Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ ВЗРОСЛОЙ АУДИТОРИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В РУСЛЕ ОСНОВНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ КОГНИТИВНОГО ПОДХОДА'

ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ ВЗРОСЛОЙ АУДИТОРИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В РУСЛЕ ОСНОВНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ КОГНИТИВНОГО ПОДХОДА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
26
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЗРОСЛАЯ АУДИТОРИЯ / КОГНИТИВНЫЙ ПОДХОД / ПРОЦЕССЫ ПОЛУЧЕНИЯ И ОБРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ / МЫСЛИТЕЛЬНЫЕ И ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ / ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Косенко Анастасия Петровна, Гончарова Наталья Александровна

Статья раскрывает основные аспекты обучения взрослой аудитории иностранному языку в русле основных положений когнитивного подхода. В статье подчеркивается, что язык выступает основным средством получения, организации и использования знаний. Отмечено, что в основу когнитивной лингвистики заложена идея языка как связующего является связующего звена всех мыслительных и познавательных процессах человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MAIN ASPECTS OF TEACHING AN ADULT AUDIENCE A FOREIGN LANGUAGE IN LINE WITH THE MAIN PROVISIONS OF THE COGNITIVE APPROACH

The article reveals the main aspects of teaching a foreign language to an adult audience in line with the main provisions of the cognitive approach. The article emphasizes that language is the main means of obtaining, organizing and using knowledge. It is noted that the basis of cognitive linguistics is the idea of language as a connecting link is the connecting link of all human mental and cognitive processes.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ ВЗРОСЛОЙ АУДИТОРИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В РУСЛЕ ОСНОВНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ КОГНИТИВНОГО ПОДХОДА»

УДК 37.013.32

ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ ВЗРОСЛОЙ АУДИТОРИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В РУСЛЕ ОСНОВНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ

КОГНИТИВНОГО ПОДХОДА

Анастасия Петровна Косенко

аспирант авуаге7и@§тай .сот Гончарова Наталья Александровна,

доктор педагогических наук, профессор

nata-alexa@mail. т Мичуринский государственный аграрный университет

Мичуринск, Россия.

Аннотация. Статья раскрывает основные аспекты обучения взрослой аудитории иностранному языку в русле основных положений когнитивного подхода. В статье подчеркивается, что язык выступает основным средством получения, организации и использования знаний. Отмечено, что в основу когнитивной лингвистики заложена идея языка как связующего является связующего звена всех мыслительных и познавательных процессах человека.

Ключевые слова: взрослая аудитория, когнитивный подход, процессы получения и обработки информации, мыслительные и познавательные процессы, иностранный язык.

Известно, что когнитивность (лат. cognitio, «познание, изучение, осознание») «обозначает способность к умственному восприятию и переработке внешней информации» [1, с. 15]. Когнитивизм - это «направление в психологии, согласно которому индивиды не просто механически реагируют на события извне или внутренние факторы, а используют для этого силу разума; это наука о знании и познании, о восприятии мира в процессе человеческой деятельности» [6].

Известно, что основными процессами получения и обработки информации являются восприятие, мышление, внимание, память, речь, осознание и т.д., которые можно объединиь понятием «когниция» - одним из ключевых понятий когнитивизма [6]. С позиций когнитивизма человек изучается «как система переработки информации», а поведение человека «описывается и объясняется в терминах внутренних состояний человека». Указанные состояния проявляются физически, отслеживаются и толкуются «как получение, переработка, хранение, а затем и мобилизация информации для рационального решения задач» [2,9].

Известно, что результатом ментальной деятельности человека является система смыслов, содержащая в себе знания и субъективную оценку индивида о мире. В процессе изучения человеком символов, которые индивид использует при осознании окружающей действительности и собственного отношения к данной действительности, возникла наука когнитивная лингвистика [2], в рамках которой язык выступает основным средством получения, организации и использования знаний, потому что в основу когнитивной лингвистики заложена идея о том, что язык является связующим звеном во всех мыслительных и познавательных процессах человека [5, 8].

