ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ ОКАЗАНИЯ ГАРАНТИРОВАННОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ В КЫРГЫЗСКОЙ
РЕСПУБЛИКЕ
И. Колопов, аспирант
Институт государства и права Национальной академии наук Кыргызской Республики
(Кыргызстан, г. Бишкек)
Б01:10.24412/2500-1000-2022-10-3-101-104
Аннотация. Представление юридической помощи в нашей стране гарантируется законами. Но с течением времени важно совершенствовать законы которые регулируют особенности оказания гарантированной юридической помощи. В этой статье мы попытались раскрыть противоречия в законадательстве и предложить пути решения чтоб каждый гражданин мог получить гарантированную государством юридическую помошь на высоком уровне.
Ключевые слова: конституция, права, юридическая помощь, гражданские права, законодательные акты.
По закону оказывать юридическую помошь высокого качества гражданам уполномочены институты министерства юстиции Кыргызской Республики. В кконсти-туциии Кыргызской Республики написано, что каждый гражданин страны имеет право получить юридическую государственную помошь бесплатно. Но важно чтоб юридическая помошь действительно оказывалась бы качественно. Но нам кажется, что пора принимать новые законадатель-ные акты, которые бы привели бы новой системе оказания гарантированной юридической помощи. Важно понимать почесу в нашей стране не качественно первую очередь это неотвечающие законы реалиям современного времени. Вторая причина состоит в том, что граждане не заинтеро-сованы в знании своих прав. Чтобы закрыть эти пробелы в короткие сроки нужно внести законадательные акты, которые регулируют Кыргызской Республики правотношения государственных органов с населением [1, с. 23-28].
Качественная бесплатная юридическая помощь это когда государственные институт не покладая рук работают чтоб конституционные права гражданина не нарушались. Для этого госучреждения занимающийся этим вопросом нужно комуника-цию с обществом чтоб вовремя и качественной оказывать гарантированную
юридическую помшь. Все граждане должны иметь возможность полуичть государственную юридическую помошь не смотря н а своё социальное положение.
Но чтоб получить, граждане должны знать свои конституционные права чтоб своевремено получить юридическую по-мошь. В Ведь каждый гражданин проживающий на територии Кыргызской Республики вправе получить гарантированную юридическую помошь. Ведь конституцией определено что качественную спе-циальну,гарантированную юридическую помошь могут получить все граждане проживающие на територии Кыргызской Республики [2, с. 30-37].
Если обратится мировому опыту, то в некоторых стран мира определяет способы определения нуждаемости гражданина в гарантированной юридической помощи. Первую очередь рассматривается материальные возможности физического лица. Но первая юридическая помощь оказывается сразу. Что значит первая помощь -это оказание юридических услуг бесплатном в начальном этапе рассматриваемого дела.
В законодательстве о гарантированной государственной юридической помощи традиционно охватываются следующие два важных аспекта: предоставление юридической информации, и юридических
услуг для граждан центрами бесплатной правовой помощи и или специализированными организациями (так называемая первичная бесплатная юридическая помощь) и поддержка в процессе судопроизводства, судебная и процессуальная помощь и представительство адвокатами (так называемая вторичная бесплатная юридическая помощь). За счёт государственного бюджета финансируется вторичная юридическая помощь. Данную услугу оказывают в рамках уголовных, гражданских и административных дел на всех стадиях судопроизводства и исключительно адвокатами, входящими в государственный реестр адвокатов.
Для обеспечения качества квалифицированной юридической помощи, но оказываемой адвокатами были приняты законодательные нормы в нашей стране. Мы должны понимать, что оказывающий гарантированную помощь юридическую адвокат должен работать только по законам. Заметно что по инициативе руководства нашей страны последние годы увеличилось государственное финансирование для оказание квалифицированной государственной юридической помощи.
Данный вид юридической помощи оказывается госструктурами, органами местного самоуправления в пределах их компетенции. Консультационно-правовую помощь, согласно Закону, имеют право оказывать также коммерческие и некоммерческие организации и юридические клиники при вузах. Кроме того, учитывая особенности системы законодательства и их влияние на состояние государственного бюджета, а также необходимость обеспечения финансовой устойчивости ГГЮП, следует рационально и разумно установить систему бесплатной юридической помощи, используя при этом традиционно доступную государственную инфраструктуру и ресурсы, применяемые в настоящее время [1, с. 3-6].
