72
Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 9 (18), 2015 I ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
СПЕЦИФИКА КОГНИТИВНОГО ПОДХОДА К ЯЗЫКОВЫМ ЯВЛЕНИЯМ В РУСЛЕ
еэ и
современной научной парадигмы
Городова Елена Анатольевна
преп. кафедры английского языка КубГТУ, г. Краснодар
Аннотация
Рассмотрена когнитивная лингвистика в ее современном виде как наука о методологическом изменении познавательных установок. Когниция как основное понятие когнитивной лингвистики охватывает знание и мышление в их языковом воплощении. Участие языка в этом процессе образует речемыслительную основу любой человеческой деятельности.
Abstract
Cognitive linguistics from modern point of view as a science about methodological changes of cognitive attitude has been considered. Cognition as a key consept of cognitive linguistics covers knowledge and mentation in their language personification. Language participation in this process makes speech and mental basis for any human activity.
Ключевые слова: когнитивная лингвистика, когниция, когнитивизм, когнитивная деятельность, когнитивный метод, когнитивисты, когнитологи, ментальные процессы, парадигма, языковые фреймы.
Key words: cognitive linguistics, cognition, cognitivism, cognitive activity, cognitive method, cognitivists,
cognitologists, mental processes, paradigm, lingual frames.
Сложные отношения языка и мышления, проблема усвоения, осознания и обработки языковых знаков решаются в современной лингвистике с позиций когнитивизма, объектом изучения которого, является человеческий разум, мышление и те ментальные процессы и состояния, которые с ними связаны. Это наука о знании и познании, о восприятии мира в процессе деятельности человека, который изучается как система переработки информации, а его поведение описывается и объясняется в терминах его внутренних состояний. Эти состояния физически проявлены, наблюдаемы и интерпретируются как получение, переработка, хранение, а затем и мобилизация информации для рационального решения задач.
К числу важнейших принципов когнитивизма относится трактовка человека как субъекта действующего, активно воспринимающего и продуцирующего информацию, руководствующегося в своей мыслительной деятельности определенными схемами, программами, планами, стратегиями. А сама когнитивная наука стала рассматриваться как наука об общих принципах, управляющих ментальными процессами в человеческом мозгу.
Занимаясь исследованием человеческой когниции, мы не просто наблюдаем действия, но и учитываем их ментальные репрезентации, символы, стратегии человека, которые и порождают эти действия на основе знаний. Когнитивный мир человека изучается по его поведению и деятельности, которые протекают при активном участии языка, образующего речемыслительную основу любой человеческой деятельности.
В результате когнитивной деятельности создаётся система смыслов, относящихся к тому, что индивид знает и думает о мире. Исследование того, как человек оперирует символами, осмысляя и мир, и себя в мире, объединило лингвистику с другими
дисциплинами, изучающими человека и общество, создало когнитивную лингвистику.
Категоризация человеческого опыта связана с когнитивной деятельностью человека, так как содержательная информация, полученная в ходе познавательной деятельности человека и ставшая продуктом обработки, находит своё выражение в языковых формах. Языковое сознание вообще и значение слова как его фрагмент есть форма структурации и фиксации общественного опыта людей, знаний о мире, форма презентации и актуального удержания знания в индивидуальном сознании. Когнитивные процессы связаны с языком и принимают форму «оязыковленных» процессов [Кубрякова, 2004].
Итак, когнитивная лингвистика возникает на базе когнитивизма в рамках современной антропоцентрической парадигмы, существенно расширяющей горизонты лингвистических исследований. Возникает необходимость посмотреть на язык с точки зрения его участия в познавательной деятельности человека. Полученная в ходе предметно-познавательной деятельности информация поступает к человеку через разные каналы, но предметом рассмотрения в когнитивной лингвистике является лишь та её часть, которая приобретает своё отражение и фиксацию в языковых формах.