Достижения когнитивной лингвистики легли в основу разработки когнитивного подхода в обучении. Под когнитивным подходом в обучении в работах ряда исследователей в целом подразумевается решение возникающих проблем методами, учитывающими когнитивные аспекты психики, в которые включаются такие процессы познания, как память, внимание, восприятие, действие, принятие решений и воображение [3,12]. Обозначенные выше

процессы познания помогают современному человеку не только усвоить огромный массив информации, но и помогают осознать, как происходит процесс переработки и применение новой информации человеческим мозгом. В свою очередь, когнитивный подход в обучении взрослой аудитории техническому английскому языку считается одним из самых действенных подходов, потому что учитывает закономерности процесса познания при овладении иностранным языком и особенности интеллектуальной деятельности обучающихся [12]. Полагаем, что в процессе обращения к когнитивному подходу в обучении задача преподавателя состоит не в простой передаче знаний, а в том, чтобы помочь обучающемуся самостоятельно сформировать необходимые знания. Сформироваться данные знания могут из потребностей обучающегося: для общения, для работы, для саморазвития и пр.

Мы полагаем, что в основе процесса обучения должно лежать формирование заинтересованности обучающегося в получении новых знаний, а процесс обучения должен больше походить на исследовательскую деятельность. Когнитивный подход помогает развить любовь к обучению, делая новые знания интересными и полезными, что побуждает обучающихся развивать «долгосрочный аппетит» [7] к приобретению знаний.

Полагаем, что благодаря достижениям когнитивного подхода процесс обучения иностранному языку взрослой аудитории становится более осмысленным и целенаправленным, а активизация оптимальных познавательных стратегий впоследствии сформирует у обучающихся мотивацию к получению новых знаний и делает их более самостоятельными в процессе обучения.

Исследователи уверены, что одно из важнейших правил обучения в когнитивном подходе - это осмысленная практика [8]. Обучение, согласно существующему мнению, «происходит через когнитивные структуры памяти путём восприятия, обработки и сохранения информации для кратковременного или длительного запоминания и извлечения» [4, С. 116-118]. Методика обучения взрослой аудитории иностранному языку в рамках когнитивного подхода

выстраивается на базе уже имеющихся знаний у обучающегося, которыми индивид овладел еще на этапе освоения родного языка. Помогать обучающемуся реализовывать полученные знания необходимо за счет стимуляции умственной деятельности, не пытаясь при этом оказать влияние на поведение обучающихся. Важна работа с развитием когнитивных навыков, в частности навыков системного мышления, что соотносится с процессом осознания полученной информации.

Известно, что «в основе когнитивной науки лежит теория информации, в результате чего в когнитивной науке возникли понятия информации и структур знания, обработки и сохранения информации в памяти, извлечения из информации нужных данных, репрезентации информации в сознании человека и языковых формах» [2, с. 3-8]. Когнитивная наука основана на следующей фундаментальной идее: «мышление представляет собой манипулирование внутренними (ментальными) репрезентациями типа фреймов, планов, сценариев, моделей и других структур знания» [2, с. 3]. Для более четкого представления как именно структурируются знания в голове человека, когнитологи разделили существующие системы представления знаний на три основных типа [11, 12]:

- «системы правил - модели репрезентации знаний, включающие понятия и процедуры, закодированные в виде правил типа «условие - действие»;

- семантические сети - модели репрезентации знаний, предполагающие, что понятия существуют в памяти как независимые единицы, связанные сложной сетью связей (род - вид, часть - целое, логические и функциональные связи);

- структура отношений - модель репрезентации знаний, так называемая теория фреймов М. Минского, согласно которой предполагается, что «человек, пытаясь познать новую для себя ситуацию или по-новому взглянуть на уже привычные вещи, выбирает из своей памяти некоторую структуру данных (образ, прототип), называемую фреймом, с таким расчетом, чтобы путем изменения в ней отдельных деталей (слотов) сделать ее пригодной для понимания более широкого класса явлений или процессов» [11, с. 59].

Доказано, что, «получая новую информацию, человек соотносит ее с уже имеющейся в сознании информацией,... порождая при этом новые смыслы» [2, С. 12-24]. Полагаем, что охарактеризованную выше теорию информации можно положить в основу программы курса обучения взрослой аудитории техническому английскому языку. Программа обучения, основанная на данной теории, представляется действенной, потому что обучение, во-первых, будет строиться на знаниях, которыми уже обладают обучающиеся в сфере своей деятельности и, во-вторых, обучение будет строиться с учетом того, что данный пласт знаний обучающихся уже структурирован, в результате чего процесс сопоставления технических терминов иностранного языка с техническими терминами, с которыми знаком обучающийся на родном языке происходит на основе экономии временных ресурсов.