Безусловно, мы изучали опыт всех стран или большинства государств, где существуют такие системы, но они очень разные, и по-сути в Кыргызстане мы построили систему, наиболее отвечающую особенностям и требованиям общества,
нюансам работы скажем, той же адвокатуры. Поэтому считаю, что без сомнения такая система нужна. Государство должно инвестировать в нее средства, поскольку это является социальным проектом. Мы не стали копировать систему бесплатной юридической помощи других стран, мы взяли лишь самое лучшее, с нашей точки зрения передовое, учитывая при этом наши возможности и национальный менталитет. Если сравнить принцип работы института ГГЮП Кыргызстана и ряда других государств, наши более-менее совпадают с характером деятельности аналогичных структур в Грузии и Украине, но у нас есть и свои особенности.
При этом надо отметить, что кыргыз-станская система ГГЮП полностью соответствует международным стандартам. Тому подтверждение - независимая экспертиза Закона ведущими экспертами европейских стран, давшими весьма высокую оценку этому документу.
Партнёры Кыргызской Республики поддержку с 2014 года, вносят большой вклад в развитии и становлении системы Гарантированной государством юридической помощи. Например, помогли разработать стандарты качества работы адвокатов, оказывают материально техническую поддержку ЦК ГГЮП. Наша Республика на данный момент времени входит в число ведущих стран, по крайней мере в Центральной Азии, в вопросе передовых стандартов правовой помощи населению. Поэтому внедрены определённые юридические механизмы, согласно которым в рамках Гарантированной государством юридической помощи адвокат может получить свой гонорар лишь в случае выполнения им стандартов качества работы и при отсутствии жалобы на работу адвоката со стороны получателя ГГЮП [4, с. 10-13].
В более широком смысле, действительная правовая защищенность граждан, на наш взгляд, должна складываться из трех основных составляющих - это осведомленность граждан о своих правах, свободах и обязанностях по закону; реально предоставленное каждому гражданину право на получение квалифицированной юридической помощи, в том числе бес-
платной, для защиты этих прав и свобод, а также своих законных интересов; гарантия справедливого и публичного (за исключением случаев, прямо предусмотренных законом) разбирательства дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона.
Кыргызстан является участником Международного пакта о гражданских и политических правах, в котором статья 14 определяет обязательства государства и требования к предоставлению бесплатной юридической помощи, как одного из основных компонентов справедливого судебного процесса.
Одним из основных компонентов справедливого судебного процесса обозначены обязательства государств и требования к предоставлению бесплатной юридической помощи. В частности, определяется следующее содержание понятия юридическая помощь:
- право защищать себя лично или через посредство адвоката;
- право быть уведомленным об этом, если лицо не пользуется помощью адвоката;
- право иметь назначенного защитника за счет государства «когда интересы правосудия того требуют», если у него нет достаточных средств для оплаты услуг за-
Закон определяет условия и порядок предоставления гарантированной государством юридической помощи гражданам Кыргызской Республики, при отсутствии у них средств для защиты прав и законных интересов. Закон устанавливает правовые основы организации и функционирования системы гарантированной государством юридической помощи. Закон Кыргызской Республики «О гарантированной государством юридической помощи» определяет порядок и условия предоставления гарантированной государством юридической помощи только по уголовным делам. В настоящее время разработан и принят во втором чтении Жогорку Кенешем Кыргызской Республики проект Закона Кыргызской Республики «О гарантированной государством юридической помощи» в новой редакции, где предусмотрено создание отдельного органа управления системой оказания бесплатной юридической помощи уязвимым слоям населения, расширен круг лиц, имеющих право на получение гарантированной государством юридической помощи, кроме того, предусмотрена необходимость принятия мер, направленных на предоставление гарантированной государством юридической помощи отдельным категориям граждан по гражданским и административным делам.
щитника.
Библиографический список
1. Доклад министра юстиции Кыргызской Республики А. Баетова на тему: «О новациях в адвокатской деятельности». - Бишкек, 2021.
2. Конституция Кыргызской Республики. - Бишкек, 2021.
3. Уголовный Кодекс Кыргызской Республики. - Бишкек, 2021.
4. Гражданский процесуальный кодекс кыргызской Республики. - Бишкек, 2021.
5. Кучерена А.Г. Адвокатура. - М., 2004.
THE MAIN ASPECTS OF THE PROVISION OF GUARANTEED STATE LEGAL ASSISTANCE IN THE KYRGYZ REPUBLIC
I. Klopov, Post-graduate Student
Institute of State and Law of the National Academy of Sciences of the Kyrgyz Republic (Kyrgyzstan, Bishkek)
Abstract. The representation of legal aid in our country is guaranteed by laws. But over time, it is important to improve the laws that regulate the specifics of providing guaranteed legal assistance. In this article, we tried to uncover the contradictions in the law and propose solutions so that every citizen could receive state-guaranteed legal assistance at a high level. Keywords: constitution, rights, legal aid, civil rights, legislative acts.