Когниция - основное понятие когнитивной лингвистики, оно охватывает знание и мышление в их языковом воплощении, а потому когниция, когнитивизм оказались тесно связаны с когнитивистикой. Сейчас уже стало аксиомой, что во всем комплексе наук о человеке в первую очередь сталкиваются отношения между языком и другими видами человеческой деятельности. Язык в большей степени, чем культура и общество, дает когнитивистам ключ к пониманию человеческого поведения [Маслова, 2005: 8-9].
Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 9 (18), 2015 I ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
73
Именно язык обеспечивает наиболее естественный доступ к сознанию и мыслительным процессам, не потому, что многие результаты мыслительной деятельности оказываются
вербализованными, а потому что «мы знаем о структурах сознания только благодаря языку, который позволяет сообщить об этих структурах и описать их на любом естественном языке» [Кубрякова, 1997: 21].
Когнитивная лингвистика сформировалась в преодолении структурного языкознания, но она не противоречит структурному подходу: она его
предполагает и использует. Перелом в сознании многих лингвистов нашего времени наступил с появлением ряда новых дисциплин, показавших неадекватность имманентного подхода к языковой системе, игнорирующего деятельностную природу знака и его включенность в процессы жизнедеятельности человека и общества. Среди этих дисциплин, возникших на стыке с лингвистикой, оказались психолингвистика, этнолингвистика, социолингвистика, когнитивная лингвистика и лингвокультурология.
Это оказало влияние на саму лингвистику: в ней произошла смена ценностных ориентаций и наметилось стремление к изучению мыслительных процессов и социально значимых действий человека. В центре лингвистических исследований оказались процессы получения, обработки и хранения информации. Получая новую информацию, человек соотносит её с уже имеющейся в его сознании, порождая при этом новые смыслы. Инструментом оперирования в когнитивной лингвистике становятся оперативные единицы памяти - фреймы, концепты, гештальты и т.д. Следовательно, когнитивная лингвистика нацелена на моделирование картины мира, на моделирование устройства языкового сознания.
Г лавная отличительная черта когнитивной лингвистики в ее современном виде заключается не в постулировании в рамках науки о языке нового предмета исследования и даже не во введении в исследовательский обиход нового инструментария и процедур, а в чисто методологическом изменении познавательных установок.
Решение мыслительных задач непосредственно связано с использованием языка, ибо язык оказался наиболее мощным в семиотическом плане из всех систем коммуникации. Он не только опосредствует передачу и прием информации, знаний, но и обрабатывает полученную индивидом извне информацию, т.е. строит специфические языковые фреймы. Тем самым язык создаёт возможности для упорядочения и систематизации в памяти множества знаний для построения языковой картины мира.
Существующие предпосылки, фоновые знания в виде отдельных мыслей, идей, установок и проблем, поднимавшихся в трудах отечественных и зарубежных лингвистов, психологов и философов, побудили когнитологов исследовать язык в его современном понимании, т.е. с позиций когниции человека. Это явилось результатом развития психолингвистических концепций речевой
деятельности, ономасиологической теории, семасиологического подхода, теории логического анализа языка, семиологической грамматики, речемыслительной деятельности, функциональносемантических полей и др. Трудами многих учёных была подготовлена теоретическая и методологическая база для выработки собственно когнитивных методов анализа и формирования системы взглядов на язык как когнитивную способность человека, свойства человеческого разума, для выявления широких взаимосвязей языка с другими когнитивными способностями и психическими процессами: восприятием, памятью, мышлением и т.п. Тем самым, лингвистика стала чем-то большим, нежели замкнутая область изучения языка, внося свой вклад в обнаружение и объяснение общих аспектов человеческой когниции. Когнитивная наука берёт на себя труд выявить процессы и результаты мыслительной деятельности в непосредственной реальности их осуществления. В её задачу входит установить способы категоризации мира в сознании, описать реальные процессы когниции и оценки и возникающие в их результате концептуальные структуры сознания в их соотношении с миром и деятельностью человека.
