы учителей за 2008 год по Приволжскому федеральному округу приведен в таблице 2.

Как видно из таблицы, по показателю среднемесячной номинальной начисленной заработной платы учителей в Приволжском федеральном округе в 2008 году Республика Башкортостан занимает 6-е место, а в России - 52-е место из 83 регионов [5].

Отставание заработной платы учителей от заработной платы в экономике не позволяет обеспечить при-

450,3

437,4

Таблица 1. Анализ среднемесячной номинальной начисленной заработной платы в образовании в Республике Башкортостан

Показатель 2007 г. факт. 2008 г. факт.

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников, занятых в сфере экономики региона, в рублях 12185,10 15608,20

Среднемесячная номинальная заработная плата работников государственных (муниципальных) учреждений, в рублях 5754,00 7103,90

Отношение, в % 47,22 45,50

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников государственных (муниципальных) дневных общеобразовательных учреждений, в рублях 5831,90 7486,60

Отношение, в % 47,86 47,97

Среднемесячная начисленная заработная плата учителей государственных (муниципальных) дневных общеобразовательных учреждений, в рублях 6848,00 9095,80

Отношение, в % 56,2 58,2

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников государственных (муниципальных) дневных общеобразовательных учреждений: прочего персонала (административно-управленческого, учебно-вспомогательного, младшего обслуживающего персонала), в рублях 4090,00 5024,97

Отношение, в % 33,57 32,19

влекательность сферы педагогической деятельности для молодежи и привлечь высококвалифицированные кадры.

С учетом изложенного следует выделить основные аспекты повышения эффективности общеобразовательных услуг нашей республики:

- дальнейшая оптимизация текущих расходов (реструктуризация сети, увеличение наполняемости классов), при этом в труднодоступных территориях реструктуризацию следует проводить исходя из фактических возможностей;

- обеспечение достойного уровня доходов работников;

- проведение целенаправленной работы по повышению привлекательности сферы педагогической деятельности, в том числе для молодежи, в целях кардинального повышения качества преподавательского состава учреждений образования;

- усиление самостоятельности бюджетных учреждений, расширение возможности учреждения по оказанию дополнительных платных услуг;

- увеличение расходов на модернизацию общеобразовательной инфраструктуры.

Реализация данных задач позволит в современных условиях сократить неэффективные расходы, повысить качество и объемы предос-

Таблица 2. Анализ среднемесячной номинальной начисленной заработной платы учителей за 2008 год по Приволжскому федеральному округу

Наименование регионов Средняя зарплата учителей, в рублях

Пермский край 10229,00

Нижегородская область 9844,00

Республика Татарстан 9314,00

Республика Чувашия 9156,00

Республика Башкортостан 9095,80

Республика Марий Эл 8934,00

Республика Удмуртия 8912,00

Оренбургская область 8635,00

Саратовская область 8501,00

Кировская область 8344,00

Ульяновская область 7464,00

Республика Мордовия 7297,90

Пензенская область 6891,40

тавляемых образовательных услуг, высвободить внутренние резервы для повышения заработной платы работников и модернизации инфраструктуры, расширить возможности системы образования по повышению доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина.

01.04.2010

Список использованной литературы:

1. Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении методики оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации» от 15 апреля 2009 г. №322.

2. Закон РБ «О нормативах финансирования муниципальных общеобразовательных учреждений для реализации основных общеобразовательных программ» от 28 февраля 2008 г. №541-з (действующая редакция).

3. Постановление Правительства Российской Федерации «Об оплате труда работников государственных учреждений образования Республики Башкортостан» от 27 октября 2008 г. №374.

4. Официальный сайт Башкортостанстата. Информация о среднемесячной номинальной начисленной заработной плате. www.bashstat (дата обращения: 01.03.2010).

5. Сайт Министерства регионального развития Российской Федерации. Результаты оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ по итогам 2008 года. http://www.minregion.ru/OpenFile.ashx/ 2008 itog.xls?AttachID=3433 (дата обращения: 28.02.2010).

Сведения об авторах: Кираева Гульзада Газизовна, начальник отдела Министерства образования, РБ, 450000, г. Уфа, ул. Театральная, 5/2, тел. (347)2703430, е-mail: gulzada-kg@yandex.ru Яруллин Рауль Рафаэлович, профессор кафедры финансов и кредита Башкирского государственного аграрного университета, доктор экон. наук, профессор, тел. (347)2280713, Jrr61@mail.ru; aigul102@mail.ru

Kiraeva G.G., Yarullina R.R.

General aspects of increase of general-educational services effectiveness in Republic of Bashkortostan In this article the authors regard the importance of normative-personal principle introduction into municipal general-educational institutions in the Republic and determine general aspects of increase of general-educational services effectiveness in Republic of Bashkortostan.

Key words: modernization of education, effectiveness of expenses, budget means, salary, normative financing.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.