Таким образом, основными аспектами обучения взрослой аудитории иностранному языку в русле основных положений когнитивного подхода являются: помощь в самостоятельном формировании в сознании обучающихся необходимых знаний с учетом индивидуальных потребностей каждого обучающегося; построение процесса обучения через когнитивные структуры памяти и процесс извлечения существующих знаний и представления новой информации; содействие в реализации полученных знаний за счет стимуляции умственной деятельности; развитие навыков системного мышления.

Список литературы:

1. Болбаков Р.Г. Анализ когнитивности в науке и образовании // Перспективы Науки и Образования. 2014. №4(10) -с. 15-19.

2. Введение в когнитивную лингвистику. Маслова В.А. [Электронный ресурс]. Режим доступа: Мрв://геаёП.пе1/сЫ1а1-оп1те/?Ь=318229&р2=1 (дата обращения: 01.03.2022).

3. Воропаева В. А. Использование технологии когнитивной визуализации на начальном этапе обучения иностранному языку в неязыковом вузе // Наука и Образование. 2021. Т. 4. № 2.

4. Гончарова Н.А. Обучение иноязычной спонтанной речи в русле общенаучных концепций исследования // Актуальные проблемы гуманитарного знания в техническом вузе: сборник научных трудов IV Международной научно-методической конференции 26-27 октября 2017 года / Санкт-Петербургский горный университет, СПб, 2017. 369 с. С. 116-118.

5. Гончарова Н.А., Кретинина Г. В. Принципы развития иноязычной лингвистической компетенции студентов-филологов (на материале национальных вариантов английского языка)//Вестник Челябинского государственного педагогического университета. Челябинск, 2009. № 2. С. 3239.

6. Когнитивизм — это современное направление в психологии [Электронный ресурс]. Режим доступа: https: //psyholic.ru/bez-rubriki/ko gnitivizm-eto.html (дата обращения: 02.03.2022).

7. Когнитивный подход в обучении сотрудников: что это такое? [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://Ыog.cogmfit.com/ra/когнитивньIЙ-подход-в-обучении/ (дата обращения: 09.03.2022).

8. Наука о невысказанном: что такое когнитивная лингвистика [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://theoryandpractice.ru/posts/17654-nauka-o-nevyskazannom-chto-takoe-kognitivnaya-lingvistika (дата обращения: 09.03.2022).

9. Нечаева С. Г., Федотов А.Н. Когниция как путь получения знаний и их транслирования // Наука и Образование. 2020. Т. 3. № 4. С. 390.

10. Основные принципы когнитивного подхода [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://socioline.ru/ seminar/library/plotinsky/plot 131.php (дата обращения: 01.03.2022).

11. Плотинский, Ю.М. Модели социальных процессов. Издание второе, переработанное и дополненное / Ю.М. Плотинский. - Москва: Логос. 2001. - 280 с.

12. Третьякова Г.В. Когнитивный подход в обучении иностранному языку как мотивационный инструмент для студентов // Сервис plus - 2021. №2 т.15. с. 124-132.

UDC 37.013.32

THE MAIN ASPECTS OF TEACHING AN ADULT AUDIENCE A FOREIGN LANGUAGE IN LINE WITH THE MAIN PROVISIONS OF THE

COGNITIVE APPROACH

Anastasia P. Kosenko

postgraduate student asyarezu@gmail .com Natalia A. Goncharova

Doctor of Science, Professor nata-alexa@mail .ru Michurinsk State Agrarian University Michurinsk, Russia

Annotation. The article reveals the main aspects of teaching a foreign language to an adult audience in line with the main provisions of the cognitive approach. The article emphasizes that language is the main means of obtaining, organizing and using knowledge. It is noted that the basis of cognitive linguistics is the idea of language as a connecting link is the connecting link of all human mental and cognitive processes.

Keywords: adult audience, cognitive approach, information acquisition and processing processes, mental and cognitive processes, foreign language.

Статья поступила в редакцию 10.02.2022; одобрена после рецензирования 10.03.2022; принята к публикации 25.03.2022.

The article was submitted 10.02.2022; approved after reviewing 10.03.2022; accepted for publication 25.03.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.