Когнитивная лингвистика может быть определена как «направление, в центре внимания которого находится язык как общий когнитивный механизм» [Демьянков, 1994: 21].
Основополагающим тезисом является утверждение о неразрывной связи языка с когницией [Кубрякова, 1994: 35].
В центре внимания находятся те аспекты структуры и функционирования языка, которые связаны с усвоением, обработкой, организацией, хранением и использованием человеком знаний об окружающем его мире. Отсюда - неизбежная междисциплинарность когнитивной лингвистики, выражающаяся в активном привлечении самых разнообразных сведений о мышлении и мозге. Объяснение и описание тех или иных языковых фактов с точки зрения КЛ должно согласовываться с эмпирическими данными других наук.
Когнитивный подход к языку подразумевает анализ лингвистических фактов в их связи с организацией понятийной системы. Языковые структуры рассматриваются при этом сквозь призму общих знаний человека о мире, накопленного им опыта взаимодействия с окружающей средой, и в тесной зависимости от психологических, коммуникативных и культурных факторов. Лингвистический анализ, с точки зрения сторонников когнитивной лингвистики, должен учитывать не только языковое поведение как таковое, но и психические процессы, диктующие соответствующее поведение. При этом большое значение уделяется выявлению, описанию и объяснению внутренней когнитивной структуры, базисной для говорящего и слушающего [Демьянков, 1994: 22; Taylor, 1995: 4; Gibbs, 1996: 27].
Согласно концепции Е.С. Кубряковой, когнитивная лингвистика - это наука «...о знании и познании, о результатах восприятия мира и
74
Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 9 (18), 2015 I ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
предметно-познавательной деятельности людей,
накопленных в виде осмысленных и приведённых в определённую систему данных, которые каким-то образом репрезентированы нашему сознанию и составляют основу ментальных, или когнитивных процессов. Большинством принимается определение когнитивной науки, согласно которому она представляет собой науку о системах репрезентации знаний и обработке информации, приходящей к человеку по разным каналам» [Кубрякова, 1994: 35].
Одной из самых серьёзных проблем, с которой может столкнуться лингвистическая теория, - писал в своей книге Рэй Джекендофф, - это вопрос о соотношении языка и мышления. Скорее, добавляет он, это вопрос о том, в чём именно и как язык помогает нам думать [Jackendoff, 1997]. Соглашаясь с этой точкой зрения, можно полагать, что в ещё более конкретной форме этот вопрос может быть сформулирован как вопрос о том, как связаны оперативные единицы человеческого сознания с объективирующими их языковыми формами. Значительным шагом вперёд в решении указанных проблем и стало выдвинутое в когнитивной лингвистике положение о концептах, как оперативных единицах, и о необходимости исследовать значение, обращаясь к структурам знания и оценок - к концептуальным структурам, стоящим за единицами языка, - и давая определение значения через концептуальные структуры (концепты, связанные знаком) [Никитин, 2007].
По мнению Н.А. Кобриной, когнитивный подход, сформировавшийся и получивший достойное ему признание в лингвистике, используется в основном в сфере синтаксиса - «для изучения синтаксических связей и отношений, и фактов расширения комбинаторики и, отсюда, изучения механизмов формирования семантической поликомпонентности лексем, их категоризации и перекатегоризации и других явлений, выявляемых в синтаксисе и требующих осмысления и объяснения» [Кобрина, 2005: 7].
Соглашаясь с этой точкой зрения, лингвисты-когнитологи считают, что центральными для когнитологии являются взаимосвязанные понятия концепта, концептуальной структуры и ментального мира. Концепт - дискретная содержательная единица сознания, формирующаяся в нём как результат креативной способности строить ментальные миры. Концепты, сочетаясь, образуют концептуальные структуры разного уровня сложности, при том, что и сами сочетающиеся концепты, каждый на своём уровне холистической иерархии, обладают собственной структурой (включая и сам мир сознания как часть действительного мира). Базисным среди миров сознания является ментальный мир, связанный необходимостью соответствовать отражённому (объективному) миру действительности. Наряду с ним и на его основе сознание конструирует многообразные мнимые миры разной меры сложности. В этом смысле все ментальные миры сознания, от базисного до чисто мнимых, носят смешанный характер, но различаются степенью сочетания элементов действительного и мнимого,
жёсткостью обязательства соответствовать реальности непреложного мира. Крайнюю позицию на шкале мнимых миров занимают иррациональные миры сознания, легализирующие существование невозможного [Никитин, 2003].
Таким образом, развитию когнитивной лингвистики и восприятию её научной общественностью способствовали освобождение от вульгарных материалистических идей до роли «историзма» в общественном развитии, в философии и языке, т.е. от представлений об обществе как творческом начале в формировании языка и возвращение из забвения тезиса о главенствующей роли индивидуальной языковой личности. Когнитивная семантика стала новой научной парадигмой благодаря успехам психологии и понимания того, что мерой всего является не объективный мир, а человек с его видением объективного мира. В современной лингвистике это связывается с развитием и закреплением позиций человеческого фактора в языке. Преимущество этого подхода также заключается в очевидной ограниченности традиционной лингвистики, замыкающейся как системы имманентной, саморазвивающейся и противостоящей человеку.
В соответствии с этими принципами, языкознание оказывается неотъемлемой частью когнитивной науки и непосредственно связано с психологией и нейронаукой, с антропологией и философией. Так как когнитивная функция языка предполагает осмысление способов организации и хранения значений в сознании человека, то в качестве основных теоретических предпосылок возникновения когнитивного подхода на современном этапе можно рассматривать разработку важнейших положений теории концептуализации и категоризации,
определение концепта как единицы знания, заключающей в себе результаты теоретического и обыденного познания.
Итак, что нового приносит когнитивизм? «Когнитивизм делает заявку на метод серийного, если угодно, «промышленного» решения задач о
человеческой мысли» [Демьянков, 1994: 17-33].
Термином «когнитивизм» сегодня называют:
программу исследований человеческого
«мыслительного механизма»; изучение переработки информации, приходящей к человеку по разным каналам; построение ментальных моделей мира; устройство систем, обеспечивающих разного рода когнитивные акты; широкий спектр психических процессов, обслуживающих мыслительные акты. Таким образом, центральным в когнитивной лингвистике является категория знания, проблема видов знания и способов их языкового представления, так как именно язык является основным средством фиксации, хранения, переработки и передачи знания.
Список литературы:
1. Демьянков В.З. Когнитивная лингвистика как разновидность интерпретирующего подхода // Вопросы языкознания, 1994. - N4.-C17-33.
2. Кобрина Н.А. Класс местоимений в аспекте когнитивно-коммуникативного подхода // Когнитивная лингвистика: Ментальные основы и
Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 9 (18), 2015 I ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
75
языковая реализация. Ч. 1. Лексикология и грамматика с когнитивной точки зрения. Сб. статей к юбилею профессора Н.А. Кобриной. / Отв. ред. Н.А. Абиева, Е.А. Беличенко. - СПб.: Тригон, 2005. - С. 7-26.
3. Кубрякова Е.С. Части речи с когнитивной точки зрения. М., 1997 - 326с.
4. Кубрякова Е.С. Язык и знание: На пути получения знаний о языке: Части речи с когнитивной точки зрения. Роль языка в познании мира / Рос. Академия наук. Ин-т языкознания. - М.: Языки
славянской культуры, 2004. - 560 с. - (Язык. Семиотика. Культура).
5. Маслова В.А. Когнитивная лингвистика: учеб. пособие / В.А. Маслова. - 2-е изд. - Мн.: ТетраСистемс, 2005. - 256 с.
6. Никитин М.В. Основания когнитивной семантики: Учебное пособие. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2003. - 277 с.
7. Jackendoff R. The Architecture of the Language Faculty. Cambridge (Mass.), The MIT Press, 1997.
ПУШКИНСКАЯ ТЕМА В ТВОРЧЕСТВЕ ВИКФЁ ИСМИХАЯ
Исайчиков Виктор Фёдорович
Редакция журнала «Просвещение», Москва
P USHKIN SUBJECT IN CREA TIVITY OF VIKFYOISMIKHA Y
Isaychikov Victor Fyodorovich
Editorial office of the Prosveshcheniye magazine, Moscow
АННОТАЦИЯ
В докладе рассматривается пушкинская тема в творчестве российского писателя Викфё Исмихая, представленная самим автором, а также его отношение к некоторым литературоведческим работам, в том числе - в пушкинистике.
ABSTRACT
In the report the Pushkin subject in works of the Russian writer Vikfyo Ismikhay presented by the author, and also his relation to some literary works including - in a pushkinistika is considered.
Ключевые слова:
А.С.Пушкин, Викфё Исмихай, пушкинистика, декабристы, Пушкин-журналист и историк, А.Платонов, государственный переворот 1993 года.
Keywords:
A.S. Pushkin, Vikfyo Ismikhay, pushkinistika, Decembrists, Pushkin journalist, Pushkin historian, A. Platonov,
revolution of1993.
Поскольку автор - не профессиональный филолог, и к тому же не уверен, что поэту или писателю обязательно кончать Литературный институт, то и писатель он не дипломированный. Он должен честно признаться, что имеет слабое представление, как следует писать статьи по филологии. Литературную критику он, разумеется, иногда читал, но никогда не задавался вопросом, а как правильно её писать? Поэтому он представляет статью, как ему кажется, неправильную по форме и спорную по содержанию. Но у неё, несомненно, имеется одно достоинство - она лишена литературоведческих фантазий о том, что думал поэт, поскольку литературовед и поэт - одно и тоже лицо (и у него ещё не отшибло окончательно память о том, что он думал, когда вымучивал свои стихи и прозу ).
Прежде, чем приступить к анализу пушкинской темы в собственном творчестве, автор считает необходимым определить своё отношение к Пушкину и к некоторым идеям пушкинистов. Автор полагает, что в литературоведении назрел серьёзный кризис, и неудовлетворённость состоянием в пушкинистике -одно из проявлений общего кризиса литературоведения. Несомненно, что
литературоведение не стоит на месте и в нём постоянно совершаются открытия новых фактов и отношений, но отсутствие адекватных обобщений не превращает нагромождения фактов и мнений в стройные и доказанные концепции. А когда это всё-
таки происходит, то не всегда эти новые открытия и концепции воспринимаются академическим сообществом. Например, по словам Виктора Тена, его концепции (изложенные, например, в книге [13]) с трудом пробиваются через заслоны пушкинистов.
Но следует признать, что в современном российском обществе, переживающем серьёзнейший культурный кризис, и сам Пушкин с трудом пробивается к читателю. Для многих в России «солнце русской поэзии» ещё не взошло [7, с.257]. Но автор рассчитывает на тех, кто не безразличен к литературе и Пушкину. При этом статью о литературе автор хочет начать историей из музыкальной жизни.
Известный французский композитор Гуно так описал историю своего отношения к Моцарту: «Когда мне было 20 лет, я говорил: «Гуно! Гуно!». Когда мне исполнилось 30 лет, я уже говорил: «Гуно и Моцарт!». Когда я достиг 40, я говорил «Моцарт и Гуно», а дожив до 50, я говорю «Моцарт! Моцарт!».
Хотя стихи и прозу автор начал писать серьёзно не в совсем молодом возрасте, но его отношение к Пушкину было неизменным: «Пушкин! Пушкин!» Это и неудивительно. В жизнь автора Пушкин вошёл в раннем детстве. Как нетрудно догадаться, сказками, которые читала мать или её младшие сёстры. В памяти не сохранилось, в какой последовательности их читали, и какие впечатления они производили; но абсолютно точно, что первая книжечка, которую автор прочитал самостоятельно -